ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6221
Скачиваний: 56
6
СОДЕРЖАНИЕ
Корреляция и причинность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Экспериментальные методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Манипуляции с переменными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Потенциальные недостатки экспериментального метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Полевые эксперименты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Почему социальные психологи применяют сочетание различных методов . . . . . . . . . . . . . . . 43
Внимание: метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Этические вопросы социальнопсихологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Этический риск в социальнопсихологическом исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Этические меры предосторожности в социальнопсихологическом исследовании . . . . . 46
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНА
В СИСТЕМУ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Социальная психология и другие области психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Социальная психология и другие науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Повторение
СЕКРЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
ИТОГИ ГЛАВЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Глава 2
ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ
ЗАГАДКА ОБЫЧНОГО И НЕЗАУРЯДНОГО ЧЕЛОВЕКА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
ЛИЧНОСТЬ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Мотивация: что нами движет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Мотивы и цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Сознательное и автоматическое стремление к достижению цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Самоконтроль и сила воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Как трудно бывает, когда пытаешься не делать чегото . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Знание: наше представление о себе и о мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Яконцепция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Чувства: установки, эмоции и настроения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Внимание: метод
ОЦЕНКА УСТАНОВОК, ЭМОЦИЙ И НАСТРОЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Откуда возникают наши чувства? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Почему чувства так важны для нас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СИТУАЦИЯ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Люди как ситуации: простое присутствие,
допустимые возможности и дескриптивные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Допустимые возможности: возможности и угрозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Дескриптивные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Внимание: социальная дисфункция
ДЕСКРИПТИВНЫЕ НОРМЫ, МНОЖЕСТВЕННОЕ НЕЗНАНИЕ
И ПОПОЙКИ В КАМПУСЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Правила: инъюнктивные нормы и сценарии ситуаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Сильные и слабые ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Возможности культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Культура и нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Культурные сценарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Содержание
7
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ И СИТУАЦИИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Разные люди реагируют различным образом на одну и ту же ситуацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Внимание: применение
СООТВЕТСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И СИТУАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ . . . . . . . . . . . . . 81
Cитуации выбирают личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Люди выбирают свои ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Различные ситуации стимулируют различные компоненты личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Люди изменяют ситуацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Ситуации меняют личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Повторение
ЗАГАДКА ОБЫЧНОГО И НЕЗАУРЯДНОГО ЧЕЛОВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ИТОГИ ГЛАВЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Глава 3
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ
ПОРТРЕТЫ РИЧАРДА НИКСОНА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
СОЦИАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Четыре основных процесса социального познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Внимание: отбор информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Интерпретация: наделение информации значением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Суждение: использование информации
для формирования впечатлений и принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Память: сохранение информации для будущего использования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Цели социального познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
СБЕРЕЖЕНИЕ УМСТВЕННЫХ УСИЛИЙ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Стратегии подтверждения ожиданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Внимание: социальная дисфункция
САМОИСПОЛНЯЮЩИЕСЯ ПРОРОЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Диспозиционные умозаключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Предвзятость в сопоставлении причин: фундаментальная ошибка атрибуции . . . . . . . . . 99
Насколько фундаментальна «фундаментальная ошибка атрибуции»? . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Другие когнитивные методы упрощения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Эвристика репрезентативности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Эвристика доступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Внимание: метод
ПРОВЕРКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ГИПОТЕЗ
С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Эвристика зацепки и подгонки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Возбуждение и суточный ритм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Хорошее настроение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Потребность в структуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Сложные ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Давление времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Когда мир не соответствует нашим ожиданиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕБЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Когнитивные стратегии улучшения и защиты «Я» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Социальное сравнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
8
СОДЕРЖАНИЕ
Атрибуции в пользу своего «Я» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Преувеличение значимости наших сильных сторон
и преуменьшение значимости слабых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Вера в то, что мы контролируем ситуацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Внимание: практика
ВЕРА В КОНТРОЛЬ И ЗДОРОВЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Самоуважение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Угрозы самоуважению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Когда самоуважение неустойчиво . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Насколько универсальна потребность
в положительной самооценке? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
СТРЕМЛЕНИЕ К ТОЧНОСТИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Непредвзятый сбор информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Назначение самого себя «адвокатом дьявола» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Логика атрибуции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Анализ поведения в социальном контексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Расширение сферы анализа: ковариационная модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Объяснение своего поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Стремление к контролю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Грустное настроение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Потребность в познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Верно ли, что женщины и мужчины думают по@разному? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Неожиданные события . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Социальная взаимозависимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Решающее значение когнитивных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Повторение
ПОРТРЕТЫ РИЧАРДА НИКСОНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
ИТОГИ ГЛАВЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Глава 4
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНИ ФРЕДА ДЕМАРЫ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
ЧТО ТАКОЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Почему люди занимаются самопрезентацией? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Когда люди занимаются самопрезентацией? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Природа самопрезентации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Внимание: практика
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ОБМАНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ СИМПАТИЧНЫМ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Стратегии приобретения расположения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Выражение своей симпатии к другим людям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Внимание: метод
НАУКА О РАСШИФРОВКЕ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Создание видимости сходства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Увеличение своей физической привлекательности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Демонстрация скромности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Содержание
9
Гендер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Потенциальные друзья и власть предержащие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Дружба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Контакты с людьми, обладающими властью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Разнородная аудитория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ КОМПЕТЕНТНЫМ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Стратегии самовыдвижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Организация демонстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Заявления о компетентности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Использование атрибутов компетентности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Приведение оправданий, заявления о наличии препятствий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Внимание: социальная дисфункция
ПАРАДОКС «ПОДНОЖЕК САМИМ СЕБЕ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Мотивация компетентности и застенчивость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Когда имеет значение компетентность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Когда компетентность проверяется . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Цикл самовыдвижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
ДЕКЛАРАЦИЯ ВЫСОКОГО СТАТУСА И ВЛАСТИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Стратегии декларирования высокого статуса и власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Демонстрация артефактов статуса и власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Расточительное потребление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Объединение себя с другими . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Сообщение о статусе и власти через невербальное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Возращаясь к вопросу о гендере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Гендер, статус и власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Самопрезентационная дилемма честолюбивых женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Угроза личностным и материальным ресурсам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Соперничество за уже имеющиеся ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Появление новых незанятых ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Для разных аудиторий — разные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Повторение
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНИ ФРЕДА ДЕМАРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
ИТОГИ ГЛАВЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Глава 5
УБЕЖДЕНИЕ
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ИЗМЕНИЛСЯ ПИТЕР РЕЙЛИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
ЧТО ТАКОЕ УБЕЖДЕНИЕ?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Сильные установки противостоят попыткам убеждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Как измерить смену установок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Внимание: метод
ПЛАН «ТОЛЬКО ПОСЛЕ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Когнитивные реакции: сила самоубеждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Позитивное самоубеждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Контраргументы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
10
СОДЕРЖАНИЕ
Нейтрализация аргументов с помощью метода прививки
и контраргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Внимание: практика
КАК ВЫКУРИТЬ ИЗ ЭФИРА ТАБАЧНЫЕ КОМПАНИИ
ПРИ ПОМОЩИ КОНТРАРГУМЕНТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Модели двухуровневой обработки
убеждающего сообщения: два пути к изменению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Возможность проанализировать убеждающее сообщение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Цели убеждения: почему люди меняют свои установки и мнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
СТРЕМЛЕНИЕ К ТОЧНОСТИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Простые приемы оценки информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Авторитет коммуникатора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Реакции окружающих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Подготовленные идеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Что влияет на стремление к точности? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Личная вовлеченность в предмет обсуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Настроение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Внушаемость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Дела решенные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Нежелательная информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Внимание: социальная дисфункция
ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ И ОТВЕРЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Репутация профессионала и профессиональный жаргон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Надежность и потребность в размышлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
СТРЕМЛЕНИЕ К ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Теория баланса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Теория когнитивного диссонанса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Контрустановочное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Диссонанс, возникающий после принятия решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Что влияет на стремление к когнитивной последовательности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Возбуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Предпочтения к последовательности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Последствия контрустановочных действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Выраженность непоследовательности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Согласованность с чем? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Эффективность рекламы в различных культурах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
СТРЕМЛЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ ОДОБРЕНИЮ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Что влияет на стремление к социальному одобрению? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Самокоррекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Гендерные различия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Роль аудитории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Ожидание дискуссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Самокоррекция и ожидание участия в дискуссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Позиции других и ожидание участия в дискуссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Повторение
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ИЗМЕНИЛСЯ ПИТЕР РЕЙЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
ИТОГИ ГЛАВЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218