Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности: теория и практика, проблемы и перспективы.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
2.1. К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
Проект (2006 г.) увеличения ресурсной базы МВФ за счет доходов от инвестиций на мировом финансовом рынке и расширения его инвестиционной деятельности в соответствии с новой моделью формирования его доходов пока не реализован. На наш взгляд, вряд ли этот источник доходов сможет стать существенным из-за экономической и политической нестабильности.
В области реформы управления МВФ новым явлением стала тенденция к повышению роли развивающихся стран. Доля развитых стран в общей сумме голосов должна несколько сократиться – с 60,6 (до реф. 2006 г.) до 55,2% (после реф. 2010 г.), развивающихся – увеличиться с 31,7 до 37,1% соответственно, а доля голосов стран с низкими доходами первоначально увеличилась с 5,4% (до реф. 2006 г.) до 6,2% (после реф. 2008 г.), но затем снижается до 5,9% (по плану реф. 2010 г.) голосов.
Это связано с новыми взносами в капитал Фонда развитых и ведущих развивающихся стран. Реформа Исполнительного совета, направленная на усиление представительства развивающихся стран в управлении Фондом, на изменение его состава существенно не повлияла. [28]
В нем по-прежнему преобладают развитые страны, несмотря на декларируемое включение развивающихся стран в управление (например, ведущих развивающихся стран), их представительство в Исполнительном совете существенно не увеличилось. Незавершенность реформы квот и управления 2010 г. вследствие позиции США, которые ее пока что не ратифицировали, поскольку их доля и так составляет (по состоянию на 2008 г.) 16,7% голосов, препятствует изменению институциональной структуры управления и переходу к принципу полной избираемости Исполнительного совета.
Сохраняется прежняя система частичного избрания, когда пять стран с наибольшими квотами назначают собственного директора и еще пять государств обладают таким же правом в силу размеров своих квот и особенностей формирования избирательных групп.
Реформирование управления Фондом – сложный и небыстрый процесс, на который влияют экономические и политические факторы. В перспективе намечена реформа показателей квот и голосов стран МВФ – постепенно путем поиска компромиссных решений.
Главное препятствие для этой реформы – нежелание экономически развитых стран уступать свои лидирующие позиции в МВФ. МВФ пока не детализировал порядок выполнения рекомендаций «Группы 20» о необходимости формирования системы стратегического надзора стран-членов за Фондом и «введения принципа открытого и прозрачного назначения высшего руководства», т. е. уточнения порядка назначения директора-распорядителя Фонда, так как в остальном формирование исполнительных органов МВФ происходит в соответствии с согласованной процедурой. Реформа кредитной деятельности Фонда.
Учитывая уроки мирового кризиса, МВФ обновил свою кредит- ную политику по линии укрепления раннего предупреждения кризисных потрясений с учетом специфики стран, что проявилось во внедрении и развитии превентивных форм кредитования. [29]
Проявилось изменение фундаментального подхода к определению условий предоставления кредитов государствам – членам Фонда, исходя из их макроэкономических показателей и результативности их экономической политики. Фонд стал предоставлять кредиты странам-членам в случае не только фактического, но и потенциального дефицита платежного баланса.
Оценка реального воздействия превентивных форм кредита для государств с относительно стабильным экономическим положением («Гибкая кредитная линия») и с умеренными факторами уязвимости («Превентивная линия для предоставления ликвидности» – ПЛЛ) на предотвращение развития кризисных явлений и потрясений затруднена в силу их изначально достаточно устойчивого экономического положения.
Однако использование предшествующего аналога ПЛЛ – Превентивной кредитной линии – Македонией способствовало оттоку капитала из страны в связи с психологическим восприятием инвесторами скрытых уязвимостей в экономике заемщика. На наш взгляд, при дальнейшей реформе превентивных форм кредита, учитывая их сигнальную функцию для кредиторов – участников мирового финансового рынка, когда кредиты Фонда расширяют доступ стране-заемщице на этот рынок, устанавливаемые квалификационные условия кредитования должны быть объективными, беспристрастными и неполитизированными.
Кроме того, развитие данных форм кредита будет зависеть от достаточности ресурсной базы Фонда, так как «резервирование» средств по кредитным линиям усиливает риск нехватки ресурсов МВФ и потребует поиска новых источников. Положительной новацией при модификации инструментов экстренной кредитной помощи стало расширение перечня ее целевого назначения. Этот перечень стал включать не только последствия стихийных бедствий и постконфликтных ситуаций, но и трудности стран вследствие усиления кризисных потрясений в экономике или на товарных и финансовых рынках.
Реформа МВФ не коснулась предъявляемых требований к заемщикам. Приняты незначительные меры по уменьшению количества процедурных условий кредита, но условия стабилизационных программ стран-членов продолжают носить жесткий монетаристский характер.
В ответ на глобальный вызов – усиление дифференциации доходов населения МВФ принял меры по реформе своих взаимоотношений с наиболее бедными странами мира, в первую очередь по линии преобразования форм льготного кредитования. [30]
Положительной тенденцией при введении (с января 2010 г.) «Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту» – ПРГТ (Poverty Reduction Growth Trust – PRGT), в рамках которого было выделено три новых инструмента («Расширенный кредитный механизм», «Кредитный механизм стэнд-бай» – standby credit facility (не путать с традиционным механизмом МВФ – stand by arrangement), «Механизм ускоренного кредитования»), стало упрощение процедурных требований, в частности по разработке стратегии снижения бедности, а также увеличение лимитов доступа к кредитам.
Проявилось стремление Фонда учитывать специфику и потребности стран-заемщиц. Это непосредственно нашло отражение в дифференциации критериев доступа к ПРГТ – полностью для «малых стран» и «микрогосударств». Намечен переход к дифференциации требований к государствам-заемщикам в зависимости от уровня их доходов.
Обсуждается возможность отмены требований к заемщикам для получения льготного кредитования для стран с более высокими доходами. Это позитивное изменение, однако пока оно не реализовано. Фонд по-прежнему сохраняет достаточно жесткие требования к заемщикам.
Недостаточно результативными оказались новые меры по преодолению нехватки ресурсов, которая обострилась в условиях мирового финансово-экономического кризиса, для льготного кредитования стран с низкими доходами. Дальнейшее совершенствование льготного кредитования стран с низкими доходами требует увеличения ресурсов МВФ. [31]
Пополнение ресурсов Фонда за счет очередной продажи золота (400 т в пять лет) на мировом рынке золота и передача 90% «непредвиденной» прибыли недостаточно для обеспечения среднесрочного льготного кредитования стран с низкими доходами.
В целом Фонд сдержанно от- носится к идее увеличения продаж золота, предпочитая сохранять эти реальные резервные активы (2,4 тыс. т). Однако предоставленное МВФ право выпуска облигаций «Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту» в качестве источника ресурсов не реализовано.
Другая мера пополнения ресурсов для льготного кредитования состоит в возможности потенциальных кредиторов предоставлять средства в СДР, а не только в мировых валютах («свободно используемых валютах» по терминологии МВФ), которое в большей степени было направлено на расширение использования СДР с учетом их эмиссии в 2009 году. Необходимо усиление координации долгосрочного кредитования стран с низкими доходами с другими мировыми финансовыми институтами в рамках программ раз- вития и борьбы с бедностью (Группой Всемирного банка, международными региональными банками и фондами развития). Новой областью взаимодействия МВФ со странами с низкими доходами стал анализ уязвимости этой группы стран к внешним кризисным явлениям. [32]
Традиционно Фонд ограничивался оценкой воздействия резкого изменения условий торговли на эти страны, положительным явлением стало усиление внимания к изменчивости потоков международного капитала, системным кризисам в финансовом секторе и снижению темпов экономического роста как факторам, способным вызвать цепную реакцию или нарушения в региональной и мировой экономике.
В рамках реформы урегулирования внешней задолженности сформировалась новая тенденция – уменьшение процедурных требований к странам-членам по предоставлению документов. Нововведением стало участие Фонда в международных программах по облегчению бремени долга для стран, пострадавших от катастрофических стихийных бедствий, проявившееся в создании в июле 2010 г.
«Трастового фонда для облегчения бремени задолженности после катастроф» – ПКДР (Post-Catastrophe Debt Relief Trust – PCDR) в 422 млн дол. На наш взгляд, быстрое исчерпание этого трастового фонда на помощь Гаити после землетрясения в июле 2010 г. (268 млн дол.) может ограничить эту деятельность МВФ.
Реформа оказываемой Фондом технической помощи проявилась в идее объединения донорских ресурсов, расходуемых на специализированные цели, с региональной помощью. Меры по реорганизации институциональных форм ее предоставления – через региональные центры и новые трастовые фонды – могут в перспективе усилить ее гибкость и эффективность с точки зрения соотношения затрат и результатов.
Однако, несмотря на введение принципа платности технической помощи, требуется привлечение доноров целевых трастовых фондов по оказанию технической помощи с учетом растущих потребностей стран с низкими доходами. Реформирование надзорной деятельности МВФ направлено в первую очередь на усиление надзора за финансовым сектором.
Это проявилось в углублении анализа национальных систем регулирования финансового сектора; расширении перечня стран, для которых осуществляемая совместно со Всемирным банком «Программа оценки финансового сектора» имеет обязательный характер; повышении периодичности подобных оценок. Позитивным явлением стало введение нового направления макропруденциальной политики. [33]
С учетом уроков недавнего мирового кризиса реформа МВФ направлена на внедрение пруденциального регулирования с целью своевременного выявления системного риска и рисков с низкой вероятностью, принятие мер по их сдерживанию и вмешательство на раннем этапе. Однако корректнее ставить вопрос не о предотвращении кризисов, а о раннем предупреждении кризисов и заблаговременной разработке антикризисных мер, так как периодичные кризисы присущи циклическому развитию рыночной экономики. [34]
Эффективность данного направления деятельности Фонда затруднена, так как он не в состоянии воздействовать на источники риска в мировой экономике, в том числе в финансовом секторе.
Положительной тенденцией стало реформирование надзорной деятельности МВФ путем усиления мониторинга экономических взаимосвязей (взаимозависимости финансового и реального секторов экономики, а также анализ межстрановых взаимосвязей).
Выявление каналов передачи рисков, связей и взаимодействия макроэкономической и макропруденциальной политик нацелено на раз- работку единой макрофинансовой основы, которую Фонд в перспективе планирует интегрировать в надзорную деятельность.
Реформа надзорной функции Фонда, направленная на усиление мониторинга глобальных взаимосвязей для оценки международных последствий экономической и финансовой политики отдельных стран-членов (многосторонний Процесс взаимной оценки и подготовка пилотных докладов по пяти системно значимым экономикам – Китай, зона евро, США, Великобритания и Япония), носит ограниченный характер.
Приоритет национальных интересов государств-членов при проведении реформ в определенной степени снижает эффективность надзорной деятельности МВФ. Положительным явлением стало разработанное Фондом «Решение об интегрированном надзоре» (июль 2012 г.). Оно направлено на объединение методов мониторинга показателей отдельных стран и глобального анализа, включая оценки потенциального риска и каналов его распространения, выделение сфер и методов надзора на многосторонней основе. Однако сохраняется право стран не менять национальную политику при ее относительной стабильности. [35]
Кроме того, акцент Фонда на курсовой политике в качестве приоритета надзора представляется нам недостаточным. В этом документе заложена вероятность возникновения конфликта между глобальными и национальными интересами.
В документе 2012 г. о надзоре содержится противоречие в формулировке «обеспечение действенности и беспристрастности надзора, но сохранение гибкости для адаптации сообразно обязательствам». Это может проявляться в ограниченном влиянии надзорных полномочий МВФ на развитые страны-члены – США и зону евро. В этой связи целесообразно существенное расширение полномочий МВФ с целью оказания влияния на финансово-экономическую политику развитых стран, не ограничиваться лишь подготовкой рекомендаций по этим проблемам.
Важным направлением реформы надзорной функции Фонда является повышение информационной прозрачности путем стандартизации предоставления странами экономических данных в целях устранения их пробелов, выявленных в условиях мирового кризиса.