ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 4692
Скачиваний: 20
176
Работа 2.9. Отражение семантики зрительного образа в структуре вызванных потенциалов
Для работы необходимы:
электроэнцефалограф, компьютер с режимом усреднения, фотостимулятор,
автоматический диапроектор, электростимулятор, 2 переключателя с нейтральным средним положением, набор
диапозитивов с шестью однозначными цифрами, например 1 6 9 3 4 2, испытуемый.
Поскольку внимание и мышление связаны с изменением активности нейрофизиологических процессов,
предпринимаются попытки выявления корреляции семантики раздражения с электрофизиологическими
показателями деятельности большого мозга. Так, например, придание постоянному физическому стимулу
определенной семантической нагрузки находит свое отражение в структуре поздних компонентов вызванных
потенциалов.
Ход работы.
Собирают установку, как это показано на рис. П.2.4. Испытуемого помещают в кресло перед
экраном. На ручке кресла прикрепляют переключатель для испытуемого. Отводящие электроды устанавливают
на затылочную область и вертекс. Объединенный индифферентный электрод располагают на мочке уха. На
экране предъявляют последовательность диапозитивов. Время экспозиции каждого диапозитива 3 с.
Испытуемого просят сравнить величины двух сумм, полученных от сложения в уме трех цифр: 1
-
й, 3
-
й, 5
-
й и 2
-
й,
4-
й, 6
-
й, которые были предъявлены на диапозитиве. В зависимости от того, какая из двух сумм окажется
больше, испытуемый изменяет положение ключа в ту или иную сторону. Предварительно экспериментатор
поворачивает свой переключатель в такое положение, которое при соответствующем положении ключа
испытуемого обеспечивает фотовспышку. В 1
-
й серии исследования испытуемому вспышкой сообщают о
правильном выполнении задания, во 2
-
й
–
о неправильном. В момент вспышки необходимо расслабить мышцы и
не мигать. В каждой серии исследований с помощью компьютера производят усреднение 20 реализаций с эпохой
анализа 500 мс.
Рис. П.2.4. Схема
установки исследования:
1
–
переключатель экспериментатора;
2
–
переключатель
испытуемого;
3 –
электростимулятор;
4 –
фотостимулятор;
5 –
лампа
-
вспышка
Рекомендации к оформлению работы.
После измерения в мВ амплитуды положительного колебания с
латентным периодом 300 мс (компонент Р
300
)
результаты внесите в таблицу (табл. П.2.4).
Т а б л и ц а П . 2 . 4
Параметры ВП при семантической нагрузке
Серии исследовании
Амплитуда ВП компонента рзоо, мкВ
C
z
О
1
О
2
1-
я
2-
я
Задание.
Проанализируйте изменение амплитуды компонентов Р
300
в
1-
й и 2
-
й сериях исследований.
177
Работа 2.10. Влияние цели на результат деятельности
Для работы необходимы:
специальная таблица
-
рисунок с двусмысленной (цифра
-
буква) фигурой в центре
(рис. П.2.5), испытуемые.
При планировании какого
-
либо действия в ЦНС формируется акцептор результата действия
–
нервная модель
будущего планируемого результата. Однако будущий результат впервые совершаемого действия поведенческого
акта представляется человеку недостаточно четким. Тем не менее предварительное формирование цели
–
создание идеальной модели запланированного результата является руководящим и направляющим фактором в
действиях человека.
Ход работы.
Преподаватель делит всех студентов на 2 группы и объясняет, что им в течение короткого
времени (1
–
2 с) будет показана таблица. Цель студентов 1
-
й группы
–
запомнить знаки (фигуры),
расположенные в таблице по вертикали. Цель студентов 2
-
й группы
–
запомнить знаки, расположенные в этой
таблице по горизонтали. После демонстрации таблицы проводят опрос студентов разных групп. Оказывается, что
в зависимости от поставленной цели один и тот же центральный знак в таблице
-
рисунке был воспринят по
-
разному. Преподаватель еще раз демонстрирует таблицу, чтобы каждый студент мог рассмотреть ее подробно, и
поясняет результаты исследования. Так доказывается, что предварительная постановка цели влияет на результат.
Рис. П.2.5. Рисунок с двусмысленной фигурой (цифра
-
буква) в центре
Рекомендации к оформлению работы.
Занесите полученные результаты в таблицу (табл. П.2.5) и объясните
их.
Т а б л и ц а П . 2 . 5
Зависимость результата деятельности от поставленной цели
Работа 2.11. Влияние обстановочной афферентации на результат деятельности
Для работы необходимы:
секундомеры, испытуемые.
Результат целенаправленной деятельности зависит от ситуации, в которой находится человек, и
доминирующей мотивации. В результате афферентного синтеза включаются различные системы организма,
обеспечивающие достижение цели. При этом различная поза человека, при которой выполняется деятельность,
может повлиять на параметры результата действия и скорость его достижения
Ход работы.
Студенты образуют пары: испытуемый
–
исследователь. Каждый исследователь предлагает
своему испытуемому решить устно («в уме») по 3 арифметических примера типа: 17
-18, 26-18, 33-
47 и т. п. в
двух различных позах: сидя за рабочим столом и стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой
ногой. Экспериментаторы по секундомеру замечают время решения примера и проверяют правильность ответа.
Рекомендации к оформлению работы.
Занесите полученные результаты в таблицу (табл. П.2.6) и объясните
их.
Т а б л и ц а П . 2 . 6
178
Зависимость результата деятельности от обстановочной афферентации
Поза
Решаемые примеры
Время решения, с
Правильность
результата
Стоя
1
1
1
на одной
2
2
2
ноге
3
3
3
Сидя
1
2
среднее значение
1
среднее значение
1
3
2
2
3
3
среднее значение
среднее значение
Работа 2.12. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания
Для работы необходимы:
специальные таблицы с изображением перепутанных ломаных линий, рисунок с
двояким изображением, секундомеры, испытуемые.
Разные виды труда развивают различные свойства произвольного внимания. Так, водитель автобуса должен
уметь быстро переключать свое
внимание с одного объекта на другой (дорога, салон автобуса, рычаги и пульт
управления); оператор, следящий за появлением на экране определенной информации, обладает большой
устойчивостью внимания; у телеграфистов, воспринимающих информацию на слух и запоминающих ее,
развивается объем внимания.
Рис. П.2.6.
Перепутанные ломаные линии
Ход работы.
Студенты образуют пары: испытуемый
–
исследователь. Исследователи быстро, в течение 1
– 2
мин, рисуют каждый для своего испытуемого по одной таблице такого типа, как указано на рис. П.2.6, и раздают
их испытуемым. Испытуемые по команде экспериментатора в течение 3 мин, не пользуясь указкой или
карандашом, а только с помощью глаз, находят конец каждой линии и помечают ее соответствующим номером в
правом столбике, как это показано для линий 1 и 2 на рис. П.2.6. Через 3
мин исследователи прерывают работу
испытуемых и, проверив ее, оценивают степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно
найденных за 3 мин концов линий. Далее испытуемым предъявляют рисунки с двояким изображением, например
«портрет» молодой и старой женщины (рис. П.2.7). По секундомеру исследователи отмечают время восприятия и
осознания испытуемым обоих образов. О степени переключаемости внимания судят по количеству секунд,
затраченных на опознание обоих образов: чем быстрее человек увидит оба образа, тем больше у него выражена
способность к переключению внимания.
179
Рис. П.2.7. Двоякое изображение фигур
Рекомендации к оформлению работы.
1. Занесите в тетрадь результаты определения степени устойчивости и
переключаемости внимания всех студентов вашей группы и рассчитайте средне
-
групповые значения. 2. Сравните
свои собственные данные с данными средне
-
групповых значений.
Работа 2.13. Оценка трудоспособности человека при выполнении работы, требующей внимания
Для работы необходимы:
корректурные таблицы (табл. П.2.7) и рисунки для определения основных свойств
внимания (см. предыдущую работу), таблицы для определения остроты зрения, периметр Форстера,
секундомеры, испытуемые.
Т а б л и ц а П . 2 . 7
Корректурная таблица
В производственных условиях на показатели трудовой деятельности могут влиять не зависящие от работника
недостатки производства: нехватка инструментов, материалов и т.п. Поэтому для исследования
работоспособности нередко используют показатели функционального состояния организма, характеризующие
потенциальные возможности человека совершать тот или иной вид профессиональной деятельности. В данной
работе моделируется один из видов умственного труда
–
деятельности корректора.
Ход работы.
Студенты образуют группы по 5 человек: 1 испытуемый и 4 исследователя. Исследователи
180
определяют у испытуемого остроту и поле ахроматического зрения, частоту пульса и частоту дыхания. С
помощью таблиц и рисунков оценивают устойчивость и переключаемость внимания, после чего испытуемый
приступает к работе над таблицей. Продолжительность работы 10 мин. В течение каждой минуты испытуемый по
заданию исследователей отыскивает в таблице разные буквы (на 1
-
й мин
–
И, на 2
-
й
–
Н и т.д.), фиксируя в
памяти общее число найденных за 1 мин букв. Исследователи прерывают
работу испытуемого в конце каждой
минуты, отмечая цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. на корректурной таблице моменты остановок и занося в тетрадь
количество найденных испытуемым букв за 1 мин работы. Просмотрев всю таблицу до конца, испытуемый вновь
возвращается к ее началу и работает так в течение
10 мин.
Рекомендации к оформлению работы.
Для удобства анализа полученных результатов занесите данные в 2
таблицы (П.2.8 и П.2.9).
Т а б л и ц а П . 2 . 8
Показатели функционального состояния испытуемого
Показатели
Значения показателей
Острота зрения
Поле зрения правого глаза
Частота сердечных сокращений
Частота дыхания
Устойчивость внимания
Переключаемость внимания
Т а б л и ц а П . 2 . 9
Результаты трудовой деятельности испытуемого
Время работы,
мин
Заданная буква
Кол
-
во букв,
найденных за 1
мин
Кол
-
во
имеющихся в
тексте букв
Ошибка работы
(разность между
должным и
найденным
числом букв)
кол
-
во знаков,
просмотренных за
1 мин
1-
я
И
2-
я
Н
3-
я
П
…
…
10-
я
Ц
О точности работы судят по
общему числу допущенных за 10 мин работы ошибок. О скорости работы судят
по общему числу просмотренных за 10 мин знаков.
Задание.
Сравните работоспособность различных испытуемых.
Работа 2.14. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности
Для работы необходимы:
таблица с тридцатью рядами из шести однозначных цифр в каждом ряду (таблица
разделена на 5 групп по 6 рядов в каждой группе); испытуемые.
Результат целенаправленной деятельности человека нередко находится в прямой зависимости от объема
информации, который он способен
сохранить в памяти и воспроизвести. Кроме того, любая деятельность
определяется многими мотивами, подчиненными, однако, доминирующей мотивации, оказывающей влияние на
продуктивность и успешность деятельности индивида.
Ход работы.
Испытуемыми являются студенты. Преподаватель в течение 3 с зачитывает цифры одного ряда.
Студенты в течение 6 с складывают в уме вначале 1
-
ю, 3
-
ю и 5
-
ю цифры, а затем 2
-
ю, 4
-
ю и 6
-
ю. Полученные две
суммы записывают. Так зачитывается вся таблица. Однако перед предъявлением цифр последней группе
преподаватель просит мобилизовать внимание и выполнить задание более точно, так как по работе с цифрами
последней группы будут судить об интеллектуальных способностях и эмоциональной стабильности студентов.
Затем преподаватель зачитывает для проверки правильные ответы, ошибки студенты подчеркивают.
Рекомендации к оформлению работы.
Занесите результаты исследований в таблицу (табл. П.2.10).