Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 8588
Скачиваний: 37
Решение стоящей перед экспериментально-психологическим исследо-
ванием задачи возможно только при условии применения комплекса экс-
периментально-психологических методик, направленных на обнаружение
симптомов нарушения различных аспектов психической деятельности с пос-
ледующим вычленением одного или нескольких синдромообразующих ра-
дикалов. Так, при внешнем сходстве симптомов нарушений памяти, мыш-
ления, восприятия, и других высших психических функций при атрофичес-
ких деменциях позднего возраста
синдромы при
болезни
и сенильной деменции различны. Если при сенильной
деменции ведущим синдромообразующим радикалом является нарушение
произвольной регуляции деятельности, то при болезни Альцгеймера психо-
логические симптомы структурируются на основе нарушений нейродинами-
ческих параметров активности в сочетании с нарушением операционального
обеспечения психической деятельности.
В целом клинико-психологическое исследование больного в каждом
отдельном случае обычно проводится с применением многих методик, что
позволяет сопоставить результаты выполнения больным различных заданий
и осуществить их психологическую квалификацию с последующим объеди-
нением в синдром.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА
Медицинский психолог в своей работе использует 3 основных метода:
беседу, наблюдение психологический эксперимент.
Обычно они взаимодо-
полняемы, чередуются и встраиваются друг в друга в процессе клинико-
психологического исследования, которое всегда есть общение с боль-
ным.
Беседа
зависит от поставленной врачом перед психологом задачи и
предполагает также предварительное изучение истории болезни. Из истории
болезни психолог получает сведения о состоянии больного, его преморбид-
ных особенностях, ведущих клинических симптомах. Такое предварительное
"знакомство" с больным позволяет правильно построить диалог, актуализи-
ровать отношение больного к проведению исследования как к значимому
факту его жизни. Во время беседы выявляются сфера интересов больного в
данный момент, возможности общения, самооценка, осознание болезни,
критичность.
Наблюдение
за поведением больного во время клинико-психологичес-
кого исследования позволяет увидеть поведенческие проявления и формы
реагирования на вопросы психолога, отношение больного к ошибкам при
выполнении заданий, возможность контроля собственной деятельности, от-
влекаемость, зависимость или независимость от посторонних раздражите-
лей, появляющихся в ситуации взаимодействия с психологом.
Данные, полученные в процессе беседы и при наблюдении за больным,
сопоставляются с результатами его деятельности в клинико-психологичес-
ком эксперименте.
Метод
психологического эксперимента
имеет глубокие исторические
корни в отечественной психиатрии. Еще в 1896 г. А.А.Токарский писал: "...
чтобы знание явления стало несомненным, требуется его проверка и дока-
зательство. Для этого служит опыт или эксперимент. Экспериментом назы-
144
вается искусственное изменение условий наблюдения с целью определения
отношений между явлением и условиями его возникновения"
1
.
Позднее В.М.Бехтерев (1907) ввел в психиатрию "объективное исследо-
вание душевнобольных", заложив методическую основу для эксперимен-
тального подхода к восприятию, запоминанию, вниманию, ассоциативному
мышлению и т.п. Некоторые из разработанных им методик ("Сравнение
понятий", "Определение понятий") не потеряли своей актуальности до
настоящего времени.
У истоков экспериментального психологического метода стояли также
такие известные клиницисты, как А.Ф.Лазурский, К.И.Поварнин, С.С.Кор-
саков,
В.А.Гиляровский, Н.А.Бернштейн, Г.И.Россолимо.
В настоящее время психологический экспериментальный метод, осна-
щенный широким спектром конкретных методик, активно используется в
психиатрии. В эксперименте перед испытуемым ставится задача выполнить
определенные действия, по психологической структуре близкие к реальнос-
ти. В этом плане можно полностью согласиться с Б.В.Зейгарник (1986), что
экспериментальное "исследование в клинике может быть приравнено к
функциональной пробе — методу, широко используемому в испытании де-
ятельности какого-либо органа. В ситуации психологического эксперимента
роль функциональной пробы могут играть те задачи, которые в состоянии
актуализировать умственные операции, которыми пользуется человек в
своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту деятельность" В
клинико-психологическом эксперименте высвечивается, согласно Б.В.Зей-
гарник, реальный пласт жизни больного.
Среди основных принципов построения клинико-психологического экс-
перимента необходимо выделить следующие: 1) изучение познавательных и
личностных нарушений осуществляется на модели реальной психической де-
ятельности, поэтому первичным и ведущим в оценке выявляемых симптомов
нарушений является качественный анализ их механизмов, возможностей ком-
пенсации и восстановления; 2) существенно не выявление симптома в его
количественном выражении, не констатация факта невыполнения какого-либо
задания, а анализ того, как протекал процесс решения и почему он оказался
неэффективным; 3) в интерпретации результатов эксперимента центральное
место занимает анализ ошибок больного при выполнении заданий.
До настоящего времени предметом дискуссии является проблема соот-
ношения качественной и количественной оценки данных клинико-психо-
логического эксперимента. На наш взгляд, приоритет количественного "из-
мерительного" подхода (оценочные шкалы и др.) характерен для тех стан-
дартизованных экспериментальных процедур, разработка которых была
основана на нормативных представлениях об отдельных изолированных
психических процессах безотносительно к сущности изучаемой психической
патологии. Тем не менее вопросы количественной оценки патологических
феноменов являются для медицинской психологии весьма актуальными.
Они важны в сравнительно-нозологическом аспекте, при оценке эффектив-
ности лечения по динамике изменений высших психических функций, для
обоснования валидности методик, надежности интерпретаций, достовернос-
АЛ.
О методах психологического исследования. Записки психологичес-
кой лаборатории психиатрической клиники Московского
1896.-№ 1.
Издательство
145
ти полученных данных. Решение этих вопросов в современной отечествен-
ной медицинской психологии в обобщенном виде можно представить как
сочетание качественного и количественного подходов, где первоначально
определяются содержательные характеристики изучаемых расстройств, затем
дается их количественная оценка. Одним из адекватных путей в этом на-
правлении является разработка специальных оценочных шкал, отвечающих
конкретным исследовательским задачам. В качестве примера можно привес-
ти шкалу, разработанную в Научном центре психического здоровья РАМН
И.Ф.Рощиной для диагностики и оценки эффективности лечебных воздей-
ствий при деменциях у больных пожилого и старческого возраста
1
.
Шкала И.Ф.Рощиной основана на концепции А.Р.Лурии (1973) о трех блоках
мозга. Согласно данной концепции, весь мозг может быть подразделен на три
основных
блока:
энергетический блок
(регуляция уровня
активности мозга) включает неспецифические структуры ствола, средних и диэнце-
фальных отделов мозга, лимбическую систему, медиобазальные отделы лобных и
височных долей мозга (I блок);
блок приема, переработки и хранения информации
расположен в конвекситальных отделах коры и занимает ее задние отделы, включая
в свой состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и
торной (теменной и заднелобной) областей, а также нижнетеменную подобласть,
обеспечивающую синтез всех модальностей и переработку пространственных харак-
теристик информации (II блок);
блок программирования,
регуляции и контроля
психической деятельности, связанной с деятельностью лобных долей (III блок).
В соответствии с этим в шкале выделены 2 раздела — регуляторные составляющие
и операциональные составляющие психической деятельности. Эти разделы состоят
из перечня показателей, ориентированных на выполнение больным определенных
заданий и оценку их выполнения в баллах.
В клинико-психологическом эксперименте должны быть представлены
также возможности выявления самоконтроля больного, актуализации его
переживаний в связи с трудностями в выполнении заданий, самооценка.
Кроме того, в планировании эксперимента и выборе методик необходимо
учитывать преморбидные особенности пациента и его когнитивные возмож-
ности в прошлом и настоящем. Здесь целесообразно обратить внимание на
важность нестандартности процедуры исследования, допустимость некото-
рой ее индивидуализации и введение обучающего эксперимента. Последнее
особенно важно в детской клинике, поскольку создает возможность для
отделения собственно патологических симптомов от проявлений возрастной
несформированности высших психических функций, а также получить све-
дения о "зоне их ближайшего развития", т.е. о прогнозе. В ряде случаев
обследование больного проводится повторно с целью дифференцирования
стойких, базисных расстройств ("ядра" заболевания) и вторичных преходя-
щих
Конкретных методик экспериментально-психологического исследова-
ния много и их число постоянно продолжает увеличиваться. В связи с этим
соответствующие методические приемы необходимо рассмотреть в рамках
классификационного подхода, ограничившись наиболее известными, клас-
сическими, прошедшими большой исторический путь психологической и
клинической верификации.
Шкала была разработана и апробирована в 1990—1993 гт. и опубликована впервые
в 1998 г. — см. Журн.неврол. и психиатр.
Об этой шкале см. также главу 6 настоящего руководства.
146
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Методики, использующиеся в настоящее время в практике медицинского
психолога, можно разделить на 2 большие группы: первая объединяет ме-
тодики, ориентированные на оценку познавательных (когнитивных) психи-
ческих процессов, вторая включает методические приемы, применяемые при
исследовании личности.
Методики исследования познавательных
процессов. В
обоб-
щенной, соответствующей клинической терминологии форме этими мето-
диками пользуются для оценки мнестико-интеллектуальной сферы больно-
го, т.е. при изучении процессов восприятия, памяти, мышления, внимания,
речи и других функций.
Патопсихологические и нейропсихологические методики оценки
построены с учетом его различных модальностей. К последним
относятся зрительное опознавание реальных, контурных, зашумленных
и
расфокусированных изображений (например, проба Поппельрейтера), опо-
знание фигур на ощупь и манипуляция с ними в тактильной сфере (напри-
мер, доска Сегена); восприятие на слух и оценка ритмических структур;
узнавание знакомых портретов известных лиц; восприятие объектов, требу-
ющих зрительно-пространственной переработки (схематические часы, кон-
турная географическая карта). Следует подчеркнуть, что нарушение или
искажение восприятия нередко выявляется при опознании не единичных
объектов, а их комплекса с увеличением объема перцептивного задания.
Выявление нарушений
осуществляется в ситуации произ-
вольного или непроизвольного запоминания. При этом используются зада-
ния на заучивание последовательностей слов, зрительных объектов, цифр,
фраз и специальных рассказов. Одной из информативных методик исследо-
вания памяти является "Пиктограмма", в которой запоминание осущест-
вляется с помощью специальных средств в виде выполняемых больным
рисунков, отражающих его ассоциации в связи с каждым из элементов
предлагаемой для запоминания последовательности слов и словосочетаний.
Достаточно большое число клинико-экспериментальных методик на-
правлено на исследование
Это прежде всего методика "Клас-
сификация предметов", предоставляющая возможность изучить различные ас-
пекты мыслительной деятельности. Известны также такие методики, как
сравнение и определение понятий, решение арифметических задач раз-
личной степени сложности; понимание переносного смысла пословиц и
метафор; интерпретация больным сюжетной картинки или набора карти-
нок с последовательным изложением сюжета; методика "Исключение пред-
метов" и
Некоторые методики целенаправленно создавались для оценки
(его устойчивости, избирательности) в сочетании с оценкой общей
работоспособности больного, темпа и стабильности выполнения заданий.
К ним относятся корректурная проба (вычеркивание на бланке с напеча-
танными буквами заданной экспериментатором буквы), метод составления
натуральной арифметической последовательности из случайного разброса
чисел в таблице (таблицы Шульте, таблица Горбова); сложение однозначных
чисел, записанных на бланке в столбик (счет по Крепелину) и т.п. Эти
методики основаны на выполнении заданий в течение достаточно длитель-
ного времени с фиксацией в эксперименте определенных временных отрез-
ков в общем континууме времени выполнения и последующей оценкой
продуктивности работы больного и темпа выполнения задания.
10*
147
Существует множество патопсихологических и нейропсихологических
методик, применяемых для диагностики речевых расстройств в их разнооб-
разных и специфических проявлениях, оценки выполнения специальных
произвольных движений по заданной программе и других
1
.
Методики исследования личности.
Методические приемы исследования
личности больного можно разделить на 2 подгруппы: методики прямого
исследования личности и методики косвенного (опосредованного) ее изу-
чения.
В подгруппу методик п р я м о о и с с л е д о в а н и я л и ч н о с т и тра-
диционно входят методика оценки запоминания прерванных действий (вы-
являющая мотивационную активность больного), методика исследования
уровня притязаний (позволяющая оценить динамические характеристики
мотивации в зависимости от успешности или неуспешности решения от-
дельных субтестов в общей структуре методики); методика самооценки
Дембо — Рубинштейн (направленная на выявление рефлексивных возмож-
ностей больного и его критичности в актуальной ситуации).
В настоящее время весь спектр методик прямого исследования личности
постоянно расширяется за счет внедрения в клиническую практику экс-
периментальных процедур, разрабатываемых в общей психологии для
изучения личности в норме. Применение этих методик в клинико-диа-
гностических целях еще требует их клинической апробации и нозологи-
ческой верификации с учетом клинических особенностей изучаемого за-
болевания и концептуальных построений, касающихся структуры личнос-
ти. Последний тезис имеет отношение и ко второй подгруппе личностных
методик.
К методикам к о с в е н н о г о и з у ч е н и я л и ч н о с т и относятся
проективные тесты, а также различные опросники и шкалы. Все они позво-
ляют на основе специально разработанных процедур интерпретации полу-
чаемых данных (в их количественном и качественном выражении) получить
сведения об особенностях личности через оценку ее динамических характе-
ристик и отдельных составляющих (мотивация, самооценка, эмоции, уро-
вень субъективного контроля, межперсональные взаимодействия и отноше-
ния, акцентуации характера и т.д.). Основная ценность этих методик опре-
деляется возможностями многомерного подхода к исследованию личности,
позволяющего "объединить достоинства целостного подхода, свойственного
клиническому методу, с достоинствами метрического подхода, присущего
двухмерному эксперименту"
2
. Приведенная цитата имеет своей целью при-
влечь внимание читателя к необходимости глубокого понимания методичес-
кой направленности личностно-ориентированных процедур при их выборе
для решения клинико-диагностических задач.
На современном этапе в практике работы медицинского психолога
наиболее часто используются следующие методики: "Незаконченные пред-
ложения", "Тематический апперцептивный тест" (ТАТ), "Цветовой тест
"Цветовой тест отношений" (ЦТО), Миннесотский мультифаз-
Более подробное описание методик клинико-психологического исследования —
см.
Рубинштейн.
Экспериментальные методики
Меди-
цина, 1970;
Е.Д. Хомская.
Нейропсихологическая
1995; Общая
психодиагностика/Под ред.А.А. Бодалева,
Изд-во МГУ, 1987;
•и
Мельников В.М.,
Т.
Введение в экспериментальную психологию
Просвещение,
148