Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3589
Скачиваний: 13
Глава 1
но читать справа-налево, слева-направо, по диагонали,
сверху-вниз, и даже пропуская целые страницы или возвраща
ясь к уже прочитанному. С развитием Интернета, появились
гипертексты, представляющие собой принципиально новые
способы подачи и переработки информации. В этой связи весь
ма актуальны размышления и опасения Маршалла Маклюэна:
если радио и телевидение постепенно уничтожат книгу, то смо
гут ли гипертексты заменить ее и как это отразится на
психологии и поведении людей?
Умберто Эко, размышляя над этой проблемой, предполо
жил, что в ближайшем будущем общество разделится на два
класса: тех, кто смотрит только телевидение (то есть получает
готовые образцы и суждения о мире без их критического
осмысления), и тех, кто работает с компьютером (то есть тех,
кто обрабатывает, критически осмысляет и отбирает информа
цию, в том числе и для показа по телевидению). То есть, уже
сейчас начинается разделение культур, поразительно напоми
нающее существовавшее в Средневековье: между теми, кто
созерцает образы в соборе и слушает проповедника, и теми, кто
способен читать рукописи, критически их оценивать и пропо
ведовать нужные, с их точки зрения, идеи.
Сегодня в Украине около 10% населения имеет доступ в
Интернет, но процесс компьютеризации постсоветских стран
отличается от такового в западных странах взрывообразным ха
рактером. Минуя промежуточные этапы, пройденные
западными пользователями компьютерами, отечественные в
течение нескольких лет получили доступ к самым современ
ным моделям и технологиям. Показательна динамика
компьютеризации учащихся г. Одессы. Так, если в 1992 году
доступ к компьютерам имели только 0,8% учащихся, то в 1997
году уже 16,7%. К сожалению, столь стремительное вхождение
в новую компьютерную культуру сопровождается психически
ми и поведенческими расстройствами. У 15,5% обследованных
школьников — пользователей ПК выявлены признаки патоло
гической зависимости от компьютерной деятельности. В
обществе с поступательным развитием компьютеризации этот
показатель равен 6% [12, 115].
Современные исследователи пришли к выводу, что компью
терная зависимость является проявлением аддиктивного
поведения.
16
«И собирание марок, и игра в покер, и
большая политика, и маленькие войны с
соседями
—
все является бегством от
жизни. Не существует общих ценностей в
мире. Приходится искать маленькие-ма
ленькие цели. И жертвовать им свою
жизнь».
С. Лукьяненко, 2001
Аддиктивное поведение (от англ. Addiction — склонность, па
губная привычка) характеризуется стремлением к уходу от
реальности путем искусственного изменения своего психичес
кого состояния химическим или нехимическим путем. Это
стремление становится доминирующим в сознании человека,
его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от
реальности. В результате человек существует в виртуальном,
сюрреалистичном мире. Он не только не решает своих насущ
ных проблем, но и останавливается в своем развитии, вплоть до
деградации.
Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева подразделяют аддик-
ции на нехимические и химические (22].
Классификация аддищий
I. Нехимические аддикции:
• патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг);
• компьютерная аддикция;
• сексуальная аддикция (гомосексуализм, лесбиянство,
перверсии);
• работоголизм;
• аддикция к трате денег;
• аддикции отношений (патологическая привычка к опре
деленному типу отношений);
• ургентные аддикции (привычка находиться в состоянии
постоянной нехватки времени).
19
Глава 2
2. Промежуточные формы аддикции:
• аддикция к еде:
А) нервная анорексия F 50.0;
Б) нервная булимия F 50.2.
3. Химические аддикции F 10-F19: аддикция к алкоголю, та
баку, кофеину, опиатам, каннабиоидам, галлюциногенам,
растворителям, транквилизаторам, барбитуратам.
2.1. Факторы, потенцирующие развитие аддитивного
поведения
Наиболее склонны к аддиктивным формам поведения лица,
имеющие следующие психологические характеристики:
/.
Воспитание в детстве
•
формирование ранней тревоги, в связи с эмоциональным
напряжением и тревожностью матери;
• психологические травмы в детстве (насилие, жестокое
обращение, материнская и патернальная депривация).
2. Особенности личности
• сниженная переносимость трудностей повседневной
жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных
ситуаций;
• скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с
внешне проявляемым превосходством;
• внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед
стойкими эмоциональными контактами;
• стремление говорить неправду;
• стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
• стремление уходить от ответственности в принятии реше
ний;
• стереотипность, повторяемость поведения;
• зависимость;
• тревожность.
3. Социальные факторы
• дезинтеграция общества;
• дискриминация по половому, национальному, экономи
ческому и другим признакам.
Все формы аддиктивного поведения имеют, наряду с общими
механизмами, свою специфику, которая по отношению к неко
торым из них, изучена недостаточно. Это касается, в частности,
аддиктивного отношения к компьютерным технологиям.
20