ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 10105
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Борис Дмитриевич Карвасарский.
Учебник для студентов медицинских ВУЗов
Предисловие ко второму, переработанному изданию.
Предисловие к первому изданию.
Определение психотерапии и содержание основных понятий.
Интердисциплинарный характер психотерапии и ее основы.
Механизмы лечебного действия психотерапии.
Взаимоотношения врача и больного в психотерапии.
Оценка эффективности психотерапии.
Глава 2. Основные направления и методы психотерапии.
Основные направления в психотерапии.
Другие направления в психотерапии.
Глава 3. Специальная психотерапия.
Психотерапия в различных областях медицины.
Возрастные аспекты психотерапии.
Психотерапия и фармакотерапия.
Психотерапия, психопрофилактика и реабилитация.
Транскультурный подход в психотерапии1.
Глава 4. Организация психотерапевтической помощи.
Особенности и различные формы организации психотерапевтической помощи.
Роль врача-психотерапевта в системе оказания медицинской помощи.
Обучение в области психотерапии.
Шифры заболеваний по международной классификации болезней (10-й пересмотр), упоминаемых в учебнике.
Вопрос о том, что обсуждается на консультациях с супервизором, может иметь отношение к специфике применяемого метода психотерапии, например, семейной психотерапии. В данном случае речь идет о супервизии в психотерапевтической подготовке врачей, в которой решающую роль играет интегративный подход в системе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, как в индивидуальной, так и групповой её формах. Основными аспектами содержания консультаций с супервизором являются: 1) систематизация знаний применительно к конкретному клиническому материалу, формирование клинического мышления; 2) когнитивный стиль, способы мышления, особенно творческого и независимого, поиск нового взгляда при подходе к решению проблем терапии; 3) взаимоотношения психотерапевт-пациент, способы установления и использования психотерапевтического контакта, освобождение от мешающих стереотипов, обнаруживаемых при общении ординатора с разными типами больных; 4) навыки владения методиками психотерапии, периодическое сосредоточение внимания на теоретических и практических сторонах той или иной методики, например, гипнотерапии, применяемой врачом в отношении конкретного пациента; 5) осознание проблем личности обучающегося, создающих помехи в ходе психотерапии; 6) осознание проблем личности врача, создающих трудности в процессе супервизии (здесь следует подчеркнуть важную роль самонаблюдения супервизора, иногда своими позициями и поведением вносящего свой вклад в трудный процесс супервизии).
Супервизия в ходе психотерапевтической подготовки врачей осуществляется в три этапа, и в соответствии с образовательным стандартом (приказ Минздрава России от 30.10.95 г. № 294), ей отводится не менее 50 ч. На первом, «вводном» этапе (не менее 12 ч) супервизия проводится в рамках балинтовских групп. На втором, «базисном» этапе (не менее 12 ч) проводится индивидуальная форма супервизорских консультаций, в ходе которых супервизор активен, прибегает иногда к встречам с пациентом для уточнения и прояснения клинической или психотерапевтической ситуации, осуществляет корректирующий консультативный диалог с врачом. На третьем, «продвинутом» этапе (не менее 26 ч) супервизор предоставляет инициативу в обсуждении процесса психотерапии врачу, способствует развитию у него творческого подхода к терапии, поддерживает более свободное поведение в диалоге с супервизором, материалом для обсуждения и анализа являются записи врачом о своих встречах с пациентом, обычно в письменном виде. Результаты супервизии отражаются в совместной оценке преподавателя и врача и касаются достигнутого относительно изложенных выше аспектов содержания консультаций с супервизором.
По мере проявления все большей тенденции интеграции психотерапии с лечебной, психопрофилактической и психогигиенической практикой возникают новые задачи в области психотерапевтического образования. Проводится подготовка по психотерапии спортивных, школьных врачей, врачей медико-санитарных частей промышленных предприятий и др. Возрастает потребность в детских и подростковых психотерапевтах. Все большее признание получает деятельность консультаций «брак и семья», работа кризисных центров и др., что приводит к росту потребности в квалифицированных специалистах по семейной психотерапии и необходимости планирования и осуществления их подготовки.
Заслуживают внимания вопросы обучения элементам психотерапии медицинских сестер. В практической работе хорошо проявили себя медицинские сестры, которым под контролем врача поручается проведение поведенческой, двигательной терапии, арттерапии и некоторых других психотерапевтических, обычно групповых занятий. В связи с отсутствием специальных учреждений для указанной подготовки она обычно осуществляется на базе крупных научно-исследовательских и учебных центров, разрабатывающих теоретические и практические аспекты психотерапии. Обучение проводится врачами и медицинскими (клиническими) психологами, предпочтение отдается лабораторному тренингу.
Эффективное обучение психотерапии в настоящее время уже не мыслится без использования видеотехники, специальных теле- и кинофильмов, стенограмм психотерапевтических сеансов. Возможность возвращаться при необходимости к воспроизведению занятий терапевтических групп и групп лабораторного тренинга психотерапевтов, анализ отдельных эпизодов занятий, основанный на стенографии и видеозаписи, позволяют значительно повысить эффективность психотерапевтического образования.
Последипломное обучение и повышение квалификации клинических психологов в области психотерапии осуществляется в институтах усовершенствования врачей на кафедрах психотерапии и клинической психологии, на факультетах клинической психологии медицинских вузов.
Контрольные вопросы
Для работы балинтовских групп характерны следующие особенности, кроме:
1) обсуждения записи психотерапевтического случая;
2) обсуждения коммуникации психотерапевт-пациент в конкретном случае;
3) эмоциональной поддержки ведущим «докладчика»;
4) осознание «слепых пятен» в межличностных отношениях и самовосприятии.
2. Необходимыми элементами в работе балинтовской группы являются следующие, кроме:
1) недирективного стиля ведущего;
2) создания атмосферы безопасности и доверия в группе;
3) клинического анализа обсуждаемого случая;
4) обратной связи.
3. Супервизия является одной из следующих форм обучения, кроме:
1) передачи теоретических знаний супервизируемому;
2) клинической консультации;
3) обсуждения процесса конкретного курса психотерапии;
4) ролевой игры.
4. Основным содержанием консультаций с супервизором является следующее, кроме:
1) взаимоотношения психотерапевт — пациент;
2) интерпретации неосознаваемых эмоциональных и защитных реакций супервизора;
3) трудностей и ошибок в проведении психотерапевтического процесса;
4) навыков владения методиками психотерапии.
Шифры заболеваний по международной классификации болезней (10-й пересмотр), упоминаемых в учебнике.
Агорафобия — F 40.0
Алкоголизм — F 10
Анорексия — R 63.0
Анорексия нервная — F 50.0
Арахноидит церебральный — G 03
Артрит ревматоидный — М 05
Астма — F 54; J 45
Астма бронхиальная — F 54; J 44
Атака паническая — F 41.0
Аутизм — F 84.0
Афазия — R 47.0
Болезнь гипертоническая — I 10
Боль головная — R 51
Бессонница — F 51.0
Поражение печени токсическое — K 71
Гепатит вирусный — В15 — В19
Гипотония артериальная — I 95
Деменция — F 00 — F 03
Депрессия — F 32
Депрессия невротическая — F 32.0
Диабет сахарный — Е 10 — Е 14
Диспноэ — F 45.33
Дистония вегето-сосудистая — F 45.3
Дистрофия нервно-мышечная — G 71.0
Диэнцефалит — G 04
Дрожание интенционное — G 25.2
Зависимость лекарственная — F 1x.2
Заикание — F 98.5
Инсульт — I 64
Истерия — F 44
Ишемическая болезнь сердца — I 20 — I 25
Клаустрофобия — F 40.2
Конверсия истерическая — F 44
Кривошея спастическая — G 24.3; F 45.8
Криз вегетативный — F 45.3
Личность невротическая — F 60.9
Логоневроз — F 98.5
Мигрень — G 43
Миокарда инфаркт — I 21
Наркомания — F 11, F 12, F 14
Неврастения — F 48.0
Невроз навязчивых состояний — F 42
Невроз обсессивно-компульсивный — F 42
Невроз тревоги — F 41.1
Невроз фобический — F 40
Неврозы органные — F 45.3
Невротические расстройства — F 40 — F 49
Онихофагия — F 98.8
Параспазм лицевой — G 24.4
Пневмония хроническая — J 18
Порок сердца ревматический — I 05 — I 09
Психоз маниакально-депрессивный — F 31
Психоз реактивный — F 43.0
Психопатия — F 60 — F 69
Психопатия ананкастическая — F 60.5
Психопатия астеническая — F 60.7
Психопатия гипертимная — F 60.3
Психопатия истерическая — F 60.4
Психопатия лабильно-аффективная — F 60.3
Психопатия неустойчивая — F 60.3
Психопатия психастеническая — F 48.8
Психопатия сенситивная — F 60.7
Психопатия циклоидная — F 60.3
Психопатия шизоидная — F 60.1
Психопатия эпилептоидная — F 60.30
Рак — С 00 — С 97
Рак легкого — С 34
Рак молочной железы — С 50
Расстройства личности — F 60 — F 69
Расстройства патохарактерологические — F 68.8
Расстройства психосоматические — F 45.9
Расстройства сексуальные — F 52
Реакция депрессивная пролонгированная — F 43.21
Синдром зависимости — F 1x.2
Склероз рассеянный — G 35
Склонность патологическая к азартным играм — F 63.0
Слабоумие — F 70 — F 79
Состояние реактивное — F 43.0
Спазм писчий — F 48.8
СПИД — В 24
Стенокардия — I 20
Суицид — X 60 — X 84
Табачная зависимость — F 17
Тики — F 95
Токсикомания — F 13, F 15, F 16, F 18
Туберкулез легких — А 15.0 — А 15.3
Фобия — F 40.2
Шизофрения — F 20 — F 29
Шизофрения малопрогредиентная — F 21
Эзофагоспазм — F 45.31
Эндартериит облитерирующий — I 73.1
Энкопрез — F 98.1
Энцефалит — G 04
Эпилепсия — G 40
Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки — K 26
Язвенная болезнь желудка — K 25
Ответы на Контрольные вопросы (тестовый контроль)
Определение психотерапии и содержание основных понятий
1) 2; 2) 3; 3) 2; 4) 2.
Краткий исторический очерк
1) 3; 2) 2; 3) 3; 4) 2.
Научные основы психотерапии
1) 3; 2) 3.
Клинические основы психотерапии
1) 3.
Физиологические основы психотерапии
1) 3.
Психологические основы психотерапии
1) 4; 2) 3; 3) 4; 4) 2.
Механизмы лечебного действия психотерапии
1) 3; 2) 4; 3) 4.
Взаимоотношения врача и больного в психотерапии
1) 3; 2) 2; 3) 2.
Оценка эффективности психотерапии
1) 4; 2) 4.
Альтернативная психотерапия
1) 3; 2) 3.
Динамическое направление в психотерапии
1) 3; 2) 2; 3) 4; 4) 4; 5) 4; 6) 3; 7) 1; 8) 2; 9) 4.
Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии
1) 3; 2) 3; 3) 1; 4) 1; 5) 3; 6) 3.
Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии
1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 1.
Индивидуальная психотерапия
1) 4; 2) 3; 3) 1.
Семейная психотерапия
1) 3; 2) 2; 3) 1; 4) 1; 5) 1; 6) 4; 7) 3; 8) 3.
Групповая психотерапия
1) 2; 2) 3; 3) 3; 4) 3; 5) 3.
Психотерапевтическая среда и терапевтическое сообщество
1) 3; 2) 4.
Суггестивная психотерапия
1) 3; 2) 3; 3) 3; 4) 3.
Арттерапия
1) 2; 2) 3.
Телесно-ориентированная терапия
1) 3; 2) 3.
Трансактный анализ
1) 4; 2) 2.
Кризисная психотерапия
1) 4.
Терминальная психотерапия
1) 4; 2) 3.
Краткосрочная психотерапия
1) 4; 2) 3; 3) 2.
Интегративные тенденции в психотерапии
1) 3.
Психотерапия в психиатрии
1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 3; 5) 3; 6) 3; 7) 3.
Психотерапия в наркологии
1) 3; 2) 3; 3) 3; 4) 1; 5) 3.
Психотерапия в неврологии
1) 4; 2) 3.
Психотерапия в соматической медицине
1) 4; 2) 3.
Психотерапия в хирургии
1) 1; 2) 1; 3) 4; 4) 2.
Психотерапия у детей и подростков
1) 1; 2) 4; 3) 1; 4) 3; 5) 4; 6) 4; 7) 4; 8) 3.
Психотерапия в геронтологии
1) 3; 2) 3.
Психотерапия и фармакотерапия
1) 3.
Психотерапия, психопрофилактика и реабилитация
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 3.
Транскультурный подход в психотерапии
1) 1; 2) 3; 3) 4; 4) 3.
Особенности и различные формы организации психотерапевтической помощи
1) 4; 2) 2; 3) 2.
Роль врача-психотерапевта в системе оказания медицинской помощи
1) 3; 2) 2.
Обучение в области психотерапии
1) 1; 2) 3; 3) 2; 4) 2.
Именной указатель.
Абабков В. А.
Авербух Е. С.
Александров А. А.
Александровский Ю. А.
Амбрумова А. Г.
Ананьев Б. Г.
Анохин П. К.
Асатиани М. М.
Бабин С. М.
Балунов О. А.
Бараш Б. А.
Баскаков В.
Басов М. Я.
Бернштейн Н. А.
Бехтерев В. М.
Бирман Б. Н.
Бойко В. В.
Боткин С. П.
Буль П. И.
Бурно М. Е.
Варшавский К. М.
Введенский Н. Е.
Ваисов С. Б.
Валентик Ю. В.
Вельвовский И. З.
Вид В. Д.
Вовин Р. Я.
Воловик В. М.
Вольперт И. Е.
Вульф М. В.
Выготский Л. С.
Вырубов Н. А.
Вяземский И. В.
Гаврилюк Ю. Н.
Гнездилов А. В.
Голубев В. Л.
Григорьев Г. И.
Гриненко А. Я.
Громов С. А.
Губачев Ю. М.
Гузиков Б. М.
Давиденков С. Н.
Данилевский В. Я.
Демиденко Т. Д.
Дмитриева Н. В.
Дмитриева Т. Б.
Днепровская С. В.
Добрынин Н. Ф.
Довженко А. Р.
Долецкий С. Я.
Дядьковский И. Е.
Ерышев О. Ф.
Коркина М. В.
Корнилов К. Н.
Короленко Ц. П.
Корсаков С. С.
Костерева В. Я.
Коцюбинский А. П.
Креславский Е. С.
Крупицкий Е. М.
Кузнецов Ю. В.
Кулаков С. А.
Куликов В. Н.
Зайцев В. В.
Зайцев В. П.
Захарьин Г. А.
Зачепицкий Р. А.
Зейгарник Б. В.
Зобнев В. М.
Зорин Н. А.
Зыбелин С. Г.
Иванец Н. Н.
Иванов В. В.
Иванов Н. В.
Игнатьева Н. Д.
Исурина Г. Л.
Кабанов М. М.
Казаковцев Б. А.
Каннабих Ю. В.
Канторович Н. В.
Карвасарский Б. Д.
Карпов П. И.
Ковалев В. В.
Козина Н. В.
Кононова М. П.
Консторум С. И.
Лазурский А. Ф.
Лапин И. П.
Лауринайтис Э. Ф.
Лебединский М. С.
Лещенко А. Г.
Либих С. С.
Личко А. Е.
Лобзин В. С.
Ломов Б. Ф.
Лурия А. Р.
Макаров В. В.
Майоров Ф. П.
Маковенко С. В.
Мамардашвили М. К.
Манассеин В. А.
Мельник Е. М.
Мержеевский И. П.
Михайлова Т. Р.
Мишина Т. М.
Морозов В. И.
Мудров М. Я.
Мурзенко В. А.
Мягер В. К.
Мягков И. Ф.
Мясищев В. Н.
Назыров Р. К.
Осипов Н. Е.
Павлов И. П.
Панов А. Г.
Панько Т. В.
Петлис В. Е.
Платонов К. И.
Плотникова Е. Е.
Подсадный С. А.
Подъяпольский П. П.
Положий Б. С.
Полторак С. В.
Попов Ю. В.
Решетников М. М.
Рожнов В. Е.
Розенталь Т. Г.
Рыбакова Т. Г.
Свядощ А. М.
Сеченов И. М.
Слободяник А. П.
Случевский И. Ф.
Страумит А. Я.
Тарханов И. Р.
Ташлыков В. А.
Телешевская М. Э.
Тибилова А. У.
Токарский А. А.
Тупицын Ю. Я.
Ухтомский А. А.
Федоров А. П.
Филатов А. Т.
Филиппов В. Л.
Фридман Б. Д.
Фрикен А. А.
Хайкин Р. Б.
Хвиливицкий Т. Я.
Холмогорова А. Б.
Цетлин Н. Г.
Чехлатый Е. И.
Шамов С. А.
Шевченко Ю. С.
Шкловский В. М.
Шогам И. И.
Эйдемиллер Э. Г.
Эльконин Д. Б.
Юрданов В. С.
Юстицкий В. В.
Яковлева Е. К.
Янушкевич И. Л.
Яроцкий А. И.
Яцков Л. П.
Adler A. — Адлер
Aleksandrowicz J. W. — Александрович
Alexander F. G. — Александер
Alexander F. M. — Александер
Allen F. — Аллен
Ammon G. — Аммон
Anastasi A. — Анастази
Arendsen-Hein G.W. — Арендсен-Хейн
Ayllon Т. — Айллон
Axline W. — Экслайн
Azrin N. H. — Азрин
Babinski J. — Бабинский
Bahnson С.В. — Бансон
Bandler R. — Бендлер
Bandura A. — Бандура
Bastine R. — Бастин
Battegay R. — Батегей
Bateson G. — Бейтсон
Baudouin Ch. — Бодуэн
Baumann U. — Бауманн
Bayrakal S. — Бэйракал
Beaunis — Бони
Beck A.T. — Бек
Beitman B. D. — Бейтман
Bergin A. E. — Бергин
Berne E. — Берн
Bernheim H. — Бернгейм
Beutler L. E. — Бютлер
Bibring E. — Бибринг
Binet A. — Бине
Binswanger L. — Бинсвангер
Bleuler E. — Блейлер
Boadella D. — Боаделла
Boss M. — Босс
Braid J. — Брэд
Breuer J. — Брейер
Bridgeman В. — Бриджмен
Bugental S. — Бьюдженталь
Bumke О. — Бумке
Bunge M. — Бунге
Cautela J. R. — Каутела
Charcot J. M. — Шарко
Chertok L. — Шерток
Cohen M. — Коэн
Chomsky N. — Хомский
Corsini R. J. — Корзини
Coue E. — Куэ
Curtis H. С. — Куртис
Custer R. L. — Kacтep
Dabrowski S. — Дабровский
Dejerine J. — Дежерин
Delfino-Beighley С. — Дельфино-Бейли
Deutsch F. — Дойч
Dubois P. — Дюбуа
Ellis A. — Эллис
English F. — Инглиш
Erickson M. H. — Эриксон
Erikson E. — Эриксон
Eysenck H. J. — Айзенк
Fairweather G. W. — Ферветер
Faria — Фариа
Federn P. — Федерн
Feldenkrais M. — Фельденкрайз
Fere Ch. — Фере
Flechsig P. — Флексиг
Foley I. P. — Фолей
Forel A. — Форель
Frankl V. E. — Франкл
Freidenberg H. G. — Фрейденберг
Freud A. — Фрейд А.
Freud S. — Фрейд 3.
Fromm E. — Фромм
Fromm-Reichmann F. — Фромм-Райхманн
Garfield S. L. — Гарфилд
Gendlin E. Т. — Гендлин
Gilligan S. G. — Гиллиген
Gindler E. — Гиндлер
Goldstein A. P. — Гольдштейн
Goldstein K. — Гольдштейн
Goulding M. M. — Голдинг М.
Goulding R. L. — Голдинг Р.
Grawe K. — Граве
Grimm L. G. — Гримм
Grinder J. — Гриндер
Gunther В. — Гунтер
Jacobson E. — Джекобсон
Jakab I. — Джекаб
James W. — Джеймс
Janet P. — Жане
Janov A. — Янов
Jaspers К. — Ясперс
Jones M. — Джонс
Jung C. G. — Юнг
Junova H. — Юнова
Kallinke D. — Каллинке
Kanfer F. H. — Кэнфер
Karasu T. B. — Kapacy
Kastaneda К. — Кастанеда
Kernberg O.F. — Кернберг
Klein M. — Кляйн
Kleinmann A. — Клейнманн
Klerman G.L. — Клерман
Klumbies G. — Клумбиес
Konig W. — Кёниг
Kraepelin E. — Крепелин
Krafft-Ebing R. — Краффт-Эбинг
Kratochvil S. — Кратохвил
Kretschmer E. — Кречмер
Kubie S. — Куби
Haley S. — Хейли
Hall C. S. — Холл
Harris Т. А. — Харрис