Файл: Обухов С.Г. Психиатрия, 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5649

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 9

 331

формируются краевая психопатия и микросоциально-педагогическая
запущенность.

Синдром страхов.

 В основе аффекта страха лежит пассивно-оборо-

нительный рефлекс, в детском возрасте он недостаточно заторможен
ввиду малого жизненного опыта и сравнительно легко проявляется.
Признаками патологических страхов являются беспричинность, несо-
ответствие интенсивности страхов силе раздражителя, длительность,

склонность к генерализации, нарушение общего состояния.

Выделяют 5 основных групп страхов в детском возрасте: навязчивые

страхи, страхи со сверхценным содержанием, недифференцированные
страхи, бредовые, ночные.

Навязчивые страхи

 отличается конкретностью, простотой содержа-

ния, связаны с психотравмирующей ситуацией. Сопровождаются осоз-
нанием чуждости, болезненности, чувством внутренней несвободы и

желанием их преодолеть. Содержание зависит от возраста (страх ходь-
бы, острых предметов, закрытых помещений, страх покраснеть, страх
речи и т.п.) Встречается при неврозах и шизофрении.

Страхи со сверхценным содержанием

 связаны с особым отношени-

ем к определенным объектам или предметам, которые первоначально
вызвали испуг. Они носят характер приступов, сопровождаются трево-
гой, вегетативными расстройствами, успокаивающее действие окружа-
ющих малоэффективно. Переживания страха не осознаются как болез-
ненные, отсутствует стремление к преодолению (страх грозы, одиноче-

ства, привидений, остановки сердца и т.п.). Встречаются при неврозах и
шизофрении.

 бессодержательные страхи

 — это прис-

тупы страхов с переживанием непреодолимой угрозы для жизни в соче-
тании с двигательным беспокойством и вегетативными расстройствами.
Тематики нет; «боюсь и все». Чаще встречается в младшем возрасте при
неврозах, шизофрении, органическом поражении

Страхи бредового содержания

 отличаются переживанием скры-

той угрозы со стороны людей, животных, неодушевленных предметов,
сопровождаются подозрительностью. Тематика зависит от возраста
(обыденные предметы, водопроводные краны, персонажи фильмов,
тени, бандиты, наркоманы, в пубертате — ипохондрические пережива-
ния, негативное отношение к родителям). Встречается при шизофре-
нии.

Ночные страхи

 бывают у 2-3 % детей школьного возраста — это ру-

дименты нарушения сознания. Могут иметь сверхценное содержание,

могут носить пароксизмальный характер. Встречаются при неврозах,
истерии, эпилепсии.


background image

332  Психиатрия

Синдром патологического фантазирования

 — необычно стойкие,

оторванные от реальности, причудливые по содержанию фантазии, соп-
ровождающиеся нарушением поведения. Содержание фантазий зави-
сит от возраста: 3-5 лет — стойкие игровые перевоплощения, 6-8 лет —
образные патологические фантазии. Образные фантазии активно вызы-
ваются ребенком, а сам процесс вызывает чувство удовольствия. Дети
представляют маленьких человечков, животных, играют с ними, путе-
шествуют, попадают в новые города и страны. В пубертатном возрасте

бывают фантазии в форме самооговоров, нередко носят детективно-
приключенческий характер.

9.3. СИНДРОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ,

 ПРЕИМУЩЕСТВЕННО

 В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Гебоидный синдром

 характеризуется заострением и искажением

эмоционально-волевых особенностей личности в пубертатном перио-

де. Основной компонент — расторможенность и извращение прими-

тивных влечений, утрата и ослабление высших нравственных устано-
вок (добро и зло, дозволенное и недозволенное), притупление высших
эмоций, например чувства жалости, сострадания и т.п. В поведении от-
мечается склонность к антисоциальным поступкам и особая оппозици-
онностью к общепринятым взглядам и нормам. Развитию гебоидного
синдрома еще в детском возрасте предшествуют расстройства влече-
ний: садистические наклонности в виде желания делать назло близким,

причинять боль окружающим, мучить животных, стремление ко всему,
что вызывает брезгливость или отвращение у большинства людей.

У детей отмечается особое тяготение к эмоционально отрицательным

событиям: ссоры, драки, убийства, пожары. Патология влечений может
проявляться склонностью к воровству и бродяжничеству, прожорли-
востью.

Наиболее развернутым этот синдром наблюдается в пубертатном

возрасте, как правило, при дисгармонически протекающем пубертатном
кризе, особенно при ускоренном половом созревании. Патология влече-
ний выступает в форме повышенной сексуальности. Подростки изводят
и терроризируют членов семьи. Постепенно к расстройству влечений и
инстинктов присоединяются нарушения влечений в форме бродяжни-
чества, воровства, употребления алкоголя и токсикоманических ве-
ществ. Асоциальное поведение способствует снижению нравственных

установок, отказу от работы и учебы.


background image

Глава 9 + 333

Гебоидный синдром может встречаться в рамках психопатии и орга-

нического поражения ЦНС, примерно к 20-25 годам его проявления
сглаживаются. При шизофрении симптоматика более стойкая и наблю-

дается до 30 лет.

Синдром дисморфофобии

 — болезненная идея мнимого или необос-

нованного преувеличения имеющегося физического недостатка. Синд-
ром включает также идеи отношения, сниженное или депрессивное
настроение. Этот синдром наиболее характерен для пубертатного воз-
раста, но в ряде случаев может сохраняться до 30 лет. Эпизодические
дисморфофобические идеи, связанные со сверхценным отношением к
реальным недостаткам (невысокий рост, полные бедра), встречаются и

в норме, но они поддаются коррекции и не нарушают адаптацию. Выра-

женный синдром характеризуется неотступностью мыслей и представ-
лений о мнимом уродстве. Подросткам начинает казаться, что окружа-

ющие замечают их недостаток, смеются над ними. Появляются идеи от-
ношения, которые сопровождаются вербальными иллюзиями (в голо-
сах прохожих, в разговорах сверстников слышат насмешливые репли-
ки). Часто возникает

 синдром зеркала.

 Дисморфофобические проявле-

ния могут возникать в виде мыслей о дефекте отдельных функций: ур-
чание в животе, недержание газов и т.п.

Идеи физического недостатка сопровождаются пониженным и даже

тоскливым настроением, иногда с суицидальными мыслями. Меняется
поведение, подросток избегает людных мест, меняет прическу, чтобы
замаскировать дефект. Нередко обращается к хирургу-косметологу.

У старших подростков дисморфофобические переживания включа-

ют развернутую картину интерпретации характера мнимого дефекта,
его происхождение, влияние на весь организм. Возникновение синдро-
ма может быть постепенным или внезапным по типу озарения. Наблю-

дается у больных шизофренией, при неврозе навязчивости, истеричес-

ком неврозе. Достаточно стойкие расстройства возникают у подростков
с физическими недостатками (заячья губа, карликовый рост).

Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений

 оп-

ределяется наличием связанных с болезненно усиленным влечением
сверхценных увлечений. Выделяют два типа синдромов.

Первый вариант.

 В основе синдрома — сверхценная идеаторная, ин-

теллектуальная деятельность, например вопросы «о мировом созна-
нии», «вневременной морали». Этим вопросам уделяется большая часть
времени в ущерб досугу и учебе. Интеллектуальная деятельность имеет
непродуктивный характер, «болезненное мудрствование». Подростки
часами предаются размышлениям, однако, не проявляют стремления к
реализации своих мыслей. Характерен контраст между сложностью ув-


background image

334 + Психиатрия

лекающих подростка проблем и детской ограниченностью запаса сведе-
ний, наивной упрощенностью подхода. В литературе это определяется
термином «философская интоксикация» («метафизическая интоксика-

ция»).

Вторая группа

 синдромов сверхценных увлечений — те формы, при

которых ведущее значение занимают стремление к той или иной конк-
ретной деятельности «странные увлечения»: усиленные занятия прак-
тически не используемыми в жизни языками, физические упражнения

с целью укрепления связок опорно-двигательного аппарата рук.

Обычно этот синдром возникает в интервале

 лет в рамках ши-

зофрении, психопатии шизоидного круга. Динамика различна, но во
всех случаях после 25 лет не встречается.

9.4.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА.

ВАРИАНТЫ ПСИХООРГАНИЧЕСКОГО СИНДРОМА

У ДЕТЕЙ

Резидуально-органические расстройства представляют группу раз-

нообразных нервно-психических нарушений у детей и подростков, ко-
торые являются следствием закончившегося органического церебраль-
ного заболевания. Органический дефект может возникнуть как при

внутриутробном, перинатальном, так и раннем постнатальном повреж-
дении мозга. Внутриутробным считается поражение, возникшее до мо-
мента рождения ребенка, перинатальным — до 10-го дня после рожде-
ния. Ранний постнатальный период ограничивается одними авторами
первым годом жизни, другие включают сюда все те поражения, которые
возникают до 7-летнего возраста, т.е. до завершения созревания основ-
ных функциональных и морфологических структур мозга. В этиологии
резидуально-органических расстройств основная роль отводится фак-

торам неблагоприятного воздействия на плод в период беременности

(интоксикации, инфекции, гипоксии), родовым травмам черепа, асфик-

сии новорожденного, иммунологической несовместимости матери и
плода, а также постнатальным мозговым инфекциям, травмам и инток-
сикациям. Общим для этой группы расстройств, следует считать и веду-
щую роль «фактора времени» поражения развивающегося головного
мозга. Так, независимо от этиологии неблагоприятное воздействие во
второй половине внутриутробного периода приводит к формированию
грубой патологии, такой как церебральные параличи или осложненная
судорожными приступами олигофрения. Поражение мозга в первые го-


background image

Глава 9

ды жизни сопровождается не столько общим недоразвитием, сколько

парциальными расстройствами некоторых высших свойств личности,
расстройствами побуждений и праксиса. Наконец, повреждение голов-
ного мозга

 в младшем школьном и препубертатном возрасте

 проявляет-

ся энцефалопатическими, прежде всего церебрастеническими,
подобными и психопатоподобными

Психоорганический (энцефалопатический) синдром.

 Общую пси-

хопатологическую основу преимущественно энцефалопатических
форм

 расстройств составляет психооргани-

ческий синдром. Он проявляется снижением памяти и интеллектуаль-
ной продуктивности, инертностью психических процессов, особенно

 интеллектуальных, трудностью переключения активного внимания и

 его узость, а также разнообразными аффективными нарушениями.

В одних случаях это раздражительность, возбудимость, лабильность

эмоций,

 фон настроения, чередующийся с дисфориями,

в других — апатия, в третьих — безразличие. Кроме того, часто встреча-
ются расстройства волевой деятельности, усиление примитивных вле-

 чений, повышенная психическая истощаемость. Все перечисленные на-

рушения свойственны и детям с психоорганическим синдромом. Одна-

 ко в связи с морфологической незрелостью центральной нервной систе-

 мы и ее интенсивным развитием, этот синдром у детей имеет ряд осо-

бенностей, свойственных тому или иному « уровню возрастного нерв-
но-психического реагирования». Для его обозначения нередко исполь-
зуют термин «минимальная мозговая дисфункция».

У детей моложе 4-5 лет проявления психоорганического синдрома

атипичны. На первый план выступают невропатические расстройства:

повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость вегетатив-
ных реакций, нарушения сна нередко с извращением смены периодов

сна и бодрствования, пониженный аппетит, впечатлительность, боязли-

вость. Наблюдают некоторая задержка речевого развития, бедный запас
слов, слабая выраженность интеллектуальных интересов (к чтению ска-

зок, сюжетным играм), затруднения при запоминании детских стихов и

песен. Кроме того, отмечаются рассеянные неврологические симптомы.
Подобное состояние

 Ковалев обозначил термином «невропатопо-

добный вариант психоорганического синдрома».

Начиная с 4-5-летнего возраста соматовегетативные расстрой-

ства отступают на второй план, и в структуре психоорганического
синдрома начинают доминировать эмоционально-волевые и двига-
тельные нарушения: раздражительность, импульсивность поведе-
ния, недостаточное чувство дистанции, назойливость, частые смены
настроения.