ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11319
Скачиваний: 97
случае напрашивается вывод, что при естественном возрастном угаса-
нии гиперсексуальности на первый план в биологической сути челове-
ка постепенно выдвигается агрессивность, перерастающая у асоциаль-
ной личности в деструктивность. Некоторым подтверждением этому по-
служат сведения о том, что начало преступной деятельности серийных
убийц (как правило, мужчин) относится к зрелому возрасту (около 30
лет и позже).
Согласно 3. Фрейду, человеком в основном руководит не сознание,
а импульсы, идущие из глубин подсознания. Человек далеко не всегда
адекватно осознаёт, почему он совершает то или иное действие, что даже
приводит к добросовестному заблуждению относительно своих поступ-
ков. Так что же лежит у истоков деструктивных подсознательных им-
пульсов? Почему развивается и как трансформируется сексуальная
деструктивная агрессия?
На формирование деструктивности и, в частности, садистского по-
ведения, по мнению Э. Фромма, в первую очередь влияет эмоциональ-
ное отвержение ребёнка, безрадостная социальная атмосфера "чёрство-
сти и душевной глухоты", с детства окружающая человека, в которой
"нет ничего, где бы он мог оставить свой след; нет никого, кто бы ему
ответил на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в его душе посе-
ляется чувство отчаяния и полного бессилия". Однако человек не по-
зволяет, чтобы его считали пассивным объектом, он не хочет утратить
своё "Я". А для этого он постоянно поддерживает в себе и создаёт для
окружающих ощущение своей дееспособности.
Есть много разных способов такого доказательства... Например,
когда человек получает власть над другими людьми, он вдруг начинает
чувствовать себя способным вызывать к себе уважение, даже любовь,
либо доставлять людям страдание, вселять в них страх. Также и по-
стоянно унижаемый в жизни убийца внезапно становится всемогущ,
он начинает ощущать себя подобным Богу: видит ужас на лице своей
жертвы, подобострастие, готовность
немедленно исполнять его прика-
зы; в любую минуту он может от-
нять жизнь, а может и великодуш-
но подарить ее.
Ф. Ницше ещё раньше писал по
этому же поводу: "Злоба имеет сво-
ей целью не страдание другого че-
ловека само по себе, а наше соб-
ственное наслаждение, например
наслаждение чувством мести или
сильным нервным возбуждением. I
•••нам доставляет удовольствие ис- В
нашу силу на другом и
радостное чувство соб-
Путь к познанию. Pierre Klossoski
превосходства". Данное
(1976)
229
действие приносит удовольствие и поэтому совершается, "чтобы сохра-
нить благополучие личности"; то есть борьба за удовольствие есть борьба
за жизнь, а способы ведения этой борьбы определяются мерой и уст-
ройством интеллекта "борца".
К. Маркс и Ф. Энгельс первопричиной деструктивной асоциальнос-
ти считали низкий уровень образования и почти полное отсутствие нрав-
ственного воспитания в социальных низах, что взаимосвязано с "ин-
теллектуальным одичанием", тяжёлым физическим трудом или безра-
ботицей, "страшным пьянством", крайней бедностью, отсутствием ро-
дительской любви и заботы о детях:
только и думают о том, как бы побольше
выколотить из своих детей... Дети, естественно, не ставят
родителей ни в грош».
Пренебрежение общественным устройством, по мнению указанных
авторов, крайне характерно "для морально искалеченных в детстве
людей". Влияние алкоголя на растормаживание сексуальной агрессии
общеизвестно; алкоголь, наркотики, ослабляя социальные запреты,
выработанные обществом, выпускают на свет зверя, природа которого
остаётся загадкой и для самого обладателя этого зверя.
Известный фрейдо-марксистский проповедник сексуальной револю-
ции, духовный соратник К. Цеткин и М. Хиршфельд Вильгельм Райх
(психиатр по образованию) считал, что сексуальная асоциальность за-
кладывается существующим общественным воспитанием и вытекает из
неудовлетворённости естественных притязаний. Ещё в 1930 году он
высказал интересную мысль о том, что репрессивное регулирование ес-
тественных биологических притязаний людей порождает в результате
подавления и неудовлетворения "вторичные, судорожные, асоциаль-
ные влечения". Потребность, зачастую непреодолимая потребность у
некоторых людей в развратных действиях, в эксгибиционизме, в не-
пристойном поведении, в сексуальном убийстве лишь подтверждает это.
Таким образом, В. Райх предложил различать врождённые биоло-
гические влечения от заложенных воспитанием вторичных социальных
или асоциальных влечений. По его мнению, в основе профилактики
асоциального сексуального поведения должны лежать доброжелатель-
ность и одобрение детской сексуальности, помощь в её развитии, а не
кары, начинающиеся с подавления детской мастурбации. Стоит огово-
риться, что изложенное не следует понимать примитивно и вульгарно,
как совершение совместных сексуальных действий с ребенком. Здесь
речь идет лишь о половой социализации ребенка, основанной на клас-
сической платоновской модели эротизации педагогической дружбы по
схеме "наставник - ученик".
Подтверждение вышеизложенному имеется и в современной лите-
ратуре. Так, наличие физических наказаний детей несёт в себе
230
циальную опасность сделать часто наказываемых детей жертвами из-
насилований или убийств. Женщины, подвергавшиеся в детстве чрез-
мерным физическим наказаниям, будучи взрослыми, более чем в три
раза чаще подвергаются изнасилованиям, чем женщины без физиче-
ских наказаний в анамнезе. Физические наказания детей и эмоцио-
нальное отвержение их в семьях являются базой для расширения ди-
апазона сексуальной приемлемости, т. е. для формирования отклонён-
ного сексуального поведения, вплоть до включения в этот диапазон
патологических форм сексуальной активности, и поэтому уже сами по
себе оказывают виктимизирующее влияние. Выяснилось, что неоднок-
ратно подвергавшихся противоправным сексуальным нападениям мо-
лодых женщин характеризует обязательное наличие сексуальных де-
виаций, по сравнению с остальными жертвами насилия.
При современных анализах личности сексуальных насильников и
убийц установлено:
• в детстве к будущим преступникам телесные наказания и психи-
ческие унижения применялись чаще, чем к законопослушным людям;
• преступники, совершившие изнасилование или убийство, чаще
находятся в конфликте с окружающими, с самим собой;
• насильники обладают повышенным уровнем тревожности;
• незначительные психотравмирующие переживания способны выз-
вать у преступников выраженную агрессию;
• прослеживаются прямые зависимости между суровостью внутри-
семейного наказания и выраженностью агрессивности у детей.
Воспитание в семьях будущих серийных сексуальных насильни-
ков и убийц, как правило, было про-
тиворечивым и включало скрытое или
явное эмоциональное отвержение.
Существует определённая культу-
ральная стимуляция агрессии, и аг-
рессивность у мужчин зачастую вос-
принимается как один из стереотипов
мужского поведения. Действительно,
половые и иные преступления, дест-
руктивная агрессия являются обыч-
ной темой массовой литературы и
киноискусства, а культ супермена
неотъемлем от присущей ему агрессив-
ности. Агрессивность, постоянно бы-
тующая в примитивной люмпенизи-
рованной среде, подчёркнуто прояв-
ляется в поведении представителей
этой среды, в своеобразных и внешне
Угрожающих резких движениях, в
и грозной речи. Однако эта
внешне демонстрируемая агрессив-
Неизвестный
автор.
Japan. Публи-
кация University of California
Press, Berkeley, 1995, p. 34
231
ность, как и у животных, представляется формой приспособления к
обществу насилия, своеобразной защитой от него, оборонительной ре-
акцией на реальную и мнимую опасность, позволяющей более или ме-
нее самосохраняться.
В биографии агрессивных лиц присутствуют некоторые типичные
моменты: большая эмоциональная связь с матерью при одновремен-
ном пренебрежении её личностью, чувство страха перед отцом, неспо-
собность к установлению длительных чувственных связей, отделение
сексуальной сферы от чувственной, сексуальный эгоцентризм, агрес-
сивная форма проведения сексуальных контактов, промискуитет в связи
с подсознательной потребностью осуществления сексуальных связей, в
которых физический контакт заменяет чувственный.
Впрочем, ещё Э. Фромм в следующей форме донёс до нас мысли
Аристотеля: "Подрастая, ребёнок находит разные возможности опла-
тить за поражение (капитуляцию перед превосходящими силами взрос-
лых), при этом он сам осуществляет те самые
от КОТОРЫХ ОН
будучи младенцем: если в детстве от него требовали подчине-
ния, он стремится господствовать, если его били, он сам становится
драчуном, - словом, он делает то, что был вынужден терпеть, или же
то, что раньше ему запрещали. Практика психоанализа даёт огромный
фактический материал, подтверждающий, что многие неврозы, навяз-
чивые идеи и сексуальные аномалии являются следствием определён-
ных запретов в раннем детстве".
Иными словами, у сексуальных насильников выявляются повы-
шенная ранимость, обидчивость, постоянное переживаемое чувство
"униженности и оскорблённости", враждебности окружающего мира с
желанием непосредственного мщения или мщения в генерируемых ими
садистских фантазиях. Естественно, что эти аутистические и крайне
жестокие ("зверообразные", по Аристотелю) фантазии мстительного ха-
рактера являются компенсаторными, начало этих фантазий находится
в детстве. Такая личность не
имеет психосоциальных ресур-
сов для продуктивной и конст-
руктивной самореализации в
различных видах деятельнос-
ти и социальных отношениях;
ее социальная дезадаптация
будет нарастать. Постепенно у
такой личности развивается
патосексуальное состояние,
погранично аномальное сади-
стически-сексуальное зависи-
мое поведение. Это поведение
Шибари (искусство связывания
характеризуется обсессивными
веревками). Средневековый японский
садистическими фантазиями,
рисунок
реализуемыми после их мас-
232
Ф.С. Богородский
(1895-1959). Из цикла
«Беспризорные»
турбаторной кристаллизации в соответству-
ющих обсессивно-компульсивных действи-
ях при суженном сознании, сниженном про-
гнозировании последствий, малой степенью
замечаемости опасности со стороны окру-
жения.
Наблюдения показывают, что для боль-
шинства серийных сексуальных насильни-
ков убийство является своеобразной эмо-
циональной разрядкой, высвобождающей
глубоко подавленные, тщательно скрывае-
мые (даже от самого себя) переживания.
Жертва служит как бы пусковым механиз-
мом, пробуждая воспоминания о том, что
кто-то давно (в детстве или юности) унизил,
оскорбил будущего киллера, каким-то об-
разом надругался над ним. Убивая, киллер
восстанавливает душевное равновесие. Со-
вершённое им преступление - это акт воз-
мездия, которому, как правило, находится
рациональное оправдание (борьба с проституцией, гомосексуализмом,
иными общественными пороками), избавляющее преступника от чув-
ства
Есть ещё небольшой, но существенный аспект: у лиц, совершивших
сексуальные преступления, длительное заключение усиливает агрес-
сию; насильники начинают воспринимать женщину (или юношу, ре-
бёнка) как виновника наказания, унижения и сексуальной фрустра-
ции. У осуждённых за сексуальные преступления лишение свободы
часто приводит лишь к закреплению девиации и появлению или росту
агрессивности по отношению к объектам их сексуального предпочте-
ния, опыт отбывания наказания за совершённое сексуальное насилие
усиливает их агрессивные сексуальные позиции.
Человеку свойственно стремиться за пределы своей повседневнос-
ти, за пределы самого себя в мечтах или в реальности. Уход в особое
состояние своей психики (пограничное или болезненное), в алкоголизм,
чревоугодничество, даже однократное банальное употребление алкого-
ля, сильнодействующих препаратов, ненормативный сексуальный кон-
такт, посещение кинотеатра, дискотеки, грёзы с книгой в руках или
перед экраном телевизора и т. п. - всё это осознанное или неосознанное
желание бегства через опостылевшие границы своего утомительного
бытия; бегства, порой грубо и бесцеремонно обрывающего связи с ре-
альностью, но часто вынужденного, являющегося своеобразной защи-
той для души (разума),
парадоксальной саморазрушительной защи-
той.
Отрешившись, насколько это можно, от быта, от самого себя "ре-
ального", человек неизбежно попадает в смутно желанный им мир; мир
233