Файл: Договоры о передачи авторских прав (1 Договоры о передаче авторских прав через призму их развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н.М. Коршунов полагает, что несмотря на то, что в действующем законодательстве вообще нет правил о том, что провайдера нужно сначала уведомить о наличии в сети контрафакта, потребовать пресечь нарушение и только потом привлекать к ответственности, но, учитывая неоднозначную, не сложившуюся по этому вопросу судебную практику, полагаю, рационально, во избежание потери времени и затягивание судебного процесса, вначале предупредить провайдера о незаконном размещении охраняемых объектов. Если владелец сайта установлен, явно нарушает права правообладателя или извлекает коммерческую выгоду, наносит своими действиями материальный ущерб и правообладатель исключительно права преследует цель привлечь нарушителя к ответственности в судебном порядке то до предупреждения провайдера и владельца сайта следует собрать необходимые доказательства о нарушении права.

В проекте концепции, о внесении изменений в законодательство в части "ответственности провайдеров", как считают специалисты в этой области, просматривается позиция, что "неуведомление провайдера о нарушении может являться основанием для освобождения его от ответственности". Эта концепция близка по духу к американскому закону Digital Millennium Copyright Act и директивам Европейского союза, предусматривающим ответственность провайдеров только в случае, если провайдер был уведомлен о нарушении, но его не пресек.

Возможны ли юридические последствия перевода и издания произведений иностранного автора без договора, но: 1) с его устного согласия; 2) с его письменного согласия?

Ответ на этот вопрос перекликается с ответом на вопрос 4. Договор заключается согласно действующему законодательству в письменной форме, т. е. устная форма, кроме использования в СМИ исключается. А что такое письменное согласие? Если письменное согласие автора включает все особые условия издательского лицензионного договора, предусмотренные в ст. 1287 ГК РФ, полагаю, можно такое согласие признать законным основанием для издания произведения. Если произведение будет выпущено без договора - для издателя наступает ответственность согласно ст. 1301 ГК РФ, а именно:

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Гражданским кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:


в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Свободное использование охраняемых произведений

Позволяет ли наш закон об авторском праве частное копирование? Что означают "частные копии" с точки зрения нашей национальной практики?

Согласно ст. 1273 ГК РФ. Свободное воспроизведение произведения в личных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; 2) воспроизведения баз данных или их существенных частей; 3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса; 4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

"Частные копии" с точки зрения нашей национальной практики означает: 1) воспроизведение производится гражданином; 2) исключительно в личных целях и 3)относится к правомерно обнародованному произведению. Копия произведения, полученная в соответствии с данной нормой, не может распространяться, она может использоваться только для удовлетворения личных потребностей того гражданина, который ее изготовил [12, с. 922].

2.2 Частные моменты нормативно-правового регулирования авторского договора

Актуальность темы заключается в том, что в сегодняшних условиях значение договорно-правовых отношений в гражданском обороте прав на интеллектуальную собственность увеличивается. Наше государство все больше внимания уделяет инновациям, высоким технологиям, поскольку от этого зависит наше благополучие и качество жизни.


Естественно встает вопрос о наличии законодательства, которое бы тщательно и продуманно регулировало договорные отношения в сфере интеллектуальной собственности. Международные конвенции, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты и др. регулирует отношения с автором произведения. Однако при анализе авторских договоров первоочередно следует обратиться к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вступившей в силу 1 января 2008 года.

Выдающийся писатель и философ Джубран Хамиль однажды сказал, что «произведение искусства – это туман, изваянный в образ». И он был прав, ведь создание произведения – творческая работа, и не каждому дано быть выдающимся драматургом, музыкантом, художником, хореографом или архитектором. Творческие люди живут в своем мире, а создавать шедевры им помогает вдохновение.

Но создав произведение, все авторы сталкиваются с проблемой о том, как бы обнародовать свое творение, показать его всем желающим, донести до них смысл творческой работы. И тут к ним на помощь приходят авторские договоры, служащие целям реализации творческого труда авторов.

Как известно, законодатель не использует понятие «авторский договор» как таковой. Зато предусматривает три типа договоров, которые могут быть заключены в отношении любых результатов интеллектуальной деятельности (в том числе произведений науки, литературы и искусства): 1) договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ), 2) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (ст. 1286, 1287 ГК РФ) и 3) договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Новеллой действующего законодательства стал договор об отчуждении исключительного права, сделав возможным переход исключительного права правообладателю в полном объеме. К существенным условиям договора следует относить условия о предмете договора, а также о вознаграждении (в возмездном договоре).

Лицензионный договор представлен двумя видами: на основе простой (несключительной) лицензии или исключительной лицензии. Отличие состоит в том, что при заключении договора первого вида у лицензиата (правообладателя) сохраняется право выдачи лицензий на тот же способ использования. Однако при заключении договора второго вида у лицензиара отсутствует право выдачи лицензий на тот же способ использования произведения. К существенным условиям лицензионного договора можно отнести условия о предмете договора, способах использования произведения и цене возмездного лицензионного договора.


По договору авторского заказа автор обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Существенными условиями договора авторского заказа являются предмет, срок и вознаграждение (в возмездном договоре).

Договор авторского заказа может быть трех видов, по которым автор обязуется:

создать произведение и передать его заказчику без предоставления ему каких-либо правомочий в отношении исключительного права на произведение;

создать объект интеллектуальной собственности, передать его заказчику и уступить исключительное право на произведение;

создать произведение, передать его заказчику и предоставить право использования произведения.

Нельзя не отметить схожесть договора авторского заказа с договорами подрядного типа, по которым одна сторона по заданию или заказу другой стороны (заказчика) обязуется выполнить работу и предоставить заказчику результат. Бытует мнение, что второй и третий виды договоров авторского заказа являются смешанными, так как сочетают в себе и элементы договоров по выполнению работ, и элементы договоров по передаче исключительных прав на произведение, а именно: условия договора об отчуждении и лицензионного договора.

Говоря о месте авторских договоров в системе гражданско-правовых договоров, следует определить их юридическую природу. К авторским договорам применяются общие положения об обязательствах и договоре. Авторские договоры относятся к имущественным, взаимным, консенсуальным, каузальным типам договоров по имеющимся в гражданском праве классификациям. Также авторские договоры могут быть как возмездными, так и безвозмездными.

Законом предусмотрена письменная форма договоров с автором произведения под страхом недействительности договора. Авторские договоры не подлежат государственной регистрации, так как для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Однако есть исключение, касающееся программ для ЭВМ и баз данных: ст. 1262 ГК РФ предусматривает добровольную регистрацию исключительного права. Но если такая программа для ЭВМ или база данных уже зарегистрированы, то договор об отчуждении исключительного права или иной переход исключительного права подлежит государственной регистрации. Иначе такой переход считается несостоявшимся, а договор недействительным.


Авторские договоры наряду со схожестью с гражданско-правовыми договорами имеют ряд своих уникальных характеристик, которые закреплены в главах 69-70 ГК РФ. Авторские договоры призваны защитить права сторон в возникшем обязательстве, реализовать на практике схему перехода исключительного права от правообладателя к пользователю, а также облегчить культурный обмен между автором и обществом, сделать его доступным [13, с. 17].

Заключение

Актуальность темы заключается в том, что в сегодняшних условиях значение договорно-правовых отношений в гражданском обороте прав на интеллектуальную собственность увеличивается. Наше государство все больше внимания уделяет инновациям, высоким технологиям, поскольку от этого зависит наше благополучие и качество жизни.

Естественно встает вопрос о наличии законодательства, которое бы тщательно и продуманно регулировало договорные отношения в сфере интеллектуальной собственности. Международные конвенции, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты и др. регулирует отношения с автором произведения. Однако при анализе авторских договоров первоочередно следует обратиться к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вступившей в силу 1 января 2008 года.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ ознаменовало собой совершение первой в новейшей истории нашей страны кодификации гражданского законодательства.

С 1 января 2008 года вступила в действие 4 часть Гражданского кодекса Российской Федерации. В Законе 231-ФЗ от 18 декабря 2006 г. "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ст. 2, подп. 41) установлено, что Закон РФ от 09 июля 1993 года 5351 "Об авторском праве и смежных правах" утратил свою силу. В настоящее время вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации и авторские права регулирует Гражданский кодекс РФ.

При рассмотрении института служебных результатов интеллектуальной деятельности следует обратиться к п. 3 ст. 1228 ГК РФ. В соответствии с указанной нормой исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другими лицам по иным основаниям, установленным законом.

При создании работником результата интеллектуальной деятельности при выполнении работ в интересах работодателя возникшее у работника исключительное право на такой результат переходит к работодателю. Такой переход представляет собой установленное законом основание перехода исключительного права в смысле п. 3 ст. 1228 ГК РФ.