ВУЗ: Смоленский областной казачий институт промышленных технологий и бизнеса
Категория: Лекция
Дисциплина: Моделирование систем
Добавлен: 19.11.2018
Просмотров: 2056
Скачиваний: 18
73
4. ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
4.1. Классификация систем массового обслуживания и
их показатели эффективности
Системы, в которых в случайные моменты времени возникают заявки на
обслуживание и имеются устройства для обслуживания этих заявок, называ-
ются системами массового обслуживания (СМО).
СМО могут быть классифицированы по признаку организации обслужи-
вания следующим образом:
С М О
Системы с отказами не имеют очередей.
Системы с ожиданием имеют очереди.
Заявка, поступившая в момент, когда все каналы обслуживания заняты:
- покидает систему с отказами;
- становится в очередь на обслуживание в системах с ожиданием при
неограниченной очереди или на свободное место при ограниченной очереди;
- покидает систему с ожиданием при ограниченной очереди, если в этой
очереди нет свободного места.
В качестве меры эффективности экономической СМО рассматривают
сумму потерь времени:
- на ожидание в очереди;
- на простои каналов обслуживания.
многоканальные
с отказами
с ожиданием при ограниченной очереди
одноканальные
с ожиданием при неограниченной очереди
74
Для всех видов СМО используются следующие показатели эффектив-
ности:
- относительная пропускная способность - это средняя доля посту-
пающих заявок, обслуживаемых системой;
- абсолютная пропускная способность - это среднее число заявок, об-
служиваемых системой в единицу времени;
- вероятность отказа - это вероятность того, что заявка покинет сис-
тему без обслуживания;
- среднее число занятых каналов - для многоканальных СМО.
Показатели эффективности СМО рассчитываются по формулам из спе-
циальных справочников (таблиц). Исходными данными для таких расчетов
являются результаты моделирования СМО.
4.2. Моделирование системы массового обслуживания:
основные параметры, граф состояний
При всем многообразии СМО они имеют общие черты, которые позво-
ляют унифицировать их моделирование для нахождения наиболее эффек-
тивных вариантов организации таких систем.
Для моделирования СМО необходимо иметь следующие исходные дан-
ные:
- основные параметры;
- граф состояний.
Результатами моделирования СМО являются вероятности ее состояний,
через которые выражаются все показатели ее эффективности.
Основные параметры для моделирования СМО включают:
- характеристики входящего потока заявок на обслуживание;
- характеристики механизма обслуживания.
Рассмотрим характеристики потока заявок.
Поток заявок - последовательность заявок, поступающих на обслужи-
вание.
Интенсивность потока заявок
λ - среднее число заявок, поступающих
в СМО в единицу времени.
Потоки заявок бывают простейшими и отличными от простейших.
Для простейших потоков заявок используются модели СМО.
Простейшим, или пуассоновским называется поток, являющийся ста-
ционарным, одинарным и в нем отсутствуют последействия.
Стационарность означает неизменность интенсивности поступления
заявок с течением времени.
75
Одинарным поток заявок является в том случае, когда за малый проме-
жуток времени вероятность поступления более чем одной заявки близка к
нулю.
Отсутствие последействия заключается в том, что число заявок, по-
ступивших в СМО за один интервал времени, не влияет на количество зая-
вок, полученных за другой интервал времени.
Для отличных от простейших потоков заявок используются имитацион-
ные модели.
Рассмотрим характеристики механизма обслуживания.
Механизм обслуживания характеризуется:
-
числом n каналов обслуживания;
- производительностью канала, или
интенсивностью обслуживания μ
- средним числом заявок, обслуживаемых одним каналом в единицу времени;
- дисциплиной очереди (например,
объемом очереди m , порядком от-
бора из очереди в механизм обслуживания и т.п.).
Граф состояний описывает функционирование системы обслуживания
как переходы из одного состояния в другое под действием потока заявок и их
обслуживания.
Для построения графа состояний СМО необходимо:
- составить перечень всех возможных состояний СМО;
- представить перечисленные состояния графически и отобразить воз-
можные переходы между ними стрелками;
- взвесить отображенные стрелки, т.е. приписать им числовые значения
интенсивностей переходов, определяемые интенсивностью потока заявок и
интенсивностью их обслуживания.
4.3. Вычисление вероятностей состояний
системы массового обслуживания
Граф состояний СМО со
схемой "гибели и рождения" представляет со-
бой линейную цепочку, где каждое из средних состояний имеет прямую и
обратную связь с каждым из соседних состояний, а крайние состояния только
с одним соседним:
( )
i
1
i
λ
−
1
S
i
S
k
S
1
0
λ
2
1
λ
( )
1
i
i
λ
+
( )
1
i
i
λ
−
( )
i
1
i
λ
+
0
1
λ
1
2
λ
(
)
k
1
k
λ
−
(
)
1
k
k
λ
−
0
S
76
Число состояний
в графе на единицу больше, чем суммарное число ка-
налов обслуживания и мест в очереди.
СМО может быть в любом из своих возможных состояний, поэтому
ожидаемая интенсивность выхода из какого-либо состояния равна ожидае-
мой интенсивности входа системы в это состояние. Отсюда система уравне-
ний для определения вероятностей состояний при простейших потоках будет
иметь вид:
(
)
( )
( )
(
)
( )
( )
(
)(
)
(
)
(
)
(
)(
)
(
)
(
)
(
)
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎩
⎪⎪
⎪
⎪
⎪
⎨
⎧
⋅
=
⋅
⋅
+
⋅
=
⋅
+
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
+
⋅
=
⋅
+
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
+
⋅
=
⋅
+
⋅
=
⋅
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
+
+
−
−
+
−
;
P
λ
P
λ
,
P
λ
P
λ
P
λ
λ
,
,
P
λ
P
λ
P
λ
λ
,
,
P
λ
P
λ
P
λ
λ
,
P
λ
P
λ
1
k
k
1
k
k
1
k
k
k
1
k
k
2
k
1
k
2
k
1
k
k
1
k
2
k
1
k
1
i
i
1
i
1
i
i
1
i
i
1
i
i
1
i
i
2
1
2
0
1
0
1
2
1
0
1
1
0
1
0
1
0
где
- вероятность того, что система находится в состоянии
i
P
,
S
i
;
k
,
0
( )
(
i
=
)
(
)
1
i
i
1
i
i
λ
λ
−
+
i
S
- интенсивность перехода, или среднее число переходов
системы в единицу времени из состояния
в состояние
( )
1
i
1
S
−
∑
=
=
k
0
i
i
1
P
i
P
i
S
+
.
Используя эту систему уравнений, а также уравнение
,
(
вероятность
любого
i
-ого состояния
)
k
,
0
i
=
можно вычислить по сле-
дующему
общему правилу
:
вероятность нулевого состояния рассчитывается как
(
( )
( )
( )
(
)
(
)
( )
)
,
λ
λ
λ
λ
λ
λ
...
λ
λ
λ
λ
λ
...
λ
λ
λ
λ
λ
1
P
1
0
1
1
i
i
1
k
k
k
1
k
i
1
i
1
0
0
1
1
i
i
2
1
1
0
0
1
1
2
2
1
1
0
1
0
0
−
−
−
−
−
−
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
+
+
λ
1
2
i
1
i
−
⋅
λ
λ
2
1
0
1
⋅
λ
1
2
⋅
+ +
⋅
⋅ ⋅ ⋅
⋅ ⋅ ⋅
+
⋅
⋅
+
=
0
P
( )
( )
+
,
S
i
а затем берется дробь, в числителе которой стоит произведение всех ин-
тенсивностей потоков по стрелкам, ведущим слева направо от состояния
до состояния
а в знаменателе - произведение всех интенсивностей
по стрелкам, идущим справа налево от состояния
до состояния
, и
эта дробь умножается на рассчитанную вероятность
0
S
i
S
0
S
(
)
.
P
λ
λ
λ
λ
λ
λ
P
0
0
1
1
2
1
i
i
i
1
i
2
1
1
0
i
⋅
⋅
⋅
⋅
=
−
−
⋅ ⋅ ⋅
⋅
⋅
Выводы по четвертому разделу
77
Системы массового обслуживания имеют один или несколько каналов
обслуживания и могут иметь ограниченную или неограниченную очередь
(системы с ожиданием) заявок на обслуживание, не иметь очереди (системы
с отказами). Заявки на обслуживание возникают в случайные моменты вре-
мени. Системы массового обслуживания характеризуются следующими по-
казателями эффективности: относительная пропускная способность, абсо-
лютная пропускная способность, вероятность отказа, среднее число занятых
каналов.
Моделирование систем массового обслуживания осуществляется для
нахождения наиболее эффективных вариантов их организации и предполага-
ет следующие исходные данные для этого: основные параметры, граф со-
стояний. К таким данным относятся следующие: интенсивность потока зая-
вок, количество каналов обслуживания, интенсивность обслуживания и объ-
ем очереди. Число состояний в графе на единицу больше, чем сумма числа
каналов обслуживания и мест в очереди.
Вычисление вероятностей состояний системы массового обслуживания
со схемой «гибели и рождения» осуществляется по общему правилу.
Вопросы для самопроверки
- Какие системы называются системами массового обслуживания?
- Как классифицируются системы массового обслуживания по признаку
их организации?
- Какие системы массового обслуживания называются системами с отка-
зами, а какие – с ожиданием?
- Что происходит с заявкой, поступившей в момент времени, когда все
каналы обслуживания заняты?
- Что рассматривают в качестве меры эффективности экономической
системы массового обслуживания?
- Какие используются показатели эффективности системы массового об-
служивания?
- Что служит исходными данными для расчетов показателей эффектив-
ности систем массового обслуживания?
- Какие исходные данные необходимы для моделирования систем мас-
сового обслуживания?
- Через какие результаты моделирования системы массового обслужива-
ния выражают все показатели ее эффективности?
- Что включают основные параметры для моделирования систем массо-
вого обслуживания?
- Чем характеризуются потоки заявок на обслуживание?
- Чем характеризуются механизмы обслуживания?
- Что описывает граф состояний системы массового обслуживания