ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 6165
Скачиваний: 8
Глава 20
Суггестивные компоненты
в структуре групповой
гипнотерапии
20.1. Введение
Гипнотерапию при развившемся у пациента гипнотическом состоянии принято сводить к словесным внушениям психотерапевта в гипнозе, тогда как она, будучи составной частью психотерапевтического процесса, основана на гипнотическом взаимодействии психотерапевта и пациента, в котором вербальная суггестия является важным, но не единственным компонентом.
20.2. Гипнотическое взаимодействие врача и пациента
Гипнотическое взаимодействие врача и пациента включает гипнотическое поведение психотерапевта и пациента. На пациента оказывает воздействие не только словесное внушение, темп, экспрессивность, эмоциональность речи, но и его поза, местоположение при перемещениях, прикосновения к пациенту. В свою очередь, пациент в гипнотическом состоянии отнюдь не пассивен даже внешне. При всей внешней неподвижности у него сохраняются эмоциональные, мимические ответные реакции, меняется дыхание, окраска кожных покровов, могут возникать общие двигательные реакции, которые должны постоянно отслеживаться, интерпретироваться психотерапевтом в соотнесении с характером проводимого воздействия, внушения, с последующей ответной реакцией на изменение поведения гипнотизируемого. После
316
ГЛАВА 20. СУГГЕСТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ГИПНОТЕРАПИИ
завершения сеанса гипнотерапии психотерапевту следует при опросе оценить правильность своих интерпретаций и действий и при необходимости провести в дальнейшем их коррекцию.
Пациент в гипнотическом состоянии внутренне активен, и психотерапевту желательно использовать эту активность в целях лечения, опираясь на нее в ходе реализации внушений, прямо обращаясь к пациенту, пациентам с просьбой сосредоточиться на каком-либо конкретном ощущении, переживании, состоянии. Эффективность диалогической гипнотерапии существенно превышает эффективность гипнотерапии монологической. Проводя групповой гипнотический сеанс, психотерапевту необходимо постоянно удерживать в памяти каждого пациента в совокупности его клинических, личностных особенностей, динамики состояния, чтобы иметь возможность индивидуализировать гипнотера-певтическое воздействие.
20.3. Словесное внушение
Гипнотерапия всегда опирается на словесные внушения. До недавнего времени в отечественной гипнотерапии традиционно использовались прямые и косвенные, но преимущественно директивные (не по форме, так по духу) внушения. В Эриксоновской гипнотерапии внушения принято подразделять на директивные и недирективные, причем директивным отказывается в терапевтической глубине и эффективности. Однако недирективность в Эриксонианстве и близком к ней по ряду позиций НЛП понимается и реализуется весьма различными способами. Пациенту действительно не внушается прямое снятие болезненных симптомов и синдромов. Вместе с тем в НЛП директивно определяется последовательность действий пациента в большинстве стандартизованных процедур (рефрейминге и др.). Э. Л. Росси, один из близких учеников и соавторов М. Эриксона, предлагает для практического применения «формулу основного подхода» и ее варианты в виде конкретных словесных формул [255, 256], вполне директивные в смысле предписания выполнения определенной последовательности действий.
Напомним, что психотерапевтический процесс понимается нами на основе взаимодействия с «моделью болезни и терапии» пациента. Мы полагаем, что в идеале в случаях директивно зависимой «модели болезни и терапии» пациента, действия психотерапевта, включая словесные внушения, должны носить директивный характер, а в иных случаях — недирективный. Наибольшая гибкость достижима при индивидуальной гипнотерапии, тогда как групповая гипнотерапия ограничивает свободу вербальной гипнотической коммуникации, приближая ее, по сути, к определенному гипнотическому тексту.
317
ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ
20.4. Словесное внушение
при групповой гипнотерапии
Мы считаем, что словесное внушение при групповой гипнотерапии должно представлять собой целостный текст, состоящий из связанных между собой отдельных блоков внушений, где реализация нового блока обусловливается действием реализованного предшествующего. Такое обусловливание может прямо декларироваться либо подразумеваться. Для соединения блоков внушений могут быть использованы связки типа: «благодаря «А» — «Б»; «и теперь, когда «А» — «Б» и др. Не следует стремиться к излишней конкретизации внушений, при построении внушений желательно использовать оптимально обобщенные понятия, обладающие свойством нивелировать различия индивидуального восприятия их пациентами.
Мы полагаем оправданным подразделение словесных внушений на внушения, направленные на создание положительного эмоционального фона, чувств; симптоматические внушения; патогенетические внушения.
В практике отечественной гипнотерапии большое внимание уделялось симптоматическим внушениям, рассчитанным на снятие конкретного проявления болезни. Однако такой «лобовой» путь воздействия при психогениях далеко не самый эффективный. Воздействие на симптом не влияет на причины, его породившие. Симптоматические внушения в групповой гипнотерапии нами практически не используются. Создание эмоционального фона, седативного — в первой половине сеанса, активирующего — при его завершении, может продуцироваться не столько конкретными словами, фразами, сколько темпом речи, ее интонациями и тембром. Седативный эмоциональный фон внушения создается более медленным темпом речи, с низким тембром, понижающимися к концу фраз интонациями. Активирующий эмоциональный фон внушения создается ускорением темпа речи, повышением ее тембра, повышающимися к концу фраз интонациями. В своей практике групповой гипнотерапии мы используем прямые мотивированные внушения чувств уверенности и спокойствия: «Благодаря гипнотическому состоянию уверены в себе и спокойны».
Наибольшее значение имеют патогенетические внушения, относящиеся к сценариям психотерапевтического процесса и собственно гипнотерапии, ориентированные на механизм развития психогении, реактивацию механизмов психологической защиты. Групповая гипнотерапия позволяет индивидуализировать патогенетические внушения, ориентированные на механизмы развития неврозов, реактивных состояний, реакций острого ПС и их последствий, лишь в форме обобщенных
318
ГЛАВА 20. СУГГЕСТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ГИПНОТЕРАПИИ
мотивированных внушений. Поэтому они становятся действенными только при параллельной проработке и осознании пациентом механизмов психогенеза собственного страдания в психотерапии бодрствования. Пациенту разъясняется, что гипнотерапия — это форма терапевтической работы, которую он наполняет своим личностным содержанием.
К патогенетическим внушениям, определяемым наличием невроза, относятся: 1) внушения, связывающие имеющееся болезненное состояние с неосознаваемым либо осознаваемым частично, крайне ограниченно, психологическим конфликтом, кратко раскрывающие его суть; 2) внушения, подчеркивающие обратимость страдания, обусловленную его психогенной природой; 3) внушения, кратко намечающие пути разрешения невротического конфликта. При лечении истерического невроза (диссоциативного расстройства) в основных внушениях подчеркивается субъективный характер внутреннего психологического конфликта, суггестируется неприязнь, отрицательное отношение к прежнему, истерическому реагированию. При лечении неврастении в патогенетическом внушении затрагиваются основные положения анализа конфликтной ситуации, делается акцент на задачах адаптации личности в условиях стрессовой ситуации. При лечении обсессивно-фобического невроза в патогенетическом внушении вскрывается противоречивость внутренних тенденций и потребностей личности больного, производится ее ориентация на осознание и решение основной проблемы конфликта.
Патогенетические внушения, ориентированные на реактивацию механизмов психологической защиты, нуждаются в пояснении. Наиболее доступным мотивированному внушению при групповой гипнотерапии является дистанцирование психогении, ее отделение от «Я» пациента с возможностью оценить психотравмирующую ситуацию, себя в ней со стороны, с поиском путей ее разрешения. Кроме того, возможно формирование актуальной личностной позиции объективного наблюдателя в пациенте, способствующей интеллектуальной переработке как прошлого, так и актуального психогенного материала жизни пациента. Данные внушения в нашем случае состоят из двух взаимосвязанных блоков. Первый блок: «Все то, что ранее выводило из равновесия, теперь воспринимается ровно, спокойно, со стороны. Постоянно между вами и тем, что происходит вокруг, определенное расстояние, благодаря чему все происходящее воспринимаем ровно, спокойно, объективно, доброжелательно, со стороны. На все происходящее, на себя в любой ситуации умеем посмотреть, стараемся посмотреть, смотрим ровно, спокойно, несколько отстраненно». Второй блок: «Все неприятное, далекое, близкое становится теперь пережитым, отболевшим, отчужденным, отделено от вас, пережито вами, позади, ушло. По-
з/9