Файл: Gannushkin_P_B__Osobennosti_emotsionalno-volevoy_sfery_pri_psikhopatiakh.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 311
Скачиваний: 8
Несколько слов об аутизме шизоидов.
Он вытекает не только из отсутствия у
них "аффективного резонанса" к
чужим переживаниям, но и из их внутренней
противоречивости и парадоксальности,
особенности, которые делают их совершенно
неспособными передать другим то, что
они сами чувствуют. От времени до времени
и у них, конечно, возникает потребность
облегчить себя признанием, поделиться
с близким человеком радостью или горем,
однако испытываемая ими при этом
неспособность высказаться до конца и
встречаемое непонимание обыкновенно
вызывают еще большую потребность уйти
в себя, мимозоподобная замкнутость не
от чрезмерной ранимости, а от неспособности
найти адекватный способ общения.
"Аристократическая" сдержанность,
а то и просто чопорность и сухость
некоторых шизоидов не всегда является
их исконным свойством, в некоторых
случаях это выработанное опытом жизни
средство держать других людей на
расстоянии во избежание разочарований,
которые неизбежны при близком
соприкосновении с ними.
Отличаясь
вообще недоверчивостью и подозрительностью,
шизоиды далеко не ко всем людям относятся
одинаково: будучи вообще людьми
крайностей, не знающими середины,
склонными к преувеличениям, они и в
своих симпатиях и антипатиях большей
частью проявляют капризную избирательность
и чрезмерную пристрастность. По-настоящему
шизоиды любят все-таки только себя:
будучи эгоистами par excellence они почти
всегда держатся чрезвычайно высокого
мнения о себе, о своих способностях и
редко умеют ценить по-настоящему других
людей, даже тех, к кому относятся
хорошо.(...)
Отрицательную социальную роль играют
эмоционально-тупые шизоиды.
Выше
уже было отмечено, что большая или
меньшая эмоциональная холодность -
общее свойство всех шизоидов; однако
можно выделить одну их группу, у которой
это свойство выступает на первый план
и затемняет все остальные их особенности.
Чаще всего это ленивые, вялые, безразличные
люди с отсутствием всякого интереса к
человеческому обществу, которое вызывает
у них скуку или отвращение. Но есть среди
них и люди, отличающиеся большой
активностью. Эти холодные энергичные
натуры иной раз способны к чрезвычайной
жестокости не из стремления к причинению
мучений, а из безразличия к чужому
страданию. Но здесь мы стоим уже на
границе, отделяющей шизоидов, с одной
стороны, от антисоциальных
психопатов, а с другой - от
фанатиков. (...)
Заканчивая описание шизоидных психопатов, мы считаем необходимым отметить, что многие из них представляют кроме специфических для них особенностей еще и разнообразные астенические черты (Кречмер считает "нервность" одной из характерных черт шизоидов) . Особенно много родственного можно при внимательном анализе обнаружить между погруженными в свой внутренний мир тонко чувствующими шизоидами и некоторыми психастениками.
Мечтатели.
Это обыкновенно тонко
чувствующие, легко ранимые субъекты,
со слабой волей, в силу нежности своей
психической организации плохо переносящие
грубое прикосновение действительной
жизни: столкновения с последней заставляют
их съеживаться и уходить в себя, они
погружаются в свои мечты и в этих мечтах
словно компенсируют себя за испытываемые
ими неприятности в реальной жизни.
Хрупкость нервной организации роднит
мечтателей с астениками, а отрешенность
от действительности и аутистическое
погружение в мечты не дает возможности
провести сколько-нибудь резкую границу
между ними и шизоидами. Сплошь и рядом
это люди с повышенной самооценкой,
недовольные тем положением, которое
они заняли в жизни, но неспособные
бороться за лучшее. Вялые, "ленивые",
бездеятельные - они как бы свысока
смотрят на окружающую их действительность
и с отвращением выполняют обязанности,
возлагаемые на них необходимостью
заботиться о материальном существовании.
Свободное время заполняют они
фантазированием. Главное содержание
фантазии - это исполнение их желаний.
(...) .
ГРУППА ПАРАНОИКОВ
(...) Самым характерным свойством параноиков
является их склонность к образованию
так называемых сверхценных идей, во
власти которых они потом и оказываются;
эти идеи заполняют психику параноика
и оказывают доминирующее влияние на
все его поведение.
Самой важной такой
сверхценной идеей параноика обычно
является мысль об особом значении его
собственной личности. Соответственно
этому основными чертами психики людей
с параноическим характером являются
очень большой эгоизм, постоянное
самодовольство и чрезмерное самомнение.
Это люди крайне узкие и односторонние:
вся окружающая действительность имеет
для них значение и интерес лишь постольку,
поскольку она касается их личности;
все, что не имеет близкого, интимного
отношения к его "я", кажется параноику
мало заслуживающим внимания, мало
интересным. Всех людей, с которыми ему
приходится входить в соприкосновение,
он оценивает исключительно по тому
отношению, которое они обнаруживают к
е г о деятельности, к е г о
словам; он не прощает ни равнодушия, ни
несогласия. Кто не согласен с параноиком,
кто думает не так, как он, тот в лучшем
случае - просто глупый человек, а в худшем
- его личный враг.
Параноика не занимает
ни наука, ни искусство, ни политика, если
он сам не принимает ближайшего участия
в разработке соответствующих вопросов,
если он сам не является деятелем в этих
областях; и наоборот, как бы ни был узок
и малозначащ сам по себе тот или иной
вопрос, раз им занят параноик, этого уже
должно быть достаточно, чтобы этот
вопрос получил важность и общее
значение.(...)
Что касается эмоциональной жизни
параноиков, то уже из всего предыдущего
изложения со всей ясностью вытекает,
что это люди односторонних, но сильных
аффектов: не только мышление, но все их
поступки, вся их деятельность определяются
каким-то огромным аффективным напряжением,
всегда существующим вокруг переживаний
параноика, вокруг его "комплексов",
его "сверхценных идей"; лишнее
добавлять, что в центре всех этих
переживаний всегда находится собственная
личность параноика.
Односторонность
параноиков делает их малопонятными и
ставит их по отношению к окружающей
среде первоначально в состояние
отчуждения, а затем и враждебности.
Крайний
эгоизм и самомнение не оставляют места
в их личности для чувств симпатии, для
хорошего отношения к людям, активность
побуждает их к бесцеремонному отношению
к окружающим людям, которыми они
пользуются как средством для достижения
своих целей; сопротивление, несогласие,
борьба, на которые они иногда наталкиваются,
вызывают у них и без этого присущее им
по самой их натуре чувство недоверия,
обидчивости, подозрительности. Они
неуживчивы и агрессивны: обороняясь,
они всегда переходят в нападение, и,
отражая воображаемые ими обиды, сами,
в свою очередь, наносят окружающим
гораздо более крупные; таким образом,
параноики всегда выходят обидчиками,
сами выдавая себя за обиженных. Всякий,
кто входит с параноиком в столкновение,
кто позволит себе поступать не так, как
он хочет этого и требует, тот становится
его врагом; другой причиной враждебных
отношений является факт непризнания
со стороны окружающих дарований и
превосходства параноика. В каждой
мелочи, в каждом поступке они видят
оскорбление их личности, нарушение их
прав.
Таким образом, очень скоро у
них оказывается большое количество
"врагов", иногда действительных,
а большей частью только воображаемых.
Все это делает параноика по существу
несчастным человеком, не имеющим интимно
близких людей, терпящим в жизни одни
разочарования.
Видя причину своих
несчастий в тех или других определенных
личностях, параноик считает необходимым,
считает долгом своей совести - мстить;
он злопамятен, не прощает, не забывает
ни одной мелочи. Нельзя позавидовать
человеку, которого обстоятельства
вовлекают в борьбу с параноиком, этого
рода психопаты отличаются способностью
к чрезвычайному и длительному волевому
напряжению, они упрямы, настойчивы и
сосредоточены в своей деятельности;
если параноик приходит к какому -нибудь
решению, то он ни перед чем не останавливается
для того, чтобы привести его в исполнение;
жестокость подчас принятого решения
не смущает его, на него не действуют ни
просьба его ближних, ни даже угрозы
власть имеющих, да к тому же, будучи
убежден в своей правоте, параноик никогда
и не спрашивает советов, не поддается
убеждению и не слушает возражений. В
борьбе за свои воображаемые права
параноик часто проявляет большую
находчивость: очень умело отыскивает
он себе сторонников, убеждает всех в
своей правоте, бескорыстности,
справедливости и иной раз, даже вопреки
здравому смыслу, выходит победителем
из явно безнадежного столкновения,
именно благодаря своему упорству и
мелочности. Но и потерпев поражение, он
не отчаивается, не унывает, не сознает,
что он не прав, наоборот, из неудач он
черпает силы для дальнейшей борьбы.
Надо
добавить, что, пока параноик не пришел
в стадию открытой вражды с окружающими,
он может быть очень полезным работником;
на избранном им узком поприще деятельности
он будет работать со свойственным ему
упорством, систематичностью, аккуратностью
и педантизмом, не отвлекаясь никакими
посторонними соображениями и интересами.
(...)
Фанатики.
Этим термином, согласно
обычной речи, обозначаются люди, с
исключительной страстностью посвящающие
всю свою жизнь служению одному делу,
одной идее, служению, совершенно не
оставляющему в их личности мест ни для
каких других интересов.
Таким
образом, фанатики, как и параноики, люди
"сверхценных идей", как и те, крайне
односторонние и субъективные.
Отличает
их от параноиков то, что они обыкновенно
не выдвигают так, как последние, на
передний план свою личность, а более
или менее бескорыстно подчиняют свою
деятельность тем или другим идеям общего
характера.
Центр тяжести их интересов
лежит не в самих идеях, а в претворении
их в жизнь - результат того, что деятельность
интеллекта чаще всего отступает у них
на второй план по сравнению с движимой
глубоким, неистощимым аффектом волей.
(...)
Аффекты фанатиков так же, как их
идеи, не отличаются богатством. Это люди
не только одной идеи, но и одной страсти.
Будучи большей частью лишенными грубой
корысти и такого неприкрытого и
всепоглощающего эгоизма, как это мы
видели у параноиков, фанатики, однако,
редко оказываются способными проявлять
душевную теплоту по отношению к отдельным
людям. Последние обыкновенно являются
для них лишь орудием, при помощи которого
они стремятся достигнуть поставленных
ими себе целей. Поэтому в личных отношениях
они чаще всего или безразлично холодны,
или требовательно строги. Человеческое
горе их не трогает, и бездушная жестокость
составляет нередко их свойство. Fiat
justitia, pereat mundus (Пусть свершится правосудие,
хотя бы погиб мир - лат.) - вот основной
принцип их жизненной установки.
Главная
сила фанатиков заключается в их
несокрушимой воле, которая помогает им
без колебания проводить то, что они
считают нужным. К голосу убеждения они
глухи, вся их страстная, но несложная
аффективность находится целиком на
службе их веры, а сопротивление и
преследования только закаливают
их.
Железная воля и делает фанатиков
опасными для общества. Психиатрам
приходится встречаться с ними главным
образом как с вождями религиозных
течений и сект. Нередко под их руководством
совершались изуверские дела и чудовищные
преступления: самоистязание, пытки,
мучительства, убийства. Русская
действительность знала людские
жертвоприношения, коллективное
самосожжение и самопогребение и другие
не менее страшные дела. Жизненный путь
фанатика определяется его внутренним
существом: это человек борьбы, редко
обходящийся без столкновений с
действительностью. Отсутствие у него
гибкости и приспособляемости легко
приводит его к конфликту с законом и
общественным порядком, поэтому одним
из этапов его карьеры часто оказывается
пребывание в тюрьме или в психиатрической
больнице.(...)
Здесь же, быть может, следует упомянуть
и о довольно многочисленной группе,
если только можно так выразиться,
фанатиков чувства. К ним чаще всего
относятся восторженные приверженцы
религиозных сект, служащие фанатикам-вождям
слепым орудием для осуществления их
задач.
Тщательное изучение таких
легко внушаемых и быстро попадающих в
беспрекословное подчинение людям с
сильной волей лиц показывает, что они
часто почти не имеют представления о
том, за что борются и к чему стремятся.
Сверхценная идея превращается у них
целиком в экстатическое переживание
преданности вождю и самопожертвования
во имя часто им совершенно непонятного
дела. Подобная замена (отодвигание на
задний план) сверхценной идеи
соответствующим ей аффектом наблюдается
не только в области фанатизма и
религиозного изуверства, но является
также характерной особенностью, например,
некоторых ревнивцев, ревнующих не
благодаря наличию мысли о возможности
измены, а исключительно вследствие
наличности неотступно владеющего ими
беспредметного чувства ревности.
Подобное
же положение мы имеем у некоторых
конституционально-нервных и психастеников,
для которых таким "сверхценным
аффектом" без определенной проекции
является присоединяющееся решительно
ко всему происходящему кругом чувство
страха. Этих находящихся в исключительной
власти одного аффекта людей, по аналогии
с терминологией Циена, можно называть
э к н о и к а м и .
ГРУППА ЭПИЛЕПТОИДОВ
(...) Самыми характерными свойствами
этого типа психопатов мы считаем:
1)
крайнюю раздражительность, доходящую
до приступов неудержимой ярости,
2)
приступы расстройства настроения
(с характером тоски, страха, гнева)
и,
3) определенно выраженные так
называемые моральные дефекты
(антисоциальные установки).
Обычно это люди очень активные,
односторонние, напряженно-деятельные,
страстные, любители сильных ощущений,
очень настойчивые и даже упрямые. Та
или другая мысль надолго застревает в
их сознании; можно определенно говорить
о склонности эпилептоидов к сверхценным
идеям. Их аффективная установка почти
всегда имеет несколько неприятный,
окрашенный плохо скрываемой злобностью
оттенок, на общем фоне которого от
времени до времени иной раз по ничтожному
поводу развиваются бурные вспышки
неудержимого гнева, ведущие к опасным
насильственным действиям.
Обыкновенно
подобного рода психопаты очень
нетерпеливы, крайне нетерпимы к мнению
окружающих и совершенно не выносят
противоречий. Если к этому прибавить
большое себялюбие и эгоизм, чрезвычайную
требовательность и нежелание считаться
с чьими бы то ни было интересами, кроме
своих собственных, то станет понятно,
что поводов для столкновений с окружающими
у эпилептоидов всегда много. Даже тогда,
когда их нет вовсе, эпилептоиду ничего
не стоит их выдумать только для того,
чтобы разрядить неудержимо накипающее
у него временами чувство беспредметного
раздражения. Он подозрителен, обидчив,
мелочно придирчив. Все он готов
критиковать, всюду видит непорядки,
исправления которых ему обязательно
надо добиться.
В семейной жизни эпилептоиды обыкновенно
несносные тираны, устраивающие скандалы
из-за опоздавшего на несколько минут
обеда, подгоревшего кушанья, плохой
отметки у сына или дочери, позднего их
возвращения домой, сделанной женой без
их спроса покупки и т. д. Постоянно делают
они домашним всевозможные замечания,
мельчайшую провинность возводят в
крупную вину и ни одного проступка не
оставляют без наказания. Они всегда
требуют покорности и подчинения себе
и, наоборот, сами не выносят совершенно
повелительного тона у других,
пренебрежительного к себе отношения,
замечаний и выговора. С детства
непослушные, они часто всю жизнь проводят
в борьбе за кажущееся им ограничение
их самостоятельности, борьбе, которая
им кажется борьбой за справедливость.
Неуживчивость
эпилептоидов доходит до того, что многие
из них принуждены всю жизнь проводить
в скитаниях, с одной стороны, благодаря
их страсти во все вмешиваться, а с другой
- и больше всего - из-за абсолютной
неспособности сколько-нибудь
продолжительное время сохранять мирные
отношения с сослуживцами, с начальством,
с соседями.
Очень важно подчеркнуть
чрезвычайно характерную для эпилептоидов
склонность к эпизодически развивающимся
расстройствам настроения, расстройствам,
могущим возникать как спонтанно, как
бы без всякой видимой причины, так и
реактивно - под влиянием тех или других
неприятных переживаний. То, что отличает
подобные расстройства от депрессивных
состояний всякого другого рода, это
почти постоянная наличность в них трех
основных компонентов: злобности, тоски
и страха.
Подобные расстройства
настроения могут продолжаться недолго,
но могут и затягиваться на день или даже
на несколько дней, и именно на эти-то
дни и падают наиболее бурные и безрассудные
вспышки эпилептоидов.
Несмотря на
свою необузданность, эпилептоиды всегда
остаются людьми очень узкими, односторонними
и не способными хотя бы на мгновение
отрешиться от своих эгоистических
интересов, полностью определяющих их
в общем всегда очень напряженную
деятельность. Их аффективность лишена
богатства оттенков и определяется
преимущественно постоянно имеющейся
у них в наличии агрессивностью по
отношению к окружающим людям. Чувство
симпатии и сострадания, способность
вчувствоваться в чужие переживания им
недоступны.
Отсутствие этих чувств
в соединении с крайним эгоизмом и
злобностью делает их морально
неполноценными и способными на действия,
далеко выходящие не только за рамки
приемлемого в нормальных условиях
общежития, но и за границы, определяемые
уголовным законом. Особенно часто они
сталкиваются с последним из-за склонности
их к насильственным актам, попадая под
суд по обвинению в убийстве или нанесении
тяжелых ран.
Более невинное значение
имеет их наклонность к скандалам,
особенно часто проявляемая ими под
влиянием алкоголя, который, как правило
они обыкновенно плохо переносят, давая
довольно часто вспышки так называемого
патологического опьянения.
Эпилептоиды,
как достаточно ясно из предыдущего,
люди инстинктов и примитивных влечений.
Страстные и неудержимые, они ни в чем
не знают меры: ни в безумной храбрости,
ни в актах жестокости, ни в проявлениях
любовной страсти. (...)
ГРУППА ИСТЕРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ
(...) Главными особенностями психики
истеричных являются:
1) стремление
во что бы то ни стало обратить на себя
внимание окружающих и
2) отсутствие
объективной правды как по отношению к
другим, так и к самому себе (искажение
реальных соотношений).
Ясперс, объединяя оба эти признака, дает
очень короткое и меткое определение
той основы, из которой вырастает поведение
и характер истеричных, - "стремление
казаться больше, чем это на самом деле
есть".
Исходя из этого определения,
Шнейдер предложил заменить самое
название "истеричные" термином
Geltungsbedurftige - "требующие признания".
Во
внешнем облике большинства представителей
группы, объединяемой этими свойствами,
особенно обращают на себя внимание
ходульность, театральность и лживость.
Им необходимо, чтобы о них говорили, и
для достижения этого они не брезгуют
никакими средствами.
В благоприятной
обстановке, если ему представится
соответствующая роль, истерик может и
на самом деле "отличиться": он может
произносить блестящие, зажигающие речи,
совершать красивые и не требующие
длительного напряжения подвиги, часто
увлекая за собой толпу; он способен и к
актам подлинного самопожертвования,
если только убежден, что им любуются и
восторгаются. Горе истерической личности
в том, что у нее обыкновенно не хватает
глубины и содержания для того, чтобы на
более или менее продолжительное время
привлечь к себе достаточное число
поклонников.
Их эмоциональная жизнь
капризно неустойчива, чувства поверхностны,
привязанности непрочны и интересы
неглубоки; воля их не способна к
длительному напряжению во имя целей,
не обещающих им немедленных лавр и
восхищения со стороны окружающих. Часто
это субъекты, не достигшие еще, несмотря
иной раз на пожилой возраст, действительно
духовной зрелости.(...)
При первом
знакомстве многие истерики кажутся
обворожительными: они могут быть мягки
и вкрадчивы, капризная изменчивость их
образа мыслей и настроения производит
впечатление подкупающей детски
простодушной непосредственности, а
отсутствие у них прочных убеждений
обусловливает легкую их уступчивость
в вопросах принципиальных. Обыкновенно
только постепенно вскрываются их
отрицательные черты, и прежде всего
неестественность и фальшивость. Каждый
поступок, каждый жест, каждое движение
рассчитаны на зрителя, на эффект; дома
в своей семье они держат себя иначе, чем
при посторонних; всякий раз, как меняется
окружающая обстановка, меняется их
нравственный и умственный облик.
Они
непременно хотят быть оригинальными,
и так как это редко удается им в области
положительной, творческой деятельности,
то они хватаются за любое средство,
подвертывающееся под руку, - будь то
даже возможность привлечь к себе внимание
необычными явлениями какой-нибудь
болезни.(...)
Боясь быть опереженными
кем-нибудь в задуманном ими эффекте,
истеричные обычно завистливы и ревнивы,
если в какой-нибудь области истерику
приходится столкнуться с соперником,
то он не пропустит самого ничтожного
повода, чтобы унизить последнего и
показать ему свое превосходство. Своих
ошибок истерики не сознают никогда;
если что и происходит не так, как бы
нужно было, то всегда не по их вине. Чего
они не выносят, это равнодушия или
пренебрежения, - им они всегда предпочтут
неприязнь и даже ненависть. По отношению
к тем, кто возбудил их неудовольствие,
они злопамятны и мстительны. Будучи
неистощимы и неразборчивы в средствах,
они лучше всего чувствуют себя в атмосфере
скандалов, сплетен и дрязг. В общем, они
ищут легкой привольной жизни, и если
иногда проявляют упорство, то только
для того, чтобы обратить на себя
внимание.
Духовная незрелость
истерической личности, не давая ей
возможности добиться осуществления
своих притязаний путем воспитания и
развертывания действительно имеющихся
у нее способностей, толкает ее на путь
неразборчивого использования всех
средств воздействия на окружающих
людей, лишь бы какой угодно ценой добиться
привилегированного положения. Некоторые
авторы особенно подчеркивают инфантильное
строение эмоциональной жизни истериков,
считая его причиной не только крайней
поверхностности их эмоций, но и часто
недостаточной их выносливости по
отношению к травматизирующим переживаниям.
Надо только отметить, что и в области
реакции на психические травмы нарочитое
и выдуманное часто заслоняет у истериков
непосредственные следствия душевного
потрясения.(...)
В балансе психической
жизни людей с истерическим характером
внешние впечатления - разумея это слово
в самом широком смысле - играют очень
большую, быть может первенствующую
роль: человек с истерическим складом
психики не углублен в свои внутренние
переживания (как это делает хотя бы
психастеник), он ни на одну минуту не
забывает происходящего кругом, но его
реакция на окружающее является крайне
своеобразной и прежде всего избирательной.
В то время как одни вещи воспринимаются
чрезвычайно отчетливо, чрезвычайно
тонко и остро, кроме того фиксируются
даже надолго в сознании в виде очень
ярких образов и представлений, другие
совершенно игнорируются, не оставляя
решительно никакого следа в психике и
позднее совершенно не вспоминаются,
внешний, реальный мир для человека с
истерической психикой приобретает
своеобразные, причудливые очертания;
объективный критерий для него утрачен
и это часто дает повод окружающим
обвинять истеричного в лучшем случае
во лжи и притворстве.
Границы, которые
устанавливаются для человека с нормальной
психикой пространством, с одной стороны,
и временем, с другой, не существуют для
истеричного; он не связан ими. То, что
было вчера или нынче, может казаться
ему бывшим десять лет назад и наоборот.
И не только относительно внешнего мира
осведомлен неправильно истеричный;
точно так же осведомлен он относительно
всех тех процессов, которые происходят
в его собственном организме, в его
собственной психике. В то время как одни
из его переживании совершенно ускользают
от него самого, другие, напротив,
оцениваются чрезвычайно тонко. Благодаря
яркости одних образов и представлений
и бледности других, человек с истерическим
складом психики сплошь и рядом не делает
разницы, или, вернее говоря, не в состоянии
сделать таковой между фантазией и
действительностью, между виденным и
только что пришедшим ему в голову, между
имевшим место наяву и виденным во сне:
некоторые мысленные образы настолько
ярки, что превращаются в ощущения, другие
же, напротив, только с большим трудом
возникают в сознании.
Лица с истерическим
характером, так сказать, эмансипируются
от фактов. Крайне тонко и остро воспринимая
одно, истерик оказывается совершенно
нечувствительным к другому; добрый,
мягкий, даже любящий в одном случае, он
обнаруживает полнейшее равнодушие,
крайний эгоизм, а иногда и жестокость
- в другом; гордый и высокомерный, он
подчас готов на всевозможные унижения;
неуступчивый, упрямый вплоть до
негативизма, он становится в иных случаях
согласным на все, послушным, готовым
подчиниться чему угодно; бессильный и
слабый, он проявляет энергию, настойчивость,
выносливость в том случае, когда это
потребуют от него законы, господствующие
в его психике. Эти законы все же существуют,
хотя мы их и не знаем, хотя проявления
психики истеричных были бы так разнообразны
и калейдоскопичны, что было бы правильнее
думать не о закономерности явлений, а
о полной анархии.