Файл: Исаева Е. - Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3868

Скачиваний: 106

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

    Однако, несмотря на неоднозначность результатов, графологический анализ все же име-
ет пределы, как в общем-то и все науки, граничащие с искусством.
    1. Почерк не бывает мужским или женским. В нем могут проявляться качества, которые
в равной мере являются характеристиками лиц обоего пола. Поэтому в графологии нет ме-
тода, позволяющего  определить  половую  принадлежность  пишущего. Дело  в  том, что
часть мужчин пишут очень элегантно, в то время как некоторые женщины обладают чет-
ким и  размашистым почерком, сильно напоминающим мужской. Вследствие  чего исчер-
пывающего  анализа  почерка  возможно  добиться  только  в  том  случае, если  специалист
точно знает пол автора текста. В частности, это необходимо для того, чтобы выяснить зна-
чение в почерке нижних петель.
    2. Почерк не может отобразить физическое состояние объекта и его возраст. Дело в том,
что  некоторые  дети  способны  думать  и  действовать  как  взрослые,  а  поступки  взрослых
иногда  оцениваются  как  детские. Почерк  ребенка, развитого  не  по  годам, указывает  на
полностью сформировавшиеся черты характера. И наоборот, детский почерк совершенно-
летнего индивидуума свидетельствует о его незрелости. Если автор почерка престарелый
человек, буквы при письме выглядят шаткими, что наводит на мысль о болезненности. И
чтобы  не  спутать  подобный образец  с образцом  почерка  психически  больного  человека,
графолог должен быть осведомлен о возрасте и физическом состоянии объекта исследова-
ния. Невозможно также с помощью графологического анализа выявить склонность чело-
века к полноте и другие особенности его физического строения.
    3. По почерку нельзя предсказать будущее. Почерк отражает эмоциональное состояние
и черты характера исследуемого только в настоящем времени - на момент написания об-
разца для исследования. Поэтому графолог не может ответить на вопрос о будущей люб-
ви, будущем успехе или будущем получении денежных сумм. Графология вообще не име-
ет никакого отношения к оккультным наукам. Она основана на тщательных наблюдениях
и  оценке  личностных  черт, которые  на  бумаге  отражают  буквы, присущие  почерку  того
или иного индивидуума. С помощью графологического анализа можно определить, каким
образом испытуемый будет реагировать на конкретный возбудитель, однако возникнове-
ние той или иной ситуации аналитик предсказать не способен. В том случае, если графо-
лог исходит только из теоретических предположений, он просто обманывает клиента.
    4. По почерку невозможно  узнать  профессию. Графологический  анализ  даст представ-
ление о природных способностях и талантах испытуемого, однако, каким образом он их
использует, определить не получится.
    Анализ деталей почерка
    Графология, как уже говорилось, является не только наукой, но и искусством. Научная
ее сторона состоит в тщательном изучении деталей почерка, их оценке и определении кри-
териев человеческой личности. Кроме того, в результате анализа детали систематизируют,
чтобы выявить наиболее значимые из них, влияющие на формирование личности, и отбро-
сить те, которые не играют роли для ее развития.
    Графология как искусство проявляет себя тогда, когда аналитик выходит за грань обыч-
ного наблюдения и сухой оценки фактов и, обобщая их, начинает создавать индивидуаль-
ный психологический портрет. Искусство владения графологическим анализом приходит
с опытом. Это выражается в глубочайшем понимании собственной психологии и психоло-
гии окружающих людей. Достигнув подобных вершин, человек уже получает  удовольст-
вие от этой сложной и кропотливой работы.
    Организованность почерка
    

Организованность, или, проще  говоря, ровность  почерка, свидетельствует  об  уровне

внутренней  организации  человека. Данная  характеристика  является  определяющей, так
как указывает, в каком ключе надо толковать другие детали - положительном или отрица-
тельном. Например, почерк с ровными крупными буквами свидетельствует об активности,
энергичности, уверенности  и  умении  выразить  себя. Напротив, крупный  неорганизован-


background image

ный почерк, плохо ориентированный на листе бумаги, говорит о бесцеремонности, занос-
чивости и импульсивности.
    

Хорошо  организованный  мелкий  почерк  указывает  на  разумное  использование  сил,

прилагаемых  в  нужном  направлении, а  также  способность  мыслить  и  учитывать  детали.
Плохо организованный мелкий почерк говорит о робости и нерешительности, а также тен-
денции к сосредоточению на внутреннем мире.
    Говоря об общей организации почерка, нельзя не упомянуть, что при рассмотрении об-
разца для графологического анализа равномерность и систематичность букв либо отсутст-
вие таковых качеств сразу же бросаются в глаза. Например, если человек известен вам как
твердый в решениях и поступках, определенный в действиях и мыслях, обладающий твер-
дой походкой, а также связанной и логичной речью, то и его почерк, как правило, выгля-
дит  хорошо организованным  и  систематизированным. Движений  в  различных  направле-
ниях обычно никогда не удается избежать, однако в таком почерке присутствует опреде-
ленная закономерность.
О сбалансированности почерка обычно говорят в том случае, когда образец рукописного
текста  в  целом  выглядит  достаточно  ровным.  При  этом  поля  со  всех  сторон  должны
примерно  совпадать, размеры  заглавных  и  строчных  букв - быть  практически
одинаковыми, наклон - постоянным, строчки - распределены  по  странице  равномерно, а
буквы - не отличаться по высоте и написаны с равным нажимом. Такой почерк выглядит
простым и понятным, поскольку текст написан разборчиво и ясно (рис. 17).

Рис. 17. Хорошо организованный почерк
    Хорошую организованность почерка в сочетании с прочими положительными показате-
лями  можно  считать  позитивной  характеристикой  индивидуума. Это  свидетельствует  о
стабильности и хорошей сбалансированности стремлений и чувств, а также ясности мыс-
лей и богатстве внутреннего мира. Люди, обладающие такого рода почерком ответствен-
ны и надежны. И если вы встречаетесь с подобными людьми в повседневной жизни, то в
постоянстве их отношений и чувств можно не сомневаться. Напротив, бессистемный и не-
организованный почерк представляет картину, обратную описанной: поля при написании
текста либо не соблюдаются вообще, либо имеют разные размеры, пропорции строчных и
заглавных букв нарушены, наклон в каждой строчке разный, а сами строчки распределены
по странице неравномерно. При этом буквы написаны с неодинаковым нажимом и полу-
чаются  разной  высоты.  Такой  текст  в  целом выглядит  небрежным  и неэстетичным  (рис.
18).

Рис. 18. Плохо организованный почерк


background image

    Плохо организованный почерк свидетельствует о том, что в жизни его обладатель чувс-
твует себя неуверенно и неопределенно. Он не сумел ассоциировать свой образ мыслей и
действия с одной из существующих систем. Поэтому мысли и чувства такого человека не
могут  отличаться  ясностью  или  постоянством. Кроме  того, для обладателей  неорганизо-
ванного почерка характерны безответственное поведение и отсутствие самоконтроля.
    Однако если хорошо организованный почерк при всей своей системности не претерпе-
вает никаких изменений, то его обладателю свойственны такие негативные качества, как
излишнее постоянство и даже навязчивость, что является все-таки отрицательной характе-
ристикой. Чрезмерно ровный почерк зачастую есть признак притворства, монотонности и
неумеренной требовательности. Для положительной оценки нужно, чтобы в тексте испы-
туемого встречалось некоторое количество знаков, отличных от общей организации. Это
говорит о способности принимать спонтанные решения и быстро адаптироваться к небла-
гоприятным внешним условиям.
    Размеры почерка
Размер почерка, или величина букв, отображает отношения автора текста с окружающими
его  людьми, а  также  его  реакцию  на  внешние  раздражители. Кроме  того, размеры  букв
при письме могут указывать на то, какое место индивидуум отводит для себя в жизни, то
есть результаты анализа могут дать ответ о степени эгоцентризма человека. По размерам
почерка  можно  определить, какой  именно  образ  жизни  предпочитает  испытуемый:
созерцательный или активный. Для того  чтобы определить  размеры почерка, достаточно
измерить  высоту  букв  в  каждой  строчке. Почерком  средних  размеров  считают  почерк  с
высотой букв около 3 мм (рис. 19).

Рис. 19. Почерк средних размеров
    Точно так же как человек, обладающий высоким ростом, выделяется среди толпы, по-
черк крупных размеров сразу бросается в глаза. Обладатели такого почерка, как правило,
активны, общительны, словоохотливы и экспрессивны. Они смелы и самоуверенны, пред-
почитают двигаться вперед, иногда суетятся, и им необходимо большое жизненное прост-
ранство, чтобы израсходовать запасы энергии. Подобные личности открыты для общения
с окружающими, а их взгляды на жизнь отличаются многогранностью. Они хорошо видят
картину мира в целом, однако не уделяют должного внимания деталям. Обычно человек,
пишущий  крупным  почерком, относится  к  окружающим  с  пониманием  и  всегда  готов
выслушать и принять новую точку зрения. Однако в то же время он старается всегда оста-
ваться  в  центре  внимания. Поэтому  может  хвастаться, притворяться, быть  невниматель-
ным и даже лгать. Таким людям по большей части не хватает  умения сосредотачиваться
на одной проблеме, у них слабый самоконтроль. Они всегда готовы быстро действовать,
но отнюдь не размышлять (рис. 20).


background image

Рис. 20. Почерк крупного размера
    Мелкий почерк, напротив, указывает на смирение и  скромность. Автор подобного об-
разца обычно скрытен, особенно вне своего близкого окружения, поскольку имеет склон-
ность к преуменьшению собственной значимости. В отличие от обладателя крупного по-
черка, тот, кто пишет мелко, не любит привлекать к себе внимание ни во время торжеств,
ни вообще в жизни. Таким людям не нужно большое пространство, чтобы почувствовать
себя  комфортно. Сильной  стороной  их  является  ум, но  они  много  думают  над  своими
проблемами, что  нередко  становится  помехой  для  действия. Нередко  сосредоточенность
на  деталях  мешает  им  составить  цельную  картину  происходящего. Эти  люди  привыкли
думать над четко сформулированными задачами, а их взгляды на жизнь в целом очень уз-
ки. Если же мелкий почерк еще и тонкий, то такой человек склонен жить в созданном им
собственном  мире. Кроме  того, он  всегда  чувствует  себя  зависимым  от  окружающих  и
оценивает свое положение как подчиненное. Некоторые известные исторические личнос-
ти обладали мелким почерком, например Альберт Эйнштейн и известный индийский де-
ятель Ганди. Однако эти личности благодаря своей целеустремленности оказывали на ок-
ружающих большое влияние. Но в общем такие люди не склонны к решительным дейст-
виям: им больше нравится размышлять (рис. 21).

Рис. 21. Мелкий тонкий почерк
    Люди  со средним  по  размерам почерком  умеют  найти компромисс  между мыслитель-
ными  процессами  и  активным  действием. Они  не  привыкли  переоценивать  собственные
возможности, точно так же как и недооценивать их. Подобные люди, в зависимости от ин-
дивидуальных характеристик, могут быть как замкнутыми, так и общительными. Многие
из них предпочитают действие, однако чрезмерная логичность мышления не дает им дол-
го концентрировать внимание на деталях.
    Если размер почерка неустойчив, это говорит об умении приспосабливаться и при необ-
ходимости уступать. Вкупе с другими положительными чертами личности неустойчивый
размер букв указывает на разносторонние взгляды и интересы своего обладателя. Если го-
ворить о негативных характеристиках, то таким людям свойственна импульсивность, не-
умение принимать решение и недостаточный контроль за эмоциональной сферой.
Если  размеры  почерка  меняются  даже  в  пределах  одного  предложения, значит,
самооценка  его  обладателя  неустойчива: уверенность  в  своих  силах  часто  сменяется
скромностью  в  зависимости  от  обстоятельств. Если  говорить  о  положительных  чертах


background image

характера  такого  человека, то  подобная  особенность  означает, что  он  хорошо  умеет
справляться  с  неожиданными  трудностями. Отрицательными  чертами  такого
индивидуума являются периодически возникающие состояния неопределенности, которые
мешают ему принимать решения.

    Линии
    Начав  писать, человек  обычно  ставит  карандаш  или  ручку  на  воображаемую  линию,
после чего начинает передвигать руку вдоль нее, рисуя буквы и штрихи. Вначале направ-
ляет ручку вверх, затем вниз, таким образом заканчивая писать определенную букву. Учи-
тывая эти инстинктивные движения, люди установили всем известные правила написания
букв, а также отдельных слов и даже предложений.
    Эта  воображаемая  линия  отнюдь  не  является  чем-то  произвольным. Ее  природа  берет
начало в глубинах нашего сознания, в центре внутреннего «я», поэтому есть одна из глав-
ных составляющих графологического анализа. По сути, данная линия - самая важная де-
таль, оценив которую любой графолог может узнать об основных свойствах той или иной
личности. Линия почерка - видимое отражение реального отношения человека к происхо-
дящим с ним событиям. Кроме того, это и способ выражения эмоций в самых разных жиз-
ненных ситуациях. Таким образом, воображаемая линия  письма определяет порог  созна-
ния, проводя черту между ним и подсознанием.
    На воображаемой линии письма  человек  расставляет  буквы, руководствуясь  не  только
физическими, но и психическими механизмами. Однако сам процесс письма наше созна-
ние контролирует не полностью. Даже в тех случаях, когда бумага разлинована, пишущий
склонен  придерживаться  при  письме  своей  собственной  воображаемой  линии, так  или
иначе  игнорируя  существующую. Люди, выбирающие  для  письма  линованную  бумагу,
как правило, предпочитают придерживаться определенного жизненного плана. Те же, ко-
му  нравится  писать  на  чистом  листе  бумаги, часто  обладают  независимым  характером,
соблюдают меньше условностей и обладают большей спонтанностью в решениях.
    Таким образом, воображаемая линия письма как бы является той почвой, которая нахо-
дится под ногами у любого пишущего человека. Если индивидуум ступает по ровной до-
роге, то ноги  его ощущают твердость опоры, и  он  чувствует себя  уверенно  и  безопасно.
Напротив, идя  по  каменистой, неровной  поверхности, человек  испытывает  дискомфорт,
так как есть опасность оступиться и даже упасть. В этом случае уверенности у него гораз-
до меньше. Если же почва не только камениста, но и ухабиста, с неожиданными провала-
ми и пригорками, мы, как правило, испытываем постоянное напряжение.
    Примерно так же можно оценить и воображаемую линию почерка. Если она достаточно
ровная, то справедливо говорить о постоянстве и надежности поведения испытуемого. И
напротив, неровная линия письма свидетельствует о недостаточной внутренней стабиль-
ности человека. Способность писать ровно, на одной воображаемой линии больше, в пер-
вую  очередь  отражает  постоянство  чувств  и  эмоций. Обладатели  такого  рода  почерков,
как правило, заслуживают  всяческого  доверия, поскольку отличаются  спокойствием, на-
дежностью  и  полностью  контролируют  свои  мысли,  чувства  и  проявления  эмоций  (рис.
22).