ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 6152
Скачиваний: 8
343
ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ
В начале проективной гипнотерапии следует предупредить пациента о том, что он может в период гипнотерапии видеть необычные сновидения и что было бы полезно запоминать и описывать такие сновидения гипнотерапевту. в случае появления контекстных сновидений они подлежат детальному описанию и обсуждению. Важно показать пациенту связь контекстных сновидений с актуализированным гипнотерапией его текущим состоянием, проблемами и конфликтами разных уровней. Затем материал контекстного сновидения может быть использован в процессе гипнотерапии в прямой или опосредованной форме. Прямое использование контекстного сновидения подразумевает повторное его переживание в терапевтически преобразованной форме. В случае невозможности повторного вхождения в контекстное сновидение во время сеанса гипнотерапии, а также при позитивно-динамических контекстных сновидениях могут использоваться их принципиальные положения, концепты, облаченные в уже выработанный собственный метафорический язык гипнотической реальности субъекта.
21.4. Структура проективной гипнотерапии
Разработанная нами в последние годы техника проективной гипнотерапии включает два этапа: 1) этап обучения пациента наведению гипнотической реальности; 2) терапевтический этап.
21.4.1. Этап обучения наведению гипнотической реальности
Длительность первого этапа варьирует от 1 до 2 сеансов.
В течение этапа обучения наведению гипнотической реальности, перед сеансом гипнотерапии, необходимо разъяснить пациенту смысл и цель использования проективной техники гипнотерапии. Такое разъяснение играет роль стыковочного сценария, согласовывающего используемую проективную технику с «моделью болезни и терапии» пациента.
Приведем примерный текст разъяснения, используемого нами при индивидуальной проективной гипнотерапии: «Вы, конечно же, знаете, что психика человека устроена таким образом, что одни и те же представления, состояния, переживания, эмоции она может передать словами, звуками и музыкой, зрительными образами и картинами, телесными ощущениями». В этот момент могут быть приведены примеры на основе сведений из жизни самого пациента. «В гипнотическом состоянии данное свойство психики человека значительно усиливается. Благодаря гипнозу человек приобретает, например, возможность выразить
344
ГЛАВА 21. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ: ПРОЕКТИВНЫЙ ПОДХОД
и ощутить в зрительной форме не только свой предыдущий жизненный опыт, но и свои состояния, проблемы, переживания, особенности работы собственного организма. Более того, выражая все это в гипнозе, он получает возможность влиять на проблемные состояния, позитивно изменять их».
На этапе обучения наведению гипнотической реальности пациент вводится в гипнотическое состояние, затем проводится формализованное внушение (описанное ранее). Во второй части сеанса гипноза проводится пробное наведение биографически-заданной для пациента гипнотической реальности. Мы предпочитаем сюжеты гипнотической реальности из предшествующей жизни пациента, связанные с горами, водой (морем, реками) либо их комбинацией. Для наведения гипнотической реальности используются два основных приема. Первый состоит в обращении к воспоминаниям пациента о конкретных для него месте и времени с последующими активизацией его восприятия тогдашнего окружения и движением, перемещением в том окружении, которое становится в ходе такой работы гипнотической реальностью. Второй прием строится на обобщенном описании процесса перемещения и восприятия биографически-известной, природной среды, переходящем на описания восприятия, ощущений самого пациента. Приведем соответствующие приемам примеры конкретных описаний наведения гипнотической реальности.
1. Психотерапевт обращается к находящемуся в гипнотическом состоянии пациенту: «Я вспоминаю теперь ваш рассказ о горах. Иногда бывает интересно и полезно вспомнить о том месте и времени в горах, где побывал. И если посмотреть вокруг, вновь видишь виденное ранее и, прислушавшись, слышишь те же звуки, дышишь тем же воздухом. И если посмотреть, обернувшись вокруг, то можно вновь пойти вперед».
2. Психотерапевт обращается к находящемуся в гипнотическом состоянии пациенту: «В жизни происходят очень интересные вещи и события. Вы знаете, иногда бывает очень интересно и полезно подняться в гору, потому что чем выше ты поднимаешься, тем больше раскрывается перед тобой горизонт, тем дальше ты видишь вокруг. И когда ты идешь выше и выше, то начинаешь чувствовать усталость, чем выше, тем больше, и тогда можно отдохнуть. И отдыхая, вновь смотришь вокруг, дышишь этим воздухом».
Формальный смысл дальнейшей работы в примерах первой наведенной гипнотической реальности сводится к подъему на гору, изменению восприятия пейзажа (нахождению новых, ранее скрытых деталей, проявлению пейзажных макроструктур, запечатлению всего нового), спуску с нее, выходу из гипнотического состояния.
345
ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ
Работа в гипнотической реальности может осуществляться без обратной вербальной связи и в диалоговом режиме с обратной связью. После выхода из гипнотического состояния проводится опрос, уточняющий наличие и характер полученной гипнотической реальности, реакцию на нее пациента. В случае успешной реализации гипнотической реальности переходят ко второму терапевтическому этапу.
21.4.2. Терапевтический этап
На втором этапе реализации трансформации наведенной гипнотической реальности перед терапевтом стоят сложные и во многом твор-чески-интутивно решаемые задачи. Ведущий принцип психотерапии психогений неизменен и заключается в основанном на осознании разрешении психологических конфликтов. Техника трансформации наведенной гипнотической реальности способствует реализации данного принципа на глубинном уровне, когда личность, ее проблемы и конфликты, равно как и проблемы организма, могут быть проявлены как гипнотические мифы, иносказательность, отстраненность и обобщенность которых не мешает пациенту переживать их содержание и трансформационную динамику непосредственно чувственно, интимно.
В ходе терапии значимость различных составляющих психологического конфликта меняется, дезактуализация одних приводит к временному усилению других. Как уже ранее отмечалось, мы склонны понимать личностный психологический конфликт как своего рода иерархическую систему, в которой разрешение предъявляемой составляющей конфликта, проблемы, конфликта первого порядка приводит к актуализации связанной с ней составляющей, проблемы, конфликта второго порядка, и далее. Поэтому в содержательном отношении на втором этапе терапии терапевт и пациент работают над последовательным разрешением актуализированных ходом гипнотерапии психологических проблем — составляющих имеющегося психологического конфликта.
Возможны два способа выявления актуальных на настоящий момент конфликтов и проблем. Первый основан на их выявлении в ходе предварительной беседы перед сеансом гипнотерапии. Затем на основе выявленного конфликта, проблемы психотерапевтом в сопоставлении с гипнотической реальностью предыдущего сеанса и ее объектами и явлениями конструируется образная метафора, отражающая актуализированный конфликт, предусматривающая его констатацию, трансформацию, разрешение. Второй способ выявления актуальных текущих конфликтов и проблем заключается в выявлении их в метафорической форме непосредственно в ходе проективной гипнотерапии на ос-
346
ГЛАВА 21. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ: ПРОЕКТИВНЫЙ ПОДХОД
новании правил, сформированных нами ранее. Для этого после «возвращения» в прежнюю гипнотическую реальность пациента просят внимательно обследовать ее и выявить те ее объекты, которые вызывают у него негативные, неприятные ощущения, предстают как препятствия, ограничения. Затем гипнотическая реальность либо поведение, нахождение в ней гипнотика преобразуются таким образом, чтобы изменить, преодолеть, обойти выявленные препятствия и ограничения.
Практика гипнотерапии неизбежно синтетична и использует оба способа. В ходе диалогического проективного сеанса гипнотерапии происходит метафорическая реализация актуализированных гипнотерапией текущих вторичных проблем и конфликтов, проективно преобразуемых психикой пациента в его гипнотическую реальность. Пациент при участии и поддержке гипнотерапевта активно исследует данную гипнотическую реальность, перемещается в ней, изменяет ее. Как уже отмечалось, в процессе подобной аналитической гипнотерапии в качестве материала для построения очередных актуальных метафор и личностных гипнотических мифов могут использоваться рисунки пациентов проективного характера, содержание сновидений.
Таким образом, в процессе наведения гипнотической реальности благодаря опосредованию пациентом на основе сконструированной метафоры создается личностный миф. Личностный гипнотерапевтиче-ский проективный миф всегда имеет исходное содержание, отражающее проблемы и конфликты личности и организма пациента. Благодаря взаимодействию гипнотерапевта и пациента данный гипнотерапев-тический миф вступает на этап позитивных терапевтических преобразований, этап развития. Развитие гипнотерапевтического мифа может вернуть его на принципиально исходные позиции, оно может остановиться на этапе незавершенных терапевтических преобразований, и, наконец, гипнотерапевтический миф может быть благополучно, позитивно-терапевтически завершен. Вопрос о том, кто и что определяет завершенное развитие гипнотерапевтического проективного личностного мифа, не имеет однозначного ответа. Задача гипнотерапевта заключаемся в стремлении построить позитивно завершенный гипнотерапевтический миф пациента и в необходимости констатировать реальный результат.
В процессе проективной гипнотерапии терапевт постоянно испытывает дефицит информации об объектах и событиях гипнотической реальности пациента. Он никогда не сможет буквально «войти» в гипнотическую реальность пациента, ощутить и воспринять ее так, как ощущает и воспринимает пациент. Терапевту в каждом конкретном случае приходится заново решать проблему дефицита информации. Информация об объектах гипнотической реальности и их характеристиках
347