Файл: Аммон Г. - Динамическая психиатрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 1871

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Schindler W.  (1951)  Family pattern in group formation and therapy. — Int.
J. Group Psychother. 1, 100—105.
■— (1955) Ubertragung und Gegenubertragung in der «Familien»-Gruppenthe-
rapie. — Prax. Kinderpsychol. u. Kinderpsychiat. 4, 101—105.
■— (1966)  The role of the mother in group psychotherapy. — Int. J. Group
Psychother. 16, 198—202.
—                                 (1972) Das Selbst und die Gruppenanalyse. — Dyn. Psychiat. 6. Schmidbauer W. (19771a)
Seele als Patient. — Piper, Munchen.
—■ (1971b) Psychotherapie. — Nymphenburger, Munchen.
—                                 (1972)  Die sogenannte Aggression. — Hoffmann & Campe, Hamburg. Schmideberg M.
(1956) Delinquent acts as perversions and fetishes. — Int. J. Psychoanal. 37, 422—424.
Schneider K. (1962) Klinische Psychopathologie. — Thieme, Stuttgart. Schulte W. (1970) Verbesserung der Hilfe
fur psychisch Kranke. — Dt. Arz-;tebl. 30.
Schultz-Hencke H. (1951) Lehrbuch der analytischen Psychotherapie. — Thieme, Stuttgart.
Schwing G.  (1940) Ein Weg zur Seele des Geisteskranken. — Rascher, Zurich.
164
Searles H. F. (1958) Positive Feelings in the relationships between the schizophrenic and his mother. — Int. J.
Psychoanal. 39, 569—586.
—                                  (1963) Transference  Psychosis in  the psychotherapy  of  chronic  schizophrenia.— Int. J.
Psychoanal. 44, 249—291.
—                                 (1965) Collected papers on schizophrenia and related subjects.— Hogarth Press, London.
—                                 (1969) Zit. nach Bateson G. et al. (1969).
Shaskan D. A. (1956) Treatment of a borderline case with group analytically oriented psychotherapy.—J. Forensic
Sciences 2, No 2.
—                                (1971)  Management and group psychotherapy of borderline patients.— V World Congress
Psychiat. Mexico.
Simmel E. (1929) Psychoanalytic treatment in a sanatorium. — Int. J. Psychoanal. 10, 70—89.
—                                  (1936) The psychoanalytic sanatorium and the psychoanalytic movement.-— Bull. Menn.
Clinic 1, 133—134.
Singer M., Wynne L. C. (1955) Thought disorders and family relations of schizophrenics. IV. Results and
implications. — Arch. Gen. Psychiat. 12, 201—212.
Slater Ph. E. (1970) Mikrokosmos: eine Studie uber Gruppendynamik. — Fischer, Frankfurt/M.
Slavson S. R. (I960) Analytic group psychotherapy. — Columbia Univ. Press, NY.
—                                 (1966) Die historische Entwicklung der analytischen Gruppenpsychothera-pie. — In: Preuss
H. G. Hrsg. Analyt. Gruppenpsychother., Urban & Schwar-zenberg, Munchen.
Socarides Ch. W. (1968) The overt homosexual. — Grune & Stratton, NY. Spitz R. A.  (1946) Anaclitic depression.
— Psychoanal. Study Child 2, Int. Univ. Press, NY.
—                                 (1953) Aggression: its role in the establishment of object relations. — In: Loewenstein R. M.
Ed. Drives, affects, behavior. Int. Univ. Press, NY.
—                                 (1955) Die Urhohle: zur Genese der Wahrnehmung und ihrer Rolle in der
psychoanalytischen Theorie. — Psyche 9, 641—667.
—                               (1956)  Die Entstehung der ersten Objektbeziehungen. — Klett,  Stuttg. 2. Aufl. 1960.
—                                 (1959) Nein und Ja; die Ursprunge der menschlichen Kommunikation.— Klett, Stuttgart.
—                                 (1965) The first year of life — normal and deviant object relations. — Int. Univ. Press, NY.
—                                 (1967)  Vom Saugling zum Kleinkind. Naturgeschichte der Mutter-Kind-Beziehung im
ersten Lebensjahr.— Klett, Stuttgart.
Stole K. et al. (1962) Mental health in the metropolis. The midtown Manhattan study. — McGraw Hill, NY.
Stanton A. H., Schwartz M. S. (1954) The mental hospital. — Basic Books, NY.
Sullivan H. S. (1953) The interpersonal theory of psychiatry. — W. W. Norton, NY.
—                                   (1962) Schizophrenia as a human process. — W. W. Norton, NY. Szasz Th. S. (1961) The
myth of mental illness. — Hoeber, NY.
Tredgold R. F. (1941) Depressive states in the soldier. — Brit. Med. J. 2, 109   112.
Tuovinen M. (1970) Crime as an attempt to save one's integrity. -»Dyn. Psychiat. 3, 99—105.
—                                (1971) Sohnesmord. — Dyn. Psychiat. 4, 29—35.
—                                   (1972) On real incest. — Dyn. Psychiat. 5, 170—175.
Vogel E. F., Bell N. W. (i960) Modern introduction to the family. The emotionally disturbed child as the family
scapegoat. — The Free Press, NY. Weakland J. W.  (1956)   «Double-Bind»  Hypothese und   Dreier-Beziehung.—
Zit. nach. Bateson G. et al. (1969).
Weiss E. (1965) Paul Federn, the iheory of the psychosis. — In: Alexander F. et al. Eds. Psychoanalytic theory.
Basic Books, NY,
165
v. Weizsacker V. (1932) Psychosomatische Medizin, — Psyche 3, 331—341. Whitaker L. (1970) Einleitung zum
Schizophrenie-Denk-Index (WSDI). — Dyn. Psychiat. 3, 86—98.


background image

Will O.  (1970) Psychotherapy, schizophrenia and the identity of the therapist. — Bull. Menn. Clin. 34, 387—392.
W inkier W. Th. (1967) Zit. nach. Schmidbauer W. (1917a).
—                                 (1969a)   Das moderne psychiatrische  Krankenhaus. — Hippokrates,  Stuttgart.
—                                 (1969b) Sozialpsychiatrische Aspekte der Schizophrenic und sozialpsychia-trische Aufgaben
der psychiatrischen Landeskrankenhauser.— Therapiewoche 19, 2201—2204.
—                                   (1971) Ubertragung und Psychose. ■—Huber, Bern.
Winnicott D. W. (!935) The manic defense. — In; Collected papers. Tavistock, London, 1958.
—                                  (1948)  Reparation in respect of mothers organized defense against depression.— In:
Collected papers. Tavistock, London, 1958.
—                                  (1953) Transitional objects and transitional phenomena. — Int. J. Psycho-anal. ,34, 89—97.
—                                  (1954)  The  depressive position in normal emotional  development. — In: Collected papers.
Tavistock, London, 1958.
■— (1956) The antisocial tendency. — In: Collected papers. Tavistock, London. 1958.     i
—                                  (1960)  The theory of parent-infant relationship. Int. J. Psychoanal. 41, 585—595.
—                                  (1963)  The development of the capacity for concern. — In: The matura-tional processes and
the facilitating environment.  Hogarth Press,  London.
—                                   (1969) Kind, Familie und Umwelt. — E. Reinhardt, Munchen.
—                                (1972) The maturational process and the facilitating environment: studies in the theory of
emotional development. Hogarth Press, London.
Wisdom J. O.  (1961/62)  Ein methodologischer Versuch zum Hysterie-Prob-
lem. — Psyche 15, H. 10.
Wotberg A. R. (1973) The borderline  patient. — Int.  Medical  Book Corp.,
NY.
Wolf A., Schwartz E. K. (1962) Psychoanalysis in groups. —Grune & Strat-
ton.'NY.
Wynne L. С etal. (1958) Zit. nach Bateson G. et al. (1969).
Wynne L. C. etal. (1959)   Maintenance of stereotype roles  in the families
of schizophrenics. — Arch. Gen. Psychiat. 1, 109—114.
Wyss R (1972) Diskussionsbeitrag, — Stuttgarter Zeitung 24.1.1972.
Zepf S.  (1973)   Zur Theorie  der  psychosomatischen Erkrankung. — Fischer,
Frankfurt/M.
Zilboorg G. (1931)   The deeper  layers  of  schizophrenic psychosis. — Am. J.
Psychiat. 88, 493—511.


background image

Egon Fabian

GLOSSAR DER GRUNDBEGRIFFE DER

DUNAMISCHEN PSYCHIATRIE

GLOSSARY OF BASIC TERMS OF

DUNAMIC PSYCHIATRY

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

ДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ

1994

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий  глоссарий  я  составил  по  поводу 10-го  мирового  конгресса  Динамической  психиатрии  в

Санкт-Петербурге в октябре 1994 г., являющегося первым таким конгрессом, состоявшимся в России. Цель
глоссария  познакомить  широкий  круг  русско- и  англоязычных  читателей  и  заинтересованных  лиц  с
основным словарем Динамической психиатрии.

С  первого  дня  прикосновения  к  учению  Гюнтера  Аммона  я  всегда  заново  обнаруживал,  что  —  не  в

последнюю  очередь  благодаря  ясной  и  простой  речи, которой  он  пользуется,— его  мысли  доступны.
Понятность  его  речи  также  отражает  его  глубокую  научную  ценность. Он  презирает
интелектуализирующую  смутность в стиле, порождающую ненужную дистанцию  и тем самым служащую
духовным “белым халатом”. Он понимает функцию терапевта как первого слуги больного.

Концепция  Берлинской  школы  Динамической  психиатрии  во  всех  своих  высказываниях  по  поводу

здоровья и болезни основывается на эксплицитном образе человека как внутренне свободного, способного к
контакту  и  развитию,  живущего  в  группах  и  носящего  в  этическом  и  политическом  отношении
ответственность  существа. Интегрированная  психодинамическая  и  терапевтическая  концепция  Аммона  по
отношению к психическому заболеванию является результатом десятилетнего терапевтического контакта с
больными людьми и не представляет собой плод теоретизирующей спекуляции из-за письменного стола.

Динамическая психиатрия не ориентирована исключительно на Европу, ибо ее взгляд направлен прежде

всего на внутреннее ядро человека, на групповую динамику и на имеющуюся в каждой группе социальную
энергию,  т.  е.  элементы,  которые,  несмотря  на  все  транскультурные  различия,  являются  общим
достоинством. Учение Динамической психиатрии универсально в смысле романтической и гуманистической
традиции культуры и науки, сторонником которой признает себя Аммон.

Поэтому  этот  глоссарий  является  скорее  не  собранием  объяснений  понятий, а  приглашением

ознакомиться  с  учением  Динамической  психиатрии  и  путеводителем. Отдельные  объяснения  основаны  на
концепции  самого  Аммона  в  глоссариях  его  книг “Psychoanalyse und Psychosomatik” (Piper, 1974), “Der
mehrdimensionale Mensch (Pinel, 1986) и “Vortrage 1969—1988” (Pinel, 1988), которые  были  расширены  и
подняты  на  новейший  уровень  концептуального  развития. Данные  объяснения  понятий, конечно, не
исчерпывающие. Для  углубленного  понимания  понятий  в  общем  контексте  Динамической  психиатрии  я
предлагаю просмотреть перечень литературы в конце глоссария.

Мое  желание — внести  свой  вклад  в  распространение  мыслей  в  согласии  с  идеями  Динамической

психиатрии. Составление  глоссария  также  связано  с  надеждой, что  он  послужит  катализатором  для
дальнейших переводов трудов Аммона на другие языки.

Эгон Фабиан

ГЛОССАРИИ  ОСНОВНЫХ  ПОНЯТИЙ  ДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ

*

Д-р мед. (университет Тель-Авив, Израиль)

Эгон Фабиан

*

 Перевод с немецкого Гертруд Виттвер.


background image

Агрессия

В отличие от Фрейда, который понимает агрессию (

а

.) как разрушительную силу в смысле стремления к

смерти, Аммон  воспринимает  агрессию  как  центральную  гуманную  функцию, расположенную  в
несознательном ядре личности: изначальная конструктивная агрессия в смысле первоначальной открытости
ребенка к окружающей среде и в смысле обнаруживающего контакта и любопытства (ad gredi — подходить
к  чему-нибудь) под  влиянием  деструктивной  динамики  первичной  группы (семьи) превращается  в
деструктивную агрессию. Она играет важную роль  при всех архаичных болезнях личности. Деструктивная
агрессия  может  быть  направлена  наружу (деструктивное  отреагирование, деструктивная  сексуальность,
преступность, а также разрушительные фантазии, чувства местицинизма и т.д.) или внутрь (психосоматика,
депрессия, мания, суицидальность  или  отреагирование  несчастными  случаями, самоповреждениями  или
запущенностью). Терапевтическая  обработка  деструктивной  а. представляет  собой  основное  звено
динамико-психиатрическои  терапии  идентичности. Деструктивная  а. выражается  в  разрыве  контактов  и
отношений, цели  и  задачи  всегда  заново  ставятся  или  разрушаются. Дефицитная  а  обозначает  отсутствие
потребностей, интересов и задач, а также пассивное уединение от людей и вещей. Она проявляется часто в
чувстве внутренней пустоты и скуки, в чувствах вины и склонности к быстрым уступкам в конкурентных и
конфликтных ситуациях, в общем, в неспособности к установлению контактов. Конструктивная а. означает
установление  контактов, выражение  точки  зрения, способность  к  отношениям, она  позволяет
конструктивное  столкновение  с  лицами  и  группами. “Человеческие  отношения  требуют  агрессивного
столкновения ..., чтобы  они  были  плодотворными. Конструктивно-агрессивный  подход  к  человеку
представляет  собой  настоящее  установление  контакта, которое  может  привести  к  развитию  отношений  и
дружбы. Конструктивная, плодотворная а. всегда обозначает также выражение точки зрения и идентичности
и  включает  в  себя  социально-энергетическое  столкновение”. Три  разных  аспекта  а. (конструктивный,
деструктивный, дефицитный) можно установить с помощью шкалы ИСТА.

Андрогинность

“Человек рассчитан андрогинно, т. е. в виде двух полов, как в телесном, так и в психическом отношении.

У него возможность чувствовать и вести себя или по-мужски или по-женски”. Андрогинность (а.) относится
к  человеку  в  целом  и “касается  всех  сфер  идентичности  не  только  сексуальной  структуры, а  также
структуры  образа  жизни, телесности, эмоциональности, сферы  профессии  и  работы, выбора  партнера  и  т.
п.”. Любая  абсолютная  зафиксированность  на  роли  полов  является  патологией. Человек  может  проявлять
разные мужские и женские стороны в области профессии, сексуальности, интересов, переживаний, чувств и
мышления. С  помощью  диагностического  теста  АДА (размер  андрогинности  по  Аммону) эти  аспекты
можно установить в самооценке и в оценке других и сравнивать друг с другом.

Архаичные болезни Я

Архаичные  болезни  Я (а.) —психические  или  физические (психосоматические) заболевания, генезис

которых связан с нарушенным симбиозом в раннем детстве (комплекс симбиоза) в рамках патологической
первичной группы, в частности в смысле патологического симбиоза между матерью и ребенком. В особенно
тяжелых  случаях  не  достигается  симбиотической  фазы. Первичная  группа  не  может  содействовать  в
соответствующей  мере  развитию  функций  Я  ребенка  и  отмеживанию  его  идентичности. А. представляет
собой  болезни  идентичности, к  которым  на  скользящем  спектре  относятся  психозы, заболевание,
бордерлайн, деструктивная  сексуальность (так  называемое  половое  извращение), заболевания
навязчивостями  и  манией  и  психосоматика. “Симптом  а. в  важных  областях  испытания  заменяет
коммуникацию  все  неудающейся  саморазорительной  попыткой, “чувствовать  самого  себя” в  смысле
восприятия  собственного  существования”. Лечение  а. должно  сосредотачиваться  в  первую  очередь  не  на
симптомах, а, в  рамках  навертывающего  развития  Я, на  постройке  и  интеграции  расщепленной  и
обладающей проблемами личности (дыра в Я).

Болезнь

Болезнь  (б.)  обозначает  не  только  лишение  здоровья,  а  также  временную  потерю  равновесия  или

дезинтеграцию  разных  функций  личности (гуманные  функции) и, тем  самым, аррегирование  в  развитии.
Б.— это  отчужденность “в  контакте  человека  с  самим  собой, с  собственным  несознательным, со  своими
потребностями в идентичности, отчужденность в его контакте с другими людьми, с окружающей средой, с
собственной  историей, культурой  и  с  природой. Так  что  б. представляет  собой  не  данное  от  природы
роковое  явление, а  начатое  в  раннем  детстве  ущемление  ребенка  в  его  потребности  в  признании  как
индивидуального  человека. Психически  больные  лица  в  раннем  детстве  главным  образом  испытывали
деструктивный, ограниченный  отдельными аспектами их  личности  контакт, или  равнодушие. Связанные с
этим  деструктивные  и  дефицитные  процессы  обмена  социальной  энергией  создают  гуманную  структуру,
которая, главным  образом  деструктивно-дефицитная, что  обозначает, между  прочим, “блокирование”
нужных  для  развития  человека  процессов  дифференцирования  и  интеграции  несознательной  центральной
структуры  личности. Болеть  с  этой  точки  зрения  обозначает  иметь  повреждения  в  регуляции  создающих


background image

структуру и приводящих к перемене процессов обмена социальной энергией между отдельным человеком и
группой. Симптомы  болезни  ввиду  этого  надо  понимать  как  компенсацию  структурального  дефицита  в
центральном ядре личности (дыра в Я) и как замену регуляции и интеграции”.

Болезни Я (см. архаичные болезни Я)
Вспомогательные функции Я

“Временное  принятие на себя  не развитых или  еще неразвитых или  поврежденных гуманных функций

(например, страх, агрессия, Я-отмежевание) одного человека другими лицами, например, членами  группы,
терапевтом  или  во  время  симбиоза  в  раннем  детстве  первичными  контактными  лицами. Путем  предо-
ставления  здоровых  гуманных  функций  можно  стабилизировать  личность  людей  с  дефицитной  гуманной
структурой, так чтобы они могли бы лучше справляться с реальностями и с коммуникацией в группах. Этим
принятием на себя вспомогательных функций Я (в.) другими пациентами, например, в группе, работающей в
среде в динамично-психиатрической клиники, играет важную роль в лечении, например, психотических па-
циентов. Такие  пациенты  часто  приходят  на  лечение  только  тогда, когда  отпадает  их  в., например,
вследствие разлуки с партнером или его болезни.

Время

Понятие  время (в.) в  концепции  гуманной  структурологии  относится  к  отдельному  человеку  и

индивидуально, в  зависимости  от  группы. В. может  обозначать  депрессивное, бесконечное, пустое,
отчужденное, мертвое  в., а  также  настоящее  живое, интенсивное  заполненное  в “человеческой  встрече  и
деятельности”.

Время  жизни — это  время, которое  зависит  от  группы, время, заполненное  социальной  энергией  и

основанное  на  собственной  идентичности  в., достижение  чего  должно  являться  более  глубокой  целью
любой терапии.

Группа

Сеть межчеловеческих отношений, матрица (Фоукс), в которой имеет место жизнь и развитие индивида.

Каждый  человек  состоит  в  различных  группах (группа  семьи, коллег  по  работе, политические  группы,
группы, преследующие  совместные  интересы), по  воздействию  которых  он  меняется, и  которые  он  сам
меняет. “Human beings are group beings. The group, its dynamics, its atmosphere, its social energy as well as its
social dynamics and cultural dependence on larger social groups, determine man's life and identity.”

В  соответствии  с  пониманием  Динамической  психиатрии, группа  и, прежде  всего, первичная  группа

семьи, это  то  место, где  образуется  на  основе  группово-динамических  и  социально-энергетических
процессов  идентичность  и, тем  самым, болезнь  или  здоровье. Для  терапии  лиц  с  архаичной  болезнью  Я
(архаичные болезни Я) группа представляет средство, которым он отреагирует на деструктивную динамику
своей  болезни  так, что  она  выявляется. Несознательно  он  переносит  всю  семью  и  отдельных  ее  членов  в
группу, которая, в  свою  очередь, комплексным  образом — отображением  и  обратным  переносом —
представляет  аспекты  его  семьи. В  терапевтической  группе, например, в  группе  по  терапии  в  среде  в
динамично-психиатрической  клинике (см. групповая  динамика, см. психосоматика, см. терапия  в  среде)
собственная динамика становится явной и может изменяться под руководством терапевтов со специальной
подготовкой по групповой динамике. Таким образом, пациент испытывает эмоциональное исправление (Ф.
Александр) или  повторение  и  навертывание, которые  позволяют  ему  постоянно  выйти  из  принуждения
повторения болезни в пользу развития идентичности в смысле наверстывающего развития.

Групповая динамика

“Динамика, т. е. сплетение  отношений  в  виде  процесса, которая  спонтанно  образуется  во  всех

человеческих группах. Первым обнаружил и описал этот феномен социолог Курт Левин. С. X. Фоукс ввел
его в аналитическую групповую терапию. В Динамической психиатрии групповую динамику понимают не
как пересекающиеся  интеракции, а как группово-динамическое  поле. “Познания” групповой динамики (г.)
нужны  не  только  для  психотерапии, но  также  для  политических  групп  учреждений, партий, совместно
проживающих  групп, университетов, научно-исследовательских  групп, судебных  заседаний  и  для
педагогики”. Болезнь  в  смысле  Динамической  психиатрии  понимается  как  освоенные  деструктивно-
дефицитные  г. и  социальная  энергия  первичной  группы. В  условиях  патологического  принуждения
повторения в жизненных и терапевтических группах больного она возобновляется или агируется. Поэтому
имеет  огромное  терапевтическое  значение  и  представляет  собой  один  из  китов  гуманструктурального
лечения.

Гуманные функции (функции Я)

Расположенные  в  сознательной  или  несознательной  области  личности  функции, находящиеся  во

взаимосвязи  между  собой. Они  могут  быть  либо  конструктивными, либо  деструктивными, либо