ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3355
Скачиваний: 98
Лобзин В.С., Решетников М.М.
Аутогенная тренировка
Предисловие
Введение
Глава 1. Теоретические и практические основы аутогенной тренировки
Основные источники аутогенной тренировки
Самовнушение
Индийская система хатха-йога и раджа-йога
Гипноз
Активная регуляция мышечного тонуса
Рациональная психотерапия
Аутогенная тренировка и сходные с ней методы
Глава 2. Обоснование метода и частных приемов аутогенной тренировки
Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции
Осознаваемая и неосознаваемая психическая активность
Теория установки и ее клинико-психологические аспекты
Межполушарная асимметрия
Учение об общем адаптационном синдроме
Феномен психологической защиты
Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации
Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений аутогенной тренировки
Глава 3. Клинические варианты аутогенной тренировки
Аутогенная тренировка первой ступени (ат-!)
Аутогенная тренировка высших ступеней
Глава 4. Применение аутогенной тренировки у здоровых людей
Аутогенная тренировка в спортивной практике
Профессионально-прикладное применение аутогенной тренировки
Глава 5. Обучающий курс аутогенной тренировки
Комплектование групп для гетерогенных тренировок
Индивидуальное применение аутогенной тренировки
Методика и техника групповых занятий
Цвет и сенсорная репродукция
Сочетание аутогенной тренировки с музыкотерапией
Глава 6. Специальные упражнения и методы на основе аутогенной тренировки
Аутогенное состояние
Методы индивидуальной психогигиены и психокоррекции
Некоторые узкоспециализированные приемы
Глава 7. Применение аутогенной тренировки в клинической практике
Пограничные состояния и неврозы
Психопатии
Токсикомании
Аутогенная тренировка при соматических заболеваниях
Аутогенная тренировка и биологическая обратная связь
Заключение
ПРЕДИСЛОВИЕ
Первая отечественная монография по аутогенной тренировке (1973), написанная А.
Г. Пановым, Г. С. Беляевым, В. С. Лобзиным, И. А. Копыловой, быстро разошлась и в
настоящее время стала библиографической редкостью. Вышедшая в 1977 г. книга
«Психогигиеническая саморегуляция» (Г. С. Беляев, В. С. Лобзин, И. А. Копылова)
встретила весьма положительный прием не только у специалистов, но и у массового
советского и зарубежного читателя. Второе, дополненное, издание монографии («Теория
и практика аутогенной тренировки», 1980, под ред. В. С. Лобзина) получило высокую
оценку медицинской общественности, в короткий срок также стало библиографической
редкостью и, как отмечалось в ряде рецензий, даже не все специалисты, применяющие
этот метод, смогли приобрести книгу.
Продолжают поступать многочисленные просьбы о переиздании книги. При этом
большей частью отмечается необходимость создания фундаментального руководства,
подробно, с современных научно-методических позиций, освещающего как теоретические
аспекты медицинского (гигиенического, профилактического и терапевтического), так и
прикладного применения методики и техники аутогенной тренировки в ее различных
модификациях. Такого же рода пожелания' исходят от врачей, слушавших наши лекции по
этим вопросам в стенах Военно-медицинской академии, Ленинградского ГИДУВа им. С.
М. Кирова и в других учреждениях. Это и побудило авторов к подготовке нового
оригинального издания, которое, формально не являясь монографическим, могло бы стать
справочным руководством для значительной группы специалистов: врачей, работающих в
области практического здравоохранения; специалистов в области авиационной,
космической и спортивной медицины, промышленной психогигиены и профилактики
профессиональных заболеваний, а также нейрофизиологов и медицинских психологов.
Обращение к такой широкой аудитории, естественно, налагает некоторые
обязанности и ограничения, хорошо осознаваемые авторами.
Учитывая, что профессиональные нужды различных специалистов, которым
адресована книга, имеют определенные отличия, изложение построено таким образом,
чтобы максимально облегчить работу читателя по усвоению тех или иных разделов
руководства. При этом авторы принимали во внимание собственный, более чем 20-летний
опыт преподавания методики аутогенной тренировки и* обучения больных и здоровых
лиц, а также основанные на этом опыте данные об эффективности различных
модификаций аутогенной тренировки, включая предложенные авторами. В первых 3
главах определяется значение и место аутогенной тренировки в современной
психотерапии
и
психопрофилактике, излагаются
современные
взгляды
на
физиологические и психологические основы и механизмы метода, а также современные
модификации аутогенной тренировки. В последующих главах, содержание которых более
рассчитано на профессиональные интересы конкретных специалистов, излагаются
методика обучающего курса и вопросы лечебного и прикладного применения метода.
Настоящая книга ни в коей мере не повторяет и не заменяет тот материал, который
содержится в трех наших предыдущих монографиях. Скорее она дополняет и развивает
проблему аутогенной тренировки на основе теоретических обобщений и практического
опыта.
Авторы стремились к тому, чтобы предлагаемая книга была справочным
руководством — источником сведений, позволяющим специалисту, обладающему
общемедицинской или психологической подготовкой, освоить методику аутогенной
тренировки и эффективно применять ее на практике. Если это стремление удалось
реализовать, авторы будут считать свою задачу выполненной. Они также будут
признательны за полезные критические замечания читателей.
В. С. Лобзин М. М. Решетников
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории медицины, включая и новейшую, в мышлении
пациентов и врачей укоренялась мысль, что болезнь — это результат преимущественно
внешних воздействий. Такой подход мало учитывал те внутренние факторы, которые
определяют особенности психической, нервной и гуморальной регуляции, т. е. в широком
смысле — реактивность организма. Но будущие успехи медицины, бесспорно, связаны не
только с новыми препаратами и совершенной медицинской техникой. Они во многом
зависят от нашего умения управлять внутренними регуляторны-ми и защитными
процессами и механизмами. В этом отношении можно поддержать мнение В. П. Петленко
(1983), что теория медицины будущего — это теория внутренних механизмов адаптивного
реагирования и управления этими процессами.
В настоящее время уже не подлежит сомнению, что многие физиологические
функции подвержены выраженному психогенному влиянию. У одних людей это влияние
больше, у других — меньше; выявлены некоторые психологические корреляты,
позволяющие предполагать наличие генетико-морфологических предпосылок различных
типов психофизиологической реактивности при определенной роли социального фактора.
К сожалению, приходится признать, что механизмы психогенного влияния пока мало
изучены и представления о них все еще в значительной степени гипотетичны.
В нейрофизиологии и нейропсихологии хорошо известна реальность центрального, в
том числе психического (сознательного), контроля периферической сенсорной
информации. Однако внутренние, интимные нейропсихологические механизмы этого
контроля и тончайшая регуляция функций в системе обратной связи по-прежнему
являются проблемами, частично решенными в теоретическом плане, но мало исследо
-
ванными практически. Это в полной мере относится и к психотерапии, механизмы
которой, как справедливо отмечает L. Chertok (1982), в целом еще очень мало изучены.
Аутогенная тренировка не составляет исключения. Действительно, в настоящее время
известны десятки методов психотерапии, более узок перечень установленных и
предполагаемых факторов, обусловливающих их лечебное действие, но сама сущность
этого действия пока в значительной степени остается гипотетической, что создает
существенные трудности, возникающие при сравнении различных форм и методов
психотерапии. С чем же связана в таком случае широкая и все возрастающая
популярность аутогенной тренировки?
В ней привлекают, прежде всего, простота лечебных приемов, сочетающаяся во
многих случаях с выраженной эффективностью психотерапевтического воздействия,
способствующего нормализации высшей нервной деятельности и коррекции отклонений в
нервно-эмоциональной и вегетативно-сосудистой сфере, вовлечение личности больного в
процесс лечения и обучающий, тренирующий характер терапии. Все это выгодно отличает
аутогенную тренировку от других методов психотерапии и делает метод доступным для
широкого круга врачей. Однако было бы глубокой ошибкой путать понятия «простота»
лечебных приемов и «упрощенность». К сожалению, такое смешение понятий и такое
отношение к аутогенной тренировке иногда все же имеют место, приводя к вульгаризации
и дискредитации метода. В отдельных случаях методика аутогенной тренировки
«упрощается» до аутосуггестии и даже ортодоксального куэизма, при этом часто уступая
последнему в искусности выполнения.
Достигаемые с помощью аутогенной тренировки саморегуляция эмоционально-
вегетативных функций, оптимизация состояний покоя и активности, повышение
возможностей реализации психофизиологических резервов организма и личности
позволяют использовать метод не только в клинической практике, но и в области
авиационной и космической медицины, общей и военной педагогике, при подготовке
спортсменов, обучении и профессиональной адаптации специалистов операторского
профиля, деятельность которых связана с воздействием экстремальных факторов труда и
обитания, моделировании различных состояний человека, в том числе — в сценическом
актерском искусстве, а также в ряде других профессий. В особый раздел медицины в
настоящее время выделяются тесно связанные с аутогенной тренировкой проблемы биото
-
кового
управления и
адаптивного поведения. Однако основным является
профилактическое, психогигиеническое и психотерапевтическое применение аутогенной
тренировки. Общепринятое противопоставление «функционального» и «органического»
весьма условно; различия между ними в значительной степени носят количественный
характер, а стадии органических изменений, за исключением острых травматических
повреждений, всегда предшествуют функциональные. Основное же отличие состоит в
том, что на современном этапе развития медицинской науки только стадия
функциональных изменений может рассматриваться как полностью обратимая. Именно
это обусловливает наблюдаемое в последние годы повышение интереса специалистов к
методам донозологической функциональной диагностики. Функциональная диагностика,
в свою очередь, ставит проблему функциональной терапии.
Отношение к аутогенной тренировке, как к некоему незаконнорожденному отпрыску
гипноза, еще не редкость. В связи с этим как общее, связывающее два этих метода
психотерапевтического воздействия, так и то, что лежит в основе их глубоких отличий,
будет подробно рассмотрено нами далее. Другое широко распространенное заблуждение
отводит аутогенной тренировке роль успокаивающего средства, удел которого — общий
седативный эффект. По-видимому, будет целесообразно отметить, что в настоящее время
существует ряд модификаций и методов аутогенной тренировки, направленных на
психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение в
целях достижения оптимального, соответствующего той или иной деятельности, состоя
-
ния. При этом «залповая», кратковременная мобилизация психофизиологических резервов
организма может быть точно рассчитана во времени. Эта модификация специальных
упражнений аутогенной тренировки в настоящее время активно применяется в большом
спорте, способствуя выдающимся достижениям спортсменов экстракласса, а также в
некоторых других специальных видах деятельности человека.
Особое место аутогенной тренировки среди других методов психотерапии
обусловливается также тем, что применяющий ее сам активно включается в психотера
-
певтическую работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Важно учесть и
тот факт, что приобретенные навыки самовоздействия при периодических
поддерживающих курсах сохраняются на протяжении всей жизни. Активный характер
аутогенной тренировки выгодно отличает метод от гипнотерапии, при которой пациент
выступает в качестве пассивного объекта воздействия, а лечебный эффект довольно часто
сопровождается чувством зависимости от врача и необходимости повторных курсов.
Определяющим и базисным элементом аутогенной тренировки является
тренированная мышечная релаксация, на фоне которой реализуются специфические
приемы аутодидактики и аутосуггестии. К сожалению, мы пока еще очень мало знаем о
механизмах вербального ауто- и гетеровоздействия. Психиатрия, психология,
нейропсихология и новая перспективная область науки — психолингвистика — пока не
ответили на многочисленные вопросы в этом отношении.
Известно, что, по определению К. Маркса
1
,
«Язык
есть непосредственная
действительность мысли». В то же время некоторые современные исследования по
-
казывают, что законы функционирования языка и мышления несколько отличаются. По-
видимому, следует признать, что не теряет своей актуальности другое известное
выражение К. Маркса: «Так же, как философы обособили мышление в самостоятельную
силу, так должны были они обособить и язык в некое самостоятельное, особое царство»
(там же, стр. 448). Психотерапия без языка вряд ли возможна, и новые системные
1
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 3, с. 448.
исследования в этой области были бы полезными как в прикладном, так и в общенаучном
смысле. Применение аутогенной тренировки в клинической практике в последние годы
неуклонно расширяется, особенно при терапии неврозов и пограничных состояний, в пе
-
риод реконвалесценции у астенизированных больных, в целях предоперационной
подготовки, как психофизиологический метод в системе реабилитации больных и для
терапии функциональных нарушений в ряде других случаев.
Успешность применения тех или иных методов лечения зависит от многих причин.
При психотерапевтическом воздействии особое значение приобретают часто почему-то
именуемые «неспецифическими» факторы межличностного взаимодействия врача и боль
-
ного. Умение расположить к себе пациента, человеческая теплота, искреннее сочувствие и
сопереживание входят в число, вне всякого сомнения, специфических факторов, от
которых, наряду с безупречным владением техникой лечебных приемов и умением
творчески (индивидуально) применять их у конкретных больных, в первую очередь
зависит терапевтический успех.
Любой
из
методов
психотерапии
всегда
включает
два
компонента:
интеллектуальный (пользуясь павловской терминологией — второсигнальный),
связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный, содержанием
которого является масса факторов, воспринимаемых первосигнально,—выражение лица,
тембр и интонация голоса, характер и особенности жестов. Уже младенцы воспринимают
их глубокий, также информационный, смысл —
отношение.
Без возникновения
специфической связи между врачом и пациентом, без эмпатии со стороны первого и сим
-
патии второго эффективность психотерапии, как правило, весьма незначительна.
Многолетний клинический опыт и длительные наблюдения над здоровыми людьми
позволяют с некоторой условностью выделить два основных типа реагирования на
эмоционально значимые стимулы: психосоматический, при котором «отреагирование»
осуществляется преимущественно во внутренней сфере, и социальный, когда разрядка
эмоциогенных ситуаций, как правило, направлена во вне. Первый тип более социально
приемлем, но менее «удобен», так как часто сопровождается перенапряжением
психофизиологических процессов, обеспечивающих надежное функционирование
регуляторных механизмов организма и личности.
Тренировка этих механизмов, повышение возможностей произвольного управления
и коррекция возникающих отклонений составляют основную цель и сущность
психотерапевтических приемов и механизмов аутогенной тренировки.
Достаточно хорошо известно, что существенным коррелятом отрицательных эмоций
является мышечное напряжение. Известно также, что так называемые переходные
состояния сознания связаны с релаксацией или сопровождаются ею. Используя
механизмы обратной связи, о которых подробнее будет сказано ниже, аутогенная
тренировка, базисным элементом которой является мышечная релаксация, способствует
снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний.
Путем специфического воздействия на интегративные корковые процессы она приводит к
восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода
переводит регуляцию психических и соматических функций на качественно новый
уровень, обеспечивающий оптимальное и рациональное реагирование.
Адаптивный характер психотерапевтического воздействия составляет наиболее
существенное отличие аутогенной тренировки от других психотерапевтических приемов.
В последние годы аутогенная тренировка с успехом применяется не только для терапии
неврозов и неврозоподобных состояний, но и при стенокардии, психофизиологической
реабилитации постинфарктных больных, вегетососудистых дистониях, начальных стадиях
гипертонической болезни, бронхиальной астме, язвенной болезни, нейродермитах и
многих других заболеваниях.
Аутогенная тренировка как самостоятельный метод предложена I. Schultz в 1932 г.
Начиная с 50-х годов интерес к методу и число научных и популярных изданий по