Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (1. Методика проведения камеральной проверки декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к уплате).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
Счета-фактуры оформлены в соответствии с пп. 5 и 6 ст.169 Налогового Кодекса РФ, не содержат исправлений, реквизиты счетов-фактур разборчивы. Все поставщики, состоящие на учете в налоговом органе, счета-фактуры которых зарегистрированы в книге покупок ЗАО «И» за 1 квартал 2015г., являются плательщиками НДС.
При проведении камеральной проверки в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 86 Кодекса направлен запрос о предоставлении выписок по операциям на счетах ЗАО «И» в Банк № 170 от 28.05.2015 г. Получен ответ № 1 от 30.05.2015 г. с предоставлением выписки по счету № 67567865678765236798 за период с 01.01.2015г. по 31.03.2015г. По данному счету производилось зачисление выручки, поступающей от покупателей, в т.ч. от иностранных (в рублях), торговой выручки и списание денежных средств в уплату обязательных платежей и налогов, расчеты с поставщиками товаров и услуг, оплата банковских услуг.
ЗАО «И» является перепродавцом экспортированного в Республику Беларусь и Казахстан товара. Инопокупатели в списках проблемных иностранных компаний не значатся. В базе данных «Таможенный союз обмен» заявления из стран Таможенного союза о ввозе товаров и уплате косвенных налогов зарегистрированы.
Заявленный к возмещению в 4 разделе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015г. НДС в сумме 407444,21 руб. подтвержден ЗАО «И» представленными счетами-фактурами, оформленными в соответствии с п.п. 5 и 6 ст.169 Налогового Кодекса РФ, товарными накладными, платежными поручениями, договорами, регистрами бухгалтерского учета (оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам 19, 41, 44, 60, карточкой счета 60) подтверждающими оприходование товаров на 41 счет, услуг на счет 44.1.1:
При проведении камеральной налоговой проверки в целях подтверждения достоверности сумм НДС, заявленных в составе налоговых вычетов по приобретенным товарам и впоследствии реализованным на экспорт, в соответствии со статьей 93.1 НК РФ направлены требования:
1. организации-производителю ЗАО «Ж» о представлении документов, относящихся к деятельности с ЗАО «И».
В ответ на требование предприятием представлены копии следующих документов:
- счета-фактуры;
- товарные накладные на отпуск товара, указанного в вышеперечисленных счетах-фактурах;
- анализы счета 43,62;
- Договор № 1/2015 от 16.02.15г., заключенный с ЗАО «И».
Факт взаимоотношений ЗАО «И» и ЗАО «Ж» подтвержден. ЗАО «Ж» является производителем и постоянным поставщиком экспортированной ЗАО «И» продукции.
2. ЗАО «Ц» № 3799 от 25.05.2015г. о представлении документов, относящихся к деятельности с ЗАО «И». В ответ на требование предприятием представлены копии следующих документов:
- счета-фактуры за 2 квартал 2015 г. за электроэнергию на общую сумму 2518274,43 руб., в т.ч. НДС 384143,56 руб.;
- акты приемки-передачи электроэнергии за 1 квартал 2014 г.;
- книга продаж за 1 квартал 2015 г.;
- Договор энергоснабжения № 129 от 28.10.2013г., заключенный между ЗАО «И» и ЗАО «Ц».
ЗАО «И» было представлено пояснение, что электроэнергия используется исключительно в деятельности, облагаемой НДС, а именно в работе производственного оборудования для нанесения тиснения на продукцию заказчика. ЗАО «И» в книге продаж за 1 квартал 2015г. по этому виду деятельности включены счета-фактуры № 43 от 31.03.2015г. на сумму 3 196 993,23 руб., в т.ч. НДС 487 676,93 руб.
НДС, заявленный в 1 квартале 2015г. к возмещению в составе налоговых вычетов в сумме 384143,56 руб. по счетам-фактурам, предъявленным ЗАО «Ц», подтвержден ЗАО «И» представленными счетами-фактурами, оформленными в соответствии с п.п. 5 и 6 ст.169 Налогового Кодекса РФ, которые не содержат исправлений; первичными учетными документами, регистрами бухгалтерского учета.
Обоснованность заявленного ЗАО «И» к возмещению в составе налоговых вычетов НДС в сумме 384143,56 руб. по вышеуказанным счетам-фактурам подтверждена.
По товарам, реализация на экспорт которых заявлена ЗАО «И» в разделе 4 декларации, получена выручка в сумме 2 381 423.00 руб. Стоимость приобретения указанных товаров без НДС составляет 2 261 495,77 руб. Разница между стоимостью реализации и стоимостью приобретения товара составляет 119 927,23 руб., следовательно, средняя наценка составила 5,30 % (263 908,24 руб. : 2 261 495,77 руб.) х 100%.
Налогоплательщиком были представлены пояснения, что «…отпускная цена на товар определяется ценой, сложившейся при взаимодействии спроса и предложения на рынке искусственных кож, т.е. рыночной ценой. Рентабельность продаж напрямую зависит от уровня наценки на товар, который подлежит реализации. А цена реализации на товар зависит от рыночной цены на рынке».
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при проведении проверки направлено требование Банку № 3657 от 30.05.2015г. о предоставлении информации о подтверждении факта зачисления экспортной выручки на счет ЗАО «И». Получены ведомости банковского контроля. Зачисление экспортной выручки в сумме 2381423.00 руб. в оплату экспортных поставок согласно представленных ЗАО «И» договоров поставки, товаросопроводительных документов, подтверждается ведомостями банковского контроля и выпиской банка.
По данным камеральной налоговой проверки применение ставки 0 процентов согласно декларации подтверждена в сумме 2381423.00 руб.
Камеральная проверка проведена с использованием ПИК «НДС». Сопоставлены количественные показатели из документов, представленных ЗАО «И» с показателями налоговой декларации за 1квартал 2015 г., а также сопоставление информации по показателям ПИК «НДС» с другими информационными ресурсами. Нарушений не установлено.
Таким образом, данные, полученные налоговым органом по итогам проведения камеральной проверки декларации по НДС, свидетельствуют о правомерности предъявления ООО «И» сумм НДС к возмещению из бюджета. По результатам камеральной проверки организации была возмещена сумма налога на добавленную стоимость в размере 353362 руб.
Заключение
Налоговый контроль как особый вид деятельности специально уполномоченных органов является одним из наиболее важных условий существования налоговой системы.
Необходимость усиления контрольных функций государства в современной России обусловливается достаточно низким уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными факторами расхищения государственных средств и коррупции, огромными масштабами отмывания денег и утечки капитала за рубеж.
Эти объясняется необходимость применения строгих требований налогового законодательства к хозяйствующим субъектам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.
В ст. 82 НК РФ дано понятие налогового контроля. Под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов. Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Основной формой проведения налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговые проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа (камеральные налоговые проверки) и по месту нахождения налогоплательщика (выездные налоговые проверки).
По закону, Декларация по НДС предоставляется в ИФНС по месту учета в качестве налогоплательщика (налогового агента), организациями и ИП, на которых возложены обязанности: налогоплательщиков, и/или налоговых агентов. В соответствии со ст.80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика:
- об объектах налогообложения,
- о полученных доходах и произведенных расходах,
- об источниках доходов,
- о налоговой базе, налоговых льготах,
- об исчисленной сумме налога, и/или
- о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Декларация НДС сдается по месту учета налогоплательщика в ФНС по установленным форматам в электронном виде. К декларации должны быть приложены документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации НДС.
С 01.01.2014 года вступила в действие новая редакция п.5 ст.174 НК РФ, согласно которой налогоплательщики/налоговые агенты обязаны представить в ФНС по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (вне зависимости от численности сотрудников).
До 31.12.2013 при предоставлении деклараций компании руководствовались п.3 ст.80 Налогового кодекса, в соответствии с которым, если среднесписочная численность сотрудников не превышала 100 человек, отчетность можно было представлять на бумажных носителях. В электронном виде налогоплательщики вправе представлять документы, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации.
Изменения в налоговую декларацию вносятся с помощью подачи уточненной налоговой декларации в случаях:
- неотражения сведений;
- неполноты отражения сведений;
- ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
За непредставление налоговой декларации в налоговый орган НК РФ устанавливает ответственность в виде штрафа. Кроме ответственности за непредставление налоговой декларации НК РФ предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в крупном и особо крупном размерах путем непредставления налоговой декларации образует состав преступления, предусмотренного УК РФ. За данное преступление предусматривается ответственность в виде штрафа, ареста и лишения свободы.
Таким образом, налоговая декларация служит одной из форм установления величины подлежащего уплате налога и контроля за уплатой налога со стороны налоговых органов.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).
- Баранова Л.Г. «Налогообложение, учет и отчетность ʙ страхоʙой компании», 2012.
- Миронова И.Б. Категории «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка»: их значимость и применение в налоговой науке и практике // Инновационное развитие экономики. 2014. № 5 (22). С. 5-8.
- Миронова И.Б. Налоговая политика и обеспечение ее реализации в прогнозном периоде // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4-5 (16). С. 76-79.
- Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем // Алиев Б.Х., Аристархова М.К., Башкирова Н.Н., Буссе Р., Викторова Н.Г., Вишневская Е.Н., Вишневский В.П., Гончаренко Л.И., Гварлиани Т.Е., Грачев М.С., Греков И.Е., Гринкевич Л.С., Гурнак А.В., Дербенева В.В., Десятнюк О.М., Дюкина Т.О., Евневич М.А., Евстигнеев Е.Н., Ермакова Е.А., Ефименко Т.И. и др. // монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / Под редакцией И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. Москва, 2014. Сер. Magister.
- Налоговая политика. теория и практика // Майбуров И.А., Абрамов М.Д., Агарков Г.А., Барулин С.В., Батуева Д.Д., Башкирова Н.Н., Гончаренко Л.И., Журавлева И.А., Ермакова Е.А., Иванов Ю.Б., Каратаева Г.Е., Липатова И.В., Миронова О.А., Оканова Т.Н., Погорлецкий А.И., Попов М.В., Пинская М.Р., Соколовская А.М., Солнышкова Ю.Н., Тищенко А.Н. и др. // учебник для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит» и аспирантов, обучающихся по научной специальности «Финансы, денежное обращение и кредит» / Под редакцией И.А. Майбурова . Москва, 2011. Сер. Magister.
- Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
- Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия : Профессиональное образование.
- Налоговое администрирование. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф., Бобошко Н.М., Каратаев А.С., Каратаева Г.Е., Швецов А.В., Миронов А.А., Ханафеев А.Ф., Хузягалиева Э.Х., Челпанова Л.В., Яруткина Н.А. // под редакцией О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. Йошкар-Ола, 2013. Сер. Высшее финансовое образование (3-е издание)
- Налоговые реформы. теория и практика // Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Агарков Г.А., Алексеев И.В., Балацкий Е.В., Барулин С.В., Барулина Е.В., Бобошко Н.М., Брызгалин А.В., Буссе Р., Варналий З.С., Вишневский В.П., Вылкова Е.С., Гончаренко Л.И., Дадашев А.З., Данилов А.Д., Десятнюк О.М., Дмитриева О.Г., Екимова Н.А., Ермакова Е.А. и др. // монография для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Под редакцией И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова . Москва, 2010. Сер. Magister.
- Об утверждении новой редакции Регламента ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками (их представителями) налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов: приказ ФНС России от 18.07.2012 № ММВ-7-1/505@.
- Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
- Письмо ФНС России от 12.10.2011 № АС-5-2/1222дсп@.
- Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309.
- Письмо ФНС России от 21.11.2012 № АС-4-2/19576.
- Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 № 8163/09.
- Уткина С.А. «Восстановление бухгалтерского учета, или как «реанимироʙать» фирму». – М.: «Омега-Л», 2012 г.
- Начинающий бухгалтер [Электронный ресурс]. URL: http://www.nachbuh.ru/nalog.
- Практическое пособие «Ошибки отчетности: как найти и как исправить» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nachbuh.ru/nalog.