Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1944

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

УДК

 616.89-085.815 

ББК

  53.57 338 

Рецензенты

Профессор

заведующий

 

кафедрой

 

детской

 

и

 

подростковой

 

психиатрии

психотерапии

 

и

 

медицинской

 

психологии

 

Российской

 

медицинской

 

академии

 

последипломного

 

образования

 

д

-

р

 

мед

наук

 

Ю

С

Шевченко

 

Профессор

 

кафедры

 

психотерапии

 

и

 

медицинской

 

психологии

 

Российской

 

медицинской

 

академии

 

последипломного

 

образования

д

-

р

 

мед

наук

 

М

Е

Нурно

 

Профессор

 

кафедры

 

психологии

 

Международного

 

университета

 «

Дубна

», 

д

-

р

 

психол

наук

 

А

Л

Венгер

 

Федеральная

 

целевая

 

программа

 

«

Культура

 

Р

ОССИИ

»

 

(

подпрограмма

  «

Поддержка

 

полиграфии

 

и

 

книгоиздания

 

России

»)

 

Захаров

 

Н

.

П

338     

Психотерапия

 

пограничных

 

расстройств

 

и

 

состояний

 

зависимости

. -

М

.: 

ДеЛи

 

принт

, 2004. - 288 

с

ISBN 5-94343-064-4 

Руководство

 

содержит

 

подробное

 

описание

 

методов

утвержденных

 

Министерством

 

здравоохранения

 

РФ

и

 

существенно

 

обогащает

 

арсенал

 

возможностей

 

психотерапевта

Высокоэффективные

 

технологии

 

психотерапии

 

и

 

психокоррекции

представленные

 

в

 

монографии

позволяют

 

в

 

короткие

 

сроки

 

достигать

 

значительных

 

результатов

 

в

 

лечении

 

и

 

профилактике

 

широкого

 

спектра

 

пограничных

 

и

 

аддиктивных

 

расстройств

включая

 

невротические

личностные

психосоматические

 

и

 

психосексуальные

 

расстройства

патологию

 

влечений

алкоголизм

наркомании

токсикомании

пищевую

 

и

 

компьютерную

 

зависимости

Теоретической

 

основой

 

методов

 

является

 

когнитивно

-

аналитическая

 

суггестивно

-

бихевиоральная

 

модель

 

психотерапии

практическое

 

применение

 

которой

 - 

фундаментальная

 

позитивная

 

реинтеграция

 

личности

 - 

дает

 

возможность

 

проводить

 

психологические

 

преобра

-

зования

 

с

 

фиксацией

 

адаптивных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стратегий

 

и

 

нейтрализацией

 

дезадаптирующих

 

патологических

 

стереотипов

Методы

 

могут

 

использоваться

 

самостоятельно

 

или

 

в

 

комплексе

 

с

 

любыми

 

другими

 

видами

 

психотерапии

психокоррекции

 

и

 

психофармакотсрапией

Книга

 

предназначена

 

для

 

специалистов

занятых

 

в

 

сфере

 

психотерапии

 

и

 

психокоррекции

, - 

врачей

 

психотерапевтов

медицинских

 

психологов

специальных

 

психологов

 

и

 

представителей

 

других

 

смежных

 

специальностей

УДК

 616.89-085.815

 

ББК

 53.57

 

© 

Захаров

 

Н

П

., 2004 

ISBN 5-94343-064-4

                               © 

Оформление

 

ООО

 «

ДеЛи

 

принт

», 2004 

 
 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Часть

 I

 

ОСНОВЫ

 

КОГНИТИВНО

-

АНАЛИТИЧЕСКОЙ

 

СУГГЕСТИВНО

 

БИХЕВИОРАЛЬНОЙ

 

ПСИХОТЕРАПИИ

 

Глава

 1

 

КОГНИТИВНО

-

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

 

КОНЦЕПЦИЯ

 

ЛИЧНОСТИ

 

Глава

 2

 

КОГНИТИП

 

И

 

АДАПТАЦИЯ

 

Глава

 3

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

 

КОГНИТИПОВ

 

личности

 

Глава

  4

 

КЛИНИКО

-

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

КОГНИТИВНЫХ

 

ТИПОВ

 

АДАПТИВНОЙ

 

ГРУППЫ

 

Глава

  5

 

КЛИНИКО

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

КОГНИТИВНЫХ

 

ТИПОВ

 

ДЕЗАДАПТИВНОЙ

 

ГРУППЫ

 

Глава

 

6

 

ПРИКЛАДНОЕ

 

ПРИМЕНЕНИЕ

 

КОГНИТИВНО

-

АНАЛИТИЧЕСКОЙ

 

КОНЦЕПЦИИ

 

ЛИЧНОСТИ

 

 

Часть

 II

 

МЕТОДЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ

 

ПОЗИТИВНОЙ

 

РЕИНТЕГРАЦИИ

 

ЛИЧНОСТИ

 

Глава

 1

 

АВЕРСИОННЫЙ

 

ТРЕНИНГ

 

Глава

 2

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ

 

РЕСУРСОВ

 

Глава

 3

 

АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ

 

СУГГЕСТИЯ

 

И

 

ГИПНОСУГГЕСТИЯ

 

Глава

 4 

АПРОБАЦИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

 

ЗАЩИТ

 

Глава

 5 

ГИПНОТИЧЕСКАЯ

 

БАЗИСНАЯ

 

ИНТЕГРАЦИЯ

 (

ГИПНОТИЧЕСКАЯ

 «

ТЕЛЕПАТИЯ

»)

 

Глава

 6

 

ИНТЕГРАТИВНАЯ

 

СУГГЕСТИЯ

 

И

 

АУТОСУГГЕСТИЯ

 

Глава

 7 

КОГНИТИВНО

-

ЦЕННОСТНАЯ

 

ГАРМОНИЗАЦИЯ

 

ЛИЧНОСТИ

 

Глава

 8

 

КРЕАТИВНЫЙ

 

ГИПНОЗ

 

Глава

 9

 

МЕТОД

 

КОНТРАСТНЫХ

 

ПЕРЕЖИВАНИЙ

 

Глава

 10

 

МЕТОД

 

КУМУЛЯЦИИ

 

РАДОСТИ

 (

НАКОПЛЕНИЕ

 

ЭЙФОРИИ

)

 

Глава

 11

 

МЕТОД

 

ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО

 

МОДЕРНИЗМА

 

Глава

 12

 

МЕТОД

 

ТЕЛЕСНО

-

ФИКСИРОВАННОЙ

 

И

 

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ

 

ИМИТАЦИИ

 

(

НЕГАТИВНОГО

 

ПОДКРЕПЛЕНИЯ

 

И

 

МОДЕЛИРОВАНИЯ

)

 

Глава

 13

 

МЕТОД

 

ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО

 

ГРОТЕСКА

 


background image

Глава

 14

 

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ

 

ПАТОГЕННЫХ

 

ТРИГГЕРОВ

 

НЕГАТИВНОГО

 

ПОВЕДЕНИЯ

 

Глава

 15

 

ПОЗИТИВНОЕ

 

СИМВОЛИЧЕСКОЕ

 

ОПОСРЕДОВАНИЕ

 

Глава

 16

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

 

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ

 

САМОКОНТРОЛЬ

 

Глава

 17

 

ПСИХИЧЕСКАЯ

 

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

 

С

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

 

МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ

 

АУДИАЛЬНЫХ

 

СТЕРЕОТИПОВ

 (

МАС

-

МЕТОД

)

 

Глава

 18

 

ПСИХОСЕНСОРНО

-

ХИМИЧЕСКОЕ

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

 (

КОДИРОВАНИЕ

)

 

Глава

 19

 

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ

 

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

 

Глава

 20

 

TABULA RASA

 

Глава

 21

 

ТРЕНИНГ

 

ПЛАСТИЧНОСТИ

 

(

КОРРЕКЦИЯ

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ

 

РИГИДНОСТИ

)

 

Глава

 22

 

ТРЕНИНГ

 

ПОЗИТИВНЫХ

 

АССОЦИАЦИЙ

 

Глава

 23

 

ТРЕНИНГ

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ

 

ТОЛЕРАНТНОСТИ

 

И

 

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

 

(

КОРРЕКЦИЯ

 

СЕНЗИТИВНОСТИ

)

 

Глава

 24

 

ЭМПАТИЧЕСКИЙ

 «

ЗЕРКАЛЬНЫЙ

» 

ДИАЛОГ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

Болезни

 XX 

века

 

перекочевали

 

в

 

век

 XXI, 

не

 

только

 

не

 

изменив

 

свой

 

состав

 

и

 

удельный

 

вес

 

среди

 

различных

 

видов

 

многовековой

 

патологии

 

человечества

но

 

и

 

дополнившись

 

новыми

 

заболеваниями

Компетенция

 

и

 

точки

 

приложения

 

психотерапии

 

так

 

или

 

иначе

 

охватывают

 

весь

 

спектр

 

этих

 

ноогенных

 

расстройств

 

и

 

могут

 

быть

 

направлены

 

как

 

на

 

их

 

лечение

так

 

и

 

на

 

предупреждение

Особенно

 

актуально

 

применение

 

психотерапии

 

при

 

весьма

 

распространенных

 

в

 

настоящее

 

время

 

пограничных

 

психических

 

и

 

аддиктивных

 

расстройствах

Имеется

 

насущная

 

проблема

 

противодействия

 

экспансии

 

подобных

 

психических

 

аномалий

прямо

 

или

 

косвенно

 

затрагивающих

 

своим

 

негативным

 

влиянием

 

все

 

социальные

 

слои

 

населения

все

 

профессиональные

 

группы

 

и

 

все

 

возрастные

 

категории

 

от

 

детей

 

младшего

 

до

 

лиц

 

преклонного

 

возраста

Вместе

 

с

 

тем

 

арсенал

 

лечебно

-

психологических

 

и

 

психокоррекционных

 

воздействий

 

при

 

данной

 

патологии

 

по

-

прежнему

 

недостаточен

 

и

 

требует

 

дальнейшего

 

развития

 

и

 

расширения

Существующие

 

пробелы

 

в

 

отечественной

 

психотерапии

наркологии

 

и

 

психопрофилактической

 

помощи

 

заполняются

 

медленно

главным

 

образом

 

за

 

счет

 

перенесения

 

недостаточно

 

адаптированного

 

зарубежного

 

опыта

 

на

 

российскую

 

почву

Предлагаемая

 

читателю

 

книга

 

представляет

 

собой

 

обобщение

 

уже

 

получивших

 

признание

 

данных

накопленных

 

в

 

психологии

 

и

 

психотерапии

 

с

 

многолетним

 

практическим

 

опытом

 

автора

Результатом

 

этого

 

процесса

 

явилась

 

разработка

 

когнитивно

-

аналитической

 

концепции

 

личности

  (

Н

П

Захаров

, 1996), 

основанной

 

на

 

результатах

 

анализа

 

когнитивных

 

стилей

 

и

 

глубоких

 

когнитивных

 

структур

организующих

 

поведение

 

личности

Когнитивно

-

аналитическая

 

концепция

 

послужила

 

основой

 

фундаментальной

 

позитивной

 

реинтеграции

 

личности

 

(

ФПРЛ

) -

одного

 

из

 

вариантов

 

интенсивной

краткосрочной

 

психотерапии

Фундаментальной

 - 

т

е

нацеленной

 

на

 

коррекцию

 

патогенетических

 

основ

, «

фундамента

» 

личности

 

пациента

нейрофизиологических

 

и

 

глубинных

 

личностных

 

структур

Позитивной

 - 

т

е

несущей

 

в

 

себе

 

положительное

гуманистическое

 

начало

Реинтеграции

 - 

объединения

создания

 

целостной

 

личности

 

на

 

новой

 

адаптивной

гармоничной

 

основе

Теоретическая

 

платформа

 

разработанных

 

психотехнологий

 

сочетает

 

в

 

себе

 

рациональную

 

селекцию

 

и

 

дальнейшее

 

развитие

 

в

 

прикладном

психотерапевтическом

 

направлении

 

идей

 

организации

 

психической

 

деятельности

 

П

К

Анохина

 (1978, 1979), 

Н

Л

Ьсрнштсйна

 (1947, 1966), 

Д

Н

Узнадзе

 (1966), 

персонологических

 

концепций

 

А

Ф

Лазурского

 (1924), 

В

Н

Мясищева

 (1960) 

и

 

когнитивно

 

ориентированных

 

исследователей

 - 

А

Бека

 

(1985, 1995, 2002, 2003), 

Д

Келли

 (1955, 1963, 1969), 

Э

Толмена

 (1948), 

Л

Фестингера

 (1999), 

Ф

Хайдера

 (1958), 

А

Эллиса

У

Драйдена

 (2002). 

Кроме

 

этого

 

фундаментальная

 

позитивная

 

реинтеграция

 

личности

 

опирается

 

на

 

труды

 

классиков

 

и

 

современников

 

суггестии

 

и

 

гипносуггестии

 

от

 

В

М

Бехтерева

 (1911, 1925) 

до

 

Л

Шертока

 (1992), 

М

Эриксона

 

(1994, 1995, 2000) 

и

 

его

 

последователей

положения

 

бихевиоризма

 

и

 

поведенческой

 

терапии

 - 

концепции

 

Б

Скиннера

 (1974), 

практику

 

Д

Вольпе

 (1973, 1980), 

В

Франкла

 (1966) 

и

 

др

., 

а

 

также

 

подходы

 

личностно

-

ориентированной

  (

реконструктивной

патогенетической

 

психотерапии

  (

Б

Д

Карвасарский

, 1985, 2003; 

В

Н

Мясищев

, 1960, 1973 

и

 

др

.), 

эмоционально

-

стрессовой

 

условно

-

рефлекторной

 

терапии

 (

В

Е

Рожнов

, 1979 

и

 

др

.) 

и

 

нейро

-

лингвистического

 

программирования

 (

Р

Бэндлер

Д

Гриндер

, 1995, 1996; 

Р

Бэндлер

, 1998 

и

 

др

.). 

Таким

 

образом

фундаментальная

 

позитивная

 

реинтеграция

 

личности

 

является

 

когнитивно

-

аналитическим

 

суггестивно

-

бихевиоральным

 

вариантом

 

психотерапии

Такой

 

комплексный

 

подход

 

позволяет

 

сочетать

 

глубину

 

и

 

эффективность

 

помощи

 

лицам

 

с

 

пограничными

 

психическими

 

и

 

аддиктивными

 

расстройствами

пре

I

 

ВВЕДЕНИЕ

____________________________________________________5

 

доставляя

 

возможность

 

всесторонне

 

охватить

 

осознаваемые

 

и

 

неосознаваемые

 

уровни

 

личности

использовать

 

действенные

 

механизмы

 

когнитивно

-

опосредованного

сенсорно

-

акцентированного

 

и

 

условно

-

рефлекторного

 

каналов

 

психотерапевтического

 

и

 

психокоррекционного

 

воздействий

В

 

процессе

 

лечения

 

осуществляется

 

противопоставление

 

патологическим

дезадаптирующим

 

когнитивно

-

поведенческим

 

стереотипам

 

пациента

 

противоположных

 

позитивных

адаптивных

 

установок

 

и

 

реакций

которые

 

фиксируются

 

с

 

помощью

 

разработанных

 

способов

Спектр

 

применения

 

методов

подробно

 

рассмотренных

 

в

 

монографии

широк

 

и

 

актуален

невротические


background image

психосоматические

аффективные

психосексуальные

 

расстройства

расстройства

 

личности

 

и

 

поведения

зависимость

 

от

 

психоактивных

 

веществ

 (

алкоголизм

наркомания

токсикомания

табакизм

), 

персонифицированная

 

психологическая

 

зависимость

 

по

 

отношению

 

к

 

отдельным

 

лицам

зависимость

 

от

 

животных

расстройства

 

привычек

 

и

 

влечений

расстройства

 

приема

 

пищи

 (

нервная

 

анорексия

 

и

 

булимия

), 

расстройства

 

сна

 

неорганической

 

природы

любые

 

другие

 

расстройства

связанные

 

с

 

психогенными

 

факторами

пограничная

 

интеллектуальная

 

недостаточность

неврозоподобные

 

и

 

психопа

-

топодобные

 

расстройства

 

различной

 

этиологии

Противопоказаниями

 

являются

 

лишь

 

острые

 

психотические

 

состояния

деменция

острые

 

инфекционные

 

заболевания

 

и

 

острая

 

интоксикация

 

психоактивными

 

веществами

Возрастных

 

противопоказаний

 

нет

Другое

 

направление

 

использования

 

данного

 

психотерапевтического

 

комплекса

 - 

психопрофилактика

 

пограничных

 

психических

 

и

 

аддиктивных

 

расстройств

психологическое

 

самосовершенствование

развитие

 

у

 

психически

 

здоровых

 

лиц

 

адаптивных

 

способностей

невосприимчивости

 

к

 

психотравмирующим

 

воздейст

-

пиям

неизбежным

 

в

 

жизни

 

каждого

 

человека

Этот

 

подход

 

представляет

 

собой

 

когнитивно

-

аналитическую

 

психопрофилактическую

 

педагогику

нацеленную

 

на

 

формирование

 

гармоничной

 

личности

включающую

 

в

 

себя

 

обучение

 

детей

подростков

 

и

 

взрослых

 

эффективным

 

когнитивно

-

поведенческим

 

стратегиям

защищающим

 

личность

 

от

 

дистрессов

 

и

 

психогенных

 

расстройств

Когнитивно

-

аналитическая

 

суггестивно

-

бихевиоральная

 

психотерапия

 

применялась

 

при

 

лечении

 

и

 

психокоррекции

 612 

лиц

 

обоих

 

полов

 

в

 

возрасте

 

от

 4 

до

 65 

лет

Лечебными

 

стационарными

 

базами

 

являлись

московская

 

городская

 

клиническая

 

психиатрическая

 

больница

 

им

. 3. 

П

Соловьева

 «

Клиника

 

неврозов

» (1980-

1986 

гг

.) 

и

 

московская

 

клиническая

 

психиатрическая

 

больница

 

для

 

детей

 

и

 

подростков

 

6 (1986-2004 

гг

.). 

Амбулаторно

-

поликлинический

 

прием

 

проводился

 

на

 

кафедре

 

детской

 

и

 

подростковой

 

психиатрии

психотерапии

 

и

 

медицинской

 

психологии

 

Российской

 

медицинской

 

академии

 

последипломного

 

образования

 (1986-2(

Ю

гг

.). 

Нес

 

пациенты

 

получили

 

адекватный

 

объем

 

клинических

 

и

 

параклинических

 

исследований

Психопрофилактическое

 

применение

 

ФПРЛ

 

изучалось

 

на

 

практически

 

здоровых

 

лицах

 (311 

чел

.): 

врачах

-

психиатрах

 

и

 

психотерапевтах

клинических

 

психологах

 

и

 

логопедах

 - 

слушателях

 

курсов

 

Российской

 

медицинской

 

академии

 

последипломного

 

образования

Отмечен

 

положительный

 

эффект

 

применения

 

ФПРЛ

 

для

 

повышения

 

стрессоустойчивости

устранения

 

донозологических

 

отклонений

 

на

 

психическом

 

и

 

соматовегетативном

 

уровнях

активизации

 

умственной

 

и

 

творческой

 

деятельности

Предлагаемые

 

методы

 

реализовались

 

в

 

виде

 

индивидуальных

групповых

 

или

 

семейно

-

групповых

 

сеансов

 

и

 

домашних

 

заданий

 

и

 

применялись

 

самостоятельно

 

или

 

в

 

комплексной

 

терапии

Как

 

показала

 

практика

методы

 

ФПРЛ

 

хорошо

 

совместимы

 

с

 

любыми

 

видами

 

краткосрочной

 

или

 

пролонгированной

 

психотерапии

психокоррекции

 

и

 

психофармакотерапией

а

 

также

 

экономичны

легко

 

воспроизводимы

 

и

 

могут

 

использоваться

 

в

 

медицинских

 

и

 

психологических

 

учреждениях

 

любого

 

типа

Максимальный

 

срок

 

катамнеза

 - 22 

года

средний

 - 8,1 

года

Наименьшее

 

количество

 

рецидивов

 

наблюдалось

 

при

 

невротических

 

расстройствах

наибольшее

 - 

при

 

зависимости

 

от

 

психоактивных

 

веществ

Достигнутые

 

в

 

ходе

 

лечения

 

и

 

психопрофилактической

 

подготовки

 

результаты

как

 

показывают

 

динамическое

 

наблюдение

 

и

 

катамнез

являются

 

достаточно

 

стабильными

Наступление

 

положительных

 

изменений

 

в

 

виде

 

редукции

 

проявлений

 

заболевания

 

наблюдалось

 

у

 

большинства

 

лиц

получавших

 

данную

 

помощь

уже

 

на

 

первом

 

сеансе

в

 

дальнейшем

 

этот

 

оздоровительный

 

процесс

 

становился

 

все

 

более

 

заметным

 

и

 

дополнялся

 

позитивными

 

переменами

 

в

 

жизни

 

пациентов

Терапевтический

 

эффект

 

чаще

 

всего

 

достигался

 

в

 

короткие

 

сроки

обычно

 

не

 

превышающие

 20 

сеансов

составляя

 

в

 

среднем

 7-10 

сеансов

 

по

 2-3 

раза

 

в

 

неделю

 

продолжительностью

 1-3 

часа

. ()

организовывались

 

также

 5-6-

часовые

 

психотерапевтические

 

марафоны

 

продолжительностью

 7-10 

дней

В

 

процессе

 

лечения

 

пациенты

 

постепенно

 

обучались

 

навыкам

 

управления

 

собственным

 

психоэмоциональным

 

состоянием

приемам

 

психической

 

саморегуляции

что

 

было

 

важно

 

для

 

их

 

последующей

 

социальной

 

адаптации

Динамическое

 

наблюдение

противорецидивная

 

терапия

поддерживающие

 

сеансы

подтверждая

 

известную

 

аксиому

снижали

 

риск

 

возникновения

 

повторных

 

кризисов

Автор

 

книги

  (

канд

мед

наук

доцент

 

Российской

 

медицинской

 

академии

 

последипломного

 

образования

вице

-

президент

 

Российского

 

общества

 

гипнологов

организует

 

курсы

 

интенсивной

 

краткосрочной

 

психотерапии

 

пограничных

 

психических

 

расстройств

 

и

 

состояний

 

зависимости

 

с

 

выдачей

 

патента

 

на

 

право

 

пользования

 

методиками

 

интенсивной

 

психотерапии

Продолжительность

 

обучения

 - 1-2 

недели

Адрес

 

курсов

: 119334, 

Москва

, 5-

й

 

Донской

 

проезд

д

. 21 «

а

». 

Телефон

/

факс

: (095) 954-13-14, 8-916-547-86-80. E-

mail: europsy@mail.ru 

Часть

 I

 

ОСНОВЫ

 

КОГНИТИВНО

-

АНАЛИТИЧЕСКОЙ

 

СУГГЕСТИВНО

 

БИХЕВИОРАЛЬНОЙ

 

ПСИХОТЕРАПИИ

 

Глава

 1

 

КОГНИТИВНО

-

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

 

КОНЦЕПЦИЯ

 

ЛИЧНОСТИ

 

Когнитип

 

личности

Поведенческий

 

цикл

 

Когнитивно

-

аналитическая

 

концепция

 

личности

 

учитывает

 I 

нубокие

 

биопсихосоциальные

 

основы

 

формирования

 

личности

 

и

 

и

 11(

иснеза

 

психогенных

 

заболеваний

 

и

 

включает

 

в

 

себя

 

пред

-

Лнилемие

 

о

 

функциональной

 

целостности

 

поведения

 

человека

 -

и

 i 

шмодействии

взаимовлиянии

 

различных

 

уровней

 

сознания

 

и

 

Подсознания

психологического

 

и

 

психофизиологического

социальной

», 

микросоциального

 

и

 

биологического

индивидуального

 

иршилого

 

и

 

настоящего

 

и

 

т

д

Внутри

 

этого

 

индивидуально

 

специфичного

 

комплекса

 

эндопсихического

 

и

 

экзопсихического

  (

Л

 

Ф

Лазурский

, 1924), 

в

 

структуре

 

связей

 

между

 

уровнями

 

или

 

И


background image

отдельными

 

компонентами

 

возможны

 

различные

 

акценты

те

 

ими

 

иные

 

варианты

 

иерархической

 

зависимости

 

и

 

позитивные

 (

бес

-

Ципфликтные

или

 

негативные

 (

конфликтные

взаимоотношения

В

 

соответствии

 

с

 

этим

 

психотерапевтическая

 

работа

 

с

 

пациентами

страдающими

 

пограничными

 

психическими

 

или

 

ад

-|

Нмпиными

 

расстройствами

 

может

 

быть

 

успешной

 

лишь

 

тогда

, (

ни

 

цп

 

известно

 

содержание

 

и

 

особенности

 

вышеназванных

 

струк

-ivp, 

и

 

соответствии

 

с

 

которыми

 

осуществляется

 

комплексное

мм

и

 i «

уронневое

 

воздействие

 

на

 

проявления

 

заболевания

Под

 

личностью

 

мы

 

понимаем

 

индивидуально

 

специфичную

.....

иалыю

 

обусловленную

активную

самоосознающую

 

и

 

самоор

Пшн

 

дующуюся

высокообучаемую

 

систему

 

с

 

когнитивно

 

опосре

-

дшшппым

 

восприятием

реагированием

прогнозированием

 

и

 

кон

-||

мнн

'

м

 

поведения

Ее

 

наиболее

 

важными

 

составляющими

 

являют

-

 

ч

   

иерархия

 

отношений

 

(

А

Ф

Лазурский

, 1924; 

В

Н

Мясищев

12

 

ГЛАВА

 1

 

КОГНИТИВНО

-

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

 

КОНЦЕПЦИЯ

 

13

 

1960), 

мотивационно

-

смысловые

 

образования

 (

А

Н

Леонтьев

, 1981), 

субъективный

 

образ

 «

Я

» (

Р

Берне

, 1986; 

К

Р

Роджерс

, 2001) 

и

 

система

 

установок

 (

Д

Н

Узнадзе

, 1966). 

Эти

 

составляющие

 

образуют

 

когнитивные

 

личностные

 

конструкты

  (

Д

Келли

, 1955, 1963, 1969), 

когнитивные

 

стили

  (

А

Бек

, 2002, 2003), 

когнитивные

 

матрицы

  (

Р

МакМаллин

, 2001), 

когнитивные

 

схемы

 

поведения

  (

Л

Фсстингер

, 1999), 

когнитивные

 

карты

  (

Э

Толмен

, 1948), 

которые

 

занимают

 

промежуточное

 

положение

 

между

 

внешними

 

стимулами

 

и

 

ответными

 

реакциями

 

личности

Активность

 

личности

 

субъективно

 

центрирована

обладает

 

субъективной

 

значимостью

но

 

имеет

 

двунаправленный

 

характер

 - 

внутриличностный

  (

самоанализ

самоорганизация

самоуправление

 

и

 

т

п

.) 

и

 

внеличностный

  (

социальные

 

контакты

 

и

 

деятельность

деятельность

 

в

 

целом

 

и

 

др

.). 

Недоразвитие

 

когнитивного

 

уровня

как

 

правило

сочетается

 

с

 

ретардацией

 

развития

 

личности

а

 

снижение

 

когнитивного

 

уровня

 

сопутствует

 

ее

 

деградации

Согласно

 

приведенному

 

выше

 

определению

 

в

 

качестве

 

инте

-

гративной

 

базисной

 

индивидуально

-

психологической

 

составляющей

 

личности

 

мы

 

выделяем

 

когнитип

  (

когнитивный

 

тип

), 

т

е

тип

 

личностно

-

центрированных

 

когнитивных

 

операций

доминирующий

 

личностно

-

зависимый

 

когнитивно

-

поведенческий

 

стиль

Когнитип

 

представляет

 

собой

 

лишь

 

часть

 

личности

является

 

ее

 

отражением

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

определяет

 

поведение

 

индивидуума

особенности

 

самосознания

 

и

 

осознания

 

внешнего

 

мира

влияет

 

на

 

адаптационные

 

способности

особенности

 

дезадаптации

 

и

 

ее

 

последствия

В

 

соответствии

 

с

 

этим

 

можно

 

выделить

 

адаптивные

способствующие

 

адаптации

 

когнитипы

 

и

 

дезадаптивные

прогностически

 

неблагоприятные

приводящие

 

к

 

дезадаптации

Формирование

 

когнитипа

 

в

 

онтогенезе

 

идет

 

параллельно

 

с

 

развитием

 

личности

интеллекта

 

и

 

накоплением

 

опыта

 

социального

 

взаимодействия

Диагностика

 

когнитипа

 

личности

как

 

и

 

самой

 

личности

становится

 

более

 

точной

 

после

 

окончания

 

пубертата

В

 

более

 

раннем

 

возрасте

 

можно

 

говорить

 

лишь

 

о

 

тех

 

или

 

иных

 

тенденциях

 

в

 

развитии

 

когнитивных

 

компонентов

 

поведения

Как

 

показали

 

наши

 

исследования

когнитип

 

не

 

является

 

жестко

 

связанным

 

с

 

типом

 

личности

и

 

различные

 

акцентуации

 

характера

 

и

 

психопатии

 

могут

 

включать

 

в

 

себя

 

различные

 

или

 

тождест

-

ненные

 

когнитивные

 

типы

 

или

 

их

 

элементы

Однако

 

можно

 

выделить

 

наиболее

 

типичные

 

варианты

 

сочетаний

 

когнитипов

 

с

 

теми

 

пли

 

иными

 

вариантами

 

личностных

 

структур

 

в

 

норме

 

и

 

патологии

Возможны

 

также

 

различные

 

соотношения

 

когнитипов

 

с

 

духовностью

нравственностью

интеллектом

творческими

 

способностями

 

или

 

социальной

 

принадлежностью

 

индивидуума

В

 

связи

 

с

 

этим

 

о

 

социальной

 

ценности

 

тех

 

или

 

иных

 

когнитипов

как

 

и

 

типов

 

личности

 

в

 

целом

можно

 

говорить

 

лишь

 

в

 

относительном

 

плане

однако

 

для

 

условий

 

микросоциума

 

в

 

большей

 

степени

 

подходят

 

их

 

адаптивные

 

варианты

благоприятствующие

 

межличностным

 

контактам

Когнитип

 

является

 

более

 

динамичной

 

структурой

чем

 

тип

 

личности

 

и

 

легче

 

поддается

 

психотерапевтическим

 

и

 

психокор

-

рекционным

 

воздействиям

Вместе

 

с

 

тем

 

необходимо

 

отметить

что

 

в

 

некоторых

 

случаях

например

при

 

наличии

 

личностной

 

ригидности

угроза

 

потери

 

или

 

действительная

 

потеря

 

привычных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

 

способны

 

быть

 

большей

 

психотравмой

чем

 

реальные

 

события

которые

 

со

 

стороны

 

могут

 

быть

 

оценены

 

как

 

психотравмирующие

При

 

этом

 

субъект

 

более

 

склонен

 

к

 

сохранению

 

психологического

 

конфликта

 

со

 

средой

чем

 

к

 

потере

 

своего

 

когнитипа

 

или

 

его

 

элементов

Когнитивный

 

тип

будучи

 

патогенетически

 

значимым

 

образованием

предрасполагает

 

к

 

определенным

 

тенденциям

 

осмысления

 

внутриличностных

 

и

 

внеличностных

 

социальных

 

или

 

микросоциальных

 

явлений

В

 

зависимости

 

от

 

своей

 

структуры

 

он

 

может

 

как

 

повышать

 

психологическую

 

устойчивость

 

индивидуума

защищать

 

от

 

психотравмирующих

 

факторов

так

 

и

 

являться

 

потенциальной

 

или

 

реализованной

 

основой

 

психологических

 

кризисов

пограничных

 

психических

 

расстройств

 

и

 

состояний

 

аддикции

Когнитивно

-

аналитическая

 

структура

 

личности

 

включает

 

в

 

себя

 

две

 

составные

 

части

 - 

эмоционально

-

поведенческий

 

потенциал

 

и

 

функционально

-

динамическую

 

систему

 

(

Н

П

Захаров

1999). 

Их

 

взаимодействие

 

происходит

 

в

 

виде

 

поведенческих

 

циклов

фиксирующих

 

сложную

 

циклическую

 

последовательность

которая

 

простирается

 

от

 

биологического

 

уровня

 

личности

 

до

 

архивирования

 

в

 

памяти

 

опыта

 

каждого

 

поведенческого

 

акта

 (

рис

. 1). 

Эмоционально

-

поведенческий

 

потенциал

основа

 

поведения

состоит

 

из

 

нескольких

 

уровней

самый

 

глубинный

 

из

 

которых

  -

биологический

 

(

биологический

 

компонент

 

мотивационно

-

потребностного

 

комплекса


background image

биологический

 

уровень

 - «

фактография

 

нейрогенеза

»). 

Он

 

интегрирует

 

в

 

себе

 

генетические

 

и

 

онтогенетические

прижизненно

 

полученные

 

и

 

получаемые

 

морфо

-

функциональные

 

особенности

 

центральной

 

нервной

 

системы

которые

 

имеют

 

относительную

 

подвижность

 

вследствие

 

действия

 

процессов

 

жизнедеятельности

взросления

 

и

 

старения

компенсации

 

или

 

декомпенсации

Влияние

 

биологического

 

уровня

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

степени

 

проходит

 

от

 

основания

 

к

 

вершине

 

эмоционально

-

поведенческой

 

пирамиды

претерпевая

 

на

 

каждой

 

ступени

 

определенные

 

воздействия

 

и

 

видоизменяясь

Здесь

 

можно

 

выделить

 

такие

 

биологические

 

субстраты

как

 

эмоциогенные

 

и

 

активирующие

 

структуры

 

головного

 

мозга

в

 

норме

 

«

аутохтонно

» 

обеспечивающие

 

оптимальный

 

эмоциональный

 

фон

 

и

 

психический

 

тонус

кроме

 

этого

 -

генетическую

 

предрасположенность

 

к

 

тем

 

или

 

иным

 

формам

 

психоэмоционального

 

реагирования

наследуемый

 

потенциал

 

ин

-

теллектуальных

 

ресурсов

врожденные

 

и

 

приобретенные

 

функциональные

 

или

 

органические

 

особенности

 

центральной

 

нервной

 

системы

например

такие

 

как

 

порог

 

чувствительности

соотношение

 

между

 

первой

 

сигнальной

 

системой

 

и

 

второй

пластичность

подвижность

 

или

 

ригидность

инертность

Большое

 

значение

 

в

 

модификации

 

поведения

 

могут

 

иметь

 

возрастные

 

кризы

 

и

 

состояния

связанные

 

с

 

кратковременной

 

или

 

хронической

 

интоксикацией

 

при

 

соматических

 

заболеваниях

 

или

 

злоупотреблении

 

психоактивными

 

веществами

а

 

также

 

синдром

 

отмены

 

при

 

возникновении

 

зависимости

 

от

 

этих

 

субстанций

Функционально

-

динамическая

 

система

 

Архивирование

 

нового

 

когнитивно

-

эмоционального

 

опыта

 

Итоговая

 

оценочно

-

аналитическая

 

деятельность

 

Результирующее

 

поведение

 (

итоговые

 

эмоционально

-

поведенческие

 

реакции

)

 

Адаптивно

-

корригирующая

 

активность

 

Развертывание

 

эмоционально

-

поведенческой

 

реакции

 

Санкционирование

 

деятельности

 

Проблемно

-

ориентированное

 

мышление

актуализация

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

сличение

 

опыта

 

и

 

реальности

прогнозирование

 

и

 

программирование

 

поведения

 

Селекция

 

первичных

 

эмоционально

-

поведенческих

 

тенденций

формирование

 

ведущей

 

мотивации

 

Интрапсихическая

 

и

 

экстрапсихическая

 

ориентационно

-

избирательная

 

и

 

оценочно

-

аналитическая

 

активность

 

Нарушение

 

баланса

 

на

 

психологическом

 

или

 

физиологическом

 

уровне

 

 

Эмоционально

-

поведенческий

 

потенциал

 

Первичные

 

эмоционально

-

поведенческие

 

тенденции

 

Ориентационно

-

избирательный

 

и

 

оценочно

-

аналитический

 

тонус

 

Эмоционально

-

поведенческие

 

стереотипы

 

Социально

-

психологический

 

компонент

 

мотивационно

-

потребностного

 

комплекса

 

отношение

 

к

 

проблемам

психологические

 

установки

личностный

 

смысл

архивированная

 

каузальная

 

атрибуция

 

личностные

 

конструкты

  

 

субъективные

 

концепты

 

концептуально

 

ценностный

 

коммплекс

  

 

когнитивно

-

эмоциональный

 

опыт

 ("

фактография

 

психогенеза

")

 

Биологический

 

компонент

 

мотивационно

-

потребностного

 

комплекса

 

биологический

 

уровень

 ("

фактография

 

нейрогенеза

"}

 

 

рис

. 1. 

Когнитивно

-

аналитическая

 

структура

 

личности

 

и

 

поведенческого

 

цикла

 

 

Биологический

 

уровень

 

формирует

 

поток

 

соответствующих

 

биологически

 

ориентированных

 

мотиваций

 

и

 

потребностей

 

(

биологический

 

компонент

 

мотивационно

-

потребностного

 

комплекса

). 

Они

 

в

 

определенной

 

степени

 

модифицированы

, «

окультурены

» 

благодаря

 

интериоризации

 

социальных

 

нормативов

происходящей

 

в

 

процессе

 

развития

 

индивидуума

накопления

 

все

 

более

 

возрастающего

 

объема

 

опыта

 

личностно

-

социального

 

взаимодействия

 (

на

 

рис

когнитивно

-

эмоциональный

 

ОПЫТ

 - «

фактография

 

психогенеза

»).

 

Когнитивно

-

эмоциональное

 

содержание

 

этого

 

опыта

 - 

непосредственного

 

и

 

опосредованного

персонального

 

и

 

трансперсонального

 - 

представляет

 

собой

 

накопленную

 

и

 

заряженную

 

соответствующим

 

аффектом

 

информацию

впечатления

начиная

 

с

 

самых

 

ранних

 

этапов

 

онтогенеза

Одним

 

из

 

важных

 

моментов

 

здесь

 

является

 

влияние

 

значимых

 

лиц

 

собственного

 

прошлого

По

 

мере

 

развития

 

личности

 

это

 

гетерогенное

 

влияние

 

все

 

более

 

дополняется