Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1763

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

осуществлена

 

на

 

втором

 

сеансе

На

 

нем

 

больная

 

с

 

выраженными

 

эмоциональными

 

реакциями

 

страха

в

 

обратном

 

хронологическом

 

порядке

 

вспомнила

 

четыре

 

психотравмирующих

 

события

Первое

 

из

 

них

 

произошло

 

в

 

возрасте

 15 

лет

Тогда

 

ночью

 

пациентка

 

увидела

 

сон

как

 

будто

 

она

 

идет

 

по

 

длинному

 

коридору

в

 

конце

 

его

 

видит

 

отрывной

 

календарь

отрывает

 

листок

 

с

 

датой

оглядывается

 

в

 

сторону

а

 

там

в

 

гробу

 

лежит

 

ее

 

дед

мертвый

почему

-

то

 

маленький

 

по

 

сравнению

 

с

 

гробом

несоразмерно

 

большим

 

для

 

него

Через

 

несколько

 

месяцев

 

дедушка

 

действительно

 

умер

и

как

 

ни

 

странно

именно

 

в

 

тот

 

день

который

 

больная

 

видела

 

на

 

календарном

 

листке

который

 

оторвала

В

 

гробу

 

и

 

дед

и

 

его

 

гроб

 

выглядели

 

именно

 

так

как

 

во

 

сне

Во

 

время

 

сеанса

 

ей

 

был

 

задан

 

вопрос

о

 

чем

 

она

 

думала

 

тогда

когда

 

умер

 

дед

пациентка

 

ответила

: «

Я

 

могу

 

вызвать

 

смерть

 

других

 

людей

 

своими

 

сновидениями

Мне

 

нельзя

 

видеть

 

сны

чтобы

 

никто

 

не

 

умер

». 

Хронологически

 

и

 

по

 

смыслу

 

это

 

совпадает

 

с

 

моментом

 

появления

 

ночной

 

бессонницы

 

и

 

ночной

 

тревожности

Второе

 

впечатление

 

относилось

 

к

 

возрасту

 9 

лет

 - 

на

 

нее

 

с

 

вышки

когда

 

она

 

проплывала

 

под

 

ней

 

на

 

надувном

 

круге

упал

 «

невнимательный

» 

ныряльщик

Девочка

как

 

и

 

ныряльщик

получила

 

ушиб

 

головы

аспирировала

 

много

 

воды

оба

 

тонули

однако

 

были

 

спасены

На

 

вопрос

 

о

 

мыслях

которые

 

возникли

 

у

 

нее

 

в

 

связи

 

с

 

этим

ответила

«

Плавать

 

опасно

смерть

 

придет

 

неожиданно

Парень

 

меня

 

чуть

 

не

 

убил

Больше

 

никогда

 

в

 

воду

 

не

 

пойду

». 

Третье

 

впечатление

 

относилось

 

к

 

возрасту

 5 

лет

когда

 

она

 

заигралась

 

в

 

песочнице

 

вечером

 

одна

и

 

на

 

нее

 

посягал

 

педофил

До

 

изнасилования

 

дело

 

не

 

дошло

ограничившись

  «

извращенной

 

пальпацией

» 

ребенка

Центральное

 

заключение

оставшееся

 

после

 

этого

 

случая

 

у

 

пациентки

: «

Страшный

непонятный

противный

 

дядька

Нужно

 

быть

 

всегда

 

рядом

 

с

 

мамой

». 

Наконец

четвертое

 

воспоминание

 

относилось

 

к

 

моменту

когда

 

рождалась

 

сама

 

пациентка

Во

 

время

 

сеанса

 

она

 

пережила

 

вновь

 

впечатления

 

собственных

 

тяжелых

 

родов

при

 

этом

 

извивалась

как

 

будто

 

проходит

 

по

 

родовым

 

путям

стонала

плакала

жаловалась

 

на

 

головную

 

боль

высказывалась

: «

Голове

 

больно

Голова

 

как

 

тыква

Мне

 

тесно

Страшные

 

роды

страшные

 

роды

Не

 

хочу

 

больше

». 

В

 

анамнезе

 

у

 

пациентки

 

действительно

 

были

 

тяжелые

 

роды

асфиксия

экстракраниальная

 

гематома

наложение

 

щипцов

Каждое

  «

ожившее

» 

воспоминание

 

было

 

сразу

 

освобождено

 

во

 

время

 

сеанса

 

от

 

эмоциональных

 

наслоений

 

по

 

описанной

 

выше

 

схеме

 

в

 

сопровождении

 

символических

 

контактных

 

пассов

Общий

 

эффект

 

этого

 

сеанса

 

был

 

удовлетворительным

пациентка

 

отмечала

 

появление

 

забытого

 

чувства

 

приятной

 

спокойной

 

усталости

как

 

будто

 

проделала

 

какую

-

то

 

тяжелую

 

и

 

важную

 

работу

 

и

 

сняла

 

с

 

себя

 

многолетний

 

груз

В

 

течение

 2 

дней

 

до

 

следующего

 

сеанса

 

чувствовала

 

некоторую

 

психомоторную

 

заторможенность

 

и

 

душевную

 

анестезию

Ночью

 

спала

 

с

 

назначенными

 

снотворными

 

средствами

Можно

 

по

-

разному

 

относиться

 

к

 

первому

 

и

 

четвертому

 

воспоминаниям

 

пациентки

 - 

как

 

к

 

реальным

 

воспоминаниям

или

 

реальным

 

совпадениям

или

 

как

 

к

 

когнитивно

-

эмоциональным

 

построениям

основанным

 

на

 

ложных

 

заключениях

 

на

 

основе

 

полученной

 

от

 

других

 

информации

однако

 

логика

 

болезни

 

и

 

структура

 

страхов

 

пациентки

 

с

 

большой

 

долей

 

вероятности

 

являются

 

производными

 

этих

 

переживаний

Каждая

 

интерпретация

 

этих

 

психотравм

 

рождала

 

соответствующую

 

концепцию

 

и

 

тождественный

 

ей

 

вид

 

страха

приобретая

 

хронический

 

характер

 

в

 

силу

 

естественной

 

когнитивной

 

и

 

эмоциональной

 

уязвимости

 

ребенка

Так

заключение

: «

Я

 

могу

 

вызвать

 

смерть

 

других

 

людей

 

своими

 

сновидениями

Мне

 

нельзя

 

видеть

 

сны

чтобы

 

никто

 

не

 

умер

», 

переросло

 

в

 

страх

 

сна

 

вообще

особенно

 

ночного

 

и

 

лишило

 

ее

 

ночного

 

сна

так

 

как

 

она

 

видела

 

«

пророческий

» 

сон

 

именно

 

ночью

«

Плавать

 

опасно

смерть

 

придет

 

неожиданно

Парень

 

меня

 

чуть

 

не

 

убил

Больше

 

никогда

 

в

 

воду

 

не

 

пойду

» 

модифицировалось

 

в

 

страх

 

воды

а

 

совместно

 

с

 

последующим

 

впечатлением

  «

Страшный

непонятный

противный

 

дядька

Нужно

 

быть

 

всегда

 

рядом

 

с

 

мамой

», 

в

 

сочетании

 

с

 

отрицательным

 

впечатлением

 

от

 

юноши

-

ныряльщика

 

стало

 

основой

 

боязни

 

лиц

 

мужского

 

пола

«

Голове

 

больно

Голова

 

как

 

тыква

Мне

 

тесно

Страшные

 

роды

страшные

 

роды

Не

 

хочу

 

больше

» 

привело

 

к

 

страху

 

беременности

 

и

 

родов

а

 

также

возможно

и

 

замкнутых

 

помещений

усилив

 

настороженное

 

отношение

 

к

 

мужчинам

 

как

 

источнику

 

и

 

этой

 

неприятности

 (

беременности

 

и

 

родов

). 

Эти

 

интерпретации

 

и

 

концепции

 

сформировали

 

глобальную

 

ядерную

 

концепцию

: «

Мир

 

очень

 

опасен

Всегда

И

 

днем

и

 

ночью

И

 

везде

Я

 

сама

 

для

 

себя

 

опасна

Нужно

 

постоянно

 

быть

 

начеку

следить

 

за

 

всем

все

 

держать

 

под

 

контролем

чтобы

 

вовремя

 

заметить

 

опасность

Там

где

 

нельзя

 

управлять

 

событиями

лучше

 

не

 

показываться

а

 

еще

 

лучше

 

вообще

 

держаться

 

подальше

 

от

 

всего

». 

Эти

 

когнитивные

 

моменты

 

обсуждались

 

на

 

следующих

 

встречах

 

с

 

пациенткой

всесторонне

 

рассматривалась

 

их

 

ложность

во

 

время

 

очередных

 

сеансов

 

гипноза

 

им

 

противопоставлялись

 

альтернативные

 

адаптивные

 

концепции

Было

 

объяснено

что

 

инфантильная

 

часть

 

пациентки

 

ошибочно

 

воспринимает

 

некоторые

 

события

 

и

 

ситуации

нелепо

 

и

 

неадекватно

 

применяя

 

детскую

 

логику

 

и

 

эмоциональность

В

 

то

 

же

 

время

 

сама

 

пациентка

 

была

 

оценена

 

очень

 

взрослой

 

во

 

всем

 

остальном

и

 

в

 

этом

 

остальном

 

даже

 

более

 

мудрой

 

и

 

сильной

чем

 

многие

 

другие

доказав

 

это

 

своей

 

удачной

 

деятельностью

 

в

 

сфере

 

бизнеса

При

 

возникновении

 

страха

 

ей

 

было

 

дано

 

задание

 

доводить

 

мысли

 

до

  «

первоисточников

», 

сравнивать

 

их

 

с

 

актуальной

 

ситуацией

 

и

 

убеждаться

 

в

 

их

 

несопоставимости

убеждать

 

и

 

свою

 

детскую

 

часть

 

в

 

этом

Пациентка

 

носила

 

с

 

собой

 

тексты

 

с

 

контраргументацией

 

для

 

каждого

 

случая

Было

 

проведено

 

еще

 4 

гипнотических

 

сеанса

в

 

которых

 

использовались

 

прямые

 

и

 

косвенные

 

внушения

имевшие

 

своей

 

основой

 

следующую

 

расширенную

 

адаптивную

 

концепцию

«

Детство

 

закончилось

Я

 

большая

я

 

взрослая

Я

 

умная

 

и

 

сильная

Я

 

осознала

 

детские

 

ошибки

В

 

моей

 

жизни

 

были

 

миллиарды

 

событий

дел

 

и

 

встреч

и

 

из

 

них

 

лишь

 4 

оказались

 

неприятными

 - 

это

 

значит

что

 

моя

 

жизнь

 

складывается

 

удачно

все

 

идет

 

хорошо

я

 

могу

 

смело

 

доверять

 

своей

 

судьбе

своей

 

душе

своему

 

уму

своему

 


background image

здоровью

 

и

 

вообще

 

себе

Я

 

исправила

 

детские

 

ошибки

Я

 

могу

 

доверять

 

себе

своей

 

психике

своим

 

снам

своему

 

ра

-

зуму

своему

 

сознанию

 

и

 

подсознанию

Мир

 

на

 

самом

 

деле

 

добр

 

ко

 

мне

поэтому

 

у

 

меня

 

реально

 

все

 

хорошо

Я

 

могу

 

смело

 

доверять

 

миру

другим

 

людям

Нет

 

необходимости

 

трястись

 

каждую

 

секунду

 

и

 

ждать

 

опасности

Нет

 

необходимости

 

все

 

контролировать

потому

 

что

 

все

 

само

 

по

 

себе

 

складывается

 

хорошо

нужно

 

лишь

 

не

 

мешать

 

этому

Я

 

столько

 

труда

 

вложила

 

в

 

то

чтобы

 

натренировать

 

свою

 

способность

 

контролировать

 

себя

 

и

 

других

что

 

буквально

 

натерла

 

мозоли

 

на

 

контролирующих

 

системах

я

 

зани

-

малась

 

культуризмом

 

контроля

у

 

моих

 

контролирующих

 

систем

 

гипертрофированные

 

психологические

 

мускулы

Теперь

 

я

 

могу

 

успокоиться

 

и

 

полностью

 

доверять

 

им

я

 

могу

 

спокойно

 

забыть

 

о

 

контроле

все

 

само

 

по

 

себе

автоматически

 

будет

 

происходить

 

в

 

благоприятном

 

режиме

Я

 

буду

 

использовать

 

силу

 

контролирующих

 

систем

 

для

 

того

чтобы

 

чувствовать

 

себя

 

свободной

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

защищенной

Даже

 

альпинисты

даже

 

летчики

 

испытатели

 

получают

 

удовольствие

 

от

 

своих

 

занятий

 

и

 

работы

хотя

 

их

 

деятельность

 

реально

 

опасна

Мне

 

достаточно

 

обычных

 

мер

 

предосторожности

 

с

 

огнем

электричеством

высотой

на

 

дороге

в

 

воде

Самых

 

обычных

 

мер

потому

 

что

 

я

 

не

 

занимаюсь

 

ничем

 

экстремальным

А

 

если

 

бы

 

и

 

занималась

то

 

не

 

тряслась

 

бы

а

 

получала

 

удовольствие

Я

 

могу

 

быть

 

спокойной

 

везде

и

 

всегда

и

 

с

 

любыми

 

людьми

Спокойный

 

разум

 

больше

 

поможет

 

мне

чем

 

испуганный

 

и

 

загнанный

 

в

 

угол

Нет

 

смысла

 

контролировать

 

все

 

и

 

везде

 - 

это

 

лишает

 

удовольствия

 

жить

жизнь

 

теряет

 

смысл

 

без

 

ощущения

 

радости

 

и

 

свободы

Я

 

доверяю

 

естественным

 

силам

 

моей

 

природы

 

и

 

естественной

 

мудрости

 

человеческого

 

общества

Я

 

избавилась

 

от

 

детской

 

глупости

Жить

 

смело

радовать

 

себя

 

и

 

других

Всегда

 

и

 

везде

Приятно

 

быть

 

взрослой

обладать

 

возможностями

 

взрослой

Я

 

уверена

 

в

 

себе

 

и

 

в

 

своих

 

силах

Справлюсь

 

с

 

любой

 

проблемой

!». 

Кроме

 

этого

 

во

 

время

 

сеансов

 

пациентке

 

внушалась

 

визуализация

 

ситуаций

 

и

 

мест

в

 

которых

 

ранее

 

у

 

нее

 

возникала

 

тревога

 

и

 

другие

типичные

 

для

 

нее

 

проблемы

При

 

этом

 

внушалось

 

спокойное

 

и

 

комфортное

 

состояние

Содержание

 

этих

 

внушений

 

пациентка

 

далее

 

повторяла

 

во

 

время

 

ролевых

 

тренингов

 

и

 

самостоятельных

 

релаксационно

-

суггестивных

 

занятий

 

перед

 

подобными

 

ситуациями

В

 

процессе

 

динамического

 

наблюдения

 

про

-

водились

 

поддерживающие

 

сеансы

Через

 

месяц

 

после

 

начала

 

Глава

 20

 

TABULA RASA

 

Tabula rasa - «

чистая

 

доска

» - 

чистое

незаполненное

 

состояние

 

разума

 - 

метафора

шра

тренинг

явное

 

и

 

скрытое

 

внушение

 

оптимальных

 

адаптивных

 

концепций

 

существования

стратегий

 

мышления

 

и

 

поведения

тренировка

 

психологической

 

пластичности

Метод

 

предполагает

 

глубокий

 

эмпатический

 

контакт

 

с

 

пациентом

 

и

 

его

 

полное

 

доверие

уважение

 

к

 

психотерапевту

Проводится

 

в

 

конце

 

когнитивно

 

направленной

 

работы

когда

 

на

 

уровне

 

сознания

 

достигнуто

 

принятие

 

адаптивных

 

концепций

 

и

 

когнитивно

-

поведенческих

 

моделей

Пациента

 

вводят

 

в

 

состояние

 

гипнотического

 

транса

 

или

 

внушают

 

релаксацию

Дают

 

вводную

 

метафору

отражающую

 

образ

 

чистоты

 

и

 

свободы

например

вид

 

сверкающей

 

мостовой

 

после

 

летнего

 

дождя

Далее

 

предлагается

 

расслабиться

 

и

 

на

 

некоторое

 

время

 

забыть

 

все

 

свои

 

идеи

взгляды

 

и

 

оценочные

 

суждения

 

относительно

 

себя

 

и

 

других

полностью

 

освободиться

 

от

 

каких

-

либо

 

вариантов

 

мировоззрения

 

и

 

полностью

 

соглашаться

 

с

 

высказываниями

 

психотерапевта

подтверждая

 

свое

 

согласие

 

утверждениями

: «

Абсолютно

 

согласен

Полностью

 

верю

 

Вам

Полностью

 

принимаю

 

это

До

 

глубины

 

души

 

согласен

!». 

Психотерапевт

 

далее

 

задает

 

вопросы

 

и

 

проверяет

 

степень

 

усвоения

 

информации

 - 

насколько

 

быстро

 

и

 

правильно

соответственно

 

услышанному

отвечает

 

пациент

Подобный

 

сеанс

 

несколько

 

раз

 

повторяется

 

в

 

процессе

 

лечения

_

 

Глава

 21

 

ТРЕНИНГ

 

ПЛАСТИЧНОСТИ

 

(

КОРРЕКЦИЯ

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ

 

РИГИДНОСТИ

)

 

Психотерапевтическая

 

резистентность

 

и

 

личностная

 

ригидность

 - 

различные

 

варианты

 

психологического

 

сопротивления

 

и

 

устойчивые

 

стереотипы

 

дезадаптивного

 

поведения

 - 

входят

 

в

 

число

 

основных

 

причин

 

затруднений

 

в

 

психотерапевтической

 

работе

Механизмы

 

их

 

возникновения

 

могут

 

быть

 

связаны

 

с

 

ценностью

 

и

 

выгодностью

 

симптомов

 

болезни

 

или

 

субъективных

 

когнитивных

 

позиций

  (

неадекватных

 

концепций

касающихся

 

взаимоотношений

 

с

 

миром

 

и

 

соответствующих

 

стратегий

 

поведения

). 

В

 

других

 

случаях

 

играют

 

роль

 

неприятие

 

личности

 

психотерапевта

 

или

 

поверхностный

 

уровень

 

психотерапевтического

 

воздействия

Кроме

 

этого

могут

 

иметь

 

значение

выраженное

 

негативное

 

эмоциональное

 

сопровождение

 

симптоматики

глубинные

 

неосознаваемые

 

факторы

преморбидная

 

врожденная

 

или

 

нажитая

 

в

 

ходе

 

развития

 

заболевания

 

ригидность

затрагивающая

 

ней

-

ропсихологический

 

уровень

имеющая

например

психоорганический

 

генез

 

и

 

т

п

Тренинг

 

пластичности

 

направлен

 

на

 

побуждение

 

пациента

 

к

 

изменению

 

негативных

 

стратегий

 

существования

дестабилизацию

 

застойных

 

дезадаптирующих

 

поведенческих

 

стереотипов

 

и

 

развитие

 

пластичности

Основа

 

методики

 - 

многоуровневая

 

модель

 

нейтрализации

 

психотерапевтической

 

резистентности

 

и

 

личностной

 

ригидности

 

с

 

активацией

 

пластичности

 

в

 

различных

 

сферах

 

мышления

восприятия

 

и

 

переработки

 

информации

При

 

этом

 

позитивные

 

изменения

 

затрагивают

 

как

 

нейрофизиологический

так

 

и

 

личностный

 

уровни

формируя

 

благоприятную

 

основу

 

для

 

усвоения

 

новых

адаптивных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стратегий

Психотерапевтический

 

комплекс

 

включает

 

в

 

себя

 

общие

 

и

 

специальные

 

лечебно

-

коррекционные

 

воздействия

 

(

общий

 

и

 

специальный

 

тренинг

 

пластичности

). 

Реализация

 

этого

 

комплекса

 

осуществляется

 

в

 

виде

 

сеансов

предваряющих

 

или

 

сопровождающих

 

любые

 

другие

 

методы

 

психотерапии

и

 

включает

 

в

 

себя

 

также

 

специальные

 

домашние

 

задания

которые

 

выполняет

 

пациент

Первоначально

 

выявляют

 

патологические

 

дезадаптивные

 

когнитивно

-

поведенческие

 

стратегии

 

и

используя

 


background image

приемы

 

прямого

 

и

 

косвенного

 

воздействия

формируют

 

у

 

пациента

 

мотивацию

 

избавления

 

от

 

них

 

и

 

принятия

освоения

 

позитивных

адаптивных

 

стратегий

 

мышления

 

и

 

поведения

На

 

этом

 

основании

 

внушают

 

концепцию

 

ведущей

 

роли

 

психологической

 

инертности

 

и

 

р

.

игид

-

ности

 

в

 

сохранении

 

и

 

поддержании

 

патологических

 

отклонений

До

 

сведения

 

пациента

 

доводят

что

 

целью

 

метода

 

является

 

дестабилизация

 

патологической

 

доминанты

улучшение

 

подвижности

 

нервной

 

системы

 

и

 

мыслительных

 

процессов

 

для

 

повышения

 

готовности

 

к

 

усвоению

 

новых

позитивных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

схем

 

и

 

освобождения

 

от

 

устоявшихся

 

негативных

 

стереотипов

являющихся

 

помехой

 

для

 

гармоничной

 

жизни

Параллельно

 

оценивают

 

степень

 

психотерапевтической

 

ре

-

зистентности

 

и

 

личностной

 

ригидности

Это

 

осуществляют

 

путем

 

выявления

 

и

 

анализа

 

реакций

 

пациента

 

на

 

предлагаемые

 

рекомендации

убеждения

 

и

 

суггестию

 

и

 

регистрации

 

темпа

 

переформирования

 

негативных

 

стереотипов

 

в

 

позитивные

Разрабатывают

 

индивидуальную

 

схему

 

повышения

 

уровня

 

пластичности

 

в

 

сферах

 

наглядно

-

образного

наглядно

-

действенного

 

и

 

понятийно

-

логического

 

мышления

Формируют

 

для

 

каждой

 

из

 

них

 

набор

 

доступных

индивидуально

 

приемлемых

 

действий

 

и

 

операций

описываемых

 

ниже

которые

 

обладают

 

как

 

ней

-

рокоррекционно

-

тренирующим

 

потенциалом

так

 

и

 

суггестивным

фиксирующим

 

через

 

метафору

скрытый

 

смысл

 

идею

 

инициации

 

и

 

реализации

 

перемен

Затем

 

в

 

соответствии

 

с

 

разработанной

 

схемой

 

осуществляют

 

последовательное

 

поэтапное

 

суггестивное

 

воздействие

 

в

 

состоянии

 

бодрствования

 

пациента

Общий

 

тренинг

 

пластичности

 

На

 

этом

 

этапе

 

меняют

 

стереотипы

 

поведения

 

в

 

областях

не

 

затрагивающих

 

собственно

 

патологию

охватывая

 

максимально

 

широкий

 

диапазон

 

поведенческих

 

реакций

рекомендуя

 «

изменить

 

все

что

 

можно

 

изменить

». 

При

 

этом

 

используют

 

приемы

 

абсурдизации

юмор

гротеск

  (

см

. «

Метод

 

психомоделирующего

 

гротеска

»), 

которые

 

применяются

 

в

 

специальных

 

вопросах

-

ответах

 

и

 

домашних

 

заданиях

Пациенту

 

дают

 

инструкцию

 

высказывать

 

утверждения

 

и

 

отвечать

 

на

 

вопросы

отклоняясь

 

от

 

общепринятых

 

схем

например

меняя

 

порядок

 

слов

 

в

 

предложении

 

или

 

голос

 (

говорить

 

шепотом

нараспев

 

или

 

слишком

 

громко

), 

или

 

заведомо

 

неправильно

абсурдно

Вопросы

 

задает

 

психотерапевт

а

 

в

 

домашних

 

условиях

  -

соответствующим

 

образом

 

подготовленные

 

родители

другие

 

члены

 

семьи

 

или

 

пациент

 

самому

 

себе

Утверждения

 

и

 

вопросы

 

могут

 

касаться

 

имени

возраста

пола

расовой

 

принадлежности

рода

 

занятий

 

пациента

времени

 

года

ситуации

 

в

 

стране

состава

 

правительства

 

и

 

т

п

Кроме

 

этого

 

тренируют

  «

обратные

 

действия

»: 

использование

 

левой

 

руки

 

вместо

 

правой

  (

у

 

правшей

при

 

употреблении

 

пищи

чистке

 

зубов

выполнении

 

других

 

действий

необычные

 

варианты

 

походки

  (

боком

задом

 

наперед

на

 

цыпочках

с

 

прыжками

 

на

 

одной

 

ноге

 

и

 

т

п

.). 

Изменяют

 

привычную

 

локализацию

 

в

 

пространстве

 

квартиры

врачебного

 

кабинета

 

и

 

других

 

местах

Проводят

 

доступные

 

изменения

 

интерьера

 

в

 

квартире

 

и

 

на

 

рабочем

 

месте

 

пациента

Модифицируют

 

в

 

допустимых

 

пределах

 

стиль

 

самопрезентации

 - 

прическу

цвет

 

волос

манеру

 

одеваться

 

и

 

высказываться

мимико

-

пантомимический

 

стереотип

При

 

алкогольной

 

зависимости

 

для

 

сепарации

 

от

 

провоцирующей

 

среды

отказа

 

от

 

социально

-

зависимых

 

ритуалов

 

и

 

стереотипов

 

употребления

 

алкоголя

 

в

 

условиях

 

социального

 

контакта

 

осваивают

 

свободное

 

выполнение

 

действий

выделяющих

 

пациента

 

среди

 

других

 

людей

но

 

не

 

связанных

 

первоначально

 

с

 

алкоголизацией

Это

 

может

 

быть

 

употребление

 

пищи

 

другой

 

рукой

 

или

 

без

 

столовых

 

приборов

руками

 

или

 

из

 

посуды

значительно

 

отличающейся

 

от

 

остальной

 

и

 

т

п

Освоение

 

такого

 

не

стереотипного

 

поведения

 

оказывает

 

косвенное

 

суггестивное

 

действие

формирующее

 

стереотип

 

независимого

 

поведения

 

и

 

подготавливающее

 

реакцию

 

отказа

 

от

 

алкоголя

 

в

 

ситуации

 

общения

 

с

 

лицами

употребляющими

 

спиртные

 

напитки

Специальный

 

тренинг

 

пластичности

 

Следующей

 

задачей

решаемой

 

уже

 

с

 

помощью

 

специального

 

тренинга

 

пластичности

является

 

дестабилизация

 

сложившегося

 

представления

 

о

 

психотравмирующих

 

объектах

 

или

 

субъектах

  -

здесь

 

используют

 

разнообразные

 

варианты

 

интерпретации

 

и

 

субъективной

 

модификации

 

этих

 

факторов

 

соответственно

 

специализации

 

различных

 

когнитивных

 

и

 

сенсорных

 

систем

Этому

 

процессу

как

 

правило

сопутствует

 

психологическая

 

десенсибилизация

 

по

 

отношению

 

к

 

психотравмирующим

 

объектам

Важно

 

придавать

 

интерпретациям

 

и

 

модификациям

 

ситуаций

 

или

 

других

 

людей

 

и

 

объектов

 

позитивный

 

характер

контрастный

 

по

 

отношению

 

к

 

первоначальному

негативному

 

восприятию

Решающее

 

значение

 

имеет

 

изменение

 

глубоких

 

дезадаптирующих

 

концепций

Нейтрализация

 

ригидных

 

шаблонов

 

патологического

 

реагирования

 

облегчается

 

при

 

использовании

 

метода

 

контрастных

 

переживаний

комплекс

 

приемов

 

которого

 

имеет

 

целью

 

обесценивание

 

патологических

 

переживаний

 

пациента

 

через

 

параллельное

 

включение

 

и

 

переживание

 

дополнительных

 

альтернативных

отвлекающих

позитивных

 

или

 

негативных

 

мыслей

образных

 

представлений

ощущений

 

и

 

эмоций

При

 

этом

 

разрабатывают

 

противоположные

 

вербально

-

логические

 

и

 

семантические

 

модификации

-

интерпретации

Они

 

касаются

 

нового

 

построения

 

фраз

имеющих

 

отношение

 

к

 

заболеванию

 

пациента

, «

смены

 

ярлыков

» - 

использования

 

новых

 

терминов

 

и

 

формулировок

переименования

 

психотравмирующих

 

объектов

 

и

 

ситуаций

Негативные

 

вербальные

 

образования

укреплявшие

 

ранее

 

патологическую

 

симптоматику

заменяют

 

позитивными

например

при

 

фобиях

 

может

 

использоваться

 

интерпретация

: «

Как

 

хорошо

что

 

есть

 

то

что

 

так

 

сильно

 

пугает

 

меня

, - 

это

 

позволяет

 

мне

 

полнее

 

оценить

 

другие

 

моменты

 

жизни

 - 

минуты

 

покоя

 

или

 

радости

». 

Для

 

того

 

чтобы

 

альтернативные

 

построения

 

действовали

 

желательным

 

образом

пациент

 

должен

 

в

 

них

 

верить

 - 

это

 

обеспечивается

 

предшествующей

 

когнитивно

-

рациональной

 

подготовкой


background image

Могут

 

быть

 

использованы

 

уменьшительные

 

или

 

юмористические

 

переименования

 

и

 

неологизмы

  (

см

. «

Метод

 

психомоделирующего

 

гротеска

»). 

С

 

момента

 

переименования

 

стараются

 

использовать

 

только

 

новые

 

названия

 

и

 

фор

-

мулировки

несущие

 

в

 

себе

 

позитивный

 

эмоциональный

 

заряд

Значительным

 

психокоррекционным

 

потенциалом

уменьшающим

 

проявления

 

психологической

 

резистентности

 

и

 

ригидности

 

обладает

 

тренинг

 

позитивных

 

ассоциаций

Целью

 

этого

 

метода

 

является

 

вытеснение

 

стереотипа

 

отрицательного

 

ассоциирования

 

и

 

фиксация

 

на

 

уровне

 

сознания

 

и

 

подсознания

 

ассоциаций

 

психотерапевтического

 

значения

Визуальные

 

модификации

 

представляют

 

собой

 

нестандартные

 

визуализации

 - 

зрительное

 

воображение

 

психотравмирующих

 

ситуаций

 

и

 

объектов

 

с

 

какими

-

либо

 

дополнениями

 

или

 

исключениями

новыми

 

ракурсами

уменьшением

 

размеров

 

или

 

цветовой

 

насыщенности

воображаемого

 

расстояния

 

до

 

них

 

и

 

т

п

Весьма

 

эффективно

 

использование

 

визуального

 

гротеска

необычных

в

 

т

ч

абсурдных

 

видоизменений

 

образов

  (

см

. «

Метод

 

психомоделирующего

 

гротеска

»). 

Визуально

-

праксические

 

модификации

 

включают

 

в

 

себя

 

необычные

 

графические

аппликационные

объемные

 

(

лепка

 

из

 

пластилина

 

и

 

др

.) 

и

 

иные

 

изображения

 

психотравмирующих

 

ситуаций

 

или

 

объектов

При

 

этом

 

также

 

можно

 

использовать

 

стиль

 

аб

-

сурдизации

 

и

 

гротеска

 

в

 

привнесении

 

дополнений

 

в

 

проблемное

 

изображение

 

или

 

динамическое

постепенное

 

изменение

 

размеров

 

изображения

 - 

увеличение

 

или

 

уменьшение

В

 

последних

 

случаях

 

изменение

 

негативно

-

стереотипных

 

реакций

 

происходит

 

за

 

счет

 

многократного

 

рисования

 

от

 

макрорисунков

 

к

 

микрорисункам

 

или

 

наоборот

Для

 

этого

 

используется

 

заранее

 

подготовленная

 

бумага

 

соответствующего

 

формата

Уменьшение

 

размеров

 

содержит

 

в

 

себе

 

косвенную

 

суггестию

 

уменьшения

 

значения

 

изображаемого

постепенное

 

увеличение

  «

дозы

» 

адаптирует

 

к

  «

психоаллергену

» 

и

 

нейтрализует

 

отрицательные

 

реакции

Целесообразно

 

использовать

 

также

 

модификации

 

написания

 

наименования

 

психотравмирующего

 

объекта

 

или

 

отрицательных

 

эмоциональных

 

состояний

Так

многократное

 

написание

 

слов

 

«

М

 

Е

 

Т

 

р

 

о

 » 

и

  «

С

 

Т

 

Р

 

а

 

х

 » 

с

 

уменьшением

 

букв

 

от

 

первых

 

к

 

последним

 

суггестивно

-

образно

 

уменьшает

 

и

 

степень

 

отрицательных

 

переживаний

связанных

 

с

 

высотой

 (

К

Бессер

-

Зигмунд

, 1997). 

Стереотип

 

общей

 

негативной

 

эмоциональной

 

настроенности

депрессивные

 

тенденции

 

изменяют

 

с

 

помощью

 

метода

 

кумуляции

 

радости

Эффективным

 

является

 

сочетание

 

кумуляции

 

радости

 

с

 

методом

 

позитивным

 

символическим

 

опосредованием

позволяющим

 

увеличивать

 

объем

 

позитивных

 

мыслей

 

и

 

эмоций

осуществлять

 

их

 

расширение

распространение

 

на

 

возможно

 

более

 

широкий

 

класс

 

явлений

 

и

 

проводить

 

опосредованное

 

само

-

внушение

 

избавления

 

от

 

стереотипа

 

нездоровых

 

реакций

Важным

 

методом

обеспечивающим

 

устойчивость

 

достигнутых

 

положительных

 

эффектов

является

 

нейтрализация

 

патогенных

 

триггеров

 

негативного

 

поведения

Кроме

 

этого

 

для

 

преодоления

 

психологической

 

и

 

психотерапевтической

 

ригидности

 

используются

 

ролевые

 

тренинги

отражающие

 

идею

 

перемен

фиксирующие

 

новые

 

модели

 

мышления

 

и

 

поведения

Сценарии

 

таких

 

тренингов

 

могут

 

реалистически

 

отражать

 

проблемные

 

ситуации

 

или

 

модифицируются

 

с

 

помощью

 

психомоделирующего

 

гротеска

 

через

 

создание

 

нестереотипных

неожиданных

иногда

 

комических

 

для

 

пациента

 

ситуаций

которые

 

вызывают

 

взрыв

 

радости

удивления

 

и

 

повышают

 

психологическую

 

пластичность

Конкретные

 

варианты

 

разрыва

 

стереотипов

 

зависят

 

от

 

возраста

интеллектуального

 

уровня

 

и

 

степени

 

развития

 

чувства

 

юмора

 

у

 

пациента

важно

чтобы

 

они

 

были

 

безопасны

 

и

 

приемлемы

 

с

 

морально

-

этических

 

позиций

Для

 

коррекции

 

психотерапевтической

 

резистентности

 

и

 

личностной

 

ригидности

 

проводится

 

индивидуально

 

необходимое

 

количество

 

сеансов

критерием

 

успеха

 

здесь

 

являются

 

позитивные

 

перемены

 

в

 

поведении

 

пациента

Основная

 

часть

 

рассмотренных

 

манипуляций

 

проводится

 

ежедневно

 

от

 10 

до

 20 

раз

 

в

 

сутки

полученные

 

навыки

 

далее

 

самостоятельно

 

используются

 

пациентами

 

для

 

улучшения

 

социальной

 

адаптации

в

 

т

ч

перед

 

пси

-

хотравмирующими

 

ситуациями

 

и

 

при

 

непосредственном

 

нахождении

 

в

 

них

Глава

 22

 

ТРЕНИНГ

 

ПОЗИТИВНЫХ

 

АССОЦИАЦИЙ

 

Целью

 

этого

 

метода

 

является

 

фиксация

 

на

 

уровне

 

сознания

 

и

 

подсознания

 

ассоциаций

 

психотерапевтического

 

значения

 

для

 

того

чтобы

 

первой

 

реакцией

 

мозга

 

на

 

предъявление

 

негативных

 

стимулов

столкновение

 

с

 

психотравмирующими

 

факторами

 

или

 

воздействиями

провоцирующими

 

нежелательное

 

поведение

было

 

включение

 

положительной

 

ассоциативной

 

цепочки

Эта

 

опережающая

 

реакция

 

создает

 

основу

 

для

 

дальнейшего

 

более

 

ус

-

пешного

 

управления

 

эмоциями

 

и

 

поведением

Эффективность

 

тренинга

 

позитивных

 

ассоциаций

 

повышается

 

при

 

наличии

 

предварительно

 

сформированного

 

убеждения

 

пациента

 

в

 

том

что

 

психотравмирующие

 

ситуации

негативно

 

действующие

 

личности

объекты

прогнозы

 

и

 

др

неблагоприятные

 

факторы

 

могут

 

быть

 

оценены

интерпретированы

 

положительно

С

 

этой

 

целью

 

предварительно

 

осуществляется

 

соответствующая

 

когнитивная

 

подготовка

Для

 

проведения

 

тренинга

 

позитивных

 

ассоциаций

 

первоначально

 

с

 

помощью

 

ассоциативного

 

эксперимента

 

выявляют

 

вербальные

 

и

 

невербальные

 

ассоциации

возникающие

 

при

 

предъявлении

 

слов

 

из

 

области

 

патогенной

тематики

Стремятся

 

подвергнуть

 

ассоциированию

 

как

 

можно

 

больший

 

стимульный

 

материал

прямо

 

или

 

косвенно

 

связанный

 

с

 

состоянием

 

пациента

на

 

каждое

 

предъявляемое

 

слово

 

получают

 

несколько

 

ассоциирующихся

 

с

 

ним

 

слов

 

и

 

образов

выявляют

 

ассоциативные

 

оттенки

 

и

 

подробности

 

проблемных

 

переживаний

концепций

 

и

 

установок

Предъявление

 

проблемно

-

значимых

 

стимулов

 

сочетают

 

с

 

нейтральными

, «

шумовыми

». 

Для

 

повышения

 

достоверности

 

возникающих

 

ассоциаций

 

от

 

пациента

 

требуют

 

отвечать

 

быстро

не

 

задумываясь

при

 

необходимости

 

ассоциативный

 

эксперимент

 

сочетают

 

с

 

релаксацией

 

или

 

неглубоким

 

гипнозом

 (

при

 

глубоком

 

гипнозе

 

ассоциации

 

могут

 

иметь

 

внушенный

 

характер

). 


background image

Далее

 

выстраивают

 

ассоциативные

 

контркомплексы

 

(

комплексы

 

позитивных

контрастных

 

ассоциаций

) - 

наборы

 

слов

 

и

 

образов

противоположных

 

по

 

своему

 

значению

 

как

 

словам

-

стимулам

 

из

 

ряда

 

патогенных

применявшихся

 

ранее

 

в

 

ассоциативном

 

эксперименте

так

 

и

 

ассоциациям

связанным

 

с

 

ними

Для

 

повышения

 

эффективности

 

контрастных

 

ассоциаций

 

и

 

расширения

 

сферы

 

лечебно

-

коррекционного

 

влияния

 

их

 

усиливают

 

вторичным

 

ассоциированием

 

с

 

дополнительными

 

словами

понятиями

 

и

 

образами

несущими

 

желательный

 

эмоциональный

 

эффект

Это

 

проводят

 

по

 

схеме

представленной

 

на

 

рис

. 5: 

 

Рис

5. 

Структура

 

позитивных

 

ассоциаций

 

Позитивные

 

ассоциации

 

и

 

их

 

патогенные

 

стимулы

 

записы

-

зают

 

на

 

отдельных

 

карточках

Записывают

 

также

 

любые

 

другие

 :<

шумовые

» 

стимульные

 

слова

Эти

 

карточки

 

используют

 

на

 

следующем

 

этапе

После

 

этой

 

предварительной

 

работы

 

по

 

определению

 

и

 

приятию

 

новых

позитивных

 

ассоциаций

 

и

 

заполнению

 

карточек

 1

ереходят

 

к

 

их

 

фиксации

Пациент

 

с

 

помощью

 

психотерапевта

шизких

 

лиц

 

или

 

самостоятельно

 

заучивает

 

ассоциации

 

полярно

-

о

 

значения

используя

 

карточки

Далее

 

проводят

 

контрольные

 

ассоциативные

 

эксперименты

 -)

ыбирают

 

наугад

 

карточки

 

со

 

стимульным

 

материалом

 

и

не

 

за

-(

умываясь

как

 

можно

 

быстрее

 

воспроизводят

 

ассоциативные

 

шды

Добиваются

 

того

чтобы

 

в

 

ответ

 

на

 

предъявление

 

патоген

-[

ых

 

стимулов

 

устойчиво

 

возникали

 

позитивные

 

ассоциации

Для

 

более

 

надежной

 

фиксации

 

ассоциативных

 

контркомплексов

 

их

 

выразительно

 

изображают

 

графически

составляют

 

рифмы

экспрессивно

 

вербализируют

накладывают

 

на

 

подходящую

 

мелодию

Кроме

 

этого

 

их

 

подкрепляют

 

тождественными

 

пантомимическими

 

реакциями

позитивными

 (

улыбкой

жестом

 

принятия

 

и

 

т

п

.) 

или

 

негативными

 (

например

мимикой

 

отвращения

жестами

 

отказа

 

при

 

состояниях

 

зависимости

 

и

 

др

.). 

После

 

этапа

 

заучивания

 

больному

 

периодически

 

неожиданно

 

предъявляют

 

негативные

 

стимулы

  (

слова

 

или

 

образы

), 

оценивая

 

устойчивость

 

фиксации

 

позитивных

 

ассоциаций

Тренинг

 

позитивных

 

ассоциаций

 

используется

 

самостоятельно

 

или

 

в

 

структуре

 

других

 

методов

 

ФПРЛ

  (

см

«

Метод

 

контрастных

 

переживаний

» 

и

 

др

.). 

Ассоциативный

 

эксперимент

 

применяется

 

также

 

для

 

оценки

 

динамики

 

выздоровления

его

 

повторяют

 

в

 

ходе

 

лечения

 - 

изменение

 

ассоциаций

 

на

 

проблемные

 

стимулы

 

в

 

сторону

 

извлечения

 

позитивных

 

вариантов

 

является

 

благоприятным

 

признаком

свидетельствующим

 

об

 

успешности

 

психотерапии

и

 

наоборот

Глава

 23

 

ТРЕНИНГ

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ

 

ТОЛЕРАНТНОСТИ

 

И

 

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

 

(

КОРРЕКЦИЯ

 

СЕНЗИТИВНОСТИ

)

 

Низкая

 

толерантность

 

к

 

психологическим

 

стрессорам

 

и

 

психическим

 

травмам

 - 

различные

 

варианты

 

психологической

 

уязвимости

 

и

 

устойчивые

 

стереотипы

 

дезадаптивного

 

поведения

Они

 

являются

 

основными

 

причинами

 

психогенных

 

расстройств

Интолерантность

 

такого

 

рода

 

связана

 

со

 

специфическими

 

особенностями

 

личности

 

и

 

ее

 

истории

Жизнь

 

в

 

современном

 

обществе

 

изобилует

 

негативными

 

ситуациями

насыщена

 

отрицательными

 

эмоциями

В

 

настоящее

 

время

 

практически

 

невозможно

 

найти

 

место

в

 

котором

 

можно

 

было

 

бы

 

избавиться

 

от

 

психологических

 

перегрузок

 

и

 

психических

 

травм

Развитие

 

средств

 

коммуникации

 

и

 

транспорта

миграция

 

населения

 

и

 

рост

 

его

 

благосостояния

 

сближают

 

условия

 

жизни

 

в

 

городе

 

и

 

сельской

 

местности

Выравнивается

 

и

 

угроза

 

для

 

психического

 

здоровья

В

 

обоих

 

случаях

 

наблюдается

 

тенденция

 

к

 

росту

 

пограничных

 

психических

 

и

 

аддиктивных

 

расстройств

 - 

и

 

тот

 

и

 

другой

 

виды

 

патологии

 

являются

 

индикаторами

 

социально

-

психологического

 

неблагополучия

 

общества

В

 

связи

 

с

 

этим

 

задача

 

формирования

 

толерантности

 

к

 

психо

-

травмирующим

 

факторам

 

и

 

повышения

 

стрессоустойчивости

 

является

 

весьма

 

актуальной

 - 

на

 

ее

 

решение

 

и

 

направлен

 

тренинг

 

психофизиологической

 

толерантности

 

и

 

стрессоустойчивости

коррекции

 

сензитивности

Методика

 

включает

 

в

 

себя

 

комплекс

 

приемов

которые

 

позволяют

 

оказывать

 

корректирующее

 

влияние

 

на

 

основы

 

эмоционально

-

поведенческих

 

реакций

нейрофизиологические

 

и

 

глубинные

 

личностные

 

структуры

,  

патогенетически

  

связанные

  

с

 

риском

 

нарушения

 

процесса

 

адаптации

 

и

 

являющиеся

 

причинами

 

интолерантности

 

к

 

психогенным

 

факторам

На

 

диагностическом

 

этапе

помимо

 

стандартного

 

набора

 

исследований

уделяется

 

внимание

 

изучению

 

элементов

 

личностной

 

организации

которые

 

имеют

 

отношение

 

к

 

психологической

 

уязвимости

повышенной

 

восприимчивости

 

к

 

негативным

 

психологическим

 

воздействиям

На

 

этой

 

основе

 

осуществляют

 

рациональную

 

психотерапию

 

и

 

суггестивное

 

воздействие

разъясняя

убеждая

 

и

 

внушая

 

концепцию

 

о

 

ведущей

 

роли

 

интолерантности

 

к

 

стрессам

 

в

 

возникновении

 

и

 

сохранении

 

патологических

 

отклонений

До

 

сведения

 

пациента

 

доводят

что

 

целью

 

метода

 

является

 

дестабилизация

 

и

 

устранение

 

негативных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

являющихся

 

помехой

 

для

 

гармоничной

 

жизни

и

 

усвоение

 

нового

 

когнитивно

-