ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6222
Скачиваний: 56
Содержание
11
Глава 6
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ: КОНФОРМНОСТЬ,
УСТУПЧИВОСТЬ И ПОДЧИНЕНИЕ
УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СТИВА ХАССЕНА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ: КОНФОРМНОСТЬ,
УСТУПЧИВОСТЬ И ПОДЧИНЕНИЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Конформность: исследование Ашем группового влияния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Уступка: техника «нога в дверях» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Внимание: метод
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Подчинение: эксперимент Милграма с ударами током . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Цели социального влияния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Авторитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Авторитет в качестве эксперта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Авторитеты как агенты влияния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Социальная валидизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Внимание: социальная дисфункция
МАССОВАЯ ИСТЕРИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Неопределенность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Консенсус и сходство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Консенсус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Сходство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Неопределенность и стремление к правильности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОДОБРЕНИЯ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Социальные нормы: кодекс поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Взаимные одолжения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Взаимные уступки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Нормы обязательств в различных культурах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Одобрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Коллективизм и индивидуализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Непокорность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Личная привлекательность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Под наблюдением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Кто достаточно силен, чтобы сопротивляться сильным групповым нормам? . . . . . . . . . . . . 247
Внимание: практика
БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ МОГУТ ПРИВЕСТИ В АД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
УПРАВЛЕНИЕ ЯОБРАЗОМ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Тактики, основанные на обязательствах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Техника «нога в двери» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Техника приманки и отвлечения внимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Техника наклеивания ярлыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Вечные ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Интернальный фокус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Активные и публичные обязательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Активные обязательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Публичные обязательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
12
СОДЕРЖАНИЕ
Мужчины, женщины и публичный конформизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Повторение
ПУТЕШЕСТВИЕ ТУДА И ОБРАТНО СТИВА ХАССЕНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
ИТОГИ ГЛАВЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Глава 7
АФФИЛИАЦИЯ И ДРУЖБА
ЖЕНЩИНА, «КОТОРУЮ ВСЕ ЛЮБИЛИ»,
И МУЖЧИНА, НЕНАВИДЕВШИЙ ЕЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
КОГО СЧИТАТЬ ДРУГОМ?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Изучаем взаимоотношения в реальной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Внимание: метод
ИЗУЧАЕМ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ СО СТОРОНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Обаяние и доминирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Проблемы отношений и межличностная окружность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Цели аффилиативного поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Нам нравятся те, с кем нам хорошо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Социальные вознаграждения могут быть
конкретными для данной ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Внимание: практика
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Порядок рождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Угрозы: почему нытики (иногда) любят компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Безличная опасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Социальная изоляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Отказ от поддержки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Внимание: социальная дисфункция
БЕСКОНЕЧНЫЙ КРУГ ОДИНОЧЕСТВА И ДЕПРЕССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Привязанность и социальное развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Социальные сравнения и симпатии к людям, похожим на нас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Откровенные и скрытные люди . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Неопределенность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Сходство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Когда различия могут спасти самооценку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
ПРИОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Половые различия в дружеских отношениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Статус по ассоциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Заискивание ради получения статуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Стремление избавиться от негативных ассоциаци . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Стремление к статусу может подорвать социальную поддержку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Содержание
13
ОБМЕН МАТЕРИАЛЬНЫМИ БЛАГАМИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Основные паттерны социального обмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Индивидуальные различия в общественной ориентации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Общинные взаимоотношения и отношения обмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Близость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
РАЗЛИЧАЮТСЯ ЛИ ОТНОШЕНИЯ ОБМЕНА
В ЗАПАДНЫХ И НЕЗАПАДНЫХ КУЛЬТУРАХ?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Повторение
ЛЮБИМАЯ ВСЕМИ ЭЛЕОНОРА РУЗВЕЛЬТ
И НЕНАВИДЯЩИЙ ЭДГАР ГУВЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
ИТОГИ ГЛАВЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Глава 8
ЛЮБОВЬ И РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ЗАГАДОЧНАЯ ЛЮБОВЬ БРИТАНСКИХ МОНАРХОВ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ И РОМАНТИЧЕСКОЕ ВЛЕЧЕНИЕ?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
Признаки любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
Внимание: метод
РАЗЛИЧНЫЕ ФАКТОРЫ ЛЮБВИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Существуют ли разные вариации любви? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Цели романтических отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
ПОЛУЧЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Гормоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Социосексуальные установки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Социальная и сексуальная привлекательность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Гендерные различия в сексуальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Возбуждающая обстановка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Двухфакторная теория любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Теория облегчения возбуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Невербальные сигналы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Культурные нормы сексуальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Вариации в восприятии и реакции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
УСТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Значимость привязанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Участие мужчин в формировании привязанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Психологические последствия привязанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Тип привязанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Темперамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Ориентация на обмен / общинная ориентация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Угрозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Внимание: социальная дисфункция
ОБСЕССИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЕЗОТВЕТНАЯ ЛЮБОВЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Соперничество внутри каждого пола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Взаимные уступки в браке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
14
СОДЕРЖАНИЕ
Внимание: практика
ИЗУЧЕНИЕ НОРМАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ, ЧТОБЫ СПАСТИ БРАК . . . . . . 312
Взаимоотношения изменяют наши личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
Преданность изменяет восприятие альтернативных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Гендер и сексуальная ориентация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Женские пристрастия к статусу партнера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Как проявляются отличия в выборе пары у гомосексуалов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
Что происходит, когда женщины приобретают статус
и материальные ресурсы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
Культура, ресурсы и полигамия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
Возрастание уровней включения в отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Когда важно доминирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Одного доминирования недостаточно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Кто побеждает? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
Повторение
ЗАГАДОЧНАЯ ЛЮБОВЬ БРИТАНСКИХ МОНАРХОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
ИТОГИ ГЛАВЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
ЛИТЕРАТУРА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Перед вами, уважаемый читатель, новейший
учебник по социальной психологии, опублико
ванный в США совсем недавно — в начале ны
нешнего 2002 года. «Как? Еще один?» — может
воскликнуть студент, знакомый уже с вышед
шими у нас переводами американских учебников
Д. Майерса и Э. Аронсона с соавторами. Чем же
этот новый учебник так хорош, что его предлага
ют нашему вниманию? И чем он, кроме своего
внушительного объема, отличается от своих аме
риканских «собратьев», изданных у нас? Его ав
торы — профессоры Государственного универси
тета в Аризоне Дуглас Кенрик, Стивен Ньюберг
и Роберт Чалдини — признанные авторитеты в
области социальной психологии. Отечествен
ному читателю, интересующемуся социальной
психологической проблематикой, несомненно,
знакома изданная в русском переводе книга Чал
дини «Психология влияния», в которой рассмат
риваются различные способы психологического
воздействия людей друг на друга.
Характеризуя данный учебник Кенрика, Нью
берга и Чалдини в целом, прежде всего следует
отметить, что его авторы рассматривают соци
альную психологию как психологическую науку.
Такая позиция в последнее время становится пре
обладающей среди авторов американских учебни
ков по социальной психологии. Напомним чита
телю, что среди исследователей до сих пор суще
ствуют два различных подхода по поводу того, к
какой отрасли знания относится социальная пси
хология — к социологии или к психологии. И в
зависимости от того или иного подхода раскры
вается вся проблематика социальной психологии,
круг рассматриваемых понятий и основополагаю
щих концепций. Относя социальную психологию
к психологическим наукам, авторы данного учеб
ника определяют ее как «научное исследование
того, каким образом на мысли, чувства и поведе
ние человека оказывают влияние другие люди».
При этом задачи социальной психологии подраз
деляются на две общие категории: описание и
объяснение. В соответствии с этими задачами ав
торы учебника и строят свое изложение.
Каждая глава начинается с описания действий
какоголибо конкретного человека порой на про
тяжении довольно продолжительного периода
его жизни. В роли героев этих вступительных ис
торий выступают самые разные люди. Это и по
литические деятели, Ричард Никсон и Маргарет
Тэтчер, и английский, король Эдуард VIII, oтка
завшийся от трона, чтобы жениться на своей лю
бимой, и борец за гражданские права чернокоже
го населения в США Мартин Лютер Кинг, и его
антагонист директор ФБР Джон Эдгар Гувер, и
генеральный консул Японии в Литве в начале
1940х гг. Семпо Сугихара, который спас от смер
ти в концлагере тысячи евреев, выдавая им визы
на выезд, и многие другие менее известные лю
ди, вплоть до «героев» криминальной хроники.
После изложения наиболее ярких моментов био
графии того или иного лица авторы ставят во
просы о причинах именно такого его поведения.
Но сами они не торопятся высказать свои пред
положения на этот счет, а обращаются к рассмот
рению различных понятий и теорий, относящих
ся к основной научной тематике данной главы.
В конце же ее авторы учебника повторно обраща
ются к персоне, о которой шла речь в самом на
чале. В каждом из таких своеобразных послесло
вий предпринимается попытка объяснить причи
ны поведения данного человека на тех или иных
этапах его жизненного пути. При этом предлагае
мое авторами объяснение строится на основе тех
понятий и теорий, которые рассматривались в
данной главе. Зная, какой трудной для автора
учебника по социальной психологии является
проблема его композиции (внутренней структу
ры), не могу не выразить восхищения изящным
дидактическим ходом, найденным американски
ми коллегами.
Как это и положено для хорошего учебника,
его авторы уже в самом начале освещают раз
личные теоретические подходы к пониманию
социальнопсихологических явлений: социокуль
турный, эволюционный, теорию социального
научения, феноменоменологический и социаль
нокогнитивный. При этом убедительно показа
но, что все указанные подходы не противоречат
друг другу. Каждый из них представляет собой
лишь одну из граней социальнопсихологиче
ского анализа. Поэтому, как отмечают авторы
учебника, эти подходы можно рассматривать как
взаимодополняющие. Их позиция состоит в том,
что лишь сочетание всех подходов, их комплекс
ное использование обеспечивает всестороннее
ПРЕДИСЛОВИЕ
НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ