Файл: Леонова А.Б. - Психодиагностика функциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3264

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Koob.ru

рефлексов. Вследствие  этого  замедляется темп  работы, нарушаются  точность, ритмичность  и  координация
движений.

По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических

процессов. Для этого состояния характерны заметное снижение показателей сенсорной чувствительности в
различных  модальностях  вместе  с  ростом  инерционности  этих  процессов. Это  проявляется  в  увеличении
абсолютных  и  дифференциальных  порогов  чувствительности, снижении  критической  частоты  слияния
мельканий, возрастании  яркости  и  длительности  последовательных  образов. Нередко  при  утомлении
уменьшается  скорость  реагирования — увеличивается  время  простой  сенсомоторной  реакции  и  реакции
выбора. Однако  может  наблюдаться  и  парадоксальное (на  первый  взгляд) увеличение  скорости  ответов,
сопровождаемое ростом числа ошибок. Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных
навыков  по  типу  некоординированной  реализации  отдельных  моторных  стереотипов. Наиболее  выра-
женными  и  существенными  признаками  утомления  являются  нарушения  внимания — сужается  объем
внимания, страдают  функции  переключения  и  распределения  внимания. Эти  симптомы  можно
интерпретировать в терминах нарушения процессов сознательного контроля за выполнением деятельности.
Со  стороны  процессов, обеспечивающих запоминание  и  сохранение  информации, утомление  прежде  всего
приводит  к  затруднениям  извлечения  информации, хранящейся  в  долговременной  памяти. Снижение
показателей  кратковременной  памяти  связано  с  ухудшением  удержания  информации  в  системе
кратковременного  хранения и  операций  семантического  кодирования. Эффективность  процесса  мышления
существенно  снижается  за  счет  преобладания  стереотипных  способов  решения  задач  в  ситуациях,
требующих  принятия  новых  решений, или  своеобразных  феноменов  нарушения  целенаправленности
интеллектуальных  актов. По  мере  развития  утомления  происходит  трансформация  мотивов  деятельности.
Если на ранних стадиях сохраняется адекватная «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся
мотивы  прекращения  деятельности  или  ухода  от  нее. При  продолжении  работы  это  приводит  к
формированию отри-

21
дательных  эмоциональных  реакций. Описанный  симптомокомп-лекс  утомления  представлен

разнообразными субъективными ощущениями, знакомыми каждому как комплекс переживаний усталости.

Таким  образом, на  психологическом  уровне  утомление  можно  охарактеризовать  как  личностно-

когнитивный  синдром [226]. В  его  развитии  выделяют  несколько  различных  стадий, содержание  и
приспособительное значение которых раскрываются при анализе общих закономерностей динамики работо-
способности в процессе длительно выполняемой деятельности. Традиционным способом выделения стадий
(или разных  состояний) работоспособности является  анализ  так называемой  кривой  работоспособности3—
зависимости  между  эффективностью  деятельности  и  временем  ее  выполяения. В  противовес
первоначальным  попыткам  охарактеризовать  динамику  работоспособности  только «а  основании  внешних
показателей результативности труда [3; 235] в современных исследованиях она описывается с точки зрения
адаптационных возможностей организма и личностно-мотивацион-ных факторов [97; 168].

При  всем  разнообразии  предлагаемых  описаний  этой  зависимости [64; 97; 168] легко  выделяются

общие, наиболее  типичные  стадии: в  начале  работы «аблюдается  период  врабатывания, затем  следуют
стадии  оптимальной  работоспособности, утомления  и «конечного  порыва» (рис. 2). Однако  их
продолжительность, чередование и степень выраженности определяются воздействием множества факторов
и могут варьировать вплоть до полного выпадения некоторых из них [128; 162].

Если  же  за  основу  выделения  стадий  работоспособности  принять  характер  изменений  в

функционировании  основных  включенных  в  деятельность  психофизиологических  систем, то  можно
проследить ее более тонкую динамику. Так, в периоде

3 Кривая  работоспособности  была  впервые  проанализирована  Э. Крепе-лином, использовавшим

термин «кривая работы». Он выделил комплекс влияющих на ее особенности факторов [103].

Время работы
Рис. 2.  Стадии динамики работоспособности  (по Е. А. Деревянко,  1959)
I  — уровень максимальных возможностей;
II — уровень продуктивности деятельности;
III — уровень эмоционального напряжения;
IV — уровень утомления. 1 — период врабатываемости; 2 — период оптимальной работоспособности;

3 — период  полной  компенсации; 4 — период  неустойчивой  компенсации, 5 — конечный  порыв; 6 —■
прогрессирующее снижение продуктивности.

22


background image

Koob.ru

вырабатывания  выделяются  фазы  мобилизации, первичной  реакции  и  гиперкомпенсации; периоду

оптимального выполнения соответствует фаза компенсации; фазы субкомпенсации, декомпенсации и срыва
составляют содержание периода утомления [111; 128].

Появление  симптомов  утомления  свидетельствует  о  недостаточности  привлекаемых  компенсаторных

средств  для  поддержания  эффективности  деятельности  на  заданном  уровне (по  количественным  и
качественным показателям). Восстановление оптимального уровня работоспособности предполагает прекра-
щение  выполнения  вызвавшей  утомление  деятельности  на  определенный  период  времени, который  с
необходимостью  должен  включать  элементы  как  пассивного, так  и  активного  отдыха [165; 168]. В  тех
случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопле-
ние, или кумуляция, утомления [235].

Для  решения  целого  ряда  прикладных  задач  весьма  актуальны  исследования  различных  форм  и

степеней  хронического  утомления [128; 149]. Их  важность  понятна  в  связи  с  необходимостью  анализа
исходного  уровня, на  фоне которого  происходит  формирование актуального  состояния, и  предотвращения
развития патологического состояния  переутомления [128].

Первыми  симптомами  хронического  утомления  служат  разнообразные  субъективные  ощущения —

чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. [149]. Объективные
признаки  на  начальных  стадиях  его  развития  выражены  мало. Поскольку  же  задача  диагностики
хронического  утомления  особенно  важна  на  ранних  этапах, то  следует  искать  надежные  индикаторы  его
возникновения. Наряду  с  анализом  субъективной  симптоматики  информативным  оказывается  анализ
соотношений  в  продолжительности  отдельных  стадий  работоспособности, главным  образом  стадий
врабатывания  и оптимальной работоспособности   [128].

Если  развитие  утомления  следует  считать  естественной  реакцией  организма, имеющей

приспособительный  характер  и  выполняющей  целый  ряд  полезных  функций [33; 165], то  его  чрезмерное
развитие в любой форме — явление нежелательное. В соответствии с этим при решении прикладных задач
должны учитываться разные цели. С одной стороны, необходимо максимально продлить время оптимальной
работоспособности и  отодвинуть  появление  первых  признаков  утомления, хотя  само  состояние  утомления
вполне допустимо в последние часы работы. С другой стороны, для предотвращения эффектов накопления
утомления желательно обеспечивать полное восстановление сил к началу следующего рабочего дня.

Напряженность
Наряду      с представлениями    о стадиях    динамики работоспособности для исследования широкого

спектра состоя-

23
ний  работающего  человека  широко  используется  термин «напряженность». Однако  его  значение  в

контексте  разных  работ  далеко  не  однозначно. Он  используется  как  для  характеристики  самого  процесса
трудовой  деятельности, так  и  для  обозначения  специфических  состояний, возникающих  в  ходе  ее
выполнения.

Степень  напряженности  деятельности  может  непосредственно  определяться  структурой  процесса

труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д.
[111; 281; 312]. В этом смысле напряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых
конкретным видом труда к человеку.

С  другой  стороны, напряженность  деятельности  может  характеризоваться  психофизиологическими

затратами (ценой  деятельности), необходимыми  для  достижения  трудовой  цели. В  этом  случае  под


background image

Koob.ru

напряженностью  понимается величина  усилий, прилагаемых человеком для  решения поставленной  задачи.
Внутри этого общего понятия выделяются два основных класса состояний напряженности: специфической,
определяющей динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения
конкретных  трудовых  навыков, и  неспецифическую, характеризующую  общие  психофизиологические
ресурсы человека и в целом обеспечивающую уровень выполнения деятельности [26; 74].

С  содержанием  понятия  неспецифической  напряженности  согласуется  традиционное  для

психофизиологии (и  очень  близкое  описанной  выше  теории  активации) понимание  напряженности  как
спектра 

деятельностных 

состояний 

организма, характеризующегося 

повышенным 

уровнем

функционирования систем по сравнению с состоянием покоя. В данном контексте разрабатывается понятие
напряженности  как  ведущего  функционального  состояния, сопровождающего  любую  целенаправленную
деятельность. Важно  подчеркнуть, что  такой  подход  позволяет  подойти  к  решению  малоразработанной
прикладной  проблемы — описанию  оптимального  рабочего  состояния  человека [90]. При  анализе
функциональных  состояний  внимание  акцентируется, как  правило, на  изучении  состояний  сниженной
работоспособности. При  использовании  критерия  оптимальности  соответствия  затрачиваемых  человеком
усилий  требованиям  деятельности  выделяются  продуктивная  и  непродуктивная  напряженность [202].
Существуют  успешные  попытки  с  помощью  ряда  психофизиологических  показателей  описать  симптомо-
комплекс состояний функционального комфорта   [208].

В  более  узком  смысле  термином  напряженность  обозначается  ряд  состояний  человека-оператора,

определяемых  факторами  интенсивности  и  информационной  структуры  нагрузки [128; 244]. В  других
случаях с его помощью характеризуется одна из фаз развития утомления, связанная с поддержанием высоко-
го  уровня  работоспособности  в  результате волевого  усилия [65]. Нередко  им  обозначается  круг  состояний
человека, возникаю-

24
щих в усложненных условиях деятельности [76; 126; 136]. Среди разнообразных вариантов последнего

понимания напряженности наиболее разработано понятие «психической напряженности», характеризующей
особенности поведения в стрессо-генных ситуациях [136]. По типу влияния на эффективность деятельности
внутри  этой  группы  состояний выделяются  операционная и  эмоциональная напряженность. Для  первой  из
них  свойственно  преобладание  процессуальных  мотивов  деятельности, что  оказывает  мобилизующее
влияние на индивида и способствует сохранению высокого уровня эффективности. Развитие эмоциональной
напряженности, наблюдаемое  при ломке  адекватной  мотивационной  структуры "в  усложненных  условиях,
приводит к дезорганизации деятельности [136].

Если  внимательнее  рассмотреть  приведенный  перечень  используемых  понятий  напряженности, то

можно  обнаружить  многочисленные  точки  пересечения  между  содержанием  отдельных  из  них. Это
позволяет надеяться на преодоление терминологической неоднозначности и упорядочение разных представ-
лений в рамках единой концепции.

Стресс
Обсуждение  вопроса  о  классификации  и  содержательной  характеристике  разных  видов

функциональных  состояний  невозможно  без  обращения  к  проблематике  изучения  стресса [144; 207; 331].
Однако  чрезвычайная  расплывчатость  этого  термина  [136;  242],  взятого  из  контекста  физиологических  ис-
следований  и  распространенного  на  объяснение  поведения  человека  в  самых  разнообразных  жизненных
ситуациях [264; 341], не позволяет сколь-нибудь последовательно соотнести содержания понятий «стресс» и
«функциональное  состояние». В  то  же  время  в  экспериментальных  и  прикладных исследованиях  накоплен
огромный  и  интереснейший  материал  относительно  специфики  состояний  человека, возникающих  в
условиях  воздействия  экстремальных  факторов. Основанием  для  объединения  этих  состояний  в  единую
группу  служит  существование  некоторых  общих  закономерностей  формирования  и  проявлений  ответных
реакций подобного типа.

Понятие  стресса  первоначально  возникло  в  физиологии  для  обозначения  неспецифической

генерализованной реакции организма — «общего адаптационного синдрома» (Г. Селье, 1936 г.) — в ответ на
любое  неблагоприятное  воздействие. Содержание  этой  реакции  описывалось  прежде  всего  со  стороны
типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма
[174; 331]. Позднее  понятие  стресса  было  расширено  и  стало  использоваться  для  характеристики
особенностей  состояний индивида  в экстремальных условиях  на  физиологическом, психологическом  и  по-
веденческом уровнях [106; 321].

25
Для  понимания  природы  этих  состояний  особое  значение  имеет  характеристика  стресса  со  стороны

вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстремальными считаются не только
явно вредные воздействия, но и «предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних


background image

Koob.ru

своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники
дискомфорта» [138, с. 349]. Перечень  стрессоров  весьма  разнообразен: от  простых  физико-химических
стимулов  (температура,  шум,  газовый  состав  атмосферы,  токсические  вещества  и  др.)  [318]  до  сложных
психологических  и  социально-психологических  факторов (риск, опасность, дефицит  времени, новизна  и
неожиданность  ситуации, повышенная  значимость  деятельности  и  др.) [136; 331]. В  настоящее  время
существуют  развернутые  классификации  производственных  факторов, обусловливающих  развитие
профессионального  стресса  [240;  281].  В  зависимости  от  вида  стрессора  и  механизма  его  воздействия
выделяются  различные  типы  стресса. Наиболее  общая  классификация  предложена  Р. Лазарусом [106],
выделившим физиологический и психологический стрессы.

Физиологический  стресс  представляет  собой  непосредственную  реакцию  организма  на  воздействие

однозначно  определенного  стимула, как  правило, физико-химической  природы. Соответствующие  этому
типу состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками
Еегетативной  и  нейрогуморальной  активации) и  сопутствующими  им  субъективными  ощущениями
физического  дискомфорта. Для  практических  исследований  трудовой  деятельности, особенно
осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания, большое значение имеют знания
о  конкретных  формах  проявления  частных  видов  физиологического  стресса — шумового [260],
температурного [289], вибрационного [228] и др.

Психологический  стресс  характеризуется  включением  сложной  иерархии  психических  процессов,

опосредующих  влияния  стрессора  или  стрессогенной  ситуации  на  организм  человека 4. Физиологические
проявления  при  этом  сходны  с  описанными  выше, тогда  как  спектр  психологических  И  поведенческих
проявлений  значительно  разнообразнее. Наиболее  типичными  из  них  являются  изменения  в  протекании
различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях,
изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть
до  его  полной  дезорганизации [107; 126; 143; 274]. Исследователи  чаще  обращают  внимание  на  случаи
отрицательного  влияния  психологического  стресса  на  деятельность.  При

4 Как  отмечалось  выше, при  анализе  этого  класса  состояний  многие  авторы  предпочитают

пользоваться другой терминологией.

26
этом  выделяются  разные  по  качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная [126])

и/или степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени [111; 129]) виды ответной реакции.

Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на

экстремальное  воздействие. Его  принципиальный  механизм  отражен  в  описанной  Г. Селье
последовательности  основных  этапов  развития  общего  адаптационного  синдрома [31]. Им  выделены
начальная стадия «тревоги», следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся
в резком падении сопротивляемости организма; стадия «сопротивления», характеризующаяся актуализацией
адаптационных возможностей; стадия «истощения», которой соответствует стойкое снижение резервов орга-
низма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуаций физиологическая интерпретация этих стадий с
необходимостью обогащается психологическим содержанием [242; 274]. Развернутый процесс преодоления
возникших  трудностей  может  быть  представлен  спектром  качественно  неоднородных  по  когнитивным  и
эмоциональным  проявлениям  состояний «ответа  на  стресс» [274], в  случае  неадекватности  каждого  из
которых возникают специфические отрицательные последствия   (рис. 3).

Устойчивость  человека  к  возникновению  различных  форм  стрессовых  реакций  определяется  прежде

всего  индивидуально-психологическими  особенностями  и  мотивационной  ориентацией  личности [59; 76;
144]. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние
на  эффективность  выполняемой  деятельности [100; 111; 174]. В  противном  случае  вообще  было  бы
невозможно  успешное  преодоление  трудностей, возникающих  при  усложнении  условий. Однако  работа  в
стрессогенной  ситуации  обязательно  приводит  к  дополнительной  мобилизации  внутренних  ресурсов, что
может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии» — сер-
дечно-сосудистые  патологии, язва  желудка, психосоматические  расстройства, неврозы, депрессивные
состояния [301; 320] — весьма  характерны  для  различных  современных  видов  производства  и
управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости
человека  к  стрессу  и, как  следствие  этого, развития  патологических  состояний. В  серии  исследований  М.
Фридмана и Р. Розенмана [258] проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда
(научные  работники, инженеры, администраторы), занятых  управленческой  деятельностью. Ими  выделены
два  основных  типа: А — подверженных  стрессу, В — устойчивых  к  стрессу  лиц. Представители  типа  А
характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще
наблюдается «выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессив-


background image

Koob.ru

27
Рис. 3. Стадии  развития  стресса  и  сопутствующие  им  патологические  состояния  в    ответ   на

экстремальную   жизненную ситуацию (по М. Дж. Хоровитцу, 1979)

ность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная  речь, постоянное  напряжение

лицевой  мускулатуры, чувство  постоянной  нехватки  времени  и  повышенной  активности» [279, с. 307].
Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

Не  только  обозначенные  медицинские, но  и  различные  отрицательные  социально-экономические

последствия  стресса — неудовлетворенность  работой, снижение  производительности  труда, аварии,
прогулы, текучесть  кадров — акцентируют  внимание  на  необходимости  изучения  состояний
психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей  современной жизни. Оптимизация
любого  вида  труда  предполагает  использование  комплекса  профилактических  мер, направленных  на
исключение или максимальное ограничение причин возникновения стресса.

1.3. СПЕЦИФИКА 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ 

ДИАГНОСТИКИ 

В 

ИССЛЕДОВАНИЯХ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Акцент  на  задачах  оценки  и  прогнозирования  функциональных  состояний  непосредственно  смыкает

эту  область  исследований  с  проблемами  психологической  диагностики. Не  затрагивая  в  полном  объеме
интенсивно  проводящуюся  в  течение  последних  десятилетий  и  плодотворную  дискуссию  о  теоретических
основах, содержании и методах психодиагностической работы [18; 46; 62; 157], мы остановимся только на
некоторых  вопросах, связанных  с  ее  особенностями  применительно  к  интересующей  нас  сфере
исследований.

Самый  общий  перечень  психодиагностических  задач  отражает  их  направленность «на  определение

уровней  развития  психофизиологических  функций, процессов, состояний  и  свойств  личности, на
установление  структурных  особенностей  каждого  из  них  и  их  констелляций, образующих  сложные
синдромы  поведения, на  распознавание  состояний  человека  при  действии  различных  стимуляторов,
стрессоров, фрустраторов  и  сложных  ситуаций, наконец, на  определение  потенциалов  человеческого
развития (работоспособности, трудоспособности, одаренности, специальных способностей и т. д.)» i[3, с. 27].
Однако  в  традиционном  понимании  предмет  психологической  диагностики  по  большей  части  ограничен
дифференциально-психологической  проблематикой. Типичные  области  применения  тестирования —
определение  профпригодности, профотбор, оценка  эффективности  обучения, клиническая  практика [4] —
основываются  на  анализе  индивидуальных  различий  между  людьми  или  возрастных  изменений  одного  и
того  же  человека  на  значительных  отрезках  временной  шкалы.  В  связи  с  этим  предлагаются  такие
определения психологической  диагностики, как «учение  о  методах  классификации  и  ранжировании людей
по психологическим и психофизиологическим    признакам»     [60, с.   15],    «попытки

29
оценить личностные характеристики путем наблюдения за внешними особенностями...» [252, с. 230] и

др. В  немногочисленных  диагностических  исследованиях, рассматривающих  в  качестве  основной
переменной  изменение  функционального  состояния, последнее  выступает  как  фактор, маскирующий  или,
напротив, способствующий проявлению комплекса индивидуальных черт [164; 171] 5.

Дифференциально-психологическая  направленность  ставит  задачу  нахождения  стабильных  свойств,

позволяющих  четко  дифференцировать  диагностируемый  синдром. Как  отмечает  К. М. Гуревич, «в