Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1899
Скачиваний: 25
аутогенным
.
Последнее
в
итоге
может
становиться
доминирующим
,
однако
возможности
этого
доминирования
в
немалой
степени
зависят
от
особенностей
предшествующих
гетеровоздействий
.
На
основе
преломления
индивидуально
-
специфических
тенденций
,
мотиваций
,
потребностей
и
получаемого
непосредственно
и
опосредованно
опыта
формируется
комплекс
субъективных
концептов
,
обладающий
в
зависимости
от
особенностей
онтогенеза
той
или
иной
степенью
свободы
(
субъективные
концепты
-
концептуально
-
ценностный
комплекс
).
Субъективные
концепты
-
это
концептуально
-
ценностные
характеристики
данной
личности
,
иерархия
осознаваемых
и
неосознаваемых
концепций
,
идей
,
взглядов
относительно
субъективной
и
объективной
реальности
в
соотношении
с
их
индивидуальной
значимостью
,
ценностью
.
На
вершине
этой
иерархии
стоят
концепты
,
обладающие
наиболее
значительным
личностным
смыслом
и
влиянием
на
организацию
поведения
,
их
коллизии
со
-
пряжены
с
переживанием
интенсивных
эмоций
.
Субъективные
концепты
,
определяя
интерпретацию
,
каузальную
атрибуцию
(
Ф
.
Хайд
ер
, 1958),
представления
и
прогнозы
,
индивидуальное
отношение
к
различным
сторонам
и
оттенкам
интрапсихического
и
экстрапсихического
мира
(
отношение
к
проблемам
,
психологические
установки
,
личностный
смысл
,
архивированная
каузальная
атрибуция
,
личностные
конструкты
),
формируют
социально
-
психологический
компонент
мотивационно
-
потребностного
комплекса
.
В
пределах
эмоционально
-
поведенческого
потенциала
содержание
субъективных
концептов
представляет
собой
архивированный
материал
.
Индивидуальная
структура
концептов
напоминает
перевернутую
пирамиду
(
Р
.
МакМаллин
, 2001),
в
широкой
верхней
части
которой
находятся
концепты
,
имеющие
подчиненное
значение
по
отношению
к
концептам
более
глубоким
.
На
самом
нижнем
уровне
может
оказаться
совсем
небольшое
количество
мировоззренческих
идей
,
«
ядерных
»
концепций
,
глобального
свойства
,
которые
определяют
существование
человека
.
Психотерапевтическая
помощь
становится
все
более
успешной
по
мере
продвижения
процесса
коррекции
от
поверхностных
концептуальных
уровней
к
глубоким
.
Перечисленные
уровни
влияют
на
особенности
эмоционально
-
поведенческих
реакций
и
состояний
,
которые
по
мере
апробации
стандартизируются
,
приобретают
относительную
устойчивость
и
характер
стереотипов
(
эмоционально
-
поведенческие
стереотипы
),
сохраняя
свойство
потенциальной
пластичности
в
зависимости
от
всей
совокупности
индивидуальных
особенностей
.
Эмоционально
-
поведенческий
потенциал
не
является
«
зоной
стагнации
»,
он
создает
и
поддерживает
определенный
ориентационно
-
избирательный
и
оценочно
-
аналитический
тонус
,
обеспечивая
готовность
к
необходимому
количественному
и
качественному
объему
реакций
как
физиологического
,
так
и
психологического
уровня
. «
В
недрах
»
этого
потенциала
зарождаются
первичные
эмоционально
-
поведенческие
тенденции
-
потреб
-
ности
индивидуума
,
которые
получают
дальнейшее
развитие
или
блокируются
в
зависимости
от
особенностей
личности
и
взаимоотношений
личности
и
среды
.
Содержание
потенциала
эмоций
и
поведения
в
различной
степени
осознается
индивидуумом
,
неосознаваемые
уровни
могут
быть
подвергнуты
анализу
с
помощью
психотерапевтических
методов
.
Эмоционально
-
поведенческий
потенциал
взаимодействует
с
объективной
и
субъективной
реальностью
с
помощью
функционально
-
динамической
системы
,
которая
выполняет
адаптивно
-
приспособительные
функции
,
включающие
в
себя
в
качестве
основных
,
стратегических
,
две
задачи
.
Первая
из
них
-
обеспечение
максимального
соответствия
потребностей
и
возможностей
индивидуума
требованиям
и
возможностям
окружающей
среды
.
Вторая
-
преобразование
окружающей
среды
или
среды
внутренней
(
совершенствование
самого
себя
).
При
адаптационных
проблемах
функционально
-
динамическая
система
обеспечивает
включение
доступных
данной
личности
защитных
психологических
механизмов
.
Отправной
точкой
собственно
поведенческой
реакции
(
как
в
норме
,
так
и
при
патологии
)
является
нарушение
психофизиологического
баланса
,
гомеостаза
в
его
широком
или
узком
смысле
(
нарушение
баланса
на
психологическом
или
физиологическом
уровне
).
Дисбаланс
возникает
на
уровне
эмоционально
-
поведенческого
потенциала
-
в
сложном
комплексе
биопсихосоциальных
взаимоотношений
,
которые
вмещает
в
себя
человеческая
индивидуальность
, -
в
результате
взаимодействия
с
внешней
средой
или
вследствие
внутренних
метаморфоз
.
При
этом
появляются
первичные
эмоционально
-
поведенческие
реакции
,
представляющие
собой
тенденции
в
развитии
определенных
вариантов
поведенческих
актов
.
Таких
тенденций
может
быть
несколько
.
На
когнитивном
уровне
этот
процесс
начинается
с
когнитивного
диссонанса
(
Л
.
Фестингер
, 1999),
состояния
несбалансированности
когнитивной
структуры
(
Ф
.
Хайдер
, 1958),
вызывающего
негативное
побудительное
состояние
(
Л
.
Фестингер
, 1999),
направленное
на
устранение
диссонанса
,
восстановление
когнитивного
соответствия
(
Ф
.
Хайдер
, 1958),
конгруэнтности
личностных
конструктов
и
внешней
реальности
.
Первоначальной
,
инициирующей
функцией
функционально
-
динамической
системы
является
двунаправленная
ориентационно
-
избирательная
и
оценочно
-
аналитическая
активность
с
включением
на
осознаваемом
и
неосознаваемом
уровне
таких
двунаправленных
когнитивных
процессов
,
как
,
с
одной
стороны
,
сканирование
и
регистрация
первичных
внутренних
эмоционально
-
поведенческих
тенденций
,
с
другой
-
анализ
и
оценка
состояния
окружающей
среды
(
интрапсихическая
и
экстрапсихическая
ориентационно
-
избирательная
и
оценочно
-
аналитическая
активность
).
На
этой
основе
происходит
селекция
первичных
эмоционально
-
поведенческих
тенденций
и
формирование
вторичной
тенденции
(
как
вариант
-
тенденций
),
имеющей
узкую
направленность
,
которая
перерастает
в
ведущую
мотивацию
,
доминирующую
потребность
(
селекция
первичных
эмоционально
-
поведенческих
тенденций
,
формирование
ведущей
мотивации
).
За
этим
следует
развертывание
специализированного
,
проблемно
-
ориентированного
,
ситуационно
-
центрированного
(
пред
-
ситуационного
и
ситуационного
)
мышления
с
прогнозированием
и
программированием
поведения
(
проблемно
-
ориентированное
мышление
,
актуализация
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
,
сличение
опыта
и
реальности
,
прогнозирование
и
программирование
поведения
).
По
своему
уровню
ориентированное
на
актуальные
проблемы
,
ситуационно
-
центрированное
мышление
может
быть
различным
:
осознаваемым
,
неосознаваемым
,
вербально
-
логическим
,
аналогово
-
образным
с
участием
сенсорных
систем
или
двигательно
-
праксическим
,
а
также
-
адекватным
или
неадекватным
,
сверхценным
или
бредовым
.
Данный
процесс
представляет
собой
концептуально
зависимую
интерпретацию
воспринимаемых
явлений
,
несущую
в
себе
особенности
субъективного
отношения
,
концептов
,
личностных
смыслов
и
т
.
п
.
Сознательное
и
бессознательное
«
Я
»
при
этом
одновременно
соотносят
опыт
и
особенности
происходящего
,
разрабатывают
прогнозы
и
стратегии
достижения
желаемой
цели
.
Такое
интеллектуальное
опосредование
внешних
или
внутренних
воздействий
(
Д
.
Фурст
, 1957)
в
когнитивной
психотерапии
отражают
формулой
А
-
В
-
С
,
где
А
-
внешнее
воздействие
или
внутренний
стимул
,
В
-
интерпретация
этого
воздействия
,
С
-
реакция
на
воздействие
,
зависящая
от
В
,
своеобразного
когнитивного
фильтра
(
А
.
Бек
, 2002, 2003;
А
.
Эллис
, 2002).
При
этом
применительно
к
возникающим
ситуациям
актуализируются
архивированные
варианты
каузальной
атрибуции
,
личностные
конструкты
,
эмоционально
-
поведенческие
и
когнитивно
-
поведенческие
стереотипы
.
При
необходимости
и
при
наличии
у
данной
личности
должных
адаптивно
-
пластичных
качеств
они
могут
быть
подвергнуты
коррекции
,
а
при
отсутствии
подобных
качеств
-
применяются
шаблонно
,
несмотря
на
изменение
условий
(
стереотипные
концепции
,
мысли
-
клише
),
являясь
одной
из
причин
социальной
дезадаптации
.
Осмысление
и
интерпретация
ситуации
могут
происходить
задолго
до
непосредственного
столкновения
с
нею
,
при
этом
субъект
сознательно
или
на
бессознательном
уровне
предвосхищает
и
заранее
программирует
различные
варианты
ее
развития
и
своего
поведения
,
создавая
«
самореализующиеся
пророчества
».
В
зависимости
от
своего
содержания
они
приводят
к
определенным
экстрапунитивным
или
импунитивным
психологическим
реакциям
и
поступкам
.
Из
прогнозируемых
способов
достижения
цели
избирается
субъективно
наиболее
подходящий
(
объективно
этот
вариант
может
быть
оценен
по
разному
,
в
т
.
ч
.
как
неадекватный
)
и
санкционируется
соответствующая
деятельность
.
Санкционирование
деятельности
,
определенного
варианта
поступка
происходит
сознательно
или
подсознательно
всегда
,
даже
при
,
казалось
бы
,
молниеносных
реакциях
(
Р
.
МакМаллин
, 2001).
При
неожиданно
возникающих
,
незапланированных
ситуациях
эмоционально
-
поведенческие
реакции
индивидуума
в
большей
степени
отражают
особенности
глубоких
слоев
психологического
или
психобиологического
-
того
,
что
при
относительно
размеренной
жизни
маскируется
в
той
или
иной
степени
сознанием
или
подсознанием
.
Далее
происходит
развертывание
эмоционально
-
поведенческой
реакции
,
которая
претерпевает
адаптацию
и
коррекцию
(
адаптивно
-
корригирующая
активность
)
для
оптимального
соотношения
,
конгруэнтности
желаемого
образа
цели
,
модели
будущего
(
Н
.
А
.
Бернштейн
, 1947, 1966)
и
достигаемого
в
процессе
деятельности
результата
.
При
этом
основная
роль
принадлежит
акцептору
результата
деятельности
(
П
.
К
.
Анохин
, 1978, 1979),
сочетающему
в
себе
функцию
антиципации
(
опережающего
отражения
,
предвосхищения
результата
)
и
различных
форм
контроля
,
н
т
.
ч
.
когнитивно
-
эмоционального
,
над
процессом
его
достижения
.
Эмоционально
-
поведенческая
реакция
с
различной
скоростью
приобретает
характер
результирующего
поведения
(
итоговых
эмоционально
-
поведенческих
реакций
).
Конечный
результат
подвергается
итоговой
оценке
и
анализу
(
итоговая
оценочно
-
аналитическая
активность
)
для
решения
попроса
о
прекращении
или
возобновлении
деятельности
.
Завершением
всего
является
архивирование
в
памяти
информации
о
полученном
позитивном
или
негативном
опыте
,
насыщенном
соответствующими
эмоциями
(
архивирование
нового
когнитивно
-
эмоционального
опыта
).
Эта
информация
используется
далее
при
возникновении
аналогичных
или
любых
других
ситуаций
.
Таким
образом
,
осуществляется
поведенческий
цикл
с
прямым
и
обратным
взаимодействием
эмоционально
-
поведенческого
потенциала
и
функционально
-
динамической
системы
.
В
патологических
случаях
формируются
дезадаптивные
стратегии
поведения
,
искаженно
оценивается
ситуация
и
собственные
возможности
,
получают
перевес
социально
неодобряемые
или
неприемлемые
потребности
,
недостаточно
или
тенденциозно
анализируются
или
игнорируются
последствия
поступков
.
Из
-
за
слабости
произвольного
контроля
,
гиперэмоциональности
или
ригидности
мышления
могут
возникать
отклонения
от
первоначальной
схемы
действий
.
Все
это
становится
возможным
при
различных
аномалиях
личности
,
серьезных
психогенных
воздействиях
,
психоорганической
отягощенности
,
состояниях
интоксикации
или
абстиненции
при
зависимости
от
психоактивных
веществ
и
т
.
п
.
Глава
2
КОГНИТИП
И
АДАПТАЦИЯ
Когнитивно
-
аналитическая
динамическая
модель
психогенных
расстройств
Согласно
когнитивно
-
аналитической
концепции
,
адаптация
как
состояние
-
это
осознаваемое
позитивно
когнитивно
-
эмоциональное
соответствие
внутренних
потребностей
и
возможностей
индивидуума
и
/
или
их
соотношения
с
внешними
,
социальными
требованиями
и
возможностями
(
интрапсихическая
и
/
или
экстра
-
психическая
когнитивно
-
эмоциональная
конгруэнтность
).
Адаптация
как
процесс
-
это
деятельность
по
достижению
подобного
соответствия
.
Жизненные
ситуации
редко
бывают
«
хронически
благоприятными
»,
в
большинстве
случаев
личность
может
достичь
состояния
адаптации
лишь
при
наличии
способности
создавать
адаптогенную
конгруэнтность
за
счет
внутренних
или
внешних
преобразований
.
Дезадаптация
как
состояние
-
это
осознаваемое
негативно
когнитивно
-
эмоциональное
несоответствие
внутренних
потребностей
и
возможностей
индивидуума
и
/
или
их
соотношения
с
внешними
,
социальными
требованиями
и
возможностями
(
интрапсихическая
и
/
или
экстрапсихическая
когнитивно
-
эмоциональная
дисконгруэнтность
).
Дезадаптация
как
процесс
-
это
нарастание
подобного
несоответствия
или
его
стабильное
течение
.
Определенный
уровень
дисконгруэнтности
является
стимулом
для
той
или
иной
деятельности
,
в
т
.
ч
.
творческой
.
Отмеченные
конгруэнтность
и
дисконгруэнтность
являются
исключительно
субъективными
,
и
каждый
индивидуум
имеет
свое
представление
о
счастье
и
психологическом
комфорте
- «
искатели
приключений
»
не
поймут
тех
,
кто
предпочитает
«
тихую
га
вань
»,
и
наоборот
.
Соответственно
адаптация
и
дезадаптация
в
большей
степени
зависят
от
внутрипсихологических
факторов
,
чем
от
внешних
,
социальных
,
т
.
к
.
в
одних
и
тех
же
условиях
(
по
-
ложительных
или
отрицательных
с
объективной
точки
зрения
)
разные
личности
испытывают
разные
психологические
состояния
.
Особенности
этих
состояний
напрямую
связаны
с
когнитивном
личности
,
характером
индивидуальных
когнитивно
-
эмоциональных
предиспозиций
, «
фильтрующих
»,
опосредующих
экстрапсихические
воздействия
.
Для
каждого
типа
личности
существуют
свои
специфические
причины
и
особенности
кризиса
адаптации
и
соответствующие
технологии
его
преодоления
.
Вместе
с
тем
больше
теоретически
,
чем
практически
,
для
каждой
личности
можно
создать
специальные
,
благоприятные
условия
,
исключающие
конфликт
с
социальной
средой
(
симбиотическая
адаптация
).
Возникновение
психогенных
расстройств
,
согласно
когнитивно
-
аналитической
концепции
личности
,
связано
с
нарастающей
или
постоянной
дисконгруэнтностью
когнитипа
личности
и
окружающей
среды
и
параллельным
накоплением
отрицательного
аффекта
,
искажающего
компенсирующие
когнитивные
процессы
при
слабости
адаптивно
-
корригирующей
системы
.
Этот
процесс
характерен
для
лиц
с
дезадаптивными
когнитивными
типами
и
разворачивается
в
следующей
последовательности
.
На
первом
,
докризисном
этапе
дезадаптивный
когнитип
личности
находится
в
состоянии
внутренней
когнитивно
-
эмоциональной
конгруэнтности
(
беспроблемное
соотношение
различных
внутриличностных
тенденций
)
и
/
или
конгруэнтности
с
особенностями
окружающей
среды
и
представляет
собой
лишь
скрытую
угрозу
,
фактор
риска
до
момента
возникновения
несовпадения
интрапсихических
и
экстрапсихических
параметров
.
Это
адапти
-
рованное
состояние
осознается
позитивно
.
Аффективность
на
этом
этапе
соответствует
норме
.
Второй
этап
-
адаптационный
кризис
-
обусловлен
возникновением
неблагоприятных
внешних
обстоятельств
и
нарастанием
дисконгруэнтности
основополагающих
структур
личности
внутри
нес
самой
и
/
или
в
их
соотношении
с
микросоциальной
и
/
или
макросоциальной
средой
.
При
этом
происходит
дестабилизация
когнитипа
и
состояния
эмоциональной
сферы
с
тенденцией
к
нарастанию
отрицательного
аффекта
.
Параллельно
в
большинстве
случаев
включается
адаптивно
-
корригирующая
система
,
и
начинается
«
работа
с
конфликтом
»,
представляющая
собой
когнитивный
поиск
.
Последний
может
разворачиваться
в
трех
направлениях
:
в
виде
поиска
вариантов
интерпретации
конфликта
,
в
виде
поиска
стратегий
его
решения
или
в
виде
выбора
того
или
иного
варианта
коррекции
тех
или
иных
составляющих
собственного
когнитипа
.
Реже
наблюдается
пассивное
переживание
углубляющегося
кризиса
.
На
третьем
,
результирующем
,
итоговом
этапе
в
благоприятных
случаях
происходит
реадаптация
и
реинтеграция
когнитипа
благодаря
эффективной
работе
адаптивно
-
корригирующей
системы
,
когнитивно
-
эмоциональной
гибкости
и
приспособления
дезадаптивного
когнитипа
к
проблемной
ситуации
(
сбалансированная
адаптация
).
Менее
благоприятным
является
достижение
состояния
псевдоадаптации
,
возникающее
в
результате
действия
не
самых
идеальных
защитных
механизмов
личности
,
перемещающих
конфликт
в
подсознание
,
уводящих
от
совершения
внутренних
перемен
или
конструктивной
работы
с
проблемой
(
несбалансированная
адаптация
).
Подобное
может
наблюдаться
при
рентных
,
демонстративно
-
конверсионных
и
психосоматических
расстройствах
,
обсессиях
,
фобиях
,
замещающих
симптомах
,
смещенной
активности
и
других
нарушениях
,
переключающих
активность
личности
,
являющихся
«
меньшим
злом
»
по
сравнению
с
ломкой
собственного
когнитипа
.
Отрицательным
исходом
является
дезадаптация
-
прогрессирующая
или
стабильная
.
В
первом
случае
нарастают
психогенные
отклонения
,
патогенетически
связанные
с
конфликтом
,
углубляется
когнитивно
-
эмоциональная
дезинтеграция
,
снижаются
способности
к
произвольному
контролю
,
становится
все
более
заметным
когнитивно
-
дестабилизирующее
влияние
отрицательных
эмоций
.
При
стабильной
,
сохраняющейся
дезадаптации
эти
нарушения
приобретают
стационарно
-
хронический
характер
.
При
обоих
вариантах
дезадаптации
постепенно
меняется
личность
,
происходит
ее
невротическое
развитие
,
заостряются
аномальные
преморбидные
черты
.
Все
это
становится
возможным
при
отсутствии
когнитивно
-
адаптирующей
аутокоррекции
или
при
еще
более
дезадаптирующей
«
антикоррекции
» -
неадекватной
переработке
негативной
ситуации
.
Глава
3
КЛАССИФИКАЦИЯ
КОГНИТИПОВ
личности
Клинико
-
психологическая
характеристика
когнитивных
типов
Систематика
когнитипов
личности
была
проведена
нами
на
основании
клинико
-
психологического
анализа
с
использованием
критериев
оценки
степени
риска
нарушения
социально
-
психологической
адаптации
(
интрапсихической
и
/
или
экстрапсихической
дезадаптации
)
в
качестве
основных
.
Обследованные
были
распределены
на
2
группы
(
см
.
рис
. 2).
В
первую
,
адаптивную
,
включены
когнитипы
,
полностью
или
практически
полностью
исключающие
возможность
существенных
внутриличностных
или
межличностных
конфликтов
благодаря
наличию
адаптивных
когнитивно
-
поведенческих
стратегий
, -
адаптивно
-
пластичный
,
малодифференцированный
конформный
,
моноцентрированный
адаптивный
и
адаптивно
-
интегрированный
.
Они
характерны
главным
образом
для
психической
нормы
и
благоприятных
вариантов
акцентуаций
характера
.
Адаптивные
когнитипы
позволяют
личности
адаптироваться
к
любым
социальным
и
микросоциальным
условиям
.
Во
вторую
,
дезадаптивную
,
группу
включены
когнитипы
,
заключающие
в
себе
риск
возникновения
дезадаптации
:
дезадаптив
-
но
-
психогенные
(
гиперактуализирующий
,
идеалистический
,
моноцентрированный
,
контрастный
,
малодифференцированный
антагонистический
,
негативно
-
интерпретирующий
,
дезадаптивно
-
интег
-
рированный
),
дезадаптивно
-
эндогенные
(
эндогенный
пограничный
,
эндогенный
психотический
)
и
дезадаптивно
-
органическис
(
погранично
-
органический
,
погранично
-
органический
когнитивно
-
дефицитарный
неусложненный
и
осложненный
,
неосложненный
и
осложненный
олигофрснический
,
а
также
дементный
).
Они
встречаются
при
выраженных
вариантах
акцентуации
характера
,
психопатиях
,
эндогенных
и
психоорганических
расстройствах
.
Для
них
типично
наличие
дезадаптивных
когнитивно
-
поведенческих
стратегий
,
глубоких
осознаваемых
или
неосознаваемых
неадекватных
дезадаптивных
концепций
.
А
.
Бек
(2002)
выделяет
три
основных
подобных
концепции
(
допущения
): «
Мир
опасен
и
враждебен
», «
Я
бессилен
и
уязвим
», «
По
своей
сути
я
неприемлем
».
К
ним
можно
добавить
концепцию
: «
Я
лучший
и
жду
лучшего
»,
которая
в
расширенном
виде
выглядит
так
: «
Я
лучший
и
достоин
того
,
чтобы
получать
от
жизни
все
самое
хорошее
,
самое
лучшее
,
все
должно
соответствовать
этому
-
меня
все
должны
любить
,
жизнь
должна
быть
счастливой
,
радостной
и
приятной
».
Согласно
представлениям
когнитивно
-
ориентированных
психотерапевтов
,
переработка
информации
,
связанной
с
межличностными
контактами
,
при
склонности
к
дезадаптации
отличается
наличием
когнитивных
искажений
(
А
.
Бек
),
иррациональных
идей
и
установок
(
А
.
Эллис
) -
систематических
ошибок
в
суждениях
и
прогнозах
.
Они
представляют
собой
персонализацию
(
персонификацию
,
отнесение
на
свой
счет
посторонних
событий
и
действий
других
людей
),
дихотомическое
мышление
(
игнорирование
переходных
значений
между
крайними
оценками
по
принципу
«
черное
или
белое
», «
все
или
ничего
»),
выборочное
абстрагирование
(
извлечение
,
отрыв
оценки
от
контекста
),
произвольные
,
несоответствующие
реальности
умозаключения
,
сверхгенерализацию
(
свсрхобобщснис
,
расширение
оценки
на
несоответствующую
ее
значению
область
),
навешивание
ярлыков
,
ката
-
строфизацию
(
преувеличение
тяжести
последствий
),
установки
долженствования
и
обязательной
реализации
своих
потребностей
,
«
непонимание
позитива
и
фиксацию
на
негативе
»,
чрезмерно
эмоциональные
рассуждения
,
ложное
понимание
своего
«
Я
»
и
перфекционизм
(
А
.
Бек
,
А
.
Фримен
и
др
., 2002;
С
.
Уолсн
,
Р
.
Ди
-
Гусепп
,
Р
.
Уэсслер
, 1997;
А
.
Эллис
,
У
.
Драйден
, 2002).
К
настоящему
времени
сделаны
попытки
описания
наиболее
типичных
характеристик
когнитивных
стилен
при
основных
формах
пограничной
патологии
личности
,
таких
как
антисоциальное
н
марциссическое
(
Д
.
Дэйвис
),
гистрионное
и
зависимое
(1>
Фя
мпнг
),
избегающее
(
Д
.
Бек
,
К
.
Падески
),
обсессивно
-
комт
и
спвнос
(
К
.
Саймон
,
Д
.
Майер
),
параноидное
(
Д
.
Претцср
),
пассии
по
-
агрессивное
,
шизоидное
и
шизотипическое
(
Р
.
Оттавианп
)
рк
стройства
личности
(
А
.
Бек
,
А
.
Фримен
и
др
. 2002) (
табл
. 1-3).
Таблица
1.
Основные
убеждения
и
стратегии
,
связанные
с
традиционными
расстройствами
личности
Расстройство
личности
Основные
убеждения
/
установки
Стратегия
(
наблюдаемое
поведение
)
Зависимое
Я
беспомощен
Привязанность
Избегающее
Меня
могут
обидеть
Избегание
Пассивно
-
агрессивное
Мои
интересы
могут
задеть
Сопротивление
Параноидное
Люди
-
это
потенциальные
враги
Осторожность
Нарциссическое
Я
особенный
Стремление
к
величию
Гистрионное
Я
должен
производить
впечатление
Истеричность
Обсессивно
-
ком
-
иульенвное
Ошибки
-
это
плохо
.
Я
не
должен
ошибаться
Перфекцнонизм
Антисоциальное
Людьми
нужно
овладевать
Нападение
Шизоидное
Мне
требуется
много
места
Изоляция
Выделены
также
когнитивные
основы
некоторых
распространенных
психогенных
заболеваний
-
депрессии
,
панического
и
тревожно
-
фобического
расстройств
(
А
.
Бек
,
Д
.
Эмери
, 1985;
А
.
Бек
и
др
., 2003).
Одной
из
общих
характеристик
лиц
,
склонных
к
дезадаптации
(
особенностей
их
когнитивных
типов
),
является
слабое
развитие
способности
к
произвольной
регуляции
эмоций
,
пассивное
отношение
к
отрицательным
эмоциям
,
пассивное
их
переживание
или
позднее
принятие
мер
по
их
преодолению
,
ориентация
на
малоэффективные
пути
устранения
психологического
дискомфорта
-
отвлечение
,
выговариванис
близким
людям
,
прием
седативных
средств
или
алкоголя
.
При
этом
отсутствует
необходимый
объем
внутриличностной
деятельности
,
направленной
на
позитивную
переработку
негативного
состояния
.
Таблица
2.
Типичные
чрезмерно
развитые
и
слаборазвитые
стратегии
Расстройство
личности
Чрезмерно
развитые
Слаборазвитые
Обсессивно
-
компульсивная
личность
Контроль
,
ответственность
,
систематизация
Спонтанность
,
игривость
Зависимая
личность
Поиск
помощи
,
привязчивость
Самодостаточность
Пассивно
-
агрессивная
личность
Независимость
,
со
-
противление
,
пассивность
,
саботаж
Подвижность
,
интимность
,
ассертивность
,
активность
Параноидная
личность
Настороженность
,
недоверие
,
подозрительность
Сотрудничество
,
безмятежность
,
доверие
Нарцисснческая
личность
Возвеличивание
себя
Принятие
,
сопереживание
Антисоциальная
личность
Соперничество
,
неза
-
висимость
,
эксплуатирование
,
хищный
образ
жизни
Идентификация
с
группой
,
эмпатия
Шизоидная
личность
Независимость
,
изоляция
Взаимность
,
социальная
чувствительность
,
интимность
Избегающая
личность
Социальная
уязвимость
,
замкнутость
,
сдержанность
Взаимность
,
самоутверждение
,
общительность
Гистрионная
личность
Эксгибиционизм
,
вы
-
разительность
,
впечатлительность
(*1
кНПГТк
Рефлексивность
,
контроль
,
систематизация
Кроме
этого
большинство
таких
людей
отличает
непосредственность
восприятия
,
низкий
коэффициент
когнитивного
участия
при
восприятии
внешних
воздействий
.
В
других
случаях
этот
коэффициент
может
быть
неадекватно
усилен
(
например
,
при
обсессиях
).
Таблица
3.
Профиль
характеристик
расстройств
личности
Расстройств
о
личности
Представлени
е
о
себе
Представлени
е
о
других
Основные
убеждения
Основная
стратегия