Файл: Smirnov_V_M_i_dr_Fiziologia_sensornykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 4478

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

171 

Условные рефлексы второй сигнальной системы возникают на основе условных рефлексов первой сигнальной 

системы. Это можно показать в опыте.

 

Если  у  человека  выработать  условный  зрачковый  рефлекс  на  звонок,  то  слово  звонок  становится  условным 

сигнальным раздражителем, вызывающим такого же характера реакцию.

 

Цель работы: 

1) показать возможность выработки условного рефлекса на гладкую мышцу (сфинктер) зрачка; 

2) показать одновременное образование условного рефлекса на слово.

 

Ход работы.

 

1.  В  качестве  испытуемого  выбирают  студента  со  светлой  окраской  радужной  оболочки  глаз  и  хорошей 

зрачковой реакцией на свет

2.  Испытуемый  и  экспериментатор  садятся  друг  против  друга  у  одного  края  стола,  на  котором  стоит 

настольная  лампа  и  электрический  звонок  (можно  посадить  испытуемого  к  окну,  если  дневное  освещение 
достаточно интенсивное). Испытуемого просят закрыть один глаз рукой.

 

3.  Экспериментатор,  попеременно  то  закрывая  второй  глаз  испытуемого  экранчиком,  то  открывая  его, 

убеждается  в  наличии  зрачкового  рефлекса,  т.  е.  в  сужении  зрачка  на  свет  (сокращении  сфинктера  зрачка)  и  в 
расширении  его  (сокращении  дилятора  зрачка).  Расширенный  зрачок  хорошо  виден  в  первый  момент  после 
снятия экрана.

 

4.  Убеждаются,  что  звук  звонка  не  вызывает  зрачкового  рефлекса,  т.  е.  является  индифферентным 

раздражителем для глаза.

 

5.  Приступают  к  образованию  условного  зрачкового  рефлекса  на  звонок.  Для  этого,  включив  звонок,  тотчас 

закрывают  глаз  испытуемого  экранчиком,  т.е.  производят  почти  одновременно  два  раздражения:  звуковое,  не 
вызывающее  расширения  зрачка, 

– 

будущий  условный  раздражитель  и  затемнение  глаза 

– 

безусловный 

раздражитель. Повторяют сочетание раздражений 7 

– 

10 раз с интервалом 40 

– 

50 с.

 

6.  Через  7 

– 

10  сочетаний,  включая  звонок,  не  затемняют  глаз.  Если  условный  рефлекс  образовался,  то 

несмотря  на  яркое  освещение  глаза  светом,  зрачок  расширяется.  Следовательно,  звонок  стал  условным 
раздражителем.

 

7. Укрепляют выработанный условный зрачковый рефлекс на звонок, повторяя сочетание двух раздражителей 

еще  несколько  раз.  Затем  вместо  включения  звонка  громко  произносят  слово  «звонок»,  но  не  затемняют  глаз. 
Обычно при этом можно увидеть расширение зрачка.

 

Вопрос: 

что является раздражителем для первой и второй сигнальных систем?

 

 

Работа 2.3. Исследование биоэлектрической активности коры большого мозга 

– 

электроэнцефалография

 

 

Для  работы  необходимы: 

электроэнцефалограф  с  чернильно

-

пишущей  регистрацией,  электроды, 

звукогенератор,  система  световых  раздражителей,  смесь  спирта  пополам  с  эфиром,  гипертонический  раствор 
поваренной соли (3 %), резиновые ленты, зажимы Пеана, вата, испытуемый.

 

Если  наложить  на  кожу  головы  человека  электроды,  соединенные  с  электроэнцефалографом,  то  можно 

зарегистрировать  биоэлектрические  потенциалы  мозга.  На  электроэнцефалограмме  человека  биоэлектрические 
потенциалы  могут  быть  выражены  несколькими  видами  волн  различной  частоты  и  вольтажа;  различают: 

-

волны, 

-

волны, 

-

волны и др.

 

-

Волны  частотой  от  8  до  13  колебаний  в  секунду  у  человека  в  отличие  от  животных  выражены  более 

регулярно, амплитуда их в среднем колеблется от 10 до 50 мкВ.

 

-

Волны характеризуются частотой от 15 до 30 и 

-

волны 

– 

свыше 30 колебаний в секунду. Амплитуда 

-

волн 

в 2 

4 раза меньше 

-

волн и поэтому они часто вовсе не регистрируются.

 

Медленные волны с частотой 1 

– 

7 колебаний в секунду называют 

-

волнами. Они бывают хорошо выражены 

в состоянии сна или глубокого наркоза.

 

Характер  биопотенциалов  мозга  зависит  от  различных  факторов:  возраста,  индивидуальных  особенностей, 

функционального  состояния  коры,  приема  пищи,  эмоций,  сна.  У  большинства  людей  в  спокойном, 
бодрствующем  состоянии  в  темноте  отчетливо  наблюдается 

-

ритм,  особенно  в  затылочном  отведении.  При 

действии раздражителей эта синхронная ритмика исчезает, возникает депрессия 

-

ритма, которая является одним 

из  компонентов  ориентировочной  реакции.  Если  же  эти  раздражители  повторять  многократно  до  тех  пор,  пока 
они перестанут вызывать ориентировочную реакцию, депрессия 

-

ритма в ответ на раздражение исчезает.

 

Однако  надо  отметить,  что  в  затылочной  доле  (корковый  конец  зрительного  анализатора)  угашение 

ориентировочной реакции на свет происходит очень медленно, в то время как на звук реакция исчезает

 

быстро. 

Поэтому угашение ориентировочной реакции проводят путем применения звуковых раздражителей.

 

Цель работы:

 

1) знакомство с электроэнцефалографией человека;

 

2) наблюдение изменений в электроэнцефалограмме под действием различных раздражителей;

 

3) наблюдение угашения ориентировочной реакции по депрессии α

-

ритма.

 


background image

 

172 

Подготовка  опыта. 

Включают  электроэнцефалограф,  звукогенератор,  систему  световых  раздражителей. 

Испытуемого помещают в камеру, где он находится лежа на кушетке или сидя в удобном кресле. Участки

 

кожи 

на голове, где будут прикреплены электроды, очищают от кожного сала смесью спирта с эфиром. После этого на 
голове испытуемого при помощи 3 резиновых лент укрепляют 3 пары электродов. Электроды должны находиться 
на коже головы над симметричными участками затылочных, лобных и роландических областей мозга.

 

Во время опыта просят испытуемого не двигаться, закрыть глаза и не морщить лоб (в противном случае может 

регистрироваться  электромиограмма  мышц  лба).  Включают  регистрирующий  чернильно

-

пишущий  прибор. 

Вначале  производят  запись  калибровки,  затем  переключают  все  каналы электроэнцефалографа  с  калибровки  на 
«объект» (человека) и приступают к опыту.

 

Ход опыта.

 

1. Записывают исходную электроэнцефалограмму без раздражителей (рис. П.2.2, 

а

). 

2.

 

Записывают  несколько  секунд  электроэнцефалограмму  и  затем  включают  на  10  с  свет.  Наблюдается 

генерализованная депрессия 

-

ритма, более отчетливо выраженная в затылочном отведении (рис. П.2.2, 

б

). 

3.  Записывают  электроэнцефалограмму  с  последующим  включением  на  10  с  звука.  Наблюдается 

генерализованная депрессия 

-

ритма 

– 

ориентировочная реакция (рис. П.2.2, 

в

). 

4.  Записывают  электроэнцефалограмму  при  повторном  применении  звука  (угашении  ориентировочной 

реакции  на  звук).  Для  этого  5 

– 

10  раз  с  интервалом  40 

– 

50  с  включают  звук.  После  повторения  сигналов 

депрессия 

-

ритма исчезает (рис. П.2.2, 

г

). 

Вопросы.

 

1. Какие виды волн могут наблюдаться на электроэнцефалограмме человека?

 

 

 

 

Рис П.2.2. Электроэнцефалограмма человека:

 

 

1 – 

отметка раздражения;  

2 – 

лобная область; 

3 – 

роландическая область;

 4 – 

затылочная область;

 


background image

 

173 

5 - 

отметка времени в секундах; стрелка указывает начало депрессии;  

а 

 

запись электроэнцефаллограммы 

человека в темноте;  

б 

– 

депрессия 

 

-

ритма при включении света; 

в 

– 

депрессия 

-

ритма  при включении звука; 

г

 

отсутствие депрессии 

-

ритма при  включении звука; 

г 

– 

отсутствие депрессии 

-

ритма после угашения  

реакции на звук

 

 

2. Какие изменения могут наблюдаться в электроэнцефалограмме при действии света и звука?

 

3. В чем выражается ориентировочная реакция на электроэнцефалограмме человека?

 

4. Как можно получить угашение ориентировочной реакции?

 

 

Работа 2.4. Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека

 

 

Для работы необходимы: 

таблица из однозначных цифр. Один из вариантов таблицы приводится ниже (табл. 

П.2.1), испытуемые.

 

 

Т а б л и ц а   П . 2 . 1  

 

 

Набор цифр для исследования кратковременной памяти

 

 

 

Память 

– 

это  способность  организма  усваивать,  сохранять  и  воспроизводить  в  сознании  информацию  и 

навыки. Индивидуальное приспособление животных и человека к

 

изменениям внешней среды осуществляется на 

основе  запечатления  и  хранения  информации  об  этих  изменениях.  Память  человека,  являющаяся  основой  его 
психического  развития,  лежит  в  основе  мышления  и  сознания.  По  времени  хранения  информации  различают 
кратковременную,  промежуточную  и  долговременную  память.  Объем  кратковременной  памяти  составляет  7±2 
ед., длительность хранения информации секунды 

– 

минуты.

 

Ход  работы. 

Для  определения  объема  кратковременной  слуховой  памяти  необходимо  установить  то 

максимальное  количество  знаков,  которое  человек  может  усвоить  на  слух  с  одного  предъявления  и  точно 
воспроизвести. Работу можно проводить одновременно на студентах всей группы. Преподаватель зачитывает 1

-

й 

ряд цифр. Студенты прослушивают его, а затем записывают и т.д. После

 

того как продиктованы все ряды цифр, 

преподаватель  вновь  начинает  диктовать  эти  же  ряды  цифр  для  проверки  правильности  воспроизведения  рядов 
цифр.  Если  1

-

й,  2

-

й  и  3

-

й  ряды  цифр  записаны  верно  и  в  правильной  последовательности,  а  в  4

-

м  ряду 

обнаружены  ошибки  (изменен  порядок  цифр,  величина  ряда,  неверно  записана  цифра),  то  объем  памяти  будет 
равен количеству цифр в 3

-

м ряду, т.е. пяти.

 

Задание. 

Сравните свою память со средним значением объема кратковременной слуховой памяти.

 

 

Работа 2.5. Связь реактивности с личностными чертами 

– 

экстраверсией, интроверсией и 

нейротизмом

 

 

Для  работы  необходимы: 

личностный  опросник  Н.  Айзенка,  глазная  пипетка,  мерная  пробирка,  лимонный 

сок, испытуемые.

 

Личность 

– 

это  отдельный  человек  с  накопленными  знаниями  и  опытом,  сформировавшимися  в  онтогенезе 

темпераментом, стилем поведения и мировоззрением.

 

И.П.  Павлов  создал  учение  о  различных  типах  высшей  нервной  деятельности,  Юнг 

– 

учение  о  типах 

характера,  или  направленности  психики,  которое  в  дальнейшем  более  детально  разработано  Н.  Айзенком. 
Существует  мнение,  что  при  изучении  характера  в  структуре  личности  необходимо  учитывать  экстраверсию 

– 

интроверсию  и  нейротизм 

– 

эмоциональную  стабильность.  Экстравертов  считают  менее  активными  и  менее 

возбудимыми по сравнению с интровертами, предполагают, что они ближе к сильному типу.

 

Ход  работы. 

Работа  может  проводиться  одновременно  на  студентах  всей  группы.  Преподаватель,  не  давая 

много  времени  на  обдумывание,  зачитывает  57  вопросов  из  личностного  опросника  Н.  Айзенка.  Студенты, 
прослушав  вопрос,  должны  ответить  на  него 

– 

«да»  или  «нет».  Затем,  используя  код  опросника,  подсчитывают 

число положительных ответов по шкале: экстраверсия, интроверсия, нейротизм и лживость.

 


background image

 

174 

Для  определения  степени  реактивности  используют  метод,  который  условно  был  назван  «лимонный  тест». 

Преподаватель  капает  на  язык  каждому  студенту  по  4  капли  лимонного  сока.  Через  10  с  студент  собирает  в 
пробирку слюну и измеряет ее количество.

 

Рекомендации к оформлению работы. 

После подсчета количества положительных ответов по каждой шкале 

личностного  опросника  следует  провести  анализ  полученных  данных.  Оцениваемое  качество  считается 
выраженным,  если  по  шкале  экстраверсия,  интроверсия,  нейротизм  дано  8  положительных  ответов,  и  крайне 
выраженным, если положительных ответов было 11. О

 

выраженности лживости можно судить,  если количество 

совпадающих ответов 7 или больше.

 

Задание. 

Выявленную степень реактивности сопоставить с личностными чертами.

 

 

Работа 2.6. Роль словесных раздражителей в возникновении эмоций

 

 

Для  работы  необходимы: 

набор  текстов,  эмоционально  значимых  и  индифферентных,  секундомер, 

испытуемые.

 

Эмоция 

– 

реакция организма на внешние или внутренние раздражители, сопровождаемая ярко выраженными 

переживаниями. Эмоции возникают обычно при удовлетворении или неудовлетворении различных потребностей.

 

Выделяют  3  базисные  эмоции:  гнев  и  страх  (отрицательные  эмоции),  радость  (положительная).  В 

формировании  эмоций  важную  роль  играют  структуры  лимбической  системы  и  контролирующая  их  кора 
большого  мозга.  Под  действием  словесных  раздражителей  состояние  эмоциональной  сферы  изменяется,  что 
сопровождается рядом изменений центральных и периферических компонентов эмоциональных реакций.

 

Ход  работы. 

Студенты  делятся  на  испытуемых  и  исследователей.  Исследователи  измеряют  у  испытуемых 

частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 10 с 

– 

фоновые измерения. Затем преподаватель начинает читать тексты 

(7  – 

8  текстов).  Интервал  между  чтением  каждого  следующего  текста  должен  быть  1,5  мин.  После 

прослушивания каждого текста исследователи измеряют у своих испытуемых ЧСС за 10 с.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

Результаты  измерения  ЧСС  за10  с  во  время  и  после  чтения  каждого 

текста изобразите в виде графика (рис. П.2.3).

 

 

 

 

Рис. П.2.3. Координаты для внесения результатов исследования

 

 

Вопрос: 

все ли тексты одинаково эмоционально значимы для разных лиц?

 

 

Работа 2.7. Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном 

напряжении человека

 

 

Для 

работы 

необходимы: 

электроэнцефалограф 

(полиграф), 

электроды 

для 

регистрации 

электроэнцефалограммы  (ЭЭГ),  кожно

-

гальванической  реакции  (КГР),  электрокардиограммы  (ЭКГ),  частоты 

дыхания  (ЧД),  вата,  марлевые  салфетки,  шпатель,  электродная  паста,  физиологический  раствор,  спирт,  эфир, 
коллодий, испытуемые.

 

Отрицательные  эмоции  мобилизуют  организм,  способствуют  достижению  цели.  Однако  при  часто 

возникающих  отрицательных  эмоциях  может  развиться  эмоциональное  напряжение,  которое  сопровождается 
реакцией тревоги и беспокойства, изменениями состояния ЦНС и внутренних органов.

 

Ход работы. 

Накладывают электроды для регистрации ЭЭГ, КГР, ЭКГ, ЧД. Для регистрации ЭЭГ электроды 

накладывают  во  фронтальных  и  затылочных  областях.  Индифферентный  электрод  располагают  на  мочке  уха. 
Запись  ЭЭГ  монополярная.  КГР  регистрируется  по  методу  Тарханова.  ЭКГ  регистрируют  в 

отведении. 

Дыхательный  электрод  помешают  на  область  диафрагмы.  Испытуемого  необходимо  заземлить.  Все  электроды 
подключают  к  электроэнцефалографу.  Испытуемому  перечисляют  6 

– 

7  произвольно  выбранных  слов.  С 

помощью  предварительной  инструкции  просят  запоминать  одно  из  предложенных  слов  и  по  возможности 
сосредоточить на нем внимание. При повторном перечислении этих слов с целью выяснения задуманного слова 
студент  должен  после  каждого  слова  говорить  «нет»,  в  том  числе  и  после  задуманного  им  слова.  При  этом 


background image

 

175 

возникает  реакция  рассогласования,  которая  сопровождается  изменением  электрических  процессов  головного 
мозга и вегетативных показателей.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

В  результате  визуального  анализа  ЭЭГ  отметьте  наличие  (+)  или 

отсутствие  (

)  реакции  десинхронизации  ЭЭГ.  Подсчитайте  частоту  сердечных  сокращений  (ЧСС),  частоту 

дыхания  (ЧД)  и  амплитуду  КГР  после  перечисления  каждого  слова.  На  задуманное  слово  отмечается  реакция 
десинхронизации ЭЭГ, ЧСС, ЧД, и амплитуда КГР при этом будут максимальная. Полученные данные внесите в 
таблицу (табл. П.2.2).

 

 

Т а б л и ц а   П . 2 . 2

 

 

Изменения ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека

 

 

Параметры

 

Слова

 

 

лес

 

ветка

 

дерево

 

корень

 

пень

 

дуб

 

ЭЭГ:

  

  

  

  

  

  

  

лобная область (слева)

    

  

  

  

  

  

лобная область (справа)

    

  

  

  

  

  

затылок (слева)

    

  

  

  

  

  

затылок (справа)

    

  

  

  

  

  

КГР

  

  

  

  

  

  

  

 

ЧЕС

  

  

  

  

  

  

  

ЧД

  

  

  

  

  

  

  

 

Вопрос: 

в чем проявляется «реакция рассогласования» в выполненном исследовании?

 

 

Работа 2.8. Изменение параметров вызванного потенциала (ВП) на вспышку света

 

 

Для  работы  необходимы: 

электроэнцефалограф,  компьютер  с  режимом  усреднения,  фотостимулятор, 

электроды  для  регистрации  вызванных  потенциалов  (ВП),  вата,  марлевые  салфетки,  спирт,  эфир,  коллодий, 
физиологический раствор, испытуемый.

 

Внимание 

– 

состояние  активного  бодрствования,  характеризующееся  готовностью  к  деятельности  и 

сопровождающее  саму  деятельность.  Благодаря  существованию  процесса  внимания  из  огромного  числа 
воздействующих  на  организм  раздражителей  отбирается  лишь  небольшое  число  наиболее  сильных  и 
существенных  для  данной  деятельности.  Внимание  может  быть  произвольным  и  непроизвольным.  В  основе 
непроизвольного  внимания  лежит  ориентировочно

-

исследовательская  реакция.  Произвольное  внимание 

– 

активный  процесс,  выражающийся  в  направленной  мобилизации  психической  активности  человека.  Процесс 
произвольного внимания сопровождается изменением электрической активности структур головного мозга. При 
регистрации  ВП  наблюдается  изменение  амплитуды  и  латентных  периодов  некоторых  его  компонентов. 
Произвольное внимание избирательно активирует структуры, принимающие участие в восприятии необходимой 
информации и в выполнении действия.

 

Ход работы. 

Регистрацию ВП осуществляют монополярным способом. Испытуемого необходимо заземлить. 

Для регистрации ВП электроды накладывают в затылочной области на 2 

– 

3 мм выше и латеральнее затылочного 

бугра. Индифферентный электрод располагают на мочке уха. Электроды подсоединяют к электроэнцефалографу, 
а затем к компьютеру. Фотостимулятор располагают перед глазами испытуемого. Регистрируют ВП на вспышку 
света  в  затылочных  областях  левого  и  правого  полушарий. Сначала  регистрируют  фоновый  ВП,  который после 
выводят  на  графопостроитель.  Затем  испытуемому  дают  инструкцию:  считать  предъявленные  ему  вспышки. 
Таким  образом  привлекается  внимание  к  вспышке.  Затем  вновь  регистрируют  ВП,  который  после  усреднения 
также  выводят  на  графопостроитель.  Анализируют  изменение  амплитуды  компонентов  ВП  с  латентным 
периодом 140 и 200 мс после привлечения внимания к вспышке.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

Рассчитайте  латентный  период  компонентов  ВП,  амплитуду 

компонентов  фоновых  ВП  и  после  привлечения  внимания  к  вспышке.  Полученные  данные  внесите  в  таблицу 
(табл. П.2.3).

 

Задание. 

Сделайте вывод об изменении параметров ВП при привлечении внимания 

с 

фоновыми параметрами 

ВП.

 

 

Т а б л и ц а   П . 2 . 3

 

 

Влияние произвольного внимания на вызванные потенциалы