Файл: Стратегический анализ организационной культуры, как элемент анализа внутренней среды организации в условиях макроэкономической нестабильности (на примере ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3 Методы анализа организационной культуры
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.2 Анализ факторов влияющих на организационную культуру
2.3 Стратегическое управление в условиях макроэкономической нестабильности
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время к исследованию организационной культуры направлено растущее внимание представителей различных наук, в том числе и педагогики. Актуальным признается исследование организационной культуры образовательного учреждения, изучение проблемы формирования культуры в системе образования, практическое использование ее потенциала.
Уже давно известные в педагогической науке исследователи обращали внимание на то, что на результат деятельности образовательного учреждения по большей части влияет уровень взаимодействия всех педагогов. Шацкий, Макаренко, Сухомлинский поднимали в педагогической науке проблему исследования формирования единых убеждений как основы сплоченного коллектива: в ней они видели успешное решение многих, если не всех управленческих проблем.
Тема организационной культуры начала активно обсуждаться с шестидесятых-семидесятых годов XX века. Однако существенный шаг вперед был сделан уже в восьмидесятых годах XX века Эдгаром Шейном. На сегодня существует множество публикаций на тему организационной культуры, ее роли и значении в жизни и деятельности организации, в том числе и в функционировании и развитии образовательного учреждения.
Теоретические и практические взгляды ученых и специалистов по организационной культуре образовательного учреждения осмысленны и применены к конкретному колледжу.
Цель исследования: анализ организационной культуры образовательного учреждения.
Объект исследования: организационная культура образовательного учреждения (ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже).
Предмет исследования: методы стратегического анализа для изучения организационной культуры выбранной организации.
Задачи исследования:
- Определить общие понятия и принципы стратегического менеджмента
- Изучить понятие и типы организационных культур, соответствующих образовательным учреждениям;
- Рассмотреть методы стратегического анализа организационной культуры;
- Определить и применить наиболее эффективные методы стратегического анализа организационной культуры к выбранной организации.
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Стратегический менеджмент
Управление фирмой как научное направление в экономике сформировалось в начале XX века. Школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, Г. Гант, X. Эмерсон) и классическая (административная) школа управления (А. Файоль, М. Вебер, Ч. Бернард) выделяли планирование как одну из основных функций управления предприятием. При этом планирование было краткосрочным и носило форму бюджетирования и контроля (budgeting and control).
Исторически долгосрочное планирование в теоретическом и практическом плане сформировалось в 50-х годах прошлого века. На первом этапе оно выступало в роли тенденций развития предприятия на будущее. Ресурсное обеспечение при этом рассматривалось или как использование уже накопленного ресурсного потенциала для получения дополнительной прибыли, или как аккумулирование (накопление) ресурсов для возможного «рывка» в будущем.
В настоящее время под процессом стратегического планирования понимают организованные и тщательно продуманные усилия, направленные на полную спецификацию стратегии организации и оценку ответственности за ее выполнение. Эти действия направлены на овладении организацией конкурентным преимуществом. Процесс стратегического планирования графически отображен на рис. 1.
Рисунок 1. Обобщенный процесс стратегического планирования
Стратегический менеджмент уже в течение двух десятков лет является одним из общепризнанных направлений экономической науки. Вместе с тем в нашей стране стратегический менеджмент и как наука, и как инструмент управления предприятием на практике еще находится в стадии становления. Поэтому для него характерны все признаки «болезни роста»: не устоявшаяся терминология, смешивание различных теоретических построений, разобщенность ученых и практиков, работающих в данной области.
Стратегический менеджмент – это системное управление организацией, которое ориентирует ее деятельность на удовлетворение запросов потребителей, что позволяет добиваться конкурентных преимуществ, осуществлять гибкое регулирование и своевременные изменения в фирме, отвечающие вызову со стороны внешней среды.
С другой стороны стратегический менеджмент выступает как способ ведения дел организации, помогая в развитии ценностей, управленческих способностей, организационных обязанностей и административных систем, которые связывают процессы принятия стратегических и операционных решений на всех иерархических уровнях и по всем линиям власти.
Выбор целей деятельности организации, а также путей и способов их достижения во многом определяются именно состоянием ее внешнего окружения. Изменчивость и неопределенность внешней среды особенно остро проявляется в настоящее время в условия нестабильное геополитической и макроэкономической нестабильностей.
Стратегическое управление деятельностью организации предполагает наличие сформулированной стратегии, направленной на достижение стратегических целей, и построенного на ее основе процесса принятия и воплощения в жизнь комплекса особых управленческих решений – стратегических решений. Важная особенность стратегических решений состоит в том, что для их принятия менеджменту необходимо получить результаты сложного, комплексного исследования – сопоставления возможностей организации с состоянием внешней среды. Такое исследование называют стратегическим анализом. Именно масштабность и ответственность данного этапа разработки стратегических решений и формирует особый «статус» стратегического управления.
Исходя из классического определения, анализ – это метод познания объектов, явлений и процессов, в основе которого лежит изучение их составных частей – элементов. Метод анализа позволяет получить необходимую информацию о структуре объекта исследования, а также выделить из общей массы фактов те, которые относятся к рассматриваемому вопросу.
Нередко в литературе понятие «стратегический анализ» отождествляется с понятием «анализ среды». При этом под средой понимается совокупность факторов макроокружения, делового окружения и внутренней среды организации.
Основной вывод, который менеджмент организации должен сделать в результате стратегического анализа, заключается в определении степени взаимного соответствия трех факторов:
- возможностей, которые рынок предоставляет фирме;
- целей, которые ставит перед собой организация;
- ресурсов, которыми она обладает.
В менеджменте, в зависимости от полноты исследования, объектами анализа могут являться как целые организации, так и отдельные подразделения, функции или разнообразные социально-экономические процессы внутри компании. Более сложные виды анализа в менеджменте предполагают исследование не только самой организации, но факторов ее внешней среды: конкурентов, партнеров, клиентов, состояния экономики и т.п.
В настоящее время в теории и практике стратегического управления нет единой классификации видов и методов стратегического анализа. Причем отнесение какого-либо метода или инструмента анализа к тому или иному виду (группе) тоже является весьма условным. Самыми популярными классификациями считают подход А. Томпсона и А. Стрикленда, а так же подход К. Фляйшера и Б. Бенсуссана. Однако совершенно точно можно разделить стратегический анализ на следующие категории:
- стратегический анализ внешней среды организации;
- внутренний управленческий анализ;
- комплексный ситуационный анализ.
Главная задача анализа внешней среды состоит в обеспечении генерального менеджмента организации максимально точными и объективными оценками текущего состояния и прогнозами изменения (тенденций) различных факторов окружения.
Главная задача внутреннего анализа состоит в признании менеджментом необходимости начать внутриорганизационные изменения и наметить их направления в соответствии со стратегией организации. Более того, он дает представление о ресурсах организации, делает очевидными ее возможности и позволяет уточнить цели.[1]
Для обозначения анализа внутренней среды организации часто применяются специфические термины «управленческий анализ», «организационно-управленческий анализ», «организационная диагностика».
Внутренняя среда (микросреда) — обычно включает саму фирму. К внутренней среде организации относятся все факторы, которые находятся в пределах организации и оказывают постоянное и непосредственное воздействие на ее функционирование. Стратегический анализ внутренней среды направлен на оценку существующего потенциала организации, выявление ее сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ, оценку конкурентной позиции организации и определение проблем, стоящих перед организацией.
Ситуационный анализ включает пять ступеней:
- Оценка: насколько хорошо работает существующая стратегия.
- Проведение SWOT-анализа. Оценка основных блоков стратегии ¾ сильных сторон ее деятельности.
- Оценка стоимостной позиции организации относительно конкурентов (с использованием цепи действия / стоимость).
- Оценка конкурентной позиции организации и ее конкурентной силы.
- Определение стратегических подходов и проблем организации. Целью этого этапа является разработка полного стратегического перечня с использованием ситуационного, а также отраслевого и конкурентного анализа.
Еще одним распространенным подходом к анализу внутренней среды является выделение так называемых «срезов» – наиболее важных аспектов или элементов деятельности организации. Как правило, исследуя текущее состояние организации, менеджмент обращает внимание на следующие «срезы»:
- Кадровый: особенности взаимодействия менеджеров и работников, процессы найма, обучение и продвижение кадров и т.п.
- Организационный: организационная структура управления, нормы, правила и процедуры, полномочия и ответственность руководителей и сотрудников и т.п.
- Производственный: способы и технологии производства продукта, организация снабжения и складского хозяйства и т.п.
- Маркетинговый: процессы развития продукта, принципы ценообразования и продвижения товаров и услуг, выбора рынков сбыта и т.п.
- Финансовый: уровень ликвидности и прибыльности, инвестиционные возможности предприятия и т.п.
- Культурный: особенности взаимоотношений и коммуникаций между сотрудниками, сложившиеся традиции и ритуалы, роль истории компании в развитии ее культуры и т.п.
Вопрос стратегического анализа организационной культуры так же является частью анализа внутренней среды организации. Но прежде чем переходить к методам анализа оргкультуры, сначала необходимо дать определение этому термину, определить его значение и роль в жизни организации.
1.2 Организационная культура
Значение и роль организационной культуры были осознаны практиками и теоретиками менеджмента не сразу. Тема организационной культуры начала активно обсуждаться с шестидесятых-семидесятых годов XX века. Однако существенный шаг вперед был сделан в восьмидесятых годах XX века Эдгаром Шейном. Он определил организационную культуру как «совокупность основных убеждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определённой группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, — которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам».
Осознание культурных аспектов групп и организаций необходимо не только для понимания происходящего в них, но, что представляется еще более важным, для определения основных задач лидеров и лидерства. Организационная культура создается также и усилиями лидеров, и одна из очевидных функций руководства должна состоять в создании культуры, в управлении ею или даже в ее уничтожении.[2]
Психологический словарь определяет термин «Организационная культура» следующим образом:
- Ценности, поведенческие нормы, характерные для данной организации и позволяющие судить о типичном для членов данной организации подходе к решению проблем. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения;
- Система ценностей, бездоказательно разделяемых персоналом конкретного предприятия, связанных с конечными целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала».
В общем случае большинство проблем, связанных с невозможностью добиться каких-либо изменений в работе организации, связаны с организационной культурой.
В свою очередь, российская практика консультационной работы с предприятиями организованными на постсоветском пространстве, позволяет выделить следующие важные области, в которых использование методов исследования и коррекции организационной культуры оказалось весьма плодотворным: