Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 8585
Скачиваний: 37
проблемами в шейно-грудном отделе позвоночника и вызывающие голов-
ные боли и диэнцефальные расстройства.
Комбинированное использование основных электрофизиологических и
компьютерно-томографических методов исследования может значительно
повысить качество психиатрической диагностики и помочь выяснить моз-
говые механизмы психической патологии.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
В
решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль пси-
хологической науки, которая обозначается как медицинская психология
1
.
Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении
задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных,
психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на
адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические
исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем совре-
менной психиатрии.
В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией
лежат общность объекта исследования, общее понимание психических за-
болеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и
как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.
В решении теоретических и практических задач медицинский психолог
опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между
собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени
представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных зако-
номерностях индивидуального развития и проявлений психики человека,
т.е. то, что называется
общей психологией,
с другой — знание собственного
предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и от-
клонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека,
обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о
медицин-
ской психологии
и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей,
сформировавшейся в рамках
клинической психологии.
Но в основе подхода к
пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система
взглядов о природе психического отражения у здорового нормального чело-
века.
Проблема структуры и динамических характеристик психики различ-
ным образом решается разными психологическими школами и по-разному
трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собст-
В настоящее время четко определилась тенденция переименования
медицинской
психологии в
клиническую.
Это вызвано необходимостью терминологического
единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В запад-
ных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологи-
ческих знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содер-
жании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отли-
чие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе
здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная
ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употребле-
нием в отечественной литературе и нормативных документах понятий "медицин-
ская" и "клиническая" психология как синонимов.
139
венных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения
окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практичес-
ких задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию
исследования человека, за которой следует система конкретных методик для
выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом
смысле психологические методики не являются нейтральными, они созда-
ются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики,
которые адекватны принимаемой психологической концепции (или науч-
ной парадигме). Выбор методики — это прежде всего осмысленный выбор
определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики
человека.
Современные информационные системы делают доступным для широ-
кого пользователя практически неограниченный спектр психологических
методик. Создается иллюзия свободного манипулирования методиками как
самодостаточными средствами решения теоретических и практических
задач. В связи с этим получаемые результаты и их интерпретация, как
правило, становятся в лучшем случае поверхностными, эклектичными, а в
худшем — противоречивыми и несопоставимыми. Необходимо подчеркнуть,
что медицинская психология есть область профессиональной деятельности
психолога, работающего в рамках определенного психологического подхода
или, в любом случае понимающего, к какой научной парадигме относится
выбираемый им психологический инструментарий и какие задачи при этом
могут быть решены.
В связи со сказанным очень важно здесь остановиться на краткой
характеристике той психологической школы, в рамках которой сформиро-
валась отечественная медицинская психология. Эта научная традиция пред-
ставлена в трудах таких психологов, как Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев,
Б.В.Зейгарник, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев,
С.Л.Рубинштейн, а также их учеников и последователей.
В основе подхода к пониманию психики человека лежит
принцип ак-
тивности
субъекта, преломляющийся в таком базисном понятии, как
пси-
хическая деятельность.
При этом центральное место занимают
мотивы,
побуждающие субъекта к деятельности, цели и средства осуществления
последней. Не менее важным принципом в понимании сущности психики
человека является
принцип развития,
особенно отчетливо просматриваю-
щийся в детском, подростковом и юношеском возрасте. Однако и в более
поздние периоды взрослого онтогенеза в процессе активного взаимодейст-
вия субъекта с окружающим миром происходит постоянное обогащение
индивидуального опыта человека, что в свою очередь приводит к дальней-
шему совершенствованию и разнообразию проявлений психической дея-
тельности. Этот процесс характеризуется еще и тем, что на разных этапах
онтогенеза содержание психической активности и формирование в психике
новых структур определяется
ведущей для данного этапа деятельностью
(об-
щение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, профессиональная и
т.д.). Смена ведущей деятельности и мотивов, ее побуждающих, сопровож-
дается
кризисами развития,
которые нередко проявляются в негативных
поведенческих феноменах. Именно в этих критических точках наиболее
высока вероятность "накопления" различного рода девиаций, формирова-
ния пограничных расстройств и манифестации эндогенных психических
заболеваний.
140
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ
Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности,
определяются как
высшие психические функции.
К ним относят мышление,
речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процес-
сы (процессы восприятия).
Высшие психические функции имеют специфические признаки и фор-
мируются на основе биологических предпосылок. Они складываются при-
жизненно во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в
целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той
культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того,
такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с
использованием различных средств, способов, "психологических орудий",
среди которых особое место занимает речь. Используя эти орудия, человек
овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным
миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например,
при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных
ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение. Таким
образом, одна функция опосредует оптимальное осуществление другой; че-
ловек, по словам Л.С.Выготского, сотрудничает с самим собой. Диапазон
спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических
функций является важным критерием степени развития личности. В этом
контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической
работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала
способов опосредования собственной деятельности. И, наконец, высшие
психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной
(волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.
Развитию высших психических функций свойственна определенная ди-
намика: более новые и сложные функции надстраиваются над более ранни-
ми и простыми, "вбирая" их в себя. Генезис высших психических функций
идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в
сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в
виде так называемых умственных действий. Этот аспект важно принимать
во внимание при клинико-психологическом обследовании больного ребен-
ка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне
их неполной сформированности. Кроме того, и при диагностике патологии
у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осу-
ществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с
участием проговаривания (т.е. наблюдается перенос умственных действий
во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознавае-
мую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации.
Высшие психические функции человека рассматриваются с позиции
структурно-функционального подхода, в котором важным является анализ
входящих в них звеньев (составляющих), с оценкой роли и места каждой
из них в обеспечении психической деятельности. При этом следует отметить,
что дифференцированные структурные составляющие высших психических
функций обеспечиваются работой специфических (локальных) зон мозга, но
различные функции имеют и общие звенья, пересекающиеся на уровне
определенных мозговых структур. Примером является "сквозная" роль такой
составляющей, как пространственный анализ и синтез. Так, переработка
пространственных характеристик информации необходима для выполнения
141
произвольных движении, понимания структуры многозначного числа и его
разрядного строения, для выполнения счетных операций, зрительного вос-
приятия, решения конструктивных задач, понимания
ких конструкций, отражающих пространственные отношения в виде пред-
логов, падежных окончаний и т.п.
Таким образом, на пространственном анализе и синтезе "сходятся"
такие высшие психические функции, как произвольные движения, мышле-
ние, речь, письмо, счет и перцептивные процессы. Вместе с тем известно,
что эта составляющая психики связана с работой теменно-височно-затылоч-
ной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны
(например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса
симптомов, отражающих нарушения названных психических функций, по-
скольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор про-
странственной организации психических процессов. Другие составляющие
психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при
условии нормального функционирования иных зон мозга. Таким образом,
при обследовании больных становятся значимыми не столько сами симп-
томы нарушений психических функций, сколько психологическая квалифи-
кация симптомов, направленная на выявление патологического звена в
целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого
звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных
психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования
клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в
синдром. На этом основании строится синдромальный клинико-психологи-
ческий метод изучения нарушения высших психических функций.
ПОНЯТИЕ
синдром — это закономерно возникающее сочетание
симптомов нарушений познавательных процессов или личности, в основе кото-
рого лежит вызванная болезненным процессом дефицитарность объединяющего
их звена в
строении психики.
Важно отметить, что наличие симптомов нарушения познавательных
процессов может быть обусловлено не только болезнью, но и предиспози-
ционными детерминантами, патологически проявляющимися при психичес-
ком заболевании. Такие симптомы могут развиваться как реакция на факт
обнаружения болезни (диагноз) и госпитализацию, а также вследствие фар-
макотерапии. В диагностической практике и в процессе психокоррекцион-
ных мероприятий, естественно, особый смысл приобретает выделение симп-
томов, непосредственно связанных с болезнью.
Клинико-психологический синдром может рассматриваться в рамках
двух подходов — патопсихологического и нейропсихологического. В пато-
психологии центральное место занимает поиск общего звена нарушения
высших психических функций, лежащего в основе развития отдельных
симптомов при реализации таких функций. Например, синдромообразую-
щим радикалом при шизофрении может быть нарушение мотивации, след-
ствием которого являются характерные для этого заболевания изменения
(или особенности) мышления, восприятия, памяти и др. В нейропсихологии
осуществляется поиск не только общего нарушенного звена (синдромооб-
142
разующего радикала), но и определение зоны поражения мозга, обеспечи-
вающей в норме его реализацию. В приведенном примере это пространст-
венный анализ и синтез, связанные с работой нижнетеменной области
мозга. Названные два подхода к построению клинико-психологического
синдрома и соответственно психологического исследования могут быть изо-
лированными или сочетаться, что обусловливается конкретными клиничес-
кими задачами.
Традиционно в практической деятельности психолога в психиатричес-
кой клинике активно разрабатывался и применялся преимущественно па-
топсихологический подход. В последние годы интенсивно внедряется и
подход нейропсихологический. Его применение позволяет приблизиться к
установлению структурно-функциональных мозговых механизмов психичес-
ких расстройств, что особенно важно для решения дифференциально-диа-
гностических задач. Нейропсихологический подход открывает также новые
возможности понимания природы психических заболеваний, изучения свя-
зей между клинико-психопатологическими и клинико-психологическими
синдромами и выявления механизмов действия психофармакологических
средств, использующихся в психиатрии для лечения больных.
Психологические исследования при психической патологии позволяют
установить не только нарушенные звенья психической деятельности, но и
ее
сохранные
элементы. В этом смысле можно говорить о "функциональном"
диагнозе, что имеет особое значение для построения коррекционных, реа-
билитационных и психотерапевтических программ. Выявление нарушенных
компонентов психической деятельности позволяет определить
направленного психологического воздействия с обязательной опорой на
эффективно функционирующие структуры психики. Именно это обеспечи-
вает активное сотрудничество больного с самим собой, дает основание для
перестройки психических функций, включения в них новых средств и стра-
тегий в переработке информации и ауторегуляции психической деятельнос-
ти и поведения, позволяет осуществить так называемое психологическое
протезирование, актуализирующее внутренние компенсаторные и адаптив-
ные возможности больного.
Внимание, уделяемое клинико-психологическому синдромальному под-
ходу, не случайно. За этим, кроме представлений о нормальной структуре
и динамике психических функций, стоит проблема многозначности психо-
логического симптома (симптома нарушения психической функции), кото-
рый становится информативным только при его психологической квалифи-
кации. Иными словами, необходимо выявление нарушенного звена в струк-
туре психической деятельности, психологической причины, детерминиру-
ющей появление симптома и (в соответствии с системным строением выс-
ших психических функций в их интер- и интрапсихическом взаимодейст-
вии) объединяющей различные симптомы в синдром. С учетом этой при-
чины клинико-психологический синдром не отличается от синдрома кли-
нико-психопатологического,
но имеет свое содержание.
Таким образом, как
указывает Ю.Ф.Поляков (1983), "если клинические (психопатологические)
исследования выявляют з а к о н о м е р н о с т и п р о я в л е н и й нарушен-
ных психических процессов, то экспериментально-психологические иссле-
дования должны ответить на вопрос: к а к н а р у ш е н о т е ч е н и е (т.е.
структура) самих психических процессов" .
Руководство
по психиатрии/Под ред.
М.: Медицина, 1983.—
(разрядка в цитате наша. —
К.)
143