Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Конфликты в системе управления персоналом – виды и формы
1.2. Методы управления конфликтным поведением в организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПАО ММТП
2.1 Краткая организационная характеристика ПАО ММТП
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в ПАО ММТП
2.3 Разработка рекомендаций по решению конфликтных ситуаций в ПАО «ММТП»
По этим же показателям ПАО «ММТП» занимает лидирующее место среди стивидорных компаний Арктического бассейна России и второе место среди портов Северо-Западной части России. Мурманск находится в непосредственной близости от развитых портов СевероЗапада России, а также стран Балтии, поэтому в качестве конкурентов Мурманского порта рассматриваются порты Таллин, Рига, Морской Порт Санкт-Петербург, Высоцк, Котка, Коккола, группа операторов морских терминалов порта УстьЛуга, в числе которых - АО «Ростерминалуголь», являющийся основным конкурентом ПАО «ММТП» в части перевалки навалочных грузов.
Общество планирует сохранять и укреплять свои позиции в отрасли. Приоритетными задачами стратегии развития Общества на ближайшие годы являются: увеличение и диверсификация грузооборота, повышение операционной эффективности, повышение производительности труда, снижение непроизводственных издержек и простоев производства.
Таким образом, в настоящее время деятельность и развитие ПАО «ММТП» в целом соответствуют общеотраслевым тенденциям и взаимосвязаны со следующими определяющими экономическими факторами: сохранением уровня общих объемов экспорта полезных ископаемых из Российской Федерации; восстановлением инфраструктуры и перспективным увеличением объема перевозок по трассе Северного морского пути в связи с планами разработки месторождений полезных ископаемых Арктического шельфа.
Итак, конфликт - это неизменная составляющая функционирования коллектива. И одной из важнейших задач руководителя является превращение неконструктивного, вредного конфликта в конструктивный, извлечение из него пользы. Очень полезно знать источники конфликтов в организациях. Это позволяет не только вовремя предотвратить проблемы, но и быстро установить способы их устранения.
2.3 Разработка рекомендаций по решению конфликтных ситуаций в ПАО «ММТП»
Для примера, можно рассмотреть диспетчерский отдел, штат отдела – 14 сотрудников.
Изучение конфликтности ситуации в компании было проведено с помощью следующих опросов: «Конфликтный ли вы человек?», «Тактика поведения в конфликте», «Оценка глубины конфликта» (рис. 4).
Рис.4. Опрос
Первый опрос, проведенный среди сотрудников показал, что больше половины их них (71 %) относятся к конфликтным личностям, но, несмотря на это конфликтность может не выражаться в открытой форме. То, что конфликты в изучаемой группе не являются нормой поведения, показал второй опрос, где изучалась тактика поведения в конфликте. Большинство сотрудников не имеют яркой тенденции к конфликтам, но и не пытаются абсолютно избегать их, так же у сотрудников нет яркой тенденции к действиям напролом в конфликтных ситуациях.
Таким образом, можем сказать, что если в данной группе возникают разногласия, то большинство сотрудников не будут настаивать на своем мнение до конца и есть вероятность найти компромисс. Действия руководителя в конфликтах показал опрос – оценка глубины конфликта. Сами сотрудники, отвечая на него, показали – как должен вести себя руководитель внутри коллектива. После опроса получены следующие результаты, что для 71 % сотрудников отдела необходим наставник, который будет не просто улаживать конфликт, а указывать, как необходимо делать, а как нет.
Для 29 % необходим руководитель-психолог, который будет погружаться в саму проблему, и искоренять ее изнутри. Ни для одного из сотрудников не нужен руководитель-обвинитель, хотя роль менеджера в коллективе должна быть направлена не на воспитание своих сотрудников, а на указание их неверных действий.
Таким образом, персонал отдела не стремится к конфликтам в коллективе, но при появлении его не отступится от своего мнения, и будет отстаивать его до последнего. На основе проведенного анализа можно сформулировать проблему. Проблема состоит в разном восприятии сотрудников компании ситуаций возникающих внутри коллектива.
Для того, чтобы снизить или искоренить конфликты в компании необходимо правильно ими управлять, для этого можно использовать различные мероприятия:
а) ежемесячные встречи с психологом, которые могут носить как обязательный характер для всего персонала, так и выборочный для более агрессивных и конфликтных личностей. Психолог в силу своей квалификации поможет сотрудникам разобраться с собственными разногласиями, научиться лучше понимать свои мысли;
б) общие встречи коллектива после рабочего дня, могут проводиться
как во время обеда, так и в любое удобное для сотрудников время. Встречи в неформальной обстановке позволят найти общий язык с коллегами и возможно преодолеть преграды в непонимании друг друга;
в) обучение сотрудников управлению собственным темпераментом – они могут состоять во встречах со специалистом, который проводит лекции по возможностям человеческого организма сдерживать свои эмоции, если они не уместны. Лекции расширят знания персонала о возможностях своего организма в мозговой и эмоциональной деятельности, а так же как эти функции организма могут работать в синтезе или отдельно друг от друга.
Из предложенных мероприятий можно выбрать те, которые в наибольшей степени будут удовлетворять персонал отдела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление конфликтами позволяет снизить негативное воздействие конфронтаций и урегулировать с виду непримиримые расхождения. Управление конфликтами в коллективе следует рассматривать с двух сторон: внутренней (индивидуальной) и внешней. Индивидуальный аспект включает управление собственных поведенческих реакций в ходе противоборствующего взаимодействия. Он носит психологическую направленность. Внешняя сторона регулирования конфликтов отображает организационно-технические стороны процесса управления. Субъектом управления в этом случае может выступать руководитель или рядовой сотрудник.
Управление конфликтами разрешение конфликтов предполагают понимание объекта конфронтации, непосредственного повода, состава его участников и степени напряженности.
Практическая часть работы выполнена на материалах ПАО «ММТП».
ПАО «ММТП» входит в число стабильно работающих портов СевероЗапада Российской Федерации и является одной из стивидорных компаний, обслуживающей грузовые потоки в Арктическом бассейне России.
Планируя свое развитие, ПАО «ММТП» стремится к привлечению молодых талантливых сотрудников и предоставляет им широкие возможности для постоянного совершенствования способностей и навыков, развития управленческих и профессиональных компетенций.
Большое внимание в Обществе уделяется снижению конфликтных ситуаций.
Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено разнообразием интересов его участников, их психологическими особенностями, случайными обстоятельствами. Но, тем не менее, в ряде случаев последствия конфликта прогнозируемы. Но для того, чтобы не допускать конфликтов – достаточно улучшить социальнопсихологический климат в коллективе. Предложенные рекомендации в урегулировании конфликтов можно производить не только с помощью внешних сил, но и с помощью самих сотрудников, достаточно только подтолкнуть их на правильные действия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс].- СПС «Консультант Плюс».
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015): [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс».
- Агафонова М. С., Палёха А. А. Концептуальная модель управления конфликтами в организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 8 (август). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183039.htm.
- Агафонова М. С., Полянская Е. В. Управление конфликтами в организации // Временные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-2. - С. 134135.
- Агафонова М. С., Баутина Е. В., Маркова Л. С. Социальная роль конфликтов и пути их разрешения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 87. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29329784.htm.
- Анкудинов И.И. Объективные и субъективные конфликты в организациях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12
[Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13609
- Лебедева Т.Е., Голубева О.В. Конфликтность: особенности оказания помощи сотрудникам коллектива // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23343
- Мун Е.И. Конфликты в организации, способы решения конфликтных ситуаций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5040
- Мясоедов А.И. Развитие психологии в России / А.И. Мясоедов // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г.
Самара, март 2018 г.). – Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. –
Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13301/
- Мясоедов А.И. Теория «подрывной инновации» и современный бизнес / А.И. Мясоедов // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017. – С. 147-150. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13264/
- Петрова К.А. Конфликты в организации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(62).
URL: https://sibac.info/archive/economy/2(62).pdf
- Половинкина А. И., Половинкин И. С. Концептуальная модель профессионального развития руководителя // Cборник трудов конференции. - 2017. - С. 65.
- Радостева М.В. Социальное партнерство в сфере образования на современном этапе /М.В. Радостева // Научный журнал Дискурс. – 2017. – № 9 (11). – С. 60-70.
- Радостева М.В. Производительность труда как фактор экономического роста / М.В. Радостева // Исследование отношений, механизмов и институтов рынка: вопросы экономики и управления: сб.
Научный журнал «Дискурс» - 2018 – 2 (16)-С.39
- Резникова О.С. Управление конфликтами в организации //
Проблемы экономики и менеджмента.- 2017. - №6. –С.22
- Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10007
- Савченко И.А. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации / И.А. Савченко, А.В. Варавкина // Экономика и предпринимательство. – 2017. – №1. – С. 1034-1036.
- Серочудинов Е.С., Гурьева И.С. Управление конфликтами: исследование и оценка методов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/5303 (дата обращения: 11.02.2019).
- Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2018. -№ 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: