Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1949
Скачиваний: 25
поведенческого
стиля
,
повышающего
уровень
адаптированности
к
социальной
среде
.
Разрабатывают
индивидуальную
схему
повышения
психологической
толерантности
и
стрессоустойчивости
.
Из
лечебно
-
коррекцион
-
ного
арсенала
методики
формируют
набор
доступных
,
индивидуально
приемлемых
действий
и
операций
,
оказывающих
как
ней
-
рокоррекционное
,
так
и
личностно
-
реконструирующее
действие
.
Затем
в
соответствии
с
разработанной
схемой
осуществляют
последовательное
поэтапное
лечебно
-
коррекционное
воздействие
,
которое
проводят
преимущественно
в
состоянии
бодрствования
пациента
,
при
необходимости
для
ускорения
усвоения
лечебной
информации
используют
гипнотерапию
.
Методика
повышения
психологической
толерантности
и
стрессоустойчивости
включает
в
себя
семь
этапов
,
при
реализации
которых
применяются
многообразные
психотерапевтические
приемы
.
Первый
этап
Для
ускоренного
формирования
способности
к
произвольному
контролю
над
психоэмоциональным
состоянием
и
повышения
психологической
толерантности
и
стрессоустойчивости
пациента
обучают
психической
саморегуляции
.
Вначале
у
всех
занимающихся
развивают
способности
к
психосенсорной
и
ментальной
саморегуляции
.
Это
имеет
как
нейрофизиологический
смысл
-
в
виде
реального
повышения
способностей
к
произвольному
контролю
над
психосенсорной
и
ментальной
сферами
,
так
и
скрытый
,
суггестивный
,
представляя
собой
метафору
управления
психоэмоциональным
состоянием
и
первую
ступень
этой
способности
.
Переживания
человека
являются
сенсорно
-
зависимыми
,
с
одной
стороны
,
и
когнитивно
опосредованными
,
ментальными
-
с
другой
.
Тренировка
способностей
к
регуляции
в
пределах
различных
уровней
психического
является
важным
элементом
повышения
толерантности
к
стрессорам
.
Для
этого
в
пределах
каждой
сенсорной
системы
проводят
упражнения
по
ослаблению
параметров
сенсорно
-
определенных
представлений
,
как
положительных
,
приятных
,
так
и
отрицательных
,
неприятных
.
Все
это
позволяет
одновременно
уменьшать
и
психоэмоциональные
эффекты
восприятия
.
Для
зрительной
системы
используется
:
представление
ярких
,
крупных
,
близких
,
контрастных
,
цветных
образов
с
уменьшением
их
яркости
,
размеров
,
расстояния
до
них
,
степени
контраста
и
цветонасыщенности
,
а
также
«
расфокусировка
» - «
всматривание
»
сквозь
предметы
и
людей
(
представление
прозрачности
предметов
или
людей
).
Для
слуховой
системы
:
воспроизведение
(
реальное
и
по
памяти
)
громких
,
быстрых
,
отчетливых
звуков
с
уменьшением
их
громкости
,
скорости
звучания
и
отчетливости
.
Для
кинестетической
системы
:
регуляция
мышечного
тонуса
в
диапазоне
от
напряжения
тех
или
иных
мышечных
групп
до
релаксации
.
В
тактильно
-
осязательной
системе
:
вариации
прикосновений
,
фиксаций
,
точечных
воздействий
от
максимальных
по
интенсивности
до
минимальных
.
В
ольфакторной
и
вкусовой
системах
используются
соответствующие
представления
по
памяти
с
их
изменением
от
максимально
воспроизводимых
до
устранения
воспоминания
.
На
уровне
ментальности
проводят
обучение
понижению
степени
отчетливости
осознания
мыслей
-
вытесняют
,
«
гасят
», «
затуманивают
»
возникающие
в
сознании
мысли
и
тренируют
способность
не
задерживаться
ни
на
одной
из
них
,
мгновенно
пере
-
ходить
к
другой
в
виде
«
потока
сознания
»,
свободного
,
нефиксированного
течения
мыслей
.
Все
эти
упражнения
проводят
до
30-40
раз
в
день
.
В
дальнейшем
,
на
6
этапе
они
используются
для
изменения
,
вплоть
до
нейтрализации
,
степени
негативного
воздействия
психотравмирую
-
щих
факторов
.
При
этом
негативные
влияния
модифицируются
в
пределах
каждой
сенсорной
системы
изолированно
или
комплексно
,
в
процессе
контакта
с
отрицательными
факторами
или
постфактум
,
вплоть
до
полного
устранения
отрицательной
эмоции
.
Далее
пациента
обучают
последовательному
систематическому
самоконтролю
.
Овладение
им
начинают
с
наиболее
простых
,
не
проблемных
поведенческих
актов
(
удовлетворение
чувства
голода
,
чистка
зубов
,
выбор
одежды
соответственно
ситуации
и
погодным
условиям
и
т
.
п
.).
Далее
переходят
к
тренировке
произвольного
самовлияния
при
более
сложных
,
но
также
не
проблемных
действиях
и
поступках
,
а
в
итоге
используют
натренированный
стереотип
последовательного
систематического
самоконтроля
при
взаимодействии
с
психотравмирующими
факторами
.
Последнее
отрабатывается
уже
на
6
этапе
.
Второй
этап
Степень
психофизиологической
и
психологической
уязвимости
обратно
пропорциональна
степени
толерантности
к
негативным
психологическим
воздействиям
,
поэтому
развитие
стрессоустойчивости
включает
в
себя
коррекцию
различных
уровней
чувствительности
.
На
втором
этапе
повышают
адаптивные
способности
с
помощью
тренинга
коррекции
психофизиологической
сензитивности
.
Это
касается
повышения
порога
чувствительности
по
отношению
к
соматовегетативным
факторам
,
безвредным
для
здоровья
состояниям
физиологического
дискомфорта
,
которые
пациент
постепенно
обучается
переносить
.
Тренинг
имеет
как
очевидный
,
тренирующий
соматовегетативную
толерантность
смысл
,
так
и
скрытый
,
являясь
метафорой
и
предшествующей
ступенью
повышения
психологической
толерантности
.
Упражнения
включают
в
себя
адаптацию
к
различным
негативным
психофизиологическим
состояниям
,
таким
как
:
-
дефицит
ночного
сна
-
уменьшение
продолжительности
ночного
сна
до
безвредных
пределов
в
ограниченные
периоды
времени
,
вплоть
до
эпизодов
полного
отказа
от
сна
;
-
вынужденные
неудобные
позы
-
удержание
любых
физиологически
безопасных
вариантов
неудобных
положений
тела
,
туловища
и
конечностей
(
асан
из
системы
йогов
или
их
модификаций
)
продолжительностью
от
нескольких
минут
до
максимально
возможного
времени
;
-
холодовые
и
тепловые
закаливающие
процедуры
(
с
учетом
принципа
постепенности
) -
общие
и
местные
ванны
,
растирания
,
обертывания
,
контакты
со
снегом
,
льдом
или
с
горячей
водой
и
разогретыми
предметами
;
-
отказ
от
излюбленных
видов
пищи
в
течение
определенного
времени
;
-
чувство
голода
-
увеличение
промежутков
в
приеме
пищи
до
максимально
возможных
,
а
при
наличии
квалифицированного
медицинского
наблюдения
и
отсутствии
противопоказаний
-
лечебное
голодание
оптимальной
продолжительности
;
-
допустимые
варианты
адаптации
к
боли
-
упражнения
с
акупрессурой
,
увеличивающиеся
по
продолжительности
,
с
использованием
сензитивных
точек
:
Хэ
-
Гу
,
козелков
ушных
раковин
,
локтевых
мыщелков
(«
точек
Бехтерева
»)
и
др
.;
-
отрицательные
тактильные
ощущения
-
контакты
,
прикосновения
к
горячим
предметам
и
жидкостям
,
колкому
,
острому
(
с
обязательным
исключением
какого
-
либо
риска
и
вреда
),
нанесение
и
втирание
мази
«
Финалгон
»
на
различные
по
площади
участки
кожи
;
-
сосудистые
реакции
-
адаптация
к
перепадам
сосудистого
тонуса
с
помощью
приема
таблеток
никотиновой
кислоты
или
ксантинола
никотината
в
нарастающих
дозах
(
никотиновая
кислота
,
витамин
РР
-
таблетки
0,05
г
в
разовых
дозах
для
детей
-
до
0,025-0,05
г
,
для
взрослых
-
до
0,15-0,5
г
,
суточные
дозы
для
детей
-
до
0,15
г
,
для
взрослых
-
до
1
г
;
ксантинола
никотинат
-
таблетки
0,15
г
в
разовых
дозах
для
детей
- 0,03-0,05
г
,
для
взрослых
-
до
0,15
г
,
суточные
дозы
для
детей
-
до
0,15
г
,
для
взрослых
-
до
0,9
г
),
таблетки
дают
при
отсутствии
противопоказаний
с
200
мл
воды
;
-
отрицательные
вкусовые
ощущения
-
толерантность
тренируется
с
помощью
приема
горечей
,
кислых
фруктов
(
долек
лимонов
),
ксантинола
никотината
,
последний
принимается
в
дозах
от
1/4
до
1
табл
.
по
0,15
для
рассасывания
в
ротовой
полости
или
беллал
-
гина
аналогичным
образом
(
при
отсутствии
противопоказаний
);
-
отрицательные
обонятельные
ощущения
-
обоняние
нашатырного
спирта
или
других
субъективно
неприятных
запахов
.
Третий
этап
На
этом
этапе
для
повышения
потенциала
стрессоустойчиво
-
сти
переходят
к
личностно
-
ориентированным
воздействиям
.
Первоначально
используют
способ
актуализации
ресурсов
,
направленный
на
использование
естественных
,
уже
имеющихся
у
пациента
психологических
или
физических
возможностей
и
резервов
(
см
.
метод
«
Актуализация
ресурсов
»).
Эти
«
сильные
стороны
личности
»
могут
быть
как
положительного
,
так
и
отрицательного
,
в
т
.
ч
.
социально
не
одобряемого
свойства
.
Последние
по
-
новому
интерпретируют
и
«
канализируют
»
с
целью
повышения
социальной
конгруэнтности
.
Тренируют
их
«
извлечение
»
и
применение
в
соответствии
с
новым
«
адресным
прикреплением
».
Далее
используют
технику
апробации
психологических
защит
.
Этот
метод
направлен
на
расширение
арсенала
защитных
психологических
реакций
пациента
и
одновременно
на
устранение
тенденции
к
использованию
патологических
вариантов
этих
реакций
.
При
апробации
защит
,
которая
представляет
собой
ролевой
тренинг
и
самостоятельные
упражнения
пациент
,
предварительно
ознакомленный
с
особенностями
различных
вариантов
психологической
защиты
,
пробует
«
вживаться
»
в
каждый
из
них
поочередно
и
соответствующим
образом
адаптироваться
к
актуальным
для
себя
проблемам
.
Первоначально
ему
не
объясняют
,
каковы
достоинства
или
недостатки
каждого
стиля
поведения
,
вводя
лишь
в
содержательную
сторону
защиты
и
объясняя
как
пользоваться
конкретной
технологией
.
Благодаря
этому
больной
без
оценочных
помех
в
процессе
апробации
узнает
себя
(
процесс
идентификации
)
в
той
или
иной
модели
психологической
защиты
.
Четвертый
этап
Содержанием
этого
этапа
является
когнитивно
-
ценностная
коррекция
личности
(
см
. «
Когнитивно
-
ценностная
гармонизация
личности
»),
направленная
на
формирование
у
пациента
мотивации
к
личностному
росту
и
развитие
черт
гармоничной
личности
.
Для
этого
с
использованием
суггестии
его
информируют
о
проявлениях
психологической
дисгармонии
и
гармонии
в
рамках
когнитивно
-
аналитической
концепции
личности
.
Первоначально
дают
клинико
-
психологическую
характеристику
дезадаптивных
когнитипов
личности
,
для
того
чтобы
пациент
узнал
себя
в
одном
из
них
.
Данную
информацию
преподносят
в
виде
аверсионного
внушения
для
переориентации
пациента
,
отказа
от
дезадаптирующих
установок
и
принятия
позитивных
моделей
поведения
,
характерных
для
адаптивных
когнитипов
.
Далее
пациенту
раскрывают
клинико
-
психологическую
характеристику
адаптивных
когнитипов
.
Это
проводят
в
виде
симпатического
внушения
,
больного
настраивают
на
принятие
,
интериоризацию
концептуально
-
поведенческого
алгоритма
адаптивной
личности
,
адаптивного
стиля
мышления
.
Пятый
этап
На
этом
этапе
внимание
направляют
на
повышение
неспецифической
психологической
толерантности
и
стрессоустойчи
-
вости
.
Здесь
проводят
когнитивные
воздействия
,
обсуждение
оптимальных
моделей
поведения
в
ситуациях
,
несущих
в
себе
потенциальную
опасность
психологического
срыва
.
Обычно
их
ядром
является
переживание
той
или
иной
утраты
.
Это
не
включает
в
себя
актуальные
для
пациента
психотравмирующие
(«
спе
-
цифические
»)
события
,
которые
прорабатываются
на
6
этапе
.
Наиболее
типичны
следующие
ситуации
:
-
ущемленное
самолюбие
,
-
кризис
самооценки
,
-
несовпадение
желаемого
и
действительного
,
-
материальный
крах
,
-
проблемы
с
близкими
,
-
проблемы
со
здоровьем
,
-
проблемы
с
внешностью
,
-
возрастные
изменения
,
-
конфликт
с
начальством
(
учителями
,
родителями
),
-
конфликт
с
сотрудниками
(
одноклассниками
),
-
одиночество
,
-
невостребованность
и
т
.
д
.
«
Рассматривают
все
ракурсы
и
аспекты
этих
стрессогенных
ситуаций
.
Составляется
индивидуальная
иерархическая
шкала
утрат
.
Пациент
получает
суггестивные
тексты
относительно
каждого
неспецифического
типа
психотравмы
и
заучивает
их
(
вер
-
бально
-
суггестивное
самопрограммирование
).
Далее
осуществляют
визуально
-
вербальное
самопрограммирование
поведения
-
многократное
зрительное
диссоциированное
и
ассоциированное
представление
возможных
стрессов
и
вариантов
позитивного
реагирования
на
них
на
фоне
проговари
-
вания
заученных
аутосуггестивных
текстов
и
выполнения
психо
-
регулирующих
упражнений
седативного
характера
.
Качество
усвоения
информации
проверяется
при
повторных
сеансах
.
Может
применяться
также
и
другой
,
несколько
более
сложный
вариант
повышения
неспецифической
психологической
толерантности
и
стрессоустойчивое
™,
включающий
в
себя
следующие
психологические
операции
:
1.
Осознание
и
/
или
визуализация
шкалы
жизненных
ценностей
с
представлением
на
вершине
этой
шкалы
ценности
психологической
гармонии
с
пониманием
всесторонней
выгодности
такого
типа
личностной
организации
.
2.
Осознание
и
/
или
визуализация
минимального
достаточного
объема
жизненных
благ
.
В
соответствии
с
обсужденными
ранее
(
п
. 1)
позициями
пациент
вновь
выделяет
и
принимает
минимум
(«
позитивно
-
ценностный
минимум
миниморум
»),
который
был
бы
достаточным
для
сохранения
субъективного
состояния
психологического
комфорта
, «
даже
если
бы
весь
остальной
мир
рухнул
».
3.
Позитивная
интерпретация
психотравмирующего
фактора
и
позитивное
прогнозирование
.
4.
«
Девальвация
стресса
»
-
понижение
до
максимально
возможного
уровня
ценности
негативного
воздействия
,
осознание
и
/
или
визуализация
этого
.
5.
Параллельное
проведение
упражнений
седативного
характера
(
того
или
иного
варианта
психической
саморегуляции
)
и
психосенсорных
манипуляций
с
ослаблением
параметров
представляемых
образов
.
В
завершение
5
этапа
проводятся
тематические
ролевые
тренинги
(«
Тренинги
утрат
»),
в
процессе
которых
разыгрываются
различные
ситуации
,
обладающие
психотравмирующим
потенциалом
,
позволяющие
пациенту
приближенно
к
жизни
реализовать
отработанные
ранее
модели
адаптивного
поведения
.
Тематика
этих
тренингов
соответствует
приведенному
выше
списку
стрессогенных
ситуаций
.
Каждый
вид
утраты
«
взвешивается
»
в
соответствии
со
шкалой
утрат
.
Шестой
этап
На
шестом
этапе
у
пациента
развивают
специфическую
психологическую
толерантность
по
отношению
к
индивидуальному
,
характерному
для
данной
личности
спектру
психотрав
-
мирующих
ситуаций
.
При
этом
используются
когнитивные
воздействия
и
самовоздействия
,
среди
которых
ведущее
значение
имеет
когнитивно
-
векторный
способ
.
Он
реализуется
путем
осуществления
мыслительных
операций
по
когнитивно
-
векторной
схеме
,
отраженной
на
рис
. 6.
В
качестве
триггера
позитивной
модели
поведения
может
быть
выбран
любой
значимый
стимул
,
настраивающий
пациента
на
адаптивное
реагирование
, -
какой
-
либо
образ
,
слово
или
фраза
,
варианты
мимики
и
жестов
и
т
.
п
.
Важной
является
предварительная
проработка
проблемных
тем
пациента
по
векторной
схеме
с
коррекцией
негативных
тенденций
и
составлением
аутосуггестивных
текстов
,
представляющих
собой
алгоритмы
когнитивной
регуляции
поведения
.
Рис
.
6.
Когнитивно
-
векторная
схема
регуляции
психологических
реакций
Помимо
этого
на
данном
этапе
используются
когнитивно
-
сенсорные
манипуляции
и
тематические
ролевые
тренинги
,
ориентированные
здесь
на
индивидуальные
,
специфические
проблемы
пациента
,
включающие
также
отработку
навыка
когнитивно
-
векторной
регуляции
.
Их
при
необходимости
подкрепляют
любыми
другими
методами
психической
саморегуляции
.
Седьмой
этап
На
этом
этапе
проводится
проверка
результатов
лечения
в
реальных
психотравмирующих
условиях
с
соблюдением
принципа
постепенности
и
предварительной
подготовленности
.
Реальный
контакт
с
негативными
факторами
осуществляется
по
иерархической
схеме
-
от
минимального
«
объема
»
взаимодействия
до
максимального
.
Перед
этим
и
параллельно
развитию
ситуации
пациент
выполняет
освоенные
ранее
упражнения
.
Методика
повышения
психологической
толерантности
и
стрессоустойчивости
проводится
в
виде
психотерапевтического
марафона
или
отдельных
сеансов
,
индивидуально
,
в
группе
или
с
вовлечением
семьи
.
Продолжительность
сеансов
не
лимитируется
,
их
должно
быть
столько
,
сколько
нужно
,
среднее
количество
колеблется
в
пределах
от
7
до
10.
Динамическое
наблюдение
,
поддерживающие
сеансы
и
коррекция
состояния
с
учетом
индивидуальной
необходимости
повышают
степень
устойчивости
достигнутых
результатов
.
Глава
24
ЭМПАТИЧЕСКИЙ
«
ЗЕРКАЛЬНЫЙ
»
ДИАЛОГ
Метод
направлен
на
достижение
сразу
нескольких
целей
:
развитие
эмпатии
по
отношению
к
окружающим
,
углубление
самоанализа
и
самопонимания
,
стимуляцию
мотивации
преодоления
отрицательных
психологических
качеств
,
контроль
хода
лечения
.
Необходимо
участие
одного
или
нескольких
партнеров
,
которыми
могут
быть
родственники
,
другие
пациенты
или
коте
-
рапевты
,
персонал
.
Проводятся
тематически
и
индивидуально
ориентированные
сеансы
.
Участники
тренинга
поочередно
зеркально
«
читают
»
мысли
,
чувства
,
желания
и
ощущения
каждого
,
высказываясь
от
его
имени
и
стараясь
определить
их
возможно
более
точно
и
полно
.
Для
этого
используются
предварительные
знания
об
«
объекте
исследования
»
и
наблюдения
за
его
внешними
сигналами
-
характеристиками
(
пантомимикой
,
дыханием
,
цветом
кожных
покровов
,
выражением
глаз
и
др
.).
Эмпатический
«
зеркальный
»
диалог
проводится
с
моделированием
,
разыгрыванием
различных
проблемных
ситуаций
и
тем
и
чередуется
с
другими
методами
ФПРЛ
,
которые
обеспечивают
положительную
личностную
динамику
,
отражаемую
и
закрепляемую
при
каждом
очередном
«
отзеркаливании
».
Важным
является
прочтение
состояния
больного
психотерапевтом
,
во
время
которого
проводится
скрытая
или
явная
позитивная
суггестия
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Александров
А
.
А
.
Современная
психотерапия
.
СПб
.:
Академический
проект
, 1997.
2.
Алман
Б
.
М
.,
Ламбру
П
.
Т
.
Самогипноз
.
М
.:
Класс
, 1995.
3.
Анохин
П
.
К
.
Философские
аспекты
теории
функциональной
системы
.
М
.:
Наука
, 1978.
4.
Анохин
П
.
К
.
Системные
механизмы
высшей
нервной
деятельности
.
М
.:
Наука
, 1979.
/
5.
Баркер
Ф
.
Использование
метафор
в
психотерапии
.
Воронеж
:
НПО
«
МОДЭК
», 1996.
6.
Бек
А
.
и
др
.
Когнитивная
терапия
депрессии
.
СПб
.:
Питер
, 2003.
7.
Бек
А
.,
Фримен
А
.
Когнитивная
психотерапия
расстройств
личности
.
СПб
.:
Питер
, 2002.
8.
Беккио
Ж
.,
Жюслен
Ш
.
Новый
гипноз
.
М
.:
Класс
, 1998.
9.
Берне
Р
.
Развитие
Я
-
концепции
и
воспитание
.
М
.:
Прогресс
, 1986.
10.
Бессер
-
Зигмунд
К
.
Магические
слова
.
СПб
.,
Питер
, 1997.
11.
Бехтерев
В
.
М
.
Гипноз
,
внушение
,
телепатия
.
М
.:
Мысль
, 1994.
12.
Буль
П
.
И
.
Основы
психотерапии
.
М
.:
Медицина
, 1971.
13.
Бэндлер
Р
.
Используйте
свой
мозг
для
изменения
.
СПб
.:
Ювента
, 1998.
14.
Бэндлер
Р
.,
Гриндер
Д
.
Наведение
транса
.
М
.:
Прозерпина
, 1995.
15.
Бэндлер
Р
.,
Гриндер
Д
.
Структура
магии
.
СПб
.:
Белый
кролик
, 1996.
16.
Бэндлер
Р
.,
Гриндер
Д
.
Шаблоны
гипнотических
техник
Милтона
Эриксона
.
М
.:
НАПП
, 1995.
17.
Ганнушкин
П
.
Б
.
Избранные
труды
.
М
.:
Медицина
, 1964.
18.
Гиллеген
С
.
Терапевтические
трансы
.
М
.:
Класс
, 1997.
19.
Годэн
Ж
.
Новый
гипноз
.
Глоссарий
,
принципы
и
метод
.
М
.:
Изд
-
во
ин
-
та
психиатрии
, 2003.
20.
Гордон
Д
.,
Мейерс
-
Андерсон
М
.
Секреты
психотерапии
Милтона
Эриксона
.
М
.:
Независимая
ассоциация
психологов
, 1997.
21.
Гриндер
Д
.,
Бендлер
Р
.
Структура
магии
.
СПб
.:
Белый
кролик
, 1996.
22.
Дауд
Е
.
Т
.
Когнитивная
гипнотерапия
.
СПб
.:
Питер
, 2003.
23.
Захаров
Н
.
П
.
Способ
психотерапевтического
воздействия
/
Патент
РФ
№
2148418, 1997.
24.
Захаров
Н
.
П
.
Способ
Н
.
П
.
Захарова
коррекции
психоэмоциональных
и
психосоматических
состояний
/
Патент
РФ
№
2155076,1998.
25.
Захаров
Н
.
П
.
Способ
психотерапевтического
воздействия
/
Патент
РФ
№
2179038, 1999.
26.
Захаров
Н
.
П
.
О
некоторых
аспектах
и
методах
психотерапевтического
моделирования
поведения
при
пограничных
психических
расстройствах
и
злоупотреблении
психоактивными
веществами
//
Российский
психиатрический
журнал
. - 1999. -
№
3. -
С
. 57-61.
27.
Захаров
Н
.
П
.
Фундаментальная
позитивная
реин
гефация
личности
-
комплекс
методов
патогенетической
психотерапии
непсихотических
расстройств
//
Российский
психиатрический
журнал
. - 2001. -
№
4. -
С
. 37-42.
28.
Захаров
Н
.
П
.
Модели
психологического
реагирования
в
рамках
фундаментальной
позитивной
реинтеграции
личности
//
Психология
,
психотерапия
,
образование
. - 2001. -
№
1. -
С
. 40-44.
29.
Захаров
Н
.
П
.
Способ
коррекции
психотерапевтической
резистент
-
ности
и
личностной
ригидности
/
Патент
РФ
№
2155076,2002.
30.
Захаров
Н
.
П
.
Психотерапия
психосоматических
расстройств
:
когнитивно
-
аналитический
подход
,
позитивная
реинтеграция
личности
.
В
кн
.:
Лечение
детей
с
психосоматическими
расстройствами
/
Под
ред
.
Ю
.
Ф
.
Антропова
и
Ю
.
С
.
Шевченко
. -
СПб
.:
Речь
, 2002,
с
. 485-527.
31.
Захаров
Н
.
П
.
Метод
психической
саморегуляции
(
МАС
-
метод
).
М
.:
ДеЛи
принт
, 2002.
32.
Захаров
Н
.
П
.
Метод
альтернирующей
суггестии
и
гипносуггестии
.
М
.:
ДеЛи
принт
, 2002.
33.
Захаров
Н
.
П
.
Когнитивно
-
аналитическая
суггестивно
-
бихевиораль
-
ная
психотерапия
(
позитивная
реинтеграция
личности
).
В
кн
.:
Бихе
-
виорально
-
когнитивная
психотерапия
детей
и
подростков
/
Под
ред
.
Ю
.
С
.
Шевченко
. -
СПб
.:
Речь
, 2003,
с
. 390-452.
34.
Зейдиг
Д
.
К
.
Семинар
с
доктором
медицины
Милтоном
Г
.
Эриксоном
(
уроки
гипноза
).
М
.:
Класс
, 1994.
35.
Каплан
Г
.,
Сэдок
Б
.
Клиническая
психиатрия
.
М
.:
Медицина
, 1994.
36.
Карвасарский
Б
.
Д
.
Психотерапия
.
М
.:
Медицина
, 1985.
37.
Лазурский
А
.
Ф
.
Избранные
труды
по
общей
психологии
.
СПб
.:
Але
-
тейя
,2001.
38.
Лебединский
М
.
С
.
Очерки
психотерапии
.
Л
.:
Медицина
, 1974.
39.
Лекрон
Л
.
Добрая
сила
.
М
.:
Писатель
, 1993.
40.
Леонтьев
А
.
Н
.
Проблемы
развития
психики
.
М
.:
Универс
, 1981.
41.
Лобзин
В
.
С
,
Решетников
М
.
М
.
Аутогенная
тренировка
.
Л
.:
Медицина
, 1986.
42.
Мак
Маллин
Р
.
Практикум
по
когнитивной
психотерапии
.
СПб
.:
Речь
, 2001.
43.
Машковский
М
.
Д
.
Лекарственные
средства
часть
I,
П
.
М
.:
Медицина
, 1984.
44.
О
'
Коннор
Дж
.,
Сеймор
Дж
.
Введение
в
НЛП
.
Челябинск
:
Версия
, 1997.
45.
Овчинникова
О
.
В
.,
Насиновская
Е
.
К
.,
Иткин
И
.
Т
.
Гипноз
в
экспериментальном
исследовании
личности
.
М
.:
Универс
, 1989.
46.
Рожнов
В
.
Е
.
Руководство
по
психотерапии
.
Ташкент
,
Медицина
, 1979.
47.
Слободяник
А
.
П
.
Психотерапия
,
внушение
,
гипноз
.
Челябинск
,
Версия
, 1997.
48.
Теппервайн
К
.
Высшая
школа
гипноза
.
Ростов
-
н
/
Д
.:
Феникс
, 1997.
49.
Узнадзе
Д
.
Психология
установки
.
СПб
.:
Питер
, 2001.
50.
Уолен
С
,
ДиГусепп
Р
.,
Уэсслер
Р
.
Рационально
-
эмотивная
психотерапия
,
М
.:
Гуманитарное
знание
,