Файл: Гледко \'Естествознание. Землеведение и краеведение\' (лекции).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2020
Просмотров: 671
Скачиваний: 10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Естествознание. Землеведение и краеведение
Методические рекомендации
для подготовки к практическим занятиям студентов дневной формы обучения специальностей 1-01 02 02-04 Начальное образование. Белорусский язык и литература, 1-01 02 02-09 Начальное образование. Физическая культура
Барановичи
РИО БарГУ
2010
УДК
ББК
С о с т а в и т е л ь:
В. Н. Зуев, ст. преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин БарГУ
Р е ц е н з е н т ы :
Т. Т. Бизюкова, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин БарГУ;
А. Э. Руднева, магистр педагогических наук, заведующий кафедрой технологии (обслуживающий труд) и изобразительного искусства БарГУ.
|
Естествознание. Землеведение и краеведение [Текст] : метод. рекомендации для подготовки к практическим занятиям студентов специальностей 1-01 02 02-04 Начальное образование. Белорусский язык и литература, 1-01 02 02-09 Начальное образование. Физическая культура / сост. В. Н. Зуев. — Барановичи : РИО БарГУ, 2010. — с. — экз.
|
|
В методических рекомендациях представлены содержание занятий по дисциплине, вопросы и задания, список географических названий, перечень рекомендуемой для изучения литературы. Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения специальностей 1-01 02 02-04 Начальное образование. Белорусский язык и литература, 1-01 02 02-09 Начальное образование. Физическая культура.
|
УДК
ББК
©БарГУ, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Основными целями дисциплины «Естествознание» является формирование у студентов естественнонаучной грамотности, необходимой для преподавания курса «Человек и мир» в начальной школе в соответствии с современными требованиями, показать единство, целостность и системность окружающего мира, взаимосвязи между живой и неживой природой, разнообразие и приспособленность живого мира к условиям Земли, подготовить будущего учителя для работы по воспитанию у учащихся бережного отношения к природе.
Дисциплина состоит из двух разделов: «Землеведение и краеведение» и «Основы биологии», которые изучаются одновременно.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Естествознание» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Студент после изучения дисциплины
должен знать:
-
методологические и теоретические основы учебного курса
-
закономерности зональности природы земного шара;
-
сходства и отличия между землеведением и краеведением;
-
предмет, задачи и значение дисциплины для будущей профессиональной деятельности;
-
основные естественнонаучные понятия и термины;
-
фундаментальные принципы естествознания;
-
основные характеристики и закономерности явлений природы (физические, химические, геологические, биологические, космические);
-
основные процессы, происходящие в литосфере, гидросфере и атмосфере, их взаимосвязь и взаимовлияние;
-
закономерности эволюционного развития Земли и ее природы;
-
особенности и закономерности развития биосферы Земли;
-
особенности природы, населения, специализации, размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства Республики Беларусь, уровень ее развития.
уметь:
-
владеть необходимыми навыками работы с картографическими материалами;
-
системно характеризовать географическую оболочку, ее компоненты;
-
выполнять практические работы, предусмотренные программой по природоведению.
Практические занятия по землеведению и краеведению предназначены для закрепления и развития теоретической базы дисциплины, развития навыков краеведческой работы.
В методических рекомендациях представлено содержание занятий, вопросы и задания, выполняемые на занятии, перечень рекомендуемой для изучения литературы.
В методические указания включен минимальный список географических названий, который студенты должны усвоить и уметь показывать на физической карте мира и Беларуси.
Вопросы для самоконтроля рекомендуются студентам для проверки знаний по дисциплине.
Содержание практических занятий
Занятие 1
Тема: Вселенная. Планеты солнечной системы, их характеристика
Рассматриваемые вопросы:
Современные представления о составе, строении и происхождении Вселенной. Галактика Млечного пути и место в ней Солнечной системы. Гипотезы, объясняющие происхождение и развитие Солнечной системы. Солнечная система и место в ней Земли. Состав Солнечной системы, влияние тел Солнечной системы на географическую оболочку Земли.
Луна — спутник Земли. Влияние Луны на процессы, происходящие на Земле.
Вопросы и задания:
1.Что произошло в результате Большого взрыва?
2.Как ученые объясняют происхождение Вселенной?
3.Найдите на карте звездного неба созвездия Льва, Орла, Лебедя, Весов, Малой и Большой Медведицы.
4.Какие существуют виды галактик?
5.Приведите схему галактики Млечного пути. Отметьте место в ней Солнечной системы.
6.Какие два химические элемента особенно распространены в космосе?
7.Кем и где впервые подробно изучены взаимодействующие галактики?
8.Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
9.Чем планеты внешней группы отличаются от внутренней?
10.Дайте сравнительную характеристику Земли и планет солнечной системы в виде таблицы:
Название планеты |
Среднее расстояние от Солнца |
Период обращения вокруг Солнца |
Период обращения вокруг своей оси |
Радиус (относительно радиуса Земли) |
Масса |
Ср.плотность |
Спутники (кол-во) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.На основании данных астрономических характеристик и пользуясь учебными пособиями, составьте краткую физико-географическую характеристику выбранной планеты, отвечая на вопросы:
-
Может ли планета удерживать атмосферу?
-
Каковы суточные контрасты температур?
-
Как влияет атмосфера на температурный режим планеты?
-
Каков состав атмосферы?
-
Каков рельеф планеты?
-
Оцените всю сумму физико-географических условий для существования жизни на данной планете.
12.Кто впервые доказал шарообразность Земли?
13.Какие три основные положения лежали в основе системы мира Птолемея?
14.В чем заключаются заслуги Галилея в развитии представлений о строении Солнечной системы?
15.Сколько раз в течение года можно увидеть все фазы Луны?
16.Почему видимые пути движения планет имеют сложный петлеобразный вид?
17.Как отличить по внешнему виду планету от звезды?
Занятие 2
Тема: Форма и размеры Земли. Суточное вращение Земли вокруг своей оси
Рассматриваемые вопросы:
Географическое значение формы и размеров Земли.
Вращение Земли вокруг оси. Угловая и линейная скорость вращения Земли. Географические результаты вращения Земли: смена дня и ночи, сжатие Земли по оси вращения, отклонение тел, движущихся в меридиональном направлении, возникновение приливной волны, разница во времени на разных меридианах.
Движение Земли вокруг Солнца: орбита, скорость движения, положение земной оси в пространстве и в отношении к Солнцу.
Вопросы и задания:
1.Назовите математические модели, используемые для определения формы Земли.
2.Какие данные позволили людям определить форму нашей планеты до космических полетов?
3.Какое географическое значение имеет форма Земли?
4.Как вращение Земли вокруг оси влияет на нагревание земной поверхности?
5.Приведите примеры суточных ритмов в жизни различных живых организмов.
6.Сравните данные таблицы. Как зависит продолжительность дня и ночи от высоты Солнца над горизонтом в полдень в разные времена года?
-
Месяц
Высота Солнца
Продолжительность дня
Продолжительность ночи
Декабрь
15о
7 ч
17 ч
Январь
23о
7 ч 40 мин
16 ч 20 мин
Март
36о
12 ч
12 ч
Апрель
45о
14 ч 30 мин
9 ч 30 мин
Май
56о
16 ч 40 мин
7 ч 20 мин
Июнь
61о
17 ч 40 мин
6 ч 20 мин
Июль
58о
16 ч 50 мин
7 ч 10 мин
Сентябрь
42о
12 ч 10 мин
11 ч 50 мин
Октябрь
29о
10 ч
14 ч
9.Продолжительность суток на Марсе 24 ч 37 мин, на Венере — 5832 ч, на Юпитере — 10 ч, на Земле — 24 ч. объясните разницу. Дайте определение суток.
Занятие 3
Тема: Смена времен года. Календарь и принципы его строения
Рассматриваемые вопросы:
Время местное, поясное, декретное, летнее. Линия перемены дат.
Сидерический и тропический год.
Географические результаты годового движения Земли: смена времен года.
Календарь и принципы его построения. Юлианский и григорианский календари.
Вопросы и задания:
1.В чем разница между местным и всемирным временем?
2.Какие существуют системы календаря?
3.Поясните различия между лунными и лунно-солнечными календарями.
4.На основании карты часовых поясов выполните расчеты:
- Если в Лондоне местное время 14 ч дня, то чему равно время в Минске, Дели и Лос-Анджелесе?
- На среднем меридиане часового пояса местное время 12 ч дня. Определите поясное и местное время на граничных меридианах данного пояса.
- На сколько нужно перевести стрелки часов при переезде из Минска в Париж, из Минска в Стамбул, из Минска во Владивосток?
5.На основании каких принципов проводят границы часовых поясов на суше и в пределах водных пространств?
Занятие 4
Тема: План и карта. Работа с картой
Рассматриваемые вопросы:
План и карта, подобие и отличие между ними.
Градусная сеть и географические координаты.
Понятие о картографических проекциях.
Вопросы и задания:
1.Дайте определение глобуса и карты.
2.Назовите основные виды картографических проекций. В каких проекциях составлены карты полушарий, мировая, материков?