Файл: Гледко \'Естествознание. Землеведение и краеведение\' (лекции).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2020
Просмотров: 674
Скачиваний: 10
Занятие 14
Тема: Минералы и горные породы
Рассматриваемые вопросы:
Понятие горной породы. Классификация горных пород. Характеристики и определение горных пород.
Вопросы и задания:
1.Определите горные породы, опишите их в соответствии со стандартной схемой:
|
Название горной породы |
|||
|
|
|
|
|
Группа |
|
|
|
|
Минеральный состав |
|
|
|
|
Окраска |
|
|
|
|
Структура |
|
|
|
|
Текстура |
|
|
|
|
Занятие 15
Тема: Почва
Рассматриваемые вопросы:
Основные типы почвы и условия их образования. Охрана почв
Учение В.В. Докучаева о факторах почвообразования.
Географическая оболочка и человек. Человек как фактор развития географической оболочки.
Вопросы и задания:
1.Что принципиально новое для естествознания содержало учение В.В. Докучаева о факторах почвообразования?
2.Охарактеризуйте природные условия формирования почв:
Почвы |
Природные условия |
||||
Среднегодовая t, оС |
Осадки, мм |
Рельеф |
Раститель-ность |
Почвообразующие породы |
|
|
|
|
|
|
|
3.Какое значение имеет время для образования и развития почвы?
4.Каковы экологические проблемы современного земледелия?
5.Сформулируйте значение почв для человечества и биосферы.
6.Какие существуют пути сдерживания процесса антропогенной деградации почв?
Занятие 16
Тема: Экскурсия в краеведческий музей
Рассматриваемые вопросы:
Структура краеведческого музея. Фонды краеведческого музея. Классификация музеев. Определение профиля музея. Пути и источники сбора материалов, комплектование фондов музея. Основной и вспомогательный фонд музея. Учет музейных материалов. Хранение материалов музея. Определение музейных экспонатов. Классификация, систематизация и интерпретация музейных экспонатов.
Составление тематического плана музея. Тематическо-экспозиционный план. Экспозиционные научно-вспомогательные материалы, тексты и фотокомментарии.
Организация образовательной и просветительской деятельности музея. Экскурсионная работа, музейные уроки, кружки и клубы, лекции и тематические вечера. Особенности проведения экскурсии в музее.
Тематические выставки музея.
Вопросы и задания:
1.Какие существуют виды музеев?
2.Какое предназначение краеведческого музея?
3.Какова структура краеведческого музея?
4.Какие экспозиции могут быть представлены в музее?
5.Назовите основные правила оформления экспонатов музея.
6.В чем специфика учета музейных экспонатов?
7.Составьте примерный тематическо-экспозиционный план на основании предоставленного списка экспонатов.
8.В чем заключаются особенности проведения экскурсий в музеях?
9.Напишите эссе на тему «История одного музейного экспоната».
Занятие 17
Тема: История краеведения в Беларуси. Краеведение как компонент учебно-воспитательной работы
Рассматриваемые вопросы:
Истоки краеведения на Беларуси. Подготовка учителя к краеведческой работе. Источники краеведческой информации. Вещественные, письменные и устные источники информации. Ученические исследования по краеведению и их особенности.
Вопросы и задания:
1.Какое значение краеведческих исследований П. М. Шпилевского, П. В. Шейна, Н. Я. Никифоровского, Н. А. Янчука, А. К. Сержпутовского, Е. Ф. Карского, Н. И. Лебедевой?
2.Каковы этапы подготовки учителя к краеведческой работе?
3.Дайте характеристику краеведческой информации в сети Интернет.
4.Приведите примеры краеведческой информации в произведениях белорусской художественной литературы.
5. В чем состоят особенности ученических краеведческих исследований и какое их место в системе школьного образования?
Занятие 18
Тема: Геоморфологические области Беларуси.
Рассматриваемые вопросы:
Характеристика геоморфологических областей Беларуси.
Вопросы и задания:
1.В пределах каких геологических структур находится Беларусь?
2.Дайте характеристику ледникового рельефа Беларуси.
3. Дайте характеристику возвышенных ландшафтов Беларуси.
4.Дайте характеристику Пооозерной, Восточно-Беларуской, Беларуской возвышенной, Предполесской, Полесской провинций.
5.Пользуясь ландшафтной картой, выделите доминирующий ландшафты административных областей Беларуси.
Занятие 19
Тема: Природно-хозяйственные районы Беларуси.
Рассматриваемые вопросы:
Районирование Беларуси: Северная, Центральная и Южная Беларусь. Характеристика промышленности и сельского хозяйства. Административно-территориальное деление Республики Беларусь.
Вопросы и задания:
1.Постройте график динамики численности населения Беларуси в 1897-2009 гг. по следующим данным:
Год |
1897 |
1914 |
1919 |
1940 |
1945 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
1999 |
2000 |
2009 |
млн чел |
6,38 |
7,5 |
6,6 |
9,05 |
6,26 |
8,06 |
9 |
9,56 |
10,2 |
10,05 |
10 |
9,68 |
Проанализируйте данные с учетом исторических событий.
2.Проанализируйте карту плотности сельского населения Беларуси. Объясните причины неравномерности размещения населения по районам республики.
3.Составьте круговую диаграмму «Отраслевая структура промышленности Беларуси». Проанализируйте данные и сделайте выводы.
Информация. Отраслевая структура промышленности республики выглядит следующим образом (в %):
Топливная — 6,4
Электроэнергия — 15,6
Черная металлургия — 2,5
Цветная металлургия — 0,2
Химическая и нефтехимическая — 13,5
Машиностроение и металлообработка — 22,6
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная — 4,5
Строительных материалов — 4,6
Стекольная и фарфорово-фаянсовая — 0,5
Легкая — 10,4
Пищевая — 13,6
Микробиологическая — 0,3
Мукомольно-крупяная и комбикормовая — 3,7
Медицинская — 0,3
Полиграфическая — 0,2
Другие отрасли — 1,2
4.Назовите основные центры вышеназванных отраслей промышленности и обозначьте их на контурной карте.
5.Каковы особенности территориальной структуры хозяйства Беларуси?
6.Почему в Беларуси доминируют трудоемкие отрасли машиностроения?
7.Какие новые отрасли и направления хозяйственной деятельности появились в Беларуси в последние 5-10 лет?
8.Охарактеризуйте основные железнодорожные узлы Беларуси:
Транспортный узел |
Пути сообщения, составляющие узел |
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Нанесите на контурную карту крупнейшие центры машиностроения, химической, нефтехимической, легкой промышленности, ГРЭС, ТЭЦ.
10.Составьте схему экономических связей областей Беларуси с зарубежными странами.
11.Охарактеризуйте специализацию АПК природно-хозяйственных районов Беларуси. Как влияют природные условия на специализацию сельского хозяйства?
Занятие 20
Тема: Изучение минералов, горных пород, почв
Рассматриваемые вопросы:
Задачи изучения минералов, горных пород, почв. Оборудование и снаряжение, необходимое для изучения минералов, горных пород, почв. Методика геологических исследований. Методика краеведческого описания почв и земельных ресурсов
Вопросы и задания:
1.Определите гранулометрический состав почвы полевым методом — методом раскатывания шнура (по Н.А. Качинскому). Результаты определения внесите в таблицу:
-
№ почвенного образца
Морфологический эффект
Гранулометрический состав
1
2
3
Сравните результаты исследования с данными таблицы «Классификация почв по гранулометрическому составу (по Н.А. Качинскому)»:
-
Почва
Содержание физической глины, %
Песок
рыхлый
связный
Супесь
Суглинок
легкий
средний
тяжелый
Глина
легкая
средняя
тяжелая
0-5
5-10
10-20
20-30
30-40
40-50
50-65
65-80
>80
2.Изучите строение почвенного профиля по монолитам, выделите генетические горизонты и опишите их морфологические признаки.
3.Изучите и опишите почвенные карты по следующему плану:
– Название.
– Масштаб.
– Способ показа размещения почв.
– Дополнительная информация карты и способы ее показа.
4.На основании почвенных карт дайте комплексную характеристику почвенного покрова одного из административных районов.
5.Изучите геологическую карту Беларуси и сделайте вывод о размещении геологических отложений. Объясните происхождение полезных ископаемых своей области.
Занятие 21
Тема: Изучение климата
Рассматриваемые вопросы:
Задачи изучения составляющих климата. Оборудование и снаряжение, необходимое для изучения климата. Методика климатических исследований. Прогноз погоды. Бесприборные наблюдения над местными признаками погоды. Фенология. Фенологический дневник.
Вопросы и задания:
1.По климатической карте определите, в каком климатическом поясе и области находится Беларусь.
2.Проанализируйте климатическую карту Беларуси и установите, в каком направлении изменяется климат.
3.Что является фитофенологическими объектами?
4.Дайте характеристику фенологических наблюдений.
5.Составьте фенологическую сводку за месяц.
Занятие 22
Тема: Водные объекты Беларуси.
Рассматриваемые вопросы:
Реки, озера, водохранилища, каналы
Вопросы и задания:
1.Покажите на физической карте Беларуси водные объекты (согласно перечня).
2.Объясните понятие «режим рек». Что называется меженью, половодьем, паводком? Какие типы питания рек вам известны?
3.Назовите типы озерных котловин на территории Беларуси.
4.На основании данных постройте столбчатые диаграммы:
-
Озеро
Площадь зеркала, км2
Площадь водосбора, км2
Максимальная глубина, м
Нарочь
79.6
279
24.8
Освейское
52.8
259
7.5
Червонное
40.8
427
2.9
Лукомское
37.7
216
11.5
Дривяты
36.1
493
12.0
Нещердо
24.6
167
8.1
Выгонощанское
26.0
2.3
Мястро
13.1
125
11.3
Занятие 23
Тема: Изучение водных объектов
Рассматриваемые вопросы:
Задачи изучения водных объектов. Оборудование и снаряжение, необходимое для изучения водных объектов. Методика изучения водных объектов.
Вопросы и задания:
1.Определите по топографической карте гидрографические характеристики бассейна реки:
- проведите водоразделительную линию,
- определите площадь бассейна,
- подсчитайте озерность, болотистость, лесистость и распаханность бассейна,
- определите длину главной реки и ее притоков,
- постройте гидрографическую схему реки.
2.Дайте характеристику озера.
3. Что включает план гидрографического описания реки, озера, водохранилища?
Занятие 24
Тема: Изучение флоры
Рассматриваемые вопросы:
Задачи изучения флоры. Оборудование и снаряжение, необходимое для изучения растительности. Методика изучения растительности. Составление геоботанической карты. План очерка
Вопросы и задания:
1.Пользуясь картами атласа Беларуси, выясните, в какой природной зоне расположено место Вашего проживания, какие типы растительности в ней встречаются.
2.Проведите наблюдения за растениями и растительным покровом в лесе (выполняется в группах по 4—5 человек)
-
установите названия господствующей и сопутствующих древесных пород.
-
рассмотрите биоморфологические признаки господствующей древесной породы.
-
опишите состояние подроста основной древесной породы.
-
подсчитайте ярусы травянистых растений.
-
запишите названия и зарисуйте виды охраняемых растений.
-
составьте список лекарственных, декоративных, пищевых растений данного леса.
-
сделайте прикопку почвы и измерьте глубину гумусового горизонта.
3.На контурной карте выделите геоботанические области Беларуси. Дайте их характеристику.
Занятие 25
Тема: Изучение фауны
Рассматриваемые вопросы:
Задачи изучения фауны. Особенности использования фото- и видеотехники при изучении фауны. Оборудование и снаряжение, необходимое для изучения фауны. Количественный учет животных, его особенности. Наблюдения за животными. План очерка.
Вопросы и задания:
-
Каковы задачи зоогеографических исследований?
-
Какие существуют методы зоогеографических исследований?
-
Каковы особенности количественного учета животных?
-
Подготовьте зоогеографический очерк по следующему плану:
-
особенности фаунистического состава в связи с географическим положением края,
-
качественная характеристика видового состава.
-
животные лесов, полей, лугов и поселений,
-
животные болот и водоемов,
-
работы, проводимые в крае по реконструкции животного мира,
-
мероприятия по охране животного мира.