Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности: теория и практика, проблемы и перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) Каждое государство-член обеспечивает, чтобы остатки его валюты, полученные в порядке покупки у МВФ, являлись остатками в свободно используемой валюте либо чтобы они могли быть обменены в момент покупки на выбранную им свободно используемую валюту по обменному курсу между этими двумя валютами. [44]

Каждое государство-член, валюта которого покупается у МВФ или оказывается приобретенной в обмен на валюту, купленную у МВФ, сотрудничает с МВФ и другими государствами-членами в целях создания возможности обмена таких остатков его валюты в момент покупки на свободно используемые валюты других государств-членов. Обмен валюты, не являющейся свободно используемой, производится государством-членом, валюта которого покупается, если такое государство-член и государство-член, являющееся покупателем, не приходят к договоренности относительно иной процедуры. [45]

Государство-член, покупающее у МВФ свободно используемую валюту другого государства-члена и желающее обменять ее в момент покупки на другую свободно используемую валюту, производит такой обмен с другим государством-членом по требованию этого государства-члена.

Указанный обмен производится на свободно используемую валюту по выбору другого государства-члена по курсу обмена. В соответствии со ст. X Статей Соглашения МВФ сотрудничает с любыми международными организациями общего характера и с международными общественными организациями, имеющими специализированные функции в смежных областях.

Российская Федерация вступила в МВФ путем принятия Статей Соглашения Международного валютного фонда и подписания их 1 июня 1992 г. (постановление № 2815-1). Согласно Уставу МВФ имеет следующие официальные цели:

1) способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

2) содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли, способствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости, реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;

3) способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимуществ в конкуренции;


4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов и международной платежной системы по текущим операциям между государствами-членами, а также содействовать устранению валютных ограничений, сдерживающих рост мировой торговли;

5) за счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий обеспечивать возможность исправления диспропорций в их платежных балансах, не применяя мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

6) сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов и сокращать масштабы этих нарушений. Участники Бреттон-Вудской конференции возложили на МВФ исполнение трех основных функций: контроль за выполнением "кодекса поведения" (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота); предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими "кодекса поведения"; организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

Позднее страны-члены определили для МВФ дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств:

– осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;

– предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;

– предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь с специализированных сферах, информационное обеспечение). [46]

Управляющие собираются на сессии обычно 1 раз в год, но могут проводить заседание, а также голосовать по почте в любое время. Заседания Совета управляющих созываются по просьбе пятнадцати государств-членов либо по просьбе государств-членов, которые имеют не менее двух третей от общего числа голосов. В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов, согласно которому возможность государств-членов оказывать воздействие на деятельность фонда посредством голосования определяется долей каждой страны в капитале МВФ.

Каждая страна, являющаяся членом МВФ, имеет 250 "базовых" голосов, независимо от величины своей доли в капитале фонда, а также по одному дополнительному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. При этом страна не может приобрести в фонде столько голосов, сколько захочет.


Страна может купить дополнительные голоса только в рамках своей квоты, которая рассчитывается исходя из вклада в мировую экономику. Согласно Бреттон-Вудскому соглашению страна-участница должна была внести в уставный капитал фонда 25% квоты золотом или долларами США или 10% ее золотовалютных резервов, а остальную часть – в собственных денежных единицах. Однако Ямайское соглашение освободило страны от необходимости взноса в золоте. [47]

На сегодняшний день эта часть квоты оплачивается в резервных активах, т.е. в специальных правах заимствования (СДР) и свободно конвертируемых валютах других государств – членов фонда. Точное соотношение между взносами стран в капитал МВФ в резервных активах и национальных валютах определяет Совет управляющих.

Часть взноса в национальной валюте (в которой МВФ не нуждается для осуществления текущих операций) страна-член производит в форме беспроцентных обязательств, которые оплачиваются по требованию фонда исходя из их номинальной стоимости. Все средства в национальных валютах размещаются в центральных банках стран-членов. Статьи Соглашения МВФ предусматривают пересмотр квот не реже 1 раза в пять лет.

Изменение размера квот определяет степень влияния страны на деятельность фонда и ведет к увеличению его ресурсов. Несмотря на внушительные размеры капитала МВФ, в реальности для предоставления кредитов странам-членам он задействуется не весь, а только ограниченный круг валют. Такими валютами фонд признает доллар США, японскую иену, евро, английский фунт стерлингов и швейцарский франк.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. МВФ кредитует только страны, испытывающие трудности с осуществлением платежей, т.е. государства, которые не имеют достаточных поступлений в иностранной валюте для оплаты закупок у других стран. [48]

При выдаче кредита МВФ руководствуется принципом его обусловленности, что предполагает реализацию страной-заемщиком про- граммы приспособления или перестройки хозяйственного механизма. Эта программа должна предусматривать набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление ее платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга фонду. МВФ осуществляет кредитование стран-членов на льготных и обычных условиях.

Страны с низкими доходами могут заимствовать средства на льготных условиях. В 2012 г. большая часть льготного кредитования осуществлялась по нулевой процентной ставке, которая действовала до конца 2014 года. Нельготное финансирование также предоставляется через дополнительные инструменты и механизмы.


По ним действует процентная ставка МВФ – "ставка сборов" (основана на процентной ставке по СДР и подлежит еженедельному пересмотру), а также дополнительный сбор, который взимается по крупным займам. [49]

В 2012 г. Исполнительный совет МВФ утвердил семь договоренностей о нельготном финансировании на общую валовую сумму 52,6 млрд СДР (81,62 млрд долл. США).

Более 90% валовых обязательств (47,5 млрд СДР) в 2012 г. пришлось на две договоренности в рамках механизма расширенного кредитования для Греции и Португалии.

В целом в 2012 г. деятельность МВФ в зоне евро продолжалась на основании указанных договоренностей, а также дальнейших мер политики по существующей продленной договоренности механизма расширенного кредитования для Ирландии.

В 2011 г. МВФ утвердил трехлетнюю договоренность о расширенном кредитовании в поддержку официальной программы экономической корректировки и роста.

Данная договоренность является частью трехлетнего совместного пакета финансирования с Евросоюзом на сумму 78 млрд евро, которая предусматривает исключительный доступ к ресурсам МВФ, составляющий 2306% квоты Португалии.

В 2012 г. общий объем средств, предоставленных Португалии составил около 15,9 млрд СДР (18,6 млрд евро). [50]

Вторая программа в зоне евро на протяжении 2012 г. поддерживалась договоренностью в рамках расширенного кредитования с Грецией на сумму 23,7853 млрд СДР (28 млрд евро – по данным МВФ). Эта программа также связана с исключительным доступом к ресурсам фонда в размере 2158,8% квоты Греции в Μ ВФ и направлена на восстановление экономического роста и конкурентоспособности, а также на достижение устойчивости бюджета и финансовой стабильности.

Поддержка этой программы предусматривала 130 млрд евро в виде нового финансирования до 2015 г., в дополнение к оставшейся части первой программы в размере 34 млрд евро и дополнительно 8 млрд евро от МВФ в 2015 г. и 1 квартале 2016 г.

На МВФ возложена обязанность наблюдения за международной валютной системой, а также за экономической и финансовой политикой его государств – членов, которая известна как "надзор".

В рамках данного процесса, который осуществляется как на глобальном уровне (надзор на многосторонней основе), так и на двустороннем уровне. Функцию надзора на глобальном уровне фонд осуществляет на основе трех базовых документов: "Перспективы развития мировой экономики" (ПРМЭ); "Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности" (ДГФС); "Бюджетный вестник" (БВ). В ПРМЭ приводится детальный анализ состояния мировой экономики, а также оценка перспектив развития и задач экономической политики на глобальном и региональных уровнях.


В ДГФС приводятся последние оценки мировых финансовых рынков и перспектив их развития, а так- же рассматриваются вопросы финансирования стран с формирующимися рынками.

Цель этого исследования – привлечь внимание к дисбалансам и факторам уязвимости, которые могут создавать риски для финансового рынка. БВ содержит обзоры и анализы в области государственных финансов, а также актуальные данные о бюджетных последствиях глобальной экономической ситуации.[51]

В соответствие со ст. IV Статей Соглашения МВФ центральным звеном надзора МВФ на двустороннем уровне (или надзора по отдельным странам) являются консультации, которые проводятся МВФ с каждой страной-членом на регулярной основе.

В ходе таких консультаций фонд проводит детальную оценку экономических и финансовых изменений и политики каждого их государств-членов, а также на основе анализа предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики.[52]

После начала мирового финансового кризиса МВФ стал уделять больше внимания валютно-финансовой сфере в своей надзорной деятельности, как на односторонней, так и на многосторонней основе. В 2012 г. был разработан Стратегический план, основными направлениями которого являются: мониторинг финансовой взаимозависимости; развитие макропруденциальной политики; разработка новых и укрепление существующих мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В области денежно-кредитной и финансовой политики кризис продолжил порождать новые потребности в технической помощи, в том числе и в странах с развитой экономикой. [53]

Значительные меры были направлены на развитие реформ регулирования программ страхования депозитов, основ макропруденциальной политики, управления системной ликвидностью, механизмов преодоления кризисов и стратегий для свертывания мер стимулирования, а также управления рисками в балансах государственного сектора. [54]

Основной областью надзора МВФ в данных секторах являлись рекомендации центральным банкам касательно денежно-кредитных операций, а также политики укрепления и развития финансового надзора и регулирования. В центре внимания технической помощи по правовым вопросам стоят проблемы борьбы с отмыванием денег, пресечения финансирования терроризма.

Техническая помощь по финансовому сектору ориентирована на вопросы законодательства о центральных банках, банковского регулирования и надзора, платежных систем, регулирования рынка финансовых инструментов и валютного рынка.