Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 8597
Скачиваний: 37
подразделения милиции или специально созданная собственная служба
обеспечения безопасности.
Специализированные стационары с
н а б л ю д е -
в настоящее время представлены несколькими больницами феде-
рального подчинения, которые выполняют межрегиональные функции. Сле-
дует сказать, что до 1988 г. эти больницы находились в ведении Министер-
ства внутренних дел и назывались больницами специального типа. После
передачи в систему Министерства здравоохранения лечебно-реабилитаци-
онная направленность деятельности этих учреждений значительно усили-
лась. Вместе с тем, поскольку они предназначены для больных, представ-
ляющих по своему психическому состоянию и с учетом характера совершен-
ного деяния особую опасность для общества, они имеют отделы охраны,
подчиненные уголовной-исполнительной системе Министерства юстиции
РФ, служащие которых обеспечивают не только наружную охрану, но и
надзор за содержащимися там больными как внутри отделений, так и при
проведении различных мероприятий лечебно-реабилитационного и культур-
но-воспитательного характера.
Поскольку в больницах с интенсивным наблюдением имеются и паци-
енты с преимущественно психотической симптоматикой, нередко нуждаю-
щиеся в активной биологической терапии, и больные с преобладанием
негативных расстройств и изменений личности, которым больше показаны
реабилитационно-воспитательные и психокоррекционные мероприятия, все
что было сказано по этому поводу в отношении стационаров общего и
специализированного типов применимо и к этим учреждениям. Однако
особая опасность пациентов налагает определенный отпечаток на лечебно-
реабилитационный процесс, который строится с учетом необходимости
строжайшего надзора.
Особое место среди предусмотренных действующим законодательством
принудительных мер медицинского характера занимают а м б у л а т о р -
принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Эта мера впервые
введена принятым в 1996 г. УК РФ (статьи 99, 100, 104). Хотя аналогичная
мера предусматривалась законодательством некоторых республик в составе
СССР до 1988 г., практического применения тогда она не нашла и до
последнего времени не было опыта применения ее в нашей стране.
Главная особенность этой меры состоит в том, что принудительное
лечение проводится во внебольничных условиях, по месту жительства боль-
ного, т.е. в психоневрологических диспансерах, диспансерных отделениях
психиатрических больниц, психоневрологических кабинетах общесомати-
ческих больниц и поликлиник. Пациент, которому назначена данная мера,
может вести обычный образ жизни, продолжать трудовую и общественную
деятельность, получать пенсию по инвалидности (если таковая имеется),
проживать в домашних условиях, сохраняя личные и социальные контакты.
Вместе с тем он должен с предписанной ему врачом-психиатром частотой
являться на прием, выполнять диагностические и лечебные назначения.
Естественно, далеко не каждый пациент с психическим расстройством
способен выполнять эти требования. Поэтому число лиц, которым показана
такая мера, ограничено. В него могут входить лица, совершившие общест-
венно опасные действия в состоянии временного психического расстройст-
ва, которое уже не определяется к моменту проведения экспертизы. Эта
мера может оказаться необходимой и после проведенного принудительного
лечения в стационаре, когда больной нуждается в обязательной поддер-
живающей терапии или когда вызывают сомнение стойкость достигнутого
384
у него улучшения и способность самостоятельно без лечебно-реабилитаци-
онной психиатрической помощи адаптироваться во внебольничных услови-
ях. До введения амбулаторного варианта принудительного лечения такие
пациенты без достаточных оснований задерживались на стационарном при-
нудительном лечении. Последнее может быть возобновлено через суд при
изменении состояния и возрастании общественной опасности больного,
равно как и в случае несоблюдения назначенного режима.
Согласно статистическим данным за 1995 г. [Гурович И.Я.,
Голланд
1995], средние сроки принудительного лечения в настоящее
время равны 480 дням, или примерно 1 году 4 мес (для сравнения средние
сроки пребывания в психиатрической больнице одного пациента на общих
основаниях — около 100 дней, или 3,3 мес). Столь длительные сроки пре-
бывания в больнице в случае принудительного лечения требуют особого
подхода к организации лечебно-реабилитационного процесса. Первая осо-
бенность терапевтической тактики во время принудительного лечения со-
стоит в необходимости учета при разработке лечебно-реабилитационной
программы для данного пациента не только особенностей клинической
картины и течения имеющегося заболевания, но и психопатологических
механизмов совершенного деяния. Это касается не только психофармако-
терапии, но и направленности психотерапевтических и психокоррекцион-
ных мероприятий, а также содержания семейной психотерапии, трудотерапии
и профориентации. Вторая особенность терапевтической тактики во время
принудительного лечения связана с его большой деятельностью. Последняя
обусловлена тем, что критерием отмены принудительных мер медицинского
характера является в данном случае не только улучшение клинического
состояния в собственном смысле, но и ликвидация общественной опасности
больного. Стационарное лечение поэтому проводится по определенному
плану. Наиболее признанным в настоящее время является выделение сле-
дующих 4 этапов принудительного лечения [Юрьева
1996; Котов
Мальцева М.М., Яхимович А.А., 1996]: 1) адаптационно-диагностический;
2) интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий; 3) стабилизации
достигнутого эффекта; 4) заключительный (подготовка к выписке из стаци-
онара). В отношении различных форм психических заболеваний с учетом
психопатологических механизмов общественно опасных действий назван-
ные этапы должны быть наполнены определенным содержанием.
Под п с и х о п а т о л о г и ч е с к и м и м е х а н и з м а м и общественно опасных
действий понимают определенное взаимодействие имеющихся у больного психопа-
тологических нарушений, а также личностных и ситуационных факторов, приводя-
щее к совершению деяния или делающее больного неспособным нести за него
ответственность. Анализ большого количества психически больных, совершающих
за время болезни повторные правонарушения, говорит об устойчивости этого обра-
зования, поскольку в подавляющем большинстве случаев все деяния данного боль-
ного совершаются по одному и тому же механизму [Мальцева М.М., Котов В.П.,
1995]. Разнообразные психопатологические механизмы могут быть разделены на две
большие группы: первые непосредственно обусловлены разного рода продуктивной
психотической симптоматикой
вторые связаны с де-
фицитарными психическими расстройствами и изменениями личности (негативно-
личностные). В свою очередь в первой группе выделяются деяния, совершаемые по
бредовым мотивам (бредовая защита, бредовая месть, бредовая демонстрация и т.д.)
и без бредовой мотивации (императивные галлюцинации, тотальная дисфорическая
агрессивность, маниакальная псевдопредприимчивость и др.). Среди негативно-лич-
ностных механизмов также можно различить так называемые ситуационно спрово-
385
цированные деяния (совершаемые только в определенной ситуации, предъявляющей
повышенные требования к ущербным сторонам психики больного) и инициативные
деликты (связанные с морально-этическим снижением, обусловленным дефицитом
высших эмоций, с
и извращением влечений и т.п.). Продуктивно-
психотические механизмы, по данным авторов, отмечаются не более чем у 20—25
%
невменяемых; деяния такого рода нередко отличаются особой тяжестью и связаны
с опасностью для жизни окружающих, однако сравнительно редко совершаются
повторно. По негативно-личностным механизмам (75—80
чаще совершаются
имущественные деликты, но они связаны со стойкими асоциальными тенденциями,
в силу чего имеют выраженную тенденцию к повторению.
Право назначения принудительной меры медицинского характера при-
надлежит только суду, который делает это обычно в соответствии с реко-
мендацией экспертной или иной психиатрической комиссии. Вынося соот-
ветствующее определение, суд указывает вид принудительной меры меди-
цинского характера, но не устанавливает, какому конкретному учреждению
поручаются ее исполнение и какова ее продолжительность. Вопрос о на-
правлении лица для принудительного лечения в определенную больницу
решается органами управления здравоохранением с учетом места жительства
больного, его родственников, а также других обстоятельств.
Продолжительность же применения принудительной меры в соответст-
вии со статьей 102 УК РФ определяется путем периодических (не реже 1
раза в 6 мес) освидетельствований лица комиссией врачей-психиатров. Если
комиссия приходит к выводу о необходимости продления принудительного
лечения без изменения его вида, заключение об этом заносится в историю
болезни и скрепляется подписями членов комиссии. Однако при длительном
принудительном лечении 1 раз в год администрация больницы направляет
заключение в суд, который и продлевает применение этой меры. В случае,
если комиссия приходит к выводу о целесообразности прекращения прину-
дительного лечения или изменения его вида, заключение об этом в обяза-
тельном порядке направляется в суд и может быть реализовано лишь при
наличии соответствующего судебного определения.
Поскольку основанием для применения принудительных мер медицин-
ского характера является наличие психического расстройства, связанного с
опасностью соответствующего лица для себя или других (статья 97 УК РФ), то
основанием для прекращения принудительного лечения является такое изме-
нение психического состояния, при котором эта опасность исчезает. При этом
необходимо учитывать, что указанные изменения должны быть достаточно
стойкими, поскольку смысл применения принудительных мер состоит в том,
чтобы больной не был опасен для общества и после их отмены. Во избежание
преждевременного прекращения принудительного лечения и рецидива обще-
ственно опасных действий в ряде случаев прибегают к так называемой "сту-
пенчатой" отмене принудительных мер. При этом больному, первоначально
направленному, допустим, в больницу с интенсивным наблюдением, после
улучшения его состояния принудительное лечение полностью не отменяется,
а вначале на основании соответствующего судебного решения продолжается в
стационаре иного типа, например в специализированном — без интенсивного
наблюдения. Это позволяет в какой-то мере вскрыть диссимулятивные тенден-
ции, более эффективно провести мероприятия по оказанию социальной по-
мощи и обустройству последующей жизни пациента вне больницы (поскольку
этот стационар находится по месту жительства), наконец, избежать возмож-
ного ухудшения состояния в результате резкого перехода от значительных
ограничений свободы и активности к условиям самостоятельной жизни.
386
С этой же целью, как уже отмечалось, после прекращения стационарной
принудительной меры больному может быть назначено амбулаторное при-
нудительное лечение. Важно подчеркнуть, что во всех таких случаях, если
решение оказалось неправильным, состояние больного вновь ухудшилось, а
поведение стало опасным, сохраняется возможность вернуться к ранее на-
значенной мере, поскольку статья 102 УК РФ позволяет в таком же порядке
изменить принудительную меру и на более строгую.
Непринудительные меры профилактики общественно опасных действий
психически больных.
Прекращение применения принудительных мер меди-
цинского характера не означает, что больной оказывается вне внимания
психиатрической службы. Поскольку в большинстве таких случаев имеют
место различные стойкие психические расстройства, лица, страдающие ими,
подлежат диспансерному наблюдению. В течение ряда лет в соответствии
со специальной инструкцией Министерства здравоохранения и Министер-
ства внутренних дел
1
больные, представляющие потенциальную обществен-
ную опасность, включаются в группу так называемого активного диспан-
серного наблюдения (до 1977 г. — группа спецучета).
Группа спецучета формируется создаваемой для этой цели комиссией
психиатров. В числе подлежащих направлению на комиссию в первую
очередь указаны пациенты, в прошлом совершившие общественно опасные
деяния и находившиеся в связи с этим на принудительном лечении. Кроме
того, комиссионному рассмотрению подлежат также лица, имевшие суди-
мости в прошлом, еще до начала психического заболевания; лица, у которых
имеется симптоматика, указывающая на вероятность совершения общест-
венно опасных действий (бредовые идеи преследования и воздействия,
императивные галлюцинации, расторможенность и извращенность влечений
и т.п.), а также страдающие пограничными формами психических рас-
стройств (психопатии, органические поражения мозга, алкоголизм), на
почве которых развивались в прошлом временные болезненные расстройст-
ва, в связи с чем они признавались невменяемыми. Следует подчеркнуть,
что все названные лица не включаются автоматически в группу активного
диспансерного наблюдения, а подлежат только представлению на комиссию,
которая может и не найти оснований для более строгого диспансерного
наблюдения. Состав этой группы систематически пересматривается.
Представляющие потенциальную опасность пациенты должны осмат-
риваться участковым психиатром не реже 1 раза в месяц. Если больной
выписан после стационарного принудительного лечения, особое внимание
уделяется выполнению всех рекомендаций, содержащихся в выписке из
истории болезни. Преемственность между больницей и диспансером суще-
ственно повышает эффективность принудительного лечения с точки зрения
предотвращения новых общественно опасных действий. Если соответствую-
щее лицо избегает контактов с диспансером, меняя с этой целью место
своего проживания, то отделение милиции по просьбе диспансера помогает
установить его место пребывания, а при наличии показаний для недобро-
вольной госпитализации оказывает содействие в этом.
25*
Инструкция о порядке взаимодействия органов здравоохранения и органов внут-
ренних дел по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих
психическими
Утверждена приказом Министерства здравоохра-
нения РФ и Министерства внутренних дел РФ 30.04.97 г., № 133/269.
387
Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании" предусмотрены и другие меры, полностью или частично
направленные на предупреждение опасного поведения лиц, страдающих
тяжелыми психическими расстройствами (психозы и слабоумие). Во всех
случаях, когда указанным Законом предусматривается психиатрическое ос-
видетельствование без согласия лица (статья 24) или его госпитализация в
недобровольном порядке (статья 29), главным показанием для этого явля-
ется опасность для себя или других лиц. Эта же цель преследуется нормой
Закона, устанавливающей, что диспансерное наблюдение при наличии оп-
ределенных показаний может быть установлено независимо от согласия
больного. В некоторых крупных диспансерах создаются специализирован-
ные кабинеты, в которых осуществляется наблюдение и оказание всех видов
помощи больным с потенциальной общественной опасностью. Хотя такое
организационное решение нарушает принцип
по которому
строится работа вне больничных психиатрических учреждений, оно, безус-
ловно, обеспечивает наибольший профессионализм в решении специфичес-
ких вопросов профилактики общественно опасных действий.
В психиатрических стационарах, в которые помещаются больные в
недобровольном порядке, они подлежат особой регистрации и ежемесячным
комиссионным освидетельствованиям с тем, чтобы, с одной стороны, не
задержать их в стационаре без достаточных оснований, а с другой — не
допустить выписки больного при сохраняющейся опасности.
СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.
ВОПРОСЫ НЕДЕЕСПОСОБНОСТИ И ОПЕКИ
Освидетельствования по гражданским делам до последнего времени состав-
ляли не более 10 % всех проводимых в стране судебно-психиатрических
экспертиз. Но в связи с ростом роли имущественных отношений в россий-
ском обществе следует ожидать увеличения количества таких экспертиз.
Наиболее часто по гражданским делам проводится экспертиза при рассмот-
рении судом вопроса о признании лица недееспособным. Решаются также
другие вопросы, так или иначе связанные со способностью гражданина к
осуществлению своих гражданских прав и обязанностей.
Понятие недееспособности.
Это понятие определенным образом связано
с правоспособностью, которой обладают в равной мере все граждане с
момента рождения и до смерти (статья 17 ГК РФ). Дееспособность ограни-
чена определенным возрастом (совершеннолетие) и предполагает "способ-
ность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять граждан-
ские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их"
(статья 21 ГК РФ). Лицо, признанное недееспособным, остается правоспо-
собным, но вступать в свои права может только через посредство опекуна.
Последний совершает сделки от его имени и в его интересах. В статье 29
ГК РФ говорится, что "гражданин, который вследствие психического рас-
стройства не может понимать значение своих действий или руководить ими,
может быть признан судом недееспособным ... над ним устанавливается
опека".
Приведенная формула недееспособности, как и формула невменяемос-
ти, включает в себя 2 критерия: медицинский и юридический (психологи-
388