ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11320
Скачиваний: 97
ние рода. Это действительно так практически во всех случаях, но если
речь идёт о животном мире. Однако проявления агрессии в человече-
ском обществе могут быть чрезмерными и деструктивными, могут по-
влечь за собой нарушение чьих-либо прав, оставив болезненный след в
психике не только жертвы агрессии, но и самого правонарушителя,
особенно "при сдвиге на главное место именно агрессивного компонен-
та сексуального влечения", при котором активная алголагния (садизм)
становится самостоятельной.
3. Фрейд не сразу пришёл к признанию связи агрессивности с сек-
суальностью: "Я не могу решиться признать особое агрессивное влече-
ние наряду и на одинаковых правах с известными нам влечениями
самосохранения и сексуальным". Но уже в "Продолжении лекций по
введению в психоанализ" он чётко высказал мысль, что "агрессивные
влечения никогда не существуют сами по себе, а всегда сопряжены с
эротическими... Ограничение своей агрессии является первой, возмож-
но, самой серьёзной жертвой,
которое общество требует от ин-
дивидуума... В действие вступа-
ет Сверх Я, которое овладевает
агрессивными побуждениями".
Если агрессивность действи-
тельно связана с сексуальнос-
тью, то нельзя быть уверенным,
что эта взаимосвязь является
врождённой. Когда же происхо-
дит слияние Эроса и агрессии?
Когда закладывается в человека
жестокость и асоциальность?
Иными словами, необходимо
знать, когда в результате каких-
то условий среды начинает, а,
может быть, и полностью форми-
руется деструктивная сексуаль-
ность, которая, развиваясь в индивидууме, логично завершается тем
или иным преступным результатом.
Ответ на этот вопрос можно найти не только у современных нам
исследователей, о чём будет упомянуто ниже, но частично и у того же
3. Фрейда: "Мы можем полагать, что жестокие душевные движения
происходят из влечения к овладению и проявляются в сексуальной
жизни в такое время, когда гениталии ещё не получили своего
шего
Таким образом, 3. Фрейд допускал происхождение де-
структивности не из сексуальности, но, судя по всему, в его понимании
деструктивность соединяется с сексуальностью на ранних стадиях
вития ребёнка.
Интересна и представляется важной мысль 3. Фрейда о первона-
чальном разрушительном влечении: "...мы можем его воспринять лишь
Проявление сексуального садизма со
стороны женщины
-
военнослужащей
армии США в иракской тюрьме
224
при двух условиях - если оно соединяется с эротическими влечениями
в мазохизме (аутоагрессия) или если оно как агрессия направлено про-
тив внешнего мира (гетероагрессия) с большим или меньшим эротиче-
ским добавлением. Напрашивается мысль о значимости невозможно-
сти найти удовлетворение агрессии во внешнем мире... Тогда она, воз-
можно, отступит назад, увеличив силу господствующего внутри само-
разрушения... Не нашедшая выхода агрессия может означать тяжёлое
повреждение; всё выглядит так, как будто нужно разрушить другое и
других, чтобы не разрушить самого себя"... Таким образом 3. Фрейд
однозначно высказался о конечной деструктивности
любых
агрессив-
ных влечений человека.
Следующая теория, мимо которой нельзя пройти, -
фрустрацион-
агрессивности.
Она утверждает, что "возникновение агрессивного
поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и, наоборот, на-
личие фрустрации всегда влечёт за собой какую-нибудь форму агрес-
сивности". В настоящее время общеизвестно, что агрессия является
типичной эмоциональной реакцией на действия фрустраторов, в том
числе в виде так называемых замещающих действий, нередко направ-
ляемая на совершенно посторонние, даже случайные объекты (реак-
ция замещения). В этой закономерности нередко кроется объяснение
так называемой немотивированной агрессии, отличающейся непонят-
ностью с точки зрения здравого смысла, а также зачастую особой жес-
токостью.
Удовлетворение половой потребности насильственным путём мо-
жет провоцироваться
невозможностью найти добро-
вольного полового партнёра в нужный момент, оторванностью право-
нарушителя от обычного своего
сексуального партнёра или фру-
страцией в семейных взаимоот-
ношениях. Однако следует учи-
тывать, что не все половые пре-
ступления совершаются под воз-
действием сексуальной мотива-
ции. Преступление может совер-
шаться из чувства мести, стрем-
ления преступника самоутвер-
диться любым путём, а также в
подражание друзьям, киногеро-
ям, из страха насмешек над ним
в молодёжной группе. Фрустра-
ция может вызвать и множество
реакций, например, уход
от реальности в мир фантазий, в
том числе и мстительного харак-
Нарцисс
Караваджо
коренную смену занятий,
(1573-1610). Национальная галерея
Депрессию с острым чувством
античного искусства (Рим)
225
вины, самообвинениями, перерастающими в аутоагрессию, вплоть до
суицида.
Применительно к нашей теме можно привести примеры агрессио-
генной фрустрации с отвержением сексуальных предложений предме-
том вожделения, прерывание в силу каких-либо обстоятельств начав-
шихся, но незавершённых сексуальных действий и т. п. Особо опасны-
ми представляются внезапные вспышки ярости у нарцисса, уязвлённо-
го в сексуальном чувстве, подвергнутого насмешкам со стороны вожде-
ленного сексуального объекта.
Э. Фромм утверждал, что человек, ущемлённый в своём нарциссиз-
ме, может испытывать такую жажду мести, которая ни в какое сравне-
ние не идёт с реакцией на любой другой ущерб. Страсть возмездия час-
то доходит до безумия, до готовности самому погибнут, лишь бы такой
гибели не избежал и враг, считал И. Кант. Нарцисс постоянно восхи-
щается собой и требует этого от других, однако при отсутствии талан-
тов или обстоятельств для их проявления он не может ловить восхи-
щённые взгляды, слушать восторженные речи, самолюбие его глубоко
уязвляется. Стремление к восстановлению психического равновесия
может найти выход в деструктивности, вплоть до сексуально-садист-
ского насилия.
ЭРИХ ФРОММ и другие
Один из ключей к пониманию истоков деструктивной сексуальнос-
ти даёт нам изучение фундаментального труда Э. Фромма "Анатомия
человеческой деструктивности". Размышляя над трудами 3. Фрейда,
Э. Фромм пришёл к выводу, что агрессивность, имея различную при-
чинную обусловленность, может быть доброкачественной и злокаче-
ственной.
Доброкачественной агрессии
свойственны оборонительные установ-
ки, она является ответной реакцией на реальную или мнимую угрозу
(можно добавить, что доброкачественная сексуальная агрессия имеет
изначальной целью продолжение рода). Но здесь снова стоит огово-
риться: то, что всегда применимо к животному миру, не всегда справед-
ливо в отношении человека, в юридической практике можно встретить
немало случаев, когда оборонительная агрессия являлась неадекват-
ной угрозе, чрезмерной, то есть деструктивной (злокачественной).
Злокачественная агрессия
(деструктивность) проявляется как
страсть человека к господству над другим живым существом и желание
разрушать.
Деструктивное поведение берёт своё происхождение в самом обра-
зе жизни человека и у животных не встречается, кроме случаев нару-
шения равновесия в окружающей их среде, например, в условиях ску-
ченности, в зоопарках. Человек, обладая разумом, в отличие от жи-
вотных, бывает деструктивным вне наличия внешней угрозы и вне
связи с необходимостью удовлетворения своих биологических потреб-
ностей.
226
К формам злокачественной агрессии (деструктивности) Э. Фромм
отнёс садизм и мазохизм, некрофилию, нарциссизм, считая, что они
основываются не в биологической природе человека, а в его рассудке,
интеллекте. Обоснование этого выглядит следующим образом: "Каж-
дый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность
в мире, свою беспомощность и заброшенность, искать новые формы связи
с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой. Я опреде-
ляю эти психические потребности как "экзистенциальные", так как их
причины кроются в условиях человеческого существования. Они свой-
ственны всем людям, и их удовлетворение необходимо для сохранения
душевного здоровья... Различные способы удовлетворения экзистенци-
альных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, не-
жность, стремление к справедливости, независимости и правде, в нена-
висти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Я называю
их... просто человеческими страстями". Иными словами, по Э. Фромму,
страсти возникают на основе экзистенциальных потребностей, а харак-
тер человека есть совокупность этих
страстей.
Аристотель (IV век до н. э.) за-
долго до Э. Фромма, перечисляя
почти тот же самый набор страстей,
определял страсти как "всё, чему со-
путствуют удовольствия или страда-
ния", при этом от склада души за-
висит "хорошо или дурно мы вла-
деем своими страстями... Способно-
сти у нас от природы (врождённые),
а добродетельными или порочными
от природы мы не бываем"
Например, одни люди
имеют "звероподобный" (крайне же-
стокий) склад души "вследствие бо-
лезней, причем у некоторых от по-
мешательства.., другие - "от привыч-
ки, как, например, у тех, кто с дет-
ства терпел насилие"
Люди, формируясь в разных соци-
альных, климато-географических,
культуральных условиях, приобре-
тают и разный набор страстей, раз-
личные характерологические осо-
бенности, о чём ещё в V веке до н. э.
говорил Геродот. Условия формиро-
вания
его быт предопре-
какие страсти начнут доми-
нировать над ним.
Воображение, покинутое разумом,
порождает немыслимых чудовищ
(сон разума рождает
Ф. Гойя.
Офорт из серии
227
Удовлетворение экзистенциальных потребностей связано с потреб-
ностью в возбуждении. Это достигается при помощи простых и слож-
ных стимулов. Простые стимулы - секс, еда, накопительство, садизм,
нарциссизм. Сложные стимулы, по мнению Э. Фромма, заложены в твор-
честве. Но оказывается, у человека гораздо более сильное возбуждение
вызывают гнев, бешенство, жестокость или жажда разрушения, чем
любовь, творчество или другой какой-то продуктивный интерес. "Для
этого не надо учиться концентрировать своё внимание, бороться со сво-
ими сомнительными желаниями, отказываться от своего нарциссизма.
Людей с низким духовным уровнем всегда выручают "простые раздра-
жители"; они всегда в изобилии. Можно и себе самому создать анало-
гичные (простые) раздражители: ведь всегда найдётся причина кого-то
ненавидеть, кем-то управлять, а кому-то вредить".
Вышеизложенное чрезвычайно важно для понимания истоков сек-
суальной деструктивности, в частности, серийных убийств, совершён-
ных на сексуальной почве.
Привычный простой стимул не может возбуждать бесконечно. Для
того чтобы он действовал долго, необходимо введение элементов новиз-
ны, надо что-то менять в раздражителе (содержание, форму, интенсив-
ность воздействия). Со временем элемент новизны также становится
привычным, необходим новый элемент, обостряющий чувства. Именно
таким образом серийные сексуальные убийцы постепенно становятся
всё более изощрёнными в своих жестокостях. Вероятно, сродни этому
тяга человека к жестоким зрелищам.
Справедливо полагать, что возбуждение, несомненно, обостряется
при присоединении сексуального компонента, иное дело, что присоеди-
нение этого компонента или его отсутствие зависит от степени сиюми-
нутной потребности человека и соответствующих условий. Следует учи-
тывать и наличие в любом проявлении сексуальной агрессии некото-
рую обязательную долю садизма (активного начала) и мазохизма (пас-
сивного начала), что предопределено биологической, изначально би-
сексуальной сутью человека. Однако социальная его суть должна вли-
ять с той или иной энергией на степень проявления этих явлений. Сверх-
достаточное проявление садизма или мазохизма является деструктив-
ным.
Оказалось, что мыши, воспитанные в духе агрессивности, испыты-
вали большие затруднения при совокуплении, а мыши, у которых фор-
мировалось неагрессивное поведение, в сексе чувствовали себя абсо-
лютно свободно. Причём оба эти типа поведения можно либо усили-
вать, либо подавлять.
Здесь уместны два предположения: первое - чрезмерная деструк-
тивная агрессия (гнев), доминируя, подавляет врождённо сцепленную
с ней сексуальность, сексуальные раздражители в силу своей незначи-
тельности или малозначимости для субъекта остаются без адекватной
на них реакции; второе - агрессия и сексуальность имеют разные кор-
ни (это предположение, в принципе, высказывал 3. Фрейд). В любом
228