Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (основные проблемы в судебной реформе).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Судебная власть имеет определенные формы и определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах. Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, судебная власть. Что же понимается под судебной властью?
Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства 1.
Анализируя понятие “судебная власть” К. Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу… властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В. И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”.
РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций 2.
Структура судебной власти состоит из трех ветвей: это Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ и арбитражные суды. Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей.
По процессуальной компетенции суды подразделяются на: суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.
Процессуальный порядок рассмотрения тех или иных дел устанавливается следующими основными законами: Федеральным Конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации», УПК, ГПК, АПК Российской Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объект исследования - судебная власть.
Предмет исследования - судебная власть в государстве.
Цель курсовой работы - мы попытаемся рассмотреть роль судебной реформы в Российском государстве и определим проблемы судебной власти в современной России с помощью различных источников и литературы. Выделим основные проблемы современной судебной реформы и механизмы их разрешения, проанализировать ближайшие и перспективные задачи судебной реформы.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели и для этого необходимо точно знать основы, фундамент, на котором базируется идея судебного контроля, проведем анализ нормативных актов и литературы по теме и сделаем соответствующие выводы.
1. Понятие и признаки судебной власти
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством. Как показывает мировая практика любое правовое государство немыслимо без самостоятельной и независимой судебной власти, эффективно обеспечивающей как защиту государственных интересов, так прав и интересов граждан от любых посягательств, в том числе со стороны самого государства в лице его государственных органов.
Как справедливо отмечает в своей статье А.Г. Мамонтов, «судебная власть всегда была одним из наиболее актуальных объектов исследования в юридической науке. Правосудие — финальное и наиболее яркое проявление действия права. Именно судебная власть демонстрирует все грани действующей правовой системы и является индикативной характеристикой реализуемости правовых принципов.
Значимость этого момента требует постоянной заботы о совершенствовании организации и деятельности этой формы социальной власти и особого внимания в период смены политико-правовых систем».
В современной России быстрыми темпами в условиях осуществления в государстве масштабных реформ, протекающих наряду с интенсивными социальными и экономическими изменениями общества, происходит не только институциональная, но и качественная трансформация судебной системы. Что, в свою очередь, влечет за собой появление целого ряда новых задач, эффективное решение которых невозможно без серьезных теоретических исследований самого феномена судебной власти.
Осознавая необходимость создания независимой судебной власти как обладающего мощными ресурсами политико-правового института, выполняющего роль независимого посредника по разрешению споров на основе норм права, гарантирующего защиту основных прав человека и гражданина в современном демократическом государстве и обеспечивающего перманентную устойчивость основ конституционного строя, наше государство еще в начале 90-х гг. начало масштабные мероприятия по преобразованию судебной системы путем поэтапной реализации разрабатываемых федеральных целевых программ (далее — ФЦП).
В настоящее время в России на государственном уровне реализуется, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 140, федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 гг.», в рамках которой, по замыслу ее разработчиков, предстоит решить ряд насущных проблем по: повышению авторитета судебной власти, а также качества осуществления правосудия и исполнения судебных актов; обеспечению доступности и открытости правосудия; созданию условий для международной конкурентоспособности российской судебной системы.
Полагаем, что в целом государственный подход к реформированию судебной системы путем последовательной реализации ФЦП, цели которой определены с учетом стратегии Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является, несомненно, обоснованным по причине значимости эффективной работы органов правосудия для построения правового государства, а также — тесной взаимосвязи процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия.
Вместе с тем, на наш взгляд, перечисленные в ФЦП мероприятия, касающиеся в основанном материально-технического и информационного обеспечения судов, не вполне согласуются с заявленными в программе целями по повышению качества осуществления правосудия и авторитета судебной власти.
Решить проблему повышения качества правосудия, а, равно как и авторитета судебной власти, только лишь при помощи содержащихся в ФЦП мер по строительству новых зданий судов, их современному оснащению и информатизации, на наш взгляд, невозможно.
Качество правосудия, его эффективность базируются на справедливости выносимых судьями решений. Под справедливостью решений в данном случае понимается их соответствие сложившимся в обществе представлениям о справедливости. Следовательно, данная проблема лежит в иной плоскости и кроется в правосознании судей как носителей судебной власти, в их понимании своего места и роли в обществе и государстве.
Таким образом, становится совершенно ясным, что не все обозначенные в ФЦП цели могут быть достигнуты в результате реализации содержащихся в ней мероприятий, а, следовательно, ряд ее положений требует дальнейшей разработки, которая невозможна без глубокого теоретического осмысления феномена судебной власти.
За последние годы среди отечественных исследователей не утихают дискуссии по поводу решения проблемы осуществления справедливого и эффективного правосудия. Так как судебная власть в современном государстве выступает как реальный социальный механизм, охраняющий правовой характер государства, в том числе путем конституционного контроля, и реальные процессы демократизации государственной власти.
Современное демократическое государство, где право и закон выступают приоритетными регуляторами общественных отношений, невозможно без наличия сильной и независимой судебной власти, являющейся одновременно условием стабильного экономического развития общества.
Значительные изменения происходят и в процессе формирования понятия «судебная власть», что обусловлено переходом от некогда единой социалистической идеологии к закрепленному в ст. 13 Конституции РФ идеологическому многообразию, плюрализму мнений.
Специфика современного общественного развития влечет за собой постепенный отход от узкого юридического анализа отдельных свойств и качеств судебной власти к определению ее природы и сущности в рамках социологического подхода.
На сегодняшний день в отечественной юридической науке имеется несколько направлений развития научной мысли в области исследований теоретико-правовой сущности феномена судебной власти.
Ряд отечественных авторов придерживается распространенного понимания судебной власти как системы органов, осуществляющих правосудие, наделенных определенными полномочиями.
В.П. Божьев полагает: «Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений».
Данное понимание соответствует имеющемуся законодательному толкованию. Однако, на наш взгляд, содержание понятия «судебная власть» оно целиком не раскрывает. Поскольку отражает только одну сторону данного явления, оставляя в тени иные аспекты, непосредственно вытекающие из сути судебной власти как сложного феномена.
Как систему деятельности суда по осуществлению принадлежащих ему публично-правовых полномочий в установленных государством правовых формах и процедурах определяет понятие судебной власти 3.С. Лусегенова.
На наш взгляд, вышеуказанный подход к определению понятия судебной власти как системы органов государства с делегированными им специальными полномочиями удобен с точки зрения практики, но малоэффективен с точки зрения научного познания, поскольку на его основе невозможно глубокое осмысление проблем организации деятельности судебной власти и путей их решения.
Некоторые отечественные исследователи придерживаются иного подхода, полагая, что сущностные свойства и качества судебной власти предопределены правовым характером государства в целом и свойствами государственной власти в частности. Сторонники данной позиции также считают, что характеристики судебной власти базируются на принципе разделения властей, влекущем за собой необходимость создания системы сдержек и противовесов. Кроме того, приверженцы данной концепции указывают на обусловленность характеристик судебной власти необходимостью осуществления эффективной защиты прав и свобод граждан с целью поддержания идентичности государства и правового характера государственной власти.
Так, В.М. Савицкий утверждает, что настоящая судебная власть может возникнуть только в результате приобретения судом качественно новых функций, «...отнюдь не сводимых к тому, что раньше обычно именовалось правосудием. В контексте системы сдержек и противовесов судебную власть характеризуют не столько правосудие (в традиционном смысле), сколько юридическая возможность оказывать активное влияние на действия и решения законодательной и исполнительной властей, уравновешивать их. Вот эти-то полномочия, когда они предоставлены суду и используются судом, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов».