ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10825

Скачиваний: 96

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ние рода. Это действительно так практически во всех случаях, но если

речь идёт о животном мире. Однако проявления агрессии в человече-

ском обществе могут быть чрезмерными и деструктивными, могут по-

влечь за собой нарушение чьих-либо прав, оставив болезненный след в

психике не только жертвы агрессии, но и самого правонарушителя,

особенно "при сдвиге на главное место именно агрессивного компонен-

та сексуального влечения", при котором активная алголагния (садизм)

становится самостоятельной.

3. Фрейд не сразу пришёл к признанию связи агрессивности с сек-

суальностью: "Я не могу решиться признать особое агрессивное влече-

ние наряду и на одинаковых правах с известными нам влечениями

самосохранения и сексуальным". Но уже в "Продолжении лекций по

введению в психоанализ" он чётко высказал мысль, что "агрессивные

влечения никогда не существуют сами по себе, а всегда сопряжены с

эротическими... Ограничение своей агрессии является первой, возмож-

но, самой серьёзной жертвой,

которое общество требует от ин-

дивидуума... В действие вступа-

ет Сверх Я, которое овладевает

агрессивными побуждениями".

Если агрессивность действи-

тельно связана с сексуальнос-

тью, то нельзя быть уверенным,

что эта взаимосвязь является

врождённой. Когда же происхо-

дит слияние Эроса и агрессии?

Когда закладывается в человека

жестокость и асоциальность?

Иными словами, необходимо

знать, когда в результате каких-

то условий среды начинает, а,

может быть, и полностью форми-

руется деструктивная сексуаль-

ность, которая, развиваясь в индивидууме, логично завершается тем

или иным преступным результатом.

Ответ на этот вопрос можно найти не только у современных нам

исследователей, о чём будет упомянуто ниже, но частично и у того же

3. Фрейда: "Мы можем полагать, что жестокие душевные движения

происходят из влечения к овладению и проявляются в сексуальной

жизни в такое время, когда гениталии ещё не получили своего

шего

 Таким образом, 3. Фрейд допускал происхождение де-

структивности не из сексуальности, но, судя по всему, в его понимании

деструктивность соединяется с сексуальностью на ранних стадиях

вития ребёнка.

Интересна и представляется важной мысль 3. Фрейда о первона-

чальном разрушительном влечении: "...мы можем его воспринять лишь

Проявление сексуального садизма со

стороны женщины

 -

 военнослужащей

армии США в иракской тюрьме

224


background image

при двух условиях - если оно соединяется с эротическими влечениями

в мазохизме (аутоагрессия) или если оно как агрессия направлено про-

тив внешнего мира (гетероагрессия) с большим или меньшим эротиче-

ским добавлением. Напрашивается мысль о значимости невозможно-

сти найти удовлетворение агрессии во внешнем мире... Тогда она, воз-

можно, отступит назад, увеличив силу господствующего внутри само-

разрушения... Не нашедшая выхода агрессия может означать тяжёлое

повреждение; всё выглядит так, как будто нужно разрушить другое и

других, чтобы не разрушить самого себя"... Таким образом 3. Фрейд

однозначно высказался о конечной деструктивности

 любых

 агрессив-

ных влечений человека.

Следующая теория, мимо которой нельзя пройти, -

 фрустрацион-

 агрессивности.

 Она утверждает, что "возникновение агрессивного

поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и, наоборот, на-

личие фрустрации всегда влечёт за собой какую-нибудь форму агрес-

сивности". В настоящее время общеизвестно, что агрессия является

типичной эмоциональной реакцией на действия фрустраторов, в том

числе в виде так называемых замещающих действий, нередко направ-

ляемая на совершенно посторонние, даже случайные объекты (реак-

ция замещения). В этой закономерности нередко кроется объяснение

так называемой немотивированной агрессии, отличающейся непонят-

ностью с точки зрения здравого смысла, а также зачастую особой жес-

токостью.

Удовлетворение половой потребности насильственным путём мо-

жет провоцироваться

 невозможностью найти добро-

вольного полового партнёра в нужный момент, оторванностью право-

нарушителя от обычного своего

сексуального партнёра или фру-

страцией в семейных взаимоот-

ношениях. Однако следует учи-

тывать, что не все половые пре-

ступления совершаются под воз-

действием сексуальной мотива-

ции. Преступление может совер-

шаться из чувства мести, стрем-

ления преступника самоутвер-

диться любым путём, а также в

подражание друзьям, киногеро-

ям, из страха насмешек над ним

в молодёжной группе. Фрустра-

ция может вызвать и множество

 реакций, например, уход

от реальности в мир фантазий, в

том числе и мстительного харак-

 Нарцисс

 Караваджо

 коренную смену занятий,

 (1573-1610). Национальная галерея

Депрессию с острым чувством

 античного искусства (Рим)

225


background image

вины, самообвинениями, перерастающими в аутоагрессию, вплоть до

суицида.

Применительно к нашей теме можно привести примеры агрессио-

генной фрустрации с отвержением сексуальных предложений предме-

том вожделения, прерывание в силу каких-либо обстоятельств начав-

шихся, но незавершённых сексуальных действий и т. п. Особо опасны-

ми представляются внезапные вспышки ярости у нарцисса, уязвлённо-

го в сексуальном чувстве, подвергнутого насмешкам со стороны вожде-

ленного сексуального объекта.

Э. Фромм утверждал, что человек, ущемлённый в своём нарциссиз-

ме, может испытывать такую жажду мести, которая ни в какое сравне-

ние не идёт с реакцией на любой другой ущерб. Страсть возмездия час-

то доходит до безумия, до готовности самому погибнут, лишь бы такой

гибели не избежал и враг, считал И. Кант. Нарцисс постоянно восхи-

щается собой и требует этого от других, однако при отсутствии талан-

тов или обстоятельств для их проявления он не может ловить восхи-

щённые взгляды, слушать восторженные речи, самолюбие его глубоко

уязвляется. Стремление к восстановлению психического равновесия

может найти выход в деструктивности, вплоть до сексуально-садист-

ского насилия.

ЭРИХ ФРОММ и другие

Один из ключей к пониманию истоков деструктивной сексуальнос-

ти даёт нам изучение фундаментального труда Э. Фромма "Анатомия

человеческой деструктивности". Размышляя над трудами 3. Фрейда,

Э. Фромм пришёл к выводу, что агрессивность, имея различную при-

чинную обусловленность, может быть доброкачественной и злокаче-

ственной.

Доброкачественной агрессии

 свойственны оборонительные установ-

ки, она является ответной реакцией на реальную или мнимую угрозу

(можно добавить, что доброкачественная сексуальная агрессия имеет

изначальной целью продолжение рода). Но здесь снова стоит огово-

риться: то, что всегда применимо к животному миру, не всегда справед-

ливо в отношении человека, в юридической практике можно встретить

немало случаев, когда оборонительная агрессия являлась неадекват-

ной угрозе, чрезмерной, то есть деструктивной (злокачественной).

Злокачественная агрессия

 (деструктивность) проявляется как

страсть человека к господству над другим живым существом и желание

разрушать.

Деструктивное поведение берёт своё происхождение в самом обра-

зе жизни человека и у животных не встречается, кроме случаев нару-

шения равновесия в окружающей их среде, например, в условиях ску-

ченности, в зоопарках. Человек, обладая разумом, в отличие от жи-

вотных, бывает деструктивным вне наличия внешней угрозы и вне

связи с необходимостью удовлетворения своих биологических потреб-

ностей.

226


background image

К формам злокачественной агрессии (деструктивности) Э. Фромм

отнёс садизм и мазохизм, некрофилию, нарциссизм, считая, что они

основываются не в биологической природе человека, а в его рассудке,

интеллекте. Обоснование этого выглядит следующим образом: "Каж-

дый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность

в мире, свою беспомощность и заброшенность, искать новые формы связи

с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой. Я опреде-

ляю эти психические потребности как "экзистенциальные", так как их

причины кроются в условиях человеческого существования. Они свой-

ственны всем людям, и их удовлетворение необходимо для сохранения

душевного здоровья... Различные способы удовлетворения экзистенци-

альных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, не-

жность, стремление к справедливости, независимости и правде, в нена-

висти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Я называю

их... просто человеческими страстями". Иными словами, по Э. Фромму,

страсти возникают на основе экзистенциальных потребностей, а харак-

тер человека есть совокупность этих

страстей.

Аристотель (IV век до н. э.) за-

долго до Э. Фромма, перечисляя

почти тот же самый набор страстей,

определял страсти как "всё, чему со-

путствуют удовольствия или страда-

ния", при этом от склада души за-

висит "хорошо или дурно мы вла-

деем своими страстями... Способно-

сти у нас от природы (врождённые),

а добродетельными или порочными

от природы мы не бываем"

 Например, одни люди

имеют "звероподобный" (крайне же-

стокий) склад души "вследствие бо-

лезней, причем у некоторых от по-

мешательства.., другие - "от привыч-

ки, как, например, у тех, кто с дет-

ства терпел насилие"

Люди, формируясь в разных соци-

альных, климато-географических,

культуральных условиях, приобре-

тают и разный набор страстей, раз-

личные характерологические осо-

бенности, о чём ещё в V веке до н. э.

говорил Геродот. Условия формиро-

вания

 его быт предопре-

 какие страсти начнут доми-

нировать над ним.

Воображение, покинутое разумом,

порождает немыслимых чудовищ

(сон разума рождает

Ф. Гойя.

Офорт из серии

227


background image

Удовлетворение экзистенциальных потребностей связано с потреб-

ностью в возбуждении. Это достигается при помощи простых и слож-

ных стимулов. Простые стимулы - секс, еда, накопительство, садизм,

нарциссизм. Сложные стимулы, по мнению Э. Фромма, заложены в твор-

честве. Но оказывается, у человека гораздо более сильное возбуждение

вызывают гнев, бешенство, жестокость или жажда разрушения, чем

любовь, творчество или другой какой-то продуктивный интерес. "Для

этого не надо учиться концентрировать своё внимание, бороться со сво-

ими сомнительными желаниями, отказываться от своего нарциссизма.

Людей с низким духовным уровнем всегда выручают "простые раздра-

жители"; они всегда в изобилии. Можно и себе самому создать анало-

гичные (простые) раздражители: ведь всегда найдётся причина кого-то

ненавидеть, кем-то управлять, а кому-то вредить".

Вышеизложенное чрезвычайно важно для понимания истоков сек-

суальной деструктивности, в частности, серийных убийств, совершён-

ных на сексуальной почве.

Привычный простой стимул не может возбуждать бесконечно. Для

того чтобы он действовал долго, необходимо введение элементов новиз-

ны, надо что-то менять в раздражителе (содержание, форму, интенсив-

ность воздействия). Со временем элемент новизны также становится

привычным, необходим новый элемент, обостряющий чувства. Именно

таким образом серийные сексуальные убийцы постепенно становятся

всё более изощрёнными в своих жестокостях. Вероятно, сродни этому

тяга человека к жестоким зрелищам.

Справедливо полагать, что возбуждение, несомненно, обостряется

при присоединении сексуального компонента, иное дело, что присоеди-

нение этого компонента или его отсутствие зависит от степени сиюми-

нутной потребности человека и соответствующих условий. Следует учи-

тывать и наличие в любом проявлении сексуальной агрессии некото-

рую обязательную долю садизма (активного начала) и мазохизма (пас-

сивного начала), что предопределено биологической, изначально би-

сексуальной сутью человека. Однако социальная его суть должна вли-

ять с той или иной энергией на степень проявления этих явлений. Сверх-

достаточное проявление садизма или мазохизма является деструктив-

ным.

Оказалось, что мыши, воспитанные в духе агрессивности, испыты-

вали большие затруднения при совокуплении, а мыши, у которых фор-

мировалось неагрессивное поведение, в сексе чувствовали себя абсо-

лютно свободно. Причём оба эти типа поведения можно либо усили-

вать, либо подавлять.

Здесь уместны два предположения: первое - чрезмерная деструк-

тивная агрессия (гнев), доминируя, подавляет врождённо сцепленную

с ней сексуальность, сексуальные раздражители в силу своей незначи-

тельности или малозначимости для субъекта остаются без адекватной

на них реакции; второе - агрессия и сексуальность имеют разные кор-

ни (это предположение, в принципе, высказывал 3. Фрейд). В любом

228