ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2020

Просмотров: 701

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


32. Идеология и её обществе. предназначение.

Введение в научный оборот и политический лексикон французом А. Дестютом де Траси понятия «идеология» и эволюция его содержания. К. Маркс и Ф. Энгельс об идеологии как «ложном сознании». К. Манхейм об идеологии как типе (форме) мышления определенных групп людей и орудии коллективного действия в общественно-политической жизни. Современное понимание идеологии как относительно систематизированной совокупности взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, посредством которых определенная группа или общность людей осознает себя, свои потребности и интересы, выражает свое отношение к существующей социальной действительности, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути и средства их достижения. Язык идеологии. Форми¬рование идеологии. Идеология и мировоззрение. Черты идеологии как особого типа верований. Идеология и политика. Идеология и утопия.Понятие политической идеологии. Мифологические системы и религиозные вероучения как идеологии традиционных обществ. Возрастание роли собственно политической идеологии в Новое время. Субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения) - носители политических идеологий. Возможность и предпосылки формирования общечеловеческой (планетарной) идеологии. Функции политической идеологии. Общественные объединения (группы интересов, союзы, партии) и движения как формы институционального оформления политической идеологии. Социально-политические учения, доктрины, концепции и теории как формы выражения и закрепления содержания идеологий. Уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический, обыденно-актуализированный. Идеология и социально-политическое знание. «Теории» деидеологизации и реидеологизации.

Основания классификации политических идеологий. Идеологии социальных групп, классов, общностей и их объединений. Идеологии тотальные (глобальные), локальные и частичные (частные). Идеологии прогрессивные, консервативные и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Понятие идейно-политического течения и идейно-политического спектра. Традиционные (классические) и современные идеологии. Проблема идентификации идеологий.



33. Государственная идеология как социально-политический феномен

Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокупность граждан одного государства. Нация-государство, или национальное государство, как субъект политики. Национальная идея – выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией и своего стремления к самоорганизации (самосохранению) в качестве нации-государства. Национальная идеология – выражение самосознания нации, ее интересов, чаяний и устремлений.Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология – целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых образующая государство общность (народ) осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти. «Государственная идеология» как видовое понятие (обозначение признака, общего для всего множества государств); «идеология <данного> государства» как единичное понятие (обозначение того же признака в его индивидуальной конкретности, характерной для определенного государства). Совпадение предметного значения понятий «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства» и их взаимозаменимость в соответствующих контекстах. Определение понятия «идеология белорусского государства». Другие синонимичные ему термины.

Роль идеологии государства как основы духовного единства народа, внутренней целостности и консолидации общества, программы социальной жизнедеятельности нации, средства политической мобилизации граждан. Познавательная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная функции государственной идеологии.

Понятие элементов государственной идеологии; ее культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная составляющие. Уровни государственной идеологии: теоретико-концептуальный; программно-политический; обыденно-актуализированный. Механизм функционирования государственной идеологии как совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих формирование, систематизацию, нормативно-правовое закрепление и распространение государственной идеологии.

Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе. Обеспечение соответствия содержания частных идеологий законодательству государства.



34. Стратегия общественного развития Беларуси в ХХI веке

Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интерпретации. Основные теории общественного развития. Доиндустриальное, индустриальное (модернистское) и постиндустриальное (информационное) общества – последовательные стадии общественного развития. Национальные интересы и цели общественного развития. Понятие политической модернизации.

Глобальные проблемы современности: сущность и критерии. Основные направления решения глобальных проблем. Экстраполяционные и альтернативные сценарии развития основных сфер общества (энергетика, окружающая среда, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, сельское хозяйство, промышленное производство и технологии). Глобальные сценарии (выживания, разделения, эпоха триады, свободный мировой рынок, региональное развитие, устойчивая глобальная интеграция).

Тенденции и факторы развития международных отношений в условиях глобализации. Основные концепции международных отношений. Переход от биполярного к монопольному и от монополярного к многополярному миру. Виды, формы и принципы современных международных отношений. Современные подходы к принятию международных решений.

Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития, национальная безопасность, всесторонняя интеграция Беларуси с Россией и другими странами Содружества Независимых Государств, успешное включение страны в общеевропейскую интеграцию и глобализационные процессы – важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества.



35. Устойчивое и инновационное развитие РБ на современном этапе – основной элемент идеологии БГ.

Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики - экономики, основанной на знаниях.

Стратегическая цель Программы - создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

создать благоприятную для инновационной деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду; перестроить действующие структурно-функциональные блоки НИС, повысить их интегрированность и эффективность в рыночных условиях; сформировать инновационную инфраструктуру; обеспечить информационное сопровождение инновационной деятельности; развивать инновационное предпринимательство; развивать финансовую инфраструктуру; создать мотивационный механизм инновационной деятельности; развивать институты использования и защиты прав интеллектуальной собственности; готовить кадры для инновационной деятельности; обеспечить государственное управление и взаимодействие элементов НИС.



36. Интеграционные процессы Беларуси и России – социокультурные и идеологические элементы формирования идеологии союзного государства.

Российско-белорусская интеграция и основана на политической воле, на сознательных целенаправленных усилиях правительств обеих стран. Чем же обусловлена эта политическая воля. какие мотивы стоят за интеграционными усилиями России и Белоруссии? Интеграционную политику России невозможно объяснить чисто экономическими причинами (как, впрочем, и любую другую, все дело, однако, в пропорциях экономики и политики). Для России интеграция имеет прежде всего «геополитическое» значение. Союз с Белоруссией обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву, сохраняет открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают безопасность всего пространства Союза РФ с РБ. Пророссийская позиция Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в противном случае может отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину - в Черное. В случае реализации этого проекта западные постсоветские республики не только избавятся от российской энергозависимости, но могут создать Москве реальную конкуренцию в вопросах реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства на территории Белоруссии газопровода «Ямал-Западная Европа» Балто-Черноморский коридор распадется на два самостоятельных направления - южное и северное.

Со своей стороны, белорусская сторона изначально делала упор на выгодность для России геополитического и военно-стратегического аспектов двустороннего Союза, полагая, что за подобное партнерство надо платить немало, как, например, это делают, по ее мнению, США в отношении Израиля. Белорусские геополитики, не исключая самого Лукашенко, исходят из того, что из-за ориентации Белоруссии на союз с Россией страна «сильно ущемляется Западом в политическом, экономическом и других отношениях» и «несет большой ущерб, связанный как с прямыми издержками, так и с упущенной выгодой». В этой связи, полагают они, было бы разумным со стороны России «компенсировать Белоруссии такой ущерб экономическими, дипломатическими, военными и материальными средствами»