Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1947
Скачиваний: 25
осуществлена
на
втором
сеансе
.
На
нем
больная
с
выраженными
эмоциональными
реакциями
страха
,
в
обратном
хронологическом
порядке
вспомнила
четыре
психотравмирующих
события
.
Первое
из
них
произошло
в
возрасте
15
лет
.
Тогда
ночью
пациентка
увидела
сон
,
как
будто
она
идет
по
длинному
коридору
,
в
конце
его
видит
отрывной
календарь
,
отрывает
листок
с
датой
,
оглядывается
в
сторону
,
а
там
,
в
гробу
лежит
ее
дед
,
мертвый
,
почему
-
то
маленький
по
сравнению
с
гробом
,
несоразмерно
большим
для
него
.
Через
несколько
месяцев
дедушка
действительно
умер
,
и
,
как
ни
странно
,
именно
в
тот
день
,
который
больная
видела
на
календарном
листке
,
который
оторвала
.
В
гробу
и
дед
,
и
его
гроб
выглядели
именно
так
,
как
во
сне
.
Во
время
сеанса
ей
был
задан
вопрос
,
о
чем
она
думала
тогда
,
когда
умер
дед
,
пациентка
ответила
: «
Я
могу
вызвать
смерть
других
людей
своими
сновидениями
.
Мне
нельзя
видеть
сны
,
чтобы
никто
не
умер
».
Хронологически
и
по
смыслу
это
совпадает
с
моментом
появления
ночной
бессонницы
и
ночной
тревожности
.
Второе
впечатление
относилось
к
возрасту
9
лет
-
на
нее
с
вышки
,
когда
она
проплывала
под
ней
на
надувном
круге
,
упал
«
невнимательный
»
ныряльщик
.
Девочка
,
как
и
ныряльщик
,
получила
ушиб
головы
,
аспирировала
много
воды
,
оба
тонули
,
однако
были
спасены
.
На
вопрос
о
мыслях
,
которые
возникли
у
нее
в
связи
с
этим
,
ответила
:
«
Плавать
опасно
,
смерть
придет
неожиданно
.
Парень
меня
чуть
не
убил
.
Больше
никогда
в
воду
не
пойду
».
Третье
впечатление
относилось
к
возрасту
5
лет
,
когда
она
заигралась
в
песочнице
вечером
одна
,
и
на
нее
посягал
педофил
.
До
изнасилования
дело
не
дошло
,
ограничившись
«
извращенной
пальпацией
»
ребенка
.
Центральное
заключение
,
оставшееся
после
этого
случая
у
пациентки
: «
Страшный
,
непонятный
,
противный
дядька
.
Нужно
быть
всегда
рядом
с
мамой
».
Наконец
,
четвертое
воспоминание
относилось
к
моменту
,
когда
рождалась
сама
пациентка
.
Во
время
сеанса
она
пережила
вновь
впечатления
собственных
тяжелых
родов
,
при
этом
извивалась
,
как
будто
проходит
по
родовым
путям
,
стонала
,
плакала
,
жаловалась
на
головную
боль
,
высказывалась
: «
Голове
больно
.
Голова
как
тыква
.
Мне
тесно
.
Страшные
роды
,
страшные
роды
.
Не
хочу
больше
».
В
анамнезе
у
пациентки
действительно
были
тяжелые
роды
,
асфиксия
,
экстракраниальная
гематома
,
наложение
щипцов
.
Каждое
«
ожившее
»
воспоминание
было
сразу
освобождено
во
время
сеанса
от
эмоциональных
наслоений
по
описанной
выше
схеме
в
сопровождении
символических
контактных
пассов
.
Общий
эффект
этого
сеанса
был
удовлетворительным
,
пациентка
отмечала
появление
забытого
чувства
приятной
спокойной
усталости
,
как
будто
проделала
какую
-
то
тяжелую
и
важную
работу
и
сняла
с
себя
многолетний
груз
.
В
течение
2
дней
до
следующего
сеанса
чувствовала
некоторую
психомоторную
заторможенность
и
душевную
анестезию
.
Ночью
спала
с
назначенными
снотворными
средствами
.
Можно
по
-
разному
относиться
к
первому
и
четвертому
воспоминаниям
пациентки
-
как
к
реальным
воспоминаниям
,
или
реальным
совпадениям
,
или
как
к
когнитивно
-
эмоциональным
построениям
,
основанным
на
ложных
заключениях
на
основе
полученной
от
других
информации
,
однако
логика
болезни
и
структура
страхов
пациентки
с
большой
долей
вероятности
являются
производными
этих
переживаний
.
Каждая
интерпретация
этих
психотравм
рождала
соответствующую
концепцию
и
тождественный
ей
вид
страха
,
приобретая
хронический
характер
в
силу
естественной
когнитивной
и
эмоциональной
уязвимости
ребенка
.
Так
,
заключение
: «
Я
могу
вызвать
смерть
других
людей
своими
сновидениями
.
Мне
нельзя
видеть
сны
,
чтобы
никто
не
умер
»,
переросло
в
страх
сна
вообще
,
особенно
ночного
и
лишило
ее
ночного
сна
,
так
как
она
видела
«
пророческий
»
сон
именно
ночью
.
«
Плавать
опасно
,
смерть
придет
неожиданно
.
Парень
меня
чуть
не
убил
.
Больше
никогда
в
воду
не
пойду
»
модифицировалось
в
страх
воды
,
а
совместно
с
последующим
впечатлением
«
Страшный
,
непонятный
,
противный
дядька
.
Нужно
быть
всегда
рядом
с
мамой
»,
в
сочетании
с
отрицательным
впечатлением
от
юноши
-
ныряльщика
стало
основой
боязни
лиц
мужского
пола
.
«
Голове
больно
.
Голова
как
тыква
.
Мне
тесно
.
Страшные
роды
,
страшные
роды
.
Не
хочу
больше
»
привело
к
страху
беременности
и
родов
,
а
также
,
возможно
,
и
замкнутых
помещений
,
усилив
настороженное
отношение
к
мужчинам
как
источнику
и
этой
неприятности
(
беременности
и
родов
).
Эти
интерпретации
и
концепции
сформировали
глобальную
ядерную
концепцию
: «
Мир
очень
опасен
.
Всегда
.
И
днем
,
и
ночью
.
И
везде
.
Я
сама
для
себя
опасна
.
Нужно
постоянно
быть
начеку
,
следить
за
всем
,
все
держать
под
контролем
,
чтобы
вовремя
заметить
опасность
.
Там
,
где
нельзя
управлять
событиями
,
лучше
не
показываться
,
а
еще
лучше
вообще
держаться
подальше
от
всего
».
Эти
когнитивные
моменты
обсуждались
на
следующих
встречах
с
пациенткой
,
всесторонне
рассматривалась
их
ложность
,
во
время
очередных
сеансов
гипноза
им
противопоставлялись
альтернативные
адаптивные
концепции
.
Было
объяснено
,
что
инфантильная
часть
пациентки
ошибочно
воспринимает
некоторые
события
и
ситуации
,
нелепо
и
неадекватно
применяя
детскую
логику
и
эмоциональность
.
В
то
же
время
сама
пациентка
была
оценена
очень
взрослой
во
всем
остальном
,
и
в
этом
остальном
даже
более
мудрой
и
сильной
,
чем
многие
другие
,
доказав
это
своей
удачной
деятельностью
в
сфере
бизнеса
.
При
возникновении
страха
ей
было
дано
задание
доводить
мысли
до
«
первоисточников
»,
сравнивать
их
с
актуальной
ситуацией
и
убеждаться
в
их
несопоставимости
,
убеждать
и
свою
детскую
часть
в
этом
.
Пациентка
носила
с
собой
тексты
с
контраргументацией
для
каждого
случая
.
Было
проведено
еще
4
гипнотических
сеанса
,
в
которых
использовались
прямые
и
косвенные
внушения
,
имевшие
своей
основой
следующую
расширенную
адаптивную
концепцию
:
«
Детство
закончилось
.
Я
большая
,
я
взрослая
.
Я
умная
и
сильная
.
Я
осознала
детские
ошибки
.
В
моей
жизни
были
миллиарды
событий
,
дел
и
встреч
,
и
из
них
лишь
4
оказались
неприятными
-
это
значит
,
что
моя
жизнь
складывается
удачно
,
все
идет
хорошо
,
я
могу
смело
доверять
своей
судьбе
,
своей
душе
,
своему
уму
,
своему
здоровью
и
вообще
себе
.
Я
исправила
детские
ошибки
.
Я
могу
доверять
себе
,
своей
психике
,
своим
снам
,
своему
ра
-
зуму
,
своему
сознанию
и
подсознанию
.
Мир
на
самом
деле
добр
ко
мне
,
поэтому
у
меня
реально
все
хорошо
.
Я
могу
смело
доверять
миру
,
другим
людям
.
Нет
необходимости
трястись
каждую
секунду
и
ждать
опасности
.
Нет
необходимости
все
контролировать
,
потому
что
все
само
по
себе
складывается
хорошо
,
нужно
лишь
не
мешать
этому
.
Я
столько
труда
вложила
в
то
,
чтобы
натренировать
свою
способность
контролировать
себя
и
других
,
что
буквально
натерла
мозоли
на
контролирующих
системах
,
я
зани
-
малась
культуризмом
контроля
,
у
моих
контролирующих
систем
гипертрофированные
психологические
мускулы
.
Теперь
я
могу
успокоиться
и
полностью
доверять
им
,
я
могу
спокойно
забыть
о
контроле
,
все
само
по
себе
,
автоматически
будет
происходить
в
благоприятном
режиме
.
Я
буду
использовать
силу
контролирующих
систем
для
того
,
чтобы
чувствовать
себя
свободной
и
в
то
же
время
защищенной
.
Даже
альпинисты
,
даже
летчики
испытатели
получают
удовольствие
от
своих
занятий
и
работы
,
хотя
их
деятельность
реально
опасна
.
Мне
достаточно
обычных
мер
предосторожности
с
огнем
,
электричеством
,
высотой
,
на
дороге
,
в
воде
.
Самых
обычных
мер
,
потому
что
я
не
занимаюсь
ничем
экстремальным
.
А
если
бы
и
занималась
,
то
не
тряслась
бы
,
а
получала
удовольствие
.
Я
могу
быть
спокойной
везде
,
и
всегда
,
и
с
любыми
людьми
.
Спокойный
разум
больше
поможет
мне
,
чем
испуганный
и
загнанный
в
угол
.
Нет
смысла
контролировать
все
и
везде
-
это
лишает
удовольствия
жить
,
жизнь
теряет
смысл
без
ощущения
радости
и
свободы
.
Я
доверяю
естественным
силам
моей
природы
и
естественной
мудрости
человеческого
общества
.
Я
избавилась
от
детской
глупости
.
Жить
смело
,
радовать
себя
и
других
.
Всегда
и
везде
.
Приятно
быть
взрослой
,
обладать
возможностями
взрослой
.
Я
уверена
в
себе
и
в
своих
силах
.
Справлюсь
с
любой
проблемой
!».
Кроме
этого
во
время
сеансов
пациентке
внушалась
визуализация
ситуаций
и
мест
,
в
которых
ранее
у
нее
возникала
тревога
и
другие
,
типичные
для
нее
проблемы
.
При
этом
внушалось
спокойное
и
комфортное
состояние
.
Содержание
этих
внушений
пациентка
далее
повторяла
во
время
ролевых
тренингов
и
самостоятельных
релаксационно
-
суггестивных
занятий
перед
подобными
ситуациями
.
В
процессе
динамического
наблюдения
про
-
водились
поддерживающие
сеансы
.
Через
месяц
после
начала
Глава
20
TABULA RASA
Tabula rasa - «
чистая
доска
» -
чистое
,
незаполненное
состояние
разума
-
метафора
,
шра
,
тренинг
,
явное
и
скрытое
внушение
оптимальных
адаптивных
концепций
существования
,
стратегий
мышления
и
поведения
,
тренировка
психологической
пластичности
.
Метод
предполагает
глубокий
эмпатический
контакт
с
пациентом
и
его
полное
доверие
,
уважение
к
психотерапевту
.
Проводится
в
конце
когнитивно
направленной
работы
,
когда
на
уровне
сознания
достигнуто
принятие
адаптивных
концепций
и
когнитивно
-
поведенческих
моделей
.
Пациента
вводят
в
состояние
гипнотического
транса
или
внушают
релаксацию
.
Дают
вводную
метафору
,
отражающую
образ
чистоты
и
свободы
,
например
,
вид
сверкающей
мостовой
после
летнего
дождя
.
Далее
предлагается
расслабиться
и
на
некоторое
время
забыть
все
свои
идеи
,
взгляды
и
оценочные
суждения
относительно
себя
и
других
,
полностью
освободиться
от
каких
-
либо
вариантов
мировоззрения
и
полностью
соглашаться
с
высказываниями
психотерапевта
,
подтверждая
свое
согласие
утверждениями
: «
Абсолютно
согласен
.
Полностью
верю
Вам
.
Полностью
принимаю
это
.
До
глубины
души
согласен
!».
Психотерапевт
далее
задает
вопросы
и
проверяет
степень
усвоения
информации
-
насколько
быстро
и
правильно
,
соответственно
услышанному
,
отвечает
пациент
.
Подобный
сеанс
несколько
раз
повторяется
в
процессе
лечения
.
_
Глава
21
ТРЕНИНГ
ПЛАСТИЧНОСТИ
(
КОРРЕКЦИЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ
РИГИДНОСТИ
)
Психотерапевтическая
резистентность
и
личностная
ригидность
-
различные
варианты
психологического
сопротивления
и
устойчивые
стереотипы
дезадаптивного
поведения
-
входят
в
число
основных
причин
затруднений
в
психотерапевтической
работе
.
Механизмы
их
возникновения
могут
быть
связаны
с
ценностью
и
выгодностью
симптомов
болезни
или
субъективных
когнитивных
позиций
(
неадекватных
концепций
,
касающихся
взаимоотношений
с
миром
и
соответствующих
стратегий
поведения
).
В
других
случаях
играют
роль
неприятие
личности
психотерапевта
или
поверхностный
уровень
психотерапевтического
воздействия
.
Кроме
этого
,
могут
иметь
значение
:
выраженное
негативное
эмоциональное
сопровождение
симптоматики
,
глубинные
неосознаваемые
факторы
,
преморбидная
врожденная
или
нажитая
в
ходе
развития
заболевания
ригидность
,
затрагивающая
ней
-
ропсихологический
уровень
,
имеющая
,
например
,
психоорганический
генез
и
т
.
п
.
Тренинг
пластичности
направлен
на
побуждение
пациента
к
изменению
негативных
стратегий
существования
,
дестабилизацию
застойных
дезадаптирующих
поведенческих
стереотипов
и
развитие
пластичности
.
Основа
методики
-
многоуровневая
модель
нейтрализации
психотерапевтической
резистентности
и
личностной
ригидности
с
активацией
пластичности
в
различных
сферах
мышления
,
восприятия
и
переработки
информации
.
При
этом
позитивные
изменения
затрагивают
как
нейрофизиологический
,
так
и
личностный
уровни
,
формируя
благоприятную
основу
для
усвоения
новых
,
адаптивных
когнитивно
-
поведенческих
стратегий
.
Психотерапевтический
комплекс
включает
в
себя
общие
и
специальные
лечебно
-
коррекционные
воздействия
(
общий
и
специальный
тренинг
пластичности
).
Реализация
этого
комплекса
осуществляется
в
виде
сеансов
,
предваряющих
или
сопровождающих
любые
другие
методы
психотерапии
,
и
включает
в
себя
также
специальные
домашние
задания
,
которые
выполняет
пациент
.
Первоначально
выявляют
патологические
дезадаптивные
когнитивно
-
поведенческие
стратегии
и
,
используя
приемы
прямого
и
косвенного
воздействия
,
формируют
у
пациента
мотивацию
избавления
от
них
и
принятия
,
освоения
позитивных
,
адаптивных
стратегий
мышления
и
поведения
.
На
этом
основании
внушают
концепцию
ведущей
роли
психологической
инертности
и
р
.
игид
-
ности
в
сохранении
и
поддержании
патологических
отклонений
.
До
сведения
пациента
доводят
,
что
целью
метода
является
дестабилизация
патологической
доминанты
,
улучшение
подвижности
нервной
системы
и
мыслительных
процессов
для
повышения
готовности
к
усвоению
новых
,
позитивных
когнитивно
-
поведенческих
схем
и
освобождения
от
устоявшихся
негативных
стереотипов
,
являющихся
помехой
для
гармоничной
жизни
.
Параллельно
оценивают
степень
психотерапевтической
ре
-
зистентности
и
личностной
ригидности
.
Это
осуществляют
путем
выявления
и
анализа
реакций
пациента
на
предлагаемые
рекомендации
,
убеждения
и
суггестию
и
регистрации
темпа
переформирования
негативных
стереотипов
в
позитивные
.
Разрабатывают
индивидуальную
схему
повышения
уровня
пластичности
в
сферах
наглядно
-
образного
,
наглядно
-
действенного
и
понятийно
-
логического
мышления
.
Формируют
для
каждой
из
них
набор
доступных
,
индивидуально
приемлемых
действий
и
операций
,
описываемых
ниже
,
которые
обладают
как
ней
-
рокоррекционно
-
тренирующим
потенциалом
,
так
и
суггестивным
,
фиксирующим
через
метафору
,
скрытый
смысл
идею
инициации
и
реализации
перемен
.
Затем
в
соответствии
с
разработанной
схемой
осуществляют
последовательное
поэтапное
суггестивное
воздействие
в
состоянии
бодрствования
пациента
.
Общий
тренинг
пластичности
На
этом
этапе
меняют
стереотипы
поведения
в
областях
,
не
затрагивающих
собственно
патологию
,
охватывая
максимально
широкий
диапазон
поведенческих
реакций
,
рекомендуя
«
изменить
все
,
что
можно
изменить
».
При
этом
используют
приемы
абсурдизации
,
юмор
,
гротеск
(
см
. «
Метод
психомоделирующего
гротеска
»),
которые
применяются
в
специальных
вопросах
-
ответах
и
домашних
заданиях
.
Пациенту
дают
инструкцию
высказывать
утверждения
и
отвечать
на
вопросы
,
отклоняясь
от
общепринятых
схем
,
например
,
меняя
порядок
слов
в
предложении
или
голос
(
говорить
шепотом
,
нараспев
или
слишком
громко
),
или
заведомо
неправильно
,
абсурдно
.
Вопросы
задает
психотерапевт
,
а
в
домашних
условиях
-
соответствующим
образом
подготовленные
родители
,
другие
члены
семьи
или
пациент
самому
себе
.
Утверждения
и
вопросы
могут
касаться
имени
,
возраста
,
пола
,
расовой
принадлежности
,
рода
занятий
пациента
,
времени
года
,
ситуации
в
стране
,
состава
правительства
и
т
.
п
.
Кроме
этого
тренируют
«
обратные
действия
»:
использование
левой
руки
вместо
правой
(
у
правшей
)
при
употреблении
пищи
,
чистке
зубов
,
выполнении
других
действий
,
необычные
варианты
походки
(
боком
,
задом
наперед
,
на
цыпочках
,
с
прыжками
на
одной
ноге
и
т
.
п
.).
Изменяют
привычную
локализацию
в
пространстве
квартиры
,
врачебного
кабинета
и
других
местах
.
Проводят
доступные
изменения
интерьера
в
квартире
и
на
рабочем
месте
пациента
.
Модифицируют
в
допустимых
пределах
стиль
самопрезентации
-
прическу
,
цвет
волос
,
манеру
одеваться
и
высказываться
,
мимико
-
пантомимический
стереотип
.
При
алкогольной
зависимости
для
сепарации
от
провоцирующей
среды
,
отказа
от
социально
-
зависимых
ритуалов
и
стереотипов
употребления
алкоголя
в
условиях
социального
контакта
осваивают
свободное
выполнение
действий
,
выделяющих
пациента
среди
других
людей
,
но
не
связанных
первоначально
с
алкоголизацией
.
Это
может
быть
употребление
пищи
другой
рукой
или
без
столовых
приборов
,
руками
или
из
посуды
,
значительно
отличающейся
от
остальной
и
т
.
п
.
Освоение
такого
не
-
стереотипного
поведения
оказывает
косвенное
суггестивное
действие
,
формирующее
стереотип
независимого
поведения
и
подготавливающее
реакцию
отказа
от
алкоголя
в
ситуации
общения
с
лицами
,
употребляющими
спиртные
напитки
.
Специальный
тренинг
пластичности
Следующей
задачей
,
решаемой
уже
с
помощью
специального
тренинга
пластичности
,
является
дестабилизация
сложившегося
представления
о
психотравмирующих
объектах
или
субъектах
-
здесь
используют
разнообразные
варианты
интерпретации
и
субъективной
модификации
этих
факторов
соответственно
специализации
различных
когнитивных
и
сенсорных
систем
.
Этому
процессу
,
как
правило
,
сопутствует
психологическая
десенсибилизация
по
отношению
к
психотравмирующим
объектам
.
Важно
придавать
интерпретациям
и
модификациям
ситуаций
или
других
людей
и
объектов
позитивный
характер
,
контрастный
по
отношению
к
первоначальному
,
негативному
восприятию
.
Решающее
значение
имеет
изменение
глубоких
дезадаптирующих
концепций
.
Нейтрализация
ригидных
шаблонов
патологического
реагирования
облегчается
при
использовании
метода
контрастных
переживаний
,
комплекс
приемов
которого
имеет
целью
обесценивание
патологических
переживаний
пациента
через
параллельное
включение
и
переживание
дополнительных
альтернативных
,
отвлекающих
,
позитивных
или
негативных
мыслей
,
образных
представлений
,
ощущений
и
эмоций
.
При
этом
разрабатывают
противоположные
вербально
-
логические
и
семантические
модификации
-
интерпретации
.
Они
касаются
нового
построения
фраз
,
имеющих
отношение
к
заболеванию
пациента
, «
смены
ярлыков
» -
использования
новых
терминов
и
формулировок
,
переименования
психотравмирующих
объектов
и
ситуаций
.
Негативные
вербальные
образования
,
укреплявшие
ранее
патологическую
симптоматику
,
заменяют
позитивными
,
например
,
при
фобиях
может
использоваться
интерпретация
: «
Как
хорошо
,
что
есть
то
,
что
так
сильно
пугает
меня
, -
это
позволяет
мне
полнее
оценить
другие
моменты
жизни
-
минуты
покоя
или
радости
».
Для
того
чтобы
альтернативные
построения
действовали
желательным
образом
,
пациент
должен
в
них
верить
-
это
обеспечивается
предшествующей
когнитивно
-
рациональной
подготовкой
.
Могут
быть
использованы
уменьшительные
или
юмористические
переименования
и
неологизмы
(
см
. «
Метод
психомоделирующего
гротеска
»).
С
момента
переименования
стараются
использовать
только
новые
названия
и
фор
-
мулировки
,
несущие
в
себе
позитивный
эмоциональный
заряд
.
Значительным
психокоррекционным
потенциалом
,
уменьшающим
проявления
психологической
резистентности
и
ригидности
обладает
тренинг
позитивных
ассоциаций
.
Целью
этого
метода
является
вытеснение
стереотипа
отрицательного
ассоциирования
и
фиксация
на
уровне
сознания
и
подсознания
ассоциаций
психотерапевтического
значения
.
Визуальные
модификации
представляют
собой
нестандартные
визуализации
-
зрительное
воображение
психотравмирующих
ситуаций
и
объектов
с
какими
-
либо
дополнениями
или
исключениями
,
новыми
ракурсами
,
уменьшением
размеров
или
цветовой
насыщенности
,
воображаемого
расстояния
до
них
и
т
.
п
.
Весьма
эффективно
использование
визуального
гротеска
,
необычных
,
в
т
.
ч
.
абсурдных
видоизменений
образов
(
см
. «
Метод
психомоделирующего
гротеска
»).
Визуально
-
праксические
модификации
включают
в
себя
необычные
графические
,
аппликационные
,
объемные
(
лепка
из
пластилина
и
др
.)
и
иные
изображения
психотравмирующих
ситуаций
или
объектов
.
При
этом
также
можно
использовать
стиль
аб
-
сурдизации
и
гротеска
в
привнесении
дополнений
в
проблемное
изображение
или
динамическое
,
постепенное
изменение
размеров
изображения
-
увеличение
или
уменьшение
.
В
последних
случаях
изменение
негативно
-
стереотипных
реакций
происходит
за
счет
многократного
рисования
от
макрорисунков
к
микрорисункам
или
наоборот
.
Для
этого
используется
заранее
подготовленная
бумага
соответствующего
формата
.
Уменьшение
размеров
содержит
в
себе
косвенную
суггестию
уменьшения
значения
изображаемого
,
постепенное
увеличение
«
дозы
»
адаптирует
к
«
психоаллергену
»
и
нейтрализует
отрицательные
реакции
.
Целесообразно
использовать
также
модификации
написания
наименования
психотравмирующего
объекта
или
отрицательных
эмоциональных
состояний
.
Так
,
многократное
написание
слов
«
М
Е
Т
р
о
»
и
«
С
Т
Р
а
х
»
с
уменьшением
букв
от
первых
к
последним
суггестивно
-
образно
уменьшает
и
степень
отрицательных
переживаний
,
связанных
с
высотой
(
К
.
Бессер
-
Зигмунд
, 1997).
Стереотип
общей
негативной
эмоциональной
настроенности
,
депрессивные
тенденции
изменяют
с
помощью
метода
кумуляции
радости
.
Эффективным
является
сочетание
кумуляции
радости
с
методом
позитивным
символическим
опосредованием
,
позволяющим
увеличивать
объем
позитивных
мыслей
и
эмоций
,
осуществлять
их
расширение
,
распространение
на
возможно
более
широкий
класс
явлений
и
проводить
опосредованное
само
-
внушение
избавления
от
стереотипа
нездоровых
реакций
.
Важным
методом
,
обеспечивающим
устойчивость
достигнутых
положительных
эффектов
,
является
нейтрализация
патогенных
триггеров
негативного
поведения
.
Кроме
этого
для
преодоления
психологической
и
психотерапевтической
ригидности
используются
ролевые
тренинги
,
отражающие
идею
перемен
,
фиксирующие
новые
модели
мышления
и
поведения
.
Сценарии
таких
тренингов
могут
реалистически
отражать
проблемные
ситуации
или
модифицируются
с
помощью
психомоделирующего
гротеска
через
создание
нестереотипных
,
неожиданных
,
иногда
комических
для
пациента
ситуаций
,
которые
вызывают
взрыв
радости
,
удивления
и
повышают
психологическую
пластичность
.
Конкретные
варианты
разрыва
стереотипов
зависят
от
возраста
,
интеллектуального
уровня
и
степени
развития
чувства
юмора
у
пациента
,
важно
,
чтобы
они
были
безопасны
и
приемлемы
с
морально
-
этических
позиций
.
Для
коррекции
психотерапевтической
резистентности
и
личностной
ригидности
проводится
индивидуально
необходимое
количество
сеансов
,
критерием
успеха
здесь
являются
позитивные
перемены
в
поведении
пациента
.
Основная
часть
рассмотренных
манипуляций
проводится
ежедневно
от
10
до
20
раз
в
сутки
,
полученные
навыки
далее
самостоятельно
используются
пациентами
для
улучшения
социальной
адаптации
,
в
т
.
ч
.
перед
пси
-
хотравмирующими
ситуациями
и
при
непосредственном
нахождении
в
них
.
Глава
22
ТРЕНИНГ
ПОЗИТИВНЫХ
АССОЦИАЦИЙ
Целью
этого
метода
является
фиксация
на
уровне
сознания
и
подсознания
ассоциаций
психотерапевтического
значения
для
того
,
чтобы
первой
реакцией
мозга
на
предъявление
негативных
стимулов
,
столкновение
с
психотравмирующими
факторами
или
воздействиями
,
провоцирующими
нежелательное
поведение
,
было
включение
положительной
ассоциативной
цепочки
.
Эта
опережающая
реакция
создает
основу
для
дальнейшего
более
ус
-
пешного
управления
эмоциями
и
поведением
.
Эффективность
тренинга
позитивных
ассоциаций
повышается
при
наличии
предварительно
сформированного
убеждения
пациента
в
том
,
что
психотравмирующие
ситуации
,
негативно
действующие
личности
,
объекты
,
прогнозы
и
др
.
неблагоприятные
факторы
могут
быть
оценены
,
интерпретированы
положительно
.
С
этой
целью
предварительно
осуществляется
соответствующая
когнитивная
подготовка
.
Для
проведения
тренинга
позитивных
ассоциаций
первоначально
с
помощью
ассоциативного
эксперимента
выявляют
вербальные
и
невербальные
ассоциации
,
возникающие
при
предъявлении
слов
из
области
патогенной
,
тематики
.
Стремятся
подвергнуть
ассоциированию
как
можно
больший
стимульный
материал
,
прямо
или
косвенно
связанный
с
состоянием
пациента
,
на
каждое
предъявляемое
слово
получают
несколько
ассоциирующихся
с
ним
слов
и
образов
,
выявляют
ассоциативные
оттенки
и
подробности
проблемных
переживаний
,
концепций
и
установок
.
Предъявление
проблемно
-
значимых
стимулов
сочетают
с
нейтральными
, «
шумовыми
».
Для
повышения
достоверности
возникающих
ассоциаций
от
пациента
требуют
отвечать
быстро
,
не
задумываясь
,
при
необходимости
ассоциативный
эксперимент
сочетают
с
релаксацией
или
неглубоким
гипнозом
(
при
глубоком
гипнозе
ассоциации
могут
иметь
внушенный
характер
).
Далее
выстраивают
ассоциативные
контркомплексы
(
комплексы
позитивных
,
контрастных
ассоциаций
) -
наборы
слов
и
образов
,
противоположных
по
своему
значению
как
словам
-
стимулам
из
ряда
патогенных
,
применявшихся
ранее
в
ассоциативном
эксперименте
,
так
и
ассоциациям
,
связанным
с
ними
.
Для
повышения
эффективности
контрастных
ассоциаций
и
расширения
сферы
лечебно
-
коррекционного
влияния
их
усиливают
вторичным
ассоциированием
с
дополнительными
словами
,
понятиями
и
образами
,
несущими
желательный
эмоциональный
эффект
.
Это
проводят
по
схеме
,
представленной
на
рис
. 5:
Рис
.
5.
Структура
позитивных
ассоциаций
Позитивные
ассоциации
и
их
патогенные
стимулы
записы
-
зают
на
отдельных
карточках
.
Записывают
также
любые
другие
:<
шумовые
»
стимульные
слова
.
Эти
карточки
используют
на
следующем
этапе
.
После
этой
предварительной
работы
по
определению
и
приятию
новых
,
позитивных
ассоциаций
и
заполнению
карточек
1
ереходят
к
их
фиксации
.
Пациент
с
помощью
психотерапевта
,
шизких
лиц
или
самостоятельно
заучивает
ассоциации
полярно
-
о
значения
,
используя
карточки
.
Далее
проводят
контрольные
ассоциативные
эксперименты
-)
ыбирают
наугад
карточки
со
стимульным
материалом
и
,
не
за
-(
умываясь
,
как
можно
быстрее
воспроизводят
ассоциативные
шды
.
Добиваются
того
,
чтобы
в
ответ
на
предъявление
патоген
-[
ых
стимулов
устойчиво
возникали
позитивные
ассоциации
.
Для
более
надежной
фиксации
ассоциативных
контркомплексов
их
выразительно
изображают
графически
,
составляют
рифмы
,
экспрессивно
вербализируют
,
накладывают
на
подходящую
мелодию
.
Кроме
этого
их
подкрепляют
тождественными
пантомимическими
реакциями
:
позитивными
(
улыбкой
,
жестом
принятия
и
т
.
п
.)
или
негативными
(
например
,
мимикой
отвращения
,
жестами
отказа
при
состояниях
зависимости
и
др
.).
После
этапа
заучивания
больному
периодически
неожиданно
предъявляют
негативные
стимулы
(
слова
или
образы
),
оценивая
устойчивость
фиксации
позитивных
ассоциаций
.
Тренинг
позитивных
ассоциаций
используется
самостоятельно
или
в
структуре
других
методов
ФПРЛ
(
см
.
«
Метод
контрастных
переживаний
»
и
др
.).
Ассоциативный
эксперимент
применяется
также
для
оценки
динамики
выздоровления
,
его
повторяют
в
ходе
лечения
-
изменение
ассоциаций
на
проблемные
стимулы
в
сторону
извлечения
позитивных
вариантов
является
благоприятным
признаком
,
свидетельствующим
об
успешности
психотерапии
,
и
наоборот
.
Глава
23
ТРЕНИНГ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ
И
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
(
КОРРЕКЦИЯ
СЕНЗИТИВНОСТИ
)
Низкая
толерантность
к
психологическим
стрессорам
и
психическим
травмам
-
различные
варианты
психологической
уязвимости
и
устойчивые
стереотипы
дезадаптивного
поведения
.
Они
являются
основными
причинами
психогенных
расстройств
.
Интолерантность
такого
рода
связана
со
специфическими
особенностями
личности
и
ее
истории
.
Жизнь
в
современном
обществе
изобилует
негативными
ситуациями
,
насыщена
отрицательными
эмоциями
.
В
настоящее
время
практически
невозможно
найти
место
,
в
котором
можно
было
бы
избавиться
от
психологических
перегрузок
и
психических
травм
.
Развитие
средств
коммуникации
и
транспорта
,
миграция
населения
и
рост
его
благосостояния
сближают
условия
жизни
в
городе
и
сельской
местности
.
Выравнивается
и
угроза
для
психического
здоровья
.
В
обоих
случаях
наблюдается
тенденция
к
росту
пограничных
психических
и
аддиктивных
расстройств
-
и
тот
и
другой
виды
патологии
являются
индикаторами
социально
-
психологического
неблагополучия
общества
.
В
связи
с
этим
задача
формирования
толерантности
к
психо
-
травмирующим
факторам
и
повышения
стрессоустойчивости
является
весьма
актуальной
-
на
ее
решение
и
направлен
тренинг
психофизиологической
толерантности
и
стрессоустойчивости
,
коррекции
сензитивности
.
Методика
включает
в
себя
комплекс
приемов
,
которые
позволяют
оказывать
корректирующее
влияние
на
основы
эмоционально
-
поведенческих
реакций
,
нейрофизиологические
и
глубинные
личностные
структуры
,
патогенетически
связанные
с
риском
нарушения
процесса
адаптации
и
являющиеся
причинами
интолерантности
к
психогенным
факторам
.
На
диагностическом
этапе
,
помимо
стандартного
набора
исследований
,
уделяется
внимание
изучению
элементов
личностной
организации
,
которые
имеют
отношение
к
психологической
уязвимости
,
повышенной
восприимчивости
к
негативным
психологическим
воздействиям
.
На
этой
основе
осуществляют
рациональную
психотерапию
и
суггестивное
воздействие
,
разъясняя
,
убеждая
и
внушая
концепцию
о
ведущей
роли
интолерантности
к
стрессам
в
возникновении
и
сохранении
патологических
отклонений
.
До
сведения
пациента
доводят
,
что
целью
метода
является
дестабилизация
и
устранение
негативных
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
,
являющихся
помехой
для
гармоничной
жизни
,
и
усвоение
нового
когнитивно
-