ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10737

Скачиваний: 96

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

садомазохистских способах полового удовлетворения, при иных по-

добных действиях.

В истории человечества отношения между полами обычно склады-

вались постепенно. Сексуальные обычаи постепенно становились всё

более ритуализованными. Распространение разных религиозных тече-

ний вводило новые элементы в сексуальную жизнь: табу, указания,

запреты, религиозную символику, определение роли полов. Постепен-

но физиология и психология секса стали связываться с культурными

традициями и религиозным мировоззрением.

Система традиций и обычаев сохраняет накопленный в предшеству-

 ющих поколениях опыт и способствует развитию общества. Сами же

традиции и обычаи имеют свойства постепенно изменяться, к тому же с

течением времени благодаря общественному развитию появляются но-

вые традиции и обычаи. Они включаются в регуляцию морально-нрав-

ственных устоев, общественной деятельности и норм поведения, в том

числе и сексуального поведения.

Поэтому сексуальное поведение не является чем-то застывшим на

века. То, что было характерно для конкретных историко-культураль-

ных рамок существования конкретного общества, будет значимо отли-

чаться от функционирования этого же общества в иное историческое

время. Поэтому нельзя механистично переносить данные научных ис-

следований с одного общества на другое, даже в пределах одной и той

же страны. Можно лишь сравнивать, неизменно обнаруживая какие-

то определенные закономерности.

Сексуальная культура, связанное с ней искусство, идеалы красоты,

брачные или внебрачные отношения и прочее не могут развиваться вне

конкретного этноса и исповедуемой религии. Именно они оказывают

на сексуальность огромное влияние, угнетая или освобождая проявле-

ния сексуальных чувств в тех или иных формах, иногда уникальных,

присущих только конкретному обществу. Кроме того, существующая

политическая система также оказывает на сексуальность свое влия-

ние, что хорошо видно на примере России XX-XXI веков, пережившей

за это время две сексуальные революции.

Коренные социально-экономические преобразования всегда рево-

люционизируют сексуальность, а политические репрессии угнетают не

только дух людей, но и связанную с этим духом сексуальность. Напри-

мер, в XX веке в России произошли две сексуальные революции - в

начале и в конце века, да и во времена сталинских репрессий, хрущев-

ской "оттепели" и последующих времен правления Л.И. Брежнева сек-

суальность людей изменялась коренным образом. Материальное бла-

госостояние людей также увеличивает не только их уровень жизни, но

напрямую связано с качеством здоровья, в том числе и сексуального.

 Лефф, американский психиатр и культуролог, считает, что

культура оказывает большое влияние на восприятие и передачу эмо-

ций. Доказательством тому служит взаимосвязь между языком и ощу-

щениями. Область слов, касающихся данного понятия, весьма различ-

29


background image

на, и вытекает это из образцов, установок данной культуры. Например,

саамы имеют богатый словарь, определяющий типы снега, а у европей-

цев такой словарь очень мал. Подобным образом и словарный запас,

относящийся к сексу, больше у французов, чем у германцев, у сторон-

ников даосизма он богаче по сравнению с буддистами и т. д. К тому же

в рамках одного языка, одной и той же культуры существует несколь-

ко вариантов специфических сленгов, используемых различными суб-

культурами. Да и способы мышления различаются не только между

представителями разных обществ, но и между различными слоями в

одном большом обществе.

Представители разных культур в целом отличаются и по проявле-

нию эмоций. Итальянцам свойственны более живые эмоциональные

реакции, чем ирландцам, а афро-американцам - более живые, чем анг-

лосаксам. По внешнему виду у китайца трудно обнаружить агрессив-

ную реакцию, а у арабов легко. Французы в целом более откровенны и

экспрессивны, чем англичане и т. д.

Влияние культуры особенно наглядно проступает в критериях кра-

соты, ценностной градации некоторых чувств. Например, в некоторых

обществах идеалом красоты признается очень полный мужчина, неред-

ко это распространяется и на женщину. Однако в других обществах мы

видим идеализацию противоположных признаков внешности. Даже в

одной и той же стране представления о красоте существенно изменяются

с течением времени. Существуют и весьма своеобразные, даже экзотичес-

кие представления о красоте. Так, женщины в Бирме искусственно уве-

личивают длину шеи с помощью металлических обручей, которые они

будут вынуждены носить на шее всю свою жизнь, иначе нефизиологи-

ческое удлинение шеи приведет к травме шейного отдела спинного мозга

и наступлению смерти.

Не ослабевающий интерес

человека к сексуальности, на-

чинающийся с раннего детства,

вызван не только биологиче-

скими потребностями, но и

мало осознанным стремлением

к самопознанию и самосовер-

шенствованию.

удовлетворять в общении с

партнером свои биологические

потребности нередко позволяет

удовлетворять и потребности

духовного плана, приоткры-

вать свои души. Мощь сексу-

ального влечения к противопо-

ложному или своему полу столь сильна, что помогает людям через фи-

зическую близость обрести близость душевную. Обретение такой близо-

сти делает существование человека более комфортным, так как истека-

Два отрока (1954). Сальвадор Дали

30


background image

ет из архаичной, подсознательной потребности в собственной безопас-

ности посредством партнерских взаимодействий.

Одной из основных особенностей человеческой сексуальности яв-

ляется то, что переживания, связанные с половым влечением и удов-

летворением, отделяются от изначально биологической цели - продол-

жения рода. Люди, как правило, предпринимают партнерские сексу-

альные взаимодействия не с целью продолжения рода. Либидо (поло-

вое влечение), по мнению академика

 Кона, может быть средством

реализации следующих потребностей человека:

1. Релаксация, т. е. разрядка полового возбуждения. Это одна из

самых элементарных форм удовлетворения физиологической потреб-

ности личности, при которой практически безразличны качества парт-

нера. Достаточно часто для релаксации используется мастурбация.

2. Деторождение. В этом случае важен не столько процесс полово-

го акта, сколько его конечный результат. Такая осознанная потреб-

ность характерна для созревших для этого людей.

3. Получение удовольствия. Эта потребность выступает в качестве

самоцели в процессе сексуальных взаимодействий. Дополнительно здесь

используются игровые элементы секса, новизна, разнообразие, эроти-

ческая техника, дополнительные партнеры и т. д. При этом зачастую

нарушение сексуальной интимности, например, при групповом сексе, в

клубах соответствующей направленности, в людных местах и т. д., при-

водит к повышению остроты ощущений. Сексуальное удовлетворение

партнера рассматривается как средство усилить собственное наслажде-

ние, этакий эгоальтруизм.

4. Познание. Сексуальные действия в одиночку или взаимодействия

выполняются с познавательной целью. Все начинается с детских сек-

суальных игр еще в дошкольном возрасте.

5. Коммуникация. Сексуальные взаимодействия выступают как

основа психологической близости партнеров.

6. Самоутверждение. На первый план выступает потребность чело-

века проверить или доказать самому себе и другим, что он состоятелен

как мужчина или женщина, что он уже взрослый, способный "на под-

виги". Эта потребность наиболее характерна для подростков, юношей.

У взрослых данная потребность, как правило, связана с чувством не-

уверенности в себе, в собственной маскулинности.

7. Привычка.

 Иногда те или иные сексуальные действия рассмат-

риваются как привычка, как определенный ритуал, выполнение кото-

рого становится для личности потребностью.

8. Компенсация - замена каких-либо других видов деятельности

или способов эмоционального удовлетворения. Сюда можно отнести

навязчивую мастурбацию у подростков или сексуальный комплекс,

называемый "донжуанизмом", который служит компенсацией беднос-

ти эмоциональной сферы личности. Характерной чертой компенсатор-

ной сексуальности является ее вынужденный характер и постоянная

неудовлетворенность ее результатами.

ЗА


background image

Таким образом, тип реализации сексуаль-

ной потребности обусловлен субъективными

факторами личности, которые она удовлетво-

ряет. В зависимости от различных факторов

меняется форма реализации сексуальной по-

требности. Из этого вытекает вывод, что уни-

версальной нормы сексуальной жизни (ее ин-

тенсивности, проявлений, продолжительности

и т. д.) нет. Она меняется в зависимости от воз-

раста, пола, личностных особенностей, обус-

ловленных воспитанием, жизненным опытом

и другими факторами. Да и сама сексуальная

ориентация может в течение жизни изменить-

ся неоднократно, причем совершенно незави-

симо от желаний человека. То, что для одного

человека является нормой в сексуальной жиз-

ни, для другого представляется чем-то неесте-

ственным. Превратные представления о нор-

мах сексуальной жизни, бытующие среди лю-

дей, приводят к тому, что некоторые предпо-

лагают наличие у себя сексуальных расстройств, хотя таковые у них

отсутствуют.

В 1974 г. Всемирная организация здравоохранения в Женеве про-

вела встречу сексологов и экспертов в области здоровья. В результате в

следующем году был опубликован доклад "Образование и лечение че-

ловеческой сексуальности: обучение специалистов в области здоровья",

в котором среди прочего было дано и первое определение сексуального

здоровья:

Поцелуй (1900).

 Сицилия

Сексуальное здоровье

 -

 это комплекс соматических, эмоциональных,

интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования
человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуни-
кабельность человека и его способность к любви, в основе которого

лежит право на информацию в области сексуальности и полового

просвещения, а также право на наслаждение.

та.

Концепция сексуального здоровья включает три основных элемен-

 Способность человека к наслаждению и контролю сексуального

и репродуктивного поведения в соответствии с социальной и лич-

ной

2. Свобода от страха, стыда, чувства вины, ложных убеждений и

других психологических факторов, подавляющих сексуальные

реакции и ухудшающих сексуальное взаимодействие.

32


background image

Этюд обнаженного юноши

(1837). ЖанИпполит

Фландрен (1809-1864)

3. Отсутствие органических расстройств, болезней и недостатков,

наносящих ущерб сексуальным и репродуктивным функциям.

Всемирная сексологическая ассоциа-

ция на международном конгрессе в Вален-

сии (1997) приняла специальную "Декла-

рацию сексуальных прав", где говорится,

что сексуальность - органическая часть

личности любого человеческого существа,

а сексуальные права принадлежат к чис-

лу фундаментальных и всеобщих прав

человека. К ним относятся:

• право на сексуальную свободу, ко-

торая включает возможность полностью

выразить свой сексуальный потенциал,

однако исключает все формы сексуально-

го принуждения, эксплуатации и злоупот-

ребления в любое время и в любых жиз-

ненных ситуациях;

• право на сексуальную автономию,

телесную неприкосновенность и безопасность;

• право на сексуальную интимность, чтобы никто не вторгался в

сексуальные решения и действия личности, если только они не нару-

шают прав других лиц;

• право на сексуальную справедливость и равенство, предполага-

ющее свободу от любой дискриминации;

• право на сексуальное удовольствие;

• право на эмоциональное самовыражение;

• право на свободное сексуальное общение, включая вступление в

брак, развод и создание других ответственных сексуальных отношений;

• право на свободный и ответственный репродуктивный выбор

(иметь или не иметь детей, пользоваться средствами контроля за рож-

даемостью и т. д.);

• право на сексуальную информацию, основанную на научных

• право на всеобъемлющее сексуальное образование;

• право на охрану сексуального здоровья.

* *

17-й Всемирный сексологический конгресс, состоявшийся в Монре-

але 10-15 июля 2005 г., решил переименовать Всемирную сексологи-

ческую ассоциацию (WAS) во Всемирную ассоциацию сексуального здо-

ровья и принял Монреальскую декларацию

 "Сексуальное здоровье для

 ".

Участники конгресса ради достижения необходимого уровня здо-

ровья и реализации целей и задач, зафиксированных международны-

ми соглашениями, провозгласили:

33