ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11321
Скачиваний: 97
Таблица 1
АЛГОРИТМ ПОИСКА ОСОБЕННОСТЕЙ,
ВЫЯВЛЯЕМЫХ НА ТРУПЕ И МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Признаки
Пол
Возраст
Наличие характер-
ных предметов
рядом с трупом
Поведение перед
смертью
Особенности петли и
других технических
приспособлений,
участвовавших в
процессе достиже-
ния смерти
Особенности
Обычно мужской
Обычно молодой
Мягкие прокладки под петлю; предметы для
мастурбации рядом с трупом или в прямой
кишке, влагалище, уретре, на половом члене;
презерватив на половом члене; бельевые прищеп-
ки на частях тела или рядом с трупом; порнопро-
дукция; какой-либо фетиш; иногда нож.
Нанесение самоповреждений; самосвязывание;
обнажение половых органов; переодевание
мужчин в женскую одежду.
Наличие возможности управления процессом
сдавливания шеи петлей при помощи руки,
ноги или иным способом;
Наличие возможности самоосвобождения
от петли;
Наличие петли на руке;
Наличие сложных механизмов и комплексных
самосвязок, сдавливающих шею и (или) иные
части тела;
Наличие на голове полиэтиленового пакета
(пустого или с токсичным веществом - здесь
требуется дифференцирование, смерть наступила
от асфиксии или от отравления), противогаза;
Наличие охвата петлей иногда лишь боковых и
задней поверхности шеи;
Отсутствие свободного висения;
Присоединение половых органов, заднего прохо-
да к электрической цепи.
219
Лекция 8.
ДЕСТРУКТИВНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ.
СЕРИЙНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА
"Ничто так не ограничено, как власть
души над телом, и ничто так не обширно,
как власть тела над душой".
8.1. Истоки деструктивной сексуальности
Насилие относится к числу глобальных для человечества проблем
и охватывает все сферы жизни людей. Разновидностью айсберга наси-
лия является сексуальное насилие, изначально заложенное в биологи-
ческую природу человека, однако, далеко не каждый становится на-
сильником, и даже не каждый случай насилия является деструктив-
ным. Не существует "насилия вообще" вне конкретной реальности, не
существует ни "плохого", ни "хорошего", ни "доброго", ни "злого",
"нравственного" или "безнравственного" вне нашего мышления, вне
оценочных категорий конкретных людей и человеческих сообществ.
Лишь мышление конкретных людей, преломление ими какой-либо
информации придает объективно существующему явлению природы,
общественной или сексуальной жизни ту или иную окраску. Не познав
явление, нельзя влиять на него. Полностью уничтожить вечно суще-
ствующее явление нельзя, поскольку, как бы мы ни старались, нам
никогда не постичь абсолютной истины, можно только приблизиться к
ней.
Насилие одного животного над другим в природе биологически все-
гда оправдано, поэтому человеческие понятия жестокости и деструк-
тивности здесь не уместны. Так, Аристотель крайнюю испорченность в
человеке называл "зверство", "пороком не человеческим", объясняя
при
;
«Мы так назвали порочность, которая проявляется не в звере, а в
Почему только в человеке? Не по какой иной причине, как
по той, что в звере нет дурной первоосновы, так как нет разума».
Известно, что любая личность является продуктом социальных от-
ношений. Новорожденного иногда сравнивают с чистым листом бума-
ги, на котором окружающая его среда оставляет свои письмена. Следо-
вательно, при должном воспитании биологическая предрасположен-
ность к сексуальному насилию лиц мужского пола так бы и осталась
нереализованной предрасположенностью, но исторические знания по-
220
называют нам бесконечную череду самого изощрённого, почти тоталь-
ного физического и сексуального деструктивного насилия практиче-
ски во всех более или менее развитых культурах. Лишь примитивные
первобытные общества в этом отношении почти всегда невинны.
Даже повсеместные человеческие жертвоприношения, религиозный
каннибализм древности, а также в некоторых современных или почти
современных нам обществах (фиджийцы, североамериканские индей-
цы, некоторые африканские племена) не воспринимались представите-
лями этих обществ как нечто ужасающее и деструктивное, наоборот, в
жертвоприношения и каннибализм закладывался конструктивный
смысл взаимодействия с богами. Угроза хрупкому, ещё диковатому че-
ловеческому обществу таилась вовне, поэтому жертвоприношения на-
правлялись на задабривание богов, поедание жертвенного мяса симво-
лизировало участие в радости божественного пиршества.
К необходимости убийств в войнах первобытные племена относи-
лись и до сих пор относятся весьма настороженно. Так, воин, возвра-
щающийся с битвы, осквернивший себя кровопролитием, должен был
очиститься от пролитой крови, иначе тени его жертв будут преследо-
вать его. Никто, даже жена и друзья, не подходил к нему, пока он не
проходил обряд очищения. Убивая животного, охотник мог просить у
него прощения.
Так называемые цивилизованные общества с идеологической точ-
ки зрения (примеры видим в католической инквизиции, французской
и других революциях, исламской Турции, большевистской России,
национал-социалистической Германии, коммунистических Китае и
Камбодже, "демократических" Боснии и Сербии и т. д.) могут оправ-
дывать массовые убийства, геноцид, убийства преступников, осуждён-
ных на смерть, но ни одно современное общество не оправдывает дес-
труктивную сексуальную агрессию. В уголовных кодексах практиче-
ски всех государств предусмотрены достаточно суровые противодей-
ствия ей.
В последнее время истоки деструктивной сексуальности нашли до-
статочно хорошее освещение в литературе; но что явилось первоисточ-
ником этих знаний, что может послужить основой для дальнейшего
изучения сексуально-деструктивного поведения человека?
До сих пор не потеряли своего значения
школы
Зигмунда Фрейда и неоинстинктивизма Конрада Лоренца,
ного преступного начала Чезаре Ломброзо.
Суть всех этих учений
сводится к одному - агрессивность запрограммирована в человеке, яв-
ляется врождённой, инстинктивной. Подобные утверждения встреча-
ются и в современных работах, подтверждающих существование био-
логических механизмов, участвующих в агрессивном поведении, при
этом исследователи допускают, что агрессия может носить как врож-
дённый, так и приобретённый характер.
Несомненно, что агрессивное поведение имеет гормональную и ге-
нетическую "подпитку". Так, выявлена устойчивая взаимосвязь меж-
ду агрессивным поведением и андрогенами, на уровень которых может
влиять ряд факторов, вплоть до фотопериодизма; агрессивность изме-
няет биохимические процессы в организме, трансформирует метаболизм,
соответственно достоверно изменяется и внешний облик агрессивных и
неагрессивных особей. Отмечая биологиче-
скую обусловленность агрессии, мы не мо-
жем не замечать и значительное влияние
на неё социальных и ситуационных фак-
торов (провокация со стороны других лиц,
социальная фрустрация, негативное влия-
ние средств массовой информации и мас-
совой культуры, алкоголь, наркотики и т.
д.). Более того, оказалось, что гормональ-
ная регуляция поведения даже у живот-
ных зависит от социальных факторов. По-
бежденный в схватке самец теряет свою
агрессивность, что позволяет ему самосо-
храняться.
В животном мире действует дилемма -
либо съешь сам, либо съедят тебя. С одной
стороны, в биологическом понимании че-
ловек - существо, выделившееся из живот-
ного мира; с другой стороны, нельзя игно-
рировать огромную и, скорее всего, преиму-
щественную роль социальных факторов,
так как человек - существо социальное.
Половые гормоны у человека являются
Маугли (1903).
Edouard Det Mold
лишь
полового влечения, степени его выраженности, но не
влияют на содержание психической и физической его реализации. По-
этому рассмотрим диаметрально противоположную инстинктивизму
позицию - "теорию среды" (социального окружения).
Представители
"теории среды",
например философы-просветители
XVIII века, считали, что особенности поведения человека не являются
врождёнными, а формируются исключительно под влиянием социаль-
ного окружения: "Только разум, просвещённый светочем философии,
даёт нам... исходный пункт для распознания справедливого от неспра-
ведливого, морального от дурного", - говорил Ламетри. Другими сло-
вами, хорошее общество и просвещение должны обеспечить формиро-
вание нравственного (хорошего) человека. Задача облегчается тем, что
человек (по мнению просветителей) рождается изначально добрым и
разумным, лишь дурное окружение и дурные примеры формируют пло-
хие наклонности.
Бихевиоризм
среди всех теорий поведения занимает промежуточ-
ное положение. Данная теория являлась ведущей в американской пси-
222
хологии конца
XX века. В основе этого направления пси-
хологии лежит понимание поведения человека и животных как сово-
купности двигательных, вербальных и эмоциональных ответов - реак-
ций на воздействие (стимулы) внешней среды ("стимул - реакция").
Бихевиоризм несколько механически перенесен с эксперименталь-
ных исследований психики животных на изучение психики человека.
Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно
небольшое число врождённых схем поведения, таких, как дыхание,
глотание и т. п., над которыми надстраиваются более сложные процес-
сы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения". В
процессе формирования индивидуума удачная реакция закрепляется и
имеет тенденцию к воспроизведению.
Отчасти, с этим можно согласиться даже потому, что наряду с врож-
дённой генетической программой высшие животные имеют механизмы
индивидуального обучения, в том числе и в области сексуального пове-
дения. Оказалось, что самцы обезьян, выращенные в изоляции от свер-
стников без генитальных игр, но при матери, не способны к нормаль-
ному соитию; они отстают в эмоциональном развитии, не умеют общаться
с себе подобными, к потенциальным сексуальным партнёрам проявля-
ют агрессию и страх. Даже животным необходима некоторая половая
В бихевиоризме мы видим проявление своеобразной теории среды,
исходя из которой агрессивность воспринимается благоприобретённой
формой поведения, определённой стремлением человека добиться мак-
симального преимущества в жизни. Его зачастую можно добиться, как
мы постоянно в этом убеждаемся, лишь с помощью грубой физической
или политической силы, применённой по отношению к таким же агрес-
сорам. Эта теория даёт нам понимание, что ощущение превосходства
мучителя над своей жертвой, особенно если он обучен тонкостям садиз-
ма, в принципе является положительной для него реакцией. Следова-
тельно, положительное стимулирование не всегда конструктивно как
для общества в целом, так и для самого обученного.
Автор теории врождённой, то есть
инстинктивной агрессивности и
деструктивности, 3. Фрейд
подметил в агрессивности одну из компо-
нент полового инстинкта:
•
••
••••
«Сексуальность большинства мужчин содержит примесь
агрессивности, склонности к насильственному преодолению,
биологическое значение которого состоит, вероятно, в
необходимости преодолеть сопротивление сексуального объекта
ещё и иначе, не только посредством актов ухаживания».
В таком виде, как представил 3. Фрейд, сексуальная агрессия не
Деструктивна, так как направлена изначально природой на продолже-
223