ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11354
Скачиваний: 97
формации под влиянием внешних (со стороны социального окружения)
или внутренних (заболевания) факторов, либо находится в состоянии
крайней дисгармонии с остальными сферами личности. Еще В. Райх
подметил, что извращение сексуальности, развитие асоциальности яв-
ляются результатом репрессий со стороны взрослых по отношению к
проявлениям сексуальности ребенка. В этом смысле сексуальность сле-
дует рассматривать как недифференцированную силу, находящую вы-
ход в формах, определяемых психосоциальными и этнокультуральны-
ми факторами, при этом чем примитивнее популяция, тем она плодо-
витее. Последнее определяется биологической стратегией выживания
этноса при высоком уровне детской смертности.
Сексуальность является биологической ос-
новой социальной активности, направленной не
только непосредственно на сексуальное удовлет-
ворение, но и на повышение качества жизни,
продление самой жизни, обусловливает многие
другие формы поведения, принятие решений,
хотя они и не приводят к сексуальным контак-
там.
Сексуальность - один из основных двига-
телей познания, начинающий работать с рож-
дения, с познания материнской груди и удо-
вольствия от процесса ее сосания. По 3. Фрэй-
ду, "влечение к познанию у детей поразитель-
но рано и неожиданно интенсивным образом
останавливается на сексуальных проблемах,
даже пробуждается ими". Предпринимаемое
ребенком сексуальное исследование в раннем
детском периоде возникает из практических
интересов, в первую очередь из-за страха поте-
рять любовь родителей с появлением нового
ребенка. Вот почему возникает всегда один и
тот же самый первый "неудобный" вопрос: от-
куда берутся дети? Неумение и нежелание ро-
дителей отвечать на подобные вопросы ведут к первому шагу, отчуж-
дающему ребенка от лиц, которым он ранее полностью доверял, к са-
мостоятельному исследованию мира вначале в одиночестве, потом с
помощью друзей.
Сексуальность объединяет людей друг с другом и формирует мно-
гомерную совместную жизнь людей. При этом сексуальные контакты
следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к
выходу за пределы своей индивидуальности, возможность влияния
на окружающий мир и своего партнера. Трудности в создании психо-
эмоциональной связи с другим человеком являются причиной сексу-
альных расстройств и межчеловеческих конфликтов на сексуальной
почве.
Мальчик, несущий
гирлянду жизни.
Hugo
(Finland, 1873-1917)
24
Существуют несколько концепций сексуальности:
1. Узкая, трактующая сексуальность как источник напряжения
и чувственной разрядки.
2.
по которой сексуальность - источник удовлетво-
ренности в связи с удовлетворением других психических по-
требностей.
3. Глобальная, трактующая сексуальность в категориях редук-
ции сексуального напряжения, удовлетворения несексуаль-
ных потребностей и создания межличностных связей с други-
ми
Различают три подхода к проблемам сексуальности:
. Биологический
Здоровое функционирование организма человека применительно к
сексуальным потребностям касается его оптимального поведения с це-
лью самосохранения, т. е. сохранения своего физического, психическо-
го и социального благополучия.
Психосексуальная напряженность, периодически возникающая в
организме, может быть
либо легко устранена при
правильном ее распознавании, при осознании своих сексуальных по-
требностей, умении направить их в конструктивное русло. Конкретиза-
ция собственной сексуальной потребности заключается в том, что по мере
приобретения сексуального опыта человек отказывается от неэффектив-
ных способов сексуального поведения в пользу дающих удовлетворение
и психосоматическое благополучие, хотя они могут быть и девиантны-
неприемлемыми большинством членов конкретного общества.
Социализация сексуальной потребности выражается в подчинении
характера сексуального поведения иерархии ценностей, принятых в
данном обществе. Сексуальная социализация, начинающаяся еще в
детстве, крайне важна. С ее помощью даже маргинальные сексуальные
потребности могут быть удовлетворены без каких-либо потерь как для
общества, так и для индивида.
Всё относительно, поэтому здесь уместно следующее сравнение: муж-
чинам недопустимо входить в христианскую церковь в головном уборе
и босиком, в то же самое время аналогично недопустимо, чтобы мужчи-
на вошел в мечеть в обуви и с непокрытой головой.
Далее следует особо указать на решающее отличие сексуальной
мотивации от сексуального поведения. По К. Имелинскому, различ-
ные проявления сексуальности, например, гетеро- или гомосексуаль-
ное поведение, особые сексуальные предпочтения и вкусы или разные
сексуальные девиация могут быть различным выражением одного и
того же сексуального мотивационного состояния.
25
Thomas
(1844-1916). U.SA.
Сексуальная мотивация обусловлена:
1) с одной стороны, психофизиологическим состоянием организма;
2) с другой стороны, процессом научения и индивидуальным сексу-
альным
Однако существуют различные формы сексуального поведения, обус-
ловленные несексуальной мотивацией, например, половой контакт как
средство самоутверждения, унижения партнера, мести, заработка.
Стимуляция и оргазм в свете
теории обучения действуют как
подкрепляющие факторы и уси-
ливают тенденцию к поиску воз-
буждающих ситуаций, которые
могут предоставить данные пере-
живания. Эти возбуждающие си-
туации могут быть приемлемыми
обществом либо нет. Чем более
часты сексуальные переживания,
начиная с раннего детства, чем с
большим удовольствием и бес-
конфликтностью они протекают
и чем более терпимо к ним обще-
ство, тем выраженнее становится
сексуальная мотивация, т. е. воз-
растает уровень полового влечения в результате вторичной мотивации.
У человека с момента его рождения имеются нейрофизиологиче-
ские механизмы, необходимые для сексуальных реакций. Однако даль-
нейшее развитие сексуальности происходит под влиянием средовых
факторов (в первую очередь, характера и качества питания, условий
жизни, социального окружения). Но "воспитание лишь дополняет био-
логически предопределенное, придает ему более четкое и глубокое вы-
ражение" (3. Фрэйд).
На развитие сексуальности большое влияние оказывают также
несексуальные черты личности,
прежде всего потому, что в процессе
ее развития они возникают раньше. Именно на них наслаивается резко
возрастающая в период полового созревания та или иная сексуальная
потребность. Асоциальные черты личности соответствующим образом
влияют и на наслаивающуюся на них сексуальность, вплоть до посте-
пенной кристаллизации деструктивной сексуальной потребности. В
зависимости от того, какие нравственные ценности заложены в лич-
ность, на которые наслаиваются сексуальные потребности, а также
какой уровень социальной агрессии и способности ее ограничивать
выработан в индивидууме, человек ведет себя в сексуальной жизни тем
или иным образом.
Следует отметить, что, безусловно, высшим этапом развития сексу-
альности человека в процессе эволюции является возникновение эро-
тической любви, что отличает человека от животных и отдаляет от меж-
видовых зоофильных сексуальных контактов, ранее весьма распрост-
раненных, так как в ее основе лежит интеллект. Способность к ней,
несомненно, обусловлена биологически, но психосоциальные и этно-
культуральные влияния могут основательно изменить формы ее про-
явления.
Сексуальность - проявление и показатель здоровья, неотъемлемая
сторона здоровья, способная сохраняться до глубокой старости. Сохран-
ность сексуальных функций в пожилом возрасте зависит от следую-
щих факторов:
от интеллектуальной активности;
от уровня материального благосостояния, повышающего каче-
ство жизни;
от сексуальной активности человека в более молодом возрасте;
от общего состояния психического и соматического здоровья.
У людей с низкой сексуальной и интеллектуальной активностью в
молодом возрасте сексуальные потребности обычно исчезают раньше,
чем у людей с противоположными качествами личности.
Процесс индивидуального научения, в том числе и по типу импри-
тинга (запечатлевания в подсознании впервые увиденного, эмоциональ-
но значимого), является основным, но не единственным элементом,
формирующим чувство половой принадлежности, половую роль, сексу-
альные предпочтения и формы поведения, а также выраженность сек-
суальной мотивации. Здесь, несомненно, необходимо положительное,
корректирующее влияние научного полового просвещения, практиче-
ски полностью отсутствующего в нашей стране, данного "на откуп" дво-
ровых "просветителей" и низкопробных СМИ.
Например, у неопытных мо-
лодых людей с выработанными
в процессе воспитания негатив-
ными установками по отноше-
нию к сексуальности, к её не
только отклонениям, но даже
нормативным проявлениям, эмо-
циональное напряжение, возни-
кающее под влиянием сексуаль-
ного раздражителя (обусловли-
вающего сексуальное возбужде-
ние на биологическом уровне),
может неверно восприниматься
не как сексуальное напряжение,
которое необходимо направить
Подростковая агрессия
по конструктивному пути, а как отрицательное эмоциональное напря-
жение, иногда находящее выход в виде любых агрессивных действий,
для которых подходящим оказывается любой повод. Отсюда и высо-
кий уровень сексизма (дискриминации по признаку отклонения от сек-
суальных стереотипов большинства).
27
При этом человек, как правило, не осознает причин подобных аг-
рессивных реакций, в связи с чем и пытается их рационализировать
различным образом (например, борьба "за чистоту рядов", борьба "за
Святую Русь", борьба с "извращенцами" и т. д.). Таким образом, реали-
зуется и "чувство вины" за собственные, смутно ощущаемые "не те"
сексуальные потребности или реально совершенные сексуальные дей-
ствия, входящие в противоречие с выработанными сексуальными сте-
реотипами, которые связаны, как правило, с различными обществен-
ными обычаями и традициями, передаваемыми последующим поколе-
ниям.
На формирование и проявление общественной и индивидуальной
сексуальности огромное влияние оказывают обычаи и традиции конк-
ретного общества.
Обычай
- это общепризнанная норма поведения в рамках конкрет-
ной культуры, одобряемая и воспроизводимая действиями большин-
ства членов конкретного общества.
Традиция
- это прочно установившаяся, унаследованная от пред-
шествующих поколений и поддерживаемая силой общественного мне-
ния форма поведения людей и их взаимоотношений, в которой разви-
вается человеческая культура.
Традиции и обычаи играют важную роль в материальной и духов-
ной жизни народа, в обеспечении преемственности поколений, в гармо-
ничном развитии общества и личности.
Некоторые проявления сексуальности благодаря установившимся
традициям в одном обществе могут строго наказываться, вплоть до смер-
ти, а в другом обществе они вполне приемлемы и даже кажутся необхо-
димыми, являются неотъемлемой частью культовых обрядов, ритуа-
лов, поощряются обществом. Каждая
культура оказывает регулирующее вли-
яние на сексуальное поведение людей
как вне брака, так и в брачных отноше-
ниях.
Ритуально-обрядовая сторона сек-
суальности используется не только в
семейно-бытовых традициях практи-
чески каждого общества, но и при иных
проявлениях общественной жизни. На-
пример, при инициации мальчиков и
девочек; для определения места в со-
циальной иерархии в относительно
примитивных малых обществах, в об-
ществах уголовников, подростков
молодых людей, длительное время пре-
бывающих в относительно замкнутых
однополых коллективах (армия, флот,
военные училища и т. п.), а также при
Барельеф храма Кхаджурахо.
Центральная Индия,
X-XI вв. н. э.