Файл: Леонова А.Б. - Психодиагностика функциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3268

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Koob.ru

а                               '   5

Рис. 36. Упражнения для релаксации мышц бедер
ние. Готовы? Начали! Вытяните обе ноги перед собой! Прямо! Еще прямей! Прямее, чем до сих пор!

Задержите! И  расслабьтесь. Чтобы  расслабить  противоположную  группу  мышц, представьте, что  Вы  на
пляже  зарываете  пятки  в  песок  (рис.  36,6).  Готовы?  Начали!  Зарывайте  пятки  в  пол!  Тверже!  Еще  тверже!
Тверже,  чем  было!  Тверже!  И  расслабьтесь.  Повторим  еще  раз.  Готовы?  Начали!  Зарывайте  пятки  в  пол!
Тверже! Еще тверже! Тверже, чем  было! Еще! И  расслабьтесь. Теперь в верхней части Ваших ног должно
чувствоваться  расслабление. Дайте  мышцам  расслабиться  еще  больше! Еще! Сосредоточьтесь  на  этом
ощущении. (Пауза 20 с.)

177

Кисти рук

Теперь перейдем к рукам. Сначала я Вас попрошу одновременно обе руки очень крепко сжать в кулаки

(рис. 37, а). Сожмите  вместе  оба  кулака  настолько  сильно, насколько  это  возможно. Готовы? Начали!
Сожмите кулаки  очень крепко! Крепче! Еще крепче! Крепче, чем до  сих пор! Задержите! И  расслабьтесь.
Это  прекрасное упражнение для тех,  чьи руки устали  от

Рис. 37. Упражнения для релаксации мышц кистей рук
письма в течение всего дня. Теперь давайте повторим. Готовы? Начали! Сожмите кулаки очень крепко.

Крепче! Еще  крепче! Крепче  всего! Задержите! И  расслабьтесь. Для  того  чтобы  расслабить
противоположную  группу  мышц, нужно  просто  растопырить  пальцы  настолько  широко, насколько  это
возможно (рис. 37,6). Готовы? Начали! Раздвиньте Ваши пальцы широко! Шире! Еще шире! Задержите их в
этом состоянии! Расслабьтесь. Повторим еще раз. Готовы? Начали! Растопырьте Ваши пальцы! Шире! Еще
шире! Максимально широко! И расслабьтесь. Обратите внимание на ощущение теплоты или покалывания в
кистях рук и предплечьях. (Пауза 20 с.)

Плечи

Теперь  давайте  поработаем  над  плечами. Мы  несем  на  наших  плечах  большой  груз  напряжения  и

стресса. Данное  упражнение  состоит  в  пожимании  плечами  в  вертикальной  плоскости  по  направлению  к
ушам. Мысленно  попытайтесь  достать  до  мочек  ушей  вершинами  плечей (рис. 38). Давайте  попробуем.
Готовы? Начали! Поднимите плечи. Поднимите их выше! Еще! Выше, чем было! Задержите! Расслабьтесь.
Повторим  еще  раз. Готовы? Начали! Поднимайте  Ваши  плечи  как  можно  выше! Еще  выше! Выше!
Максимально высоко! И расслабьтесь. Очень хорошо! Сконцентрируйте внимание на ощущении тяжести в
плечах. Опустите  плечи, полностью  дайте  им  расслабиться. Пусть  они  становятся  все  тяжелее  и  тяжелее.
(Пауза 20 с.)

Лицо

Перейдем  к  лицевой  области.  Начнем  со  рта.  Первое,  о  чем  я  попрошу,  —  улыбнитесь  настолько

широхо, насколько  это  возможно (рис. 39, в). Это  должна  быть «улыбка  до  ушей». Готовы? Начали!
Улыбнитесь  широко! Еще  шире! Шире  некуда?! Задержите! И  расслабьтесь. Теперь  повторим  это
упражнение. Готовы? Начали! Широкая  улыбка! Широчайшая  улыбка! Еще  шире! Шире! Задержите! И
расслабьтесь. Для  расслабления  противоположной  группы  мышц  сожмите  губы  вместе, будто  Вы  хотите
кого-то  поцеловать   (рис.   39, г).   Готовы?   Начали!


background image

Koob.ru

178

Рис. 38. Упражнения для релаксации мышц плечевого пояса

Сомкните губы вместе! Очень крепко сожмите их! Еще! Крепче! Сожмите их максимально плотно  и

крепко! Расслабьтесь. Повторим  это  упражнение. Готовы? Начали! Сожмите  губы! Крепче! Вытяните
немного  вперед!  Еще  крепче!  Задержите!  И  расслабьтесь.  Распустите  мышцы  вокруг  рта  —  дайте  им
расслабиться! Еще более и более расслабляйте их.

Теперь  перейдем  к  глазам.  Надо  очень  крепко  закрыть  глаза.  Представьте,  что  в  Ваши  глаза  попал

шампунь  (рис.  39,  а).  Готовы?  Начали!  Зажмурьте  глаза!  Очень  крепко!  Еще  крепче!  Совсем  крепко!
Задержите! Расслабьтесь. Повторим  это  упражнение. Готовы? Начали! Закройте  плотнее  Ваши  глаза!
Сильнее! Напрягите веки! Еще! Еще сильнее! Расслабьтесь.

Последнее упражнение заключается в том, чтобы максимально высоко поднять брови. Не забудьте, что

Ваши  глаза  должны  быть  при  этом  закрыты  (рис.  39,  б).  Готовы?  Начали!  Поднимите  брови  высоко!  Как
можно выше! Еще выше! Так высоко, насколько это возможно! Задержите! Расслабьтесь.     Повторим

это упражнение. Готовы? Начали! Поднимите брови! Еще выше! Как можно выше! Еще! Задержите их!

Расслабьтесь. Сделайте  паузу  на  несколько  мгновений, чтобы  почувствовать  полнее  расслабление  лица.
(Пауза 15 с.)


background image

Koob.ru

Упражнения   для   релаксации мышц лица

Заключительный этап

Сейчас Вы расслабили большинство основных мышц Вашего тела. Чтобы была уверенность в том, что

все  они  действительно  расслабились,  я  буду  в  обратном  порядке  перечислять  мышцы,  которые  Вы
напрягали, а затем расслабили. По мере того как я буду называть их, старайтесь расслаблять их еще сильнее.
Вы почувствуете расслабление, проникающее в Ваше тело, как теплая волна. Вы чувствуете расслабление,
начиная  со  лба,  затем  оно  переходит  на  глаза  и  ниже  на  щеки.  Вы  чувствуете  тяжесть  расслабления,
охватывающего нижнюю часть лица, затем оно опускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот,
кисти  рук. Расслабляются  Ваши  ноги, начиная  с  бедер, достигая  икр  и  ступней. Вы  чувствуете, что  Ваше
тело  стало  очень  тяжелым, очень  расслабленным. Это  приятное  чувство. Задержите  эти  ощущения  и
насладитесь  чувством  расслабления.   (Пауза 2  мин.)

Пробуждение

Теперь я хочу, чтобы Вы ощутили себя и окружающий Вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый

счет  Вы  будете  чувствовать,  что  сознание  становится  все  более  и  более  ясным,  а  тело  более  свежим  и
энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза и Вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот
день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнем «1—2» —
Вы  начинаете  пробуждаться, «3—4—5» — появляется  ощущение  бодрости, «6—7» — напрягите  кисти  и
ступни, «8» — потянитесь, «9—10» —- теперь откройте глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше
сознание ясно, Ваше тело отдохнуло».

179
Весьма  перспективным  средством  снижения  уровня  тревожности, устранения  аффективных

эмоциональных  комплексов  разрешения конфликтных личностных ситуаций  является применение  техники
релаксации в сочетании с элементами психотерапии. Наиболее ярким примером такого подхода служит одно
из направлений поведенческой психотерапии — предложенная Дж. Уолпе [350] методика «систематической
десенсибилизации» (systematic desensibilisation), основанная  на  так  называемой  теории  реципрокного
торможения. Предполагается, что  если  в  состоянии  глубокой  релаксации  человек  будет  иметь  дело  с
объектами  или  ситуациями, вызывавшими  у  него  в  прошлом  опыте  аффективные  переживания, то  их
эмоциогенность  исчезнет  или  существенно  ослабнет  за  счет  полной  несовместимости  двух  разных  типов
реакций — расслабления  и  неприятного  эмоционального  возбуждения. Процедура  реализации  данной
методики  включает  три  стадии: обучение  приемам  релаксации; выявление  эмоциогенных  ситуаций, в
отношении  к  которым  требуется  коррекция; проведение  собственно  психотерапевтического  сеанса.
Последний состоит из двух этапов. На первом из них пациент погружается в состояние глубокой релаксации.
Затем  ему  предлагается  образно  представлять  волнующие  его  или  неприятные  ситуации, при  этом
обязательно контролируется полнота расслабления [289]. Применение этой методики нередко дает стойкий
положительный  эффект, обусловленный  комплексным  воздействием  мышечного  расслабления,
установления положительных ассоциативных связей, внушения и самовнушения.

Аутогенная тренировка
В  непосредственной  близости  от  описанного  выше  направления  ведется  разработка  способов

«психической  саморегуляции» [2; 172], в  качестве  основного  элемента  включающая  различные  приемы
самовнушения. Существуют многовековые традиции использования самовнушения, воплощенные в системе
йогов в индийской культуре, и цзен-буддизме, некоторых других религиозных школах («логосмедитация» в
православии, экзер-сиции  у  иезуитов  и  др.). В  научном  плане  первые  попытки  применения  метода
самовнушения для нормализации состояния человека связаны с именами Ш. Бодуэна, Э. Куэ, Э. Кречмера,
И. Р. Тарханова, В. М. Бехтерева. Некоторые из них носили явно упрощенный и даже вульгарный характер.
Так, по убеждению Э. Куэ, с помощью многократного повторения простой формулы самовнушения: «Мне
становится лучше и лучше... мои силы нарастают с каждым днем... я совершенно здоров» можно вылечиться
от  любой  болезни.  И  тем  не  менее  даже  эта  система,  не  говоря  о  более  строгих  и  обоснованных
исследованиях, содержала рациональное зерно, позволяющее   добиться выра-

180
женного терапевтического эффекта  и заставляющего    продолжать поиски в указанном направлении.
Современный  этап  разработки  методик  психической  саморегуляции  берет  начало  в  работах  И. Г.

Шульца, разработавшего систему аутогенной тренировки. Она направлена на выработку у человека навыков
произвольной  регуляции  тонуса  мышц  и  работы  физиологических  систем, обычно  не  поддающихся
контролю  сознания [184; 330]. В  состоянии  полной  релаксации  субъект  получает  возможность
нормализовать  режим  их  функционирования, снимать  неприятную  эмоциональную  окраску  ощущений,
произвольно влиять на формирование положительного отношения к окружающему.

В основе аутогенной тренировки лежит установление связей между словесными выражениями (и/или


background image

Koob.ru

образными представлениями) и регуляцией состояния различных органов. И. Г. Шульц рекомендовал шесть
циклов  упражнений, которые  в  сочетании  с  определенными  формулами  самовнушения  считаются
классическими:

упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела путем умственного сосредоточения и

локализации ощущений приятной тяжести: «Моя правая (левая) рука тяжелая...»;

упражнения  для  расширения  кровеносных  сосудов  путем  самовнушения  ощущений  тепла  в  разных

частях тела: «Моя правая (левая) рука теплая...»;

упражнения для регуляции деятельности сердца: «Мое сердце бьется спокойно...»;
упражнение для контроля за дыханием: «Я дышу ровно и спокойно...»;
упражнения для регуляции деятельности    внутренних органов:  «Мое солнечное сплетение излучает

тепло...»; упражнения для снятия нервного    напряжения:    «Мой лоб приятно прохладен...» [16].

Согласно  представлениям  И. Г. Шульца, выполнение  этих  упражнений  позволяет  достигнуть

состояния  полного  покоя, снятия  ощущений  напряженности  и  тревоги, на  фоне  которых  путем
самовнушения нормализуется  деятельность  различных  физиологических систем. В  оригинальном варианте
методика  аутогенной  тренировки  состоит  из  двух  ступеней — низшей  и  высшей. Первая  из  них, более
простая и доступная для усвоения

7

, направлена на достижение большей глубины отдыха, снятие излишнего

напряжения, коррекцию  в  работе  отдельных  функций  и  органов. Ее  использование  чрезвычайно
распространено. На  высшей  ступени  человек  овладевает  навыками  погружения  в  состояние «аутогенной
медитации», по предположениям, являющегося своеобразным средством «самоочищения» ор-

7

  Для    овладения   первой  ступенью  требуется  в    среднем    3    месяца    ежедневных  занятий по  20—30

мин.

181

ганизма  от  болезней. Популярность  этих  приемов  значительно  меньше, так  же  как  и  научная

обоснованность механизмов подобного влияния.

Существует  множество  модификаций  методик  аутогенной  тренировки [2; 47; 108]. Они  широко

используются  в  медицинской  практике, спорте, педагогике [37; 47; 184]. Все  больше-возрастает  интерес  к
возможностям их использования в обычных условиях профессиональной деятельности, в качестве средства
борьбы  со  стрессовыми  состояниями, чрезмерным  утомлением  и  др. Имеется  положительный  опыт
применения этих приемов непосредственно в производственных условиях — при выполнении монотонных
работ [16], в  сложных  видах  операторской  деятельности [173]. При  этом  авторы  подчеркивают
целесообразность сочетания приемов аутогенной тренировки с другими профилактическими мерами [37].

Основными средствами психологического воздействия в методиках самовнушения являются словесные

формулировки, подкрепленные  яркими  образными  представлениями, которые  оказывают  наиболее
действенное  влияние  на  регулируемые  процессы  в  дремотном  состоянии. При  этом  одним  из  важнейших
оказывается  умение  полностью  сосредоточить  внимание  на  непосредственно  переживаемых  ощущениях  и
выполняемых  действиях. В  процессе  тренировок  стремятся  к  достижению  легкости  возникновения
желаемых органических эффектов в  ответ на соответствующие  образные или вербальные представления, а
также  к  полному  устранению  любых  проявлений  напряженности  при  концентрации  внимания. Поскольку
главной  целью  этих  приемов  является  произвольная  регуляция  протекания  ранее  неосознававшихся
процессов, то  успешность  обучения  во  многом  зависит  от  интуитивно  формируемого  комплекса
субъективных  ощущений  нормализации  состояния. Для  облегчения  поиска  таких  ощущений  и
соответственно повышения эффективности тренировок используют принцип биологической обратной связи
(biofeedback)  [204; 311].

Приемы  биологической  обратной  связи  основаны  на  регистрации  различных  физиологических

параметров: ЭЭГ, ЭМГ, частоты  пульса, артериального  давления, температуры  тела — и  предоставления
испытуемому  в  доступной  форме (зрительной, слуховой) информации  о  сдвигах  измеряемых  показателей.
Так, например, «обозначая» с  помощью  звука  появление  на  фоне  ЭЭГ  покоящегося  человека

8

  реакции

десинхронизации, можно научиться произвольно вызывать и удерживать преобладание альфа-ритма в ЭЭГ
даже при открытых глазах [309]. Аналогичным образом учатся избегать головных болей путем расслабления
лицевой  мускулатуры, снижать  уровень  систолического  и  диастолического  давления, регулировать  тонус
воздухо-

8

 Регистрируется при закрытых глазах и характеризуется преобладанием-альфа-ритма.

182
■проводящих  путей  при  астматических  приступах [270]. Положительное  влияние  биологической

обратной  связи  на  скорость  и  качество  овладения навыками  релаксации и  аутогенной  тренировки [255] не
ограничивается только тем, что с ее помощью вводится некоторый внешний ориентир для соотнесения с ним
^смутных» внутренних ощущений. Немаловажно и то, что получаемая объективная информация позволяет


background image

Koob.ru

человеку  самому  оценить  успешность  предпринимаемых  попыток, снимая  мешающую  процессу  обучения
неопределенность достигаемого в процессе тренировок результата.

К достоинствам описанных методик саморегуляции состояния часто относят простоту овладения ими,

отсутствие  необходимости  использования  сложной  аппаратуры  и  т. д. Главным  же  является  активная
позиция  самого  субъекта  воздействия, повышающая  гибкость  и  эффективность  применяемых  средств, В
связи  с  этим  растет  потребность  адекватного  теоретического  обоснования  механизмов  самовнушения  и
разработки соответствующих ему конкретных методических процедур, дефицит которых остро ощущается в
настоящее время.

^    *    ^

В  приведенном  обзорном  материале  прослеживаются  разные  линии  развития  профилактической

работы, среди  которых  трудно  выделить  собственно  психологические  приемы  и  методы. Это  отражает
прежде всего сложный характер самого объекта воздействия — состояния человека — и, кроме того, более
устоявшиеся медицинские и физиологические традиции в практике их применения. Тем не менее апелляция
к психологическим категориям и объяснительным принципам в той или иной степени присуща каждому из
перечисленных  выше  направлений. В  связи  с  этим  актуально  вычленение  подчас  скрытого  от  глаз
психологического содержания с целью квалифицированной разработки на его основе более совершенных и
теоретически обоснованных способов оптимизации состояния.

В  заключение  хотелось  бы  сказать  несколько  слов  об  общей  направленности  профилактической

работы. При  обсуждении  этого  вопроса  акцент  чаще  всего  ставится  на  необходимости «устранить»,
«избежать», «предотвратить», «минимизировать влияние» того или иного состояния. Подобная установка на
полную  или  частичную  элиминацию  не  удовлетворяет  тех, кто  пытается  разобраться  в  многообразии
сложных  жизненных  ситуаций  и  сопутствующих  им  состояний  человека. Это  связано  с  тем, что
односторонняя  квалификация  определенного  типа  состояния  как  заведомо «плохого» или «хорошего» не
оправдывает себя. Действительно, чрезмерное  утомление нарушает нормальное протекание деятельности и
сказывается  на  здоровье  человека. Но  в  принципе  утомляться  человеку  совсем  не  противопоказано.
Напротив, что может быть естественнее (и, кстати,

183

полезнее), чем чувство приятной усталости после насыщенного трудами и успешно завершенного дня?

И  разве  не  становятся  наиболее  яркими  событиями  каждой  индивидуальной  биографии  моменты
максимального  напряжения  сил, способствующих  преодолению  трудностей. Исключение  таких  ситуаций,
если бы даже оно оказалось возможным, вряд ли обогатило бы духовную жизнь человека. Вероятно, важнее
не  столько  оградить  человека  от  сложных  задач, неординарных  событий, опасностей, сколько  помочь  ему
самому  обрести  внутренние  силы  для  адекватного  поведения  в  бесконечно  меняющихся  условиях
окружающей действительности. Вспомним прелестные строки Шекспира:

Веди нас дорожка Вперед и вперед, Начала тебе и конца нет. Веселое сердце идет и поет, Печальное —

скоро устанет...

За внешней  простотой  здесь сквозит  истинная мудрость. Она ориентирует нас на  поиски источников

жизнеспособности  человеческой  личности, внутри  которой  кроются  мощные  резервы, необходимые  для
полноценной регуляции состояний. Психология пока еще в долгу перед практикой решения этих задач, но
вряд  ли  стоит  недооценивать  богатства  накопленных  знаний  и  ее  потенциальные  возможности  для
успешного достижения поставленной цели.

9

 Перевод С. Я- Маршака.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Круг проблем, затронутый в настоящей книге, весьма разнообразен. Однако он далеко не исчерпывает

множест-

» ва  конкретных  вопросов, возникающих  в  практике  изучения  функциональных  состояний  человека.

Мы стремились выделить узловые моменты построения психодиагностической работы, на-

!- чиная  с  определения  ее  предмета, создания  и  выбора  адекват-ных  методических  средств  и  кончая

организацией прикладных

| исследований. Если при этом нам удалось показать внутреннюю взаимосвязь обозначенных проблем

и наметить перспективные линии их разработки, то цель, стоявшая перед нами, достигнута.

Лежащие  в  основе  современной  трактовки  функциональных  состояний  принципы  системно-

структурного  анализа  трудовой  деятельности  конкретизируются  в  постановке  каждой  из  рассмотренных
проблем. По  отношению  к  задачам  определения  и  типологизации  различных  видов  функциональных
состояний это выражается в направленности на выявление специфических синдромов, формирующихся под
влиянием  комплекса  внешних  и  внутренних  причин. При  этом  за  многоликостью  частных  проявлений
состояния  должен  прослеживаться тип  взаимодействия  различных  включенных  в  деятельность  систем, что