Файл: Леонова А.Б. - Психодиагностика функциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3261

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Koob.ru

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Межведомственный научный совет по проблеме «Сознание»

А.Б. Леонова

Психодиагностика функциональных состояний человека

Издательство Московского университета 1984

Леонова  А. Б. Психодиагностика  функциональных  состояний  человека. — М.: Изд-во  Моск. ун-та.

1984. — 200 с.

В монографии впервые систематически рассмотрены предмет и методы психологии функциональных

состояний  человека. Особое  внимание  уделено  состояниям, возникающим  в  трудовой  деятельности.
Разработанные  методы  позволяют  оценивать  динамику  утомления  по  изменениям  в  микроструктуре
познавательных  процессов, а  также  многомерным  сдвигам  субъективной  симптоматики. На  конкретных
примерах продемонстрированы принципы организации прикладных исследований, приемы профилактики и
коррекции неблагоприятных состояний

Книга  предназначается  для  исследователей  и  практиков  в  таких  областях  знаний, как  инженерная

психология, психология, физиология и гигиена труда, эргономика, авиационная и космическая медицина.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
Рецензенты:
доктор психологических наук Г. М. Зараковский,
кандидат психологических наук В. М. Мунипов
Л
0304000000—231 077(02)—84
41—84
© Издательство Московского университета, 1984 г-
ПРЕДИСЛОВИЕ
Анализ  состояний  утомления, монотонии, различных  видов  стресса  традиционен  для  целого  ряда

научных  дисциплин  —  прежде  всего  комплекса  наук  о  трудовой  деятельности  человека.  В  условиях
современной жизни с ее интенсивными нагрузками, напряженным ритмом, расширением сфер человеческой
деятельности актуальность  этих  исследований  возрастает. Это  обусловлено их непосредственной  связью  с
решением  важнейших  практических  задач —- повышением  эффективности  труда  и  сохранением  здоровья
человека. Сказанным  объясняется  то  пристальное  внимание, которое  уделяется  проблеме  функциональных
состояний представителями различных специальностей.

До  недавнего  времени  термин «функциональное  состояние» использовался  преимущественно  для

характеристики деятельности отдельных органов, физиологических систем или организма в целом. Однако
необходимость  изучения  состояний  работающего  человека  расширила  рамки  традиционного  содержания
этого  понятия  и  сделала  предметом  психологического  анализа. Подобный  выход  на, казалось  бы, «чужую
территорию» представляется  вполне  закономерным, так  как  именно  психологический  уровень  регуляции
играет  ведущую  роль  при  решении  стоящих  перед  субъектом  поведенческих  задач, определяя  специфику
формируемого состояния.

Прикладная  направленность  исследований  функциональных  состояний  ориентирует  прежде  всего  на

поиск  адекватных  методов  оценки  и  прогнозирования  их  развития. Сейчас  в  диагностической  практике
предпочтение отдается физиологическим и психофизиологическим методикам. При переходе на новый уро-
вень анализа возникает необходимость разработки концепции психологической диагностики в соответствии
с  особенностями рассматриваемого  круга  явлений. Отдавая себе  отчет в  трудности решения  поставленной
задачи и не претендуя на ее исчерпывающий анализ, мы попытались рассмотреть ряд вопросов, касающихся
выработки единого подхода к изучению функциональных состояний и создания адекватных психодиагности-
ческих процедур. При обсуждении этих вопросов  нельзя забывать о конечной цели проводимой работы —
оптимизации  функционального  состояния  человека, строящейся  на  базе  про-фессиографического  анализа
деятельности  и  разработки  соответствующих  профилактических  мероприятий. В  связи  с  этим
представлялось целесообразным подробнее отразить накопленный в этом отношении опыт.

При подготовке  книги были частично использованы опубликованные ранее  обзорные материалы (см.

учебное  пособие «Функциональные  состояния  человека  в  трудовой  деятельности» (М., 1982), написанное
совместно  с  В. И. Медведевым, и  обзор «Методы  оценки  функциональных  состояний» (М., 1978), под-
готовленный  вместе  с  В. П. Зинченко). Однако  основное  внимание  уделялось  обсуждению  результатов
экспериментальных  и  прикладных  исследований, проводившихся нами  в  течение  последних десяти  лет  на
кафедре  психологии  труда  и  инженерной  психологии  МГУ. Нам  хочется  выразить  глубокую  при-


background image

Koob.ru

знательность Б. М. Величковскому, В. П. Зинченко, В. И. Медведеву за многолетнюю научную и дружескую
поддержку,  а  также  поблагодарить  наших  сотрудников,  аспирантов  и  студентов  —  Е.  В.  Алехину,  Т.  С.
Колодезникову, О. Н. Родину, Б. И. Тенюшева, Л. Э. Френкину, М. Ю. Широкую и Е. В. Яро-шецкую — за
оказанную помощь при проведении исследований и обработке данных.

ГЛАВА   I
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1.1. О ПОНЯТИИ «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ»
В  обширной  психофизиологической  и  психологической  литературе  рассматриваются  самые

разнообразные  виды  состояний  человека, оказывающих  благоприятное  или  отрицательное  влияние  на
протекание  трудовой  деятельности. В  качестве  примеров  обычно  исследуемых  видов  функциональных
состояний  следует  назвать  утомление*, монотонию, напряженность, различные  формы  психологического
стресса  и  состояния, вызываемые  воздействием  экстремальных  факторов  физической  природы. Однако
упорядочение  огромного  числа  экспериментальных  фактов  и  преодоление  теоретических  трудностей, воз-
никающих  при  их  интерпретации, требуют  развития  общей  концепции  функциональных  состояний.
Исходными  моментами  для  проведения работы  в  этом направлении  являются разработка  содержательного
определения понятия «функциональное состояние» и выделение оснований для их классификации.

Сам термин «функциональное  состояние» подчеркивает специфичность подхода к анализу состояний

человека, отличающегося от традиционной проблематики изучения этого круга явлений в общей психологии
и  физиологии (исследования  эмоциональных  состояний, состояний  сознания, психофизиологических
состояний  и  др.). Понятие  функционального  состояния  вводится  для  характеристики  эффективностной
стороны  деятельности  или  поведения  человека. Иными  словами, этот  аспект  рассмотрения  проблемы
предполагает  прежде  всего  решение  вопроса  о  возможностях  человека, находящегося  в  том  или  ином
состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

Все  многообразие  форм  поведения  человека  обусловлено  прежде  всего  их  качественной

специфичностью, что  определяется  предметной  направленностью  деятельности  и  ее  мотивацией. В  то  же
время  разные  формы  активности человека  можно  охарактеризовать  и интенсивностью  их проявления [21].
Под  этим  обычно  подразумевается  степень  актуализации  психофизиологических  ресурсов  индивида,
потребовавшаяся для выполнения определенного поведенческого акта в конкретных условиях. С этой течки
зрения различные формы поведения человека должны рассматриваться на фоне некоторого упорядоченного
множества, или  континуума  состояний, определяющего  разные  степени  готовности  к  выполнению
деятельности и ее последую-

1 В инженерно-психологических исследованиях нередко термин «утомление» используется в качестве

синонима  термина «функциональное  состояние», хотя  круг  явлений, подлежащих  анализу  в  рамках
последнего понятия, существенно шире.

щее  течение. С  наибольшей  последовательностью  изложенная  позиция  разработана в  рамках  теории

активации [21; 119], что  привело  к  использованию  ее  в  качестве  основы  для  психофизиологической
интерпретации  механизмов  динамики  функциональных  состояний  в  большинстве  современных  исследова-
ний (см., например, [200; 202]). Хотя  термин «функциональное  состояние» не  является  классическим
атрибутом  этой  концепции, возможность  оперирования  им  и  вкладываемое  в  него  содержание  в  данном
контексте вполне очевидны.

Приведенные  рассуждения  относительно  содержания  понятия  функционального  состояния  носят

скорее  описательный характер и требуют конкретизации. Последнее возможно только при указании на тот
уровень жизнедеятельности организма, на котором ведется аналитическое исследование. О функциональных
состояниях говорят, начиная с анализа деятельности отдельной живой клетки и внутриклеточных структур
[179] и  кончая  сложными  формами  эмоциональных  переживаний [51; 109] и  даже  характеристикой
поведения на уровне коллектива, популяции [129].

Понятие  функционального  состояния  первоначально  возникло  и  получило  развитие  в  физиологии.

Естественно, что  основным  содержанием  соответствующих  исследований  был  анализ  мобилизационных
возможностей  и  энергетических  затрат  работающего  организма [21; 168]. Целесообразность  и  необходи-
мость проведения исследований в этом направлении несомненны. Особенно важно подчеркнуть, что именно
в  отечественной  физиологической  школе,  начиная  с  работ  И.  М.  Сеченова  и  Н.  Е.  Введенского,  получило
детальную  экспериментальную  разработку  представление  о  центральных  механизмах  развития  того  или
иного состояния.

В  то  же  время  анализ  функционального  состояния  работающего  человека  в  условиях  реальной

деятельности  с  неизбежностью  выходит  за  рамки  только  физиологических  представлений  и  предполагает
разработку  психологических  и  социально-психологических  аспектов  этой  проблематики. Эта  мысль  от-


background image

Koob.ru

четливо  прослеживается  и  в  работах  крупнейших  физиологически  ориентированных  исследователей [194;
331].

Несмотря  на  то  что  использование  термина «функциональное  состояние» в  прикладных

психологических исследованиях  началось сравнительно  недавно •— в  течение  последних 10—15 лет, сама
эта область исследований для экспериментальной психологии является традиционной. Не случаен и весьма
показателен  тот  факт, что  интенсивная  работа  над  проблемами  утомления  и  динамики  работоспособности
началась  вместе  со  становлением  экспериментальной  психологии  в  конце  прошлого  века. В  числе  первых
исследователей, внесших существенный вклад в их разработку, следует назвать имена крупнейших психоло-
гов того времени — Ф. Гальтона, Э. Крепелина, Г. Эббингауза, А. Бине и др. [156; 319].

Какое же конкретное содержание вкладывается в понятие функционального состояния современными

исследователями? На первый взгляд, состояние человека представляется в виде некоторого фона, на котором
разыгрывается  определенная  деятельность. Однако  очевидна  условность  такого  чисто  внешнего
противопоставления. По  существу, любое  состояние  есть  продукт  включения  субъекта  в  некоторую
деятельность, в  ходе  которой  оно  формируется  и  активно  преобразуется, оказывая  при  этом  обратное
влияние на успешность реализации последней.

Недостаточное  внимание  к  этому  обстоятельству  приводит  к  созданию  различных  сугубо

описательных  определений  понятия  состояния. Примером  такого  определения  может  быть  следующее:
«Психическое  состояние — сложное  и  многообразное, достаточно  стойкое, но  сменяющееся  психическое
явление, повышающее  или  понижающее  жизнедеятельность  в  сложившейся  ситуации» [151, с. 99]. Такая
формулировка, не  содержащая, по  сути  дела, каких-либо  ошибочных  положений, не  отражает  специфики
анализируемого  явления. Это  находит  выражение  в" нераскрытой  многозначности  и  расплывчатости
содержания, что затрудняет ее использование в качестве приемлемого методологического инструмента.

Более  адекватное  определение  рассматриваемого  понятия  может  быть  выработано  на  основе

представления  о  системном  характере  сдвигов, развивающихся  у  человека  в  процессе  целесообразной
деятельности [43]. Состояние человека с этой точки зрения понимается как качественно своеобразный ответ
функциональных  систем  разных  уровней  на  внешние  и  внутренние  воздействия, возникающие  при
выполнении значимой для человека деятельности [89].

Каждое  конкретное  состояние  человека  можно  описать  с  помощью  многообразных  проявлений.

Объективной  регистрации  и  контролю  доступны  изменения  в  функционировании  различных
физиологических  систем. Наиболее  существенными  для  выявления  специфики  того  или  иного  состояния
являются показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно-сосудистой,
дыхательной, двигательной, эндокринной и т. д. Для разных состояний характерны определенные сдвиги в
протекании основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и изменения в эмо-
ционально-волевой  сфере, оцениваемые  с  помощью  различных  психометрических  процедур.
Многочисленны  состояния, которым  сопутствуют  комплексы  отчетливо  выраженных  субъективных
переживаний. Так, например, при  сильных  степенях  утомления  человек  испытывает  чувства  усталости,
вялости, бессилия. Состоянию  монотонии  свойственны  переживания  скуки, апатии, сонливости. В
состояниях повышенной эмоциональной напряженности ведущими являются чувства тревоги, нервозности,
переживания опасности и страха. Содержательная характерис-

тика  любого  состояния  невозможна  без  анализа  изменений  на  поведенческом  уровне. При  этом

имеется  в  виду  оценка  количественных  показателей  выполнения  определенного  вида  деятельности:
производительности труда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и ошибок. Не меньшего
внимания заслуживает анализ качественных особенностей процесса реализации деятельности, прежде всего
по показателям двигательного и речевого поведения.

Состояние  человека  невозможно  охарактеризовать  как  простое  изменение  в  протекании  отдельных

функций  или  процессов. Оно  является  сложной  системной  реакцией  индивида. Под «системой» при  этом
понимается  совокупность  взаимодействующих  между  собой  элементарных  структур  или  процессов,
объединенных  в  целое  решением  общей  задачи, которое  не  может  быть  осуществлено  ни  одним  из  ее
компонентов [229]. В  связи  с  этим  выделяются  следующие  этапы  работы  по  выявлению  содержания  и
качественной специфики различных форм состояний человека:

а)   конкретизация  цели  формирования  определенной  системной  реакции  (состояния)  в  терминах

стоящих перед субъектом задач   (выполнение деятельности)   и привлечения необходимых средств для ее
реализации в заданных условиях;

б)   выделение  элементарных    структур,    достаточно    полно  представляющих  целостную

совокупность,    на    нейрофизиологическом,    психологическом      и    поведенческом          уровнях    с  учетом
факторов  внешней  и  внутренней  среды, обусловливающих  протекание  выполняемой  субъектом
деятельности;


background image

Koob.ru

в)   выявление совокупности отношений   (или закона  связи) между этими основными элементами, что

позволяет  подойти  к  представлению  изучаемого  состояния  в  виде  некоторого  целостного  образования,
обладающего  новыми  свойствами  по  сравнению с отдельными элементарными структурами.

Для того чтобы четче представить особенности понимания состояния как системной реакции, сделаем

следующие замечания.

Как  отмечалось  выше, любое  состояние  человека  возникает  в  процессе  деятельности. По  своему

содержанию оно является результатом взаимодействия различных элементарных структур. Это проявляется
прежде  всего  в  том, что  каждое  состояние  характеризуется  не  столько  стабильными  изменениями  опреде-
ленных  количественных  показателей, сколько  типом  соотношений  между  ними  и  закономерными
тенденциями  в  их  динамике. Так, например, для  некоторых  видов  утомления  характерны  совершенно
определенные  сдвиги  в  деятельности  сердечно-сосудистой  системы. При  воздействии  интенсивной
физической  нагрузки  увеличиваются  энергетические  потребности  организма, что  с  необходимостью
приводит  к  увеличению  скорости  и  объема  кровотока. По  мере  развития  утомления  в  первую  очередь
наблюдается снижение силы сердечных сокращений и соответ-

ственно  уменьшается  систолический  объем  крови. Необходимые  для  выполнения  работы  параметры

скорости  и  объема  кровотока  в  течение  некоторого  времени  могут  поддерживаться  за  счет  возрастания
частоты  сердечных  сокращений  и  изменения  тонуса  сосудов. Поэтому  диагностически  значимыми  для
оценки  развития  утомления  оказываются  не  сами  по  себе  симптомы  учащения  пульса, повышения
артериального  давления  и  изменения  систолического  или  минутного  объема  крови  в  их  непосредственно
количественном  выражении, а  направление  и  величина  сдвигов  этих  показателей  и  соотношения  между
ними.

Другой важной особенностью такого подхода к изучению различных состояний является понимание их

как  формируемых  реакций. Одним  из  наиболее  важных  моментов  при  этом  является  наличие  комплекса
причин [26; 240; 331], определяющих  специфичность  состояния  в  конкретной  ситуации. В  связи  с  этим
понятна  актуальность  задачи  разработки  иерархии  факторов, каждый  из  которых  вносит  определенный
вклад  в  своеобразие  формируемой  ответной  реакции [111; 325]. Качественная  неоднородность  разных
состояний  обусловливается  прежде  всего  различиями  в  вызывающих  их  основных  причинах. Так, для
состояний  утомления  первостепенное  значение  имеют  факторы  продолжительности  воздействия  нагрузки,
вида  нагрузки, ее  организации  во  времени [165; 235]. Развитие  состояний  эмоциональной  напряженности
определяется главным образом повышенной значимостью выполняемой деятельности, ее ответственностью,
сложностью, степенью  подготовленности  человека  и  другими  социально-психологическими  факторами
[136; 240].

Существенным  является  и  анализ  тех  условий, в  которых  преломляется  воздействие  основных

факторов в каждом конкретном случае. Во-первых, специфичность влияния совокупности основных причин
опосредуется  индивидуальными  особенностями  человека. Во-вторых, формирование  нового  состояния  в
значительной  степени  определяется  особенностями  предшествующего  во  времени  состояния  и  задает
возможные  направления  его  развития. Так, например, непосредственно  на  фоне  исходного  состояния
монотонии  при  изменении  характера  деятельности  может  формироваться  состояние  оптимальной  работо-
способности [8; 88]. При  наличии  выраженного  утомления  без  необходимого  периода  отдыха  такая
возможность  в  принципе  исключена. Это, однако, не  относится  к  возникновению  состояния «конечного
порыва», которое характеризуется срочной мобилизацией дополнительных резервов организма и не тождест-
венно состоянию оптимальной работоспособности.

Все  сказанное  выше  позволяет  детализировать  наиболее  разработанное  и  часто  употребляемое  в

инженерно-психологических  и  эргономических  исследованиях  операциональное  определение  понятия
функционального состояния, предложенного В. И. Медведевым. Функциональное состояние человека пони-
мается  как  интегральный  комплекс  наличных    характеристик

тех  функций  и  качеств  человека, которые  прямо  или  косвенно  обусловливают  выполнение

деятельности [26, с. 94]. В  качестве  основных  моментов  в  этом  определении  выделяются  интегральный
характер  наблюдаемых  изменений  и  непосредственная  связь  с  динамикой  эффективности  трудовой
деятельности.

Современная  техника  и  существование  достаточно  обширного  круга  диагностических  методик  дают

возможность  проводить  одновременную  регистрацию  динамики  нескольких (иногда  до  нескольких
десятков) различных  параметров. Однако  даже  самое  полное  представление  доступных  измерению
количественных  характеристик  разнообразных  процессов  не  облегчает  решения  задачи  квалификации
исследуемого  функционального  состояния. Более  того, при  простом  перечислении  сдвигов  отдельных
параметров удивляет разнонаправленность наблюдаемых изменений, с трудом поддающаяся интерпретации.

Так, в  приведенном  выше  примере  относительно  динамики  показателей  деятельности  сердечно-


background image

Koob.ru

сосудистой  системы  при  физическом  утомлении  отмечалось, что  типичными  симптомами  этого  состояния
(до определенных стадий его развития) являются возрастание частоты сердечных сокращений, уменьшение
силы  сердечных  сокращений, повышение  артериального  давления  крови. Обратим  внимание  на  разные
направления  сдвигов  этих  параметров. Если  взять  более  тонкие  параметры  функционирования  сердечно-
сосудистой  системы, то  картина  наблюдаемых  изменений  получится  еще  более  пестрой. Отдельно  взятые
значения  выделенных  параметров, например  силы  и  частоты  сердечных  сокращений, вряд  ли  вообще
позволяют диагносцировать наличие или отсутствие утомления, не говоря о более тонкой дифференциации
его  стадий. В  то  же  время  данные  о  соотношении  этих  показателей  и  их  динамики  во  времени  выявляют
типичную  для  утомления  картину  роста  рассогласования [8] в  деятельности  даже  одной  системы  и  несут
существенную  информацию о  компенсаторных возможностях  организма. В  силу  этого  они  могут  служить
достаточно  надежными  индикаторами  различных  степеней  физического  утомления, если  анализируются  в
комплексе с динамикой поведенческих и психологических показателей.

Получение  необходимой  информации  о  функциональном  состоянии  предполагает  не  столько

максимальное расширение номенклатуры регистрируемых параметров, сколько поиск путей для выявления
типа  взаимоотношений  между  элементами  системы (характеризующимися  отдельными  параметрами) и
представления их в виде обобщенных показателей. Степень обобщения зависит от уровня анализа состояния.
Сказанное  подчеркивает, что  в  рассматриваемом  определении  функционального  состояния  не  случайно
говорится об  «интегральном2 комплексе»

2 Напомним, что  значения  слов «интегральный» и «интеграл» не  тождественны, о  чем  нередко

забывается в дискуссиях (см., например, [89]). Первое из них означает неразрывную связь, целостность.

10
функций. При этом речь идет не о простой суммации данных относительно динамики отдельных, хотя

бы и очень важных, параметров —■ по другой терминологии, симптомов. В этом случае мы уподобились бы
«наивному  школьнику», у  которого «в  голове... километры  складываются  с  килограммами  в  одну  общую
сумму» [36, с. 273]. Акцент ставится на необходимости получения целостной характеристики исследуемого
состояния в виде специфического синдрома [135; 226] с учетом вызвавших его развитие причин. Важно при
этом увидеть за внешне наблюдаемой функциональной мозаикой частных сдвигов закономерные тенденции
в  характере  соотношения  между  ними. Следующий  шаг  состоит  в  выявлении  механизма  формирования
системной  реакции. Проведение  такого  анализа  невозможно  без  обращения  к  содержанию  и  условиям
выполнения реальной деятельности, в ходе которой возникает исследуемое функциональное состояние.

Для  практических  исследований  первостепенное  значение  имеет  проблема  оценки  изменения

состояния. Для  того  чтобы  определить, соответствуют  ли  наблюдаемые  колебания  регистрируемых
параметров  изменению  состояния, необходим  определенный  критерий  оценки. На  первый  взгляд, таким
критерием мог бы служить набор фиксированных «критических» значений для каждого параметра, выход за
пределы которых свидетельствовал бы об изменении состояния. Однако многолетний опыт работ в области
психофизиологии  и  экспериментальной  психологии  показывает, что  такая  постановка  проблемы  является
практически неразрешимой [21; 148; 197]. Нам представляется, что судить  об изменении состояния можно
лишь  тогда, когда  определенному  типу  динамики  анализируемых  показателей  соответствуют
количественные или качественные изменения эффективности выполнения деятельности. В противном случае
могут быть зарегистрированы только сдвиги со стороны отдельных процессов или функций. В связи с такой
постановкой  проблемы  меняется  направление  поиска  адекватных  методических  средств  оценки
функциональных состояний.

Разные виды трудовой деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к человеку с точки

зрения их содержания и конкретных условий реализации. При этом степень нагрузки, падающей на разные
звенья  системы, обеспечивающей  выполнение  деятельности, далеко  не  одинакова. «Поскольку  же
работоспособность  системы  в  целом  определяется  состоянием  тех  звеньев, которые  испытывают
наибольшую  нагрузку  или  несут  наибольшую  ответственность  за  успешность  работы, постольку
соответствующие методики исследования работоспособности должны быть адресованы в первую очередь к
этим звеньям» [68, с. 123].

Сказанное  не  означает, что  формирование  любого  неблагоприятного  функционального  состояния

обязательно приводит к снижению   показателей   профессионально   важных   психофизио-

11
логических функций. Каждая из этих функций сама по себе является сложной системой, обладающей

широкими резервными и компенсаторными возможностями. При высокой мотивированности деятельности,
обусловленной  различными  социально-психологическими  причинами, нередко  наблюдается  стойкое
повышение  показателей  функционирования  наиболее  ответственных  систем  независимо  от  характера
состояния. Так, например, у  диспетчеров  железнодорожного  транспорта  в  конце  смены  наблюдается