ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2020
Просмотров: 4926
Скачиваний: 27
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
«
БАРАНОВИЧСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
»
С
.
К
.
РЫНДЕВИЧ
ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИИ
Учебно
-
методическое
пособие
для
студентов
небиологических
специальностей
высших
учебных
заведений
Рекомендовано
к
печати
научно
-
методическим
советом
университета
Барановичи
РИО
БарГУ
2009
Репозиторий
БарГ
У
2
УДК
574(075)
ББК
20.1
я
73
Р
93
А
в
т
о
р
С
.
К
.
Рындевич
,
кандидат
биологических
наук
,
доцент
Р е ц е н з е н т ы
:
В
.
В
.
Гричик
,
доктор
биологических
наук
,
заведующий
кафедрой
общей
экологии
и
методики
преподавания
биологии
БГУ
;
В
.
А
.
Цинкевич
,
кандидат
биологических
наук
,
доцент
кафедры
зоологии
БГПУ
им
.
М
.
Танка
Р
93
Рындевич
,
С
.
К
.
Основы
экологии
[
Текст
] :
учеб
.-
метод
.
пособие
для
студентов
небиолог
.
специальностей
высш
.
учеб
.
заведений
/
С
.
К
.
Рындевич
. —
Барановичи
:
РИО
БарГУ
, 2009. — 304, [4]
с
. — 150
экз
. —
ISBN 978-985-498-225-0.
В
учебно
-
методическом
пособии
представлены
фундаментальные
экологиче
-
ские
знания
,
которые
являются
научной
основой
для
практической
природоохранной
деятельности
и
рационального
природопользования
.
Рассмотрены
основные
формы
взаимодействия
общества
и
природы
,
последствия
негативного
воздействия
человека
на
природу
,
содержание
экологических
проблем
,
вопросы
рационального
природо
-
пользования
,
природоохранное
законодательство
как
инструмент
регулирования
взаимодействия
общества
и
природы
,
основные
направления
международного
со
-
трудничества
в
области
экологии
и
охраны
природы
,
а
также
основные
аспекты
эко
-
логического
образования
и
воспитания
.
Издание
адресуется
студентам
и
преподавателям
высших
учебных
заведений
,
специалистам
в
области
экологии
.
УДК
574(075)
ББК
20.1
я
73
©
Рындевич
С
.
К
., 2009
ISBN 978-985-498-225-0
©
БарГУ
, 2009
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Актуальность
решения
экологических
проблем
и
обеспечение
благо
-
приятных
условий
жизни
современных
и
будущих
поколений
ставит
пе
-
ред
высшей
школой
новые
задачи
в
области
экологического
образования
и
воспитания
студентов
.
Учебно
-
методическое
пособие
предназначено
для
студентов
небиоло
-
гических
специальностей
высших
учебных
заведений
.
В
основу
курса
«
Основы
экологии
»
положены
фундаментальные
знания
в
области
эколо
-
гии
,
которые
являются
научной
основой
для
практической
природоохран
-
ной
деятельности
,
рационального
природопользования
и
способствуют
формированию
экологической
культуры
студентов
.
Изучение
начинается
с
формирования
представлений
об
объекте
ис
-
следования
,
содержании
,
задачах
,
междисциплинарных
связях
и
истории
развития
экологии
как
науки
.
Раздел
«
Экология
особей
»
знакомит
студентов
с
понятиями
окру
-
жающей
среды
,
экологического
фактора
,
а
также
с
классификацией
эколо
-
гических
факторов
.
Рассматриваются
аспекты
прямого
и
косвенного
воз
-
действия
факторов
на
организм
,
понятие
экологической
пластичности
и
лимитирующий
фактор
.
Значительное
внимание
уделяется
знакомству
со
структурой
и
осо
-
бенностями
функционирования
биологических
макросистем
(
популяции
,
биоценоза
,
экосистемы
и
биосферы
).
В
них
подробно
освещены
вопросы
внутри
-
и
межвидовых
взаимоотношений
,
саморегуляции
,
обмена
веществ
и
энергии
на
разных
уровнях
интеграции
.
Разделы
,
посвященные
данным
научным
аспектам
,
являются
ключевыми
в
теоретической
экологии
.
В
разделе
«
Человек
и
окружающая
среда
»
раскрываются
основные
формы
взаимодействия
общества
и
природы
,
характерные
особенности
социального
обмена
,
последствия
негативного
воздействия
антропических
факторов
на
природу
.
В
учебно
-
методическом
пособии
освещены
вопро
-
сы
рационального
природопользования
,
природоохранное
законодатель
-
ство
как
инструмент
регулирования
взаимодействия
общества
и
природы
,
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
4
основные
направления
международного
сотрудничества
в
области
эколо
-
гии
и
охраны
природы
.
Важной
структурной
частью
пособия
является
раздел
об
экологиче
-
ских
проблемах
современности
,
в
котором
обозначаются
категории
эколо
-
гических
проблем
,
раскрывается
суть
.
В
пособии
рассматриваются
основные
аспекты
экологического
обра
-
зования
и
воспитания
(
цели
,
задачи
,
этапы
,
формы
и
методы
).
Основное
внимание
в
данном
разделе
уделяется
системе
экологических
знаний
в
учебных
заведениях
разного
уровня
.
Автор
выражает
искреннюю
благодарность
за
ценные
критические
замечания
кандидату
биологических
наук
В
.
А
.
Цинкевичу
и
доктору
биологических
наук
,
доценту
В
.
В
.
Гричику
,
за
предоставление
информа
-
ции
по
экологии
млекопитающих
старшему
научному
сотруднику
Бере
-
зинского
биосферного
заповедника
А
.
П
.
Каштальяну
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
5
Раздел
1
ВВЕДЕНИЕ
В
ЭКОЛОГИЮ
1.1
Экология
как
наука
1.1.1
Понятие
экологии
Термин
«
экология
»
ввел
в
науку
немецкий
биолог
Эрнст
Ген
-
рих
Геккель
в
1866
г
.
Слово
«
экология
»
греческого
происхождения
,
состоит
из
корней
двух
слов
: «
ойкос
» (
в
германских
и
славянских
языках
«
экос
») —
дом
,
жилище
и
«
логос
» —
слово
,
учение
,
наука
.
Автор
термина
и
основоположник
экологии
Э
.
Геккель
понимал
экологию
как
«
сумму
знаний
,
относящихся
к
экономике
природы
,
изучение
совокупности
взаимоотношений
животного
с
окружаю
-
щей
его
средой
…».
В
самом
начале
своего
пути
экология
рассматривалась
как
на
-
учная
дисциплина
,
объектом
изучения
которой
выступают
живот
-
ные
.
Так
в
энциклопедическом
словаре
Брокгауза
и
Ефрона
(1904)
термин
«
экология
»
объяснялся
следующим
образом
: «
Экология
,
или
ойкология
, —
часть
зоологии
,
обнимающая
собой
сведения
каса
-
тельно
жилищ
животных
,
т
.
е
.
нор
,
гнезд
,
логовищ
и
т
.
п
.» [10].
В
современной
научной
литературе
определений
экологии
до
-
вольно
много
.
Но
большинство
из
них
все
же
сводятся
к
обозначе
-
нию
ее
как
научной
дисциплины
,
изучающей
взаимоотношения
всех
живых
организмов
(
а
не
только
животных
)
со
средой
обита
-
ния
.
Ниже
приводятся
наиболее
известные
из
них
,
часто
употреб
-
ляемые
в
отечественной
и
зарубежной
литературе
.
«
Экология
—
изучение
нашего
“
природного
дома
”,
охватывает
изучение
всех
живущих
в
нем
организмов
и
всех
функциональных
процессов
,
делающих
этот
“
дом
”
пригодным
для
жизни
.
В
бук
-
вальном
смысле
экология
—
это
наука
об
организмах
“
у
себя
до
-
ма
”,
наука
,
в
которой
особое
внимание
уделяется
“
совокупности
или
характеру
связей
между
организмами
и
окружающей
их
сре
-
дой
”» (
Ю
.
Одум
по
Уэбстеру
).
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У