Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1764

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

аутогенным

Последнее

 

в

 

итоге

 

может

 

становиться

 

доминирующим

однако

 

возможности

 

этого

 

доминирования

 

в

 

немалой

 

степени

 

зависят

 

от

 

особенностей

 

предшествующих

 

гетеровоздействий

На

 

основе

 

преломления

 

индивидуально

-

специфических

 

тенденций

мотиваций

потребностей

 

и

 

получаемого

 

непосредственно

 

и

 

опосредованно

 

опыта

 

формируется

 

комплекс

 

субъективных

 

концептов

обладающий

 

в

 

зависимости

 

от

 

особенностей

 

онтогенеза

 

той

 

или

 

иной

 

степенью

 

свободы

 

(

субъективные

 

концепты

 - 

концептуально

-

ценностный

 

комплекс

).

 

Субъективные

 

концепты

 - 

это

 

концептуально

-

ценностные

 

характеристики

 

данной

 

личности

иерархия

 

осознаваемых

 

и

 

неосознаваемых

 

концепций

идей

взглядов

 

относительно

 

субъективной

 

и

 

объективной

 

реальности

 

в

 

соотношении

 

с

 

их

 

индивидуальной

 

значимостью

ценностью

На

 

вершине

 

этой

 

иерархии

 

стоят

 

концепты

обладающие

 

наиболее

 

значительным

 

личностным

 

смыслом

 

и

 

влиянием

 

на

 

организацию

 

поведения

их

 

коллизии

 

со

-

пряжены

 

с

 

переживанием

 

интенсивных

 

эмоций

Субъективные

 

концепты

определяя

 

интерпретацию

каузальную

 

атрибуцию

 (

Ф

Хайд

 

ер

, 1958), 

представления

 

и

 

прогнозы

индивидуальное

 

отношение

 

к

 

различным

 

сторонам

 

и

 

оттенкам

 

интрапсихического

 

и

 

экстрапсихического

 

мира

 

(

отношение

 

к

 

проблемам

психологические

 

установки

личностный

 

смысл

архивированная

 

каузальная

 

атрибуция

личностные

 

конструкты

), 

формируют

 

социально

-

психологический

 

компонент

 

мотивационно

-

потребностного

 

комплекса

В

 

пределах

 

эмоционально

-

поведенческого

 

потенциала

 

содержание

 

субъективных

 

концептов

 

представляет

 

собой

 

архивированный

 

материал

Индивидуальная

 

структура

 

концептов

 

напоминает

 

перевернутую

 

пирамиду

  (

Р

МакМаллин

, 2001), 

в

 

широкой

 

верхней

 

части

 

которой

 

находятся

 

концепты

имеющие

 

подчиненное

 

значение

 

по

 

отношению

 

к

 

концептам

 

более

 

глубоким

На

 

самом

 

нижнем

 

уровне

 

может

 

оказаться

 

совсем

 

небольшое

 

количество

 

мировоззренческих

 

идей

«

ядерных

» 

концепций

глобального

 

свойства

которые

 

определяют

 

существование

 

человека

Психотерапевтическая

 

помощь

 

становится

 

все

 

более

 

успешной

 

по

 

мере

 

продвижения

 

процесса

 

коррекции

 

от

 

поверхностных

 

концептуальных

 

уровней

 

к

 

глубоким

Перечисленные

 

уровни

 

влияют

 

на

 

особенности

 

эмоционально

-

поведенческих

 

реакций

 

и

 

состояний

которые

 

по

 

мере

 

апробации

 

стандартизируются

приобретают

 

относительную

 

устойчивость

 

и

 

характер

 

стереотипов

 

(

эмоционально

-

поведенческие

 

стереотипы

), 

сохраняя

 

свойство

 

потенциальной

 

пластичности

 

в

 

зависимости

 

от

 

всей

 

совокупности

 

индивидуальных

 

особенностей

Эмоционально

-

поведенческий

 

потенциал

 

не

 

является

  «

зоной

 

стагнации

», 

он

 

создает

 

и

 

поддерживает

 

определенный

 

ориентационно

-

избирательный

 

и

 

оценочно

-

аналитический

 

тонус

обеспечивая

 

готовность

 

к

 

необходимому

 

количественному

 

и

 

качественному

 

объему

 

реакций

 

как

 

физиологического

так

 

и

 

психологического

 

уровня

. «

В

 

недрах

» 

этого

 

потенциала

 

зарождаются

 

первичные

 

эмоционально

-

поведенческие

 

тенденции

 

потреб

-

ности

 

индивидуума

которые

 

получают

 

дальнейшее

 

развитие

 

или

 

блокируются

 

в

 

зависимости

 

от

 

особенностей

 

личности

 

и

 

взаимоотношений

 

личности

 

и

 

среды

Содержание

 

потенциала

 

эмоций

 

и

 

поведения

 

в

 

различной

 

степени

 

осознается

 

индивидуумом

неосознаваемые

 

уровни

 

могут

 

быть

 

подвергнуты

 

анализу

 

с

 

помощью

 

психотерапевтических

 

методов

Эмоционально

-

поведенческий

 

потенциал

 

взаимодействует

 

с

 

объективной

 

и

 

субъективной

 

реальностью

 

с

 

помощью

 

функционально

-

динамической

 

системы

которая

 

выполняет

 

адаптивно

-

приспособительные

 

функции

включающие

 

в

 

себя

 

в

 

качестве

 

основных

стратегических

две

 

задачи

Первая

 

из

 

них

 - 

обеспечение

 

максимального

 

соответствия

 

потребностей

 

и

 

возможностей

 

индивидуума

 

требованиям

 

и

 

возможностям

 

окружающей

 

среды

Вторая

 

преобразование

 

окружающей

 

среды

 

или

 

среды

 

внутренней

 (

совершенствование

 

самого

 

себя

). 

При

 

адаптационных

 

проблемах

 

функционально

-

динамическая

 

система

 

обеспечивает

 

включение

 

доступных

 

данной

 

личности

 

защитных

 

психологических

 

механизмов

Отправной

 

точкой

 

собственно

 

поведенческой

 

реакции

  (

как

 

в

 

норме

так

 

и

 

при

 

патологии

является

 

нарушение

 

психофизиологического

 

баланса

гомеостаза

 

в

 

его

 

широком

 

или

 

узком

 

смысле

 

(

нарушение

 

баланса

 

на

 

психологическом

 

или

 

физиологическом

 

уровне

). 

Дисбаланс

 

возникает

 

на

 

уровне

 

эмоционально

-

поведенческого

 

потенциала

 - 

в

 

сложном

 

комплексе

 

биопсихосоциальных

 

взаимоотношений

которые

 

вмещает

 

в

 

себя

 

человеческая

 

индивидуальность

, - 

в

 

результате

 

взаимодействия

 

с

 

внешней

 

средой

 

или

 

вследствие

 

внутренних

 

метаморфоз

При

 

этом

 

появляются

 

первичные

 

эмоционально

-

поведенческие

 

реакции

представляющие

 

собой

 

тенденции

 

в

 

развитии

 

определенных

 

вариантов

 

поведенческих

 

актов

Таких

 

тенденций

 

может

 

быть

 

несколько

На

 

когнитивном

 

уровне

 

этот

 

процесс

 

начинается

 

с

 

когнитивного

 

диссонанса

  (

Л

Фестингер

, 1999), 

состояния

 

несбалансированности

 

когнитивной

 

структуры

  (

Ф

Хайдер

, 1958), 

вызывающего

 

негативное

 

побудительное

 

состояние

  (

Л

Фестингер

, 1999), 

направленное

 

на

 

устранение

 

диссонанса

восстановление

 

когнитивного

 

соответствия

 (

Ф

Хайдер

, 1958), 

конгруэнтности

 

личностных

 

конструктов

 

и

 

внешней

 

реальности

Первоначальной

инициирующей

 

функцией

 

функционально

-

динамической

 

системы

 

является

 

двунаправленная

 

ориентационно

-

избирательная

 

и

 

оценочно

-

аналитическая

 

активность

 

с

 

включением

 

на

 

осознаваемом

 

и

 

неосознаваемом

 

уровне

 

таких

 

двунаправленных

 

когнитивных

 

процессов

как

с

 

одной

 

стороны

сканирование

 

и

 

регистрация

 

первичных

 

внутренних

 

эмоционально

-

поведенческих

 

тенденций

с

 

другой

 - 

анализ

 

и

 

оценка

 

состояния

 

окружающей

 

среды

 

(

интрапсихическая

 

и

 

экстрапсихическая

 

ориентационно

-

избирательная

 

и

 

оценочно

-

аналитическая

 

активность

).

 

На

 

этой

 

основе

 

происходит

 

селекция

 

первичных

 

эмоционально

-

поведенческих

 

тенденций

 

и

 

формирование

 

вторичной

 

тенденции

 (

как

 

вариант

 - 

тенденций

), 

имеющей

 

узкую

 

направленность

которая

 

перерастает

 

в

 

ведущую

 

мотивацию

доминирующую

 

потребность

 

(

селекция

 

первичных

 

эмоционально

-

поведенческих

 

тенденций

формирование

 

ведущей

 

мотивации

).

 

За

 

этим

 

следует

 

развертывание

 

специализированного

проблемно

-

ориентированного

ситуационно

-


background image

центрированного

  (

пред

-

ситуационного

 

и

 

ситуационного

мышления

 

с

 

прогнозированием

 

и

 

программированием

 

поведения

 

(

проблемно

-

ориентированное

 

мышление

актуализация

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

сличение

 

опыта

 

и

 

реальности

прогнозирование

 

и

 

программирование

 

поведения

). 

По

 

своему

 

уровню

 

ориентированное

 

на

 

актуальные

 

проблемы

ситуационно

-

центрированное

 

мышление

 

может

 

быть

 

различным

осознаваемым

неосознаваемым

вербально

-

логическим

аналогово

-

образным

 

с

 

участием

 

сенсорных

 

систем

 

или

 

двигательно

-

праксическим

а

 

также

 - 

адекватным

 

или

 

неадекватным

сверхценным

 

или

 

бредовым

Данный

 

процесс

 

представляет

 

собой

 

концептуально

 

зависимую

 

интерпретацию

 

воспринимаемых

 

явлений

несущую

 

в

 

себе

 

особенности

 

субъективного

 

отношения

концептов

личностных

 

смыслов

 

и

 

т

п

Сознательное

 

и

 

бессознательное

  «

Я

» 

при

 

этом

 

одновременно

 

соотносят

 

опыт

 

и

 

особенности

 

происходящего

разрабатывают

 

прогнозы

 

и

 

стратегии

 

достижения

 

желаемой

 

цели

Такое

 

интеллектуальное

 

опосредование

 

внешних

 

или

 

внутренних

 

воздействий

  (

Д

Фурст

, 1957) 

в

 

когнитивной

 

психотерапии

 

отражают

 

формулой

 

А

 - 

В

 - 

С

где

 

А

 - 

внешнее

 

воздействие

 

или

 

внутренний

 

стимул

В

 - 

интерпретация

 

этого

 

воздействия

С

 - 

реакция

 

на

 

воздействие

зависящая

 

от

 

В

своеобразного

 

когнитивного

 

фильтра

 

(

А

Бек

, 2002, 2003; 

А

Эллис

, 2002). 

При

 

этом

 

применительно

 

к

 

возникающим

 

ситуациям

 

актуализируются

 

архивированные

 

варианты

 

каузальной

 

атрибуции

личностные

 

конструкты

эмоционально

-

поведенческие

 

и

 

когнитивно

-

поведенческие

 

стереотипы

При

 

необходимости

 

и

 

при

 

наличии

 

у

 

данной

 

личности

 

должных

 

адаптивно

-

пластичных

 

качеств

 

они

 

могут

 

быть

 

подвергнуты

 

коррекции

а

 

при

 

отсутствии

 

подобных

 

качеств

 - 

применяются

 

шаблонно

несмотря

 

на

 

изменение

 

условий

 (

стереотипные

 

концепции

мысли

-

клише

), 

являясь

 

одной

 

из

 

причин

 

социальной

 

дезадаптации

Осмысление

 

и

 

интерпретация

 

ситуации

 

могут

 

происходить

 

задолго

 

до

 

непосредственного

 

столкновения

 

с

 

нею

при

 

этом

 

субъект

 

сознательно

 

или

 

на

 

бессознательном

 

уровне

 

предвосхищает

 

и

 

заранее

 

программирует

 

различные

 

варианты

 

ее

 

развития

 

и

 

своего

 

поведения

создавая

  «

самореализующиеся

 

пророчества

». 

В

 

зависимости

 

от

 

своего

 

содержания

 

они

 

приводят

 

к

 

определенным

 

экстрапунитивным

 

или

 

импунитивным

 

психологическим

 

реакциям

 

и

 

поступкам

Из

 

прогнозируемых

 

способов

 

достижения

 

цели

 

избирается

 

субъективно

 

наиболее

 

подходящий

 (

объективно

 

этот

 

вариант

 

может

 

быть

 

оценен

 

по

 

разному

в

 

т

ч

как

 

неадекватный

и

 

санкционируется

 

соответствующая

 

деятельность

Санкционирование

 

деятельности

определенного

 

варианта

 

поступка

 

происходит

 

сознательно

 

или

 

подсознательно

 

всегда

даже

 

при

казалось

 

бы

молниеносных

 

реакциях

  (

Р

МакМаллин

, 2001). 

При

 

неожиданно

 

возникающих

незапланированных

 

ситуациях

 

эмоционально

-

поведенческие

 

реакции

 

индивидуума

 

в

 

большей

 

степени

 

отражают

 

особенности

 

глубоких

 

слоев

 

психологического

 

или

 

психобиологического

 - 

того

что

 

при

 

относительно

 

размеренной

 

жизни

 

маскируется

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

степени

 

сознанием

 

или

 

подсознанием

Далее

 

происходит

 

развертывание

 

эмоционально

-

поведенческой

 

реакции

которая

 

претерпевает

 

адаптацию

 

и

 

коррекцию

 

(

адаптивно

-

корригирующая

 

активность

для

 

оптимального

 

соотношения

конгруэнтности

 

желаемого

 

образа

 

цели

модели

 

будущего

 (

Н

А

Бернштейн

, 1947, 1966) 

и

 

достигаемого

 

в

 

процессе

 

деятельности

 

результата

При

 

этом

 

основная

 

роль

 

принадлежит

 

акцептору

 

результата

 

деятельности

 (

П

К

Анохин

,  1978,  1979), 

сочетающему

 

в

 

себе

 

функцию

 

антиципации

  (

опережающего

 

отражения

предвосхищения

 

результата

и

 

различных

 

форм

 

контроля

н

 

т

ч

когнитивно

-

эмоционального

над

 

процессом

 

его

 

достижения

Эмоционально

-

поведенческая

 

реакция

 

с

 

различной

 

скоростью

 

приобретает

 

характер

 

результирующего

 

поведения

  (

итоговых

 

эмоционально

-

поведенческих

 

реакций

).

 

Конечный

 

результат

 

подвергается

 

итоговой

 

оценке

 

и

 

анализу

 

(

итоговая

 

оценочно

-

аналитическая

 

активность

для

 

решения

 

попроса

 

о

 

прекращении

 

или

 

возобновлении

 

деятельности

Завершением

 

всего

 

является

 

архивирование

 

в

 

памяти

 

информации

 

о

 

полученном

 

позитивном

 

или

 

негативном

 

опыте

насыщенном

 

соответствующими

 

эмоциями

 

(

архивирование

 

нового

 

когнитивно

-

эмоционального

 

опыта

). 

Эта

 

информация

 

используется

 

далее

 

при

 

возникновении

 

аналогичных

 

или

 

любых

 

других

 

ситуаций

Таким

 

образом

осуществляется

 

поведенческий

 

цикл

 

с

 

прямым

 

и

 

обратным

 

взаимодействием

 

эмоционально

-

поведенческого

 

потенциала

 

и

 

функционально

-

динамической

 

системы

В

 

патологических

 

случаях

 

формируются

 

дезадаптивные

 

стратегии

 

поведения

искаженно

 

оценивается

 

ситуация

 

и

 

собственные

 

возможности

получают

 

перевес

 

социально

 

неодобряемые

 

или

 

неприемлемые

 

потребности

недостаточно

 

или

 

тенденциозно

 

анализируются

 

или

 

игнорируются

 

последствия

 

поступков

Из

-

за

 

слабости

 

произвольного

 

контроля

гиперэмоциональности

 

или

 

ригидности

 

мышления

 

могут

 

возникать

 

отклонения

 

от

 

первоначальной

 

схемы

 

действий

Все

 

это

 

становится

 

возможным

 

при

 

различных

 

аномалиях

 

личности

серьезных

 

психогенных

 

воздействиях

психоорганической

 

отягощенности

состояниях

 

интоксикации

 

или

 

абстиненции

 

при

 

зависимости

 

от

 

психоактивных

 

веществ

 

и

 

т

п

Глава

 2

 

КОГНИТИП

 

И

 

АДАПТАЦИЯ

 

Когнитивно

-

аналитическая

 

динамическая

 

модель

 

психогенных

 

расстройств

 

Согласно

 

когнитивно

-

аналитической

 

концепции

адаптация

 

как

 

состояние

 - 

это

 

осознаваемое

 

позитивно

 

когнитивно

-

эмоциональное

 

соответствие

 

внутренних

 

потребностей

 

и

 

возможностей

 

индивидуума

 

и

/

или

 

их

 

соотношения

 

с

 

внешними

социальными

 

требованиями

 

и

 

возможностями

  (

интрапсихическая

 

и

/

или

 

экстра

-

психическая

 

когнитивно

-

эмоциональная

 

конгруэнтность

). 

Адаптация

 

как

 

процесс

 - 

это

 

деятельность

 

по

 

достижению

 

подобного

 

соответствия

Жизненные

 

ситуации

 

редко

 

бывают

 «

хронически

 

благоприятными

», 

в

 

большинстве

 

случаев

 

личность

 

может

 

достичь

 

состояния

 

адаптации

 

лишь

 

при

 

наличии

 

способности

 

создавать

 

адаптогенную

 

конгруэнтность

 

за

 

счет

 

внутренних

 

или

 

внешних

 

преобразований

Дезадаптация

 

как

 

состояние

 - 

это

 

осознаваемое

 

негативно

 

когнитивно

-

эмоциональное

 

несоответствие

 

внутренних

 

потребностей

 

и

 

возможностей

 

индивидуума

 

и

/

или

 

их

 

соотношения

 

с

 

внешними

социальными

 

требованиями

 

и

 

возможностями

  (

интрапсихическая

 

и

/

или

 

экстрапсихическая

 

когнитивно

-

эмоциональная

 


background image

дисконгруэнтность

). 

Дезадаптация

 

как

 

процесс

 - 

это

 

нарастание

 

подобного

 

несоответствия

 

или

 

его

 

стабильное

 

течение

Определенный

 

уровень

 

дисконгруэнтности

 

является

 

стимулом

 

для

 

той

 

или

 

иной

 

деятельности

в

 

т

ч

творческой

Отмеченные

 

конгруэнтность

 

и

 

дисконгруэнтность

 

являются

 

исключительно

 

субъективными

и

 

каждый

 

индивидуум

 

имеет

 

свое

 

представление

 

о

 

счастье

 

и

 

психологическом

 

комфорте

 - «

искатели

 

приключений

» 

не

 

поймут

 

тех

кто

 

предпочитает

  «

тихую

 

га

вань

», 

и

 

наоборот

Соответственно

 

адаптация

 

и

 

дезадаптация

 

в

 

большей

 

степени

 

зависят

 

от

 

внутрипсихологических

 

факторов

чем

 

от

 

внешних

социальных

т

к

в

 

одних

 

и

 

тех

 

же

 

условиях

  (

по

-

ложительных

 

или

 

отрицательных

 

с

 

объективной

 

точки

 

зрения

разные

 

личности

 

испытывают

 

разные

 

психологические

 

состояния

Особенности

 

этих

 

состояний

 

напрямую

 

связаны

 

с

 

когнитивном

 

личности

характером

 

индивидуальных

 

когнитивно

-

эмоциональных

 

предиспозиций

, «

фильтрующих

», 

опосредующих

 

экстрапсихические

 

воздействия

Для

 

каждого

 

типа

 

личности

 

существуют

 

свои

 

специфические

 

причины

 

и

 

особенности

 

кризиса

 

адаптации

 

и

 

соответствующие

 

технологии

 

его

 

преодоления

Вместе

 

с

 

тем

 

больше

 

теоретически

чем

 

практически

для

 

каждой

 

личности

 

можно

 

создать

 

специальные

благоприятные

 

условия

исключающие

 

конфликт

 

с

 

социальной

 

средой

 

(

симбиотическая

 

адаптация

). 

Возникновение

 

психогенных

 

расстройств

согласно

 

когнитивно

-

аналитической

 

концепции

 

личности

связано

 

с

 

нарастающей

 

или

 

постоянной

 

дисконгруэнтностью

 

когнитипа

 

личности

 

и

 

окружающей

 

среды

 

и

 

параллельным

 

накоплением

 

отрицательного

 

аффекта

искажающего

 

компенсирующие

 

когнитивные

 

процессы

 

при

 

слабости

 

адаптивно

-

корригирующей

 

системы

Этот

 

процесс

 

характерен

 

для

 

лиц

 

с

 

дезадаптивными

 

когнитивными

 

типами

 

и

 

разворачивается

 

в

 

следующей

 

последовательности

На

 

первом

докризисном

 

этапе

 

дезадаптивный

 

когнитип

 

личности

 

находится

 

в

 

состоянии

 

внутренней

 

когнитивно

-

эмоциональной

 

конгруэнтности

 (

беспроблемное

 

соотношение

 

различных

 

внутриличностных

 

тенденций

и

/

или

 

конгруэнтности

 

с

 

особенностями

 

окружающей

 

среды

 

и

 

представляет

 

собой

 

лишь

 

скрытую

 

угрозу

фактор

 

риска

 

до

 

момента

 

возникновения

 

несовпадения

 

интрапсихических

 

и

 

экстрапсихических

 

параметров

Это

 

адапти

-

рованное

 

состояние

 

осознается

 

позитивно

Аффективность

 

на

 

этом

 

этапе

 

соответствует

 

норме

Второй

 

этап

 - 

адаптационный

 

кризис

 - 

обусловлен

 

возникновением

 

неблагоприятных

 

внешних

 

обстоятельств

 

и

 

нарастанием

 

дисконгруэнтности

 

основополагающих

 

структур

 

личности

 

внутри

 

нес

 

самой

 

и

/

или

 

в

 

их

 

соотношении

 

с

 

микросоциальной

 

и

/

или

 

макросоциальной

 

средой

При

 

этом

 

происходит

 

дестабилизация

 

когнитипа

 

и

 

состояния

 

эмоциональной

 

сферы

 

с

 

тенденцией

 

к

 

нарастанию

 

отрицательного

 

аффекта

Параллельно

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

включается

 

адаптивно

-

корригирующая

 

система

и

 

начинается

  «

работа

 

с

 

конфликтом

», 

представляющая

 

собой

 

когнитивный

 

поиск

Последний

 

может

 

разворачиваться

 

в

 

трех

 

направлениях

в

 

виде

 

поиска

 

вариантов

 

интерпретации

 

конфликта

в

 

виде

 

поиска

 

стратегий

 

его

 

решения

 

или

 

в

 

виде

 

выбора

 

того

 

или

 

иного

 

варианта

 

коррекции

 

тех

 

или

 

иных

 

составляющих

 

собственного

 

когнитипа

Реже

 

наблюдается

 

пассивное

 

переживание

 

углубляющегося

 

кризиса

На

 

третьем

результирующем

итоговом

 

этапе

 

в

 

благоприятных

 

случаях

 

происходит

 

реадаптация

 

и

 

реинтеграция

 

когнитипа

 

благодаря

 

эффективной

 

работе

 

адаптивно

-

корригирующей

 

системы

когнитивно

-

эмоциональной

 

гибкости

 

и

 

приспособления

 

дезадаптивного

 

когнитипа

 

к

 

проблемной

 

ситуации

 (

сбалансированная

 

адаптация

). 

Менее

 

благоприятным

 

является

 

достижение

 

состояния

 

псевдоадаптации

возникающее

 

в

 

результате

 

действия

 

не

 

самых

 

идеальных

 

защитных

 

механизмов

 

личности

перемещающих

 

конфликт

 

в

 

подсознание

уводящих

 

от

 

совершения

 

внутренних

 

перемен

 

или

 

конструктивной

 

работы

 

с

 

проблемой

  (

несбалансированная

 

адаптация

). 

Подобное

 

может

 

наблюдаться

 

при

 

рентных

демонстративно

-

конверсионных

 

и

 

психосоматических

 

расстройствах

обсессиях

фобиях

замещающих

 

симптомах

смещенной

 

активности

 

и

 

других

 

нарушениях

переключающих

 

активность

 

личности

являющихся

 «

меньшим

 

злом

» 

по

 

сравнению

 

с

 

ломкой

 

собственного

 

когнитипа

Отрицательным

 

исходом

 

является

 

дезадаптация

 - 

прогрессирующая

 

или

 

стабильная

В

 

первом

 

случае

 

нарастают

 

психогенные

 

отклонения

патогенетически

 

связанные

 

с

 

конфликтом

углубляется

 

когнитивно

-

эмоциональная

 

дезинтеграция

снижаются

 

способности

 

к

 

произвольному

 

контролю

становится

 

все

 

более

 

заметным

 

когнитивно

-

дестабилизирующее

 

влияние

 

отрицательных

 

эмоций

При

 

стабильной

сохраняющейся

 

дезадаптации

 

эти

 

нарушения

 

приобретают

 

стационарно

-

хронический

 

характер

При

 

обоих

 

вариантах

 

дезадаптации

 

постепенно

 

меняется

 

личность

происходит

 

ее

 

невротическое

 

развитие

заостряются

 

аномальные

 

преморбидные

 

черты

Все

 

это

 

становится

 

возможным

 

при

 

отсутствии

 

когнитивно

-

адаптирующей

 

аутокоррекции

 

или

 

при

 

еще

 

более

 

дезадаптирующей

  «

антикоррекции

» - 

неадекватной

 

переработке

 

негативной

 

ситуации

 

Глава

 3

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

 

КОГНИТИПОВ

 

личности

 

Клинико

-

психологическая

 

характеристика

 

когнитивных

 

типов

 

Систематика

 

когнитипов

 

личности

 

была

 

проведена

 

нами

 

на

 

основании

 

клинико

-

психологического

 

анализа

 

с

 

использованием

 

критериев

 

оценки

 

степени

 

риска

 

нарушения

 

социально

-

психологической

 

адаптации

 

(

интрапсихической

 

и

/

или

 

экстрапсихической

 

дезадаптации

в

 

качестве

 

основных

Обследованные

 

были

 

распределены

 

на

 2 

группы

 (

см

рис

. 2). 

В

 

первую

адаптивную

включены

 

когнитипы

полностью

 

или

 

практически

 

полностью

 

исключающие

 

возможность

 

существенных

 

внутриличностных

 

или

 

межличностных

 

конфликтов

 

благодаря

 

наличию

 

адаптивных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стратегий

, - 

адаптивно

-

пластичный

малодифференцированный

 

конформный


background image

моноцентрированный

 

адаптивный

 

и

 

адаптивно

-

интегрированный

Они

 

характерны

 

главным

 

образом

 

для

 

психической

 

нормы

 

и

 

благоприятных

 

вариантов

 

акцентуаций

 

характера

Адаптивные

 

когнитипы

 

позволяют

 

личности

 

адаптироваться

 

к

 

любым

 

социальным

 

и

 

микросоциальным

 

условиям

Во

 

вторую

дезадаптивную

группу

 

включены

 

когнитипы

заключающие

 

в

 

себе

 

риск

 

возникновения

 

дезадаптации

дезадаптив

-

но

-

психогенные

  (

гиперактуализирующий

идеалистический

моноцентрированный

контрастный

малодифференцированный

 

антагонистический

негативно

-

интерпретирующий

дезадаптивно

-

интег

-

рированный

), 

дезадаптивно

-

эндогенные

  (

эндогенный

 

пограничный

эндогенный

 

психотический

и

 

дезадаптивно

-

органическис

  (

погранично

-

органический

погранично

-

органический

 

когнитивно

дефицитарный

 

неусложненный

 

и

 

осложненный

неосложненный

 

и

 

осложненный

 

олигофрснический

а

 

также

 

дементный

). 

 

 

Они

 

встречаются

 

при

 

выраженных

 

вариантах

 

акцентуации

 

характера

психопатиях

эндогенных

 

и

 

психоорганических

 

расстройствах

Для

 

них

 

типично

 

наличие

 

дезадаптивных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стратегий

глубоких

 

осознаваемых

 

или

 

неосознаваемых

 

неадекватных

 

дезадаптивных

 

концепций

А

Бек

 (2002) 

выделяет

 

три

 

основных

 

подобных

 

концепции

 (

допущения

): «

Мир

 

опасен

 

и

 

враждебен

», «

Я

 

бессилен

 

и

 

уязвим

», «

По

 

своей

 

сути

 

я

 

неприемлем

». 

К

 

ним

 

можно

 

добавить

 

концепцию

: «

Я

 

лучший

 

и

 

жду

 

лучшего

», 

которая

 

в

 

расширенном

 

виде

 

выглядит

 

так

: «

Я

 

лучший

 

и

 

достоин

 

того

чтобы

 

получать

 

от

 

жизни

 

все

 

самое

 

хорошее

самое

 

лучшее

все

 

должно

 

соответствовать

 

этому

 - 

меня

 

все

 

должны

 

любить

жизнь

 

должна

 

быть

 

счастливой

радостной

 

и

 

приятной

». 

Согласно

 

представлениям

 

когнитивно

-

ориентированных

 

психотерапевтов

переработка

 

информации

связанной

 

с

 

межличностными

 

контактами

при

 

склонности

 

к

 

дезадаптации

 

отличается

 

наличием

 

когнитивных

 

искажений

  (

А

Бек

), 

иррациональных

 

идей

 

и

 

установок

  (

А

Эллис

) - 

систематических

 

ошибок

 

в

 

суждениях

 

и

 

прогнозах

Они

 

представляют

 

собой

 

персонализацию

  (

персонификацию

отнесение

 

на

 

свой

 

счет

 

посторонних

 

событий

 

и

 

действий

 

других

 

людей

), 

дихотомическое

 

мышление

  (

игнорирование

 

переходных

 

значений

 

между

 

крайними

 

оценками

 

по

 

принципу

  «

черное

 

или

 

белое

», «

все

 

или

 

ничего

»), 

выборочное

 

абстрагирование

  (

извлечение

отрыв

 

оценки

 

от

 

контекста

), 

произвольные

несоответствующие

 

реальности

 

умозаключения

сверхгенерализацию

  (

свсрхобобщснис

расширение

 

оценки

 

на

 

несоответствующую

 

ее

 

значению

 

область

), 

навешивание

 

ярлыков

ката

-

строфизацию

 

(

преувеличение

 

тяжести

 

последствий

), 

установки

 

долженствования

 

и

 

обязательной

 

реализации

 

своих

 

потребностей

«

непонимание

 

позитива

 

и

 

фиксацию

 

на

 

негативе

», 

чрезмерно

 

эмоциональные

 

рассуждения

ложное

 

понимание

 

своего

 «

Я

» 

и

 

перфекционизм

 (

А

Бек

А

Фримен

 

и

 

др

., 2002; 

С

Уолсн

Р

Ди

-

Гусепп

Р

Уэсслер

, 1997; 

А

Эллис

У

Драйден

, 2002). 

К

 

настоящему

 

времени

 

сделаны

 

попытки

 

описания

 

наиболее

 

типичных

 

характеристик

 

когнитивных

 

стилен

 

при

 

основных

 

формах

 

пограничной

 

патологии

 

личности

таких

 

как

 

антисоциальное

 

н

 

марциссическое

  (

Д

Дэйвис

), 

гистрионное

 

и

 

зависимое

 (1> 

Фя

 

мпнг

),   

избегающее

   (

Д

Бек

,   

К

Падески

),   

обсессивно

-

комт

 

и

 

спвнос

 (

К

Саймон

Д

Майер

), 

параноидное

  (

Д

Претцср

), 

пассии

 

по

-

агрессивное

шизоидное

 

и

 

шизотипическое

  (

Р

Оттавианп

рк

 

стройства

 

личности

 (

А

Бек

А

Фримен

 

и

 

др

. 2002) (

табл

. 1-3). 

Таблица

 1. 

Основные

 

убеждения

 

и

 

стратегии

связанные

 

с

 

традиционными

 

расстройствами

 

личности

 

 


background image

Расстройство

 

личности

 

Основные

 

убеждения

/

установки

 

Стратегия

  (

наблюдаемое

 

поведение

)

 

Зависимое

 

Я

 

беспомощен

 

Привязанность

 

Избегающее

 

Меня

 

могут

 

обидеть

 

Избегание

 

Пассивно

-

агрессивное

 

Мои

 

интересы

 

могут

 

задеть

 

Сопротивление

 

Параноидное

 

Люди

 - 

это

 

потенциальные

 

враги

 

Осторожность

 

Нарциссическое

 

Я

 

особенный

 

Стремление

 

к

 

величию

 

Гистрионное

 

Я

 

должен

 

производить

 

впечатление

 

Истеричность

 

Обсессивно

-

ком

-

иульенвное

 

Ошибки

 - 

это

 

плохо

Я

 

не

 

должен

 

ошибаться

 

Перфекцнонизм

 

Антисоциальное

 

Людьми

 

нужно

 

овладевать

 

Нападение

 

Шизоидное

 

Мне

 

требуется

 

много

 

места

 

Изоляция

 

Выделены

 

также

 

когнитивные

 

основы

 

некоторых

 

распространенных

 

психогенных

 

заболеваний

 - 

депрессии

панического

 

и

 

тревожно

-

фобического

 

расстройств

 (

А

Бек

Д

Эмери

, 1985; 

А

Бек

 

и

 

др

., 2003). 

Одной

 

из

 

общих

 

характеристик

 

лиц

склонных

 

к

 

дезадаптации

  (

особенностей

 

их

 

когнитивных

 

типов

), 

является

 

слабое

 

развитие

 

способности

 

к

 

произвольной

 

регуляции

 

эмоций

пассивное

 

отношение

 

к

 

отрицательным

 

эмоциям

пассивное

 

их

 

переживание

 

или

 

позднее

 

принятие

 

мер

 

по

 

их

 

преодолению

ориентация

 

на

 

малоэффективные

 

пути

 

устранения

 

психологического

 

дискомфорта

 -

отвлечение

выговариванис

 

близким

 

людям

прием

 

седативных

 

средств

 

или

 

алкоголя

При

 

этом

 

отсутствует

 

необходимый

 

объем

 

внутриличностной

 

деятельности

направленной

 

на

 

позитивную

 

переработку

 

негативного

 

состояния

Таблица

 2. 

Типичные

 

чрезмерно

 

развитые

 

и

 

слаборазвитые

 

стратегии

 

Расстройство

 

личности

 

Чрезмерно

 

развитые

 

Слаборазвитые

 

Обсессивно

-

компульсивная

 

личность

 

Контроль

ответственность

систематизация

 

Спонтанность

игривость

 

Зависимая

 

личность

 

Поиск

 

помощи

привязчивость

 

Самодостаточность

 

Пассивно

-

агрессивная

 

личность

 

Независимость

со

-

противление

пассивность

саботаж

 

Подвижность

интимность

ассертивность

активность

 

Параноидная

 

личность

 

Настороженность

недоверие

подозрительность

 

Сотрудничество

безмятежность

доверие

 

Нарцисснческая

 

личность

 

Возвеличивание

 

себя

 

Принятие

сопереживание

 

Антисоциальная

 

личность

 

Соперничество

неза

-

висимость

эксплуатирование

хищный

 

образ

 

жизни

 

Идентификация

 

с

 

группой

,

эмпатия

 

Шизоидная

 

личность

 

Независимость

изоляция

 

Взаимность

социальная

 

чувствительность

интимность

 

Избегающая

 

личность

 

Социальная

 

уязвимость

замкнутость

сдержанность

 

Взаимность

самоутверждение

общительность

 

Гистрионная

 

личность

 

Эксгибиционизм

вы

-

разительность

впечатлительность

 

(*1

кНПГТк

 

Рефлексивность

контроль

систематизация

 

Кроме

 

этого

 

большинство

 

таких

 

людей

 

отличает

 

непосредственность

 

восприятия

низкий

 

коэффициент

 

когнитивного

 

участия

 

при

 

восприятии

 

внешних

 

воздействий

В

 

других

 

случаях

 

этот

 

коэффициент

 

может

 

быть

 

неадекватно

 

усилен

 (

например

при

 

обсессиях

). 

Таблица

 3. 

Профиль

 

характеристик

 

расстройств

 

личности

 

Расстройств

о

 

личности

 

Представлени

е

 

о

 

себе

 

Представлени

е

 

о

 

других

 

Основные

 

убеждения

 

Основная

 

стратегия