Файл: Алешина Ю. - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 2363
Скачиваний: 19
того из членов родительской семьи (включая всех родственников, с которыми приходилось
достаточно тесно взаимодействовать в детстве), который пользовался наибольшей властью и
влиянием. При этом, с точки зрения современной семейной терапии, огромное значение
имеет нынешняя взрослая семья клиента, которая может приводить к значительной
модификации его глубинных стремлений и этим усугублять проблемы или же, наоборот,
смягчать их (Gurman A.S., Kniskern D.P., 1981).
Исходя из кратко описанных выше теоретических представлений, одна из задач
супружеской психотерапии — помочь клиентам разобраться в том, как в их взрослой
семейной жизни проявляются паттерны и модели взаимодействия, усвоенные ими в детстве
и теперь осложняющие и затрудняющие построение зрелых, взрослых отношений как с
супругом, так и со своими собственными детьми. Анализ этих неосознаваемых потребностей
и стремлений позволяет избавиться от них, “расчищая” дорогу более зрелым и адекватным
отношениям, которые также выстраиваются в процессе психотерапии.
Тесно связан с вышеизложенными представлениями еще один конструкт, который
нередко самостоятельно используется для анализа супружеского взаимодействия. Это
представление о том, что большинство проблем и конфликтов, связанных с отношениями,
являются следствием бессознательной борьбы супругов за власть и влияние, их конкуренции
друг с другом. Для торжества над партнером используются любые средства: отказ от участия
в сексуальных отношениях — чтобы продемонстрировать другому низменность его
стремлений, унизить и наказать за что-либо; поздние приходы как доказательство
собственной независимости и самостоятельности; обвинения и претензии по мелочам — для
того чтобы убедить партнера в том, что он (она) ни на что не способен /-на/ и т.д.
Интерпретируя и анализируя такие конкурентные отношения между супругами, консультант
может опираться на те модели взаимодействия, а соответственно, и на те паттерны
конкуренции, которые существовали в родительских семьях каждого из них. Другой (и, с
моей точки зрения, менее удачный) “источник” интерпретации возникновения конкуренции
— борьба за власть между мужчинами и женщинами как представителями двух
противоположных полов. Такой взгляд непродуктивен, в частности, потому, что здесь не
прослеживаются какие-либо перспективы для “примирения” между борющимися сторонами.
Супруги, сколько с ними ни работай, так и останутся мужчиной и женщиной, а жесткое
приписывание каждому из них каких-либо прав и обязанностей противоречит не только
психотерапевтическим нормам, но и просто здравому смыслу.
К проблемам распределения власти в отношениях можно подходить и
непосредственно, как это делают многие авторы, считая, что борьба за власть, признание и
влияние — это естественная реальность любых отношений. При этом результатом
психотерапии является не решение этой проблемы в принципе, что вообще невозможно, а
установление между супругами некоторого баланса, когда, условно говоря, все выигрыши и
проигрыши одного компенсируются или уравновешиваются выигрышами или проигрышами
другого. Подобное представление о супружеских взаимоотношениях, связанное лишь с
распределением власти, является более простым, а следовательно, и более доступным для
использования при работе с супружескими парами, обращающимися в консультацию.
Таким образом, истинные причины прихода клиента в консультацию — стремление
добиться от партнера той любви, власти и пр., которых ему не хватает в отношениях с ним и
которых он не может добиться собственными силами. Однако, утверждая это, необходимо
учитывать принципиальное отличие краткосрочной консультативной работы, о которой
здесь идет речь, и более длительной глубинной психотерапии. У психолога, работающего в
консультации, обычно нет ни навыков, ни времени на “выстраивание” психической
реальности клиентов, да и сами клиенты, как мы уже не раз упоминали об этом, обычно не
готовы к длительному, глубинному воздействию. Понимание более глубинных или
“истинных” причин прихода клиента в рамках консультирования обычно остается лишь
способом структурирования консультантом своей работы, и это понимание чаще всего никак
не вербализуется в ходе приема (естественно, из любого правила существуют исключения).
Иначе говоря, в рамках консультирования в качестве причин прихода клиента обычно
рассматриваются и обсуждаются лишь те, который предлагаются клиентом, тем более, что
именно это является реальностью супружеских отношений, которая осознается как нечто
тревожащее и проблемное.
Особенности консультирования при работе с супружеской парой
Прежде чем переходить к описанию стратегий ведения приема, необходимо
остановиться еще на одном вопросе — кто и как обращается в консультацию по поводу
своих семейных проблем. На основании перечня причин (поводов) обращений можно
предположить, что возможны, по крайней мере, два варианта прихода в консультацию: оба
супруга вместе или один из них с жалобами на себя или на партнера. Наиболее
распространенным вариантом прихода является последний. Отчасти это может объясняться
особенностями нашей культуры, в которой психологические знания недостаточно
популярны и обращения в консультацию представляются чуть ли не криминалом. Однако
приход только одного супруга с жалобами на проблемы в семье является наиболее частым
вариантом первичного обращения за психологической помощью и в других странах (Gaunt
S.T., 1985). Правда, “зарубежного” клиента гораздо легче склонить к более длительной
работе, чем одно-двухразовый прием, а также и к тому, чтобы на следующую встречу он
(она) пришел уже не один, а с супругом.
Остановимся подробнее на некоторых преимуществах работы с двумя супругами, а
также на определенных трудностях, связанных с этим вариантом прихода клиентов в
консультацию.
1. Прежде всего, беседа с двумя, а не с одним супругом, более диагностична, позволяет
сразу же увидеть те проблемы и трудности, на которые клиенты жалуются. Так, особенности
их взаимодействия в консультации вскрывают многое из того, о чем им бывает трудно
говорить, и позволяют наглядно выделить то, что определяет характер отношений и что
самим супругам трудно обозначить более четко.
2. Работа с обоими партнерами позволяет в ходе приема непосредственно апеллировать
к паттернам их отношений, проявляющимся в особенностях взаимодействия супругов в
консультации. Обращение к происходящему “здесь и теперь” бывает более убедительным и
эффективным, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета консультанта.
3. Присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использовать целый ряд особых
техник и приемов, таких, например, как семейная скульптура, заключение контракта и др.,
способствующих более успешному и эффективному ведению супружеской терапии,
применение которых при наличии лишь одного клиента либо в принципе невозможно, либо
весьма затруднено.
4. Приход обоих супругов в консультацию часто означает их более серьезную
мотивацию к работе, предполагает, что работа будет более длительной и более углубленной.
Кроме того, при одновременной работе с обоими партнерами можно в случае необходимости
поддерживать рабочую мотивацию одного из них “за счет” другого.
5. Консультирование супружеской пары часто является более эффективным. Ведь если
оба супруга серьезно настроены на перестраивание своих отношений и стремятся в своей
совместной жизни реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время приемов, то
изменения в отношениях наступают значительно быстрее и в принципе могут быть более
значительными и стабильными, чем при работе с одним из супругов. В последнем случае,
для того чтобы дождаться каких-либо изменений, супругу часто необходимо набраться
терпения и достаточно долго без какой-либо взаимности демонстрировать более
совершенные паттерны поведения, прежде чем другой почувствует и как-то отреагирует на
это.
Но, кроме этих и некоторых других преимуществ, работа с обоими супругами имеет и
ряд дополнительных трудностей и недостатков. Кратко перечислим их.
1. Прежде всего, вести прием, в котором участвуют двое клиентов, а не один, обычно
труднее, особенно на первых этапах консультативного процесса, поскольку присутствие
второго члена пары так или иначе сказывается на ходе беседы. Супруги могут перебивать
друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь что-то объяснить или доказать
прежде всего друг другу, а не консультанту, выступать в коалиции против консультанта и
т.д. Хотя возможна и обратная реакция, когда присутствие партнера приводит к тому, что
муж или жена становятся неразговорчивыми, каждый из них может ждать, что нечто важное
будет сказано другим. И в том, и в другом случае от консультанта требуются особые навыки
и умения, чтобы переориентировать супругов на совместную работу, организовать и
направить процесс консультирования.
2. Работа с двумя супругами, хотя и является более эффективной, чаще всего носит
менее глубокий, поверхностный характер. В этом случае реже затрагиваются серьезные
личные проблемы, лежащие в основе тех или иных супружеских разногласий. Результаты же,
убедительные на первый взгляд, реже бывают полностью удовлетворяющими запрос
клиентов, особенно если за семейными проблемами стоит нечто более личное.
3. Работа с обоими супругами в каком-то смысле более уязвима. Нежелание одного из
них двигаться дальше, характерологические особенности одного из партнеров,
препятствующие более углубленной работе, могут серьезно помешать консультированию. С
одним супругом легче работать, чем с двумя, под одного проще подстроиться, выбрав тот
темп работы, который в большей степени соответствует клиенту.
Организация работы с супружеской парой
Если на прием пришли оба супруга и оба выражают готовность совместно обсуждать
семейные проблемы — не воспользоваться этим для консультанта просто “грех”. Но,
выбирая совместную работу, необходимо отчетливо представлять, что таким образом
психолог берет на себя определенные обязательства, которые прежде всего выражаются в
том, что он не должен вступать в коалицию ни с одним из них (как во время совместных
приемов, так и вне их), встречаться с одним супругом “по секрету” от другого, обсуждать
что-либо по телефону с одним из них без ведома партнера и т.д.
Необходимо отметить, что страх по поводу того, что консультант вступит в коалицию с
одним из партнеров, будет сочувствовать и поддерживать другого, в конфликтных парах
достаточно велик. Иногда кто-либо из супругов специально спрашивает об этом
консультанта или делится опасениями на предмет предстоящей беседы (особенно часто это
бывает, когда консультант работает с супружеской парой один, без ко-терапевта
противоположного пола). Проследить какую-либо логику в этих опасениях сложно. Муж
может бояться того, что консультант-женщина будет “из женской солидарности” во всем
поддерживать жену, в то же время жена может считать, что женщины больше
симпатизируют мужчинам, чем друг другу, и также опасаться осуждения со стороны
женщины-консультанта. Сходные проблемы могут возникнуть и у консультанта-мужчины.
Существует множество вариантов “серьезных” и обоснованных ответов на вопросы и
опасения клиентов, что консультант будет поддерживать только одного из них, в которых
можно сослаться на профессионализм, на предшествующий опыт работы с супругами и т.д.
Не отвергая их, приведем здесь еще один из возможных вариантов реплик консультанта в
такой ситуации, который был предложен К. Роджерсом. В ответ на подобные опасения
клиентов он использовал следующую фразу: “У меня к вам большая просьба: как только вы
заметите, что я встал на сторону одного из вас в ущерб другому, сразу же укажите мне на
это. Мне это очень поможет в работе, и я буду вам искренне благодарен”. Такой ответ
действует, как правило, особенно убедительно.
Бывает, что один из супругов “приводит” другого в консультацию, и, соответственно,
ориентация одного из них на психологическую помощь значительно меньше, а часто ее и
вовсе нет. В таких случаях “незамотивированный” супруг нередко с самого начала выражает
желание поговорить с консультантом наедине, без партнера. Консультанту следует проявить
определенное упорство, стараясь убедить клиентов в возможностях и преимуществах именно
совместной супружеской терапии. Но если клиент активно несговорчив, его все же стоит
выслушать наедине, обязательно спросив предварительно у его партнера о согласии на такую
индивидуальную беседу. То, что он/она сообщит, может оказаться “поворотным моментом”
в работе с данной парой. Так, например, он/она может рассказать, что у него/нее есть другой
человек, к которому он/она собирается уйти, но по каким-либо причинам, например, для того
чтобы смягчить удар для покидаемого супруга, сообщение об этом откладывается.
Естественно, что ни о какой супружеской терапии в этом случае и речи быть не может,
вместо этого работа может идти по другим направлениям: можно начать работать
индивидуально с тем из супругов, кто был инициатором прихода в консультацию, можно
помочь супругам организовать откровенный разговор о будущем разводе, может быть
оказана психологическая помощь, направленная на смягчение негативных результатов
развода и пр.
Организация работы с одним супругом
Но чаще всего бывает, что супруг приходит в консультацию один, не желая, а чаще
всего не имея возможности привести с собой партнера. В такой ситуации его необходимо
прежде всего поддержать, уверив, что работа с одним членом пары ни в коем случае не
является бессмысленной или безрезультатной. Один из наиболее убедительных доводов
звучит примерно так: “И вы, и ваш муж (жена), и ваши дети — звенья одной цепи, и если вы
в результате наших бесед как-то изменитесь, примете для себя какие-то решения, они
обязательно рано или поздно почувствуют это и, соответственно, изменятся сами, хотя вам
какое-то время придется терпеливо ждать этого момента”.
Ситуация работы с одним супругом, а не с двумя, “опасна” неравноправием, поскольку
пришедший на прием в каком-то смысле берет груз семейных проблем на себя одного.
Высказывая подобные сомнения в ситуации консультирования, клиент в общем-то прав,
поскольку основное условие конструктивной психологической работы — принятие клиентом
вины (или ответственности) за то, что происходит в семье, хотя очевидно, что свой вклад в
проблемы вносят оба супруга. Естественно, что оказаться “виновным” неприятно. В качестве
успокоения клиенту можно предложить такое рассуждение: “Виноваты, конечно же, вы оба.
Но обсуждать здесь вину вашего партнера бессмысленно, поскольку единственное, что я
могу сделать в данной ситуации, это пожалеть вас, но вряд ли это принесет вам хоть какое-
нибудь облегчение. Понимание же того, что именно ваши слова и поступки способствуют
ухудшению и обострению ситуации в семье, может привести к определенным изменениям в
вашем поведении, что скорее всего так или иначе будет полезно для семьи в целом”.
Необходимо заметить, что этот аргумент легко принимается клиентами на уровне логики, но
в процессе консультирования к нему приходится возвращаться снова и снова, когда клиент
начинает рассказывать, как он старается, чтобы все было хорошо, а партнер этого не ценит и
не понимает. Даже единичная удачная беседа с одним из супругов может привести к тому,
что в следующий раз на прием придут оба. Отказывающийся, не верящий в возможность
помощи партнер вдруг захочет “из любопытства” поговорить с консультантом, или не
желавший ни в коем случае говорить о своем визите в консультацию клиент вдруг
“расколется” и приведет с собой супруга. В этом случае следует попробовать организовать с
ними совместную работу. Один из существенных моментов такой организации — это рассказ
отсутствовавшему на предыдущих приемах супругу (разумеется, с разрешения партнера) о
том, что происходило, о чем в основном беседовали клиент и консультант. Психолог в этой
ситуации должен выступить в роли тонкого политика, одновременно подчеркивая важность
уже сложившегося сотрудничества с одним из супругов и всячески демонстрируя ценность
прихода другого. Возможно и обратное, когда совместные встречи по каким-то причинам
прерываются, и консультант продолжает работать только с одним из супругов. И в этой
ситуации можно многое сделать для семьи, не оставляя попыток вернуть в консультацию
“блудного” клиента.
Существует и еще одна возможность развития консультационного процесса, которую
ни в коем случае не стоит упускать из виду. Это ситуация, когда консультант сам становится
инициатором раздельных встреч с партнерами. Обычно это случается, когда работа не
двигается и возникшая преграда — нежелание супругов обсуждать что-либо, явное упорство
одного из них, укрепляемое реакциями другого — становится серьезной помехой в процессе
консультирования. В качестве признаков такой ситуации может выступать, например,
возвращение клиентов к одним и тем же темам, которые приходится проговаривать снова и
снова, или же нежелание одного из супругов, а чаще и обоих, выполнять домашние задания,
ссылаясь на занятость, искусственность рекомендуемых упражнений и т.п. Часто в этом
случае клиенты сами с удовольствием соглашаются на индивидуальную встречу с
консультантом. То, как будет аргументировано предложение о раздельной работе, во многом
определяется происходившим во время совместных приемов. Но важно, чтобы ни у одного
из них не возникало ощущение, что он/она делает для развития супружеских отношений
больше, чем другой, или наоборот, что он/она виноват в том, что помощь психолога не дает
каких-либо существенных результатов (хотя абсолютных правил, естественно, не
существует, и даже “обвинение” одного из партнеров может быть использовано опытным
консультантом как способ стимуляции работы). Идея равного участия и равной
ответственности должна сохраниться и в индивидуальных разговорах с клиентами, тем
более, что для них всегда должна оставаться открытой возможность вновь совместно
встретиться с консультантом. Произойдет это или нет после их “разделения” — в каждом
случае определяется обстоятельствами. Оказавшись же наедине с женой/мужем, консультант
вправе использовать те преимущества, которые дает работа с одним клиентом, — разговор
на более глубоком уровне, обсуждение тем, анализ которых был труден в присутствии
партнера, и т.д.
Причины прихода супругов в консультацию
Однозначной связи между тем, один или оба супруга приходят в консультацию, и
причиной прихода не существует. Однако некоторые поводы для обращения чаще
встречаются, когда в консультацию приходит только один из партнеров. К числу таких
“особых” причин можно отнести алкоголизм супруга и проблемы, связанные с его/ее
психическим или физическим заболеванием. В обоих случаях вопрос для клиента часто
заключается не столько в том, как повлиять на партнера, чтобы он/она не пил/— а/, или
меньше фиксировался /-ась/ на своей болезни, сколько в том, что делать самому клиенту:
развестись, считая что ситуация безнадежна; терпеть и ждать какого-то решения своей
проблемы, надеясь, что партнер бросит пить, выздоровеет, и т.д.
Приход в консультацию обоих супругов, пожалуй, несколько чаще связан с
внутрисемейными конфликтами по поводу распределения супружеских ролей и
обязанностей, с сексуальными трудностями, денежными проблемами, то есть с чем-то, что
так или иначе затрагивает интересы обоих и может быть квалифицировано как общая
проблема.
Существует и определенная взаимосвязь между формулируемыми жалобами и
возрастом клиентов, их стажем совместной жизни: молодых супругов чаще волнуют
проблемы собственных взаимоотношений, переживания, связанные с ревностью и изменой;
пожилым больше свойственно размышлять о своих отношениях со взрослыми детьми. Но,
по-видимому, на этом не стоит останавливаться подробнее, поскольку с чем бы ни
обратились к психологу супруги, работа с ними или с одним из них строится примерно
одинаково, особенно в начале беседы.
Длительность работы с супружеской парой