ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 1970
Скачиваний: 33
дефицитными. К центральным (несознательным) гуманным функциям (г.) относятся агрессия, страх,
нарциссизм, Я-отмежевание, интеграция Я, творческая сила, телесное Я, сексуальность, способность к
группам, регуляция фрустрации как и идентичность как вышепоставленная и придающая динамику г. К
вторичным г. (или г. поведения) относятся: мышление, память, интеллект, аффекты, язык, моторика,
способность к сновидениям, вытеснение и другие оборонительные функции Я. Концептуализация г.
представляет собой главный элемент концепции гуманных структур Динамической психиатрии
(гуманструктурология).
Депрессия
Как в случае шизофрении (шизофреническая реакция) и психосоматики Динамическая психиатрия
различает депрессию как симптом и депрессивную структуру. Депрессия как симптом неспецифически
является частью любой архаической болезни. Депрессия как структура см. нарцисстическая депрессия.
Диагностический процесс
Для индивидуально рассчитанной терапии надо сначала поставить индивидуальный диагноз,
охватывающий как больные (деструктивные и дефицитные), так и здоровые (конструктивные) аспекты
личности в смысле “профиля гуманной структуры” (концепция гуманной структуры). Динамическая
психиатрия исходит из принципиальной изменяемости психической структуры человека. При этом
поставленный в один момент диагноз или диагностическое описание человека не имеет статистический
характер, а понимается процессуально в согласии с терапевтическим процессом развития, т. е. диагноз
изменяется входе терапевтического процесса в смысле “diagnostic process”. “The patient's paradigms represent
his repetition-compulsion and his ego autonomy status. The understanding of the patient's paradigms begins at the
time the patient enters the hospital and discontinues when the patient is discharged... Developing parallel to the
diagnosing process, which understands the patient's intra-psychic process and describes it, is the treatment
programm process. The treatment programm corresponds to the diagnosis”.
Динамическая психиатрия
“Первоначально разработанная в США психиатрическая концепция эклектического характера,
пытающаяся привлечь понятия психоанализа к применению психиатрии. Главные представители: Карл
Меннингер, Франц Александер, Херр Стэк Салливэн, Фрида Фромм-Рейхманн, Бруно Беттельхейм, Мартин
Гротян. Здесь понятие используется, исходя из определений Аммона (Динамическая психиатрия Берлинской
школы, гуманструктурология) и обозначает интеграцию психиатрии психоанализа, групповой динамики и
психосоматики в рамках творческой терапевтической концепции, которую можно рассматривать как смену
парадигм, как “смену в подходе к науке, к человеку, смену в подходе к тому, что раньше обозначалось
болезнью и ее категориями, смену в подходе к самому себе вплоть до нового восприятия организационных
форм общества”. Поэтому при смене парадигм в психиатрии речь идет об изменении подхода к человеку как
таковому. “Динамическая психиатрия противопоставляет догме непонятности терапевтического пессимизма
по отношению к психическим болезням парадигму понятности и терапевтического оптимизма... Дискуссия о
наследственности конституциональности и уязвимости для нашей концепции и наших представлений
психотерапии не имеют значения. Лечить может только тот, кто верит в возможность вылечивания, также
если понятие о том, как можно лечить, в ходе процесса развития науки все меняется”. (Это касается,
конечно, не только понятия и терапии психозов, а также остальных архаичных болезней Я (см. также
Этика).
Дыра в Я
Впервые описанный Аммоном в 1971 г. структурально-нарцисстический дефицит архаично больного
человека. Дыра возникает в смысле дефекта границы Я на основе отклоняющейся, не отвечающей на
потребности ребенка первичной группы, что приводит к отщеплению целых областей переживания в разви-
тии ребенка. Эта структуральная дыра в зависимости от груп-пово-динамической констелляции
поврежденной преэдиповской группы, так сказать, “восполняется” специфической симптоматикой:
психосоматическим заболеванием психотической (шизофренической или манически-депрессивной)
симптоматикой, симптоматикой бордерлайн, манией или деструктивной сексуальностью.
Здоровье
Здоровье (з.) в понятии Динамической психиатрии надо понимать не как статическое хорошее
самочувствие, а как “динамически и в виде процесса развивающееся событие”. Быть здоровым обозначает
быть способным к развитию. Здоровье обозначает целостный процесс гомеостаза в смысле текущего рав-
новесия тела, духа, души и окружающей среды. С точки зрения гуманной структуры (концепция гуманной
структуры) это обозначает постоянный процесс интеграции первичных, центральных и вторичных
структурных долей (гуманная функция) со способностью принимать и отдавать (социальную энергию) в
группах, в которых живет человек, и которые он так же формирует. 3. обозначает многомерность и
идентичность, направленные на личные вышепоставленные цели жизни. Переходы между здоровыми и
больными долями Я, между з. и болезнью, надо понимать в смысле скользящего спектра (архаичные бо-
лезни Я, спектральная теория).
Идентичность
В центре понимания человека в смысле гуманной структурологии и вытекаемой из нее науки, практики
лечения и профилактики стоит концепция идентичности (и.). “И. представляет собой процесс, постоянный
поиск, постоянное развитие”. Группово-динамический момент и. можно понять как “сумму накопленного в
ходе жизни опыта и идентификации”. Она является суммой освоенных групповых отношений с рождения до
смерти и находится в постоянном динамическом движении. И. и группа обозначают “...принципы
человеческой жизни как таковые”. С энергетической точки зрения и. можно понять как
манифестировавшуюся социальную энергию, если эта энергия в процессе обмена между отдельными
лицами и лицами и группой создает структуру. Архаичные болезни Я всегда представляют собой болезни
идентичности и их терапия должна, в целях изменения структуры, представлять собой терапию иден-
тичности.
ИСТА (см. текст структуры Я по Аммону).
Концепция гуманной структуры (гуманструктурология)
Разработанная Гюнтером Аммоном “концепция личности со своими биологическими (в частности
нейрофизиологическими) сознательными и несознательными структурами, со своими важными для
человека гуманными функциями”. Разработанный Аммоном и его сотрудниками тест структуры Я (ИСТА)
позволяет создать тест-психологическую картину “индивидуального профиля с соответствующими
конструктивными, деструктивными и дефицитными гуманными функциями”.
Многомерность
Концепция многомерности (м.) человека отменяет дуалистическое мышление в пользу парадигматически
нового холистского понимания. Человека воспринимают как одно целое со своими синергическими сферами
тела, духа и души. Полярные категории больной—здоровый, сома—психика, друг—враг — узкие и
поощряют одномерное каузальное мышление. Болезнь, вместо этого, надо понимать как стеснение
первоначальной м. человека, его развития и способностей, его творчества и целей, его духовных
способностей и социальных контактов и его переживания времени. Признание включенных в человека
многомерных возможностей и потребностей имеет лечебное воздействие и, наряду с принципами
андрогинности, первично конструктивной агрессии социальной энергии, образует основу принципиального
терапевтического оптимизма Динамической психиатрии.
Нарциссизм
В отличие от Фрейда, который понимает нарциссизм (я.) а смысле либидонозного добавления к эгоизму
инстинкта самосохранения, и от Когута, который имеет инстинкт инстинктпси-хологическую концепцию н„
применяя ее к биологической конституции человека, Аммон считает н, одной из центральных гуманных
функций в “смысле исходного потенциала развития ребенка”, патологические формы которого образуются
на основе несознательного отвержения ребенка и недостаточной нарцисстической поддержке со стороны
первичной группы во время симбиотической фазы развития ребенка. Н. можно понимать как регулятор
остальных гуманных функций. Конструктивный н. — это “неприватистская форма любви самого себя”,
включающая в себе автономию Я и чувство собственного достоинства, одобрение как собственного тела и
эротики, так и собственной духовности. Н. “может образоваться только в живой группе необладающей
гибкими границами” и “невозможен без отношения к группе”. Дефицитный и деструктивный н. как па-
тологическое искажение н. образуются в первичных группах, которые неспособны к новым восприятиям,
неспособны предоставить младенцу или маленькому ребенку адекватную защиту и теплоту и заимствовать
за него границы Я. Такая группа предоставляет ребенку искаженное или противоречивое восприятие
реальности (как, например, в виде так называемой коммуникации “давль байнд”). Деструктивный н. наружу
проявляется аутистическими формами приватизма, изолированностью, неспособность к контакту и к
отношениям, вовнутрь — бредовыми идеями, галлюцинациями или психосоматическими реакциями.
Дефицитный н. представляет собой часть дефицитной личности со скромной самооценкой,
самоотвержением и внутренней чистотой. Обе патологические формы н. обусловливают постоянную
зависимость человека от нарцисстической поддержки извне и препятствуют на основе контактных повреж-
дений и аутизма получению социальной энергии.
Нарцисстическая депрессия
Психотическое заболевание, феноменологически отвечающее диагностической категории “мейджер
депреши” (
PSM
111 R). По модели гуманной структорологии оно характеризуется дефицитной агрессией,
дефицитным страхом и нарциссизмом, дефицитным отмежеванием наружу и, главным образом, жестким,
деструктивным отмежеванием вовнутрь. Такая, в общем, дефицитная идентичность (и агрессия) проявляется
в виде “внутренней пустоты — не действовать, не реагировать, неспособностью к контакту и к отношениям,
“отсутствием потребностей, желаний и фантазий, ...подхода к собственному несознательному”.
Деструктивно — жесткое отмежевание вовнутрь служит “последним бастионом” для защиты от
дезинтеграции личности, от самоубийства. Первичная группа н. больного человека характеризуется, прежде
всего, дефицитной социальной энергией.
Невроз
В смысле гуманной структурологии невроз (н.) проявляется у довольно интегрированной и
функционирующей личности, которая, однако, повреждена в отдельных областях восприятия и поведения с
“более или менее серьезным ограничением психических функций”. Из-за поврежденного отмежевания
невротик страдает поврежденной способностью к вытеснению непреодолимых эдиповских конфликтов. На
скользящем спектре психических заболеваний (спектральная теория) н. находится как более стабильная
структура Я между “здоровой” и “архаично больной” структурой. В терапевтической практике это
понимание поддерживается наблюдением, что успешная терапия психически больных, больных бордерлайн
или психосоматически заболевших пациентов может привести к н. Благодаря своего в “принципе
когерентного и функционирующего Я”, страдающий неврозом пациент, в отличие от архаичного больного Я
(архаичные болезни Я), “может испытывать свои симптомы как Я — чужие”. Его сопротивление направлено
на осознание ставших несознательными конфликтов групповой динамики семьи в раннем детстве”, что
можно преодолеть на основе эдиповского переноса в психоаналитической терапевтической ситуации.
Невербальные (нонвербальные) формы терапии
К применяемым в Динамической психиатрии н. относится разработанная Аммоном с 1982 г.
гуманструктуральная терапия танцем, как и терапия музыкой, искусством, верховой ездой и театром.
Наряду с отдельными специфическими признаками они имеют общим то, что в них используются средства,
которые расположены вне области речи, позволяя человеку собственную архаичную коммуникацию. Для
многих пациентов, особенно с архаичными заболеваниями Я, которые имели повреждения в области речи
(недосягаемые н. представляют собой существенно важную часть терапии и разрешают поддержку (во
многих случаях мало используемых) конструктивных способностей пациентов. Они имеют интегрирующее
и социально-энергетически стимулирующее воздействие (например, терапия танцем, музыкой или театром),
у боязливых пациентов они могут установить контакт и понизить уровень боязни (например, терапия
музыкой или верховой ездой), и они поощряют воображение. У больных с архаическим Я, заболевание кото-
рых всегда связано с тяжелыми повреждениями телесности и сексуальности, телесный аспект невербальных
форм терапии н. имеет большое значение. При этом важно, чтобы н. через языковые средства также
вербально зафиксировались в группе, их надо точнее называть, “в первую очередь невербальные” терапии.
Я. в рамках гуманструктурологической терапии применяются не отдельно, а как часть терапевтической сети
вербальных и невербальных форм терапии программы лечения. В динамико-психиатрической клинике
практикуется интеграция на уровне терапевтического коллектива в виде совместных контрольных групп,
супервизионных заседаний, больших групп, в которых участвуют все пациенты клиники, и, особенно, в рам-
ках так называемых кейс-конференций, на которые собираются все сведения о пациенте с учетом феноменов
отображения и Балинта.
Недосягаемые
Получившие в раннем детстве тяжелые нарцисстические повреждения люди, которые кажутся
неспособными к более глубокому человеческому контакту. Речь идет о больных со структурой бордерлайн с
“неутолимым патологическим, нарцисстическим чувством, с дырой в нарцисстическом ядре личности”,
лечение которых особенно сложно из-за большого нарциссти-ческого сопротивления, страха перед страхом,
молчания в группах с делегацией ярости и тенденцией к обольщению. Важные требования к терапевту
недосягаемых (н.) — эмпатия и понимание экстенционального страха пациента, поддержка конструктивных
и живых долей и использование (невербальных) форм терапии.
Образ человека
Образ человека (о.) —центральное основное понятие, придающее, как красная нить, любому
терапевтическому старанию цель и направленность. “Только тот, кто обладает пониманием не только
здорового развития человека, но также пониманием разнообразных сторон человеческого бытия и пока не
исчерпанных возможностей человека, начиная с сексуальности до работы, с искусства до религии и
философии, может надеяться, что он сможет помочь больным людям найти собственную, по настоящему
человеческую идентичность”. О. представляет собой существенную часть гуманструктуральной концепции
(гуманструктурология), так как она понимает “человека как единое целое, многомерно рассчитанное во всех
душевных, духовных и телесных отношениях, в его здоровых и больных долях и в развитии его
идентичности”. Он включает в себя развитие как “непрерывный процесс, начинающийся с рождения и
кончающийся смертью”. О. и образ жизни терапевта конкретизирует его отношение к этике и являются за
пределами любой терапевтической методики существенными факторами для эффективности терапии.
(Психоаналитическая) терапия в среде
Терапия в среде (т.)—психотерапевтический способ лечения, возникший “из последовательного
расширения психоаналитической стандартной ситуации”. Она является дальнейшим развитием труда
Эрнста Зиммеля, Карла и Уиллиама С. Меннингера. Т. резко отличается от трудовой терапии, в которой на
аспекты групповой динамики, на несознательные процессы и их использование для терапии внимания не
обращается. Т. представляет собой “попытку понять и соответственно встречать проблемы тех пациентов,
тяжелое повреждение Я которых не дозволяет им делать собственное поведение сюжетом
зарефлектированных наблюдений и которые также неспособны получить доступ к собственному поведению
и собственным конфликтам с помощью терапевтической группы, представляющей бывшую и настоящую
ситуацию их жизни”. Поэтому она показана как важная часть терапии особенно у пациентов с архаичными
болезнями Я. “Здесь терапия должна пойти на шаг дальше от символического изображения ситуации жизни
терапевтической группой к настоящему изменению актуальной жизненной ситуации путем перенесения в
терапевтическую среду, охватывающую жизненную ситуацию пациента как во временном аспекте, так и в
аспекте пространства. Жизненная и терапевтическая ситуация сливаются”. Таким образом, “почти все
жизненные выражения пациента становятся доступны наблюдению и толкованию”. Пациенты
несознательно повторяют их роль в групповой динамике первичной группы и реагируют на свою патологию
в рамках патологического принуждения повторения. Поэтому т. под руководством хорошо обученных
специалистов по терапии в среде представляет собой важный инструмент для того, чтобы понять и лечить
пациентов с тяжелыми повреждениями Я. Сначала терапевты и другие пациенты принимают на себя важные
функции Я пациента, которые он несознательно делегирует им, кроме того, поле терапии в среде дает про-
странство для переносов, которое “свободно от патогенной динамики первичной группы и которое на
основе этого реагирует на поведение пациента не враждебно-деструктивно, а с пониманием и с желанием
защититься”, так что оно представляет не только возможность сплошного повторения, но также “воз-
можность новых переживаний в смысле наверстываний” и может “часто впервые дать больному
возможность ощутить чувство удачи и положительно воспринять собственное существование”. “Таким
образом, можно создать основу чувства Я, на которой он постепенно может акцептировать вербальное ана-
литическое толкование своего поведения и своих конфликтов и работать над этими толкованиями”. Т.
представляет группово-динамическое и социально-энергетическое поле, которое сплетено с общим полем
амбулаторной или стационарной терапии с ее разнообразными возможностями вербальных форм терапии
(индивидуальная и групповая терапия) и, в первую очередь, невербальных форм терапии (как терапия
танцем, музыкой, театром, верховой ездой, искусством и т. д.). Центральное значение имеет осуществление
и использование конструктивных долей Я, талантов и способностей человека в рамках т. Группа пациентов
в рамках т. выбирает и выполняет реально осуществимые проекты (в первую очередь художественные,
строительные или комбинированные проекты, но всегда со смыслом для группы или клиники). Здесь
пациент может использовать свои способности для того, чтобы испытывать собственную творческую силу
как средство для межчеловеческого контакта, для признания со стороны группы и для укрепления
самочувствия. Терапевтическое поле т. имеет временные и пространственные границы. Т. в виде
экстрамуральной терапии в среде успешно проводится вне клиники или в рамках амбулаторной терапии.
Психосоматика
Динамическая психиатрия различает психосоматику (п.) как болезнь и п. как структуру.
Психосоматические заболевания, по нашему мнению, представляют собой не только так называемые
“классические” психосоматические заболевания как asthma bronchiale, colitis ulcerosa или ulcus duodeni, но и
каждое соматическое, а также часть травматических заболеваний, если понять тело и психику, т. е.
первичные, центральные и вторичные гуманные функции как разные аспекты одного целого.
Психосоматические заболевания не типичны для лиц с психосоматической структурой, но часто
встречаются у пациентов с другой структурой (прежде всего со структурой бордерлайн и навязчивой и
манической структурой). П. с точки зрения структуральных заболеваний относится к архаичным
заболеваниям Я. Первичная группа психосоматически структурированного человека характеризуется
холодностью чувств, доминирующим поведением, эмоциональной заброшенностью и неспособностью
адекватно реагировать на попытки отмежевания ребенка. Эмоциональное внимание ребенок получает в ре-
зультате физического заболевания или возникновения симптомов. Структурально манифестировавшиеся
деструктивно-дефицитные— групповая динамика и социальная энергия — проявляются в виде тяжелого
дефицита (“дыра в Я”) в центральном ядре личности. Эта дыра “заполняется психосоматическим
заболеванием, которое становится как бы заменительной идентичностью больного. Итак,
гуманструктуральная терапия п. как и терапия шизофрении и синдрома бордерлайн должна быть терапией
идентичности, должна содействовать приращению и стабилизации структуры личности в несознательном
своем ядре. Терапия симптома обозначает совместное агирование и не ведет к лечению, а лишь перемещает
симптомы по направлению другого возможного заболевания или психоза (как, например, так называемая
“форсированная нормализация” в рамках симптоматической терапии бронхиальной астмы или эпилепсии).
По структуре п. тесно сплетено с психозом и с депрессией в смысле спектральной теории. Из-за неспособ-
ности к вербальной коммуникации, конкретистского повреждения мышления (“pensee operatoire”
Парижской школы психосоматики) и из-за сложной эмоциональной доступности (алекситимия по
Сифнеозу) пациента в рамках терапии п. особенно важны невербальные способы терапии, интегрированные
в групповую психотерапию в гетерогенно составленной группе.
Психозы
Тяжелые архаичные болезни Я, которые “характеризуются неспособностью пациентов различать
внешний и внутренний мир. Последствие этого — довольно существенная потеря реальности, связанная с
содержательными и формальными помехами в мышлении, в аффектах, в поступках и с потерей контроля. В
отличие от невротической реакции здесь речь идет не о градуальном ограничении психических функций, а о
качественно измененных психических структурах в смысле более или менее серьезной дезинтеграции
личности”. В соответствии с задержкой в раннем детстве развития структуры личности как последствия
деструктивно-дефицитной групповой динамики и социальной энергии, в первичной группе различаются
клинические формы шизофренического психоза и нарцисстической депрессии со скользящими переходами
в рамках скользящего спектра психических заболеваний (спектральная теория).
Сексуальность
Сексуальность (с.) по Аммону представляет собой одну из укоренившихся в несознательном человеке
центральных гуманных функций, проявление которой “всегда тесно связано с данной концепцией
идентичности человека”. Как центральная гуманная функция с. находится в органической взаимосвязи с
остальными гуманными функциями, т. е. с агрессией, со страхом, с нарциссизмом, с отмежеванием наружу и
внутрь и с телесным Я. В согласии с этим, ее развитие определяется группово-динамическими условиями, и
она проявляется в группово-ди-намических условиях партнерства и группы. Конструктивная с. всегда
включает в себя настоящий контакт, настоящее отношение, которое основывается у партнеров на чувствах
любви, т. е. заботы, теплоты, преданности и совместной ответственности. Конструктивная с. имеет момент
шутливости, воображения и творческой силы в обращении с собственной эротикой, она свободна от
зафиксированных половых ролей и клише. Деструктивная с, наоборот, отщеплена от аспекта идентичности,
контакта и партнерства, она служит средством для достижения цели. Ее варианты — садомазохизм,
эксгибиционизм, фетишизм, проституция и т. д. — имеют зафиксированные, аутистские черты мании и
приводят к ранениям, к деградации и к разрушению себя. Они не обладают аффективным моментом
сексуальной встречи. Дефицитная с. носит характер освоенного запрета на жизнь и проявляется в виде
отсутствующей или симбиотически лишенной силы воображения с. Она часто связана со страхом перед
контактом и прикосновением, с дефицитной агрессией и дефицитным нарциссизмом и может принимать
формы импотентности, фригидности или отказа от с.
Симбиотческий комплекс
“Освоенная, ушедшая в несознательное, конфликтная ситуация в отношении к преэдиповской матери (и
первичной группе), которая на основе собственных неосознанных потребностей не может дозволить ребенку
отмежевание собственной идентичности. Впоследствии возникают структуральные дефекты в образовании
границ Я и функций Я (гуманные функции). Неразрешенный симбиотический комплекс (с.) определяет
возникновение симптомов (и психогенезис) архаичных болезней Я”.
Симптом
“Стереотип поведения и переживания”, часто в виде принуждения повторения несознательно и
коммуникативно направлен на окружающую группу как информация или призыв. Символически с.
представляет (например, в случае невроза или психосоматики) “недостаточно обороняемый конфликт”,
выражая “как обороняемую потребность, так и обороняемую тенденцию”. В виде манифестации архаичных
болезней Я он носит структуральный характер замены идентичности (псевдоидентичность) заполняющей
“дыру в Я” и, тем самым, препятствует развалу личности в целом. Поэтому ориентированное на симптомы
лечение только облегчает или перемещает симптом (symptomatic shift).
Синдром бордерлайн (заболевание бордерлайн)