ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6589
Скачиваний: 39
6
21.6. Геронтофилия и граофилия…………………………………………...
Глава 22
. Инцест……………………………………………………………
Глава 23
. Проституция как форма сексуальной эксплуатации…………
23.1. Общие сведения, история…………………………………………….
23.2. Коммерческий секс в России сегодня……………………………….
Глава 24
. Половые преступления: криминологическая характеристи-
ка………………………………………………………………
24.1. Общие положения……………………………………………………..
24.2. Транскультуральный анализ сексуального насилия………………...
Глава 25
. Психосоциальные предпосылки сексуально виктимного по-
ведения молодѐжи………………………………………………………...
Глава 26
. Изнасилование…………………………………………………..
Глава 27
. Насильственные действия сексуального характера…………..
Глава 28
. Развратные действия…………………………………………….
Глава 29
. Прочие половые преступления (ст.ст. 133 и 134 УК РФ)…….
Глава 30
. Первоначальные следственные действия……………………...
30.1. Типичные версии………………………………………………………
30.2. Особенности допроса взрослой жертвы преступления……………..
30.3. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших…………
30.4. Особенности допроса подозреваемого (обвиняемого)……………...
30.5. Установление и задержание преступника…………………………...
Глава 31
. Особенности осмотра места происшествия при половых пре-
ступлениях……………………………………………………………….
Глава 32
. Вопросы следователя при назначении судебно-медицинских
и судебно-психиатрической экспертиз…………………………………….
32.1. Вопросы, связанные с назначение судебно-медицинских экспер-
тиз……………………………………………………………………..
32.2. Вопросы, связанные с назначением судебно-психиатрической
экспертизы…………………………………………………………………...
Глава 33
. Особенности судебно-медицинских экспертиз при половых
преступлениях (совместно с Т.В. Иваниной)…………………………….
Глава 34
. Общие вопросы судебно-медицинской экспертизы лиц жен-
ского пола………………………………………………………………..
34.1. Врачебный или фельдшерский осмотр потерпевших………………
34.2. Обнаружение и сохранение вещественных доказательств полового
насилия……………………………………………………………………….
Глава 35.
Сексуальная жизнь в местах лишения свободы. Татуировки
«опущенных»…..…………………………………………………………….
Глава 36
. Истоки деструктивной сексуальности…………………………
Глава 37
. Серийные сексуальные убийства……………………………….
Глава 38
. Эротика и порнография…………………………………………
Глава 39
. Профилактика сексуального насилия………………………….
Приложение
Англо-русский толковый словарь современных популярных (ненауч-
ных) сексуальных терминов……………………………………….
Рекомендуемая литература
……………………………………………….
7
От автора
Приступив к изложению учебного курса криминальной сексо-
логии, я поставил перед собой цель заполнить существующий про-
бел знаний относительно проблем, связанных с различными прояв-
лениями сексуальности, в том числе и с негативными ее сторонами.
Этот пробел существует не только у так называемых «широких сло-
ев населения», но даже у специалистов медицинского, психо-
логического, а также юридического профилей. Кроме того, суще-
ствует и актуальна проблема грамотного расследования преступле-
ний, связанных с тем или иным проявлением сексуальности, т.е. по-
ловых преступлений, количество которых в обществе достаточно
велико. Особую тревогу у общественности вызывают половые пре-
ступления против детей, причѐм не только со стороны взрослых, но
и со стороны подростков.
Я тщательно:
- проанализировал мифологию, этно-культуральные стороны
сексуальной жизни;
- представил вниманию читателей историю развития сексуаль-
ности и сексологии как науки, выделив наиболее важный аспект –
криминальный;
- обобщил данные современной научной литературы по вопро-
сам деструктивной сексуальности;
- отразил различные точки зрения, привел некоторые данные
собственных исследований;
- обратил внимание на психосоциальные и правовые вопросы,
связанные с отклоненным сексуальным поведением, формирование
которого начинается в детстве в результате не только биологических
предпосылок, но, главным образом, в результате неправильного и
даже жестокого обращения с детьми;
- представил комментарий к главе 18 УК РФ, привел алгоритм
следственных действий при преступлениях против половой непри-
косновенности и половой свободы личности.
Научная литература по представленным проблемам порой
сложна для понимания, иногда противоречива, к тому же она, в ос-
новном, англоязычная, малодоступна. Мною проделана трудоемкая
работа по обобщению и переводу научных источников, я извлек из
них наиболее значимые сведения, постарался изложить их своим чи-
тателям в доступной и объективной форме, сведя в единую картину
различные точки зрения. Основное внимание обращено на малоиз-
вестные источники научной мировой литературы, которые иной раз
опровергают устаревшие мнения, а иной раз существенно подкреп-
ляют их, открывая при этом новые грани.
8
Мною принципиально не высказывалась своя личная точка
зрения, свое отношение к рассматриваемым вопросам, потому что
каждый человек имеет свои социальные, сексуальные и религиозные
стереотипы, сформированные в процессе индивидуального развития.
Эти стереотипы не могут во всем совпадать со стереотипами других
людей, потому что каждый человек является уникальной в своем ро-
де личностью.
В своей книге я отразил современные научные взгляды, кото-
рые далеко не всегда совпадают с консервативными религиозными
установками, могут не соответствовать социальным стереотипам,
точкам зрения некоторых читателей. Однако получение новых зна-
ний несѐт в себе возможность переосмысления старых стереотипов,
их ломки, хотя это вовсе и не обязательно делать.
Я уверен, что новые знания помогут специалистам МВД, про-
куратуры, суда в профессиональной деятельности, помогут избежать
опасностей собственной деструктивной сексуальности, преодолеть
собственный сексизм, спокойно и разумно посмотреть на непонят-
ные ранее явления. А это, хоть и небольшой, но всѐ же, шаг к оздо-
ровлению общества.
Данное издание основывается на моѐм курсе лекций «Крими-
нальная сексология», увидевшим свет в издательстве «Щит-М» в
2008 году.
Профессор Г.Б. Дерягин.
(Октябрь 2010 г.)
*****
Глава 1.
СЕКСОЛОГИЯ КАК НАУКА
Вовсе непросто изучать сексологию, тем более самое эмоцио-
нально тяжѐлое, многих даже шокирующее еѐ направление – крими-
нальную сексологию. И, вопреки общественному мнению, так назы-
ваемой «клубнички» в научных направлениях сексологии нет и быть
не может. Как же облегчить себе изучение сексологии, различных еѐ
направлений?
Начнѐм с посылки, что человек как существо является биопси-
хосоциальным феноменом. Биологические, врождѐнные (животные)
потребности первичны, являются фундаментальными в жизнедея-
тельности, оказывают на человека доминирующее влияние. Для лю-
бого животного организма наиболее легко вызываемыми и важными
9
являются поисковая (ориентировочная), пищевая и половая актив-
ность. Удовольствия, получаемые от приѐма пищи и от секса –
наиболее существенные удовольствия для любого животного орга-
низма, не исключая и человека, при этом они взаимозаменяемы. По-
иск этих удовольствий, даже неосознанный, чрезвычайно влияет на
поступки людей, стимулирует прочие виды активности.
Следует сказать, что изучение сексологии и криминальной
сексологии не всем даѐтся легко. И это нередко зависит не столько
от сложности дисциплины и различных еѐ направлений, сколько от
подсознательного или даже осознанного эмоционального отверже-
ния всего того, что выходит за границы сексуальных догм и стерео-
типов конкретного человека. Поэтому необходимо вдуматься в по-
сылки, которые помогут справиться с собственной субъективностью,
затрудняющей процесс познания.
1) Нельзя
и ошибочно подходить к рассматриваемым явлени-
ям, бытующим в иных культурах и субкультурах, с точки зрения
собственных стереотипов. Важно знать, что изучать сексуальное по-
ведение людей, и понять его можно лишь отрешившись от собствен-
ных сексуальных, этно-культуральных и религиозных стереотипов,
так как отсутствие такого подхода не позволяет объективно оцени-
вать сексуальные обычаи других обществ и даже субкультур в своей
стране. Собственные социальные, религиозные и сексуальные сте-
реотипы пригодны для обустройства собственного быта, но они не
пригодны для объективного изучения сексуальности иных людей,
познания тонкостей сексологии как науки.
2) В мире
существует много малых и больших обществ, наро-
дов, рас, являющихся носителями собственной культуры, собствен-
ных традиций, обычаев, социальных и сексуальных стереотипов. То,
что в одном обществе подлежит строгому уголовному наказанию, в
другом обществе может быть национальной традицией, обязатель-
ным элементом культовых обрядов.
Например, есть страны, в которых нельзя безнаказанно дис-
криминировать гомосексуалов, и даже страны, где разрешены одно-
полые браки. Есть страны, в которых за гомосексуальные контакты
могут заключить в тюрьму на многие годы или приговорить к
смертной казни, как за иное особо тяжкое преступление. Есть стра-
ны, в которых нет уголовного преследования за добровольные гомо-
сексуальные контакты, но поощряется дискриминация гомосексуа-
лов с гомофобными высказываниями и гомофобной агрессией (яр-
кий пример тому – Россия). Существовало и до сих пор существует
много малых обществ, в которых гомосексуальные контакты не
только одобряются, но и обязательны как элементы некоторых тра-
диций и обрядов, например, обрядов инициации и др.
10
Таким образом, мы видим четыре разных подхода в современ-
ном нам мире к вечному явлению однополого секса. Поэтому при
изучении сексологии надо помнить, что всѐ относительно.
3) Мешает
процессу познания узкая мировоззренческая кар-
тина, чрезмерная эмоциональность, замешанная на собственных сте-
реотипах, ханжеском невежестве и пошлости, похотливости и брезг-
ливости как результаты пуританского, эротофобного воспитания.
В процессе изучения сексологии, тем более – криминальной
сексологии, необходимо заставить себя смотреть на изучаемые яв-
ления, порой крайне неприятные факты отстранѐнно, холодно, объ-
ективно, без эмоций, как криминалист, изучающий доказательство
под микроскопом.
Нельзя преломлять познаваемое на себя, своѐ окружение и на
исследователей тех или иных вопросов. Нельзя вовлекать свою эмо-
циональную сферу в изучение данного предмета. Но надо в идеаль-
ном итоге настолько понять предмет, чтобы уметь думать, как дума-
ли конкретный преступник и его жертва, мысленно действовать, как
действовали они. Это даѐтся не сразу, а кропотливым трудом и мно-
голетним опытом.
4) Все люди
разные, все люди имеют индивидуальный соци-
альный и сексуальный опыт. Нет абсолютно одинаковых людей.
Каждый человек имеет то или иное социальное окружение, влияю-
щее на него самым решительным образом, формируя в нѐм те или
иные социальные, религиозные и сексуальные стереотипы. Эти сте-
реотипы могут вступать в выраженное противоречие с биологиче-
скими потребностями индивида, что нередко крайне стрессирует че-
ловека. Они могут способствовать формированию и закреплению
деструктивных форм социального и сексуального поведения, склон-
ность к сексуальной агрессии и аутоагрессии.
Сексуальная культура конкретного человека формируется,
прежде всего, в процессе воспитания, в результате воздействия на
личность семьи, микро- и макросоциума. Социальные влияния
наслаиваются на первичные, врождѐнные биологические потребно-
сти и могут входить в противоречие с ними, приводить к личным
трагедиям, к общественной и сексуальной деструктивности.
В процессе формирования человека важны сексуальные уста-
новки его родителей, их общественные и религиозные стереотипы,
уровень образования, интеллекта воспитателей и личности воспиту-
емого, жизненные обстоятельства. А они у всех разные. Поэтому
даже при внешней схожести взглядов интеллектуально развитых
людей, эти взгляды могут иметь и обычно имеют те или иные разли-
чия.