Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3658

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

PREFACE 

// gives me a great pleasure to write this preface. I first met Tanya 

Bol'bot in 2002 when I was speaking to the group of psychologists and 

psychiatrists in Mass General Hospital. Tanya had emailed me before 

she came to the USA and said she want to meet with me. After that she 
arrived to USA and we had a long talk and realised that we have a lot of 
common. Both of us were seeing patients who were having difficulty 
managing their use of time when they were playing games and other 

Internet related activities. We discovered that we were using many of the 

same methods (techniques) to treat them. We continued to correspond 

periodically about each of us are doing. And each time she came to 

Boston we managed to see each other and discuss outcome studies 
regarding computer/Internet addiction. 

I have followed her work and was delighted to learn her sponsor, 

Ludmila Yur'yeva, felt that this disorder was rapidly increasing and the 

problem should be studied. As a result they have been able to demonstrate 

that it is possible to help many patients with computer addiction using the 

following methods: readiness to change, psychoeducation, cognitive-

behavioural therapy and relapse prevention. 

Unfortunately I cannot read Russian but I have discussed the content 

of the book with Tanya and everything that she said I found interesting 
and parallel to my ideas and treatment methods. 

lam hoping that we will be able to collaborate in some research in the 

future. 

Maressa HechtOrzack, PhD 
Director of Computer Addiction Study Center 

At McLean Hospital and assistant clinical 

Professor of psychology at Harvard Medical School 


background image

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Для меня большое удовольствие написать это предисловие. 

Впервые я встретила Татьяну Больбот в 2002 году, когда я высту­
пала перед группой психологов и психиатров в Mass General 
Hospital (Boston). Татьяна написала мне письмо перед поездкой в 
США и сказала, что хочет встретиться со мной. После этого она 
приехала в США, у нас был длинный разговор и мы поняли, что 

у нас много общего. Мы наблюдали пациентов, которым тяжело 

контролировать свое время пребывания за компьютером, когда 
они играют в игры или заняты другим видом активности в Интер­
нете. Мы обнаружили, что использовали много сходных методик 

(техник) лечения таких пациентов. Мы продолжали переписы­
ваться периодически о том, чем мы занимаемся. И каждый раз, 
когда Татьяна приезжала в Бостон, нам удавалось встретиться и 
обсудить новые данные относительно компьютерной/Интер­
нет-зависимости. 

Я наблюдала заходом ее работы и была рада, что ее руководи­

тель, профессор Людмила Юрьева, почувствовала, что данное 

расстройство набирает свои темпы, быстро распространяется 

среди населения, и данная проблема требует изучения. 

В результате они смогли продемонстрировать, что возможно 

помочь многим пациентам с компьютерной зависимостью, ис­
пользуя следующие методы: готовность к изменениям, 
психообучение, когнитивно-бихевиоральная терапия и предотвра­
щение рецидива. 

К сожалению, я не читаю по-русски, но я обсудила содержание 

книги с Татьяной, и все, что она говорила, я нахожу интересным и 
параллельным моим взглядам и методам лечения. 

Я надеюсь, что мы сможем сотрудничать в исследованиях и в 

будущем. 

Maressa Hecht Orzack, PhD 

Директор Центра Исследований Компьютерной Аддикции 

в McLean Hospital и

 профессор психологии 

в Harvard Medical School 

Бостон, США 


background image

ВВЕДЕНИЕ 

ОТ HOMO FABER К HOMO INFORMATICUS 

Рубеж ХХ-XXI веков отмечен закатом постиндустриального 

общества (основанного на владении природными ресурсами и 

рынками) и формированием общества нового типа — об­

щества, основанного на знаниях — К-общества (от knowledge — 

знания). 

Среди трех основных измерений, которыми (согласно кри­

териям ООН) характеризуется К-общество, индекс 

интеллектуальных активов общества занимает первое место. 

Этот индекс формируется с помощью ряда индикаторов, среди 

которых информационный ресурс страны является очень важ­

ным. По индексу интеллектуальных активов общества, 

который определялся среди 191 страны-члена ООН, Украина 

на конец 2005 года заняла 44-е место. При сравнении пяти 

стран Европы (имеющих наивысший рейтинг) и Украины, вы­

явлено, что количество Интернет-пользователей на 10000 

человек в Европе в 27 раз больше, чем в Украине. 

Однако количество пользователей компьютерами и Интер­

нетом в Украине растет очень быстро и в ближайшей 

перспективе приблизится к среднеевропейским показателям. 

Так, если в 2003 году в Украине Интернетом пользовалось толь­

ко 2,5 миллиона человек (около 5% населения), то в 2004 году 

количество пользователей возросло до 3,8 миллиона человек 

(около 8% населения), количество сайтов увеличилось на 4,2% 

(28,8 тысячи), услуги по обеспечению доступа к сети предлага­

ют около 300 Интернет-провайдеров. 

Параллельно росту числа пользователей компьютерами из­

меняется и система общественных отношений. Уже 

в настоящее время люди, работающие с информацией, органи­

зуют виртуальный офис в домашних условиях, что 

вполне оправдано как с экономической, так и с технологичес­

кой точек зрения. Однако при этом разрушается тра­

диционный многовековой стиль и стереотипы межличностно­

го общения, характерные для любой классической учебной и 


background image

Введение 

профессиональной деятельности, при которых социальные от­

ношения являются базисом, а информационная среда — только 

надстройкой. 

В домашнем офисе все контакты возникают и поддержива­

ются информационно-сетевыми технологиями и всецело 

зависят от них. Компьютер становится не только рабочим 

инструментом, он начинает влиять на поведение человека, его 

межличностные контакты и отношения. Персональный ком­

пьютер, включенный в информационную среду, подобен 

пуповине, связывающей человека с внешним миром. Такой че­

ловек «растворен» в информационной среде и во многом 

зависим от нее. Постепенно информационная среда приобре­

тает характер базисной среды обитания для пользователя 

компьютером, а межличностные и социальные взаимодействия 

приобретают характер вторичных, а порою и малозначимых 

интеракций, то есть социальная среда приобретает характер 

надстройки. Таким образом, система «человек-человек» посте­

пенно заменяется системой «человек-машина», а 

«человек-ремесленник» превращается в «человека информаци­

онного». То есть

 происходит смена среды обитания современного 

человека,

 сопровождающаяся трансформацией сознания, раци­

онализацией психической деятельности, эмоциональным 

отчуждением, десоциализацией, деструктивными изменения­

ми психики. 

Наиболее чувствительной к этим изменениям является пси­

хика детей, подростков и лиц молодого возраста. За последние 5 

лет в Украине количество молодых людей, которые имеют дос­

туп к компьютеру, возросло в 20,9 раза. Пропорционально 

этому возросло и количество лиц этого возраста с компьютер­

ной зависимостью. 

Но требования современного общества таковы, что отка­

заться от общения с компьютером невозможно. Знакомство с 

ним происходит уже в младенчестве, без компьютера невоз­

можно себе представить обучение в школе и на всех 

последующих этапах образования, умение работать с компью­

тером является обязательным условием для подавляющего 

большинства видов деятельности в современном мире. Поэто­

му профилактика компьютерной зависимости является 

актуальнейшей проблемой общества, основанного на знаниях. 

Эта монография является результатом многолетней работы 

авторов, посвященной изучению проблемы компьютерной ад-

дикции. Ранее некоторые аспекты этой проблемы уже 

обсуждались в предыдущей монографии одного из авторов 

(Юрьева Л. Н.,2004). 


background image

Введение 

Целью данной работы явилась разработка дифференциро­

ванной, поэтапной системы коррекции и программ 

профилактики психических и поведенческих расстройств у лиц 

молодого возраста, работающих с компьютерами. В течение 

5 лет (1999-2004) мы изучали влияние компьютерной деятель­

ности на психоэмоциональное состояние 463 школьников, 

обучающихся в лицее информационных технологий и в физи­

ко-математическом лицее г. Днепропетровска. В еженедельной 

учебной программе лицеистов 8-10 часов отводилось обяза­

тельным занятиям за компьютером. Кроме того, нами были 

обследованы пациенты психиатрической больницы, в клини­

ческой картине которых доминировала патологическая 

зависимость от компьютера. 

В книге отражены результаты проведенного исследования. 

Описаны выявленные факторы риска развития компьютерной 

аддикции, психологические особенности лиц из группы риска 

и разработанный нами способскрининговой диагностики ком­

пьютерной зависимости. Выделены этапы развития 

компьютерной зависимости и описаны специфические для 

каждого этапа психологические и психопатологические при­

знаки. 

В монографии представлены разработанные авторами тех­

нологии первичной профилактики компьютерной зависи­

мости, включающие информационные и образовательные про­

граммы, технологии занятости и коррекции семейных 

отношений. Представлена также поэтапная система коррекции 

компьютерозависимого поведения. 

В Украине это первое монографическое исследование, по­

священное компьютерной зависимости. Надеемся, что 

проблема психолого-психиатрических последствий общения с 

компьютером, поднятая авторами, заинтересует не только пси­

хиатров, наркологов и психологов, но она будет полезной также 

для учителей, учащихся и их родителей и для всех пользовате­

лей персональными компьютерами. Ибо, если мы не будем 

контролировать свою деятельность за компьютерами, то они 

будут контролировать нас.