Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1944
Скачиваний: 25
УДК
616.89-085.815
ББК
53.57 338
Рецензенты
:
Профессор
,
заведующий
кафедрой
детской
и
подростковой
психиатрии
,
психотерапии
и
медицинской
психологии
Российской
медицинской
академии
последипломного
образования
д
-
р
мед
.
наук
Ю
.
С
.
Шевченко
Профессор
кафедры
психотерапии
и
медицинской
психологии
Российской
медицинской
академии
последипломного
образования
,
д
-
р
мед
.
наук
М
.
Е
.
Нурно
Профессор
кафедры
психологии
Международного
университета
«
Дубна
»,
д
-
р
психол
.
наук
А
.
Л
.
Венгер
Федеральная
целевая
программа
«
Культура
Р
ОССИИ
»
(
подпрограмма
«
Поддержка
полиграфии
и
книгоиздания
России
»)
Захаров
Н
.
П
.
338
Психотерапия
пограничных
расстройств
и
состояний
зависимости
. -
М
.:
ДеЛи
принт
, 2004. - 288
с
.
ISBN 5-94343-064-4
Руководство
содержит
подробное
описание
методов
,
утвержденных
Министерством
здравоохранения
РФ
,
и
существенно
обогащает
арсенал
возможностей
психотерапевта
.
Высокоэффективные
технологии
психотерапии
и
психокоррекции
,
представленные
в
монографии
,
позволяют
в
короткие
сроки
достигать
значительных
результатов
в
лечении
и
профилактике
широкого
спектра
пограничных
и
аддиктивных
расстройств
,
включая
невротические
,
личностные
,
психосоматические
и
психосексуальные
расстройства
,
патологию
влечений
,
алкоголизм
,
наркомании
,
токсикомании
,
пищевую
и
компьютерную
зависимости
.
Теоретической
основой
методов
является
когнитивно
-
аналитическая
суггестивно
-
бихевиоральная
модель
психотерапии
,
практическое
применение
которой
-
фундаментальная
позитивная
реинтеграция
личности
-
дает
возможность
проводить
психологические
преобра
-
зования
с
фиксацией
адаптивных
когнитивно
-
поведенческих
стратегий
и
нейтрализацией
дезадаптирующих
патологических
стереотипов
.
Методы
могут
использоваться
самостоятельно
или
в
комплексе
с
любыми
другими
видами
психотерапии
,
психокоррекции
и
психофармакотсрапией
.
Книга
предназначена
для
специалистов
,
занятых
в
сфере
психотерапии
и
психокоррекции
, -
врачей
психотерапевтов
,
медицинских
психологов
,
специальных
психологов
и
представителей
других
смежных
специальностей
.
УДК
616.89-085.815
ББК
53.57
©
Захаров
Н
.
П
., 2004
ISBN 5-94343-064-4
©
Оформление
ООО
«
ДеЛи
принт
», 2004
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Часть
I
ОСНОВЫ
КОГНИТИВНО
-
АНАЛИТИЧЕСКОЙ
СУГГЕСТИВНО
БИХЕВИОРАЛЬНОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ
Глава
1
КОГНИТИВНО
-
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
ЛИЧНОСТИ
Глава
2
КОГНИТИП
И
АДАПТАЦИЯ
Глава
3
КЛАССИФИКАЦИЯ
КОГНИТИПОВ
личности
Глава
4
КЛИНИКО
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КОГНИТИВНЫХ
ТИПОВ
АДАПТИВНОЙ
ГРУППЫ
Глава
5
КЛИНИКО
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КОГНИТИВНЫХ
ТИПОВ
ДЕЗАДАПТИВНОЙ
ГРУППЫ
Глава
6
ПРИКЛАДНОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ
КОГНИТИВНО
-
АНАЛИТИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ
ЛИЧНОСТИ
Часть
II
МЕТОДЫ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ
ПОЗИТИВНОЙ
РЕИНТЕГРАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
Глава
1
АВЕРСИОННЫЙ
ТРЕНИНГ
Глава
2
АКТУАЛИЗАЦИЯ
РЕСУРСОВ
Глава
3
АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ
СУГГЕСТИЯ
И
ГИПНОСУГГЕСТИЯ
Глава
4
АПРОБАЦИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАЩИТ
Глава
5
ГИПНОТИЧЕСКАЯ
БАЗИСНАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
(
ГИПНОТИЧЕСКАЯ
«
ТЕЛЕПАТИЯ
»)
Глава
6
ИНТЕГРАТИВНАЯ
СУГГЕСТИЯ
И
АУТОСУГГЕСТИЯ
Глава
7
КОГНИТИВНО
-
ЦЕННОСТНАЯ
ГАРМОНИЗАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ
Глава
8
КРЕАТИВНЫЙ
ГИПНОЗ
Глава
9
МЕТОД
КОНТРАСТНЫХ
ПЕРЕЖИВАНИЙ
Глава
10
МЕТОД
КУМУЛЯЦИИ
РАДОСТИ
(
НАКОПЛЕНИЕ
ЭЙФОРИИ
)
Глава
11
МЕТОД
ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО
МОДЕРНИЗМА
Глава
12
МЕТОД
ТЕЛЕСНО
-
ФИКСИРОВАННОЙ
И
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ
ИМИТАЦИИ
(
НЕГАТИВНОГО
ПОДКРЕПЛЕНИЯ
И
МОДЕЛИРОВАНИЯ
)
Глава
13
МЕТОД
ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО
ГРОТЕСКА
Глава
14
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ
ПАТОГЕННЫХ
ТРИГГЕРОВ
НЕГАТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Глава
15
ПОЗИТИВНОЕ
СИМВОЛИЧЕСКОЕ
ОПОСРЕДОВАНИЕ
Глава
16
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ
САМОКОНТРОЛЬ
Глава
17
ПСИХИЧЕСКАЯ
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ
АУДИАЛЬНЫХ
СТЕРЕОТИПОВ
(
МАС
-
МЕТОД
)
Глава
18
ПСИХОСЕНСОРНО
-
ХИМИЧЕСКОЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
(
КОДИРОВАНИЕ
)
Глава
19
РЕТРОСПЕКТИВНАЯ
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
Глава
20
TABULA RASA
Глава
21
ТРЕНИНГ
ПЛАСТИЧНОСТИ
(
КОРРЕКЦИЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ
РИГИДНОСТИ
)
Глава
22
ТРЕНИНГ
ПОЗИТИВНЫХ
АССОЦИАЦИЙ
Глава
23
ТРЕНИНГ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ
И
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
(
КОРРЕКЦИЯ
СЕНЗИТИВНОСТИ
)
Глава
24
ЭМПАТИЧЕСКИЙ
«
ЗЕРКАЛЬНЫЙ
»
ДИАЛОГ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Болезни
XX
века
перекочевали
в
век
XXI,
не
только
не
изменив
свой
состав
и
удельный
вес
среди
различных
видов
многовековой
патологии
человечества
,
но
и
дополнившись
новыми
заболеваниями
.
Компетенция
и
точки
приложения
психотерапии
так
или
иначе
охватывают
весь
спектр
этих
ноогенных
расстройств
и
могут
быть
направлены
как
на
их
лечение
,
так
и
на
предупреждение
.
Особенно
актуально
применение
психотерапии
при
весьма
распространенных
в
настоящее
время
пограничных
психических
и
аддиктивных
расстройствах
.
Имеется
насущная
проблема
противодействия
экспансии
подобных
психических
аномалий
,
прямо
или
косвенно
затрагивающих
своим
негативным
влиянием
все
социальные
слои
населения
,
все
профессиональные
группы
и
все
возрастные
категории
от
детей
младшего
до
лиц
преклонного
возраста
.
Вместе
с
тем
арсенал
лечебно
-
психологических
и
психокоррекционных
воздействий
при
данной
патологии
по
-
прежнему
недостаточен
и
требует
дальнейшего
развития
и
расширения
.
Существующие
пробелы
в
отечественной
психотерапии
,
наркологии
и
психопрофилактической
помощи
заполняются
медленно
,
главным
образом
за
счет
перенесения
недостаточно
адаптированного
зарубежного
опыта
на
российскую
почву
.
Предлагаемая
читателю
книга
представляет
собой
обобщение
уже
получивших
признание
данных
,
накопленных
в
психологии
и
психотерапии
с
многолетним
практическим
опытом
автора
.
Результатом
этого
процесса
явилась
разработка
когнитивно
-
аналитической
концепции
личности
(
Н
.
П
.
Захаров
, 1996),
основанной
на
результатах
анализа
когнитивных
стилей
и
глубоких
когнитивных
структур
,
организующих
поведение
личности
.
Когнитивно
-
аналитическая
концепция
послужила
основой
фундаментальной
позитивной
реинтеграции
личности
(
ФПРЛ
) -
одного
из
вариантов
интенсивной
,
краткосрочной
психотерапии
.
Фундаментальной
-
т
.
е
.
нацеленной
на
коррекцию
патогенетических
основ
, «
фундамента
»
личности
пациента
,
нейрофизиологических
и
глубинных
личностных
структур
.
Позитивной
-
т
.
е
.
несущей
в
себе
положительное
,
гуманистическое
начало
.
Реинтеграции
-
объединения
,
создания
целостной
личности
на
новой
адаптивной
,
гармоничной
основе
.
Теоретическая
платформа
разработанных
психотехнологий
сочетает
в
себе
рациональную
селекцию
и
дальнейшее
развитие
в
прикладном
,
психотерапевтическом
направлении
идей
организации
психической
деятельности
П
.
К
.
Анохина
(1978, 1979),
Н
.
Л
.
Ьсрнштсйна
(1947, 1966),
Д
.
Н
.
Узнадзе
(1966),
персонологических
концепций
А
.
Ф
.
Лазурского
(1924),
В
.
Н
.
Мясищева
(1960)
и
когнитивно
ориентированных
исследователей
-
А
.
Бека
(1985, 1995, 2002, 2003),
Д
.
Келли
(1955, 1963, 1969),
Э
.
Толмена
(1948),
Л
.
Фестингера
(1999),
Ф
.
Хайдера
(1958),
А
.
Эллиса
,
У
.
Драйдена
(2002).
Кроме
этого
фундаментальная
позитивная
реинтеграция
личности
опирается
на
труды
классиков
и
современников
суггестии
и
гипносуггестии
от
В
.
М
.
Бехтерева
(1911, 1925)
до
Л
.
Шертока
(1992),
М
.
Эриксона
(1994, 1995, 2000)
и
его
последователей
,
положения
бихевиоризма
и
поведенческой
терапии
-
концепции
Б
.
Скиннера
(1974),
практику
Д
.
Вольпе
(1973, 1980),
В
.
Франкла
(1966)
и
др
.,
а
также
подходы
личностно
-
ориентированной
(
реконструктивной
)
патогенетической
психотерапии
(
Б
.
Д
.
Карвасарский
, 1985, 2003;
В
.
Н
.
Мясищев
, 1960, 1973
и
др
.),
эмоционально
-
стрессовой
условно
-
рефлекторной
терапии
(
В
.
Е
.
Рожнов
, 1979
и
др
.)
и
нейро
-
лингвистического
программирования
(
Р
.
Бэндлер
,
Д
.
Гриндер
, 1995, 1996;
Р
.
Бэндлер
, 1998
и
др
.).
Таким
образом
,
фундаментальная
позитивная
реинтеграция
личности
является
когнитивно
-
аналитическим
суггестивно
-
бихевиоральным
вариантом
психотерапии
.
Такой
комплексный
подход
позволяет
сочетать
глубину
и
эффективность
помощи
лицам
с
пограничными
психическими
и
аддиктивными
расстройствами
,
пре
-
I
ВВЕДЕНИЕ
____________________________________________________5
доставляя
возможность
всесторонне
охватить
осознаваемые
и
неосознаваемые
уровни
личности
,
использовать
действенные
механизмы
когнитивно
-
опосредованного
,
сенсорно
-
акцентированного
и
условно
-
рефлекторного
каналов
психотерапевтического
и
психокоррекционного
воздействий
.
В
процессе
лечения
осуществляется
противопоставление
патологическим
,
дезадаптирующим
когнитивно
-
поведенческим
стереотипам
пациента
противоположных
позитивных
,
адаптивных
установок
и
реакций
,
которые
фиксируются
с
помощью
разработанных
способов
.
Спектр
применения
методов
,
подробно
рассмотренных
в
монографии
,
широк
и
актуален
:
невротические
,
психосоматические
,
аффективные
,
психосексуальные
расстройства
,
расстройства
личности
и
поведения
,
зависимость
от
психоактивных
веществ
(
алкоголизм
,
наркомания
,
токсикомания
,
табакизм
),
персонифицированная
психологическая
зависимость
по
отношению
к
отдельным
лицам
,
зависимость
от
животных
,
расстройства
привычек
и
влечений
,
расстройства
приема
пищи
(
нервная
анорексия
и
булимия
),
расстройства
сна
неорганической
природы
,
любые
другие
расстройства
,
связанные
с
психогенными
факторами
,
пограничная
интеллектуальная
недостаточность
,
неврозоподобные
и
психопа
-
топодобные
расстройства
различной
этиологии
.
Противопоказаниями
являются
лишь
острые
психотические
состояния
,
деменция
,
острые
инфекционные
заболевания
и
острая
интоксикация
психоактивными
веществами
.
Возрастных
противопоказаний
нет
.
Другое
направление
использования
данного
психотерапевтического
комплекса
-
психопрофилактика
пограничных
психических
и
аддиктивных
расстройств
,
психологическое
самосовершенствование
,
развитие
у
психически
здоровых
лиц
адаптивных
способностей
,
невосприимчивости
к
психотравмирующим
воздейст
-
пиям
,
неизбежным
в
жизни
каждого
человека
.
Этот
подход
представляет
собой
когнитивно
-
аналитическую
психопрофилактическую
педагогику
,
нацеленную
на
формирование
гармоничной
личности
,
включающую
в
себя
обучение
детей
,
подростков
и
взрослых
эффективным
когнитивно
-
поведенческим
стратегиям
,
защищающим
личность
от
дистрессов
и
психогенных
расстройств
.
Когнитивно
-
аналитическая
суггестивно
-
бихевиоральная
психотерапия
применялась
при
лечении
и
психокоррекции
612
лиц
обоих
полов
в
возрасте
от
4
до
65
лет
.
Лечебными
стационарными
базами
являлись
:
московская
городская
клиническая
психиатрическая
больница
№
8
им
. 3.
П
.
Соловьева
«
Клиника
неврозов
» (1980-
1986
гг
.)
и
московская
клиническая
психиатрическая
больница
для
детей
и
подростков
№
6 (1986-2004
гг
.).
Амбулаторно
-
поликлинический
прием
проводился
на
кафедре
детской
и
подростковой
психиатрии
,
психотерапии
и
медицинской
психологии
Российской
медицинской
академии
последипломного
образования
(1986-2(
Ю
4
гг
.).
Нес
пациенты
получили
адекватный
объем
клинических
и
параклинических
исследований
.
Психопрофилактическое
применение
ФПРЛ
изучалось
на
практически
здоровых
лицах
(311
чел
.):
врачах
-
психиатрах
и
психотерапевтах
,
клинических
психологах
и
логопедах
-
слушателях
курсов
Российской
медицинской
академии
последипломного
образования
.
Отмечен
положительный
эффект
применения
ФПРЛ
для
повышения
стрессоустойчивости
,
устранения
донозологических
отклонений
на
психическом
и
соматовегетативном
уровнях
,
активизации
умственной
и
творческой
деятельности
.
Предлагаемые
методы
реализовались
в
виде
индивидуальных
,
групповых
или
семейно
-
групповых
сеансов
и
домашних
заданий
и
применялись
самостоятельно
или
в
комплексной
терапии
.
Как
показала
практика
,
методы
ФПРЛ
хорошо
совместимы
с
любыми
видами
краткосрочной
или
пролонгированной
психотерапии
,
психокоррекции
и
психофармакотерапией
,
а
также
экономичны
,
легко
воспроизводимы
и
могут
использоваться
в
медицинских
и
психологических
учреждениях
любого
типа
.
Максимальный
срок
катамнеза
- 22
года
,
средний
- 8,1
года
.
Наименьшее
количество
рецидивов
наблюдалось
при
невротических
расстройствах
,
наибольшее
-
при
зависимости
от
психоактивных
веществ
.
Достигнутые
в
ходе
лечения
и
психопрофилактической
подготовки
результаты
,
как
показывают
динамическое
наблюдение
и
катамнез
,
являются
достаточно
стабильными
.
Наступление
положительных
изменений
в
виде
редукции
проявлений
заболевания
наблюдалось
у
большинства
лиц
,
получавших
данную
помощь
,
уже
на
первом
сеансе
,
в
дальнейшем
этот
оздоровительный
процесс
становился
все
более
заметным
и
дополнялся
позитивными
переменами
в
жизни
пациентов
.
Терапевтический
эффект
чаще
всего
достигался
в
короткие
сроки
,
обычно
не
превышающие
20
сеансов
,
составляя
в
среднем
7-10
сеансов
по
2-3
раза
в
неделю
продолжительностью
1-3
часа
. ()
организовывались
также
5-6-
часовые
психотерапевтические
марафоны
продолжительностью
7-10
дней
.
В
процессе
лечения
пациенты
постепенно
обучались
навыкам
управления
собственным
психоэмоциональным
состоянием
,
приемам
психической
саморегуляции
,
что
было
важно
для
их
последующей
социальной
адаптации
.
Динамическое
наблюдение
,
противорецидивная
терапия
,
поддерживающие
сеансы
,
подтверждая
известную
аксиому
,
снижали
риск
возникновения
повторных
кризисов
.
Автор
книги
(
канд
.
мед
.
наук
,
доцент
Российской
медицинской
академии
последипломного
образования
,
вице
-
президент
Российского
общества
гипнологов
)
организует
курсы
интенсивной
краткосрочной
психотерапии
пограничных
психических
расстройств
и
состояний
зависимости
с
выдачей
патента
на
право
пользования
методиками
интенсивной
психотерапии
.
Продолжительность
обучения
- 1-2
недели
.
Адрес
курсов
: 119334,
Москва
, 5-
й
Донской
проезд
,
д
. 21 «
а
».
Телефон
/
факс
: (095) 954-13-14, 8-916-547-86-80. E-
mail: europsy@mail.ru
Часть
I
ОСНОВЫ
КОГНИТИВНО
-
АНАЛИТИЧЕСКОЙ
СУГГЕСТИВНО
БИХЕВИОРАЛЬНОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ
Глава
1
КОГНИТИВНО
-
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
ЛИЧНОСТИ
Когнитип
личности
.
Поведенческий
цикл
Когнитивно
-
аналитическая
концепция
личности
учитывает
I
нубокие
биопсихосоциальные
основы
формирования
личности
и
и
11(
иснеза
психогенных
заболеваний
и
включает
в
себя
пред
-
Лнилемие
о
функциональной
целостности
поведения
человека
-
и
i
шмодействии
,
взаимовлиянии
различных
уровней
сознания
и
Подсознания
,
психологического
и
психофизиологического
,
социальной
»,
микросоциального
и
биологического
,
индивидуального
иршилого
и
настоящего
и
т
.
д
.
Внутри
этого
индивидуально
специфичного
комплекса
эндопсихического
и
экзопсихического
(
Л
Ф
.
Лазурский
, 1924),
в
структуре
связей
между
уровнями
или
И
*
отдельными
компонентами
возможны
различные
акценты
,
те
ими
иные
варианты
иерархической
зависимости
и
позитивные
(
бес
-
Ципфликтные
)
или
негативные
(
конфликтные
)
взаимоотношения
.
В
соответствии
с
этим
психотерапевтическая
работа
с
пациентами
,
страдающими
пограничными
психическими
или
ад
-|
Нмпиными
расстройствами
может
быть
успешной
лишь
тогда
, (
ни
цп
известно
содержание
и
особенности
вышеназванных
струк
-ivp,
и
соответствии
с
которыми
осуществляется
комплексное
,
мм
'
и
i «
уронневое
воздействие
на
проявления
заболевания
.
Под
личностью
мы
понимаем
индивидуально
специфичную
,
.....
иалыю
обусловленную
,
активную
,
самоосознающую
и
самоор
-
Пшн
дующуюся
,
высокообучаемую
систему
с
когнитивно
опосре
-
дшшппым
восприятием
,
реагированием
,
прогнозированием
и
кон
-||
мнн
'
м
поведения
.
Ее
наиболее
важными
составляющими
являют
-
■
ч
иерархия
отношений
(
А
.
Ф
.
Лазурский
, 1924;
В
.
Н
.
Мясищев
,
12
ГЛАВА
1
КОГНИТИВНО
-
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
13
1960),
мотивационно
-
смысловые
образования
(
А
.
Н
.
Леонтьев
, 1981),
субъективный
образ
«
Я
» (
Р
.
Берне
, 1986;
К
.
Р
.
Роджерс
, 2001)
и
система
установок
(
Д
.
Н
.
Узнадзе
, 1966).
Эти
составляющие
образуют
когнитивные
личностные
конструкты
(
Д
.
Келли
, 1955, 1963, 1969),
когнитивные
стили
(
А
.
Бек
, 2002, 2003),
когнитивные
матрицы
(
Р
.
МакМаллин
, 2001),
когнитивные
схемы
поведения
(
Л
.
Фсстингер
, 1999),
когнитивные
карты
(
Э
.
Толмен
, 1948),
которые
занимают
промежуточное
положение
между
внешними
стимулами
и
ответными
реакциями
личности
.
Активность
личности
субъективно
центрирована
,
обладает
субъективной
значимостью
,
но
имеет
двунаправленный
характер
-
внутриличностный
(
самоанализ
,
самоорганизация
,
самоуправление
и
т
.
п
.)
и
внеличностный
(
социальные
контакты
и
деятельность
,
деятельность
в
целом
и
др
.).
Недоразвитие
когнитивного
уровня
,
как
правило
,
сочетается
с
ретардацией
развития
личности
,
а
снижение
когнитивного
уровня
сопутствует
ее
деградации
.
Согласно
приведенному
выше
определению
в
качестве
инте
-
гративной
базисной
индивидуально
-
психологической
составляющей
личности
мы
выделяем
когнитип
(
когнитивный
тип
),
т
.
е
.
тип
личностно
-
центрированных
когнитивных
операций
,
доминирующий
личностно
-
зависимый
когнитивно
-
поведенческий
стиль
.
Когнитип
представляет
собой
лишь
часть
личности
,
является
ее
отражением
и
в
то
же
время
определяет
поведение
индивидуума
,
особенности
самосознания
и
осознания
внешнего
мира
,
влияет
на
адаптационные
способности
,
особенности
дезадаптации
и
ее
последствия
.
В
соответствии
с
этим
можно
выделить
адаптивные
,
способствующие
адаптации
когнитипы
и
дезадаптивные
,
прогностически
неблагоприятные
,
приводящие
к
дезадаптации
.
Формирование
когнитипа
в
онтогенезе
идет
параллельно
с
развитием
личности
,
интеллекта
и
накоплением
опыта
социального
взаимодействия
.
Диагностика
когнитипа
личности
,
как
и
самой
личности
,
становится
более
точной
после
окончания
пубертата
.
В
более
раннем
возрасте
можно
говорить
лишь
о
тех
или
иных
тенденциях
в
развитии
когнитивных
компонентов
поведения
.
Как
показали
наши
исследования
,
когнитип
не
является
жестко
связанным
с
типом
личности
,
и
различные
акцентуации
характера
и
психопатии
могут
включать
в
себя
различные
или
тождест
-
ненные
когнитивные
типы
или
их
элементы
.
Однако
можно
выделить
наиболее
типичные
варианты
сочетаний
когнитипов
с
теми
пли
иными
вариантами
личностных
структур
в
норме
и
патологии
.
Возможны
также
различные
соотношения
когнитипов
с
духовностью
,
нравственностью
,
интеллектом
,
творческими
способностями
или
социальной
принадлежностью
индивидуума
.
В
связи
с
этим
о
социальной
ценности
тех
или
иных
когнитипов
,
как
и
типов
личности
в
целом
,
можно
говорить
лишь
в
относительном
плане
,
однако
для
условий
микросоциума
в
большей
степени
подходят
их
адаптивные
варианты
,
благоприятствующие
межличностным
контактам
.
Когнитип
является
более
динамичной
структурой
,
чем
тип
личности
и
легче
поддается
психотерапевтическим
и
психокор
-
рекционным
воздействиям
.
Вместе
с
тем
необходимо
отметить
,
что
в
некоторых
случаях
,
например
,
при
наличии
личностной
ригидности
,
угроза
потери
или
действительная
потеря
привычных
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
способны
быть
большей
психотравмой
,
чем
реальные
события
,
которые
со
стороны
могут
быть
оценены
как
психотравмирующие
.
При
этом
субъект
более
склонен
к
сохранению
психологического
конфликта
со
средой
,
чем
к
потере
своего
когнитипа
или
его
элементов
.
Когнитивный
тип
,
будучи
патогенетически
значимым
образованием
,
предрасполагает
к
определенным
тенденциям
осмысления
внутриличностных
и
внеличностных
социальных
или
микросоциальных
явлений
.
В
зависимости
от
своей
структуры
он
может
как
повышать
психологическую
устойчивость
индивидуума
,
защищать
от
психотравмирующих
факторов
,
так
и
являться
потенциальной
или
реализованной
основой
психологических
кризисов
,
пограничных
психических
расстройств
и
состояний
аддикции
.
Когнитивно
-
аналитическая
структура
личности
включает
в
себя
две
составные
части
-
эмоционально
-
поведенческий
потенциал
и
функционально
-
динамическую
систему
(
Н
.
П
.
Захаров
,
1999).
Их
взаимодействие
происходит
в
виде
поведенческих
циклов
,
фиксирующих
сложную
циклическую
последовательность
,
которая
простирается
от
биологического
уровня
личности
до
архивирования
в
памяти
опыта
каждого
поведенческого
акта
(
рис
. 1).
Эмоционально
-
поведенческий
потенциал
,
основа
поведения
,
состоит
из
нескольких
уровней
,
самый
глубинный
из
которых
-
биологический
(
биологический
компонент
мотивационно
-
потребностного
комплекса
:
биологический
уровень
- «
фактография
нейрогенеза
»).
Он
интегрирует
в
себе
генетические
и
онтогенетические
,
прижизненно
полученные
и
получаемые
морфо
-
функциональные
особенности
центральной
нервной
системы
,
которые
имеют
относительную
подвижность
вследствие
действия
процессов
жизнедеятельности
,
взросления
и
старения
,
компенсации
или
декомпенсации
.
Влияние
биологического
уровня
в
той
или
иной
степени
проходит
от
основания
к
вершине
эмоционально
-
поведенческой
пирамиды
,
претерпевая
на
каждой
ступени
определенные
воздействия
и
видоизменяясь
.
Здесь
можно
выделить
такие
биологические
субстраты
,
как
эмоциогенные
и
активирующие
структуры
головного
мозга
,
в
норме
«
аутохтонно
»
обеспечивающие
оптимальный
эмоциональный
фон
и
психический
тонус
,
кроме
этого
-
генетическую
предрасположенность
к
тем
или
иным
формам
психоэмоционального
реагирования
,
наследуемый
потенциал
ин
-
теллектуальных
ресурсов
,
врожденные
и
приобретенные
функциональные
или
органические
особенности
центральной
нервной
системы
,
например
,
такие
как
порог
чувствительности
,
соотношение
между
первой
сигнальной
системой
и
второй
,
пластичность
,
подвижность
или
ригидность
,
инертность
.
Большое
значение
в
модификации
поведения
могут
иметь
возрастные
кризы
и
состояния
,
связанные
с
кратковременной
или
хронической
интоксикацией
при
соматических
заболеваниях
или
злоупотреблении
психоактивными
веществами
,
а
также
синдром
отмены
при
возникновении
зависимости
от
этих
субстанций
.
Функционально
-
динамическая
система
Архивирование
нового
когнитивно
-
эмоционального
опыта
Итоговая
оценочно
-
аналитическая
деятельность
Результирующее
поведение
(
итоговые
эмоционально
-
поведенческие
реакции
)
Адаптивно
-
корригирующая
активность
Развертывание
эмоционально
-
поведенческой
реакции
Санкционирование
деятельности
Проблемно
-
ориентированное
мышление
,
актуализация
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
,
сличение
опыта
и
реальности
,
прогнозирование
и
программирование
поведения
Селекция
первичных
эмоционально
-
поведенческих
тенденций
,
формирование
ведущей
мотивации
Интрапсихическая
и
экстрапсихическая
ориентационно
-
избирательная
и
оценочно
-
аналитическая
активность
Нарушение
баланса
на
психологическом
или
физиологическом
уровне
Эмоционально
-
поведенческий
потенциал
Первичные
эмоционально
-
поведенческие
тенденции
Ориентационно
-
избирательный
и
оценочно
-
аналитический
тонус
Эмоционально
-
поведенческие
стереотипы
Социально
-
психологический
компонент
мотивационно
-
потребностного
комплекса
отношение
к
проблемам
,
психологические
установки
,
личностный
смысл
,
архивированная
каузальная
атрибуция
личностные
конструкты
субъективные
концепты
концептуально
ценностный
коммплекс
когнитивно
-
эмоциональный
опыт
("
фактография
психогенеза
")
Биологический
компонент
мотивационно
-
потребностного
комплекса
биологический
уровень
("
фактография
нейрогенеза
"}
рис
. 1.
Когнитивно
-
аналитическая
структура
личности
и
поведенческого
цикла
Биологический
уровень
формирует
поток
соответствующих
биологически
ориентированных
мотиваций
и
потребностей
(
биологический
компонент
мотивационно
-
потребностного
комплекса
).
Они
в
определенной
степени
модифицированы
, «
окультурены
»
благодаря
интериоризации
социальных
нормативов
,
происходящей
в
процессе
развития
индивидуума
,
накопления
все
более
возрастающего
объема
опыта
личностно
-
социального
взаимодействия
(
на
рис
.
1
-
когнитивно
-
эмоциональный
ОПЫТ
- «
фактография
психогенеза
»).
Когнитивно
-
эмоциональное
содержание
этого
опыта
-
непосредственного
и
опосредованного
,
персонального
и
трансперсонального
-
представляет
собой
накопленную
и
заряженную
соответствующим
аффектом
информацию
,
впечатления
,
начиная
с
самых
ранних
этапов
онтогенеза
.
Одним
из
важных
моментов
здесь
является
влияние
значимых
лиц
собственного
прошлого
.
По
мере
развития
личности
это
гетерогенное
влияние
все
более
дополняется