Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1761

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

поведенческого

 

стиля

повышающего

 

уровень

 

адаптированности

 

к

 

социальной

 

среде

Разрабатывают

 

индивидуальную

 

схему

 

повышения

 

психологической

 

толерантности

 

и

 

стрессоустойчивости

Из

 

лечебно

-

коррекцион

-

ного

 

арсенала

 

методики

 

формируют

 

набор

 

доступных

индивидуально

 

приемлемых

 

действий

 

и

 

операций

оказывающих

 

как

 

ней

-

рокоррекционное

так

 

и

 

личностно

-

реконструирующее

 

действие

Затем

 

в

 

соответствии

 

с

 

разработанной

 

схемой

 

осуществляют

 

последовательное

 

поэтапное

 

лечебно

-

коррекционное

 

воздействие

которое

 

проводят

 

преимущественно

 

в

 

состоянии

 

бодрствования

 

пациента

при

 

необходимости

 

для

 

ускорения

 

усвоения

 

лечебной

 

информации

 

используют

 

гипнотерапию

Методика

 

повышения

 

психологической

 

толерантности

 

и

 

стрессоустойчивости

 

включает

 

в

 

себя

 

семь

 

этапов

при

 

реализации

 

которых

 

применяются

 

многообразные

 

психотерапевтические

 

приемы

Первый

 

этап

 

Для

 

ускоренного

 

формирования

 

способности

 

к

 

произвольному

 

контролю

 

над

 

психоэмоциональным

 

состоянием

 

и

 

повышения

 

психологической

 

толерантности

 

и

 

стрессоустойчивости

 

пациента

 

обучают

 

психической

 

саморегуляции

Вначале

 

у

 

всех

 

занимающихся

 

развивают

 

способности

 

к

 

психосенсорной

 

и

 

ментальной

 

саморегуляции

Это

 

имеет

 

как

 

нейрофизиологический

 

смысл

 - 

в

 

виде

 

реального

 

повышения

 

способностей

 

к

 

произвольному

 

контролю

 

над

 

психосенсорной

 

и

 

ментальной

 

сферами

так

 

и

 

скрытый

суггестивный

представляя

 

собой

 

метафору

 

управления

 

психоэмоциональным

 

состоянием

 

и

 

первую

 

ступень

 

этой

 

способности

Переживания

 

человека

 

являются

 

сенсорно

-

зависимыми

с

 

одной

 

стороны

и

 

когнитивно

 

опосредованными

ментальными

  -

с

 

другой

Тренировка

 

способностей

 

к

 

регуляции

 

в

 

пределах

 

различных

 

уровней

 

психического

 

является

 

важным

 

элементом

 

повышения

 

толерантности

 

к

 

стрессорам

Для

 

этого

 

в

 

пределах

 

каждой

 

сенсорной

 

системы

 

проводят

 

упражнения

 

по

 

ослаблению

 

параметров

 

сенсорно

-

определенных

 

представлений

как

 

положительных

приятных

так

 

и

 

отрицательных

неприятных

Все

 

это

 

позволяет

 

одновременно

 

уменьшать

 

и

 

психоэмоциональные

 

эффекты

 

восприятия

Для

 

зрительной

 

системы

 

используется

представление

 

ярких

крупных

близких

контрастных

цветных

 

образов

 

с

 

уменьшением

 

их

 

яркости

размеров

расстояния

 

до

 

них

степени

 

контраста

 

и

 

цветонасыщенности

а

 

также

 

«

расфокусировка

» - «

всматривание

» 

сквозь

 

предметы

 

и

 

людей

 (

представление

 

прозрачности

 

предметов

 

или

 

людей

). 

Для

 

слуховой

 

системы

воспроизведение

  (

реальное

 

и

 

по

 

памяти

громких

быстрых

отчетливых

 

звуков

 

с

 

уменьшением

 

их

 

громкости

скорости

 

звучания

 

и

 

отчетливости

Для

 

кинестетической

 

системы

регуляция

 

мышечного

 

тонуса

 

в

 

диапазоне

 

от

 

напряжения

 

тех

 

или

 

иных

 

мышечных

 

групп

 

до

 

релаксации

В

 

тактильно

-

осязательной

 

системе

вариации

 

прикосновений

фиксаций

точечных

 

воздействий

 

от

 

максимальных

 

по

 

интенсивности

 

до

 

минимальных

В

 

ольфакторной

 

и

 

вкусовой

 

системах

 

используются

 

соответствующие

 

представления

 

по

 

памяти

 

с

 

их

 

изменением

 

от

 

максимально

 

воспроизводимых

 

до

 

устранения

 

воспоминания

На

 

уровне

 

ментальности

 

проводят

 

обучение

 

понижению

 

степени

 

отчетливости

 

осознания

 

мыслей

 - 

вытесняют

«

гасят

», «

затуманивают

» 

возникающие

 

в

 

сознании

 

мысли

 

и

 

тренируют

 

способность

 

не

 

задерживаться

 

ни

 

на

 

одной

 

из

 

них

мгновенно

 

пере

ходить

 

к

 

другой

 

в

 

виде

 «

потока

 

сознания

», 

свободного

нефиксированного

 

течения

 

мыслей

Все

 

эти

 

упражнения

 

проводят

 

до

 30-40 

раз

 

в

 

день

В

 

дальнейшем

на

 6 

этапе

 

они

 

используются

 

для

 

изменения

вплоть

 

до

 

нейтрализации

степени

 

негативного

 

воздействия

 

психотравмирую

-

щих

 

факторов

При

 

этом

 

негативные

 

влияния

 

модифицируются

 

в

 

пределах

 

каждой

 

сенсорной

 

системы

 

изолированно

 

или

 

комплексно

в

 

процессе

 

контакта

 

с

 

отрицательными

 

факторами

 

или

 

постфактум

вплоть

 

до

 

полного

 

устранения

 

отрицательной

 

эмоции

Далее

 

пациента

 

обучают

 

последовательному

 

систематическому

 

самоконтролю

Овладение

 

им

 

начинают

 

с

 

наиболее

 

простых

не

 

проблемных

 

поведенческих

 

актов

  (

удовлетворение

 

чувства

 

голода

чистка

 

зубов

выбор

 

одежды

 

соответственно

 

ситуации

 

и

 

погодным

 

условиям

 

и

 

т

п

.). 

Далее

 

переходят

 

к

 

тренировке

 

произвольного

 

самовлияния

 

при

 

более

 

сложных

но

 

также

 

не

 

проблемных

 

действиях

 

и

 

поступках

а

 

в

 

итоге

 

используют

 

натренированный

 

стереотип

 

последовательного

 

систематического

 

самоконтроля

 

при

 

взаимодействии

 

с

 

психотравмирующими

 

факторами

Последнее

 

отрабатывается

 

уже

 

на

 6 

этапе

Второй

 

этап

 

Степень

 

психофизиологической

 

и

 

психологической

 

уязвимости

 

обратно

 

пропорциональна

 

степени

 

толерантности

 

к

 

негативным

 

психологическим

 

воздействиям

поэтому

 

развитие

 

стрессоустойчивости

 

включает

 

в

 

себя

 

коррекцию

 

различных

 

уровней

 

чувствительности

На

 

втором

 

этапе

 

повышают

 

адаптивные

 

способности

 

с

 

помощью

 

тренинга

 

коррекции

 

психофизиологической

 

сензитивности

Это

 

касается

 

повышения

 

порога

 

чувствительности

 

по

 

отношению

 

к

 

соматовегетативным

 

факторам

безвредным

 

для

 

здоровья

 

состояниям

 

физиологического

 

дискомфорта

которые

 

пациент

 

постепенно

 

обучается

 

переносить

Тренинг

 

имеет

 

как

 

очевидный

тренирующий

 

соматовегетативную

 

толерантность

 

смысл

так

 

и

 

скрытый

являясь

 

метафорой

 

и

 

предшествующей

 

ступенью

 

повышения

 

психологической

 

толерантности

Упражнения

 

включают

 

в

 

себя

 

адаптацию

 

к

 

различным

 

негативным

 

психофизиологическим

 

состояниям

таким

 

как


-  

дефицит

 

ночного

 

сна

 - 

уменьшение

 

продолжительности

 

ночного

 

сна

 

до

 

безвредных

 

пределов

 

в

 

ограниченные

 

периоды

 

времени

вплоть

 

до

 

эпизодов

 

полного

 

отказа

 

от

 

сна

вынужденные

 

неудобные

 

позы

 - 

удержание

 

любых

 

физиологически

 

безопасных

 

вариантов

 

неудобных

 

положений

 

тела

туловища

 

и

 

конечностей

  (

асан

 

из

 

системы

 

йогов

 

или

 

их

 

модификаций

продолжительностью

 

от

 

нескольких

 

минут

 

до

 

максимально

 

возможного

 

времени


background image

холодовые

 

и

 

тепловые

 

закаливающие

 

процедуры

 (

с

 

учетом

 

принципа

 

постепенности

) - 

общие

 

и

 

местные

 

ванны

растирания

обертывания

контакты

 

со

 

снегом

льдом

 

или

 

с

 

горячей

 

водой

 

и

 

разогретыми

 

предметами

отказ

 

от

 

излюбленных

 

видов

 

пищи

 

в

 

течение

 

определенного

 

времени

чувство

 

голода

 - 

увеличение

 

промежутков

 

в

 

приеме

 

пищи

 

до

 

максимально

 

возможных

а

 

при

 

наличии

 

квалифицированного

 

медицинского

 

наблюдения

 

и

 

отсутствии

 

противопоказаний

 - 

лечебное

 

голодание

 

оптимальной

 

продолжительности

-  

допустимые

 

варианты

 

адаптации

 

к

 

боли

 - 

упражнения

 

с

 

акупрессурой

увеличивающиеся

 

по

 

продолжительности

с

 

использованием

 

сензитивных

 

точек

Хэ

-

Гу

козелков

 

ушных

 

раковин

локтевых

 

мыщелков

 

точек

 

Бехтерева

») 

и

 

др

.; 

-    

отрицательные

    

тактильные

    

ощущения

    -    

контакты

прикосновения

 

к

 

горячим

  

предметам

 

и

 

жидкостям

,  

колкому

острому

    (

с

   

обязательным

   

исключением

   

какого

-

либо

 

риска

 

и

 

вреда

), 

нанесение

 

и

 

втирание

 

мази

 

«

Финалгон

» 

на

 

различные

 

по

 

площади

 

участки

 

кожи

сосудистые

 

реакции

 - 

адаптация

 

к

 

перепадам

 

сосудистого

 

тонуса

 

с

 

помощью

 

приема

 

таблеток

 

никотиновой

 

кислоты

 

или

 

ксантинола

 

никотината

 

в

 

нарастающих

 

дозах

  (

никотиновая

 

кислота

витамин

 

РР

 - 

таблетки

 0,05 

г

 

в

 

разовых

 

дозах

 

для

 

детей

  -

до

 0,025-0,05 

г

для

 

взрослых

 - 

до

 0,15-0,5 

г

суточные

 

дозы

 

для

 

детей

 - 

до

 0,15 

г

для

 

взрослых

 - 

до

 1 

г

ксантинола

 

никотинат

 -

таблетки

 0,15 

г

 

в

 

разовых

 

дозах

 

для

 

детей

 - 0,03-0,05 

г

для

 

взрослых

 - 

до

 0,15 

г

суточные

 

дозы

 

для

 

детей

 - 

до

 0,15 

г

для

 

взрослых

 - 

до

 0,9 

г

), 

таблетки

 

дают

 

при

 

отсутствии

 

противопоказаний

 

с

 200 

мл

 

воды

отрицательные

 

вкусовые

 

ощущения

 - 

толерантность

 

тренируется

 

с

 

помощью

 

приема

 

горечей

кислых

 

фруктов

 

(

долек

 

лимонов

), 

ксантинола

 

никотината

последний

 

принимается

 

в

 

дозах

 

от

 1/4 

до

 1 

табл

по

 0,15 

для

 

рассасывания

 

в

 

ротовой

 

полости

 

или

 

беллал

-

гина

 

аналогичным

 

образом

 (

при

 

отсутствии

 

противопоказаний

); 

отрицательные

 

обонятельные

 

ощущения

 - 

обоняние

 

нашатырного

 

спирта

 

или

 

других

 

субъективно

 

неприятных

 

запахов

Третий

 

этап

 

На

 

этом

 

этапе

 

для

 

повышения

 

потенциала

 

стрессоустойчиво

-

сти

 

переходят

 

к

 

личностно

-

ориентированным

 

воздействиям

Первоначально

 

используют

 

способ

 

актуализации

 

ресурсов

направленный

 

на

 

использование

 

естественных

уже

 

имеющихся

 

у

 

пациента

 

психологических

 

или

 

физических

 

возможностей

 

и

 

резервов

  (

см

метод

 

«

Актуализация

 

ресурсов

»). 

Эти

 «

сильные

 

стороны

 

личности

» 

могут

 

быть

 

как

 

положительного

так

 

и

 

отрицательного

в

 

т

ч

социально

 

не

 

одобряемого

 

свойства

Последние

 

по

-

новому

 

интерпретируют

 

и

  «

канализируют

» 

с

 

целью

 

повышения

 

социальной

 

конгруэнтности

Тренируют

 

их

  «

извлечение

» 

и

 

применение

 

в

 

соответствии

 

с

 

новым

 

«

адресным

 

прикреплением

». 

Далее

 

используют

 

технику

 

апробации

 

психологических

 

защит

Этот

 

метод

 

направлен

 

на

 

расширение

 

арсенала

 

защитных

 

психологических

 

реакций

 

пациента

 

и

 

одновременно

 

на

 

устранение

 

тенденции

 

к

 

использованию

 

патологических

 

вариантов

 

этих

 

реакций

При

 

апробации

 

защит

которая

 

представляет

 

собой

 

ролевой

 

тренинг

 

и

 

самостоятельные

 

упражнения

 

пациент

предварительно

 

ознакомленный

 

с

 

особенностями

 

различных

 

вариантов

 

психологической

 

защиты

пробует

  «

вживаться

» 

в

 

каждый

 

из

 

них

 

поочередно

 

и

 

соответствующим

 

образом

 

адаптироваться

 

к

 

актуальным

 

для

 

себя

 

проблемам

Первоначально

 

ему

 

не

 

объясняют

каковы

 

достоинства

 

или

 

недостатки

 

каждого

 

стиля

 

поведения

вводя

 

лишь

 

в

 

содержательную

 

сторону

 

защиты

 

и

 

объясняя

 

как

 

пользоваться

 

конкретной

 

технологией

Благодаря

 

этому

 

больной

 

без

 

оценочных

 

помех

 

в

 

процессе

 

апробации

 

узнает

 

себя

  (

процесс

 

идентификации

в

 

той

 

или

 

иной

 

модели

 

психологической

 

защиты

Четвертый

 

этап

 

Содержанием

 

этого

 

этапа

 

является

 

когнитивно

-

ценностная

 

коррекция

 

личности

 

(

см

. «

Когнитивно

-

ценностная

 

гармонизация

 

личности

»), 

направленная

 

на

 

формирование

 

у

 

пациента

 

мотивации

 

к

 

личностному

 

росту

 

и

 

развитие

 

черт

 

гармоничной

 

личности

Для

 

этого

 

с

 

использованием

 

суггестии

 

его

 

информируют

 

о

 

проявлениях

 

психологической

 

дисгармонии

 

и

 

гармонии

 

в

 

рамках

 

когнитивно

-

аналитической

 

концепции

 

личности

Первоначально

 

дают

 

клинико

-

психологическую

 

характеристику

 

дезадаптивных

 

когнитипов

 

личности

для

 

того

 

чтобы

 

пациент

 

узнал

 

себя

 

в

 

одном

 

из

 

них

Данную

 

информацию

 

преподносят

 

в

 

виде

 

аверсионного

 

внушения

 

для

 

переориентации

 

пациента

отказа

 

от

 

дезадаптирующих

 

установок

 

и

 

принятия

 

позитивных

 

моделей

 

поведения

характерных

 

для

 

адаптивных

 

когнитипов

Далее

 

пациенту

 

раскрывают

 

клинико

-

психологическую

 

характеристику

 

адаптивных

 

когнитипов

Это

 

проводят

 

в

 

виде

 

симпатического

 

внушения

больного

 

настраивают

 

на

 

принятие

интериоризацию

 

концептуально

-

поведенческого

 

алгоритма

 

адаптивной

 

личности

адаптивного

 

стиля

 

мышления

Пятый

 

этап

 

На

 

этом

 

этапе

 

внимание

 

направляют

 

на

 

повышение

 

неспецифической

 

психологической

 

толерантности

 

и

 

стрессоустойчи

-

вости

Здесь

 

проводят

 

когнитивные

 

воздействия

обсуждение

 

оптимальных

 

моделей

 

поведения

 

в

 

ситуациях

несущих

 

в

 

себе

 

потенциальную

 

опасность

 

психологического

 

срыва

Обычно

 

их

 

ядром

 

является

 

переживание

 

той

 

или

 

иной

 

утраты

Это

 

не

 

включает

 

в

 

себя

 

актуальные

 

для

 

пациента

 

психотравмирующие

 («

спе

-

цифические

») 

события

которые

 

прорабатываются

 

на

 6 

этапе

Наиболее

 

типичны

 

следующие

 

ситуации

-   

ущемленное

 

самолюбие

-   

кризис

 

самооценки

-   

несовпадение

 

желаемого

 

и

 

действительного

-   

материальный

 

крах

-   

проблемы

 

с

 

близкими


background image

-   

проблемы

 

со

 

здоровьем

-   

проблемы

 

с

 

внешностью

-   

возрастные

 

изменения

-   

конфликт

 

с

 

начальством

 (

учителями

родителями

), 

-   

конфликт

 

с

 

сотрудниками

 (

одноклассниками

), 

-   

одиночество

-   

невостребованность

 

и

 

т

д

« 

Рассматривают

 

все

 

ракурсы

 

и

 

аспекты

 

этих

 

стрессогенных

 

ситуаций

Составляется

 

индивидуальная

 

иерархическая

 

шкала

 

утрат

Пациент

 

получает

 

суггестивные

 

тексты

 

относительно

 

каждого

 

неспецифического

 

типа

 

психотравмы

 

и

 

заучивает

 

их

 

(

вер

-

бально

-

суггестивное

 

самопрограммирование

).

 

Далее

 

осуществляют

 

визуально

-

вербальное

 

самопрограммирование

 

поведения

 

многократное

 

зрительное

 

диссоциированное

 

и

 

ассоциированное

 

представление

 

возможных

 

стрессов

 

и

 

вариантов

 

позитивного

 

реагирования

 

на

 

них

 

на

 

фоне

 

проговари

-

вания

 

заученных

 

аутосуггестивных

 

текстов

 

и

 

выполнения

 

психо

-

регулирующих

 

упражнений

 

седативного

 

характера

Качество

 

усвоения

 

информации

 

проверяется

 

при

 

повторных

 

сеансах

Может

 

применяться

 

также

 

и

 

другой

несколько

 

более

 

сложный

 

вариант

 

повышения

 

неспецифической

 

психологической

 

толерантности

 

и

 

стрессоустойчивое

™, 

включающий

 

в

 

себя

 

следующие

 

психологические

 

операции

1.  

Осознание

 

и

/

или

 

визуализация

 

шкалы

 

жизненных

 

ценностей

 

с

 

представлением

 

на

 

вершине

 

этой

 

шкалы

 

ценности

 

психологической

 

гармонии

 

с

 

пониманием

 

всесторонней

 

выгодности

 

такого

 

типа

 

личностной

 

организации

2. 

Осознание

 

и

/

или

 

визуализация

 

минимального

 

достаточного

 

объема

 

жизненных

 

благ

В

 

соответствии

 

с

 

обсужденными

 

ранее

  (

п

. 1) 

позициями

 

пациент

 

вновь

 

выделяет

 

и

 

принимает

 

минимум

 («

позитивно

-

ценностный

 

минимум

 

миниморум

»), 

который

 

был

 

бы

 

достаточным

 

для

 

сохранения

 

субъективного

 

состояния

 

психологического

 

комфорта

, «

даже

 

если

 

бы

 

весь

 

остальной

 

мир

 

рухнул

». 

3.

  

Позитивная

 

интерпретация

 

психотравмирующего

 

фактора

 

и

 

позитивное

 

прогнозирование

4. 

«

Девальвация

 

стресса

» 

понижение

 

до

 

максимально

 

возможного

 

уровня

 

ценности

 

негативного

 

воздействия

осознание

 

и

/

или

 

визуализация

 

этого

5.  

Параллельное

 

проведение

 

упражнений

 

седативного

 

характера

 

(

того

 

или

 

иного

 

варианта

 

психической

 

саморегуляции

и

 

психосенсорных

 

манипуляций

 

с

 

ослаблением

 

параметров

 

представляемых

 

образов

В

 

завершение

 5 

этапа

 

проводятся

 

тематические

 

ролевые

 

тренинги

 

Тренинги

 

утрат

»), 

в

 

процессе

 

которых

 

разыгрываются

 

различные

 

ситуации

обладающие

 

психотравмирующим

 

потенциалом

позволяющие

 

пациенту

 

приближенно

 

к

 

жизни

 

реализовать

 

отработанные

 

ранее

 

модели

 

адаптивного

 

поведения

Тематика

 

этих

 

тренингов

 

соответствует

 

приведенному

 

выше

 

списку

 

стрессогенных

 

ситуаций

Каждый

 

вид

 

утраты

  «

взвешивается

» 

в

 

соответствии

 

со

 

шкалой

 

утрат

Шестой

 

этап

 

На

 

шестом

 

этапе

 

у

 

пациента

 

развивают

 

специфическую

 

психологическую

 

толерантность

 

по

 

отношению

 

к

 

индивидуальному

характерному

 

для

 

данной

 

личности

 

спектру

 

психотрав

-

мирующих

 

ситуаций

При

 

этом

 

используются

 

когнитивные

 

воздействия

 

и

 

самовоздействия

среди

 

которых

 

ведущее

 

значение

 

имеет

 

когнитивно

-

векторный

 

способ

Он

 

реализуется

 

путем

 

осуществления

 

мыслительных

 

операций

 

по

 

когнитивно

-

векторной

 

схеме

отраженной

 

на

 

рис

. 6. 

В

 

качестве

 

триггера

 

позитивной

 

модели

 

поведения

 

может

 

быть

 

выбран

 

любой

 

значимый

 

стимул

настраивающий

 

пациента

 

на

 

адаптивное

 

реагирование

, - 

какой

-

либо

 

образ

слово

 

или

 

фраза

варианты

 

мимики

 

и

 

жестов

 

и

 

т

п

Важной

 

является

 

предварительная

 

проработка

 

проблемных

 

тем

 

пациента

 

по

 

векторной

 

схеме

 

с

 

коррекцией

 

негативных

 

тенденций

 

и

 

составлением

 

аутосуггестивных

 

текстов

представляющих

 

собой

 

алгоритмы

 

когнитивной

 

регуляции

 

поведения


background image

 

Рис

6. 

Когнитивно

-

векторная

 

схема

 

регуляции

 

психологических

 

реакций

 

Помимо

 

этого

 

на

 

данном

 

этапе

 

используются

 

когнитивно

-

сенсорные

 

манипуляции

 

и

 

тематические

 

ролевые

 

тренинги

,

 

ориентированные

 

здесь

 

на

 

индивидуальные

специфические

 

проблемы

 

пациента

включающие

 

также

 

отработку

 

навыка

 

когнитивно

-

векторной

 

регуляции

Их

 

при

 

необходимости

 

подкрепляют

 

любыми

 

другими

 

методами

 

психической

 

саморегуляции

Седьмой

 

этап

 

На

 

этом

 

этапе

 

проводится

 

проверка

 

результатов

 

лечения

 

в

 

реальных

 

психотравмирующих

 

условиях

 

с

 

соблюдением

 

принципа

 

постепенности

 

и

 

предварительной

 

подготовленности

Реальный

 

контакт

 

с

 

негативными

 

факторами

 

осуществляется

 

по

 

иерархической

 

схеме

 - 

от

 

минимального

 «

объема

» 

взаимодействия

 

до

 

максимального

Перед

 

этим

 

и

 

параллельно

 

развитию

 

ситуации

 

пациент

 

выполняет

 

освоенные

 

ранее

 

упражнения

Методика

 

повышения

 

психологической

 

толерантности

 

и

 

стрессоустойчивости

 

проводится

 

в

 

виде

 

психотерапевтического

 

марафона

 

или

 

отдельных

 

сеансов

индивидуально

в

 

группе

 

или

 

с

 

вовлечением

 

семьи

Продолжительность

 

сеансов

 

не

 

лимитируется

их

 

должно

 

быть

 

столько

сколько

 

нужно

среднее

 

количество

 

колеблется

 

в

 

пределах

 

от

 7 

до

 10. 

Динамическое

 

наблюдение

поддерживающие

 

сеансы

 

и

 

коррекция

 

состояния

 

с

 

учетом

 

индивидуальной

 

необходимости

 

повышают

 

степень

 

устойчивости

 

достигнутых

 

результатов

 
 

Глава

 24

 

ЭМПАТИЧЕСКИЙ

 «

ЗЕРКАЛЬНЫЙ

» 

ДИАЛОГ

 

Метод

 

направлен

 

на

 

достижение

 

сразу

 

нескольких

 

целей

развитие

 

эмпатии

 

по

 

отношению

 

к

 

окружающим

углубление

 

самоанализа

 

и

 

самопонимания

стимуляцию

 

мотивации

 

преодоления

 

отрицательных

 

психологических

 

качеств

контроль

 

хода

 

лечения

Необходимо

 

участие

 

одного

 

или

 

нескольких

 

партнеров

которыми

 

могут

 

быть

 

родственники

другие

 

пациенты

 

или

 

коте

-

рапевты

персонал

Проводятся

 

тематически

 

и

 

индивидуально

 

ориентированные

 

сеансы

Участники

 

тренинга

 

поочередно

 

зеркально

 

«

читают

» 

мысли

чувства

желания

 

и

 

ощущения

 

каждого

высказываясь

 

от

 

его

 

имени

 

и

 

стараясь

 

определить

 

их

 

возможно

 

более

 

точно

 

и

 

полно

Для

 

этого

 

используются

 

предварительные

 

знания

 

об

  «

объекте

 

исследования

» 

и

 

наблюдения

 

за

 

его

 

внешними

 

сигналами

-

характеристиками

  (

пантомимикой

дыханием

цветом

 

кожных

 

покровов

выражением

 

глаз

 

и

 

др

.). 

Эмпатический

  «

зеркальный

» 

диалог

 

проводится

 

с

 

моделированием

разыгрыванием

 

различных

 

проблемных

 

ситуаций

 

и

 

тем

 

и

 

чередуется

 

с

 

другими

 

методами

 

ФПРЛ

которые

 

обеспечивают

 

положительную

 

личностную

 

динамику

отражаемую

 

и

 

закрепляемую

 

при

 

каждом

 

очередном

  «

отзеркаливании

». 

Важным

 

является

 

прочтение

 

состояния

 

больного

 

психотерапевтом

во

 

время

 

которого

 

проводится

 

скрытая

 

или

 

явная

 

позитивная

 

суггестия


background image

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   

Александров

 

А

А

Современная

 

психотерапия

СПб

.: 

Академический

 

проект

, 1997. 

2.   

Алман

 

Б

М

., 

Ламбру

 

П

Т

Самогипноз

М

.: 

Класс

, 1995. 

3.   

Анохин

 

П

К

Философские

 

аспекты

 

теории

 

функциональной

 

системы

М

.: 

Наука

, 1978. 

4.   

Анохин

 

П

К

Системные

 

механизмы

 

высшей

 

нервной

 

деятельности

М

.: 

Наука

, 1979. 

5.  

Баркер

 

Ф

Использование

 

метафор

 

в

 

психотерапии

Воронеж

НПО

 «

МОДЭК

», 1996. 

6.   

Бек

 

А

.

и

 

др

Когнитивная

 

терапия

 

депрессии

СПб

.: 

Питер

, 2003. 

7.   

Бек

 

А

., 

Фримен

 

А

Когнитивная

 

психотерапия

 

расстройств

 

личности

СПб

.: 

Питер

, 2002. 

8.   

Беккио

 

Ж

., 

Жюслен

 

Ш

Новый

 

гипноз

М

.: 

Класс

, 1998. 

9.   

Берне

 

Р

Развитие

 

Я

-

концепции

 

и

 

воспитание

М

.: 

Прогресс

, 1986. 

10.   

Бессер

-

Зигмунд

 

К

Магические

 

слова

СПб

., 

Питер

, 1997. 

11.   

Бехтерев

 

В

М

Гипноз

внушение

телепатия

М

.: 

Мысль

, 1994. 

12.   

Буль

 

П

И

Основы

 

психотерапии

М

.: 

Медицина

, 1971. 

13.   

Бэндлер

 

Р

Используйте

 

свой

 

мозг

 

для

 

изменения

СПб

.: 

Ювента

, 1998. 

14.   

Бэндлер

 

Р

., 

Гриндер

 

Д

Наведение

 

транса

М

.: 

Прозерпина

, 1995. 

15.   

Бэндлер

 

Р

., 

Гриндер

 

Д

Структура

 

магии

СПб

.: 

Белый

 

кролик

, 1996. 

16.   

Бэндлер

 

Р

., 

Гриндер

 

Д

Шаблоны

 

гипнотических

 

техник

 

Милтона

 

Эриксона

М

.: 

НАПП

, 1995. 

17.   

Ганнушкин

 

П

Б

Избранные

 

труды

М

.: 

Медицина

, 1964. 

18.   

Гиллеген

 

С

Терапевтические

 

трансы

М

.: 

Класс

, 1997. 

19.   

Годэн

 

Ж

Новый

 

гипноз

Глоссарий

принципы

 

и

 

метод

М

.: 

Изд

-

во

 

ин

-

та

 

психиатрии

, 2003. 

20.   

Гордон

 

Д

., 

Мейерс

-

Андерсон

 

М

Секреты

 

психотерапии

 

Милтона

 

Эриксона

М

.: 

Независимая

 

ассоциация

 

психологов

, 1997. 

21.   

Гриндер

 

Д

., 

Бендлер

 

Р

Структура

 

магии

СПб

.: 

Белый

 

кролик

, 1996. 

22.   

Дауд

 

Е

Т

Когнитивная

 

гипнотерапия

СПб

.: 

Питер

, 2003. 

23.   

Захаров

 

Н

П

Способ

 

психотерапевтического

 

воздействия

 / 

Патент

 

РФ

 

2148418, 1997. 

24.   

Захаров

 

Н

П

Способ

 

Н

П

Захарова

 

коррекции

 

психоэмоциональных

 

и

 

психосоматических

 

состояний

 / 

Патент

 

РФ

 

2155076,1998. 

25.   

Захаров

 

Н

П

Способ

 

психотерапевтического

 

воздействия

 / 

Патент

 

РФ

 

2179038, 1999. 

26.   

Захаров

 

Н

П

О

 

некоторых

 

аспектах

 

и

 

методах

 

психотерапевтического

 

моделирования

 

поведения

 

при

 

пограничных

 

психических

 

расстройствах

 

и

 

злоупотреблении

 

психоактивными

 

веществами

 // 

Российский

 

психиатрический

 

журнал

. - 1999. - 

3. - 

С

. 57-61. 

27.   

Захаров

 

Н

П

Фундаментальная

 

позитивная

 

реин

 

гефация

 

личности

  -

комплекс

 

методов

 

патогенетической

 

психотерапии

 

непсихотических

 

расстройств

 // 

Российский

 

психиатрический

 

журнал

. - 2001. - 

4. -

С

. 37-42. 

28.   

Захаров

 

Н

П

Модели

 

психологического

 

реагирования

 

в

 

рамках

 

фундаментальной

 

позитивной

 

реинтеграции

 

личности

 // 

Психология

психотерапия

образование

. - 2001. - 

1. - 

С

. 40-44. 

29.   

Захаров

 

Н

П

Способ

 

коррекции

 

психотерапевтической

 

резистент

-

ности

 

и

 

личностной

 

ригидности

 / 

Патент

 

РФ

 

2155076,2002. 

30.   

Захаров

 

Н

П

Психотерапия

 

психосоматических

 

расстройств

когнитивно

-

аналитический

 

подход

позитивная

 

реинтеграция

 

личности

В

 

кн

.: 

Лечение

 

детей

 

с

 

психосоматическими

 

расстройствами

 / 

Под

 

ред

Ю

Ф

Антропова

 

и

 

Ю

С

Шевченко

. - 

СПб

.: 

Речь

, 2002, 

с

. 485-527. 

31.   

Захаров

 

Н

П

Метод

 

психической

 

саморегуляции

 (

МАС

-

метод

). 

М

.: 

ДеЛи

 

принт

, 2002. 

32.   

Захаров

 

Н

П

Метод

 

альтернирующей

 

суггестии

 

и

 

гипносуггестии

М

.: 

ДеЛи

 

принт

, 2002. 

33.   

Захаров

 

Н

П

Когнитивно

-

аналитическая

 

суггестивно

-

бихевиораль

-

ная

 

психотерапия

  (

позитивная

 

реинтеграция

 

личности

). 

В

 

кн

.: 

Бихе

-

виорально

-

когнитивная

 

психотерапия

 

детей

 

и

 

подростков

 / 

Под

 

ред

Ю

С

Шевченко

. - 

СПб

.: 

Речь

, 2003, 

с

. 390-452. 

34.   

Зейдиг

 

Д

К

Семинар

 

с

 

доктором

 

медицины

 

Милтоном

 

Г

Эриксоном

 (

уроки

 

гипноза

). 

М

.: 

Класс

, 1994. 

35.   

Каплан

 

Г

., 

Сэдок

 

Б

Клиническая

 

психиатрия

М

.: 

Медицина

, 1994. 

36.   

Карвасарский

 

Б

Д

Психотерапия

М

.: 

Медицина

, 1985. 

37.   

Лазурский

 

А

Ф

Избранные

 

труды

 

по

 

общей

 

психологии

СПб

.: 

Але

-

тейя

,2001. 

38.   

Лебединский

 

М

С

Очерки

 

психотерапии

Л

.: 

Медицина

, 1974. 

39.   

Лекрон

 

Л

Добрая

 

сила

М

.: 

Писатель

, 1993. 

40.   

Леонтьев

 

А

Н

Проблемы

 

развития

 

психики

М

.: 

Универс

, 1981. 

41.   

Лобзин

 

В

С

Решетников

 

М

М

Аутогенная

 

тренировка

Л

.: 

Медицина

, 1986. 

42.   

Мак

 

Маллин

 

Р

Практикум

 

по

 

когнитивной

 

психотерапии

СПб

.: 

Речь

, 2001. 

43.   

Машковский

 

М

Д

Лекарственные

 

средства

 

часть

 I, 

П

М

.: 

Медицина

, 1984. 

44.   

О

'

Коннор

 

Дж

., 

Сеймор

 

Дж

Введение

 

в

 

НЛП

Челябинск

Версия

, 1997. 

45.   

Овчинникова

 

О

В

., 

Насиновская

 

Е

К

., 

Иткин

 

И

Т

Гипноз

 

в

 

экспериментальном

 

исследовании

 

личности

М

.: 

Универс

, 1989. 

46.   

Рожнов

 

В

Е

Руководство

 

по

 

психотерапии

Ташкент

Медицина

, 1979. 

47.   

Слободяник

 

А

П

Психотерапия

внушение

гипноз

Челябинск

Версия

, 1997. 

48.   

Теппервайн

 

К

Высшая

 

школа

 

гипноза

Ростов

-

н

/

Д

.: 

Феникс

, 1997. 

49.   

Узнадзе

 

Д

Психология

 

установки

СПб

.: 

Питер

, 2001. 

50.   

Уолен

   

С

,   

ДиГусепп

   

Р

.,   

Уэсслер

   

Р

.   

Рационально

-

эмотивная

 

психотерапия

М

.: 

Гуманитарное

 

знание