Файл: Договоры о передачи авторских прав (1 Договоры о передаче авторских прав через призму их развития).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Договоры о передаче авторских прав через призму их развития
1.1 Становление института авторских договоров
1.2 Современное состояние авторского договора о передаче прав и пути повышения его эффективности
Глава 2 Авторское право и авторский договор – содержание правовых конструкций
2.1 Авторское право как регулятор авторского договора – новеллы
2.2 Частные моменты нормативно-правового регулирования авторского договора
Новый способ оплаты литературного труда прижился и был достаточно эффективен. Очевидно, платить авторам с листа могли только те издатели, которые либо получали дотации, либо сами обладали достаточно крупным капиталом. Большинство издателей и книгопродавцев из-за недостатка постоянных оборотных средств по-прежнему вплоть до самого конца XVIII и даже в первой четверти XIX века выплачивали авторское вознаграждение книгами из своих лавок.
Дирекция Сухопутного шляхетского кадетского корпуса разработала стандартные ставки авторского вознаграждения. Так, по штату 1761 г., служащим корпуса, занимавшимся литературным творчеством «в свободные часы», а также посторонним авторам, печатавшим свои произведения за казенный счет, выдавалось по 1 00 экземпляров сочиненной или переведенной ими книги «на календарной бумаге». Если книга сочинялась на иностранном языке, а затем печаталась в типографии корпуса в русском переводе, то ее автору и переводчику назначалось также по 100 экземпляров. Штатные сочинители и переводчики, уволенные от «положенных должностей» в корпусе, получали только 12 экземпляров. В 1768 г. администрация Сухопутного кадетского корпуса решила сократить число выдаваемых в счет вознаграждения экземпляров до двадцати, тем самым надеясь воспрепятствовать продаже авторских экземпляров по сниженным ценам, подрывавшей монополию корпуса. В это же время с авторами начали рассчитываться деньгами.
Небольшие суммы гонораров заставляли литераторов искать другие источники доходов, а отсутствие правовых норм, регулирующих отношения между издателями и авторами, создавало условия для издательского произвола.
В определенной степени упорядочению авторских правоотношений способствовала издательская деятельность Академии наук. В частности, в 1755-1764 гг. при Академии выпускался научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Редактор Г.Ф. Миллер первым стал платить сотрудникам журнала авторское вознаграждение. В 1758-1766 гг. при Академии наук возникла новая типография, в которой печатались книги, предназначенные «как для удовольствия народного, так и для прибыли казенной».
Следует отметить, еще в начале XIX века основную роль в книгоиздании и книготорговле по-прежнему играли типографии. В 1813 г. в России было 55 казенных типографий, наблюдался рост частных типографий. В этот период появляются первые крупные книгоиздатели, такие как В. А. Плавильщиков, имевший книжный магазин, библиотеку и типографию. Растет число и влияние периодических изданий, в том числе общественно-политических журналов. Первым из них был «Вестник Европы» Н.М. Карамзина, с 1812 году в Петербурге стал издаваться исторический и политический журнал «Сын Отечества».
Именно в начале XIX века наметился переход от административно регулируемых авторских правоотношений к равноправным гражданским правоотношениям. В частности, Министерство народного просвещения взяло на себя охрану авторов от произвола издателей. В 1816 г. был принят первый правовой акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было определено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего ее напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора, то есть вопрос о правах издателя впервые был поставлен в зависимость от авторского права создателя произведения – автора [14, с. 679].
Таким образом, и в европейских странах, и в России авторские правоотношения первоначально формировались в связи с необходимостью нормативного регулирования права на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов авторских правоотношений расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.
1.2 Современное состояние авторского договора о передаче прав и пути повышения его эффективности
Одним из важнейших условий формирования правового государства является признание и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод должно осуществляться с помощью установленных государством мер, в том числе таких мер, которые реально позволили бы осуществлять и защищать предоставленные права и свободы. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам свободу литературного, художественного и научного творчества, защита интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности. В настоящее время нашим государством уделяется внимание раскрытию интеллектуального потенциала своего народа и созданию условий для достойной реализации своих возможностей, в частности созданию произведений науки, литературы и искусства. Провозгласив в Конституции гарантий свободы всех видов творчества, государство последовательно осуществляет свою деятельность по установлению надлежащей системы правовых гарантий в данной сфере. К таким мерам можно отнести принятие соответствующих нормативных актов в области авторских прав, вступление в международные организации, создания всевозможных условий для предотвращения правонарушений в сфере авторских прав. Однако, даже употребление указанных мероприятий до сих пор не позволяют утверждать о полной гармонизации отношений в сфере осуществления и защиты авторских прав. Такое положение вещей обусловлено, в большей степени, становлением новых экономических отношений в обществе, а поскольку результаты творческого труда является предметом экономического оборота, так и отношения по их использованию в период формирования новой экономической системы имеют свои существенные недостатки. К числу таких недостатков можно отнести: 1) существование в юридической науке спорных мнений о правовой природе продуктов интеллектуального труда - или "интеллектуальная собственность", или "исключительные права", 2) незаконное использование произведений науки, литературы и искусства, 3) несоответствие между технологическими возможностями по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности и правовым статусом таких объектов и их правообладателей, 4) допущение нарушений и наличие неоднозначных норм в области передачи имущественных прав авторов, 5) низкий уровень осведомленности авторов и других правообладателей с нормативной базой в области авторских прав . И это далеко не полный перечень проблем, возникающих при рассмотрении вопроса об авторском праве.
Согласно полученным в ходе диссертационного исследования результатам, автор выносит на защиту следующие положения, имеющие научную новизну:
1. Предлагается юридическое определение произведения как результата художественной, литературной и научной деятельности личности, наделенного объективной форме, имеет самостоятельное значение и отделена от личности автора.
2. Аргументируется необходимость закрепления в ст. 14 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" права на отзыв как одного из личных неимущественных прав, в силу которого автор сохраняет возможность отказаться от обнародования произведения с последующим возмещением причиненных пользователю убытков, в том числе и упущенной выгоды, в случае обнародования произведения по автором сохраняется право изъять его экземпляры при условии полной оплаты их стоимости.
3. Предлагается отнести к объектам права следования не только произведения изобразительного искусства и рукописи литературных произведений, но и рукописи музыкальных произведений. В связи с этим, с целью урегулирования норм Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" нормам нового Гражданского кодекса Российской Федерации в содержание ч. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" включить словосочетание "и оригиналов рукописей литературных и музыкальных произведений", а ч. 1 ст. 448 нового Гражданского кодекса дополнить после слов "литературного произведения" словосочетанием "и музыкального произведения".
4. Обосновывается целесообразность закрепления в Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" возможности возникновения авторских прав в процессе редактирования отдельных видов произведений, при обязательном условии, что такое изменение носит характер самостоятельной творческой обработки.
5. Предлагается установить, что авторские правомочия могут быть объектами общей совместной собственности супругов, передача одним из супругов - автором другом своих правомочий должна осуществляться путем заключения соответствующего договора.
6. Предлагается юридическое определение издательского договора как сделки, на основании которого автор или его правопреемники обязуются передать издателю исключительное право на воспроизведение и распространение произведений в установленных пределах, а издатель или иное лицо по поручению издателя обязуется воссоздать определенное количество экземпляров произведения, обеспечить их распространение и продажа за свой счет и на свой риск, а также выплатить вознаграждение автору или его правопреемникам в установленной сторонами форме.
7. Обосновывается целесообразность осуществления автором права доступа к своему произведению только, если это установлено условиями договора об отчуждении произведений изобразительного искусства [10, с. 32].
Глава 2 Авторское право и авторский договор – содержание правовых конструкций
Авторский договор в юридической литературе определен как гражданско-правовой договор на передачу имущественных прав автора. То есть посредством заключения договора, автор произведения дает свое согласие на использование созданного им произведения другими лицами в соответствии с условиями договор и действующего законодательства.
Авторские договоры, в свою очередь, подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и на договоры о передаче неисключительных прав. Также существуют договор об использовании уже созданного произведения и договор заказа, согласно которому автор обязуется создать произведение по заказу другого лица и в определенный срок.
2.1 Авторское право как регулятор авторского договора – новеллы
Имеет ли автор - преподаватель вуза право на безвозмездное получение авторского экземпляра книги, вышедшей в издательстве этого вуза, номера (экземпляра) вузовского журнала, где опубликована его статья?
В.П.Мозолин указывает, что практика выдачи безвозмездно авторского экземпляра пришла к нам из старого (советского) законодательства, но в настоящее время эта практика не согласуется с действующими нормам Налогового кодекса РФ, нужно искать другие законные пути.
Необходимо ли заключать трудовой договор между вузом и преподавателем - автором учебного пособия?
Заключать трудовой договор с преподавателем вуза обязательно нужно и это устанавливается нормами Трудового кодекса (ст.ст. 56, 57 ТК РФ). Обязанность заключения трудового договора возлагается на работодателя. Для того чтобы созданное произведение считалось служебным необходимо в трудовом договоре прописать, что создание учебных пособий входит в трудовые функции работника (преподавателя). К тому же при создании (написании) конкретного учебника или учебного пособия необходимо ознакомить работника (преподавателя) под роспись с трудовым заданием, планом - проспектом или с другим локальным нормативным актом, где будет отражено: название произведения, объем, срок сдачи рукописи и др. необходимые условия. Несоблюдение письменной формы ознакомления с трудовым заданием работника (преподавателя), в будущем, может повлечь неблагоприятные последствия для работодателя при использовании произведения.
Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю с момента создания произведения (выражение его в объективной форме).
Срок действия исключительного права на служебное произведение принадлежит работодателю и никак не связан со срок действия трудового договора. Прекращение трудового договора между автором и работодателем не влечет возвращение исключительного права автору.
Трудовой договор может предусматривать условие, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Договор может предусматривать предоставление работодателю лицензии (исключительной или неисключительной) на использование служебного произведения, а также предусматривать другие условия действия лицензии.
Имеет ли юридическую силу знак охраны авторского права при отсутствии договора между автором и издателем?
Как уже сказано выше и в соответствии со ст. 1271 ГК РФ знак охраны носит информационный характер. При отсутствии договора между издателем и автором все неблагоприятные последствия ложатся на издателя, и выпуск такого произведения может быть признан контрафактным. Согласно ст. ст. 1235, 1286 ГК РФ лицензионный договор заключается в письменной форме, если Гражданским кодексом не предусмотрено иное. В частности, договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме (п.2 ст. 1286 ГК РФ).
Как могут издатели принудить Интернет-провайдеров соблюдать их права в случае нарушения. Ответственность Интернет-провайдеров
Для Интернет-провайдеров "безопасную гавань" могут составлять только неохраняемые произведения.
Во всех остальных случаях, при нарушении исключительного права автора или иного правообладателя на произведение к Интернет-провайдерам могут применяться меры ответственности, те же, что и к другим нарушителям. По выбору правообладателя, согласно ст. 1301 ГК РФ, могут быть предъявлены требования возмещения убытков или выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Наряду с выше указанной мерой ответственности, правообладатель может применить к нарушителю другие способы защиты и меры ответственности, установленные статьями 1250, 1252.и 1253 ГК РФ [14, с. 671].