Файл: Рындевич. Основы экологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2020

Просмотров: 4539

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МИНИСТЕРСТВО

 

ОБРАЗОВАНИЯ

 

РЕСПУБЛИКИ

 

БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ОБРАЗОВАНИЯ

 

«

БАРАНОВИЧСКИЙ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 

УНИВЕРСИТЕТ

» 

С

К

РЫНДЕВИЧ

 

ОСНОВЫ

 

ЭКОЛОГИИ

 

Учебно

-

методическое

 

пособие

 

для

 

студентов

 

небиологических

 

специальностей

 

высших

 

учебных

 

заведений

 

Рекомендовано

 

к

 

печати

  

научно

-

методическим

 

советом

 

университета

 

Барановичи

  

РИО

 

БарГУ

  

2009

 

Репозиторий

 

БарГ

У


background image

 

УДК

 574(075) 

ББК

 20.1

я

73 

    

Р

93 

 

А

 

в

 

т

 

о

 

р

  

 

С

К

Рындевич

кандидат

 

биологических

 

наук

доцент

 

 

Р е ц е н з е н т ы

 

В

В

Гричик

доктор

 

биологических

 

наук

заведующий

 

кафедрой

  

общей

 

экологии

 

и

 

методики

 

преподавания

 

биологии

 

БГУ

;

 

В

А

Цинкевич

кандидат

 

биологических

 

наук

доцент

 

кафедры

 

зоологии

  

БГПУ

 

им

М

Танка

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Р

93 

Рындевич

С

К

.  

Основы

 

экологии

 [

Текст

] : 

учеб

.-

метод

пособие

 

для

 

студентов

 

небиолог

специальностей

 

высш

учеб

заведений

 / 

С

К

Рындевич

. — 

Барановичи

 : 

РИО

 

БарГУ

, 2009. — 304, [4] 

с

. — 150 

экз

. — 

ISBN 978-985-498-225-0.  

 

 

В

 

учебно

-

методическом

 

пособии

 

представлены

 

фундаментальные

 

экологиче

-

ские

 

знания

которые

 

являются

 

научной

 

основой

 

для

 

практической

 

природоохранной

 

деятельности

 

и

 

рационального

 

природопользования

Рассмотрены

 

основные

 

формы

 

взаимодействия

 

общества

 

и

 

природы

последствия

 

негативного

 

воздействия

 

человека

 

на

 

природу

содержание

 

экологических

 

проблем

вопросы

 

рационального

 

природо

-

пользования

природоохранное

 

законодательство

 

как

 

инструмент

 

регулирования

 

взаимодействия

 

общества

 

и

 

природы

основные

 

направления

 

международного

 

со

-

трудничества

 

в

 

области

 

экологии

 

и

 

охраны

 

природы

а

 

также

 

основные

 

аспекты

 

эко

-

логического

 

образования

 

и

 

воспитания

.  

Издание

 

адресуется

 

студентам

 

и

 

преподавателям

 

высших

 

учебных

 

заведений

специалистам

 

в

 

области

 

экологии

.

 

 

УДК

 574(075) 

ББК

 20.1

я

73 

 

©

 

Рындевич

 

С

К

., 2009 

ISBN 978-985-498-225-0  

                                                                                           

© 

БарГУ

, 2009 

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

3

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Актуальность

 

решения

 

экологических

 

проблем

 

и

 

обеспечение

 

благо

-

приятных

 

условий

 

жизни

 

современных

 

и

 

будущих

 

поколений

 

ставит

 

пе

-

ред

 

высшей

 

школой

 

новые

 

задачи

 

в

 

области

 

экологического

 

образования

 

и

 

воспитания

 

студентов

Учебно

-

методическое

 

пособие

 

предназначено

 

для

 

студентов

 

небиоло

-

гических

 

специальностей

 

высших

 

учебных

 

заведений

В

 

основу

 

курса

 

«

Основы

 

экологии

» 

положены

 

фундаментальные

 

знания

 

в

 

области

 

эколо

-

гии

которые

 

являются

 

научной

 

основой

 

для

 

практической

 

природоохран

-

ной

 

деятельности

рационального

 

природопользования

 

и

 

способствуют

 

формированию

 

экологической

 

культуры

 

студентов

.  

Изучение

 

начинается

 

с

 

формирования

 

представлений

 

об

 

объекте

 

ис

-

следования

содержании

задачах

междисциплинарных

 

связях

 

и

 

истории

 

развития

 

экологии

 

как

 

науки

.  

Раздел

  «

Экология

 

особей

» 

знакомит

 

студентов

 

с

 

понятиями

 

окру

-

жающей

 

среды

экологического

 

фактора

а

 

также

 

с

 

классификацией

 

эколо

-

гических

 

факторов

Рассматриваются

 

аспекты

 

прямого

 

и

 

косвенного

 

воз

-

действия

 

факторов

 

на

 

организм

понятие

 

экологической

 

пластичности

 

и

 

лимитирующий

 

фактор

.  

Значительное

 

внимание

 

уделяется

 

знакомству

 

со

 

структурой

 

и

 

осо

-

бенностями

 

функционирования

 

биологических

 

макросистем

  (

популяции

биоценоза

экосистемы

 

и

 

биосферы

). 

В

 

них

 

подробно

 

освещены

 

вопросы

 

внутри

и

 

межвидовых

 

взаимоотношений

саморегуляции

обмена

 

веществ

 

и

 

энергии

 

на

 

разных

 

уровнях

 

интеграции

Разделы

посвященные

 

данным

 

научным

 

аспектам

являются

 

ключевыми

 

в

 

теоретической

 

экологии

.  

В

 

разделе

  «

Человек

 

и

 

окружающая

 

среда

» 

раскрываются

 

основные

 

формы

 

взаимодействия

 

общества

 

и

 

природы

характерные

 

особенности

 

социального

 

обмена

последствия

 

негативного

 

воздействия

 

антропических

 

факторов

 

на

 

природу

В

 

учебно

-

методическом

 

пособии

 

освещены

 

вопро

-

сы

 

рационального

 

природопользования

природоохранное

 

законодатель

-

ство

 

как

 

инструмент

 

регулирования

 

взаимодействия

 

общества

 

и

 

природы

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

основные

 

направления

 

международного

 

сотрудничества

 

в

 

области

 

эколо

-

гии

 

и

 

охраны

 

природы

.  

Важной

 

структурной

 

частью

 

пособия

 

является

 

раздел

 

об

 

экологиче

-

ских

 

проблемах

 

современности

в

 

котором

 

обозначаются

 

категории

 

эколо

-

гических

 

проблем

раскрывается

 

суть

.  

В

 

пособии

 

рассматриваются

 

основные

 

аспекты

 

экологического

 

обра

-

зования

 

и

 

воспитания

  (

цели

задачи

этапы

формы

 

и

 

методы

). 

Основное

 

внимание

 

в

 

данном

 

разделе

 

уделяется

 

системе

 

экологических

 

знаний

 

в

 

учебных

 

заведениях

 

разного

 

уровня

.  

Автор

 

выражает

 

искреннюю

 

благодарность

 

за

 

ценные

 

критические

 

замечания

 

кандидату

 

биологических

 

наук

 

В

А

Цинкевичу

 

и

 

доктору

 

биологических

 

наук

доценту

 

В

В

Гричику

за

 

предоставление

 

информа

-

ции

 

по

 

экологии

 

млекопитающих

 

старшему

 

научному

 

сотруднику

 

Бере

-

зинского

 

биосферного

 

заповедника

 

А

П

Каштальяну

.  

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

5

Раздел

 1 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В

 

ЭКОЛОГИЮ

 

 

 

 

1.1 

Экология

 

как

 

наука

 

 

1.1.1 

Понятие

 

экологии

 

 

 

Термин

  «

экология

» 

ввел

 

в

 

науку

 

немецкий

 

биолог

 

Эрнст

 

Ген

-

рих

 

Геккель

 

в

 1866 

г

Слово

 «

экология

» 

греческого

 

происхождения

состоит

 

из

 

корней

 

двух

 

слов

: «

ойкос

» (

в

 

германских

 

и

 

славянских

 

языках

 «

экос

») — 

дом

жилище

 

и

 «

логос

» — 

слово

учение

наука

.  

Автор

 

термина

 

и

 

основоположник

 

экологии

 

Э

Геккель

 

понимал

 

экологию

 

как

  «

сумму

 

знаний

относящихся

 

к

 

экономике

 

природы

изучение

 

совокупности

 

взаимоотношений

 

животного

 

с

 

окружаю

-

щей

 

его

 

средой

…».  

В

 

самом

 

начале

 

своего

 

пути

 

экология

 

рассматривалась

 

как

 

на

-

учная

 

дисциплина

объектом

 

изучения

 

которой

 

выступают

 

живот

-

ные

Так

 

в

 

энциклопедическом

 

словаре

 

Брокгауза

 

и

 

Ефрона

 (1904) 

термин

 «

экология

» 

объяснялся

 

следующим

 

образом

: «

Экология

или

 

ойкология

, — 

часть

 

зоологии

обнимающая

 

собой

 

сведения

 

каса

-

тельно

 

жилищ

 

животных

т

е

нор

гнезд

логовищ

 

и

 

т

п

.» [10]. 

 

В

 

современной

 

научной

 

литературе

 

определений

 

экологии

 

до

-

вольно

 

много

Но

 

большинство

 

из

 

них

 

все

 

же

 

сводятся

 

к

 

обозначе

-

нию

 

ее

 

как

 

научной

 

дисциплины

изучающей

 

взаимоотношения

 

всех

 

живых

 

организмов

  (

а

 

не

 

только

 

животных

со

 

средой

 

обита

-

ния

Ниже

 

приводятся

 

наиболее

 

известные

 

из

 

них

часто

 

употреб

-

ляемые

 

в

 

отечественной

 

и

 

зарубежной

 

литературе

 

«

Экология

 — 

изучение

 

нашего

 “

природного

 

дома

”, 

охватывает

 

изучение

 

всех

 

живущих

 

в

 

нем

 

организмов

 

и

 

всех

 

функциональных

 

процессов

делающих

 

этот

  “

дом

” 

пригодным

 

для

 

жизни

В

 

бук

-

вальном

 

смысле

 

экология

 — 

это

 

наука

 

об

 

организмах

  “

у

 

себя

 

до

-

ма

”, 

наука

в

 

которой

 

особое

 

внимание

 

уделяется

  “

совокупности

 

или

 

характеру

 

связей

 

между

 

организмами

 

и

 

окружающей

 

их

 

сре

-

дой

”» (

Ю

Одум

 

по

 

Уэбстеру

).  

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У