Файл: Гледко \'Естествознание. Землеведение и краеведение\' (лекции).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2020
Просмотров: 661
Скачиваний: 10
3.Что такое масштаб? Назовите виды масштабов. Запишите любой численный масштаб. Прочтите его как именованный. Постройте для него масштаб линейный.
4.Составьте план жилого помещения.
5.Определите принадлежность карт, указанных в списке, к определенным группам, согласно классификации географических карт:
-
Название карты
Масштаб
Европа
1:20 000 000
Брестская область
1:400 000
Побережье Балтийского моря
1:200 000
Новогрудчина
1:170 000
N-35-XXXXI Кобрин
1:200 000
Геологическая карта Беларуси
1:3 000 000
Экономические связи Беларуси
1:25 000 000
Температура воздуха и ветер в январе
1:1 600 000 000
Основные миграционные потоки населения
1: 1 200 000 000
Занятие 5
Тема: План и карта. Работа с картой
Рассматриваемые вопросы:
Масштаб и его виды: цифровой, пояснительный, линейный.
Способы отражения рельефа на карте и плане.
Условные знаки карты.
Вопросы и задания:
1.Построить рельеф по данному направлению и указанной карте (см. табл.). Горизонтальный масштаб соответствует масштабу карты. Вертикальный масштаб — произвольный.
-
Название карты
Линия профиля
Атлас Беларуси.
Беларусь, параллель 55о с.ш.
Атлас Беларуси.
Беларусь, меридиан 26о в.д.
Атлас Беларуси.
Беларусь, меридиан 30о в.д.
Атлас материков и океанов, 9 класс
Евразия, параллель 55о с.ш.
Атлас материков и океанов, 9 класс
Африка, параллель 25о с.ш.
Атлас материков и океанов, 9 класс
Австралия, параллель 30о ю.ш.
Атлас материков и океанов, 9 класс
Южная Америка, южный тропик
2.Дайте определение понятия азимут. Пользуясь атласом и транспортиром, определите азимут от Баранович на Минск, Лунинец, Брест, Гродно, Лиду, Молодечно.
3.Определите географические координаты Минска, Баранович, Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Освеи, Высокого.
4.Пользуясь линейкой и картой, определите расстояние от Баранович и Минска до Бреста, Гродно, Гомеля, Витебска, Могилева, Москвы, Киева, Варшавы, Парижа.
5.Переведите в именованный масштаб, постройте линейный масштаб: 1:10000, 1: 160000, 1:450000.
6.Выразите в численном масштабе: в 1 см — 1 км, в 1 см — 350 км, в 1 см — 1500 км, в 1 см — 50 м.
7. По данным географическим координатам найдите города: 64о33’ с.ш. и 40о32’ в.д., 54о42’ с.ш. и 20о31’ в.д., 52о30’ с.ш. и 13о25’ в.д., 33о30’ ю.ш. и 18о24’ в.д.
Занятие 6
Тема: История Земли. Возраст Земли. Эры и периоды истории Земли
Рассматриваемые вопросы:
Методы изучения возраста Земли.
Особенности развития Земли в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.
Вопросы и задания:
1.Пользуясь атласом Беларуси, дополнительным материалом по этой теме и геохронологической таблицей, прокомментируйте ход геологического развития Земли и дайте его характеристику применительно к территории Беларуси.
Эра (продол. в млн. лет) |
Период(начало и продолжительность в млн. лет) |
Характеристика развития органического мира |
Характеристика геологического и биологического развития на территории Беларуси |
Кайнозойская (Kz) 67 |
Четвертичный(Антропогенный)1,5*\1,5* |
Крупные фораминиферы-нумулиты. В неогене развиваются хоботные: слоны, мастодонты, динотерии; тигры, носороги, медведи, собаки, человекообразные обезьяны. Развитие насекомых, птиц. В четвертичном в связи с похолоданием на севере — волосатый мамонт, шерстистый носорог. Появление человека. |
|
Неогеновый 25\23.5 |
|
||
Полиогеновый67\42 |
|
||
Мезозойская (Mz) 163 |
Меловой137\70 |
Из фауны широкое развитие получили головоногие моллюски- аммониты, двустворчатые моллюски, шестилучевые кораллы, брахиподы. Развитие рептилий, особенно динозавров; плистозавры, ихтиозавры. Флора характеризуется появлением голосемянных. Регрессия моря. В меловой период развиваются белемниты, костистые рыбы. |
|
Юрский195\58 |
|
||
Триасовый230\35 |
|
||
Палеозойская (Pz) 340 |
Пермский285\55 |
Появляются скелетные организмы: археоциаты, трилобиты, брахиоподы, губки. В ордовике максимального развития достигают трилобиты, грапомиты; появляются четырех лучевые кораллы, пелециподы и первые головоногие-эндоцеративы. В конце ордовика наибольшее оледенение. В девоне — плауновые, примитивные папоротники, первые семенные, первые кустарники и древесные леса. Из фауны насекомые: пауки, многоножки. Рыбы — кистеперые, двоякодышашие, панцирные. В пермском: фораминиферы-фузолиниды, брахиподы, морские лилии.
|
|
Каменноугол.350\75-65 |
|
||
Девонский410\60 |
|
||
Силурийский440\30 |
|
||
Ордовикский500\60 |
|
||
Кембрийский570\70 |
|
||
Протерозой (Pr) |
Верхний(Рифей) |
Здесь появляются слабометаморфизованные осадочные отложения, в том числе образованные водорослями известняки, углеродистые, Железистые породы, и свидетельствовали о широком развитии бактерий и простейших микроорганизмов. Появляются радиолярии, губки, медузы, кольчатые черви, членистоногие. |
|
Средний |
|
||
Ранний |
|
||
Архей (Ar) |
Поздняя |
В это время температура поверхности Земли превышать 100оС. Однако уже зародилась жизнь, и происходили процессы осадконакопления. К концу большие пространства были охвачены гранитизацией и складчатостью образовался массив с проконтинентальной корой. Это время прокариотов-бактерий и синезеленых водорослей. Уровень кислорода очень низок. |
|
Ранняя |
|
2.Охарактеризуйте участие горных пород разных эр в развитии рельефа Беларуси.
3.Изучите приуроченность месторождений полезных ископаемых Беларуси к платформам и геосинклиналям.
Занятие 7
Тема: Внутреннее строение и физические свойства Земли
Рассматриваемые вопросы:
Внутреннее строение Земли. Характеристика земной коры, мантии, ядра.
Вопросы и задания:
1.Определите приблизительно температуру Земли на глубине 2 км, если зона нейтральных температур 5оС находится на глубине 50 м. Определите температуру на глубине 10, 15, 20 км.
2.Что такое платформы и подвижные пояса земной коры?
3.Покажите на карте активные зоны земной коры.
4.Рассмотрите картосхему основных литосферных плит (рис.1). Используя физическую карту мира, докажите, что все материки были когда-то единым целым. Какие процессы и особенности внутреннего строения Земли этому способствовали?
-
Рисунок 1— Основные литосферные плиты
Занятие 8
Тема: Рельеф поверхности Земли
Рассматриваемые вопросы:
Рельеф, основные формы рельефа.
Формы рельефа, обусловленные деятельностью экзогенных рельефообразующих процессов. Выветривание. Рельефообразующая роль ветра, льда, текущих поверхностных и подземных вод.
Вертикальное расчленение суши. Равнинно-платформенные области. Горные области. Генетическая и морфологическая классификация форм рельефа.
Основные черты рельефа дна Мирового океана.
Вопросы и задания:
1.Дайте определение следующим терминам: равнина, возвышенность, плато, плоскогорье, нагорье, горы, горные системы, хребет, кряж, низкогорье, высокогорье, низменность, впадина.
2.Какие формы рельефа оставили ледники?
3.Покажите на карте Беларуси южные границы валдайского оледенения.
4.Вычертите столбиковые диаграммы площадей материков, их средних и максимальных высот по данным таблицы. Для построения столбиковой диаграммы рекомендуется масштаб: 1) для диаграммы площадей материков: в 1 см — 6 млн кв.км; 2) для диаграммы средних высот материков: в 1 см 200 м; 3) для диаграммы максимальных высот материков: в 1 см — 1000 м. Основания всех столбиков в каждой диаграмме берутся одинаковыми.
Для большей наглядности диаграммы раскрашивают. Столбики, обозначающие наибольшие данные — одним цветом, второй уровень значений — другим цветом и т.д. Все цифровые данные таблицы подписывают на соответствующих диаграммах после их раскраски.
Название материка |
Площадь, млн кв км |
Среднее высота, м |
Наибольшая высота, м |
Евразия |
54,9 |
840 |
8848 (гора Джомолунгма) |
Африка |
30,3 |
750 |
5895 (вулкан Килиманджаро) |
Северная Америка |
24,25 |
720 |
6194 (гора Мак-Кинли) |
Южная Америка |
18,28 |
590 |
6960 (гора Аконкагуа) |
Австралия |
8,89 |
340 |
2230 (гора Костюшко) |
Антарктида |
13,97 |
410 – твердая поверхность, 2040 – ледяная поверхность |
5140 (массив Винсон) |
Занятие 9
Тема: Атмосфера
Рассматриваемые вопросы:
Атмосферные осадки и особенности их географического распределения. Атмосферное давление. Ветер. Воздушные массы и атмосферные фронты. Типы водных объектов. Речные бассейны. Особенности нагревания суши и воды, температура воздуха. Закономерности распределения температуры воздуха на Земле.
Вопросы и задания:
1.Изучите шкалу ветров. Дайте характеристику ветрового режима на основании прогноза погоды.
Сила ветра — баллы и словесное определение |
Скорость ветра , м/с |
Внешние признаки |
0. Полный штиль |
0,0-0,5 |
Дым поднимается вертикально. Вымпелы и листья на деревьях неподвижны |
1. Очень легкий (тихий) |
0,6-1,7 |
Дым поднимается наклонно, указывая направление ветра |
2. Легкий |
1,8-3,3 |
Слегка колеблет вымпел; листья шелестят. Ощущается лицом как легкое дуновение. |
3. Слабый |
3,4-5,2 |
Колеблет флаги и небольшие ветки с листьями; рябит поверхность стоячих вод |
4. Умеренный |
5,3-7,4 |
Вытягивает вымпелы, колеблет ветки деревьев и без листвы; поднимает с земли пыль, обрывки бумаги. |
5. Свежий |
7,5-9,8 |
Вытягивает большие флаги, начинает качать большие деревья; образует небольшие волны на поверхности стоячих вод. Свистит в ушах. |
6. Сильный |
9,9-12,4 |
Качает большие голые сучья, свистит около домов и других неподвижных предметов; на гребнях волн в стоячих водах образуются отдельные «барашки». Слышно гудение телеграфных проводов. |
7. Крепкий |
12,5-15,2 |
Качает стволы небольших деревьев; на гребнях волн в стоячих водах многочисленные «барашки». Идти против ветра трудно. |
8. Шторм |
15,3-18,2 |
Качает большие деревья, ломает ветви и сучья; заметно задерживает всякое движение против ветра. |
9. Сильный шторм |
18,3-21,5 |
Ломает большие голые сучья деревьев, сдвигает с места легкие предметы, повреждает крыши. |
10. Крепкий шторм |
21,6-25,1 |
Вырывает с корнем деревья, производит значительные разрушения |
11. Жестокий шторм |
25,2-29,0 |
Производит большие разрушения |
12. Ураган |
Более 29 |
Производит опустошение |
2.Изучите названия (международные и русские) и буквенные обозначения ветров 16 румбов. Составьте чертеж 16 румбов. Определите и подпишите около каждого румба азимут.
Названия румбов |
Буквенные обозначения |
Азимуты |
||
международные |
русские |
междуна-родные |
русские |
|
Норд |
Северный |
N |
С |
|
Норд-норд-ост |
Северо-северо-восточный |
NNO |
ССВ |
|
Норд-ост |
Северо-восточный |
NO |
СВ |
|
Ост-норд-ост |
Восточно- северо-восточный |
ONO |
ВСВ |
|
Ост |
Восточный |
O |
В |
|
Ост-зюйд-ост |
Восточный-юго-восточный |
OSO |
ВЮВ |
|
Зюйд-ост |
Юго-восточный |
SO |
ЮВ |
|
Зюйд-зюйд-ост |
Юго-юго-восточный |
SSO |
ЮЮВ |
|
Зюйд |
Южный |
S |
Ю |
|
Зюйд-зюйд-вест |
Юго-юго-западный |
SSW |
ЮЮЗ |
|
Зюйд-вест |
Юго-западный |
SW |
ЮЗ |
|
Вест-зюйд-вест |
Западно- юго-западный |
WSW |
ЗЮЗ |
|
Вест |
Западный |
W |
З |
|
Вест-норд-вест |
Западно-северо-западный |
WNW |
ЗСЗ |
|
Норд-вест |
Северо-западный |
NW |
СЗ |
|
Норд-норд-вест |
Северо-северо-западный |
NNW |
ССЗ |
|
Занятие 10
Тема: Атмосфера
Рассматриваемые вопросы:
Погода и ее типы. Наблюдение за погодой. Прогноз погоды (краткосрочный, долгосрочный). Местные приметы погоды.
Климат. Факторы климатообразования: солнечная радиация, подстилающая поверхность, циркуляция атмосферы. Климатические пояса и их характеристика. Изменение климата под воздействием техногенных факторов.
Вопросы и задания:
1.Что такое изотерма? Какое преобладающее направление изотерм на планете?
2.Как распределяются температуры по поверхности Земли? Где на Земле самое жаркое место, самое холодное место?
3.Как нагревается атмосфера? Что играет большую роль в нагревании атмосферы: непосредственное поглощение солнечной радиации или тепло, поступающее от земной поверхности?
4.Чем климат отличатся от погоды? Какие факторы влияют на климат местности?
Занятие 11
Тема: Гидросфера.
Рассматриваемые вопросы:
Река и речная система. Структура речной долины. Характеристика реки: скорость течения, расход воды и сток, питание и водный режим, тепловой режим.
Вопросы и задания:
1.На контурной карте мира обозначьте главный водораздел Земли, отделяющий бассейны Тихого и Индийского океанов от бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Выделите бессточные области. Бассейны разных океанов и бессточные воды закрасьте разным цветом.
2.Нанесите на контурную карту Беларуси границы морских бассейнов.
3.Нарисуйте в тетради поперечный разрез (профиль) долины с тремя надпойменными террасами. Обозначьте ее элементы.
Занятие 12
Тема: Гидросфера.
Рассматриваемые вопросы:
Озера. Классификация озер. Водный, солевой, температурный режим озер. Эволюция озера. Болота. Условия образования и распространения болот. Типы болот.
Вопросы и задания:
1.Вычертите схему зарастания озера с пологими берегами.
2.Какие факторы способствуют образованию болот?
3.Покажите на физической карте мира озера: Боденское, Женевское, Цюрихское, Балатон, Комо, Охридское, Ван, Мертвое море, Лобнор, Хубсугул, Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио, Виннипег, Большое Невольничье, Большое Медвежье, Титикака, Маракайбо, Эйр.
Занятие 13
Тема: Минералы и горные породы
Рассматриваемые вопросы:
Понятие минерала. Диагностические признаки минералов. Классификация минералов. Характеристики и определение минералов
Вопросы и задания:
1.Определите минералы, опишите их в соответствии со стандартной схемой:
Характеристика минерала |
Название минерала |
||||
|
|
|
|
|
|
Твердость |
|
|
|
|
|
Плотность |
|
|
|
|
|
Цвет |
|
|
|
|
|
Цвет черты |
|
|
|
|
|
Блеск |
|
|
|
|
|
Спайность |
|
|
|
|
|
Излом |
|
|
|
|
|
Прозрачность |
|
|
|
|
|
Особые свойства |
|
|
|
|
|
Химическая формула |
|
|
|
|
|