Файл: Исаева Е. - Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку - 2010.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3986
Скачиваний: 107
Амьена, а затем ставший архиепископом Камбре, заинтересовался графологией всерьез.
Он внес неоценимый вклад в науку тем, что подготовил и воспитал талантливейшего гра-
фолога своего времени аббата Жана-Ипполита Мишона, бывшего ассистентом Фландрена.
В 1875 году Мишон написал и опубликовал научный труд под названием «Практическая
система графологии», значительно расширивший человеческие познания в области графо-
логического анализа.
В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное
название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил
список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности.
Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит
Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перерасп-
ределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить
графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации
знаменитой работы «Почерк и характер». Эта книга за последующие 87 лет много раз пе-
реиздавалась. В общей сложности она выдержала 17 изданий.
В начале XX столетия графологией как одним из методов изучения личности заинтере-
совался известный в то время психолог Альфред Бине. Ученый долго экспериментировал,
анализируя почерки, после чего в 1905 году опубликовал свой первый тест, целью которо-
го было определение интеллектуальных способностей человека. В этом эксперимента,
кроме самого Бине, принимали участие семь специалистов-психоаналитиков, каждый из
которых получил от Бине по тридцать семь образцов почерка людей, принадлежащих к
высшему сословию общества, но не сумевших реализовать свои возможности, и по столь-
ко же образцов почерка людей преуспевающих. Ученым было предложено определить, к
какой группе относится человек с тем или иным почерком, и во всех случаях специалисты
дали верные ответы.
В то же время в Германии, на базе одного из университетов были проведены подобные
научные эксперименты. Уильям Преер, профессор университета в Берлине, изучал сходст-
во образцов текста, написанного одним человеком, но по-разному: руками, ртом, ногой,
локтевым сгибом и в обратном направлении. В ходе эксперимента выяснилось, что во
всех упомянутых случаях присутствовали основные характеристики личности независимо
от того, каким способом был написан текстовый фрагмент.
Много лет в Германии самым выдающимся практическим графологом считался Людвиг
Клягес - автор термина «выразительное движение», которое ученый относил к любому ви-
ду человеческой деятельности. Такие движения, характерные для любого человека, явля-
ются практически бессознательными. Это ходьба, бег, мимика, способность говорить,
жестикуляция и, разумеется, умение писать, то есть почерк. Анализируя форму и уровень
почерка, Клягес относил каждый образец к «положительному» или «отрицательному» в
плане характеристики личности. Он определял, насколько человек организован, способен
ли к оригинальным идеям или спонтанным решениям, а также оценивал динамизм, ритм и
гармоничность написания текста. Таким образом, хорошо сформировавшийся почерк го-
ворил о преобладании в характере положительных черт, низкий же «форменный уровень»
- о преобладании отрицательных.
Профессор из Швейцарии Макс Пульвер, также занимавшийся графологическим анали-
зом, привнес в науку элементы психологического анализа Карла Юнга. В своих работах
Пульвер уделил особое внимание символизму пространственного подхода, разделив по-
черк на три большие зоны: верхнюю зону петель, отображающую духовную и умствен-
ную ориентацию; буквы, написанные на основной линии (среднюю) зону, характеризу-
ющие эмоциональную составляющую, и нижнюю зону петель, олицетворяющую биологи-
ческое поведение и материальные интересы.
В это время Роберт Саудек в Англии изучал почерки с помощью транспортира, линейки
и кронциркуля, измерял давление ручки на поверхность бумаги и использовал даже замед-
ленную съемку. Позднее, в 1939 году, Ганс Якоби расширил общие положения графоло-
гии, написав познавательную и довольно популярную книгу «Анализ почерка».
В США графологией долгое время никто не занимался, пока в 1919 году профессор пси-
хологии университета в Вайоминге Джун Доуни не заинтересовалась семейным сходст-
вом почерков. Доуни написала небольшую книгу о психологии почерка.
Наибольший вклад в популяризацию и развитие графологического анализа привнес
Милтон Банкер. По профессии он был преподавателем стенографии, поэтому интересо-
вался графологией в рамках своей деятельности. Во время занятий Банкер стал замечать,
что его студенты записывают стенограммы неодинаково. И все это вопреки строгим ука-
заниям, данным преподавателем. Заинтригованный данным фактом, Банкер решил раск-
рыть причины подобного явления. В результате проведенных им исследований он понял
одну простую истину: неважно, как именно человек пишет слова, неважно даже то, пишет
ли он вообще - важно только то, что ручка при этом воссоздает на бумаге различные фор-
мы, то есть буквы и штрихи. В дальнейшем Банкер изучил все детали почерка как струк-
туры, противоположной структуре шрифтов. Он назвал свой метод графологическим ана-
лизом, чтобы можно было отличить его от других подобных подходов. В 1920 году Банкер
основал в США первую школу, в которой обучали основам графологического анализа. В
наши дни она является крупнейшей в мире, находится в Чикаго и называется Междуна-
родным обществом графологического анализа. В этой школе придерживаются жестких
консервативных методов, а ее отдел исследований в области графологического анализа
работает, основываясь только на сухих статистических данных.
В 1930 году выпускник Гарварда и в будущем выдающийся психолог по имени Гордон
Аллпорт вместе со своим коллегой Филиппом Верноном приступил к изучению графоло-
гического анализа. В совместной работе, получившей название «Изучение выразительных
движений», ученые писали следующее: «Почерк есть кристаллизованная форма жестов,
через призму которой не без труда можно рассмотреть если не все, то многие врожденные
черты личности… Изучение личности с помощью почерка является более естественным и
удобным, чем тестирование. Ввиду того что почерк является статичным предметом анали-
за, этот материал для исследования превосходит столь неуловимые и трудные для фикси-
рования мимику, жесты и походку».
В 1948 году Вернер Вульф, психолог и преподаватель из колледжа Барт, занялся изуче-
нием подписей, в результате чего выяснил, что подобные росчерки отображают особый
внутренний ритм, свойственный любому человеку и лежащий в пределах бессознательно-
го. В том же году Вульф опубликовал результаты своих исследований в книге, названной
им «Диаграммы бессознательного».
Выдающимся американским графологом была Клара Роман. Она преподавала эту науку
в Новой школе социологических исследований в городе Нью-Йорке. Клара Роман изобре-
ла инструмент, позволявший измерять давление ручки на поверхность бумаги, а также
много работала с почерками больных, страдающих различными речевыми расстройства-
ми. В 1952 году вышла ее книга «Почерк: ключ к познанию личности», которая по сей
день считается классической работой в области графологического анализа.
Что касается российских ученых, первым серьезным исследованием в данном направле-
нии стал труд Ильи Федоровича Моргенштерна, опубликованный им в книге «Психогра-
фология». Книга была издана в самом конце XIX столетия. Второе издание увидело свет
1994 году. Но самым выдающимся исследователем-графологом в нашей стране в прошлом
столетии был Д. М. Зуев-Инсаров, опубликовавший несколько работ. Это «Строение по-
черка и характер», «Почерк и личность» и многие другие.
В XX веке интерес к графологии возрос, и многие ученые выпускали на эту тему инте-
ресные работы. Среди них такие известные личности, как Даниель Энтони, Ульрих Сонне-
манн, Надя Олянова, Феликс Клейн, Альфред О. Мендель, Тэя Стейн Левинсон и Ирен
Маркус.
Графология и практика
Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о
свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и
умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изу-
чив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их напи-
савших.
К примеру, без особого труда можно понять, что почерк, изображенный на рис. 1, при-
надлежит уверенному в себе, сильному и энергичному человеку. Об этом свидетельствует
твердая манера письма, большой размер букв и штрихов, а также направленность линий,
которую можно охарактеризовать как общую поступательную.
Рис. 1. Почерк личности, уверенной в своих силах
Напротив, образец почерка с рис. 2 говорит о личности, слабо уверенной в своих силах
и не имеющей определенных взглядов на жизнь. Об этом свойстве характера свидетельст-
вует недостаток стабильности штрихов, неровность текста, разные размеры пробелов и
букв, а также неоднозначное направление линий.
Рис. 2. Почерк человека, имеющего неопределенные взгляды на жизнь
На рис. 3 изображен почерк экстравагантного человека: движения его руки при письме
широки и размашисты. Рис. 4. иллюстрирует крайнюю практичность, так как даже текст
на листке бумаги этот человек располагает, учитывая объем пространства.
Рис. 3. В характере доминирует экстравагантность
Рис. 4. В характере доминирует практичность
Образцы на рис. 5 и рис 6. показывает организованность и неорганизованность их авто-
ров. В первом случае линейный интервал четкий, во втором - нечеткий.
Рис. 5. Эта личность хорошо организована
Рис. 6. Данному человеку не хватает организации
Скорость написания текста (рис. 7, 8) также говорит о многом. В частности, о том, нас-
колько данный человек терпелив.
Рис. 7. Скорость написания текста говорит о нетерпеливости