Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 5924

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21.6. Геронтофилия и граофилия…………………………………………... 

 

Глава 22

. Инцест…………………………………………………………… 

 

Глава 23

. Проституция как форма  сексуальной эксплуатации………… 

 

23.1. Общие сведения, история……………………………………………. 

 

23.2. Коммерческий секс в России сегодня………………………………. 

 

Глава  24

.  Половые  преступления:  криминологическая  характеристи-

ка……………………………………………………………… 

 

24.1. Общие положения…………………………………………………….. 

 

24.2. Транскультуральный  анализ сексуального  насилия………………... 

 

Глава  25

.  Психосоциальные  предпосылки  сексуально  виктимного  по-

ведения молодѐжи………………………………………………………... 

 

Глава 26

. Изнасилование………………………………………………….. 

 

Глава 27

. Насильственные действия сексуального характера………….. 

 

Глава 28

. Развратные действия……………………………………………. 

 

Глава 29

. Прочие половые преступления (ст.ст. 133 и 134 УК РФ)……. 

 

Глава 30

. Первоначальные следственные действия……………………... 

 

30.1. Типичные версии……………………………………………………… 

 

30.2. Особенности допроса взрослой жертвы преступления…………….. 

 

30.3. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших………… 

 

30.4. Особенности допроса подозреваемого (обвиняемого)……………... 

 

30.5. Установление и задержание преступника…………………………... 

 

Глава 31

. Особенности осмотра места происшествия при половых пре-

ступлениях………………………………………………………………. 

 

Глава 32

. Вопросы следователя при назначении судебно-медицинских 

и судебно-психиатрической экспертиз……………………………………. 

 

32.1.  Вопросы,  связанные  с  назначение  судебно-медицинских  экспер-
тиз…………………………………………………………………….. 

 

32.2.  Вопросы,  связанные  с  назначением  судебно-психиатрической 
экспертизы…………………………………………………………………... 

 

Глава  33

.  Особенности  судебно-медицинских  экспертиз  при  половых 

преступлениях  (совместно с Т.В. Иваниной)……………………………. 

 

Глава 34

. Общие вопросы судебно-медицинской экспертизы лиц жен-

ского пола……………………………………………………………….. 

 

34.1. Врачебный или фельдшерский  осмотр потерпевших……………… 

 

34.2. Обнаружение и сохранение вещественных доказательств полового 
насилия………………………………………………………………………. 

 

Глава  35.

  Сексуальная  жизнь  в  местах  лишения  свободы.  Татуировки 

«опущенных»…..……………………………………………………………. 

 

Глава 36

. Истоки деструктивной сексуальности………………………… 

 

Глава 37

. Серийные сексуальные убийства………………………………. 

 

Глава 38

. Эротика и порнография………………………………………… 

 

Глава 39

. Профилактика  сексуального  насилия…………………………. 

 

Приложение

 

Англо-русский  толковый  словарь  современных  популярных  (ненауч-
ных) сексуальных  терминов………………………………………. 

 
 

Рекомендуемая литература

………………………………………………. 

 

 

 
 


background image

 

От автора 

 

Приступив к изложению учебного курса криминальной сексо-

логии, я поставил перед собой цель заполнить существующий про-

бел знаний относительно проблем, связанных с различными прояв-
лениями сексуальности, в том числе и с негативными ее сторонами. 

Этот пробел существует не только у так называемых «широких сло-
ев  населения»,  но  даже  у  специалистов  медицинского,  психо-

логического,  а  также  юридического  профилей.  Кроме  того,  суще-
ствует  и  актуальна проблема грамотного расследования преступле-

ний, связанных с тем или иным проявлением сексуальности, т.е. по-
ловых  преступлений,  количество  которых  в  обществе  достаточно 

велико. Особую тревогу у общественности вызывают половые пре-
ступления против детей, причѐм не только со стороны взрослых, но 

и со стороны подростков. 

Я тщательно: 
-  проанализировал  мифологию,  этно-культуральные  стороны 

сексуальной жизни;  

- представил вниманию читателей историю развития сексуаль-

ности  и  сексологии  как  науки,  выделив  наиболее  важный  аспект – 
криминальный; 

- обобщил данные современной научной литературы по вопро-

сам деструктивной сексуальности; 

-  отразил  различные точки зрения, привел некоторые данные 

собственных исследований; 

- обратил внимание на психосоциальные и правовые вопросы, 

связанные с отклоненным сексуальным поведением, формирование 

которого начинается в детстве в результате не только биологических 
предпосылок,  но,  главным  образом,  в  результате  неправильного  и 

даже жестокого обращения с детьми; 

- представил комментарий к главе 18 УК РФ, привел алгоритм 

следственных  действий  при  преступлениях  против половой непри-

косновенности и половой свободы личности. 

Научная  литература  по  представленным  проблемам  порой 

сложна для понимания, иногда противоречива, к тому же она, в ос-
новном, англоязычная, малодоступна. Мною проделана трудоемкая 

работа по обобщению и переводу научных источников, я извлек из 
них наиболее значимые сведения, постарался изложить их своим чи-

тателям в доступной и объективной форме, сведя в единую картину 
различные  точки зрения. Основное внимание обращено на малоиз-

вестные источники научной мировой литературы, которые иной раз 
опровергают устаревшие мнения, а иной раз существенно подкреп-

ляют их, открывая при этом новые грани.  


background image

 

Мною  принципиально  не  высказывалась  своя  личная  точка 

зрения,  свое  отношение  к рассматриваемым вопросам, потому что 

каждый человек имеет свои социальные, сексуальные и религиозные 
стереотипы, сформированные в процессе индивидуального развития. 

Эти стереотипы не могут во всем совпадать со стереотипами других 
людей, потому что каждый человек является уникальной в своем ро-

де личностью.  

В своей книге я отразил современные научные взгляды, кото-

рые далеко не всегда совпадают с консервативными религиозными 
установками,  могут  не  соответствовать  социальным  стереотипам, 

точкам  зрения некоторых читателей. Однако получение новых зна-
ний несѐт в себе возможность переосмысления старых стереотипов, 

их ломки, хотя это вовсе и не обязательно делать.  

Я уверен, что новые знания помогут специалистам МВД, про-

куратуры, суда в профессиональной деятельности, помогут избежать 
опасностей  собственной деструктивной сексуальности, преодолеть 

собственный сексизм, спокойно и разумно посмотреть на непонят-

ные ранее явления. А это, хоть и небольшой, но всѐ же, шаг к оздо-
ровлению общества.  

Данное издание основывается на моѐм курсе лекций «Крими-

нальная  сексология»,  увидевшим  свет  в  издательстве  «Щит-М»  в 

2008 году. 

Профессор Г.Б. Дерягин. 

(Октябрь 2010 г.) 

*****  

 

 

Глава 1. 

 

СЕКСОЛОГИЯ КАК НАУКА 

 

 

Вовсе непросто изучать сексологию, тем более самое эмоцио-

нально тяжѐлое, многих даже шокирующее еѐ направление – крими-

нальную сексологию. И, вопреки общественному мнению, так назы-
ваемой «клубнички» в научных направлениях сексологии нет и быть 

не может. Как же облегчить себе изучение сексологии, различных еѐ 
направлений? 

Начнѐм с посылки, что человек как существо является биопси-

хосоциальным феноменом. Биологические, врождѐнные (животные) 

потребности  первичны,  являются  фундаментальными  в  жизнедея-
тельности, оказывают на человека доминирующее влияние. Для лю-

бого животного организма наиболее легко вызываемыми и важными 


background image

 

являются  поисковая  (ориентировочная),  пищевая  и  половая  актив-

ность.  Удовольствия,  получаемые  от  приѐма  пищи  и  от  секса  – 

наиболее существенные удовольствия для любого животного орга-
низма, не исключая и человека, при этом они взаимозаменяемы. По-

иск этих удовольствий, даже неосознанный, чрезвычайно влияет на 
поступки людей, стимулирует прочие виды активности. 

Следует  сказать,  что  изучение  сексологии  и  криминальной 

сексологии не всем даѐтся легко. И это нередко зависит не столько 

от сложности дисциплины и различных еѐ направлений, сколько от 
подсознательного или даже осознанного эмоционального отверже-

ния всего того, что выходит за границы сексуальных догм и стерео-
типов конкретного человека. Поэтому необходимо вдуматься в по-

сылки, которые помогут справиться с собственной субъективностью, 
затрудняющей процесс познания.  

1) Нельзя

 и ошибочно подходить к рассматриваемым явлени-

ям,  бытующим  в  иных  культурах  и  субкультурах,  с  точки  зрения 

собственных стереотипов. Важно знать, что изучать сексуальное по-

ведение людей, и понять его можно лишь отрешившись от собствен-
ных  сексуальных,  этно-культуральных и религиозных стереотипов, 

так как отсутствие такого подхода не позволяет объективно оцени-
вать сексуальные обычаи других обществ и даже субкультур в своей 

стране.  Собственные  социальные,  религиозные  и  сексуальные сте-
реотипы пригодны для обустройства собственного быта, но они не 

пригодны  для  объективного  изучения  сексуальности  иных  людей, 
познания тонкостей сексологии как науки. 

2) В мире

 существует много малых и больших обществ, наро-

дов, рас, являющихся носителями собственной культуры, собствен-

ных традиций, обычаев, социальных и сексуальных стереотипов. То, 
что в одном обществе подлежит строгому уголовному наказанию, в 

другом  обществе  может  быть  национальной традицией, обязатель-

ным элементом культовых обрядов.  

Например,  есть  страны,  в  которых  нельзя  безнаказанно  дис-

криминировать гомосексуалов, и даже страны, где разрешены одно-
полые браки. Есть страны, в которых за гомосексуальные контакты 

могут  заключить  в  тюрьму  на  многие  годы  или  приговорить  к 
смертной казни, как за иное особо тяжкое преступление. Есть стра-

ны, в которых нет уголовного преследования за добровольные гомо-
сексуальные  контакты, но поощряется дискриминация гомосексуа-

лов с гомофобными высказываниями и гомофобной агрессией (яр-
кий пример тому – Россия). Существовало и до сих пор существует 

много  малых  обществ,  в  которых  гомосексуальные  контакты  не 
только одобряются, но и обязательны как элементы некоторых тра-

диций и обрядов, например, обрядов инициации и др.  


background image

10 

 

Таким образом, мы видим четыре разных подхода в современ-

ном  нам  мире  к  вечному  явлению  однополого  секса. Поэтому при 

изучении сексологии надо помнить, что всѐ относительно.  

3) Мешает

 процессу познания узкая мировоззренческая кар-

тина, чрезмерная эмоциональность, замешанная на собственных сте-
реотипах, ханжеском невежестве и пошлости, похотливости и брезг-

ливости как результаты пуританского, эротофобного воспитания.  

В  процессе  изучения  сексологии,  тем  более  –  криминальной 

сексологии,  необходимо заставить себя смотреть на изучаемые яв-
ления, порой крайне неприятные факты отстранѐнно, холодно, объ-

ективно,  без  эмоций,  как  криминалист,  изучающий  доказательство 
под микроскопом.  

Нельзя преломлять познаваемое на себя, своѐ окружение и на 

исследователей тех или иных вопросов. Нельзя вовлекать свою эмо-

циональную сферу в изучение данного предмета. Но надо в идеаль-
ном итоге настолько понять предмет, чтобы уметь думать, как дума-

ли конкретный преступник и его жертва, мысленно действовать, как 

действовали они. Это даѐтся не сразу, а кропотливым трудом и мно-
голетним опытом. 

4) Все люди

 разные, все люди имеют индивидуальный соци-

альный  и  сексуальный  опыт.  Нет  абсолютно  одинаковых  людей. 

Каждый  человек  имеет  то или иное социальное окружение, влияю-
щее  на  него  самым  решительным  образом,  формируя в нѐм те или 

иные социальные, религиозные и сексуальные стереотипы. Эти сте-
реотипы  могут  вступать  в  выраженное  противоречие с биологиче-

скими потребностями индивида, что нередко крайне стрессирует че-
ловека.  Они  могут  способствовать  формированию  и  закреплению 

деструктивных форм социального и сексуального поведения, склон-
ность к сексуальной агрессии и аутоагрессии.  

Сексуальная  культура  конкретного  человека  формируется, 

прежде  всего,  в  процессе  воспитания,  в результате воздействия на 
личность  семьи,  микро-  и  макросоциума.  Социальные  влияния 

наслаиваются на первичные, врождѐнные биологические потребно-
сти  и  могут  входить  в  противоречие  с  ними,  приводить к личным 

трагедиям, к общественной и сексуальной деструктивности.  

В процессе формирования человека важны сексуальные уста-

новки  его родителей, их общественные и религиозные стереотипы, 
уровень образования, интеллекта воспитателей и личности воспиту-

емого,  жизненные  обстоятельства.  А  они  у  всех  разные.  Поэтому 
даже  при  внешней  схожести  взглядов  интеллектуально  развитых 

людей, эти взгляды могут иметь и обычно имеют те или иные разли-
чия.