Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 8539
Скачиваний: 37
состояние, дети опасаются умереть, потерять близких. У них нередко отме-
чается агрессия, направленная на себя. В этих случаях депрессию маскирует
психопатическое поведение.
Депрессии с
расстройствами.
Этот вид аффектив-
ных расстройств возникает у детей 3 и более лет.
В периоде первого возрастного криза, приходящегося на этот этап,
происходит первое формирование самосознания, ребенок начинает отчет-
ливо дифференцировать себя от окружающих одушевленных и неодушев-
ленных объектов. Это различение сопровождается осознанием частей тела,
физической целостности, своих действий, себя. В депрессии это самосозна-
ние расстраивается и в соответствии с этим появляются своеобразные на-
рушения. К таким нарушениям относятся прежде всего расстройства пси-
хического самосознания ребенка, т.е. расстройство к способности разграни-
чения Я собственного и окружающих, сопровождающееся тревожным аф-
фектом; нарушение сознания Я с заменой его иным Я, когда дети начинают
упорно отказываться от собственного имени, перестают откликаться на свое
имя. Отказ от имени собственного обычно не корригируется уговорами и
разъяснениями, хотя дети не понимают причину своих переживаний. Эти
состояния отличаются суточными колебаниями. Так, в вечерние часы дети
начинают откликаться на свое имя. Следует также заметить, что эти рас-
стройства не связаны с игровым перевоплощением.
Помимо расстройств самосознания Я, наблюдаются нарушения воспри-
ятия своей физической целостности, т.е. физического самосознания, когда
отдельные стороны тела, члены его перестают восприниматься больным в
своем единстве и как собственные. Это чувство сопровождается тревогой,
плачем, беспокойством, иногда с элементами ажитации. Дети жалуются, что
"руки плохие, их не слушаются", иногда просят избавить их от "этой плохой
руки.., завязать ее бинтом...". Отчуждение физической целостности встре-
чается как на фоне отчуждения психического самосознания, так и без
такового.
Отмечаются нарушения в виде отчуждения действий, когда больные
дети утрачивают уверенность в выполнении своих действий. В этих случаях
дети в тревоге спрашивают: "Я одевался?..", "Я пил или не пил?". При этом
они повторяют по несколько раз одно и то же действие, испытывая смятение
от нарушения восприятия собственных действий. Осознание деятельности
относится к одному из главных признаков самосознания. Эти нарушения
наблюдаются, как правило, на фоне углубления депрессии и появления
тревоги и аффекта недоумения.
Наконец, могут отмечаться нарушения в виде отчуждения своих чувств,
сна, расстройства восприятия своего возраста и собственного пола и как бы
времени в целом — симптомы уже виденного, ускоренного течения времени
со страхом старости, краткости жизни.
При рассматриваемом варианте депрессии наблюдается и дереализация.
Она обычно проста и сводится к жалобам на нечеткое, туманное, "как во
сне", "непонятное" восприятие окружающего. Но такие переживания обыч-
но нестойки, эпизодичны. Речь идет о том, что для детей более значимы
феномены аутопсихической, а не аллопсихической деперсонализации. Это,
по-видимому, объясняется особенностью онтогенеза ребенка, меньшей зна-
чимостью для ребенка явлений внешнего мира в сравнении с большей
значимостью собственной персоны.
у детей характеризуются повышенным настроени-
ем с чертами веселости, двигательным беспокойством. Движения становятся
576
размашистыми, неточными, оживляются мимические реакции, гримаснича-
нье. Глаза становятся блестящими, выражение лица радостным. Идеаторное
возбуждение проявляется в виде многоречивости, речь ускорена, постоянны
перескакивания с одной темы на другую. Внимание становится поверхност-
ным, с чертами гиперметаморфоза. В высказываниях отражаются переоцен-
ка своей силы, удовлетворенность
достижениями. Дети кривля-
ются, паясничают, утрачивают стыдливость. При этом они как бы не испы-
тывают усталости. Интерес к сверстникам не пропадает, но общение с ними
в силу перечисленных особенностей поведения затруднено.
У таких детей оживлены инстинкты и влечения. Засыпание затруднено,
длительность ночного сна снижена, от дневного сна дети отказываются.
Аппетит может быть нормальным.
Глубина выраженности гипоманий варьирует как у различных детей,
так и у одного в течение приступа, иногда достигая выраженной мании.
Непродуктивная мания
отличается дурашливостью, снижением критики
к собственному поведению, чертами бесцеремонности, расторможением
влечений, моторным беспокойством, отсутствием какой-либо продуктивнос-
ти в игровой деятельности; целенаправленная деятельность вообще невоз-
можна.
Мания, маскированная психопатоподобным поведением,
наблюдается осо-
бенно часто. У одних детей при этом резко обозначены инстинктивная
жизнь с расторможением примитивных влечений, у других наблюдается
реализация идеаторного возбуждения в фантазиях, однообразных игровых
увлечениях ("фантастическая мания"). Аффект в этих состояниях неустой-
чив, иногда достигает степени экзальтации. Дети весьма настойчивы в
реализации своих влечений, бесцеремонны; они легко ссорятся, у некоторых
возможны аффективная взрывчатость с агрессией, редко с истериформнос-
Характерна повышенная гневливость с импульсивностью, агрессией.
Речь ускорена, иногда с элементами "речевого напора" и гиперметаморфо-
зом внимания. Больные склонны к клоунаде, подражанию, шуткам. Для них
типичны эмоциональная невосприимчивость, неадекватность реагирования
на неудачи. Поведение в целом также отличается непродуктивностью. В ве-
чернее время усиливаются беспокойство, озорство, шалости. Отмечаются
расстройства засыпания даже при отказе от сна в дневное время, а также
раннее пробуждение без чувства усталости.
Мания со спутанностью и кататоно-регрессивными симптомами
харак-
теризуется приподнятым настроением, дезориентировкой в окружающем и
в собственной личности и подчас нелепым поведением. Обращают на себя
внимание речевой напор, несвязность речи в виде выкриков, отдельных
слов, фраз. Выражено возбуждение в виде бега, прыжков с принятием
вычурных поз. Отмечается гиперметаморфоз внимания. Дети конфликтны,
импульсивны. Естественные инстинкты и влечения усилены, утрачиваются
навыки опрятности, стыдливость. Дети неряшливо едят, заглатывая пищу
кусками. Они могут также открыто онанировать. Больные сопротивляются
осмотру, безразличны к родителям, не узнают персонал.
Приступы болезни с описанными видами маниакальных расстройств
возникают подостро, остро, захватывают период времени от нескольких
недель до нескольких месяцев и иногда носят более затяжной характер.
Особенно выраженную тенденцию к длительному течению имеют маскиро-
ванные мании с психопатоподобным поведением. Они могут затягиваться
на несколько лет. В детском возрасте может быть отчетливо выраженное
биполярное течение и в некоторых случаях отмечается смена депрессивных
577
состояний гипоманиакальными по типу континуального течения. Иногда
может наблюдаться определенная сезонность аффективных нарушений.
Необходимо подробно рассмотреть аффективные расстройства с невро-
зоподобными проявлениями в двигательной сфере в виде тиков, гиперки-
незов, лишних движений или страхов
содержания. Депрессии
в этих случаях стерты и матовы, а гипомании, как правило, непродуктивны.
Аффективные нарушения могут сочетаться также с
фан-
тазированием. В одних случаях фантазирование тесно связано с интимными
личностными переживаниями и сопровождается эгоцентрической речью. По
Пиаже, такие фантазии при нормальном онтогенезе свойственны играм
детей, погруженных в мир фантазий. В данных случаях игра
проходит только на
уровне, лишь иногда сопровождается бед-
ными стереотипными действиями в виде манипуляций с лентами, веревка-
ми, палочками, бумагой. В других случаях фантазии и соответствующая им
игровая деятельность приобретают характер одержимости. Фабула таких
фантазий практически не отражает реальности и разрабатывается в рамках
одной, реже нескольких повторяющихся тем. Такие фантазии возникают
обычно в период первого возрастного криза в виде так называемой золотой
детской лжи. При видоизменении состояния, потускнении аффективных
расстройств, появлении личностных изменений, аутизации, эмоциональном
опустошении возникают устойчивые, почти монотематические фантазии,
охватывающие сознание ребенка. Фабула таких фантазий конкретна и не-
лепа. Нередко образы фантазий больные дети представляют перед собой,
т.е. фантазирование сочетается с визуализацией фантастических представ-
лений. Такое фантазирование возможно по типу галлюцинаций воображе-
ния, когда фантастические образы с характером насильственности возника-
ют помимо воли ребенка. Основную линию поведения в этих случаях
определяют фантазии, которыми полностью заслоняется окружающая реаль-
ность, причем дети с убежденностью отстаивают существование фантасти-
ческих
Таким образом, разным онтогенетическим периодам развития ребенка
свойственна определенная "предпочтительность" аффективных расстройств:
адинамические депрессии с элективным мутизмом и регрессом навыков,
речи, мании с недоуменностью и кататоническими расстройствами, сома-
тизированность с ее преобладанием в структуре депрессии чаще встречаются
до
возраста; депрессии с расстройствами самосознания, депер-
сонализационными расстройствами формируются в возрасте после 3—5 лет;
депрессии с идеями вины, меланхолическим бредом свойственны детям
старше
лет; аффективные расстройства, маскированные психопатопо-
добным поведением, характерны для детей, прошедших период первого
возрастного криза. Аффективным расстройствам у детей свойственны также
изменчивость, подверженность экзогенным влияниям, иногда сезонность и
сменяемость состояний в течении болезни. В детстве возможны как простые,
так и сложные аффективные синдромы. Их разнообразие далеко выходит за
рамки маскированных и соматизированных депрессий, которыми иные ис-
следователи ограничивали аффективные расстройства у детей.
Т е ч е н и е а ф ф е к т и в н ы х р а с с т р о й с т в в
Социаль-
ные исследования [Башина В.М., Симашкова Н.В., 1989] показали, что в
случаев имеет место отчетливо приступообразное течение болезни с
формированием дефицитарности личности. В этих случаях, как правило,
наблюдается усложнение психопатологической картины в приступах от тре-
вожных к аффективно-бредовым,
аффек-
578
тивно-адинамическим и даже к кататоно-регрессивным. Почти в 50 % слу-
чаев простые аффективные,
приступы забо-
левания перемежаются с полиморфными приступами, в структуре которых,
помимо собственно аффективных расстройств, отмечаются острый чувст-
венный бред и галлюцинации. В личностной структуре этих больных появ-
ляются черты ювенилизма и псевдопсихопатическое поведение. Тем не
менее такие больные способны продолжать обучение, заниматься трудовой
деятельностью. И, наконец, еще в
случаев после однократного или
нескольких приступов процесс протекает регредиентно. Оказалось, что боль-
шинство больных имели высшее или среднетехническое образование и
занимались высококвалифицированным трудом.
Существенное влияние на реабилитацию лиц, заболевших в детстве,
оказывает рано и правильно поставленная коррекционно-педагогическая,
логопедическая, психологическая работа в сочетании с активной терапией,
которая в этих случаях проводится с соответствующими поправками на
возраст.
Синдромальная незавершенность аффективных расстройств, их фраг-
ментарность, многообразие и изменчивость симптомов в раннем детстве,
естественно, затрудняют нозологическую диагностику, т.е. отнесение к аф-
фективным психозам (маниакально-депрессивному психозу), эндогенным
расстройствам непсихотического уровня, реактивным депрессиям или ши-
зофрении. В связи с этим можно лишь подчеркнуть, что психогенные
депрессии просты, в них всегда можно найти отражение психореактивных
наслоений, переживаний, связанных с травмирующей ситуацией; они мо-
нофазны, обычно легче купируются. Маскированные психопатоподобными
расстройствами мании, депрессии с навязчивостями, дисфорические деп-
рессии имеют тенденцию к более затяжному течению. Адинамические деп-
рессии с мутизмом, мании с кататоническими симптомами прогностически
наименее благоприятны.
Депрессии в круге циклотимии, как и мании, нередко характеризуются
реактивным фазообразованием, преобладанием в межфазовых периодах яв-
лений реактивной лабильности, но с тенденцией к постепенному удлинению
продолжительности фаз при сохранении в ремиссиях высокого уровня ак-
тивности ребенка, способности к обучаемости и, по данным катамнеза, с
тенденцией к высокой социальной реабилитации. Усложнение клинической
картины аффективных расстройств, обусловленное сочетанием последних с
симптомами более тяжелых регистров в повторных приступах болезни, сгла-
живание аффективных расстройств, нарастание изменений личности —
вплоть до формирования олигофреноподобного дефекта характерны для
течения аффективных расстройств при шизофрении.
Диагностика детских аффективных расстройств в рамках психотических
или непсихотических эндогенных аффективных нарушений должна учиты-
ваться в терапии этих расстройств.
Аффективные расстройства
в подростковом и юношеском возрасте
Аффективные нарушения являются одной из наиболее часто встречающихся
форм психической патологии в подростковом и юношеском возрасте, хотя,
вероятно, только небольшая часть больных попадает в поле зрения пси-
хиатров. Столь высокая частота манифестации аффективных расстройств
579
во многом обусловлена особыми, свойственными только пубертатному пе-
риоду, психическими проявлениями, к которым относятся выраженная эмо-
циональная неустойчивость, повышенная реактивность с особой выражен-
ностью и подвижностью эмоциональных реакций, так называемая пубертат-
ная лабильность настроения и большая полюсность чувств [Наджаров Р.А.,
Цуцульковская М.Я., 1977; Bach W., 1942; Masterson J.F., 1966]. В связи с
этим пубертатный период получил название "возраста настроений" [Ziehen
Th., 1924] или "периода юношеского смятения" [Masterson J.F., 1968]. Воз-
никновению аффективных расстройств в этом возрастном периоде в значи-
тельной мере способствуют и некоторые социальные сдвиги (изменение
учебного, семейного и трудового статуса, начало самостоятельной жизни).
Это зачастую ведет к срыву адаптации и конфликтам со средой у недоста-
точно зрелой личности.
Влияние возрастного фактора находит свое отражение как в особеннос-
тях клинической картины эндогенных депрессивных и маниакальных состо-
яний, так и в формах течения аффективного психоза в целом [Владими-
рова Т.В., Копейко
Гибадулин
1992]. Могут быть отмечены
следующие клинические особенности: 1) атипичность
компо-
нента аффективного синдрома. При депрессиях преобладают безразличие,
апатия, скука или
фон настроения при отсутствии
жалоб на чувство тоски, подавленности. При маниакальных состояниях
отсутствует чувство радости, веселья при наличии взбудораженности и гнев-
ливости; 2) как при депрессивном,
и при маниакальном синдроме в
юношеском возрасте обращают на себя внимание невыраженность класси-
ческого витального компонента, малая выраженность и частая инверсия
суточных колебаний настроения; 3) атипичность идеаторных проявлений
аффективных расстройств. При депрессиях вместо выраженной идеаторной
заторможенности наблюдаются идеаторные расстройства особого рода, по-
ражающие ценностно-смысловую сферу с доминированием рационалисти-
ческих размышлений о неизбежности смерти, бесцельности существования,
утрате смысла учебы, работы, проявлением особого депрессивного мировоз-
зрения (экзистенциальная депрессия
H.Hafner, 1954), увлечением мисти-
цизмом, "бегством в религию" [Sands
1956] или когнитивные нарушения
с жалобами на снижение памяти, нарушение умственной работоспособнос-
ти, наиболее отчетливо проявляющееся на фоне учебных нагрузок, — состо-
яния "юношеской астенической несостоятельности", описанные J.Glatzel,
J.Huber (1968) и подробно изученные И.В.Олейчиком (1996). В маниакаль-
ных состояниях вместо ускорения течения ассоциативных процессов наблю-
дается снижение продуктивности и творческой активности в реальной дея-
тельности при усиливающейся тенденции к формированию сверхценньгх
интересов к политике, философии с попыткой реформаторства; 4) особая
выраженность как при депрессиях, так и при маниях психопатоподобных
проявлений с конфликтностью, грубостью, склонностью к противоправному
делинквентному поведению и оппозиции к родным, злоупотреблению ал-
коголем и лекарственными препаратами. В формировании этих особеннос-
тей принимают участие наряду с аффективными нарушениями личностные
сдвиги в виде стремления к самостоятельности, игнорирование авторитетов
и т.п. Несмотря на внешне сходный характер психопатоподобных проявле-
ний при депрессиях и маниях имеются и различия. Так, если при эндоген-
ных депрессиях нарушение поведения связано в основном с недовольством
собой и окружающими, чувством неприкаянности, обиды при наличии
проекции чувства вины вовне (прежде всего на родителей), то при маниях
580