ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 6160
Скачиваний: 8
ГЛАВА 20. СУГГЕСТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ГИПНОТЕРАПИИ
поэтому определить в процессе сеанса гипнотерапии, по его завершении, наличие спонтанных ноцицептивных ощущений с тем, чтобы в дальнейшем повысить терапевтическую активность организма в отношении проявившихся в гипнозе ПО.
При наличии острого травматического патологического процесса следует акцентировать пациента на зоне его локализации осторожным прикосновением к ней, пассами с параллельным внушением в данной зоне ощущений покоя, ослабления, исчезновения неприятных ощущений.
Очаг хронического патологического процесса может быть выявлен непосредственно во время гипнотического сеанса. Появление, усиление болевых ощущений отражается на поведении пациента, его мимике, движениях, голосовых реакциях (стонах) и т. д. Локализация и характер спонтанной гипнотической ноцицепции могут быть уточнены с помощью краткого расспроса пациента непосредственно в гипнотическом состоянии. Полную информацию о локализации и характере спонтанной гипнотической ноцицепции легко получить при опросе после сеанса гипноза. При наличии гипнотической ноцицепции пациенту необходимо разъяснить ее природу и терапевтическую направленность. В последующей гипнотерапии важно привлечь внимание пациента к трансформации прогрессивного этапа гипнотической ноцицепции в регрессивный, способствуя этому поведенчески, осторожными прикосновениями, пассами, и вербально, внушая постепенное ослабление, исчезновение болевых ощущений.
20.8. Структура формализованного сеанса гипнотерапии
Проведение формализованной гипнотерапии неизбежно при групповой и вполне допустимо при индивидуальной гипнотерапии. Напомним, что при индивидуальной терапии критерии выбора в конечном счете принадлежат пациенту, проистекая из его «модели болезни и терапии». Нами на основании многолетнего практического опыта, собственных методических разработок, с учетом тенденции к отсроченной реализации гипнотических внушений [2, 151], основываясь на данных лингвистики текста [101] выработана следующая структура сеанса формализованной групповой гипнотерапии.
1. После завершения гипнотизации по описанной ранее запатентованной нами методике проводится описанное выше последовательное поведенческое воздействие на пациентов группы (пациента).
2. Затем реализуется вышеописанный прием проективного соматического катарсиса.
325
ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ
3. На основе разработанной нами методики внушения цветовых ощущений в гипнотерапии проводится внушение ощущения синего цвета, и, далее, на протяжении сеанса репродукция ощущения синего цвета поддерживается повторными внушениями: «Увидеть, представить, почувствовать синий цвет, видеть его постоянно». Далее, периодически, через 1-2 минуты, повторяется: «Видеть, ощущать синий цвет. Видеть синий цвет». Для цветовых внушений используется единая тембровая окраска и темп речи, отличающиеся от таковых для иных внушений.
4. Проводится внушение чувства уверенности и спокойствия.
5. Проводятся патогенетические внушения реактивации механизмов психологической защиты. Патогенетические внушения, определяемые механизмами психогении, проводятся индивидуализирование Для этого используются поведенческие и вербальные приемы (подойти, прикоснуться и проговорить тихо, обращаясь индивидуально).
6. Проводится мотивированное постгипнотическое внушение хорошего ночного сна: «Вечером, ложась спать, вспоминая ощущения сеанса, расслабляясь, засыпаете быстро, глубоко. Утром просыпаетесь посвежевшими, глубоко отдохнувшими. Сон, ночной сон, — хороший, глубокий».
7. Повторно проводится поведенческое воздействие на пациентов (пациента).
8. Повторно внушается чувство уверенности и спокойствия.
9. Затем вновь проводятся патогенетические внушения реактивации механизмов психологической защиты с периодическими вкраплениями внушения ощущения синего цвета.
10. Повторно проводится мотивированное постгипнотическое внушение ночного сна.
11. Перед выводом из гипнотического состояния проводится мотивированное постгипнотическое внушение улучшения состояния, самочувствия: «С каждым днем, каждым сеансом, постоянно состояние, настроение — улучшаются. С каждым днем, каждым сеансом ваша воля, воля к улучшению состояния, выздоровлению становится крепче, действеннее, сильнее».
12. Затем проводится дегипнотизация. При формализованной гипнотерапии дегипнотизация проводится нами следующим образом: «Теперь будем выходить из гипнотического состояния с помощью движения руки. Рука, ранее опускавшаяся, будет теперь подниматься, и чем выше она начнет подниматься, тем больше вы будете выходить из гипнотического состояния. Когда рука вернется в исходное положение, с которого начинала движение, окончательно выйдете из гипнотического состояния. Движение руки началось...»
326
ГЛАВА 20. СУГГЕСТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ГИПНОТЕРАПИИ
Та же структура гипнотического сеанса может быть полностью использована при психотерапии неврозоподобных состояний, учитывая, чТо значимость основных компонентов сеанса (приема проективного соматического катарсиса, поведенческого воздействия, постгипнотических внушений сна, состояния) сохраняется, а воздействие иных компонентов внушения определяется актуальностью их для пациента, вторичные же психогении нуждаются в дезактуализации.
Глава 21
Индивидуальная гипнотерапия: проективный подход
21.1. Введение
Индивидуальная гипнотерапия может проводиться в формализованной и неформализованной, в директивной и недирективной формах, поскольку имеет несравненно большую степень свободы и существенно меньшее количество внешних ограничений, чем групповая. Независимо от формы индивидуальной гипнотерапии главным ее достоинством является возможность максимального учета и использования личностных, организменных, болезненных особенностей пациента. Мы полагаем, что априорных преимуществ формализованной гипнотерапии перед неформализованной, директивной перед недирективной и наоборот не существует. В конечном счете именно предпочтение пациента, проявляющее его «модель болезни и терапии» и в целом мировоззрение, личность, определяет действенность проводимой гипнотерапии. Данное принципиальное положение и было положено нами в основу индивидуальной гипнотерапии там, где она проводилась. Проведение индивидуальной гипнотерапии не было для нас самоцелью. В части случаев она дополняла групповую гипнотерапию, в иных — была единственной формой гипнотерапии.
В проводимой нами индивидуальной гипнотерапии использовался разработанный нами новый проективный подход. В части 2 монографии нами проведен анализ механизмов атрибутивной гипнотической проекции, по результатам которого одним из перспективных при индивидуальной работе признан сюжетный, поведенчески-ролевой способ терапевтических преобразований, наиболее полно раскрывающий потенциал проективных механизмов гипнотерапии. В нем работа с гипно-
328
ГЛАВА 21. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ: ПРОЕКТИВНЫЙ ПОДХОД
тической реальностью — своеобразной метафорой личности и состояния пациента, по нашему убеждению, приобретает существенную глубину, клиническую значимость и эффективность.
21.2. Предпосылки и основные положения
индивидуальной проективной гипнотерапии
При изучении закономерностей репродукции цветовых ощущений и образов нами было выявлено, что в ряде случаев на цветовое внушение гипнотизируемые репродуцировали зрительный образ — картину, «находясь в ней», с «эффектом присутствия» [115,136]. Гораздо чаще «эффект присутствия» реализовывался гипнотизируемыми при внушении природных цветовых образов — пейзажей. Причем в большинстве случаев репродуцированный образ был незнаком либо сочетал в себе незнакомую, не сочетаемую в реальности совокупность знакомых объектов.
За годы собственной клинической практики мы сталкивались с весьма необычными переживаниями пациентов во время формализованной групповой гипнотерапии.
Так, один из наших пациентов, пришедший на психотерапию в возрасте 48 лет в связи с астенодепрессивным синдромом в рамках неврастении, при стандартном погружении в гипнотическое состояние ощущал себя покидающим собственное тело в образе «космонавта в белом скафандре». Поднявшись над своим телом и оглядев его сверху, он «улетал в космос», «летал вокруг Земли в любых направлениях, рассматривая страны и города». При завершении гипнотического сеанса он «возвращался в комнату», «входил в свое тело». Несмотря на экзотичность переживания гипнотического состояния, проводимая психотерапия была клинически эффективной.
В другом случае женщина 56 лет, обратившаяся к психотерапевту в связи с астеническим синдромом соматогенного генеза, в ходе сеанса групповой гипнотерапии «очутилась в специальной лаборатории», где автор и «другие специалисты» «восстанавливали ее организм на сложном оборудовании». Гипнотерапия также была клинически эффективной.
В обоих случаях гипносуггестия была формализованной и не содержала внушений, прямо ведущих к подобным переживаниям, поскольку у остальных пациентов группы подобных переживаний не возникло. Учитывая отсутствие психотических расстройств, позитивный терапевтический эффект, наличие связи гипнотических переживаний пациентов с проводимой психотерапией, причиной подобной реализации гипносуггестии следует признать гипнотическую проекцию личности на терапевтическую ситуацию. Во втором примере терапевтичес-
329