Файл: Smirnov_V_M_i_dr_Fiziologia_sensornykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 4692

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

176 

 

 

 

Работа 2.9. Отражение семантики зрительного образа в структуре вызванных потенциалов

 

 

Для  работы  необходимы: 

электроэнцефалограф,  компьютер  с  режимом  усреднения,  фотостимулятор, 

автоматический  диапроектор,  электростимулятор,  2  переключателя  с  нейтральным  средним  положением,  набор 
диапозитивов с шестью однозначными цифрами, например 1 6 9 3 4 2, испытуемый.

 

Поскольку  внимание  и  мышление  связаны  с  изменением  активности  нейрофизиологических  процессов, 

предпринимаются  попытки  выявления  корреляции  семантики  раздражения  с  электрофизиологическими 
показателями  деятельности  большого  мозга.  Так,  например,  придание  постоянному  физическому  стимулу 
определенной  семантической  нагрузки  находит  свое  отражение  в  структуре  поздних  компонентов  вызванных 
потенциалов.

 

Ход  работы. 

Собирают  установку,  как  это  показано  на  рис.  П.2.4.  Испытуемого  помещают  в  кресло  перед 

экраном.  На  ручке  кресла  прикрепляют  переключатель  для  испытуемого.  Отводящие  электроды  устанавливают 
на  затылочную  область  и  вертекс.  Объединенный  индифферентный  электрод  располагают  на  мочке  уха.  На 
экране  предъявляют  последовательность  диапозитивов.  Время  экспозиции  каждого  диапозитива  3  с. 
Испытуемого просят сравнить величины двух сумм, полученных от сложения в уме трех цифр: 1

-

й, 3

-

й, 5

-

й и 2

-

й, 

4-

й,  6

-

й,  которые  были  предъявлены  на  диапозитиве.  В  зависимости  от  того,  какая  из  двух  сумм  окажется 

больше,  испытуемый  изменяет  положение  ключа  в  ту  или  иную  сторону.  Предварительно  экспериментатор 
поворачивает  свой  переключатель  в  такое  положение,  которое  при  соответствующем  положении  ключа 
испытуемого  обеспечивает  фотовспышку.  В  1

-

й  серии  исследования  испытуемому  вспышкой  сообщают  о 

правильном выполнении задания, во 2

-

й 

– 

о неправильном. В момент вспышки необходимо расслабить мышцы и 

не мигать. В каждой серии исследований с помощью компьютера производят усреднение 20 реализаций с эпохой 
анализа 500 мс.

 

 

 

 

Рис. П.2.4. Схема

 

установки исследования:

 

 

1

 – 

переключатель экспериментатора; 

– 

переключатель

 

испытуемого; 

3 – 

электростимулятор;

 

4 – 

фотостимулятор;

 5 – 

лампа

-

вспышка

 

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

После  измерения  в  мВ  амплитуды  положительного  колебания  с 

латентным периодом 300 мс (компонент Р

300

результаты внесите в таблицу (табл. П.2.4).

 

 

Т а б л и ц а   П . 2 . 4

 

 

Параметры ВП при семантической нагрузке

 

 

Серии исследовании

 

Амплитуда ВП компонента рзоо, мкВ

 

 

C

z

 

О

1

 

О

2

 

1-

я

  

  

  

  

2-

я

  

  

  

  

 

Задание. 

Проанализируйте изменение амплитуды компонентов Р

300

 

в 

1-

й и 2

-

й сериях исследований.

 

 


background image

 

177 

Работа 2.10. Влияние цели на результат деятельности

 

 

Для  работы  необходимы: 

специальная  таблица

-

рисунок  с  двусмысленной  (цифра

-

буква)  фигурой  в  центре 

(рис. П.2.5), испытуемые.

 

При планировании какого

-

либо действия в ЦНС формируется акцептор результата действия 

– 

нервная модель 

будущего планируемого результата. Однако будущий результат впервые совершаемого действия поведенческого 
акта  представляется  человеку  недостаточно  четким.  Тем  не  менее  предварительное  формирование  цели 

– 

создание  идеальной  модели  запланированного  результата  является  руководящим  и  направляющим  фактором  в 
действиях человека.

 

Ход  работы. 

Преподаватель  делит  всех  студентов  на  2  группы  и  объясняет,  что  им  в  течение  короткого 

времени  (1 

– 

2  с)  будет  показана  таблица.  Цель  студентов  1

-

й  группы 

– 

запомнить  знаки  (фигуры), 

расположенные  в  таблице  по  вертикали.  Цель  студентов  2

-

й  группы 

– 

запомнить  знаки,  расположенные  в  этой 

таблице по горизонтали. После демонстрации таблицы проводят опрос студентов разных групп. Оказывается, что 
в  зависимости  от  поставленной  цели  один  и  тот  же  центральный  знак  в  таблице

-

рисунке  был  воспринят  по

-

разному. Преподаватель еще раз демонстрирует таблицу, чтобы каждый студент мог рассмотреть ее подробно, и 
поясняет результаты исследования. Так доказывается, что предварительная постановка цели влияет на результат.

 

 

 

 

Рис. П.2.5. Рисунок с двусмысленной фигурой (цифра

-

буква) в центре

 

 

Рекомендации к оформлению работы. 

Занесите полученные результаты в таблицу (табл. П.2.5) и объясните 

их.

 
 

Т а б л и ц а   П . 2 . 5  

 

 

Зависимость результата деятельности от поставленной цели

 

 

 

 

Работа 2.11. Влияние обстановочной афферентации на результат деятельности

 

 

Для работы необходимы: 

секундомеры, испытуемые.

 

Результат  целенаправленной  деятельности  зависит  от  ситуации,  в  которой  находится  человек,  и 

доминирующей  мотивации.  В  результате  афферентного  синтеза  включаются  различные  системы  организма, 
обеспечивающие  достижение  цели.  При  этом  различная  поза  человека,  при  которой  выполняется  деятельность, 
может повлиять на параметры результата действия и скорость его достижения

 

Ход  работы. 

Студенты  образуют  пары:  испытуемый

исследователь.  Каждый  исследователь  предлагает 

своему  испытуемому  решить  устно  («в  уме»)  по  3  арифметических  примера  типа:  17

-18,  26-18,  33-

47  и  т.  п.  в 

двух различных позах: сидя за рабочим столом и стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой 
ногой. Экспериментаторы по секундомеру замечают время решения примера и проверяют правильность ответа.

 

Рекомендации к оформлению работы. 

Занесите полученные результаты в таблицу (табл. П.2.6) и объясните 

их.

 
 

Т а б л и ц а   П . 2 . 6

 

 


background image

 

178 

Зависимость результата деятельности от обстановочной афферентации

 

 

Поза

  

Решаемые примеры

 

Время решения, с

 

Правильность 

результата

 

Стоя

  

на одной

  

ноге

  

Сидя

  


среднее значение

 

среднее значение

 

  

  

 

  

 

среднее значение

 

среднее значение

 

 
 

 

 

Работа 2.12. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания

 

 

Для  работы  необходимы: 

специальные  таблицы  с  изображением  перепутанных  ломаных  линий,  рисунок  с 

двояким изображением, секундомеры, испытуемые.

 

Разные  виды  труда  развивают  различные  свойства  произвольного  внимания.  Так,  водитель  автобуса  должен 

уметь  быстро  переключать  свое

 

внимание  с  одного  объекта  на  другой  (дорога,  салон  автобуса,  рычаги  и  пульт 

управления);  оператор,  следящий  за  появлением  на  экране  определенной  информации,  обладает  большой 
устойчивостью  внимания;  у  телеграфистов,  воспринимающих  информацию  на  слух  и  запоминающих  ее, 
развивается объем внимания.

 

 

 

 

Рис. П.2.6.

 

Перепутанные ломаные линии

 

 

Ход работы. 

Студенты образуют пары: испытуемый 

– 

исследователь. Исследователи быстро, в течение 1 

– 2 

мин, рисуют каждый для своего испытуемого по одной таблице такого типа, как указано на рис. П.2.6, и раздают 
их  испытуемым.  Испытуемые  по  команде  экспериментатора  в  течение  3  мин,  не  пользуясь  указкой  или 
карандашом, а только с помощью глаз, находят конец каждой линии и помечают ее соответствующим номером в 
правом столбике, как это показано для линий 1 и 2 на рис. П.2.6. Через 3

 

мин исследователи прерывают работу 

испытуемых и, проверив ее, оценивают степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно 
найденных за 3 мин концов линий. Далее испытуемым предъявляют рисунки с двояким изображением, например 
«портрет» молодой и старой женщины (рис. П.2.7). По секундомеру исследователи отмечают время восприятия и 
осознания  испытуемым  обоих  образов.  О  степени  переключаемости  внимания  судят  по  количеству  секунд, 
затраченных на опознание обоих  образов: чем быстрее человек  увидит оба образа, тем больше  у него выражена 
способность к переключению внимания.

 

 


background image

 

179 

 

 

Рис. П.2.7. Двоякое изображение фигур

 

 

Рекомендации к оформлению работы. 

1. Занесите в тетрадь результаты определения степени устойчивости и 

переключаемости внимания всех студентов вашей группы и рассчитайте средне

-

групповые значения. 2. Сравните 

свои собственные данные с данными средне

-

групповых значений.

 

 

Работа 2.13. Оценка трудоспособности человека при выполнении работы, требующей внимания

 

 

Для работы необходимы: 

корректурные таблицы (табл. П.2.7) и рисунки для определения основных свойств 

внимания  (см.  предыдущую  работу),  таблицы  для  определения  остроты  зрения,  периметр  Форстера, 
секундомеры, испытуемые.

 

 

Т а б л и ц а   П . 2 . 7  

 

 

Корректурная таблица

 

 

 

 

В производственных условиях на показатели трудовой деятельности могут влиять не зависящие от работника 

недостатки  производства:  нехватка  инструментов,  материалов  и  т.п.  Поэтому  для  исследования 
работоспособности  нередко  используют  показатели  функционального  состояния  организма,  характеризующие 
потенциальные  возможности  человека  совершать  тот  или  иной  вид  профессиональной  деятельности.  В  данной 
работе моделируется один из видов умственного труда 

– 

деятельности корректора.

 

Ход  работы. 

Студенты  образуют  группы  по  5  человек:  1  испытуемый  и  4  исследователя.  Исследователи 


background image

 

180 

определяют  у  испытуемого  остроту  и  поле  ахроматического  зрения,  частоту  пульса  и  частоту  дыхания.  С 
помощью  таблиц  и  рисунков  оценивают  устойчивость  и  переключаемость  внимания,  после  чего  испытуемый 
приступает к работе над таблицей. Продолжительность работы 10 мин. В течение каждой минуты испытуемый по 
заданию  исследователей  отыскивает  в  таблице  разные  буквы  (на  1

-

й  мин 

– 

И,  на  2

-

й 

– 

Н  и  т.д.),  фиксируя  в 

памяти  общее  число  найденных  за  1  мин  букв.  Исследователи  прерывают

 

работу  испытуемого  в  конце  каждой 

минуты,  отмечая  цифрами  1,  2,  3,  4,  5  и  т.д.  на  корректурной  таблице  моменты  остановок  и  занося  в  тетрадь 
количество найденных испытуемым букв за 1 мин работы. Просмотрев всю таблицу до конца, испытуемый вновь 
возвращается к ее началу и работает так в течение

 

10 мин.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

Для  удобства  анализа  полученных  результатов  занесите  данные  в  2 

таблицы (П.2.8 и П.2.9).

 

 

Т а б л и ц а   П . 2 . 8

 

 

Показатели функционального состояния испытуемого

 

 

Показатели

 

Значения показателей

 

Острота зрения

 

Поле зрения правого глаза

 

Частота сердечных сокращений 

 

Частота дыхания 

 

Устойчивость внимания 

 

Переключаемость внимания

 

 

 

Т а б л и ц а   П . 2 . 9

 

 

Результаты трудовой деятельности испытуемого

 

 

Время работы, 

мин

 

Заданная буква

 

Кол

-

во букв, 

найденных за 1 

мин

 

Кол

-

во 

имеющихся в 

тексте букв

 

Ошибка работы 

(разность между 

должным и 
найденным 

числом букв)

 

кол

-

во знаков, 

просмотренных за 

1 мин

 

1-

я

  

И

 

  

  

  

  

2-

я

  

Н

 

  

  

  

  

3-

я

  

П

 

  

  

  

  

… 

… 

  

  

  

  

10-

я

  

Ц

 

 

 

 

 

 

О точности работы судят по

 

общему числу допущенных за 10 мин работы ошибок. О скорости работы судят 

по общему числу просмотренных за 10 мин знаков.

 

Задание. 

Сравните работоспособность различных испытуемых.

 

 

Работа 2.14. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности

 

 

Для работы необходимы: 

таблица с тридцатью рядами из шести однозначных цифр в каждом ряду (таблица 

разделена на 5 групп по 6 рядов в каждой группе); испытуемые.

 

Результат  целенаправленной  деятельности  человека  нередко  находится  в  прямой  зависимости  от  объема 

информации,  который  он  способен

 

сохранить  в  памяти  и  воспроизвести.  Кроме  того,  любая  деятельность 

определяется  многими  мотивами, подчиненными, однако,  доминирующей  мотивации,  оказывающей  влияние  на 
продуктивность и успешность деятельности индивида.

 

Ход работы. 

Испытуемыми являются студенты. Преподаватель в течение 3 с зачитывает цифры одного ряда. 

Студенты в течение 6 с складывают в уме вначале 1

-

ю, 3

-

ю и 5

-

ю цифры, а затем 2

-

ю, 4

-

ю и 6

-

ю. Полученные две 

суммы  записывают.  Так  зачитывается  вся  таблица.  Однако  перед  предъявлением  цифр  последней  группе 
преподаватель  просит  мобилизовать  внимание  и  выполнить  задание  более  точно,  так  как  по  работе  с  цифрами 
последней  группы  будут  судить  об  интеллектуальных  способностях  и  эмоциональной  стабильности  студентов. 
Затем преподаватель зачитывает для проверки правильные ответы, ошибки студенты подчеркивают.

 

Рекомендации к оформлению работы. 

Занесите результаты исследований в таблицу (табл. П.2.10).