Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метод профессионального обучения (Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-тренинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любой бизнес-тренинг выполняет две функции, социально-управленческую и обучающую, и включает ряд процессов: процесс мотивации участников - их активное включение в процесс тренинга, готовность менять, развивать собственные способы действия; процесс групповой динамики - тренинг всегда взаимодействие в группе, а не обучение одного человека, если взаимодействие неэффективно, пострадает реализация целей и задач самого тренинга; поскольку главная цель бизнес-тренинга - изменение поведения участников, важно организовывать процессы проблематизации и рефлексии, чтобы каждый участник понял, что он может делать более эффективно, и овладел новыми способами; процесс обучения участников - делается акцент на потребностях обучающихся [8, с. 56].

Тренинг помогает не только в решении их текущих задач, но и является способом выработки определенных умений и навыков. Чаще всего проявляется не личная мотивация сотрудника в получении знаний - данную потребность выявляют менеджеры.

Специфика бизнес-тренинга, его отличие от обучения в рамках образовательных программ заключается в развитии определенных навыков (навык продаж, переговоров, клиентского сервиса, презентаций и т. д.); краткосрочности (чаще один-два дня); однородности состава группы (определяет руководитель и бизнес-тренер); результат виден практически здесь и сейчас (существуют различные формы оценки, такие как формула ROI, модель Д. Кирпатрика и др.).

Основным отличием тренинга от других видов обучения считается активность участников, интенсивная обратная связь и формирование практических умений. На тренингах моделируются реальные ситуации при помощи имитационных упражнений и ролевых игр. Активный групповой характер работы на тренинге формирует более высокую мотивацию у участников.

От знаний до навыков необходимо пройти целый путь: полученное знание - сформированное умение - наработанный навык. Ценность тренингов заключается в том, что мотивированный участник может пройти этот путь до конца, закрепив навыки в посттренинговой работе. По форме организации бизнес-тренинги могут быть корпоративными и открытыми (сборными). Корпоративные организуются по запросу конкретной компании, на сборные могут записаться все желающие.

Обучение проходят взрослые, состоявшиеся индивиды, которые настроены на решение актуальных проблем, поиск эффективных способов, опыт становится ключевом ресурсом в процессе обучения взрослых, анализ опыта - центральным элементом всех тренинговых методов.


При этом бизнес-тренинг предлагает посмотреть на свою модель поведения со стороны, расширить поведенческий репертуар в профессиональных ситуациях, поэкспериментировать со своей моделью поведения в безопасных условиях (симулятивно в ходе деловых игр).

Бизнес-тренинги могут содержать элементы деловых игр. Работа с персоналом с помощью игр может быть крайне полезна, когда это единственный шанс попробовать себя в реальной ситуации [16, с. 60].

В игре воссоздаются основные закономерности профессиональной деятельности и мышления совместными усилиями участников учебных ситуаций [7, с. 78].

Деловые игры в бизнес-тренингах выступают как метод отработки техник, технологий и навыков, как способ развития личности. Это материал для обсуждения, анализа и корректировки действий. Моделируя различные бизнес-ситуации, персонал может грамотно оценить ситуацию, определить оптимальные пути решения проблемы.

В чем сходство и различие игр и тренингов? Бизнес-тренинги служат для рационализации управленческой деятельности наряду с другими социальными технологиями, являются разновидностью социальных технологий, в этом состоит их сходство с деловыми играми. Главная функция игр и тренингов заключается в шаблонных техниках и методиках, приводящих к заданному результату.

И игры, и тренинги — это способ реализации сложного процесса, расчлененного на ряд процедур. Теория социальных технологий концентрирует свое внимание на природе управленческой деятельности. Применение бизнес-тренингов и деловых игр направлено непосредственно на управление персоналом.

В практике социально-психологических тренингов игровые методы подразделяют на операционные (деловые, управленческие игры) и ролевые. В операционных подчеркнут аспект инструментального обучения, в то же время он формализован и минимизирован по сравнению с реальностью, направлен на решение экономических, организационных проблем. Ролевые игры носят психологический характер, направлены на командное взаимодействие [15, с. 119]. Деловые игры чаще всего включены в бизнес-тренинги и выступают их элементом.

Сценариев и форм проведения бизнес-тренингов множество, но все они строятся по единой схеме и имеют общие черты. Перед тренингом обязательно проводится диагностика, задача которой -выявить, насколько персонал соответствует квалификации, определить потребность в обучении каждого из участника будущего тренинга, т. е. идентифицировать сотрудников, которым данный тренинг необходим в работе, это задача администрации.


Для эффективного тренинга требуется, чтобы участники были заинтересованы и мотивированы, это достигается путем опроса самого персонала, какие навыки и умения они хотели бы развить.

Когда на тренинг руководитель сам формирует списки участников, каждому сотруднику должны объяснить, с какой целью именно его направляют на обучение. Обучение в компании должно быть связано с частью общей системы мотивации, с поощрением.

Личное желание посетить тренинг — это понимание, что повышение квалификации позволит повысить личный бэкграунд и является надежным помощником в продвижении. Нельзя не отметить важность квалификации тренера, сроков проведения тренинга, однородности состава участников, правильно написанной программы тренинга.

Необходимо посттренинговое сопровождение, во время которого нужно наблюдать, насколько используются модели профессионального поведения. Для этого используются мониторинг деятельности персонала, анализ изменений в работе сотрудников, проводится коррекционное или закрепляющее занятие.

Любой бизнес-тренинг невозможен без оценки тренинговой программы для понимания того, вырабатываются ли в рамках тренинга необходимые для деятельности работника знания.

Применение обучающих технологий - одно из звеньев в цепочке мероприятий по работе с персоналом в компании: найм - адаптация - обучение и развитие - мотивация и стимулирование - аттестация и планирование карьеры [19, с. 62].

В этой цепочке бизнес-тренинг выступает как метод изменения установок участников, их организационного поведения в профессиональной деятельности [8, с. 67].

Обучение должно представлять собой не набор разрозненных разовых мероприятий, а систему. Успешная система развития персонала способствует формированию работников, наиболее подготовленных к деятельности компании.

Глава 2. Отличия группового тренинга. Описание и проведение корпоративного тренинга

Важные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения.

Рис. 1. Соотношение понятий «психотерапия», «психокоррекция», «обучение».

И в групповом психологическом тренинге, и в групповой психотерапии довольно часто используются одни и те же процедуры.


Тренинг является одним из методов, применяемых в психотерапии (как, впрочем, и в психокоррекции, и в обучении). Является оправданным вычленение группового психологического тренинга из ряда других методов работы психолога (психотерапевта), как вполне самостоятельного направления.

  • в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны, собственно, с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие.
  • отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько формированию навыков саморазвития личности в целом. Коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.
  • тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта.

При этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Социально-психологический тренинг [17]. - область практической психологии, ориентирования на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповой психологический тренинг - совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.

Тренинговые методы могут применяться:

  • как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний,
  • так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

Специфические черты тренингов:

  • соблюдение принципов групповой работы;
  • нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников;
  • наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи ил работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
  • определенная пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
  • акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
  • применение активных методов групповой работы;
  • объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
  • атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Цели тренинговой работы:

  • исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
  • изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
  • развитие самосознания и само исследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Еще недавно основными методами для сплочения коллектива в организации были туристические поездки в соседние города, посещения музеев и театров, отдых на даче у одного из сотрудников. Но в последнее время специалисты пришли к выводу, что данные методы малоэффективны, они не позволяют решать профессиональные вопросы, да и мало способствую налаживанию взаимоотношений между всеми коллегами.

Для этих целей больше подходят корпоративные тренинги. Такие тренинги позволяют их участникам проанализировать выполняемую ими работу, понять, что можно оптимизировать, какие допускаются ошибки, и что необходимо предпринять, чтобы эти ошибки исправить.

С профессиональной точки зрения корпоративный тренинг способствует систематизации тех умений и навыков, которыми уже обладают сотрудники.

Направления корпоративных тренингов

Сейчас существует несколько основных направлений, по которым проводятся корпоративные тренинги. Каждое из направлений решает свои задачи и использует собственные методы для достижения целей.

Продажи. Данное направление помогает решить следующий ряд задач:

Научиться использовать технологию SPIN-продаж – эффективную технологию по продажам дорогостоящей продукции;

Уметь работать с клиентами, выражающими свое несогласие и возражения по предлагаемым им товарам и услугами;

Научиться продавать товары и услуги методами «холодных» и «горячих» звонков;

Развить способности продавать любую продукцию дорого;

Другое.

Управление персоналом. В задачи данного направления корпоративного тренинга входит развитие следующих навыков:

Способность мотивировать работников организации для повышения эффективности их деятельности;

Развитие способности управлять принятыми решениями и контролировать ход исполнения поставленных задач;