Файл: Исаева Е. - Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3863

Скачиваний: 106

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Амьена, а  затем  ставший  архиепископом  Камбре, заинтересовался  графологией  всерьез.
Он внес неоценимый вклад в науку тем, что подготовил и воспитал талантливейшего гра-
фолога своего времени аббата Жана-Ипполита Мишона, бывшего ассистентом Фландрена.
В 1875 году Мишон написал и опубликовал научный труд под названием «Практическая
система графологии», значительно расширивший человеческие познания в области графо-
логического анализа.
    В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное
название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил
список  тысяч  графических  знаков, характеризующих  индивидуальные  черты  личности.
Этот  метод  исследования  стал  известен  как  школа  фиксированных  знаков  и  был  развит
Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перерасп-
ределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить
графологический  анализ. К 1888 году  набралось  достаточно  материала  для  публикации
знаменитой работы «Почерк и характер». Эта книга за последующие 87 лет много раз пе-
реиздавалась. В общей сложности она выдержала 17 изданий.
    В начале XX столетия графологией как одним из методов изучения личности заинтере-
совался известный в то время психолог Альфред Бине. Ученый долго экспериментировал,
анализируя почерки, после чего в 1905 году опубликовал свой первый тест, целью которо-
го  было  определение  интеллектуальных  способностей  человека. В  этом  эксперимента,
кроме  самого Бине, принимали  участие  семь специалистов-психоаналитиков, каждый  из
которых  получил  от  Бине  по  тридцать  семь  образцов  почерка  людей,  принадлежащих  к
высшему сословию общества, но не сумевших реализовать свои возможности, и по столь-
ко же образцов почерка людей преуспевающих. Ученым было предложено определить, к
какой группе относится человек с тем или иным почерком, и во всех случаях специалисты
дали верные ответы.
    В то же время в Германии, на базе одного из университетов были проведены подобные
научные эксперименты. Уильям Преер, профессор университета в Берлине, изучал сходст-
во  образцов  текста, написанного одним  человеком, но  по-разному: руками, ртом, ногой,
локтевым  сгибом  и  в  обратном  направлении. В  ходе  эксперимента  выяснилось, что  во
всех упомянутых случаях присутствовали основные характеристики личности независимо
от того, каким способом был написан текстовый фрагмент.
    Много лет в Германии самым выдающимся практическим графологом считался Людвиг
Клягес - автор термина «выразительное движение», которое ученый относил к любому ви-
ду человеческой деятельности. Такие движения, характерные для любого человека, явля-
ются  практически  бессознательными. Это  ходьба, бег, мимика, способность  говорить,
жестикуляция и, разумеется, умение писать, то есть почерк. Анализируя форму и уровень
почерка, Клягес  относил  каждый  образец  к «положительному» или «отрицательному» в
плане характеристики личности. Он определял, насколько человек организован, способен
ли к оригинальным идеям или спонтанным решениям, а также оценивал динамизм, ритм и
гармоничность написания текста. Таким образом, хорошо сформировавшийся почерк го-
ворил о преобладании в характере положительных черт, низкий же «форменный уровень»
- о преобладании отрицательных.
    Профессор из Швейцарии Макс Пульвер, также занимавшийся графологическим анали-
зом, привнес  в  науку  элементы психологического анализа  Карла  Юнга. В своих работах
Пульвер  уделил  особое  внимание  символизму  пространственного  подхода, разделив  по-
черк  на  три  большие  зоны:  верхнюю  зону  петель,  отображающую  духовную  и  умствен-
ную  ориентацию; буквы, написанные  на  основной  линии (среднюю) зону, характеризу-
ющие эмоциональную составляющую, и нижнюю зону петель, олицетворяющую биологи-
ческое поведение и материальные интересы.
    В это время Роберт Саудек в Англии изучал почерки с помощью транспортира, линейки
и кронциркуля, измерял давление ручки на поверхность бумаги и использовал даже замед-


background image

ленную съемку. Позднее, в 1939 году, Ганс  Якоби расширил общие положения графоло-
гии, написав познавательную и довольно популярную книгу «Анализ почерка».
    В США графологией долгое время никто не занимался, пока в 1919 году профессор пси-
хологии  университета  в  Вайоминге  Джун  Доуни  не  заинтересовалась  семейным  сходст-
вом почерков. Доуни написала небольшую книгу о психологии почерка.
    

Наибольший  вклад  в  популяризацию  и  развитие  графологического  анализа  привнес

Милтон  Банкер. По  профессии  он  был  преподавателем  стенографии, поэтому  интересо-
вался графологией в рамках своей деятельности. Во время занятий Банкер стал замечать,
что его студенты записывают стенограммы неодинаково. И все это вопреки строгим ука-
заниям, данным  преподавателем. Заинтригованный  данным  фактом, Банкер  решил  раск-
рыть причины подобного явления. В результате проведенных им исследований он понял
одну простую истину: неважно, как именно человек пишет слова, неважно даже то, пишет
ли он вообще - важно только то, что ручка при этом воссоздает на бумаге различные фор-
мы, то есть буквы и штрихи. В дальнейшем Банкер изучил все детали почерка как струк-
туры, противоположной структуре шрифтов. Он назвал свой метод графологическим ана-
лизом, чтобы можно было отличить его от других подобных подходов. В 1920 году Банкер
основал в США первую школу, в которой обучали основам графологического анализа. В
наши дни она является крупнейшей в  мире, находится в  Чикаго и называется Междуна-
родным  обществом  графологического  анализа. В  этой  школе  придерживаются  жестких
консервативных  методов, а  ее  отдел  исследований  в  области  графологического  анализа
работает, основываясь только на сухих статистических данных.
    В 1930 году выпускник Гарварда и в будущем выдающийся психолог по имени Гордон
Аллпорт вместе со своим коллегой Филиппом Верноном приступил к изучению графоло-
гического анализа. В совместной работе, получившей название «Изучение выразительных
движений», ученые  писали  следующее: «Почерк  есть  кристаллизованная  форма  жестов,
через призму которой не без труда можно рассмотреть если не все, то многие врожденные
черты личности… Изучение личности с помощью почерка является более естественным и
удобным, чем тестирование. Ввиду того что почерк является статичным предметом анали-
за, этот материал для исследования превосходит столь неуловимые и трудные для фикси-
рования мимику, жесты и походку».
    В 1948 году Вернер Вульф, психолог и преподаватель из колледжа Барт, занялся изуче-
нием  подписей, в  результате  чего  выяснил, что  подобные  росчерки  отображают  особый
внутренний ритм, свойственный любому человеку и лежащий в пределах бессознательно-
го. В том же году Вульф опубликовал результаты своих исследований в книге, названной
им «Диаграммы бессознательного».
    Выдающимся американским графологом была Клара Роман. Она преподавала эту науку
в Новой школе социологических исследований в городе Нью-Йорке. Клара Роман изобре-
ла  инструмент, позволявший  измерять  давление  ручки  на  поверхность  бумаги, а  также
много  работала  с  почерками  больных, страдающих  различными  речевыми  расстройства-
ми.  В  1952  году  вышла  ее  книга  «Почерк:  ключ  к  познанию  личности»,  которая  по  сей
день считается классической работой в области графологического анализа.
    Что касается российских ученых, первым серьезным исследованием в данном направле-
нии стал труд Ильи Федоровича Моргенштерна, опубликованный им в книге «Психогра-
фология». Книга была издана в самом конце XIX столетия. Второе издание увидело свет
1994 году. Но самым выдающимся исследователем-графологом в нашей стране в прошлом
столетии был Д. М. Зуев-Инсаров, опубликовавший несколько работ. Это «Строение по-
черка и характер», «Почерк и личность» и многие другие.
    В XX веке интерес к графологии возрос, и многие ученые выпускали на эту тему инте-
ресные работы. Среди них такие известные личности, как Даниель Энтони, Ульрих Сонне-
манн,  Надя  Олянова,  Феликс  Клейн,  Альфред  О.  Мендель,  Тэя  Стейн  Левинсон  и  Ирен
Маркус.


background image

Графология и практика

    Человеческий  почерк  является  одним  из  наиболее  полных  источников  информации  о
свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и
умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изу-
чив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их напи-
савших.
    К примеру, без особого труда можно понять, что почерк, изображенный на рис. 1, при-
надлежит уверенному в себе, сильному и энергичному человеку. Об этом свидетельствует
твердая манера письма, большой размер букв и штрихов, а также направленность линий,
которую можно охарактеризовать как общую поступательную.

Рис. 1. Почерк личности, уверенной в своих силах
    Напротив, образец почерка с рис. 2 говорит о личности, слабо уверенной в своих силах
и не имеющей определенных взглядов на жизнь. Об этом свойстве характера свидетельст-
вует  недостаток  стабильности  штрихов, неровность  текста, разные  размеры  пробелов  и
букв, а также неоднозначное направление линий.

Рис. 2. Почерк человека, имеющего неопределенные взгляды на жизнь
    На рис. 3 изображен почерк экстравагантного человека: движения его руки при письме
широки и размашисты. Рис. 4. иллюстрирует  крайнюю практичность, так как даже текст
на листке бумаги этот человек располагает, учитывая объем пространства.


background image

Рис. 3. В характере доминирует экстравагантность

Рис. 4. В характере доминирует практичность
    Образцы на рис. 5 и рис 6. показывает организованность и неорганизованность их авто-
ров. В первом случае линейный интервал четкий, во втором - нечеткий.

Рис. 5. Эта личность хорошо организована


background image

Рис. 6. Данному человеку не хватает организации
    Скорость написания текста (рис. 7, 8) также говорит о многом. В частности, о том, нас-
колько данный человек терпелив.

Рис. 7. Скорость написания текста говорит о нетерпеливости